Научная статья на тему 'Topical problems of the Arctic zone development and preservation of indigeneous Northern population'

Topical problems of the Arctic zone development and preservation of indigeneous Northern population Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Topical problems of the Arctic zone development and preservation of indigeneous Northern population»

Таблица 3

Распределение по глубине средних значений и вариации объемной активности радона за период наблюдений

Глубина, м Московская Рязанская Екатеринбург-1 Пятигорская

Средн., кБк/м3 Квар. Средн., кБк/м3 Квар. Средн., кБк/м3 Квар. Средн., кБк/м3 Квар.

0,2 18,0 0,73 7,1 0,72 12 0,81 71,8 0,52

0,5 34,6 0,68 9,5 0,48 53,9 0,38 207,3 0,30

1 22,3 0,70 13,5 0,27 81,8 0,34 313,7 0,15

2 20,2 0,55 17,9 0,15 110,8 0,33 492,9 0,13

3 30,1 0,30 18,3 0,12 119,4 0,28 531,7 0,14

5 8,4 0,29 33,0 0,14 178,8 0,22 376,1 0,20

Таким образом, результаты мониторинга параметров радонового поля на экспериментальных площадках показывают, что значение плотности потока радона с поверхности грунта определяется процессами газообмена между подпочвенным и атмосферным воздухом в зоне активного газообмена с атмосферой, т.е. специфическом пограничном грунтовом слое, мощностью около 1,5-3,0 м. Плотность потока радона с поверхности земли и объемная активность радона в подпочвенном воздухе на глубинах до 1,5-3,0 м испытывают высокоамплитудные временные колебания, связанные с изменением ротационного режима Земли и колебаниями метеорологических факторов. На глубине более 1,5-3,0 м временные изменения ОА радона незначительны, не связаны с поверхностными факторами и в основном определяются колебаниями уровня грунтовых вод.

Список литературы 1. Климшин А.В., Антипин А.Н., Микляев П.С., Петрова Т.Б., Цапалов А.А. Влияние уровня грунтовых вод на перенос радона в почвенном воздухе на полигоне в Екатеринбурге// Аппаратура и новости радиационных измерений (АНРИ), 2014, № 2. С. 45-

палов А.А. Комплексные мониторинговые исследования формирования радоновых полей грунтовых

массивов. Часть 1 программа и организация исследований// АНРИ, 2014, №4. С.33-38.

3. Маренный А.М., Микляев П.С., Петрова Т.Б., Маренный М.А., Пенезев А.В., Козлова Н.В. Временные флуктуации плотности потока радона на территории Москвы // АНРИ, №1, 2011. С. 23-36.

4. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009): Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. - 100 с.

5. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010): Санитарные правила и нормативы. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010. - 83 с.

6. Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в части обеспечения радиационной безопасности. МУ 2.6.1.2398-08: Методические указания. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспо-требнадзора, 2009. - 27 с.

Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".

52. 7.

2. Маренный А.М., Микляев П.С., Пенезев А.В., Ца-

TOPICAL PROBLEMS OF THE ARCTIC ZONE DEVELOPMENT AND PRESERVATION

OF INDIGENEOUS NORTHERN POPULATION

Pirtskhalava Nana

Student of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk

Shtaborov Dmitry

Senior Lecturer, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk

There are a lot of problems in the modern world: ecological problems connected to the global warming, production and consumption problems, industry affairs coming from the changes in technological modes and causing economic crises, etc. A prominent place in this list is taken by the issues concerning the development and safety arrangement of the Arctic zone and preservation of the low-numbered indigenous peoples of the North. The development perspectives of the Northern economy constitute the shaping

factor of the country development as they are connected to the realization of the grandest state projects on extraction and commercial exploitation of natural resources, e. g. Shtokmanov gas condensate field and others.

Nature is life environment for the indigenous peoples of our country and it insures their vital activity. But because of the industrial development, a great number of indigenous representatives have started to experience numerous problems

such as a low level of living, desire to save their mother tongue, etc.

Nowadays there are 40 indigenous peoples in the Russian Federation, the total number of which figures up to 270 000 [1], and each of these peoples numbers less than 50000. They live on the territories which used to belong to their ancestors and preserve the traditional mode of life, traditional economic management and crafts and, thus, they consider themselves to be an independent ethnos.

The article 72 of the Constitution of the Russian Federation stipulates providing protection of traditional living habitat and traditional way of life of small ethnic communities [2].

The transition to the sustainable economic and social development of the low-numbered indigenous peoples (the consolidation of national self-administration, employment and self-employment, traditional life comforts, etc.) means realization of the projects which concern the development of economic structure of the territories, where the low-numbered indigenous peoples live, and accelerated development of the social service sector (education, health service, culture).

It is worth mentioning that the Conception of economic and social development of the low-numbered indigenous peoples of the North stipulates:

- organization of works on modernization of traditional activities of low-numbered indigenous peoples, first of all, introduction of modern processes and technologies in traditional economic sectors and development of advanced oil refining;

- building and reconstruction of municipal facilities, including improvement of the territories and economic activities of the indigenous population;

- development of non-traditional power supply sources and heat supply sources, as well as autonomous systems of sewage treatment;

- realization of environmental renovations, including development of resource base of traditional economic sectors, development of reindeer breeding, building of fish breeding plants.

According to the Strategic Action Programme for Protection of Environment in the Arctic Zone of the Russian Federation, prepared under the auspices of the UN Environment Programme project, the main factors which influence the state of the environment are [3]:

- existence of a great number of local «hot zones» due to the past and present economic activities;

- growing environmental pollution and degradation of fragile Arctic ecosystems under conditions of developing human impact including transboundary pollutants transport;

- extreme slowness of restoration processes in disturbed ecosystems of the Arctic region;

- deterioration of the habitat of the indigenous population, including low-numbered peoples;

- high ecological risks of development of the natural resources and territories which are difficult of access, transportation, realization of high-technology projects and energy-demanding projects;

- growth of technology-related risks and damage under conditions of the appearance and development of dangerous hydrometeorological, ice-related unfavorable natural processes, frozen soil problems connected to climate changes.

«Russia's Strategy for Developing the Arctic Region and the Provision of National Security until 2020» approved in 2013 defines the mechanisms, means and ways of achieving strategic aims and priorities of sustainable development of the Arctic zone as well as the main aims of the governmental politics which will lead to the realization of that. Among the main factors which influence the social and economic development of the Arctic zone of the Russian Federation we can mention [4]:

- extreme natural and climatic conditions, including low air temperatures, strong winds and ice sheet in the Arctic seas;

- local character of economic development of the territories and low density of population;

- remoteness from main industrial centers, high resource intensity and dependence of life and economic activities on the delivery of food, fuel material and essential goods from other regions of Russia;

- low sustainability of ecosystems which determine the biological balance and climate on the Earth as well as their dependence on human activities.

- This document points out the necessity of development of the following spheres in this region [4]:

- science and technologies;

- modern information and telecommunication infrastructure;

- ecological safety;

- international cooperation in the Arctic, etc.

For instance, we can mention «The Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Kingdom of Norway in the Area of Environmental Protection» that has been in force since 1992. It outlines the necessity of finding solutions to ecological problems and rational utilization of natural resources according to the principle of sustainable development in accordance with the Final Act of the Conference on Security and Cooperation in Europe, Charter of Paris for a new Europe and other CSCE documents corresponding to «Declaration on the Protection of Arctic Environment» [5].

The main goal of the state policy in the Arctic region concerns the issues connected to environmental safety and safe renovation of ecological complex in this region by rational development of the sectors and location of production units which may cause damage to environment, as well as providing favorable life conditions for low-numbered indigenous peoples of the North.

References

1. The concept of the Federal Target Program «Economic and social development of indigenous population of the North, Siberia and the Far East till 2015»: the decree of the RF government of 21 November 2007, № 1661 [online]. Available from: http://www. consultant.ru /document/.

2. The Constitution of the Russian Federation of 12 December 1993, art. 72 [online]. Available from: http://www.consultant.ru/document/.

3. UN Environmental Programme Diagnostic Analysis of the Environmental Status of the Russian Arctic. Moscow, 2011.

4. Russian Strategy of the Development of the Arctic Zone and the Provision of National Security until 2020 (adopted by the President of the Russian Federation on

February 8, 2013, № Pr-232) [online]. Available from: http://www.consultant.ru/document/. 5. The Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Kingdom of Norway in the Area of Environmental Protection»: the decree of 3 August 1992, № 531

[online]. Available from: http://www. consultant.ru/ document/.

6. The Government Decree of Arkhangelsk Region of 14 September 2010, № 451: «Cooperation Agreement between Arkhangelsk Region Government and Troms0, Kingdom of Norway» [online]. Available from: http://www.consultant.ru/document/.

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Прохорова Надежда Леонидовна

преподаватель, Воронежская государственная лесотехническая академия, г. Воронеж

Экологическое образование сегодня становится дидактическим. Детям рассказывают в книгах, фильмах, компьютерных играх о вещах, которые они сами весьма редко ощущают сами. Речь идет о природе и тесном контакте с ней. Взрослые проверяют знание детей о том, что те «выучили». Конечно, в данном методе имеется рациональное зерно. Мир, который окружает ребенка слишком велик, чтобы изучить его практическим методом. Однако педагоги заметили, что в результате такого подхода дети условно понимают природные явления. Отсутствует реальное понимание окружающей природной среды. Предметы в учебных заведениях для детей представляют собой набор дисциплин - ботаника, зоология, география, астрономия и т.д. Это создает картину фрагментарного изучения среды, в котором живет молодое поколение.

Научная ориентация традиционного экологического образования стала определенным недостатком, потому что отдаляет учащихся от практики, от реальной жизни. Связь с природой можно восстановить только в контакте с самой природой. Знания, приобретенные на практике, более глубоки и могут стать в будущем основой для их практического применения в производстве.

Современная экологическая ситуация в мире характеризуется как кризис, проявляющийся в нарушении равновесия межу природой и человеком. Беспредел в нарушении законов природы можно исправить, только подняв экологическую культуру каждого человека на должную высоту.

Нельзя не согласиться с утверждением, что экологическое образование - это получение знаний об экологических закономерностях, позволяющих сократить ущерб живой природе в ходе хозяйственной деятельности людей. Любой человек, получивший хотя бы минимальное экологическое образование, способен организовать свои действия так, чтобы уменьшить или даже исключить этот ущерб. Неважно, чем он будет заниматься конкретно.

На сегодняшний день вопрос о воспитании экологической культуры стоит по-прежнему сверх остро. Наше стремление «покорить природу» отдалило нас от природы. Предназначением экологического образования является решение важной общественной проблемы, ориентированной на изменение мышления человека.

Необходимость экологического образования возникла еще в 1969 году, когда был опубликован отчет об экологической ситуации на планете. С того времени многие международные организации, в которые входили научные и политические авторитетные круги, поднимали

вопрос об экологическом образовании. Совместными усилиями были сформулированы цели и задачи такого образования. И такого рода обращение было направлено во все правительства и партии, а также проектные и педагогические общества всех стран.

Были сформулированы содержание и обязанности экологического образования, которое:

- должно касаться каждой сферы и всех уровней образования;

- должно иметь целостный характер, распространяться на всю жизнь человека и отражать изменения, происходящие в мире;

- должно иметь характер межпредметный, а также способствовать формированию ощущения длительности процесса.

К особым задачам относятся: разъяснение, информирование, формирование экологических основ посредством накопления знаний и непосредственное участие в разрешении проблем.

Экологическое образование имеет целью:

- научить экологическим основам использования окружающей среды и способам ее охраны;

- побудить творческую, инновационную деятельность, ведущую к экономному использованию природных запасов и к их максимальной охране;

- привить чувства восприятия норм и экологических запретов;

- формировать навыки экологической культуры, а также чувства моральной и социальной ответственности за охрану природы;

- выработать умение межпредметного мышления и понимания, научить восприятию зависимости между состоянием окружающей среды и качеством жизни каждого индивидуума и целых сообществ;

- формировать навыки международной солидарности в деятельности по охране окружающей среды. Вышеуказанные цели экологического образования

можно достичь так называемым формальным путем - воспитание и обучение детей на всех этапах, начиная с дошкольного возраста, затем школьная молодежь, студенты высших учебных заведений, а также учителя и специалисты, связанные с деятельностью в области экологии, охраны окружающей среды.

Неформальным образованием можно назвать процесс индивидуального и группового самообучения молодежи и взрослых людей с помощью средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.