Научная статья на тему 'Томский губернский исполнительный комитет: создание, структура, полномочия (1920-1925 гг. )'

Томский губернский исполнительный комитет: создание, структура, полномочия (1920-1925 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
697
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ГУБИСПОЛКОМ / СОВЕТ / TOMSK PROVINCE / PROVINCIAL EXECUTIVE COMMITTEE / SOVIET

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куренков Артем Валериевич

Рассмотрена история Томского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, являвшегося высшим органом власти на территории Томской губернии в период 1920-1925 гг. Изучены проблемы формирования губисполкома, приведен его персональный состав, прослежены последующие в нем изменения, показана структура и отражен процесс ее реформирования, протекавший в контексте общесоветской реформы губернских органов власти. Рассмотрена нормативная база, охарактеризованы полномочия, изучен механизм взаимоотношений губисполкома с нижеи вышестоящими структурами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tomsk provincial executive committee: establish, structure, powers (1920-1925)

On October 28, 1920 at the last session of the First Congress of Soviets of Tomsk province the Tomsk provincial executive committee of soviets of workers, peasants and soldiers deputies of 27 people was elected. In accordance with constitutional norms, the provincial executive committee was the highest authority in the province between the provincial Congresses of Soviets. Along with the constitution the legal status of the executive committee was confirmed in a decision of the VII All-Russian Congress of Soviets as well as developed in the 1922 Regulation "On the provincial congresses of soviets and provincial executive committees". During the five years the executive committee structure was subject to considerable transformations. One of the first changes was the creation in November 1920 of the provincial department of nationalities whose tasks included carrying out cultural and educational policies among various national minorities in the province. At the end of June 1921 the economic conference, whose head was the chairman of the executive committee, appeared in the structure of provincial executive committees. In the autumn of 1923 the structure of executive committee was subject to the next reform held within the context of the country's total reform of provincial authorities. Its main objective was to achieve the maximum possible downsizing of provincial executive committees and, as a result, to reduce the costs of their functioning. In Tomsk province this transformation had begun even earlier than the initiative from the center was put forward. At the end of September 1923 the provincial department of management was dissolved, all its functions transferred to the department of general affairs and provincial police. In early October 1923 the provincial administration was formed. Along with structural changes, the personnel of the highest provincial authority was rotated periodically. From 1922 to 1924 there were systematic changes of the heads of department’s executive committees. A major function of the provincial executive committee was to provide guidance to inferior authorities. It was carried out through sending the staff of the management executive committee to the districts with the purpose of holding revisions. Another way was sending circulars which contained prescriptions of the executive committee. Finally, the head of the provincial department of management met with the heads of the district management departments personally. The activities of the provincial executive committee were controlled by the Siberian revolutionary committee and the Commissariat of Internal Affairs. On October 1, 1925 the Tomsk provincial executive committee was dissolved because of the liquidation of Tomsk province. The Tomsk district executive committee became its successor.

Текст научной работы на тему «Томский губернский исполнительный комитет: создание, структура, полномочия (1920-1925 гг. )»

Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 5 (31)

УДК 94(571.16)" 1920/1925"

А.В. Куренков

ТОМСКИИ ГУБЕРНСКИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ КОМИТЕТ: СОЗДАНИЕ, СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ (1920-1925 гг.)

Рассмотрена история Томского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, являвшегося высшим органом власти на территории Томской губернии в период 1920-1925 гг. Изучены проблемы формирования губисполкома, приведен его персональный состав, прослежены последующие в нем изменения, показана структура и отражен процесс ее реформирования, протекавший в контексте общесоветской реформы губернских органов власти. Рассмотрена нормативная база, охарактеризованы полномочия, изучен механизм взаимоотношений губисполкома с ниже- и вышестоящими структурами власти.

Ключевые слова: Томская губерния; губисполком; совет.

В течение весны - лета 1920 г. в городах, селах, волостях и уездах Томской губернии осуществлялся переход от чрезвычайных органов власти к конституционным. Революционные комитеты упразднялись, уступая место советам и их исполкомам. К осени 1920 г. были подготовлены условия для возобновления работы высшего органа государственной конституционной власти губернии, которым являлся Томский губернский исполком советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

На сегодняшний день краткие сведения о Томском губисполкоме содержатся в специальной энциклопедической статье [1. С. 95], отражены на страницах исследований, посвященных истории Томска и Томской области [2. С. 94-98; 3. С. 286], партийным и советским кадрам Томской губернии [4. С. 234-239], приведены в хронике жизни Томска [5. С. 182].

В данной статье на основе архивных и опубликованных источников раскрываются процесс образования, структура, кадровый состав, полномочия, механизм деятельности Томского губисполкома на протяжении всего периода его функционирования - с октября 1920 г. по октябрь 1925 г.

Томский губисполком был избран на последнем заседании Первого Томского губернского съезда советов, состоявшегося 25-28 октября 1920 г. На съезде присутствовали 187 делегатов, обладавших решающим голосом. Из них 180 являлись членами коммунистической партии. В числе прочих участников было 57 крестьян, 23 рабочих, 107 служащих и представителей других категорий и всего две женщины [6. С. 52]. В состав губисполкома вошли 27 человек: Я.М. Познанский, Ф.Е. Орлов, В.И. Жилин, К.А. Денисов, Р.М. Шергов, Я.М. Щербинин, П.А. Верхотуров, В.И. Репин, К.А. Озол, С.В. Александровский, В.Е. Никитин, Н.Я. Скоков, В.М. Похлебкин, Ф.А. Березовский, Ф.Е. Воронин, И.Н. Кудрявцев, М.С. Хаскин, С.Г. Чудновский, Е.В. Ло-севич, Е.А. Федосеев, Д.М. Кедров, Н.В. Камболин, П.Н. Старостин, Я.К. Пономаренко, И.Е. Блохин, В.А. Кузнецов, В.М. Градинарь [7. 29 окт.].

Согласно Конституции РСФСР 1918 г., губернский исполнительный комитет являлся высшим органом

власти в губернии в период между губернскими съездами советов [8. С. 80]. Основными формами работы губисполкома являлись пленумы и заседания президиума. Первые должны были созываться в начале каждого месяца не позднее 5-7-го числа при наличии кворума в 11 человек. В период между пленумами текущую работу осуществлял постоянно действующий президиум, в который на первом пленарном заседании губис-полкома 29 октября 1920 г. были избраны заведующий отделом управления Ф. Е. Орлов, губернский военный комиссар В. И. Репин, заведующий губернским земельным отделом В.И. Жилин, председатель губернского Совета профсоюзов Р.И. Шергов, заведующий губернским советом народного хозяйства Я.М. Щербинин, председатель президиума губкома РКП(б) П.А. Верхотуров, председатель губисполкома Я.М. Познанский [4. С. 235; 9. Л. 153].

На этом же заседании было заявлено о том, что губернский революционный комитет прекращает свою работу, а все заведующие его отделами, за исключением главы отдела здравоохранения, утверждаются в должностях заведующих отделами губисполкома. Руководство отделом здравоохранения было поручено М.С. Хаскину. Подчеркивая преемственность губрев-кома с губисполкомом, участники пленума приняли решение о том, что все изданные губернским ревкомом постановления, приказы и распоряжения должны подлежать обязательному исполнению [9. Л. 153-153 об.].

За первые восемь месяцев своей работы, с 29 октября 1920 г. по 29 июня 1921 г., пленум губернского исполкома собирался всего три раза. Президиум, напротив, заседал 88 раз, став основным рабочим органом исполкома. В совокупности на заседаниях пленума и президиума было рассмотрено за этот период следующее количество вопросов: экономических - 85, продовольственных - 76, по земельному делу - 36, юстиции - 53, по народному образованию - 22, административных - 53, организационных - 51, военных - 10, прочих - 117 [10. Л. 83]. Значительное количество вопросов экономического и продовольственного плана не являлось случайностью. Существенные изменения всего хозяйственного механизма страны, обусловленные

переходом весной 1921 г. к новой экономической политике, неизбежно приводили к концентрации внимания губернских властей на общеэкономических и продовольственных проблемах.

Кроме норм Конституции правовое положение губернского исполкома было закреплено в постановлении VII Всероссийского съезда советов. Оно предоставляло губисполкому право контролировать деятельность всех правительственных учреждений, в том числе и тех, которые не являлись отделами комитета, за исключением воинских подразделений [11. С. 113— 115]. В 1922 г. ВЦИК разработал специальное положение «О губернских съездах советов и губернских исполнительных комитетах», направленное на более детальную регламентацию деятельности обозначенных органов. Согласно этому акту, губернский исполнительный комитет избирался сроком на один год в составе не более 25 членов и кандидатов к ним в числе не более одной трети состава органа. В президиум губернского комитета, создаваемый в целях проведения в жизнь постановлений губисполкома и высших органов власти, согласно положению ВЦИК входили: председатель самого губисполкома, его заместитель, члены президиума и секретарь. Количественный состав президиума не мог превышать семи человек [12].

Аппарат губернского исполкома на протяжении пятилетнего периода, разумеется, подвергался определенным трансформациям. Пожалуй, одним из первых изменений, произошедших в структуре высшего органа власти губернии, стало формирование 22 ноября 1920 г. губернского отдела по делам национальностей (губнац). По аналогии с таким же отделом губкома РКП(б) основной задачей губнаца являлось проведение культурно-просветительной политики среди представителей различных этнических образований на территории губернии, втягивание их в советское строительство [13. Л. 2].

В начале 1922 г. произошли довольно заметные изменения в системе органов государственной безопасности. 6 февраля 1922 г. была упразднена ВЧК, вместо нее создавалось государственное политическое управление (ГПУ), которое, в отличие от прежнего органа, не было наделено внесудебными полномочиями [14. С. 50, 51, 147]. Реформирование чекистских структур в центре, разумеется, сопровождалось трансформациями на местах. В феврале Томская губЧК была преобразована в Томский губернский отдел ГПУ, первым начальником которого стал В.Ф. Беляев. В марте 1923 г. его сменил М.А. Филатов. В конце 1923 г. губотдел ГПУ стал именоваться губернским отделом ОГПУ [15. С. 20].

1 сентября 1922 г. прекратил свою деятельность губернский отдел юстиции. С этого момента его полномочия распределялись между советом народных судей, прокуратурой и коллегией правозаступников [16. Л. 48].

В середине сентября 1922 г. губернский коммунальный отдел был преобразован в губернский отдел коммунального хозяйства (губкомхоз), в структуре которого образовывались три управления: строи-

тельное, административное, управление коммунальным имуществом и коммунальными предприятиями [17. Л. 30].

Спустя месяц, в середине октября 1922 г., был упразднен, судя по источникам, губернский отдел народной связи. Его функции передавались сформированной губернской почтово-телеграфной конторе во главе с Н.А. Величковским [18. Л. 41-41 об.].

15 января 1923 г. начал свою работу Томский губернский суд во главе с председателем К. Ботоевым и его заместителями Стефановским и Шалаевым. Членами суда стали В.Г. Арсенов, С.В. Мотовилов,

A. А. Жаворонков, В. А. Берестов, В.Ф. Оранский,

B.Н. Шипунов, С.К. Шарнин [19. Л. 1-2 об.].

Крупная реформа губернских органов власти в масштабах всей страны была проведена осенью 1923 г. В период с 29 октября по 3 ноября 1923 г. состоялась третья сессия ВЦИК X созыва, на которой одним из обсуждаемых являлся вопрос о кардинальном реформировании аппарата губернских исполнительных комитетов. В последний день заседания, 3 ноября, большинством голосов был одобрен проект постановления «Об упрощении аппарата губисполкомов». Исходя из содержания этого акта, губернские отделы управления подлежали упразднению. Все их функции, кроме административно-исполнительных, передавались в компетенцию президиумов губисполкомов. Административно-исполнительные же теперь сосредоточивались в губернских административных отделах. Из компетенции продовольственных отделов изымались налоговые функции и передавались финансовым отделам. Губернские советы народного хозяйства и губернские коммунальные отделы теперь должны были объединиться в отдел местного хозяйства. Лишь девять отделов - военный, труда, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, политический (ГПУ), народного образования, здравоохранения, статистический, социального обеспечения - сохранялись в нетронутом виде [20. С. 188, 189].

Участники сессионного заседания полагали, что реализация на практике этого постановления будет способствовать сокращению штатной численности губис-полкомов на 30-40%, а также снижению расходов на их содержание приблизительно на 25% [20. С. 189].

Необходимо отметить, что руководство Томской губернии развернуло кампанию по сокращению штатов губернских учреждений практически за два года до принятия указанного постановления. Так, еще в начале августа 1921 г. на заседании губисполкома было принято решение образовать при губернском отделе труда комиссию из двух представителей от данного отдела, двух - от губернского совета профсоюзов и одного - от губернского отдела рабоче-крестьянской инспекции. Задачами комиссии стали обследование советских учреждений с целью выявления возможности для наиболее эффективной постановки их технической части, определение количества сотрудников, подлежащих сокращению, выработка твердых штатов для учрежде-

Томский губернский исполнительный комитет

45

ния. Заведующим отделами губисполкома предлагалось приступить к сокращению численности работников своих отделов [21. Л. 13].

В дальнейшем губисполком продолжил политику сокращения численности сотрудников своих отделов. В частности, на протяжении первой половины 1923 г. довольно активно осуществлялась процедура увольнения служащих с формулировкой «за сокращением штатов» [22. Оп. 1. Д. 1202. Л. 30, 40, 57].

Вторая половина 1923 г. была посвящена претворению в жизнь требований, содержавшихся в ноябрьском постановлении ВЦИК. Однако еще в конце сентября 1923 г. участники пленарного заседания губисполкома признали вполне целесообразным упразднить губернский отдел управления, передав все его функции управлению делами губисполкома, а также губернской милиции. Принятая по результатам заседания резолюция юридически закрепила это решение [23. Л. 51].

Чуть позже, в начале октября 1923 г., было сформировано губернское административное управление во главе с Е.А. Мирошником. (Впоследствии губернское административное управление было переименовано в губернский административный отдел.) Оно возникло в процессе реорганизации управления Томской губерн-ско-городской милиции [24. С. 249; 25. Л. 132; 26. С. 123, 124]. Согласно разработанному положению, губернское административное управление являлось отделом губисполкома и одновременно местным органом НКВД, осуществлявшим административно-исполнительные функции [27. Л. 116-118 об.].

12 октября, во исполнение решения пленума, президиум губисполкома принял постановление о передаче всех функций и дел отдела управления управлению делами губисполкома и административному управлению. Управляющим делами назначался Н.Н. Федоров, его заместителем - Л.И. Белорусец. Кроме того, подтверждалось сохранение поста начальника административного управления за Е.А. Мирошником [28. Л. 84].

По итогам этих изменений руководство губиспол-кома констатировало сокращение штатов всего органа на 36,7%. Такую цифру удалось заполучить благодаря тому, что новые подразделения губернского исполкома - управление делами и административное управление - включали в себя меньшее количество служащих, нежели бывший отдел управления со своими отделениями [29. Л. 115; 30. С. 100].

В декабре 1923 г. руководство губисполкома приступило к процедуре ликвидации губернского совета народного хозяйства. Все предприятия, ранее находившиеся в ведении упраздняемого органа, за исключением кожевенных и лесных, передавались в ведение губернского отдела коммунального хозяйства. Для осуществления этих довольно масштабных мероприятий решением губисполкома создавалась специальная комиссия из представителей губернского финансового отдела (Зиссерман), губсовнархоза (Родин), губкомхоза (Чернецкий). Председателем

был назначен Зиссерман. Комиссии поручалось разработать и представить на утверждение губисполко-ма план дальнейшей эксплуатации и управления губернскими предприятиями. Работу по ликвидации ГСНХ нужно было закончить к 1 января 1924 г. [31. Л. 159].

Стоит отметить, что необходимость сокращения штатной численности губисполкома не являлась единственной причиной ликвидации главного хозяйственного органа губернии. Еще одним побудительным мотивом к прекращению деятельности ГСНХ был отказ от методов «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике. Между тем губернский совет народного хозяйства изначально был сформирован на принципах исключительной централизации и управлялся, по оценкам делегатов 4-го губернского съезда советов, на 90% из центра. Это обстоятельство, разумеется, приводило к систематическому игнорированию губсовнархозом требований и распоряжений самого губисполкома. Децентрализация управления промышленностью в период НЭПа сопровождалась передачей местным органам власти имущественных прав на предприятия местного значения. В этих условиях дальнейшее существование губсовнархоза вряд ли было оправдано [32. Л. 17]. Добавим, что еще до непосредственного упразднения этого органа наблюдалось постепенное сокращение численности его сотрудников: в августе 1920 г. их насчитывалось 1540 чел., в октябре 1920 г. - 920 чел., октябре 1921 г. - 254 чел., октябре 1922 г. - 86 чел. На первое октября 1923 г. штат ГСНХ составляли всего 26 человек [32. Л. 12].

Еще одно преобразование, осуществленное губис-полкомом на протяжении 1923 г., касалось губернских отделов здравоохранения, образования и социального обеспечения. Их суть состояла в том, что все финансово-хозяйственные функции этих отделов были переданы губернскому отделу коммунального хозяйства. Тем самым заведующие отделами получили возможность сосредоточиться исключительно на специализированной работе, не отвлекаясь на мероприятия экономического плана [33. Л. 22; 32. Л. 16 об.].

Однако не всегда губисполком приступал к реформированию тех или иных учреждений в короткий срок с момента выхода постановления ВЦИК. Так, например, уже упоминавшийся губернский отдел коммунального хозяйства был реорганизован в губернский отдел местного хозяйства лишь 3 апреля 1924 г. [34. Л. 119]. Спустя несколько дней, 7 апреля, были утверждены заведующие подразделениями этого учреждения. Управляющим делами стал В. Д. Алексеев, заведующим финансово-хозяйственным подотделом -К.В. Лунев, бухгалтерией - Ю.И. Могилевский, временным главой подотдела благоустройства -Я.Я. Родюков [35. Л. 118].

Другим заметным преобразованием в структуре губисполкома стала ликвидация губернского продо-

вольственного комитета, состоявшаяся 1-2 июня 1924 г. Вместо этого органа был учрежден губернский отдел внутренней торговли [36. Л. 2].

Важнейшей функцией губисполкома являлось руководство нижестоящими уездными, а в ряде случаев и волостными исполнительными комитетами. Оно реали-зовывалось несколькими путями. Одним из них было «живое» взаимодействие, в процессе которого сотрудники информационно-инструкторского подотдела отдела управления губисполкома направлялись в уезды для непосредственной ревизии и инструктирования уисполкомов. По окончании таких командировок они представляли отчет руководству подотдела, в котором характеризовали постановку советской работы в том или ином уезде. Содержавшаяся в отчете информация в зависимости от тематики направлялась в соответствующие отделы губисполкома для принятия необходимых мер [37. Л. 2].

Другой формой управленческого воздействия на подчиненные органы являлась рассылка циркуляров, в которых содержались предписания губисполкома по самым различным направлениям деятельности. Наконец, заведующий отделом управления губисполкома и его заместитель осуществляли личные приемы заведующих уездными отделами управления, на которых заслушивали доклады последних о положении в уезде и сразу же давали им необходимые устные указания и инструкции. Кроме того, уездные исполкомы снабжались комплектами книг и брошюр политического содержания, а также необходимым агитационным материалом [37. Л. 1-2; 38. Л. 15].

Однако до уровня низовых исполнительных органов рассылаемые циркуляры не всегда доходили своевременно. В результате волостным исполкомам и сельским советам приходилось обращаться в губернский отдел управления и даже в Сибревком за разъяснениями по вопросам, относительно которых уже были даны циркулярные распоряжения [39. Л. 8].

Контроль за уездными исполкомами осуществлялся также посредством отчетов, предоставляемых уиспол-комами в адрес губисполкома с характеристикой деятельности уездных отделов. Однако источники позволяют утверждать, что не только органы уездного звена отчитывались в письменном виде перед губисполко-мом. К примеру, в феврале 1921 г. в информационно-инструкторский подотдел отдела управления губис-полкома поступил отчет о деятельности Кулябинского волисполкома Барабинского уезда за январь 1921 г. [22. Оп. 1. Д. 97. Л. 67, 31].

По аналогии с нижестоящими органами отчеты о деятельности составлялись губернскими отделами и передавались для рассмотрения в отдел управления губернского исполкома [22. Оп. 1. Д. 97. Л. 32; Д. 289. Л. 10]. Стремясь к централизации управления, губисполком издал в марте 1921 г. приказ, в котором предложил всем губернским учреждениям, за исключением губвоенко-мата, свои постановления, приказы и распоряжения

принципиального характера предоставлять на утверждение в президиум губисполкома [40. Л. 4].

Обладая статусом вышестоящего органа, губиспол-ком мог смещать с должностей руководителей нижестоящих уездных исполкомов. Так, в октябре 1921 г. председатель Мариинского уисполкома Ланге был отозван со своего поста за неэффективную, по мнению губисполкома, продовольственную политику. Тогда же своей должности лишился заведующий продовольственным отделом Томского уисполкома Бойтовский, направленный после этого уполномоченным губпрод-кома в Боготольский район [41. Л. 23]. Кроме этих мер губисполкомом практиковались более серьезные наказания в отношении провинившихся сотрудников. В августе 1923 г. заведующий отделом управления Ма-риинского уисполкома Емельяшин был подвергнут аресту на трое суток за то, что установил непосредственный контакт с иностранными представительствами. Причем факт ареста не освобождал Емельяшина от исполнения своих служебных обязанностей [42. Л. 24].

Деятельность самого губисполкома, разумеется, также контролировалась вышестоящими структурами, и в первую очередь Сибревкомом и Народным комиссариатом внутренних дел. Именно в адрес этих двух органов отдел управления губисполкома ежемесячно направлял отчеты о своей работе [22. Оп. 1. Д. 291. Л. 14, 22, 25].

В сентябре 1922 г. была образована губернская прокуратура, наделенная по отношению к губисполкому надзорными полномочиями. На практике они реализо-вывались в систематическом посещении заседаний гу-бисполкома прокурором, а также направлении прокурору с октября 1923 г. проектов обязательных постановлений исполкома для предварительного просмотра. Так, за период до 1 октября 1923 г. прокуратурой было составлено 34 протеста на постановления губисполкома. В результате часть из них губисполком отменил сам, в отношении других материал был направлен прокурору РСФСР для принятия решения [43. Л. 45-45 об.].

К весне 1922 г. состав руководителей отделов губис-полкома практически полностью был обновлен (табл. 1).

Однако для губисполкома, так же как и для бывшего ревкома, была характерна ротация кадров. К примеру, спустя год, в апреле 1923 г. заведующим губернским отделом управления являлся И. С. Семериков, отделом труда - Я.Я. Васильев, финансовым отделом - Е.С. Кунин, отделом народного образования - Л.И. Карнаушевский, отделом РКИ - Т.И. Мосунов, земельным отделом -

A.В. Кравков, продовольственным комитетом -

B.М. Телятников, отделом ГПУ - М.А. Филатов [46. Л. 68-68 об.]. Осенью этого же года отдел труда возглавлял П.М. Тетерин, финансовый отдел - Р.К. Линде, продовольственный комитет - В.В. Базанов, совет народного хозяйства - Боровков, губернским военным комиссаром являлся Пушкарев [22. Оп. 1. Д. 761. Л. 57 об., 62, 68, 72; Д. 980. Л. 2; Д. 909. Л. 117]. Весной 1924 г. вновь наблюдалось значительное изменение кадрового состава заведующих отделами губисполкома (табл. 2).

*[44. Оп. 1. Д. 12. Л. 83; 22. Оп. 1. Д. 299. Л. 73; Д. 100. Л. 112, 164; Д. 436. Л. 85, 110, 133, 260; Д. 668. Л. 7 об., 8 об., 11, 13 об. - 14, 23, 26, 3333 об., 37, 45 об. - 46; 26. С. 121; 45. С. 185; 15. С. 78]

Т а б л и ц а 2

Состав отделов Томского губернского исполнительного комитета и их заведующие (весна 1924 г.)*

Т а б л и ц а 1

Состав отделов Томского губернского исполнительного комитета и их заведующие (весна 1922 г.)*

Наименование отдела Заведующий Образование Партийность Год рождения

1. Отдел управления М.И. Фугенфиров нет св. нет св. нет св.

2. Отдел труда А.Л. Крыжевский среднее член РКП(б) 1889

3. Отдел социального обеспечения А.С. Васенин нет св. нет св. нет св.

4. Финансовый отдел В.Ф. Яргин высшее член РКП(б) 1882

5. Отдел народного образования Тизанов нет св. нет св. нет св.

6. Коммунальный отдел А. Т. Татьков нет св. нет св. нет св.

7. Отдел здравоохранения Д.А. Глебов нет св. нет св. нет св.

8. Отдел рабоче-крестьянской инспекции Н.П. Казанский высшее беспартийный 1889

9. Отдел народной связи И. В. Родюков среднее член РКП(б) 1880

10. Земельный отдел Г.Е. Дронин среднее член РКП(б) 1879

11. Отдел юстиции В.В. Мокеев высшее член РКП(б) 1888

12. Статистическое бюро В.Я. Нагнибеда нет св. беспартийный 1879

13. Совет народного хозяйства С.В. Сергеев нет св. нет св. нет св.

14. Продовольственный комитет В.И. Кошелев среднее член РКП(б) 1895

15. Военный комиссариат В.И. Репин нет св. член РКП(б) 1887

16. Отдел по делам национальностей Г.М. Вайно низшее член РКП(б) 1889

17. Отдел ГПУ В.Ф. Беляев среднее член РКП(б) 1893

Наименование отдела Заведующий

1. Управление делами Царьков

2. Административный отдел Е.А. Мирошник

3. Отдел труда П.М. Тетерин

4. Отдел социального обеспечения А.Ф. Мелешкин

5. Финансовый отдел Р. К. Линде

6. Отдел народного образования Емельянов

7. Отдел местного хозяйства И.С. Семериков

8. Отдел здравоохранения Д. А. Глебов

9. Отдел рабоче-крестьянской инспекции Т.И. Мосунов

10. Почтово-телеграфная контора** Н.А. Величковский

11. Земельное управление В.В. Базанов

12. Статистическое бюро В.Я. Нагнибеда

13. Продовольственный комитет В.В. Базанов

14. Военный комиссариат Пушкарев

15. Отдел ОГПУ М.А. Филатов

* [22. Оп. 1. Д. 761. Л. 249, 251, 280; Д. 1062. Л. 85; Д. 1076. Л. 384; 47. Оп. 1. Д. 33. Л. 8; 44. Оп. 1. Д. 34. Л. 22; 48. Оп. 1. Д. 47. Л. 30; 49. Оп. 1. Д. 153. Л. 77; 50. Оп. 1. Д. 227. Л. 118 об.; 51. Оп. 1. Д. 109. Л. 49; 52. Оп. 2. Д. 57. Л. 7; 53. Оп. 1. Д. 769. Л. 62; 26. С. 123; 15. С. 88] ** Данные по состоянию на 3 июня 1924 г.

Осенью 1925 г. деятельность губисполкома подошла к своему завершению. Упразднение Томской губернии вследствие нового административно-территориального деления в СССР означало прекращение деятельности всех губернских властных структур с передачей полномочий новым органам власти. 30 сентября 1925 г. президиум Томского губисполкома собрался на свое последнее заседание. На нем было вынесено решение считать губернский исполнительный комитет расформированным с 1 октября 1925 г. До избрания окружным съездом советов Томского окружного исполнительного комитета вся полнота власти в губернии передавалась Томской окружной комиссии по районированию в составе председателя М.М. Майорова и членов В.С. Калашникова, Р.К. Линде, Киселева и Антипова [54. Л. 301 об.].

Подводя итоги, необходимо отметить, что с началом деятельности Томского губисполкома в октябре 1920 г. завершился общий процесс восстановления советского аппарата в Томской губернии, построенного на конституционных основах. Происходившие в течение пяти лет систематические изменения в структуре исполкома диктовались необходимостью сокращения расходов на его содержание в условиях дефицита финансовых средств и общей хозяйственной разрухи в стране, недавно пережившей Гражданскую войну. Характерной чертой губернского исполкома являлись частые изменения в его кадровом составе, что вносило определенный дисбаланс в повседневную работу высшего губернского органа власти. Другим отрицательным фактором был невысокий, в целом, культурный и образовательный уровень руководящих губернских работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриенко Н.М. Томский губернский исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов // Томск от А до Я: краткая энциклопедия города / под ред. Н.М. Дмитриенко. Томск, 2004.

2. Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск в XIX - первой трети XX века: управление, экономика, население. Томск, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Томская область: исторический очерк / отв. ред. В.П. Зиновьев. Томск, 1994.

4. Гузаров В.Н. Партийные и советские руководители Томской губернии (1920-1923 гг.) // Известия Томского политехнического университета.

2012. Т. 321. № 6.

5. Дмитриенко Н.М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях. Томск, 2003.

6. Советы Западной Сибири 1919-1925 гг. : сб. док. / сост. Л.М. Живоглядова, И.И. Кванская. Новосибирск, 1980.

7. Знамя революции (Томск). 1920.

8. Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // Съезды Советов РСФСР и автоном-

ных республик РСФСР 1917-1922 гг. : сб. док. / гл. ред. М.П. Георгадзе. М., 1959.

9. Протокол пленарного заседания Томского губисполкома от 29 октября 1920 г. // ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. Р-53.

Оп. 1. Д. 14.

10. Справка [о работе Томского губисполкома за период] с 29 октября 1920 г. по 29 июня 1921 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 289.

11. Съезды Советов РСФСР и автономных республик РСФСР 1917-1922 гг. : сб. док. / гл. ред. М.П. Георгадзе. М., 1959.

12. О губернских съездах Советов и губернских исполнительных комитетах. URL: Постановление ВЦИК от 31 октября 1922 г. // Консультант-Плюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2013. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

13. Постановление Томского губисполкома от 22 ноября 1920 г. // ГАТО. Ф. Р-317. Оп. 1. Д. 3.

14. Мозохин О.Б. ВЧК - ОГПУ. Карающий меч диктатуры пролетариата. М., 2004.

15. Голоскоков И.В., Уйманов В.Н. На страже: очерки истории Томских органов госбезопасности в биографиях их начальников. Томск, 2008.

16. Отчет о деятельности Томского совета народных судей за период с 6 по 13 сентября 1922 г. // ГАТО. Ф. Р-159. Оп. 1. Д. 8.

17. Протокол заседания президиума Томского губисполкома от 16 сентября 1922 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 398.

18. Протокол заседания президиума Томского губисполкома от 18 октября 1922 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 398.

19. Приказ [Томского губернского суда] от 15 января 1923 г. // ГАТО. Ф. Р-117. Оп. 1. Д. 11.

20. Третья сессия Всероссийского центрального исполнительного комитета X созыва (29 октября - 3 ноября 1923 г.). Стенографический отчет. М., 1924.

21. Протокол заседания президиума Томского губисполкома от 6 августа 1921 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 100.

22. ГАТО. Ф. Р-173.

23. Резолюция пленума губисполкома от 28 сентября 1923 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 980.

24. Ларьков Н.С., Чернова И.В., Войтович Л.В. 200 лет на страже порядка: очерки истории органов внутренних дел Томской губернии, округа, области в XIX - XX вв. Томск, 2002.

25. Приказ по Томской губернско-городской рабоче-крестьянской советской милиции от 8 октября 1923 г. // ГАТО. Ф. Р-277. Оп. 1. Д. 105.

26. Ларьков Н.С., Чернова И.В. Полицмейстеры, комиссары, начальники: руководители правоохранительных органов Томской губернии, округа и области в XIX - XX вв. Томск, 1999.

27. Положение об административном управлении Томского губисполкома. Ноябрь 1923 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 761.

28. Протокол объединенного заседания президиумов Томского губисполкома и губэсо от 12 октября 1923 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 909.

29. Справка [о результатах реорганизации аппарата Томского губисполкома в связи с сокращением штатов]. [Ноябрь 1923 г.] // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 761.

30. Гагарин А.В. Советское строительство в Сибири (1920-1925 гг.) // Вопросы истории Сибири / ред. И.М. Разгон, Л.И. Боженко. Томск, 1972. Вып. 6.

31. Протокол заседания президиума Томского губисполкома от 9 декабря 1923 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 909.

32. Протокол заседания 4-го губернского съезда советов. Заседание 2 декабря 1923 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 264.

33. Отчет пленума Томского губисполкома. Заседание 25 сентября 1923 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 980.

34. Выписка из протокола заседания президиума Томского губисполкома от 3 апреля 1924 г. Дата выписки: 7 апреля 1924 г. // ГАТО. Ф. Р-199.

Оп. 1. Д. 227.

35. Приказ по Томскому губернскому коммунальному хозяйству от 7 апреля 1924 г. // ГАТО. Ф. Р-199. Оп. 1. Д. 227.

36. Протокол заседания комиссии по [передаче] дел, имущества и кредитов губпродкома в ведение губкомвнуторга от 2 июня 1924 г. // ГАТО.

Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 1204.

37. Отчет отдела управления Томского губисполкома за январь 1921 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 291.

38. Доклад заведующего Томским губернским отделом управления за сентябрь 1921 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 291.

39. Циркуляр отдела управления Томского губисполкома от 17 мая 1921 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 154.

40. Приказ Томского губисполкома. Март 1921 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 140.

41. Доклад заведующего Томским губернским отделом управления за октябрь 1921 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 291.

42. Протокол объединенного заседания президиумов Томского губисполкома и губэсо от 10 августа 1923 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 909.

43. Протокол заседания 4-го губернского съезда советов. Заседание 4 декабря 1923 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 264.

44. ГАТО. Ф. Р-252.

45. Борцы за власть Советов / под ред. В.С. Флерова. Томск, 1959. Вып. 1.

46. Список членов президиума Томского губисполкома, заведующих губотделами, председателей уисполкомов. Апрель 1923 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 1202.

47. ГАТО. Ф. Р-314.

48. ГАТО. Ф. Р-175.

49. ГАТО. Ф. Р-28.

50. ГАТО. Ф. Р-199.

51. ГАТО. Ф. Р-180.

52. ГАТО. Ф. Р-321.

53. ГАТО. Ф. Р-84.

54. Протокол заседания президиума Томского губисполкома от 30 сентября 1925 г. // ГАТО. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 1414.

Kurenkov Artem V. Tomsk State University of Control Systems and adioelectronics (Tomsk, Russian Federation). E-mail: art_1987@inbox.ru

TOMSK PROVINCIAL EXECUTIVE COMMITTEE: ESTABLISH, STRUCTURE, POWERS (1920-1925). Keywords: Tomsk province; provincial executive committee; soviet.

On October 28, 1920 at the last session of the First Congress of Soviets of Tomsk province the Tomsk provincial executive committee of soviets of workers, peasants and soldiers deputies of 27 people was elected. In accordance with constitutional norms, the provincial executive committee was the highest authority in the province between the provincial Congresses of Soviets. Along with the constitution the legal status of the executive committee was confirmed in a decision of the VII All-Russian Congress of Soviets as well as developed in the 1922 Regulation "On the provincial congresses of soviets and provincial executive committees". During the five years the execu-

Томский губернский исполнительный комитет

49

tive committee structure was subject to considerable transformations. One of the first changes was the creation in November 1920 of the provincial department of nationalities whose tasks included carrying out cultural and educational policies among various national minorities in the province. At the end of June 1921 the economic conference, whose head was the chairman of the executive committee, appeared in the structure of provincial executive committees. In the autumn of 1923 the structure of executive committee was subject to the next reform held within the context of the country's total reform of provincial authorities. Its main objective was to achieve the maximum possible downsizing of provincial executive committees and, as a result, to reduce the costs of their functioning. In Tomsk province this transformation had begun even earlier than the initiative from the center was put forward. At the end of September 1923 the provincial department of management was dissolved, all its functions transferred to the department of general affairs and provincial police. In early October 1923 the provincial administration was formed. Along with structural changes, the personnel of the highest provincial authority was rotated periodically. From 1922 to 1924 there were systematic changes of the heads of department's executive committees. A major function of the provincial executive committee was to provide guidance to inferior authorities. It was carried out through sending the staff of the management executive committee to the districts with the purpose of holding revisions. Another way was sending circulars which contained prescriptions of the executive committee. Finally, the head of the provincial department of management met with the heads of the district management departments personally. The activities of the provincial executive committee were controlled by the Siberian revolutionary committee and the Commissariat of Internal Affairs. On October 1, 1925 the Tomsk provincial executive committee was dissolved because of the liquidation of Tomsk province. The Tomsk district executive committee became its successor.

REFERENCES

1. Dmitrienko N.M. Tomskiy gubernskiy ispolnitel'nyy komitet Sovetov rabochikh, krest'yanskikh i krasnoarmeyskikh deputatov [Tomsk Provincial Exec-

utive Committee of Soviets of Workers', Peasants' and Red Army Deputies]. In: In: Dmitrienko N.M. (ed.) Tomsk ot A do Ya. Kratkaya entsiklopedi-ya goroda [Tomsk from A to Z. A Concise Encyclopedia of the City]. Tomsk: NTL Publ., 2004. 439 p.

2. Dmitrienko N.M. Sibirskiy gorod Tomsk vXIX-pervoy treti XX veka: upravlenie, ekonomika, naselenie [A Siberian city of Tomsk in the 19th - early

20th century. Government, economy, population]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 2000. 280 p.

3. Zinov'ev V.P. Tomskaya oblast': istoricheskiy ocherk [Tomsk Region: a historical essay]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 1994. 654 p.

4. Guzarov V.N. Party and soviet leaders of Tomsk Guberniya (1920-1923). Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta - Bulletin of Tomsk

Polytechic University, 2012, vol. 321, no. 6, pp. 234-240. (In Russian).

5. Dmitrienko N.M. Den' za dnem, god za godom: khronika zhizni Tomska vXVII-XX stoletiyakh [Day After Day, Year After Year. The chronicle of life

in Tomsk in the 17th - 20th centuries]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 2003. 345 p.

6. Borisov B.L., Kotsionova A.N., Zhivoglyadova L.M., Kvanskaya I.I. Sovety Zapadnoy Sibiri 1919-1925 gg. [The Soviets of Western Siberia in 1919-

1925]. Novosibirsk: Zapadno-Sibirskoe knizh. izd-vo Publ., 1980. 189 p.

7. Znamya revolyutsii (Tomsk). 1920.

8. Konstitutsiya (osnovnoy zakon) Rossiyskoy Sotsialisticheskoy Federativnoy Sovetskoy Respubliki [The Constitution (Basic Law) of the Russian Social-

ist Federative Soviet Republic]. In: Georgadze M.P. (ed.) S"ezdy Sovetov RSFSR i avtonomnykh respublik RSFSR 1917-1922 gg. [Congresses of the Soviets of the RSFSR and the Autonomous Republics of the RSFSR in 1917-1922]. Moscow: State Law Literature Publ., 1959. 1847 p.

9. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund P-53. List 1. File 14. (In Russian).

10. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund P-173. List 1. File 289. (In Russian).

11. Georgadze M.P. (ed.) S"ezdy Sovetov RSFSR i avtonomnykh respublik RSFSR 1917-1922 gg. [Congresses of the Soviets of the RSFSR and the Autonomous Republics of the RSFSR in 1917-1922]. Moscow: State Law Literature Publ., 1959. 1847 p.

12. O gubernskikh s"ezdakh Sovetov i gubernskikh ispolnitel'nykh komitetakh [On Provincial Congresses of Soviets and Provincial Executive Committees]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=4971.

13. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund P-317. List 1. File 3. (In Russian).

14. Mozokhin O.B. VChK — OGPU. Karayushchiy mech diktatury proletariat [The Cheka - OGPU. The punishing sword of the Proletariat's dictatorship]. Moscow, 2004.

15. Goloskokov I.V., Uymanov V.N. Na strazhe: ocherki istorii Tomskikh organov gosbezopasnosti v biografiyakh ikh nachal'nikov [On guard: Essays on the history of Tomsk State Security Agencies in the biographies of their superiors]. Tomsk, 2008.

16. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-159. List 1. File 8. (In Russian).

17. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 398.

18. Protokol zasedaniya prezidiuma Tomskogo gubispolkoma ot 18 oktyabrya 1922 g. [Minutes of the Presidium meeting of the Province Executive Committee of Tomsk dated 18th October 1922]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund P-173. List 1. File 398.

19. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund P-117. List 1. File 11. (In Russian).

20. Tret'ya sessiya Vserossiyskogo tsentral'nogo ispolnitel'nogo komiteta X sozyva (29 oktyabrya — 3 noyabrya 1923 g.). Stenograficheskiy otchet [The Third Session of the All-Russian Central Executive Committee of the X Convocation (29 October - 3 November 1923). Verbatim Record]. Moscow, 1924.

21. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund P-173. List 1. File 100. (In Russian).

22. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund R-173. (In Russian).

23. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund R-173. List 1. File 980. (In Russian).

24. Lar'kov N.S., Chernova I.V., Voytovich L.V. 200 let na strazhe poryadka: ocherki istorii organov vnutrennikh del Tomskoy gubernii, okruga, oblasti v XIX - XX vv. [200 years on guard of order: Essays on the history of law enforcement bodies of Tomsk Province, County, Region in the 19th - 20th centuries]. Tomsk: Krasnoe Znamya Publ., 2002. 519 p.

25. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-277. List 1. File 105. (In Russian).

26. Lar'kov N.S., Chernova I.V. Politsmeystery, komissary, nachal'niki: rukovoditeli pravookhranitel'nykh organov Tomskoy gubernii, okruga i oblasti v XIX — XX vv. [Chiefs of Police, Commissioners, Superiors: Heads of Law Enforcement Bodies of Tomsk Province, County and Region in the 19th -20th centuries]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 1999.

27. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund P-173. List 1. File 761. (In Russian).

28. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 909. (In Russian).

29. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 761. (In Russian).

30. Gagarin A.V. Sovetskoe stroitel'stvo v Sibiri (1920-1925 gg.) [Soviet Construction in Siberia (1920-1925)]. In: Razgon I.M., Bozhenko L.I. (eds.) Voprosy istorii Sibiri [Problems of Siberian History]. Tomsk, 1972. Issue 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund P-173. List 1. File 909. (In Russian).

32. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 264. (In Russian).

33. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 980. (In Russian).

34. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund P-199. List 1. File 227. (In Russian).

35. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-199. List 1. File 227. (in Russian).

36. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 1204. (In Russian).

37. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 291. (In Russian).

38. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 291. (in Russian).

39. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 154. (in Russian).

40. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 140. (in Russian).

41. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 291. (in Russian).

42. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 909. (in Russian).

43. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund P-173. List 1. File 264. (in Russian).

44. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund R-252. (in Russian).

45. Flerov V.S. (ed.) Bortsy za vlast' Sovetov [Fighters for Soviet Power]. Tomsk: Tomsk Book Publ., 1959. issue 1.

46. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-173. List 1. File. 1202.

47. The State Archive of Tomsk Region (GATo). Fund R-314. (in Russian).

48. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund R-175. (in Russian).

49. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund R-28. (in Russian).

50. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund R-199. (in Russian).

51. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund R-180. (in Russian).

52. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund R-321. (in Russian).

53. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund R-84. (in Russian).

54. The State Archive of Tomsk Region (gATo). Fund R-173. List 1. File 1414.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.