В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ПСИХОЛОГУ
ТОМСКИЙ ОПРОСНИК РИГИДНОСТИ Г.В. ЗАЛЕВСКОГО (ТОРЗ)1
Клиническая практика и научные исследования подтверждают справедливость мысли о том, что одним из условий психической цельности индивида и его психического здоровья является гибкость в оценке самого себя, а также в умении под напором опыта переоценивать ранее сложившуюся систему ценностей [Rogers, 1951]. Еще радикальнее в этом отношении Kuenkel [1976], понимающий психическое расстройство как неспособность занимать новое отношение к изменяющейся среде.
Если даже не принимать полностью такого понимания сущности психического расстройства, то те не менее следует согласиться с мнением Б.В. Зейгарник и др. [1974], в чем убеждаемся и на основании собственных исследований [1985, 1986, 1987], что больным меньше, чем здоровым, свойственны гибкость и пластичность, позволяющие перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям, и что сочетание ригидности с инертностью относится к наиболее типичным свойствам психики большинства больных.
В целом ряде отечественных и зарубежных исследований подчеркивается значение проблемы психической ригидности для психиатрической практики. Так, встречаются указания на то, что психическая ригидность оказывается преимущественно неблагоприятным фактором, лежащим в основе этиологии и патогенеза нервно-психических расстройств, а также осложняющим прогноз и затрудняющим терапию пограничных состояний, эндогенных психозов и алкоголизма [McGlashen, 1976; Krampen, 1978; В.Я. Семке, 1983; Г.П. Пантелеева, Б.С. Беляев, 1984; В.А. Орлова, 1984 и др.].
Вместе с тем и на сегодняшний день отсутствуют, прежде всего, в отечественной патопсихологии общепринятые критерии и методы оценки психической ригидности при нервно-психических расстройствах: дифференциально-диагностические, прогностико-динамические и реабилитационные.
В основу разработки критериев и методов оценки психической ригидности (ПР) легло предположение, что ПР, как в норме, так и в патологии, вплетаясь в структуру личности, характеризуется следующими параметрами: интенсивностью (силой, глубиной) и экстенсивностью (широтой или спектром охвата структуры личности по вертикали и по горизонтали - вдоль ее подструктур), устойчивостью или стойкостью (реакция - состояние - черта), генерапизованностью и доминированием (черта -симптомокомплекс - тип) и мотивированностью (принятием - непринятием).
Принципы построения и структура ТОРЗ
Подобно многим широко применяемым вопросниковым методам диагностики, ТОРЗ представляет собой серию из специально отобранных вопросов, ответы на которые дают представление об особенностях проявления опрашиваемыми психической ригидности. В связи с монотематичностью вопросника и с целью избежать вопросов, требующих обозначения свойства, было подобрано довольно большое количество относящихся к различным проявлениям психической ригидности. Содержание вопросов достаточно объемно отражает те ситуации (проявления ПР), в которых от человека требуется изменить отдельные элементы программы поведения или ее в целом «под напором опыта» - образ жизни, стереотипы, отношения, установки, привычки, навыки, темп и ритм жизни и деятельности, средства достижения какой-либо цели или саму цель и т.д. Всего вопросник состоит из 150 пунктов.
В целях повышения достоверности результатов, опросник сбалансирован по следующим параметрам:
1. чтобы избежать определенной монотонии, создаваемой однообразием формулировок, пункты ТОРЗ сформулированы в виде вопросов и утверждений;
2. с учетом «стиля ответов» - одни опрашиваемые более склонны к утвердительным, другие к отрицательным ответам, - применяются различные формы вопросов и утверждений.
Структурно ТОРЗ представляет собой 6 шкал, дополненный «шкалой лжи» Г. Айзенка, в каждую из которых входит определенное число вопросов/утверждений. Эмпирическая однородность шкал подтверждена дисперсионным анализом на данных группы здорового контроля (F=21.08; р<0.01).
1. Шкала общей ригидности (склонности к широкому спектру фиксированных форм поведения) СКР (симптомокомплекс ригидности) - персеверациям. Навязчивостям, стереотипиям, упрямству, педантизму и собственно ригидности. Именно последний аспект шкалы СКР - ригидность в собственном или узком смысле, - неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания и т.п., - отражен во во входящей в СКР субшкале актуальной ригидности (АР). Вопросы и утверждения этой субшкалы, в разном количестве и модификациях, входят в остальные шкалы ТОРЗ.
2. Шкала сензитивной ригидности (CP) отражает эмоциональную реакцию человека на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, возможно, страх перед новым, своего рода неофобию.
1 В работе над предлагаемым вариантом ТОРЗ приняли участие В.Г. Моро1 ин и В.Г\ Залевский, за что автор выражает им свою признательность
Ото, несомненно, личностный уровень проявления ПР, выраженный в эмоциональном отношении к соответствующим требованиям объективной действительности.
3. Шкала установочной ригидности (УР). Эта шкала также отражает личностный уровень проявления ПР, выраженный в позиции, отношении или установке на принятие-непринятие нового, необходимости изменений самого себя - самооценки, уровня притязаний, системы ценностей, привычек и т.п. За такой позицией могут лежать самые разные мотивы.
4. Шкала ригидности как состояния (PCO). Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что в состоянии страха, стресса (дистресса), плохого настроения, утомления или какого-либо болезненного состояния, человек в высокой степени склонен к ригидному (шире - к фиксированному) поведению. В обычных условиях подобное поведение он может не проявлять. Правда, нередко, ригидность как состояние (как реакция) сочетается с ригидностью как чертой характера, а потому проявляется исключительно сильно и тотально.
5. Шкала преморбидной ригидности (ПМР). Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что испытуемый уже в подростковом и юношеском (школьном) возрасте испытывал трудности в ситуациях каких-либо перемен, нового и т.п. Взрослые опрашиваемые ретроспективно оценивают то, как они себя обычно вели, переживали и решали те или иные проблемы в соответствующих ситуациях в школьном возрасте (для больных - это обычно преморбидный период).
6. Шкала реальности (ШР). Это вид контрольной шкалы. Она показывает, исходит ли испытуемый в своих ответах на вопросы ТОРЗ из своего опыта или только из предположений. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что испытуемый исходил из некоторых предположений, а потому результаты обследования не могут вызывать доверия.
7. шкала лжи (ШЛ). Вопросы вычленены из Личностного опросника Г. Айзенка с целью повышения достоверности получаемых результатов. Количественно исчисляется аналогично шкале реальности ТОРЗ.
Каждая шкала (за исключением ШР и ШЛ) оценивается также по количественным параметрам интенсивности и экстенсивности. Показателем интенсивности психической ригидности (ИПР) является алгебраическая сумма оценок ответов на вопросы/утверждения шкалы. Показатель экстенсивн-сти ПР (ЭПР) определяется числом ответов, несущих признак от: слабо выражен» до «очень сильно выражен», - из общего числа возможных ответов на вопросы шкалы.
ЭПР может быть трех уровней. ЭПР первого уровня (ЭПР-1) определяется числом ответов всех трех градаций наличия признака: «выражен слабо», «выражен сильно», «выражен очень сильно»; ЭПР-2 - числом ответов с градациями признака: «выражен сильно», «выражен очень сильно»; ЭПР-3 - числом ответов с одной градацией признака: «выражен очень сильно».
Высокие показатели по ЭПР-1 свидетельствуют о том, что ПР очень широко «поражает» структуру личности по вертикали и/или горизонтали. «Тотальность» ПР может не быть выраженной по глубине, диффузной при низких показателях ЭПР-2 и особенно ЭПР-3, и сильно выраженной или даже очень сильно выраженной по глубине при их высоких значениях. В последнем случае, видимо, можно говорить об акцентуации характера (личности), а также о том, что Г1Р выступает типообра-зующим свойством. Но о «ригидном типе характера (личности)» можно говорить лишь после определения структуры характера (личности) в целом.
Низкие показатели ЭПР-1 свидетельствуют лишь о «парциальности» проявления ПР, которая может быть разной глубины в зависимости от величины показателей ЭПР-2 и ЭПР-3.
Параметр экстенсивности ПР дает более дифференцированное представление об интенсивности ПР, которая, хотя и содержит в себе показатель экстенсивности, но раскрывает его лишь в крайних своих значениях - в минимальном (нулевом) и максимальном (в соответствии со шкалой). Поэтому в пределах между этими крайними точками лишь параметр экстенсивности своими показателями может помочь понять, за счет чего получен тот или иной показатель параметра интенсивности, а также, в чем структурно-содержательные (качественные) различия количественно идентичных показателей ИПР.
Психометрическая характеристика ТОРЗ
Стабильность ТОРЗ исследовалась на выборке из 90 здоровых испытуемых с интервалом 3-4 недели. Показатель стабильности теста достаточно высок - 0.87. Внутренняя согласованность определялась на выборке в 219 человек с помощью факторного дисперсионного анализа Дж. Гласс и Дж. Стэнли [1976]. Попарные и общие сопоставления шкал ТОРЗ выявили на достоверном уровне более высокую согласованность внутри каждой отдельной шкалы (р<0.01).
Валидность была измерена следующим образом:
а) во-первых, была вычислена конвергентная валидность, как коэффициент корреляции шкалы СКР, которую фактически составили русифицированные вопросники Brengelman и Rubenovitz [Г.В. Залевский, 1976], с остальными шкалами ТОРЗ. Было выявлено, что между шкалами СКР (русским вариантом английского и шведского опросников ригидности) и «аффективная ригидность» MMPI [Ф.Б. Березин и др., 1976], существует высокая связь со шкалами ТОРЗ (р<0.05; р<0.01). Это говорит о том, что все эти шкалы измеряют одну и ту же личностную характеристику, хотя с акцентом на разные ее аспекты. Об этом свидетельствуют, например, более высокие корреляции между шкалами CP и PCO, измеряющих эмоциональный аспект психической ригидности, и шкалой «аффективная ригидность».
б) во-вторых, внешняя валидность ТОРЗ демонстрируется статистически высоко достоверными различиями между показателями шкал, полученных на выборке 219 здоровых человек и 521 нервно-психически (пограничные состояния, шизофрения) больного (р<0/001), подтверждающих гипотезу «о значительно меньшей гибкости больных».
----^т
Возможности использования ТОРЗ
1. Для дифференциальной оценки психической ригидности в норме с привлечением метода квартилей - квартилизации максимально возможного количества баллов по шкале, - выделяется четыре типа лиц с разной степенью проявления ПР: «низкая», «умеренная», «высокая», «очень высокая». Такая оценка может преследовать психолого-педагогические цели.
2. То же самое может осуществляться и в группах больных - с целью уточнения прогноза психотерапевтического или вообще, реабилитационного, воздействия, течения ремиссии и т.д. Эта же оценка может служить и в качестве одного из патопсихологических дифференциально-диагностических критериев в континууме норма-пагология (пограничные состояния, шизофрения), поскольку больные значительно чаще оказываются в типологических группах с «высокой» и «очень высокой» Г1Р. чем здоровые. Дифференциально-диагностическая внутринозологическая оценка ПР должна проводиться на основе лишь полного анализа данных по всем параметрам и шкалам ТОРЗ.
3. Использование ТОРЗ может быть как полным, так и фрагментарным, выборочным. Такая автономность шкал опросника может применяться в патопсихологическом диагностическом обследовании, экспресс-обследовании, скринигновых исследованиях для выделения групп риска, а так при оценке прогноза успеха в семейных и генетических консультациях и т.д.
4. Сбор и обработка информации с помощью ТОРЗ может производиться в ручном, полуавтоматическом и автоматизированном режимах с использованием ПЭВМ.
Квартильная норма типов по степени проявления ПР
Шкалы Пределы балльных оценок Низкая ПР Умеренная ПР Высокая ПР Очень высокая ПР
СКР 0-248 0-62 63-124 125-186 187-248
АР 0-72 0-18 19-36 37-54 55-72
CP 0-76 0-19 20-38 39-57 58-76
УР 0-68 0-17 18-34 35-51 52-68
РСО 0-24 0-6 7-12 13-18 19-24
ПМР 0-80 0-20 21-40 41-60 61-80
По контрольной шкале реальности разброс баллов 0-68. Не вызывают доверия данные при показателе ШР более 34 баллов.
По контрольной шкале лжи разброс составляет 0-36. Не вызывают доверия данные при показателе ШЛ более 18 баллов.
Инструкция к заполнению протокола ТОРЗ и обработки данных
Испытуемый должен, определив свое отношение к вопросу/утверждению, отметить это знаком «+» против соответствующего вопроса и в столбце с одним из возможных ответов: «Да», «Скорее да», «Нет», «Скорее нет».
Количественные ответы испытуемого оцениваются по четырехбалльной система в зависимости от меры наличия признака: отсутствует - О выражен слабо -1 выражен сильно - 3 выражен очень сильно - 4.
2 Приобрести автоматизированный вариант опросника можно в редакции СПЖ
Текст опросника
1. Я легко привыкаю к новым условиям.
2. Я всегда радуюсь возможности попутешествовать.
3. Я с детства предпочитаю следовать своим привычкам, и своему вкусу стараюсь не изменять.
4. Бывает, что у меня возникает ощущение обиды или досады.
5. Если факты против меня, я легко отказываюсь от своей точки зрения и выдвигаю новую гипотезу.
6. Я всегда переживаю, если приходится менять свои планы на полпути.
7. В детстве и юности мне было трудно отказываться даже от тех привычек, которые мне самому не нравились.
8. Иногда я меняю круг моих знакомых и друзей.
9. Я легко меняю привычный темп и ритм работы и жизни.
10. Я переживаю, если приходится изменять своему вкусу.
11. В детстве и юности я легко менял однажды принятое решение.
12. Все мои привычки хороши и желательны.
13. Я предпочитаю проводить отпуск в привычной обстановке.
14. Иногда я ловлю себя на мысли, что считаю совершенно ненужные мне предметы (ступеньки, окна, фонари).
15. Подростком я легко отказывался от привычного способа решения той или иной проблемы и искал новый.
16. Я сохраняю свой обычный ритм действий, даже если куда-то спешу, но знаю, что успею.
17. Если я обещал что-то сделать, то всегда выполняю свое обещание, независимо от того, удобно это мне или нет.
18. Когда я утомлен, мне трудно что-либо изменить в своей жизни или работе.
19. Я предпочитаю решать свои проблемы привычным способом.
20. Я переживаю, если приходится менять свое отношение к людям.
21. В детстве я предпочитал холить в школу одним и тем же привычным маршрутом и старался никогда его не менять.
22. Даже в самый последний момент я могу отказаться от давно задуманного.
23. Бывает, что я непроизвольно начинаю считать ступеньки, фонари, окна или какие-то другие предметы.
24. Я пере:к1:вг.кг, гели оказываюсь не в состоянии избавиться от страха, плохого настроения, эмочиоиачьчеге напряжения.
25. В детстве и юности я считал, что в оценке своего характера, способностей и возможностей не следует ориентироваться на мнение других.
26. Мне трудно заводить новые знакомства.
27. Мне трудно перейти от печали к радости.
28. Мне трудно изменить собственное мнение о себе, даже если оно не совпадает с мнением других.
29. Я долго переживаю события, которые касаются лично меня.
30. Я переживаю, если приходится менять однажды принятое решение.
31. В сходных ситуациях я испытываю одни и те же чувства.
32. В детстве и юности я легко менял свои планы на полпути.
33. Я всегда плачу за провоз багажа в общественном транспорте.
34. Я легко могу слушать одновременно двух рассказчиков.
35. Мне трудно менять свой привычный маршрут на работу.
36. Я могу одновременно читать и слушать,
37. Если я оказываюсь в стрессовой ситуации, мне трудно изменить что-либо в своей жизни.
38. Поговорка «за словом в карман не полезет» очень ко мне подходит.
39. Мне нравится быть не похожим на других.
40. Меня привлекают путешествия.
41. Я никогда не опаздывал на свидание или на работу.
42. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
43. Необходимость изменить привычку, даже ту, которая мне совсем не нравится, вызывает у меня сильные душевные переживания.
44. Иногда у меня возникают мысли, которые я хотел бы скрыть от других.
45. В детстве и юности я легко мог изменить свое отношение к кому-либо.
46. Я обладаю способностью перевошющаться.
47. Я всегда все делаю основательно и не спеша.
48. В состоянии подавленности и плохом настроении мне трудно что-либо изменить в своей жизни.
49. Подготовка к какой-либо деятельности занимает у меня очень мало времени.
50. Мне легко избавиться от привычек, которые мне не по душе.
---Щ2
51. Иногда я «выхожу из себя».
52. Я переживаю, если мне приходится расставаться с привычными условиями жизни.
53. Когда я что-то делаю, мне трудно даже ненадолго отвлечься от этого занятия.
54. Но, даже если я вынужден оторваться от этого занятия, оно никак не выходит у меня из головы.
55. С детства я привык к определенному режиму и очень неохотно его нарушаю.
56. После поездки на поезде, корабле или каком-то другом виде транспорта, я еще некоторое время продолжаю слышать гудки, сигналы, ощущать движение.
57. Я легко меняю свои планы, если обстоятельства требуют этого.
58. Я иногда сплетничаю.
59. Я очень переживаю, когда приходится отвергать свою точку зрения и принимать чужую.
60. Меня сильно расстраивает необходимость в одно и то же время выполнять множество различных обязанностей и поручений.
61. В детстве и юности меня трудно было переубедить, даже если я был не прав.
62. Я могу легко и быстро осветить хорошо известный мне вопрос, даже если в данный момент сосредоточен на другой проблеме.
63. Я с радостью берусь за работу, которая требует новых и необычных решений.
64. Среди моих знакомых есть люди, которые мне явно не нравятся.
65. Я легко избавляюсь от любых отрицательных переживаний (плохого настроения, беспокойства).
66. В школе мне нравилось путешествовать: я получал много свежих впечатлений и постоянно оказывался в новых условиях.
67. Посмотрев фильм или став свидетелем трагического случая, я еще долго нахожусь под властью пережитого.
68. Я легко меняю однажды принятое решение, если этого требуют обстоятельства.
69. Я быстро забываю о своих неприятностях.
70. В детстве и юности я легко и быстро приспосабливался к новым условиям жизни.
71. Мне трудно поменять работу или место жительства.
72. Я часто замечаю, что мне в голову приходят и тревожат какие-то не значимые для меня мысли.
73. Я плохо себя чувствую, если приходится отступать от своего привычного жизненного распорядка.
74. Когда я взволнован, чувство тревоги не покидает меня, несмотря на старание избавиться от него.
75. В детстве и юности мне было трудно менять свое мнение о чем-то или о ком-то, даже если оно противоречило реальным фактам.
76. Я лучше выполняю какую-либо работу, если мои мысли заняты только ей.
77. Мне трудно выполнять мою работу, если я оказываюсь в новой для меня обстановке.
78. В детстве и юности я легко приспосабливался к любым изменениям в моей жизни.
79. Если мне поручено несколько заданий, то сначала я выполняю одно из них и лишь после этого приступаю к следующему.
80. Если я испытываю страх, мне трудно изменить что-либо в своей жизни и деятельности.
81. Даже в обычных условиях я не склонен менять свой жизненный уклад.
82. Я переживаю, если найденный мною способ решения проблемы не приводит к положительному резулыачу и нужно искать другой.
83. В детстве и юности я долго переживал уже прошедшие события.
84. Я переживаю, если моя гипотеза не подтверждается, и необходимо искать другое объяснение.
85. Даже своим друзьям я не позволяю отвлекать меня от работы.
86. Мне не нравится, когда кто-то без предупреждения нарушает мой покой.
87. Я легко меняю свое отношение к людям.
88. Если я что-то запланировал, то постоянно думаю об этом, даже будучи уверен, что все предусмотрел.
89. Я считаю, что хорошо упорядоченный образ жизни вполне соответствует моему темпераменту.
90. Я всегда мысленно возвращаюсь к написанному и уже отправленному письму.
91. В детстве и юности я старался никогда не менять свой привычный жизненный темп и ритм.
92. Я тщательно планирую и организую свою работу.
93. Я переживаю, если мне приходится менять свой привычный маршрут на работу.
94. Считаю, что большинство вопросов имеют один верный ответ.
95. Я раздражаюсь, если что-то неожиданно нарушает мой обычный распорядок дня.
96. Непривычная обстановка не портит мне настроение.
97. Меня возмущают люди, упорно отказывающиеся признать свои ошибки.
98. Обычно мне интересно знать, чем заняты мои товарищи, даже если сам я загружен своей основной работой.
99. В детстве и юности я постоянно что-то изобретал и переделывал.
ЮО.Мне трудно изменить что-либо в своей жизни, если я болею или вообще плохо себя чувствую. 101.Я часто замечаю, что никак не могу избавиться от навязчивой мысли или мелодии.
Ю2.Мне нравится менять свой привычный темп и ритм жизни и деятельности.
103.Я легко перехожу от одного дела к другому.
104.Мне было трудно переключаться с одного экзамена на другой.
105.В детстве и юности у меня была привычка считать совершенно не нужные мне предметы (ступеньки, окна, фонари), от которой я никак не мог избавиться.
106.Мне нравится работа, требующая внимания к мелким деталям. Ю7.Мне трудно изменить своему вкусу в еде, в одежде.
108.Я легко могу прервать уже начатую работу и сразу же приступить к выполнению другого задания.
109.Мне трудно поставить себя на место другого человека.
110.Я бываю так поглощен своей работой, что больше ни на что не обращаю внимания.
111.В детстве и юности я часто ловил себя на том, что много раз в течение дня возвращался к одной и той же мысли.
112.Я всегда методичен и систематичен в том, что делаю.
113.Я одеваюсь и раздеваюсь в определенном порядке.
114.Я сильно переживаю, если мне приходится менять самооценку.
115.Я всегда аккуратно следую своему рабочему распорядку.
116.Я легко меняю свой режим дня, если этого требуют обстоятельства.
117.Я считаю, что нужно избавляться от вредных привычек.
118.Мне уже приходилось менять однажды принятое решение.
119.Я считаю, что лучше всего проводить отпуск в «родных стенах», никуда не уезжая.
120.Мне уже приходилось менять свой привычный маршрут на работу. 121 .Я считаю, что не следует менять однажды принятое решение.
122.Мне уже приходилось менять свои планы на полпути.
123.Я считаю, что лучше всего ходить на работу одной и той же дорогой.
124. Мне уже приходилось менять место жительства или работу.
125.Я считаю, что, если гипотеза противоречит действительности, от нее следует отказаться.
126.Мне уже приходилось менять свое отношение к людям.
127.Я считаю, что иногда нужно ставить себя на место другого.
128.Случалось, что меня переубеждали, если я был не прав.
129.Считаю, что лучше всего работать в привычном темпе и ритме.
130.Мне уже приходилось приспосабливаться к новым условиям.
131.Я считаю, что каждый человек вправе иметь свои предпочтения в одежде, в еде и не должен торопиться их менять.
132. Бывало, что я никак не мог избавиться от прошлых переживаний.
133.Считаю, что нужно уметь приспосабливаться к новым условиям, если этого требуют обстоятельства.
134.Мне уже приходилось ставить себя на место другого человека.
135.Я считаю, что человеку очень трудно избавиться от прошлых переживаний.
136.Мне уже приходилось менять свои привычки в еде, в одежде.
137.Я считаю, что не следует менять работу и жилище.
138.Мне уже приходилось отказываться от привычного способа решения проблемы и искать другой путь.
139.Считаю, что любую работу можно успешно выполнить привычным способом.
140.Мне уже приходилось менять свой обычный режим жизни и работы.
141.Я считаю, что нужно всегда соблюдать распорядок дня.
142.Мне уже приходилось менять свой привычный темп и ритм работы и жизни.
143.Считаю, что наилучший путь решения большинства проблем - единственный.
144.Бывало, что я настаивал на своей точке зрения, хотя факты свидетельствовали против меня.
145.Я считаю, что «со стороны виднее», поэтому необходимо всегда учитывать мнение других.
146.Мне уже приходилось вступать в конфликт с близкими мне людьми по поводу моего характера, способностей, поступков.
147.Я считаю, что стоит менять свои планы на полпути, если обстоятельства требуют этого.
148.Мне уже приходилось путешествовать, надолго уезжая от своего привычного места жительства.
149.Считаю, что стоит изменить свое отношение к человеку, если этого требуют обстоятельства.
150.Мне уже приходилось избавляться от вредных привычек.
Ключи
ШКАЛА СИМПТОМОКОМПЛЕКС РИГИДНОСТИ
№ вопроса Да Скорее да Скорее нет Нет
1 0 1 3 4
4 4 3 1 0
5 0 1 3 4
8 0 1 3 4
9 0 1 3 4
13 4 3 1 0
16 4 3 1 0
19 4 3 1 0
22 0 1 4
23 4 J 1 0
26 4 3 1 0
27 4 3 1 0
28 4 3 1 0
29 4 3 1 0
31 4 3 1 0
34 0 1 3 4
35 4 3 1 0
36 0 1 3 4
38 0 1 3 4
39 0 1 3 4
40 0 1 3 4
46 0 1 3 4
47 4 3 1 0
49 0 1 3 4
50 0 1 3 4
53 4 3 1 0
54 4 3 1 0
56 4 3 1 0
57 0 1 3 4
60 0 1 3 4
62 0 1 3 4
65 0 1 3 4
67 4 3 1 0
68 0 1 3 4
69 0 1 3 4
71 4 3 1 0
72 4 3 1 0
74 4 3 1 0
76 4 3 1 0
77 4 3 1 0
79 4 3 0
85 4 3 1 0
86 4 3 1 0
87 0 1 4
88 4 3 1 0
89 4 3 1 0
90 4 3 1 0
92 4 3 1 0
94 4 3 1 0
95 4 3 1 0
97 4 3 1 0
98 0 1 4
103 0 1 4
106 4 3 1 0
107 4 3 1 0
108 0 1 4
109 4 3 1 0
110 4 3 1 0
112 4 3 1 0
113 4 3 1 0
115 4 3 1 0
116 0 1 3 4
Всего 63 пункта| Разброс баллов 0-252
ШКАЛА АКТУАЛЬНОЙ РИГИДНОСТИ
№ вопроса Да Скорее да Скорее нет Нет
1 0 1 3 4
9 0 1 3 4
13 4 3 1 0
19 4 3 1 0
23 4 3 1 0
28 4 3 1 0
35 4 3 1 0
40 0 1 3 4
50 0 1 3 4
57 0 1 3 4
65 0 1 3 4
68 0 1 3 4
71 4 3 1 0
87 0 1 3 4
107 4 3 1 0
109 4 3 1 0
116 0 1 3 4
Всего 17 пунктов Разброс баллов 0-68
ШКАЛА СЕНСИТИВНОИ РИГИДНОСТИ
№ вопроса Да Скорее да Скорее нет Нет
2 0 1 3 4
10 4 3 1 0
14 4 3 1 0
20 4 3 1 0
24 4 3 1 0
30 4 3 1 0
43 4 3 1 0
52 4 3 1 0
59 4 3 1 0
63 0 1 1 4
73 4 3 1 0
82 4 1 0
84 4 .э 1 0
93 4 3 1 0
96 0 1 4
101 4 3 1 0
102 0 1 4
114 4 3 1 0
Всего 18 пунктов! Разброс баллов 0-72
ШКАЛА УСТАНОВОЧНОЙ РИГИДНОСТИ
№ вопроса Да Скорее да Скорее нет Нет
117 0 1 3 4
119 4 3 1 0
121 4 3 1 0
123 4 3 1 0
125 0 1 3 4
127 0 1 3 4
129 4 3 1 0
131 4 3 1 0
133 0 1 3 4
135 4 .э 1 0
137 4 3 1 0
139 4 3 1 0
141 4 3 1 0
143 4 3 1 1 0
145 0 1 3 4
147 0 1 3 4
149 0 1 3 4
Всего 17 пунктов Разброс баллов 0-68
Ш2
ШКАЛА РИГИДНОСТИ КАК СОСТОЯНИЯ
№ вопроса Да Скорее да Скорее нет Нет
18 4 3 1 0
37 4 3 1 0
48 4 3 1 0
80 4 3 1 0
81 4 3 1 0
100 4 3 1 0
Всего 6 пунктов| Разброс баллов 0-24
ШКАЛА ПРЕМОРБИДНОИ РИГИДНОСТИ
№ вопроса Да Скорее да Скорее нет Нет
3 4 3 1 0
7 4 3 1 0
11 0 1 3 4
15 0 1 3 4
21 4 3 1 0
25 4 3 1 0
32 0 1 3 4
45 0 1 3 4
55 4 3 1 0
61 4 3 1 0
66 0 1 3 4
70 0 1 3 4
75 4 3 1 0
78 0 1 3 4
83 4 3 1 0
91 4 3 1 0
99 0 1 3 4
104 4 3 1 0
105 4 3 1 0
111 4 3 1 0
Всего 20 пунктов Разброс баллов 0-80
ШКАЛА ЛЖИ
№ вопроса Да Скорее да Скорее нет Нет
12 4 3 1 0
17 4 3 1 0
33 4 3 1 0
41 4 3 1 0
42 0 1 4
44 0 1 3 4
51 0 1 4
58 0 1 4
64 0 1 3 4
Всего 9 пунктов| Разброс баллов 0-36
ШКАЛА РЕАЛЬНОСТИ
№ вопроса Да Скорее да Скорее нет Нет
118 0 1 3 4
120 0 1 3 4
122 0 1 4
124 0 1 3 4
126 0 1 4
128 0 1 4
130 0 1 3 4
132 0 1 4
134 0 1 3 4
136 0 1 3 4
138 0 1 4
140 0 1 4
142 0 1 3 4
144 0 1 3 4
146 0 1 3 4
148 0 1 3 4
150 0 1 i 4
Всего 17 пунктов! Разброс баллов 0-68