Научная статья на тему 'Топливно-энергетический комплекс республики Саха (Якутия) в развитии экономики региона'

Топливно-энергетический комплекс республики Саха (Якутия) в развитии экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
844
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурцев Н.Н., Архипова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Топливно-энергетический комплекс республики Саха (Якутия) в развитии экономики региона»

ВОПРОСЫ экономики

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

H.H. БУРЦЕВ, заместитель директора финансово-экономического института

Якутского государственного университета Т.Н. АРХИНОВА, ассистент кафедры финансов и кредита финансово-экономического института Якутского государственного университета

В процессе эволюционного развития экономики страны в результате общественного разделения труда происходит естественное обособление части производственных связей на определенной территории. Образуется относительно самостоятельный региональный воспроизводственный процесс, определяющий место региона в экономическом процессе в целом по стране и его специализацию. С другой стороны, такая специализация была заложена в самой концепции развития плановой экономики СССР централизацией ее регулирования. Таким образом, имеющаяся на начальном этапе и сохраняющаяся в настоящее время диспропорция отраслей экономики регионов - характерный объективный фактор, предопределяющий специфичность стратегий экономических реформ каждого региона. Ярким примером такой территориальной сверхспециализации отраслей, характерной для субъектов России, является Республика Саха (Якутия). Ее экономика, как известно, имеет четко выраженную сырьевую направленность. Доля добывающих отраслей в республике в объеме промышленного производства в 2000 году составила 87%. На западе и юге Якутии большое развитие получили экспортно ориентированная горно-добывающая промышленность: алмазодобывающая и угольная. Северные и северо-восточные территории специализируются на очаговом освоении месторождений золота, олова и полиметаллов. Эти отрасли являются для республики основными и обеспечивают ее относительно высокие экономические показатели. Следует сказать, что более умеренная политика в приватизации крупных предприятий в 1990-е годы, реализованная в Республике Саха

(Якутия), по сравнению с Россией в целом позволила избежать обвального сокращения промышленного производства. По данным 1997 года, Республика Саха (Якутия), имея всего 0,68% населения России, производила соответственно 1,58% ВВП (ВРП) России1. А по состоянию на конец 2000 года объем промышленного производства достиг 65 200,9 млн руб., что составило 28% по Дальневосточному федеральному округу2. Поэтому на данном этапе ее относят к одному из активно развивающихся субъектов страны в азиатском регионе.

Основным источником пополнения доходной части бюджета (около 70 - 80%) республики является алмазодобывающая отрасль и, очевидно, что основу развития экономики республики будет продолжать определять функционирование алмазно-бриллиантового комплекса. Но для повышения ее экономической устойчивости, в перспективном плане, в качестве приоритетных направлений развития выдвигаются топливно-энергетический, лесопромышленный, транспортный и научно-информационный комплексы3. Это в большей степени актуально в том плане, что пред-

1 Состояние, проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия). -Официальное издание Госкомстата РС(Я) совместно с ИФТПС СО РАН. Якутск, 2000. С. 4.

2 Основные показатели социально-экономического положения регионов Дальневосточного федерального округа за декабрь-январь 2000 года. - Статистический бюллетень Госкомстата РФ и РС(Я). Якутск, 2000. С. 5.

3 Материалы расширенного совещания Правительства РС(Я), ноябрь, 2000. Проект "Основные направления социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года", Правительство РС(Я), апрель, 2000. С. 24.

приятия топливно-энергетического, транспортного, научно-информационного комплексов помимо своих коммерческих целей выполняют роль базовой инфраструктуры, необходимой для развития экономики республики в целом. Они создают условия для воспроизводства минерально-сырьевой базы региона, успешной деятельности добывающих и перерабатывающих предприятий, созданию производств по глубокой переработке с доведением до конечной, конкурентоспособной продукции, имеющей спрос на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим необходим более пристальный государственный контроль и целенаправленная работа правительства по обеспечению их успешного функционирования. Следует заметить, что в последнее время уделяется большое внимание государственному сектору экономики4, управлению естественными монополиями и антимонопольной политике5. Однако целенаправленное создание и поддержка инфраструктуры развития экономики региона составляет более обширную проблему. Туда вовлекаются не только государственные и муниципальные (или с их участием) предприятия, имеющие доминирующее положение на соответствующих рынках, но и другие. Поэтому становится необходимым специальный статус предприятий, составляющих инфраструктуру развития экономики территорий, что позволило бы осуществить проведение специальной государственной политики по регулированию их деятельности, а значит, и процессов создания экономических условий для деятельности других хозяйствующих субъектов. Такие предприятия, составляющие инфраструктуру как систему, могут быть определены в соответствии с условиями и ситуацией, складывающейся в

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 04.01.99 N8 1 "О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации".

Приказ Министерства экономики РС(Я) от 30.03.99 № 141 "Об утверждении системы показателей развития государственного сектора экономики РС(Я)".

5 Томан А. О направлениях развития антимонополистического регулирования // Российский экономический журнал. 1998. № 1. С. 109;

Кирюшкина Г., Михайлов А. Антимонопольное законодательство - элемент госрегулирования процессов экономической концентрации // Российский экономический журнал 1998. № 11 - 12. С. 42 -48;

Никифоров А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестник Моск. ун-та. Серия 6, Экономика. - 1998. - № 1. - С. 14-30;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.98 № 239 "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 - 2000 годах" // Собрание законодательства РФ, 1998. № 9. С. 1116.

каждом из регионов программными или законодательными методами. Это обеспечило бы:

• повышение управляемости и устойчивости развития экономики региона;

• существенное снижение производственных издержек предприятий региона и рисков, связанных с их деятельностью;

• существенное снижение издержек предприятий, составляющих саму систему.

Для конкретности рассмотрим совокупность предприятий, составляющих топливно-энергетическую инфраструктуру Республики Саха (Якутия), которая среди инфраструктурных компонентов экономики региона является основным. Предприятиями ТЭК РС(Я) являются государственное унитарное предприятие "Якутуголь", открытое акционерное общество Национальная нефтегазовая компания "Саханефтегаз" и Акционерная компания "Якутскэнерго", которые составляют вертикально интегрированные корпоративные структуры.

В состав ГУП "Якутуголь" входят три угледобывающих предприятия: разрез "Кангаласский" и шахта "Джебарики Хая" и разрез "Нерюнгрин-ский". Две первые обеспечивают топливом северные улусы Якутии, третий поставляет уголь в Дальневосточный регион, российским энергетикам и металлургам, а также на экспорт.

В состав ОАО ННГК "Саханефтегаз" входят дочерние ОАО: "Якутгазпром", "Ленанефтегаз", "Ленагаз", "Якутскгеофизика", "Саханефтегазс-быт", со своими специализированными предприятиями.

В состав АК "Якутскэнерго" входят по группам: центральный энергорайон (Якутская ГРЭС, Якутская ТЭЦ, Центральные электрические сети); Западный энергорайон (Каскад Вилюйских ГЭС, Западные электрические сети, Вилюйские электрические сети); Южно-Якутский энергорайон (Южно-Якутские электрические сети, Нерюнг-ринская ГРЭС); Северный энергорайон (Северо-Восточные электрические сети, Северные электрические сети, Эльдиканская ПГЭС, Депутатская электрическая станция). В настоящее время в стадии организации ОАО "Сахаэнерго" и ГУП "Сахасельхозэнерго".

Все три указанные корпоративные структуры имеют свои программы развития и прогнозные планы производства (рис. 1). Как видно из графиков, тенденции развития коррелируют друг с другом. И это понятно, поскольку они являются частями одной технологической цепочки (рис. 2). Республика Саха (Якутия) в Дальневосточном экономическом регионе является уже традици-

А«»«»™

Рис.2. Баланс угля РС(Я) в 1990-1999 годах

онным поставщиком топливоэнергетических ресурсов (рис. 2, 3). Таким образом, ТЭК РС(Я) имеет важное инфраструктурное значение не только в пределах РС(Я), но и по ДВЭР, поэтому согласование программ развития трех корпоративных структур является проблемой не только самих предприятий и даже отдельно взятой рес-

публики, но и важной задачей государственного регулирования на региональном уровне.

Следует сказать, что в период экономических реформ вопросам региональной политики были посвящены достаточно большие разделы правительственных программ6, был издан Указ Президента РФ от 03.06.96 № 803 "Об основных положениях формирования региональной политики в Российской Федерации". В данном документе кроме задач социально-экономического развития были сформулированы и задачи совершенствования экономического районирования страны. Предпринималось много попыток разработать и реализовать целостную государственную политику в инфраструктурном обеспечении ДВЭР, но пока положение дел оставляет желать лучшего. Так, например, существуют значительные задолженности между предприятиями ТЭК по РС(Я) и ее (рис. 4). Для ГУП "Якутуголь" ис-

6 Программа углубления экономических реформ, 1992; Развитие реформ и стабилизации российской экономики, 1993;

Реформы и развитие российской экономики в 1995 -1997 гг., 1995.

Рис.3. Производство и потребление ТЭР в РС(Я)

ОАО Якуганерго ОАО Хабаровскэнврго ОАО Дальэнерго Сахалинэнерго

2000г.

Рис,

гм'г(пги,В)

,4. Поставки угля по энергопредприятиям региона (в тыс. т)

Рис.5. Отгрузка Нерюнгринского угля по энергосистемам региона и ее оплата

предприятий ТЭК РС(Я) федеральному и республиканскому бюджету составляет большую часть задолженности предприятий всей республики (рис. 6, 7).

Несмотря на прекращение с 1 января 2000 года проведения взаимозачетов по всем уровням бюджетов по регулируемым налогам на основании положений Налогового Кодекса РФ и совместного письма МНС РФ от 29.12.99 № 03-07-21/133, порядок расчетов за отгруженную продукцию и оказанные услуги по крупным налогоплательщикам, к которым относятся предприятия ТЭК, осталось прежним. Например, по АК "Якутскэнерго" бо-

ключением является 2000 год, когда отгрузка нерюнгринского угля была оплачена практически полностью (рис. 5). Однако это - результат принятия властями административного решения по устранению чрезвычайной ситуации по отопительному сезону, а не улучшение системы управления ТЭК в целом. По данным Госкомстата РС(Я), предприятия ТЭК республики в финансовом отношении входят в разряд наиболее благополучных предприятий, и их оборот занимает значительную часть финансовых потоков РС(Я). Одновременно с этим задолженность

1600

1400

1200

1000 800

600

400

200

рр Iя

■ Республиканский и местный □Федеральный

I "

ш м

I §

а &

I

£

с 3 2

а

&

ш в я

X

3 &

I

о а с

3 ■8

I £ а

ж ||

2 "8 ч

2

5 |

I

ё £

5 ®

1 & « *

ц

з

2

6

С

с э

2

я

&

3 х с

2. £ Б ё

. - ю Ё О ег

Рис.6. Задолженность по налогам отраслей экономик РС(Я)

700-|'"

Рис.7. Динамика изменения недоимки в федеральный бюджет по крупным предприятиям-недоимщикам

лее 40% оплаченных услуг приходится на безденежные формы расчетов. Так же на рост недоимки влияет дебиторская задолженность, если за 2000 год вся реализованная продукция была оплачена, то за прошлые года она по-прежнему остается высокой. По АК "Якутскэнерго" она составила 982,6 млн руб., в том числе по бюджетным организациям, финансируемым из федерального бюджета - 49,6 млн руб., при наличии недоимки в федеральном бюджете 654,7 млн руб.7.

Все это отрицательно сказывается в деятельности каждого составляющего комплекс предприятия и на экономической отдаче для региона от комплекса в целом. Такая проблема существует и в других регионах России. Имеется положительный опыт создания объединений угледобывающих предприятий Кузбасса с энергетиками и металлургами8. Это позволяет решить вопрос о взаиморасчетах, устраняет посредников и обеспечивает устойчивую работу предприятий в целом. Однако в последнее время процесс идет по обычному на сегодняшний день руслу: на аукционе РФФИ акции ОАО "Кузбассуголь" скупили более богатые, его же, клиенты - альянс "Север-сталь-Магнитогорский металлургический комби-

1 Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) за 1998, 1999, 2000 годы.

8 Кузнецов В.А., Эдельман В.И. и др. Угольно-энергетические комбинаты - эффективная форма интеграции отраслей ТЭК // Энергетик, 1998. № Ю.

9 Победители держатся в тени. // Еженедельный деловой журнал "Русский Фокус". 2001. № 27.

10 Проблемы и пути сокращения неплатежей предприятиям энергетики. Материалы Координационного Совета по энергетике ассоциации "Центральная Россия". Вып. IV, М., 1997;

Тарануха Ю.В. Предприятие в новых условиях хозяйствования. - М.: ВИЭМС. МГ "Геоинформ-марк", 1991.

нат" (более 51%), Новолипецкий металлургический комбинат, "Еврохолдинг" и компания "Белой" (более 25%)9. При таком раскладе событий имеется опасность чрезмерной монополизации отраслей экономик.

По решению проблем сокращения неплатежей высказаны различные предложения10, касающихся неденежных форм расчетов, но они, имея те или иные недостатки, остались невостребованными.

В качестве примера попытки координации взаимозачетов и оптимизации налогов с хозяйствующих субъектов в Республике Саха (Якутия) можно привести опыт создания Республиканского агентства развития Южно-Якутского региона. Оно было создано в целях повышения доходов государственных финансов и эффективности процесса реформирования производственного комплекса республики в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26.05.99 года № 768 "О республиканском агентстве развития Южно-Якутского региона" и постановления Правительства РС(Я) от 11.06.99 № 324 "Вопросы Республиканского агентства развития Южно-Якутского региона". Деятельность этой структуры ограничивается Южно-Якутским регионом РС(Я), имеет общий надстроечный, посреднический характер и вряд ли будет удобной для проведения целенаправленной политики реструктуризации и управления ТЭК РС(Я).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение, возвращаясь к ТЭК РС(Я), как инфраструктурному составляющему экономики, можно констатировать, что предпринимаемые попытки оздоровить ситуацию на ТЭК РС(Я) в настоящее время имеют фрагментарный, внутриотраслевой или местный характер и не могут способствовать формированию оптимального топливно-энергетического баланса в республике на основе собственных топливных ресурсов и созданию энергетической системы, интегрированной с ТЭК всего Дальневосточного экономического региона, которая как основная инфраструктура могла бы обеспечить устойчивое развитие экономики региона в целом. Для этого необходима: во-первых, законодательно-нормативная база, обеспечивающая функционирование инфраструктурной компоненты экономики с учетом норм государственного регулирования деятельности естественных монополий и предприятий, занимающих доминирующее положение на соответствующих рынках; во-вторых, разработка и реализация государственных программ развития инфраструктурного обеспечения экономики, которые обеспечили бы успешное формирование конкурентной среды на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.