Научная статья на тему 'Томография радикализма'

Томография радикализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
276
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Томография радикализма»

рассматривал этот вопрос в рамках проблемы соотношения нравственности и права в действиях государства. Рассмотрение этой проблемы позволит понять каково отношение теоретиков кадетского либерализма к процессу реформирования государства. 3. Проблема выявления воли и

интересов гражданского общества и определение его роли в политическом процессе. Исследование данного вопроса, на наш взгляд, даст возможность выявления того, каким, по мнению кадетских либералов, должен быть ожидаемый и состоятельный способ действия государственной власти.

Продолжение - в следующем выпуске ►►

рэимофц-решс^р;

р м псалъ м т омо ш

О.Ф. Русакова

и чувств на идейной доминанте, что проявляется в форме фанатизма,

желание

ускорить ход времени, преодолеть одним махом преграды на пути к вожделенной цели.

Психологический спектр

Политический радикализм (от лат. гасПсаНэ - коренной) в самом общем догма.ТИЗМа1 ^^еливость плане можно определить как идеологическую, духовно-

психологическую и практическую ориентацию социальных субъектов на

коренное и

преобразование общественной жизни.

Как идеология политический радикализм выступает в форме определенной системы взглядов (идеалы, императивы, принципы, теории, концепции, программные установки и положения), характеризуемых резко

решительное политического радикализма очень широк

от социального скептицизма и пессимизма до бурного

преобразовательного активизма,

готовности к штурму существующих социальных институтов и сложившегося миропорядка. Поэтому в рядах радикалов оказываются как апокалиптики

критическим отношением к ~ краиние алармисты, устрашающие

действительности вплоть до ее полного кон^ом света и адскими карами за

всевозможные грехи общества, так и пассионарии - социальные оптимисты, «штурманы неба», воодушевленные В духовно-психологическом плане иДеей светлого будущего, напрягающие

неприятия (нигилизм) и ориентации на принципиально иной тип и способ общественного жизнеустройства.

политическии радикализм представляет собой ментальность (образ мысли, мировосприятие, мирочувствование) особого рода, для которой характерны: инверсионность (резкий переход от одних настроений и чувствований к другим, часто

противоположным); высокое духовное

совершенно импульсивность; напряжение,

связанное с концентрацией всех мыслей

всю свою волю и энергию на осуществление грандиозных планов.

В практическом плане политический радикализм проявляется в разных формах и способах политического поведения в зависимости от того, обладают ли его субъекты реальными рычагами политической власти. В этой связи можно говорить о двух типах радикально-политических практик:

оппозиционно - конфронтационн ой п ре к тике и радикал-реформистской практике властвующей элиты,

В своей политической практике радикал-оппозиционеры используют широкий спектр методов политического давления на власть - от популистских риторических приемов до актов гражданского неповиновения, прямых действий, восстаний, партизанской войны, экслроприаций и т.п.

Властвующие радикал-реформисты практикуют «революции сверху», аппаратные, классовые и этнические чистки, секуляризации и т.п., мобилизуя административно-бюрократические ресурсы для проведения радикальных реформ и масштабных кампаний в их поддержку.

Нередко оппозиционный и властвующий

радикализм перерастает в политический экстремизм. На сегодняшний день в политологической литературе понятий «политический радикализм» и «политический экстремизм»

содержательно не

отдифференцированы,

Наад представляется, что

политический экстремизм • '¡¡о фаза высшего эмоционально практического накала политического радикализма, его перехода в зону «беспредела>;■ е гуманитарном и правовом смыслах.

Политический экстремизм

характеризуется следующими основными чертами:

• правовой нигилизм и антиконституционализм;

• действие по принципу «цель оправдывает средства»;

• применение крайних методов физического и духовного политического насилия (террор,

действия, репрессии, демократических институтов, геноцид и т.п.); фанатизм, одержимость в стремлении навязать обществу свои принципы и «правила игры»;

опора на предрассудки,

мифологические и эзотерические представления;

вооруженные ликвидация

« неспособность к толерантности или ее

сознательное игнорирование.

Экстремизм в организационном плане представляет собой ультрарадикальные военизированные формирования,

построенные по принципу жесткого централизма и.вождизма.

Политический экстремизм в масштабах страны может иметь как прогосударственный, так и

сепаратистскс-националистический характер.

Прогосудерственный экстремизм активно эксплуатирует идеи

патриотизма, национализма и сильного государства. Он связан с созданием организаций, мобилизуемых

государством на широкомасштабные репрессивные действия против неугодных граждан, общественно-политических организаций, социальных слоев, этнических и религиозных групп Представителями такого рода экстремистских формирований являются черносотенцы в России,

чернорубашечники в Италии,

штурмовики в Германии, мунвзйбины ь Китае, полпотовцы в Камбодже, «контрас» на Кубе.

Сепарат истско-на ционалисти чески й экстремизм опирается на идеи национального самоопределения,

конфессионального единства,

этноцентризма. Объектами его ненависти являются центральные органы власти, политический истеблишмент и представители

государственнообразующей нации.

Сепаратист ско-националистический экстремизм часто является причиной затяжных и разрушительных политико-этнических конфликтов (Северная Ирландия, Югославия, Карабах, Приднестровье, Абхазия, Чечня и др.).

В международном плане попитический экстремизм выступает под знаменами экспансионизма - завоевание мирового господства, мировая революция, «новый мировой порядок».

Современный экстремизм имеет свои особенности, которые кратко можно

свести к следующим моментам:

* превращение экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни;

* многообразие форм деятельности;

■ использование новейших технических достижений, средств массового поражения (компоненты химического, бактериологического оружия,

радиоактивные материалы и др.);

• стремление добиться общественного резонанса посредством применения современных информационных технологий;

♦ ресурсная взаимосвязанность экстремистских сообществ в международном масштабе. Радикальные практики различаются

между собой по масштабности планируемых и проводимых преобразований С учетом этого можно ■зорить о тотальном радикализме и - юктиеном радикализму Тот?, ъньи ■ , ■ - г пан н&

чдатегъмук трь \щ ор- чацк-, й

Г'бщейтеенной системы -- от . ческ1- : I полит-. чог о :

. :ц№куг:ьтур!-1и? о жи ^неустройства.

Тотальный радикализм выступает V предеПеиным ответом общественных сил на цивилизационные и глобальные вызовы Его время приходится на исторически-ответственные моменты, когда общество оказывается в глубоком системном кризисе, а общественная мысль бьется над решением судьбоносного вопроса о выборе пути дальнейшего цивилизационного

развития. При этом периоды идеологического вызревания и практического осуществления идей тотального радикализма могут быть значительно растянуты во времени и приходиться на деятельность различных поколений радикалов, Например, радикальная идея модернизации России на базе республиканского

конституционно-демократического строя, возникшая еще в недрах декабризма в начале XIX в., разрабатывалась на протяжении целого столетия и только в начале следующего века последовала

серия неудачных попыток ее практической реализации (1905-1907 гг. и весна-лето 1917 г.). Последняя, более или менее удавшаяся попытка воплощения на практике уже существенно откорректированной

модели конституционно-

демократического пути российской модернизации была предпринята в начале 90-х гг. XX в

Селективный радикализм

ориентируется на проведение качественных структурных

преобразований в какой-то одной конкретной области общественной жизни, которые не приводят к нарушению гомеостатического социального

равновесия. Примерами селективного радикализма могут быть радикальные по методологической и организационно-практическсй новизне реформы в сфере образоза-мя Е- деятельности

С04иэл:-:НЬ' уу :' ' .;."л' гг;/эт термин йре'ди;": о служба»,

обе:; ■ - , . . постичь

фу: : з . лер.йСркентацШ

" с;' • ■ V >ар:-.''

Д> /. .„„ Мч сеЛФЮ ИВНОГО

радикализма являются альтернативные течения в общественных движениях: «радикальный феминизм»,

«экологический радикализм» и др., в искусстве («радикальный театр» и др.), в рекламном деле («радикальная реклама», «черный РР») и т.д.

В целом тотальный и селективный радикализм являются определенным барометром самочувствия общества, показателем его социального и духовного неблагополучия.

Политический радикализм широко распространен в неустойчивых и конфликтных обществах, выступает зеркалом психологического дискомфорта и девиационного настроя определенных слоев населения, В стабильном обществе радикализм находится на периферии политической жизни, не имеет большого влияния на мировосприятие и поведение граждан.

На политической карте общественной жизни, представленной в виде лево-

правого континуума, спектр которого обозначается триадой «левый фланг -центр - правый фланг», радикализм располагается на его крайних полюсах Соответственно принято выделять левый и правый радикализм.

Деление политических группировок на левые и правые возникла со времен Французской революции (1789-1794), когда за депутатами Генеральных штатов, поддерживавших короля и сидевших справа от него, закрепилось понятие «правые», а за его противниками, сидевшими слева -«левые».

С тех пор основными критериями деления политических сил на левые и правые стало их отношение к проблеме социального равенства и к выбору вектора социального развития. Считается, что левые являются защитниками обездоленных слоев общества, сторонникам:- социального и политического равенства, Выравнивания уровней жизни населения. Для левых зектор социального развития устремлен а сторону утверждения социального государства, обеспечивающего

достойную жизнь всем гражданам, а не только избранному меньшинству.

К правым силам относят противников разенства; защитников иерархической организации общества и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

привилегированных групп, сторонников идеи естественного деления общества на аристократию и массы, высшие и низшие сословия, классы, народы. Для правых вектор социального развития направлен в сторону усиления общественной дифференциации.

Центристами называют обычно тех, кго пытается достичь некоторого политического согласия между левыми и правыми, предлагая компромиссные политические программы и стратегии. Однако в рядах самих центристов выделяют левый центр и правый центр. В зависимости от того, в какую сторону политического спектра больше всего склоняется подвижный маятник центристского компромисса. Подвижность и динамика партийно

политической системы, проявляется в постоянном действии внутри нее центробежной и центростремительной сил. Нередко ть группировку которые располагаются дальше других от центра, переходят на центристские позиции, а те, что были в центре, перемещаются на периферию.

В то же время история конфигурации политических сил демонстрирует существование устойчивого набора черт, характеризующих ту или иную форму проявления умеренно левой и умеренно правой политической ориентации. Умеренно левая политическая ориентация в настоящее время ассоциируется с социал-демократизмом, социал-реформизмом, народным

капитализмом и др. К умеренно правой политической ориентации обычно относят либерал-демократизм, либерал-консерватизм, христианский демократизм и др.

С точку, зрения умеренного, «спокойного.» политического

МИ::С'ВС"- ; -ТЯТИЯ ЛЮДОЙ ¿ПИЯМ - это

пройвлан^е воспанн иного, «больного» создания Симптомами «Оолезнм^ являют ей следующие черты

Рид*; кал вотской монтальности:

• манихейоксе дьлиниа общества на непримиримые враждебные силы, на «своих» и «чужих».

• упорный поиск врагов и виновников социальных невзгод;

• идеализация собственных лидеров и вождей;

• «борьбизм», настрой на сокрушительный отпор врагам;

• идейная одержимость и максимализм;

• готовность к жертвоприношениям (на жертвенный алтарь кладутся как свои, так и чужие головы) во имя светлого будущего;

• поиск панацеи, универсапьного средства решения сложных социальных пробпем;

• тоталитарный стиль мышления. Общие, родовые черты

радикал и стского сознания служат духовно-психологической базой для

временных союзов левых и правых радикалов; а также для появления синтетических «лево-правых» форм радикализма, например, национал-большевизма.

В то же время лево-радикальный и право-радикальный типы сознания имеют свои видовые особенности. Леворадикальное сознание своеобразно соединяет в себе черты псевдодемократизма и тоталитаризма. Его неизменной мифологемой является «народовластие» или народоправство. Левый радикал, воодушевленный идеей социального равенства, готов пожертвовать национальными

интересами и государственной целостностью. Этим он принципиально отличается от правого радикала, для которого государственная целостность и порядок, опирающиеся на сильную национальную идею, выступают глазными политическими ценностями

Если для левого радикала вс;т осы демократии стоят выше нациоьзльн*го вопроса, то для правого радикала национальный вопрос превыше всего Левые радикалы - иктернационалисты по духу, правые же одержимы национальной идеей. В этом смысле российские демократы, поддержавшие линию Б.Н Ельцина на разрушение советской системы в конце 80-х - начале 90-х годов, по типу своего сознания были близки к леаым радикалам, поскольку оправдывали разрушение целостности страны необходимостью проведения широких демократических

преобразований.

Идейным ядром праворадикального сознания является триада «нация -государство - вера». Нация - это избранный народ, который, чтобы сохранить свой генотип и творческий потенциал, должен бороться за свою этническую чистоту, независимость и самостоятельность против

«враждебных» сил. Государство - это новый порядок, устанавливающий справедливое неравенство в пользу избранного народа. Вера - это духовная опора нации, ее интегративное ядро,

гарант национальной мощи и государственной целостности.

Во второй половине XX в. у левого и правого радикализма стали

выкристаллиювываться свои базовые дискурсивно-идеологические комплексы.. представляющие собой динамичный и пестрый по характеру набор парадигмальных идей, теоретических конструктов, концепций, идеологем, понятий, логических образов, риторических фигур и метафор.

Процесс складывания дискурсивно-идеологического комплекса

современного левого радикализма приходится на период 50-60-х гг. XX в., когда в странах Запада возникает движение «новых левых», а в «третьем мире» нарастает волна

антиимпериалистической борьбы,

знаменем которой стала победоносная Кубинская революция В этот период наступает первый крупный кризис внутри международного ком^унистическоге двфкения, связанный с разоблачен--'яйш-преступлений сталинизма, с йолнемями з Венгрии (1956} и разрывом о: но; - -между компартиями К ч СССР.

В состав ди скур си в н о -и д ео л о шч е шо: комплекса левых радикалов рошл^ теоретические построения

представителей Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, М Хоркхаймер. Ю. Хабермас и др.), философии экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю); социологическая концепция «инертного общества» Ч.Р. Миллса; психоаналитические разработки Э. Фромма; концепция капиталистического отчуждения К. Маркса; идея партизанской войны Мао Цзедуна, Че Гевары, Р. Дебре; идеи анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин, Ж. Сорель и др.); концепции гонтркультуры (Ч. Рейч, Т. Роззак); теория перманентной революции Л. Троцкого;

структуралистская концепция власти М. Фуко и др.

При всей своей идейной разнородности и системной несвязанности компоненты дискурсивно-пдеологичесгаго комплекса левого радикализма имеют общеродовые черты:

они разрушают миф о стабильности и бесконфликтности индустриального общества, о его гуманистическом и демократическом характере;

деконструируют дискурсы «общества всеобщего благоденствия», «научно-

технического «парламентской дезавуируют манипулятивный

и

прогресса», демократии»; авторитарно-репрессивный

характер управленческих структур, партийно-политических институтов и СМИ; стимулируют поиск

альтернативных моделей демократии, новых теорий гуманистической социальной революции.

Возникшие в конце XX в. структурно-содержательные изменения в дискурсивно-идеологическом комплексе левого радикализма, напрямую связаны с новой геополитической ситуацией в мире - распадом СССР и Восточного блока, исчезновением биполярного мира, стремлением западных держав и прежде всего США установить новый мировой порядок, Глобалистические тенденции, имеющие своей оборотной стороной наступление нового этапа

дискриминации стран, не

принадлежащих к «золотому миллиарду» постиндустриального мира, вызывают сегодня к жизни новую волну леворадикального протеста. Признаками ее приближения являются массовые выступления антиглобалистов против западного гегемонизма и тоталитаризма.

Антиглобализм «новейших левых» находит свое идейное обоснование в различных концепциях плюрализма мира и прежде всего - в теоретических конструкциях постмодернизма.

Постмодернистская парадигма в настоящее время выступает

структурнообразующим стержнем

дискурсивно-идеологического комплекса современного леворадикального

сознания. В его нынешнем арсенале -постмодернистские теории Ж.-П. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ф. Джеймсона и Др.

Постмодернистские исследования информационных технологий

омассовления человека, концепция «симулякров», демонстрирующие

искусственный, иллюзорный характер способов бытия постиндустриальной цивилизации. Выявление репрессивного характера современной лексики и социально-политических практик

является продолжением традиции радикальной критики общества «новыми левыми» 60-х гг., актуализацией духовной потребности радикального прорыва из виртуальной реальности к миру подлинной и свободной жизни. Последняя интенция новейшего леворадикального сознания, возможно, приведет к своеобразному ренессансу марксистской критики буржуазного общества, а именно той ее части, где рассматривается вопрос о путях преодоления отчуждения.

Эволюция политического радикализма во второй половине XX в. свидетельствует о существовании некой цикличности в доминировании то левого, то правого радикализма. Так, например, если в 60-70-х гг. в общественном сознании явно

леворадикальные идеи, особенно в 90-е гг. усиление праворадикальной идеопогии. Современный праворадикапьный

протест обращен главным образом против модернизационных процессов, которые приводят к ослаблению национально-этнических, конфессиональных, идеологических связей и государственной целостности.

Дискурсивно-идеологический комплекс современного правого радикализма образован из нескольких основных составляющих:

• идея «консервативной революции» {Э.Ю. Юнг, А. Меллер, Э. Юнгер, А, Пфаль-Траубер и др.);

• концепция тотального государства, тотальной войны и тотального врага К. Шмитта;

• концепция сионистского и мо нд папистского заговора или проекта «мирового правительства», вдохновителями которого считаются Римский клуб, Трехсторонняя

преобладали то в 80-е и наблюдается

комиссия и другие международные организации, выступающие с позиции глобализма (журнал «Элементы», А.Дугин, неоевразийцы);

• школа исторического ревизионизма (А. Буц, Ф. Леухтер, П. Видал-Нагуэта, Д. Ирвинг, Э. Зандель и др.), делающая попытки отрицать преступления, совершенные нацистским режимом в годы Второй Мировой войны. Основная организация исторических ревизионистов - Институт исторического обзора (США, Калифорния);

* концепция «третьего пути» как теория национальной революции, провозглашаемая идеологами праворадикальных организаций «интернациональный третий путь» (Германия), «радикальные действия» (Испания) и др.;

• идеи великодержавного реваншизма («Третий Рейх», «Третий Рим» и т.д.);

• фундаменталистские идеи мировой христианизации, исламизации, иудаизации и т.п.

• идея джихада, взывающая к общности крови, к этническому апартеиду; этнопопулизм, выступающий за очищение страны от этнически чуждых элементов - эмигрантов из «бедных» стран, «цветных», некоренных жителей, не принадлежащих к титульной нации; типичный дискурс этнопопулизма: «французская Франция», «Германия для германцев», «Бельгия для бельгийцев» и т.п.

Такова общая томография метастаз радикализма в дискурсивно-

идеологическом измерении.

ЙШГМ Е»(§Г®

перспективы лвчедая российского общества ¡бренными дозами социального государства.

Л.Б.Гапоненко

переход от индустриального к постиндустриальному обществу

сопровождается изменениями в социальной сфере. Надвигающееся постиндустриальное общество несёт груз острых социальных проблем, неравенства и нищеты, что актуально для развитых стран, а также находящихся в переходном периоде постсоциалистических стран и стран третьего мира. Российское общество, выделившееся из СССР в искусственных границах Российской Федерации с результате беловежских соглашений 1991 года с самого начала находилось а крайне неустойчивом состоянии - при открытых границах с другими

постсоветскими государствами, с рухнувшей финансовой системой при продолжавшем находиться в обращении советском рубле, при развале старой системы управления, стержнем которой был партийно- хозяйственный аппарат, скрепляемый партийными органами КПСС. Первоначальная неустойчивость сохранялась с известными колебаниями на протяжении десятилетия, причём состояние хаоса и произвола возрастало, поскольку фактически власть принадлежала олигархическим группам, которые боролись за влияние на элиту. В государственном устройстве получили преобладание центробежные силы, усилились сепаратистские тенденции, возросла замкнутость административных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.