Научная статья на тему 'ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ КОНДЕНСАТОРОВ ПАРОВЫХ ТУРБИН ТИПА Т-180/210-130 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНТУРА ЦИРКУЛЯЦИИ НА СО2'

ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ КОНДЕНСАТОРОВ ПАРОВЫХ ТУРБИН ТИПА Т-180/210-130 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНТУРА ЦИРКУЛЯЦИИ НА СО2 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНДЕНСАТОР ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ / СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ / НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЙ ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ / СЖИЖЕННЫЙ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гафуров Н.М., Гафуров А.М.

Представлены результаты исследования энергоустановки на сжиженном углекислом газе по экономии расхода условного топлива в системе охлаждения паровых турбин типа Т-180/210-130 в зимний период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Гафуров Н.М., Гафуров А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUEL PROFITABILITY OF AN COOLING SYSTEM OF CONDENSERS OF T-180/210-130 STEAM TURBINES WITH USE OF A CONTOUR OF CIRCULATION ON СО2

Results of research of power installation are presented on the liquefied carbon dioxide gas on economy of a consumption of equivalent fuel in cooling system of T-180/210-130 steam turbines during the winter period.

Текст научной работы на тему «ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ КОНДЕНСАТОРОВ ПАРОВЫХ ТУРБИН ТИПА Т-180/210-130 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНТУРА ЦИРКУЛЯЦИИ НА СО2»

Использование низкотемпературного теплового двигателя с замкнутым контуром циркуляции на C3H8 в системе охлаждения паровых турбин типа Т-180/210-130 с расходом пара в конденсатор до 12,5 кг/с (в теплофикационном режиме) позволяет дополнительно вырабатывать электроэнергию на ТЭС (рис. 1) в диапазоне температур окружающей среды от 273,15 К (0°С) до 223,15 К (-50°С).

Использованные источники:

1.Гафуров А.М. Способ утилизации сбросной теплоты в конденсаторах паровых турбин, охлаждаемых водными ресурсами при температуре 12°С в осенне-весенний период времени. // Инновационная наука. 2016. - № 4-3. -С. 51-53.

2.Гафуров А.М., Гафуров Н.М. Эффективность низкотемпературного теплового двигателя по утилизации теплоты в конденсаторе паровой турбины при давлении пара в 7 кПа. // Инновационная наука. 2016. № 2-3. -С. 46-48.

3.Патент на полезную модель №140435 РФ. Тепловая электрическая станция / Гафуров А.М. 10.05.2014 г.

4.Гафуров Н.М., Гатина Р.З., Гафуров А.М. Возможности использования геотермальной теплоты с температурой до 250°С в бинарных циклах, охлаждаемых водными ресурсами. // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 2 (20). - С. 193-196.

5.Гафуров А.М., Гафуров Н.М. Эффективность низкотемпературного теплового двигателя по утилизации теплоты в конденсаторе паровой турбины при давлении пара в 7,5 кПа. // Инновационная наука. - 2016. № 23. - С. 48-50.

УДК 62-176.2

Гафуров Н.М. студент 4 курс

факультет «Энергонасыщенных материалов и изделий»

ФГБОУ ВО «КНИТУ» Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань

ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ КОНДЕНСАТОРОВ ПАРОВЫХ ТУРБИН ТИПА Т-180/210-130 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНТУРА ЦИРКУЛЯЦИИ НА СО2

Представлены результаты исследования энергоустановки на сжиженном углекислом газе по экономии расхода условного топлива в системе охлаждения паровых турбин типа Т-180/210-130 в зимний период. Ключевые слова: конденсатор паровой турбины, система охлаждения, низкотемпературный тепловой двигатель, сжиженный углекислый газ.

Gafurov N.M.

Gafurov A.M.

FUEL PROFITABILITY OF AN COOLING SYSTEM OF CONDENSERS OF T-180/210-130 STEAM TURBINES WITH USE OF A CONTOUR OF

CIRCULATION ON СО2

Results of research of power installation are presented on the liquefied carbon dioxide gas on economy of a consumption of equivalent fuel in cooling system of T-180/210-130 steam turbines during the winter period.

Keywords: condenser of the steam turbine, cooling system, low-temperature heat engine, liquefied carbon dioxide gas.

Основная часть электроэнергии в настоящее время производится на тепловых электростанциях (ТЭС). На ТЭС используется только 40% энергии топлива, это означает, что 60% этой энергии теряется безвозвратно в виде тепловых отходов. На охлаждение отработанного пара на ТЭС мощностью 1000 МВт требуется вода из водоема-охладителя площадью примерно 810 га, глубиной около 8,7 м. Поэтому в последнее время прилагаются большие усилия по утилизации тепловых отходов с возможностью генерации электроэнергии [1].

В конденсаторе паровой турбины типа Т-180/210-130 поддерживается низкое давление пара равное 7,0 кПа, что соответствует температуре насыщения в 39°С. Процесс конденсации пара сопровождается выделением скрытой теплоты парообразования, которая отводится при помощи охлаждающей воды в окружающую среду. В зимний период времени конденсатор паровой турбины является источником сбросной низкопотенциальной теплоты с температурой в 39°С, а окружающая среда -прямой источник холода с температурой вплоть до минус 50°С. Имеющийся теплоперепад можно сработать с помощью энергоустановки на основе низкотемпературного теплового двигателя с замкнутым контуром циркуляции на сжиженном углекислом газе СО2 [2].

Замкнутый контур циркуляции низкотемпературного теплового двигателя содержит последовательно соединенные насос, теплообменник-испаритель (конденсатор паровой турбины), турбодетандер с электрогенератором и теплообменник-конденсатор аппарата воздушного охлаждения (АВО). Причем охлаждение низкокипящего рабочего газа СО2 осуществляют наружным воздухом окружающей среды в зимний период времени при температуре от 0°С до минус 50°С [3].

В зимний период времени паровые турбины типа Т-180/210-130 работают в теплофикационном режиме, когда часть теплоты отработавшего в турбине пара, имеющая более низкий потенциал, отбирается для централизованного теплоснабжения, а часть пара (10% от номинала) направляется в конденсатор паровой турбины для осуществления вентиляционного режима работы последней ступени паровой турбины. Работа низкотемпературного теплового двигателя осуществляется следующим образом. Отработавший в турбине пар поступает в конденсатор

при давлении в 7,41 кПа, где охлаждается и конденсируется на поверхности конденсаторных трубок, внутри которых протекает охлаждающая жидкость. Полученный основной конденсат с помощью конденсатного насоса направляют в систему регенерации. В качестве охлаждающей жидкости используется сжиженный углекислый газ СО2, который сжимают в насосе до высокого давления 7,6 МПа и направляют в конденсатор паровой турбины для охлаждения отработавшего в турбине пара. Конденсация пара сопровождается выделением скрытой теплоты парообразования равного примерно 2122 кДж/кг, которая отводится на нагрев и испарение сжиженного газа СО2 до температуры перегретого газа в 34°С. Далее перегретый газ СО2 расширяют в турбодетандере теплового двигателя, который соединен с электрогенератором. На выходе из турбодетандера отработавший в турбине газ СО2 направляют на охлаждение в конденсатор АВО, где в процессе охлаждения газа СО2 ниже его температуры насыщения происходит интенсивное сжижение, после чего сжиженный газ СО2 направляют для сжатия в насос теплового двигателя. Затем органический цикл Ренкина на основе низкокипящего рабочего тела повторяется [4].

На рис. 1, 2 представлены графики расчетных показателей по экономии расхода условного топлива на ТЭС (т.у.т./ч) и эксергетической эффективности низкотемпературного теплового двигателя при осуществлении процесса охлаждения конденсаторов паровых турбин типа Т-180/210-130 контуром циркуляции на СО2 в зависимости от температуры наружного воздуха [5].

0,4 т

-0.1 I I I I I-1-1-1 I I-1

223.15 228.15 233.15 238.15 243.15 248.15 253.15 258.15 263,15 268.15 273.15

Температура наружного воздуха, К

Рис. 1. При расходе пара в конденсатор до 12,5 кг/с (10% от номинала).

4 -1 I-1-1-1-1-1-1-1 I

223,15 228.15 233,15 238,15 243,15 248,15 253.15 258,15 263.15 268.15 273.15

Температура наружного воздуха, К

Рис. 2. При расходе пара в конденсатор до 12,5 кг/с (10% от номинала).

Эксергетическая эффективность низкотемпературного теплового двигателя (рис. 2) варьируется от 4,45% до 18,8%. При этом использование низкотемпературного теплового двигателя с замкнутым контуром циркуляции на СО2 в системе охлаждения паровых турбин типа Т-180/210-130 с расходом пара в конденсатор до 12,5 кг/с (в теплофикационном режиме) позволяет экономить (рис. 1) до 0,35 т.у.т./час на ТЭС при температуре окружающей среды от 268,15 К (-5°С) до 223,15 К (-50°С).

Использованные источники:

1.Гафуров А.М. Способ утилизации сбросной теплоты в конденсаторах паровых турбин, охлаждаемых водными ресурсами при температуре 12°С в осенне-весенний период времени. // Инновационная наука. 2016. - № 4-3. -С. 51-53.

2.Гафуров А.М., Гафуров Н.М. Эффективность низкотемпературного теплового двигателя по утилизации теплоты в конденсаторе паровой турбины при давлении пара в 7 кПа. // Инновационная наука. 2016. № 2-3. -С. 46-48.

3.Патент на полезную модель №140435 РФ. Тепловая электрическая станция / Гафуров А.М. 10.05.2014 г.

4.Гафуров Н.М., Гатина Р.З., Гафуров А.М. Возможности использования геотермальной теплоты с температурой до 250°С в бинарных циклах, охлаждаемых воздушными ресурсами. // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 2 (20). - С. 190-193.

5.Гафуров А.М., Гафуров Н.М. Эффективность низкотемпературного

теплового двигателя по утилизации теплоты в конденсаторе паровой турбины при давлении пара в 7,5 кПа. // Инновационная наука. - 2016. № 23. - С. 48-50.

УДК 62-176.2

Гафуров Н.М. студент 4 курс

факультет «Энергонасыщенных материалов и изделий»

ФГБОУ ВО «КНИТУ» Гафуров А.М. инженер I категории УНИР ФГБОУ ВО «КГЭУ» Россия, г. Казань

ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ КОНДЕНСАТОРОВ ПАРОВЫХ ТУРБИН ТИПА Т-180/210-130 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНТУРА ЦИРКУЛЯЦИИ НА C3H8

Представлены результаты исследования энергоустановки на сжиженном пропане по экономии расхода условного топлива в системе охлаждения паровых турбин типа Т-180/210-130 в зимний период.

Ключевые слова: конденсатор паровой турбины, система охлаждения, низкотемпературный тепловой двигатель, сжиженный пропан.

Gafurov N.M. Gafurov A.M.

FUEL PROFITABILITY OF AN COOLING SYSTEM OF CONDENSERS OF T-180/210-130 STEAM TURBINES WITH USE OF A CONTOUR OF

CIRCULATION ON C3H8

Results of research of power installation are presented on the liquefied propane on economy of a consumption of equivalent fuel in cooling system of T-180/210-130 steam turbines during the winter period.

Keywords: condenser of the steam turbine, cooling system, low-temperature heat engine, liquefied propane.

Основная часть электроэнергии в настоящее время производится на тепловых электростанциях (ТЭС). На ТЭС используется только 40% энергии топлива, это означает, что 60% этой энергии теряется безвозвратно в виде тепловых отходов. На охлаждение отработанного пара на ТЭС мощностью 1000 МВт требуется вода из водоема-охладителя площадью примерно 810 га, глубиной около 8,7 м. Поэтому в последнее время прилагаются большие усилия по утилизации тепловых отходов с возможностью генерации электроэнергии [1].

В конденсаторе паровой турбины типа Т-180/210-130 поддерживается низкое давление пара равное 7,0 кПа, что соответствует температуре насыщения в 39°С. Процесс конденсации пара сопровождается выделением скрытой теплоты парообразования, которая отводится при помощи охлаждающей воды в окружающую среду. В зимний период времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.