ТОМАС ГОББС И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Трунов Анатолий Анатольевич
канд. филос. наук, доцент, Белгородский университет кооперации, экономики и
права, г. Белгород E-mail: [email protected]
THOMAS HOBBES AND HIS POLITICAL THEORY
Trunov Anatoly Anatolyevich
candidate of philosophical sciences, associate professor, Belgorod cooperative
university, economics and law, Belgorod E-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье реконструирована интеллектуальная биография великого английского мыслителя Томаса Гоббса. Он осуществил грандиозную попытку создать такую теорию общества и государства, которая базируется на точном научном знании. Рациональный компонент политической теории Гоббса основывается на представлении о государстве как о гигантском «искусственном человеке», а мифологический — на библейском образе жуткого чудовища Левиафана. Согласно Гоббсу, государство является результатом общественного договора, заключённого людьми в целях преодоления ужасов «естественного состояния».
ABSTRACT
In the article the intellectual biography of great English thinker Thomas Hobbes is reconstructed. He conducted an ambitious attempt to create a theory of society and the state, which is based on proper scientific knowledge. The rational component of the political Hobbes' theory is based on the notion of the state as a giant «artificial person», mythological — on the biblical image of the terrible monster Leviathan. According to Hobbes, the state is the result of a public contract, concluded in human beings in ord er to overcome the horrors of the «state of nature».
Ключевые слова: Томас Гоббс; «естественное состояние»; государственность; «искусственный человек»; Английская революция; общественный договор; Левиафан; политическая теория.
Keywords: Thomas Hobbes; «natural state»; statehood; «artificial person»; the English revolution; the public contract; Leviathan; political theory.
Томас Гоббс (5 апреля 1588 г., Малмсбери — 4 декабря 1679 г., Хардуик) родился в семье сельского священника и крестьянки. Своё начальное образование будущий великий мыслитель получил в обыкновенной приходской школе, которая могла бы по праву гордиться таким учеником.
После этого он продолжил учёбу в местечке Малмсбери, а затем — в частной школе другого городка, Вестпорта. Уже к пятнадцати годам Гоббс хорошо овладел латинским и греческим языками [5, с. 10], что свидетельствует о его незаурядных умственных способностях. Следующие пять лет Гоббс учился в Оксфорде, где получил степень бакалавра искусств и право чтения лекций по логике.
Однако делать традиционную университетскую карьеру Гоббс почему-то не стал. Видимо, господствовавшее в Оксфорде схоластическое образование не вызывало у него особого восторга. В конечном итоге Гоббс, отказавшись от преподавания в престижном английском университете, предпочёл работать воспитателем в аристократическом семействе своего друга и покровителя лорда У. Кавендиша [6, с. 5].
Это дало Гоббсу возможность самостоятельно заниматься науками и философией в свободное от основных занятий время. Свои преподавательские амбиции он мог удовлетворить, обучая способного ученика, сына сэра Уильяма, который со временем должен был занять достойное место в числе видных представителей английской правящей элиты. Семья лорда Кавендиша была влиятельна и богата. Вместе со своим воспитанником, Кавендишем -младшим, Гоббс побывал во Франции и Италии, где прожил в общей сложности около трёх лет [1, с. 4; 5, с. 11].
Значительную роль в философском развитии Гоббса сыграли его тесное интеллектуальное сотрудничество и дружба с Ф. Бэконом, у которого Гоббс некоторое время был секретарём. После 1621 г. Бэкон отошёл от реальной
политики, целиком посвятив себя научной деятельности. Помимо обоюдной нелюбви к схоластике и широчайшей эрудиции Бэкона и Гоббса объединяло стремление к опытно-индуктивному исследованию природы, человека и социума. Знаменитый девиз «знание есть сила, сила есть знание» вполне разделял и Гоббс, который позднее писал, что «своими величайшими успехами человеческий род обязан технике» [1, с. 77], которая была бы невозможна без открытий в области физики и геометрии. При этом следует иметь в виду, что Гоббс поправил Бэкона, утверждая, что «знание есть только путь к силе» [1, с. 77], но отнюдь не сила сама по себе. И эта оценка во многом верна.
В 1628 г. Гоббс опубликовал собственный перевод знаменитого труда крупнейшего античного историка Фукидида, посвященный истории Пелопоннесской войны. В Англии того времени эта книга оказалась весьма востребованной [1, с. 6; 5, с. 12]. Так к Гоббсу пришла известность.
В 1629 г. умер лорд У. Кавендиш, друг и патрон Гоббса. В этот же год состоялась новая поездка Гоббса во Францию. Она заняла полтора года. В плане интеллектуального развития пребывание во Франции примечательно тем, что здесь Гоббс получил возможность освоить передовые достижения точных и естественных наук, особенно геометрии, которая представлялась ему квинтэссенцией научного знания. Позднее Гоббс утверждал, что «бесполезно изучать философию природы, не начав с изучения геометрии» [1, с. 124—125]. Именно геометрия стала для Гоббса эталоном наук.
Не менее продуктивной оказалась поездка 1634—1636 гг., в ходе которой Гоббс установил дружеские отношения с П. Гассенди и Г. Галилео [1, с. 7; 5, с. 14]. Интерес к физике стал вторым серьезным увлечением Гоббса, оказавшим существенное влияние на формирование его научного мировоззрения. По существу, вся онтология и гносеология Гоббса построены на физике и геометрии. При этом Гоббс великолепно знал Библию, которую цитировал практически во всех своих трудах.
Однако спокойно заниматься наукой Гоббсу не удалось. В истории Англии наступала новая эпоха, которая была связана с тем, что сначала с легкой руки
графа Э. Кларендона получило название мятежа и гражданских войн [4, с. 4], а позднее стало называться Английской революцией 1640—1660 гг.
В конце 1640 г. Гоббс снова оказался в Париже. На сей раз в изгнании. В то драматичное время английский мыслитель был убеждённым роялистом. В Париже Гоббс познакомился с научными и философскими идеями Р. Декарта (1596—1650 гг.), который являлся едва ли не самым авторитетным интеллектуалом Европы.
1642 г. был ознаменован тем, что Гоббс опубликовал на латинском языке свою первую великую книгу по теории политики — «О гражданине» [1, с. 270—506], а также написал «Возражения» (наряду с М. Мерсенном, А. Арно, П. Гассенди, Ж. Дезаргом и другими критиками) на произведение Р. Декарта «Размышления о первой философии». Обстоятельный ответ Декарта [3, с. 135—154] свидетельствовал о том, что у французского гения появился как минимум равный оппонент, с которым приходилось считаться.
В 1646 г. Гоббс по протекции своего знакомого графа Ньюкасла приступил к обучению принца Уэльского (будущего Карла II Стюарта) математике [5, с. 25]. Однако у него оставалось время и для других занятий. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая жизнь «придворного математика» Гоббса, если бы не появление на свет его главного произведения, принёсшего автору всемирную известность. Эта книга Гоббса называлась «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» [2, с. 3— 591].
Первоначально Гоббс решил преподнести её своему воспитаннику, королю в изгнании Карлу II Стюарту. Однако эта инициатива Гоббса успехом не увенчалась. Скорее всего, влачившему незавидное существование Карлу II было совсем не до штудирования столь мудрёных книг. Конечно же, он её прочитал, однако едва ли согласился с аргументацией автора. Ещё более суровой оказалась реакция сторонников бедствующего английского короля. Она была крайне негативной. Люди, ещё вчера степенно раскланивавшиеся с
Гоббсом, стали его хулителями. Перед Гоббсом встала альтернатива: по -прежнему находится во Франции на положении интеллектуала-изгнанника либо вернуться в Англию. После мучительных раздумий Гоббс выбрал второе.
В 1651 г. Гоббс переехал в Лондон, где ранее с одобрения лидера Английской революции О. Кромвеля опубликовал своего «Левиафана» [1, с. 8]. По словам Б.В. Мееровского, эти два события находятся в тесной связи между собой, ведь появление «Левиафана» не только «облегчило возвращение Гоббса из эмиграции, но и обеспечило ему весьма благосклонный прием» [5, с. 28].
О. Кромвель, стремившийся к упрочению созданного им неустойчивого политического режима протектората (1653—1658 гг.), промежуточного между республикой и монархией [4, с. 147—165], объективно нуждался в солидной интеллектуальной поддержке. Однако стать главным идеологом протектората Гоббсу так и не удалось. Его оттеснили другие, более ловкие и пронырливые люди. На наш взгляд, в это время от Гоббса требовался не сложнейший научный труд, поражающий изощренной диалектикой, а простая политическая агитка, способная внушить растерянным англичанам чувство лояльности новым властям и ощущение уверенности в завтрашнем дне.
В 1655 г. Гоббс опубликовал свой трактат «О теле» [1, с. 66—218], а в 1658 г. — «О человеке» [1, с. 219—269], ставших заметными явлениями английской интеллектуальной жизни.
В 1660 г. в Англии произошла Реставрация. «Повсюду короля встречали уставшие от потрясений толпы народа» [4, с. 173]. Среди них был и Гоббс, которого Карл II приветствовал поднятием шляпы [5, с. 32]. Бывший воспитанник Гоббса занял английский престол, теперь уже на правах законного монарха. Выходец из народа, прижившийся в аристократической среде, Гоббс не был замешан в каких-либо революционных эксцессах. Он ненавидел смуты и мятежи, поскольку являлся убежденным сторонником твердой государственной власти, безопасности и гражданского мира. Гоббс был принят при дворе.
Однако завистники постарались опорочить Гоббса в глазах английского монарха, сделав из него одиозную фигуру. Пожалуй, только по -настоящему
доброе и снисходительное отношение Карла II Стюарта, хорошо запомнившего уроки своего бывшего учителя, спасло Гоббса от преследований новых властей.
В 1668 г. Гоббс издал латинский перевод «Левиафана», в который внёс ряд поправок, демонстрировавших его абсолютную лояльность политическому режиму Реставрации [5, с. 33]. Тогда же им был написан «Бегемот, или Долгий парламент» [2, с. 592—623; 5, с. 199—201], в котором был дан глубокий и всесторонний анализ Английской революции 1640—1660 гг. Впрочем, это не спасло Гоббса от многочисленных нападок со стороны его надменных недоброжелателей, получивших реальную возможность если не расправиться с мыслителем, то причинить ему немало вреда. До конца своих дней Гоббс вёл напряжённую полемику со своими оппонентами по вопросам теологии, политики и теории познания [6, с. 5].
Важную роль в системе философских воззрений Гоббса играет проблема человека. В его понимании, человек — это субъект морали и гражданской активности [1, с. 270—506]. Гоббс весьма убедительно показал эгоистическую природу человека, определяемую преимущественно его стремлением к самосохранению. По этому поводу Гоббс писал, что «величайшее благо — самосохранение, величайшее зло — разложение» [1, с. 237].
Учение Гоббса об обществе и государстве следует рассматривать как своеобразный итог всех его научных и философских исследований. В значительной мере оно вытекает из того понимания человеческой природы, которое Гоббс разработал в своих ранних произведениях. Политическая теория Гоббса, обстоятельно изложенная им в капитальном труде «Левиафан», базируется на диалектике коллективного, общественно -государственного и индивидуально-личностного начал.
Согласно Гоббсу, человеческое общество в своём развитии проходит две стадии.
Первая из них — это «естественное состояние» (от лат. status naturalis). По Гоббсу, оно «есть анархия и состояние войны» [2, с. 276]. Ведь при отсутствии гражданского состояния «всегда имеется война всех против
всех» [2, с. 95]. Люди живут, подчиняясь своим страстям и похотям. Они дают каждому человеку право на все, чего ему только захочется. Отсюда — известный еще со времен древнеримского комедиографа Плавта принцип жизнеустройства: «человек человеку волк». Его буквальная реализация приводит к тому, что в социуме царят крамола и абсолютно беззаконная «война всех против всех».
Существование людей в «естественном состоянии» ужасно: беспросветная бедность, неустроенность, постоянная угроза насильственной смерти, дикость как норма жизни. Состояние «войны всех против всех» характеризуется также и тем, что при нем ничто не может быть названо справедливым или несправедливым. Понятия правильного и неправильного, хорошего и плохого здесь не имеют смысла. «Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости. Сила и коварство являются на войне двумя основными добродетелями», — полагает Гоббс [2, с. 97].
Следует иметь в виду, что «естественное состояние» — это не описание (пусть даже на уровне социологических метафор) какой -то конкретной исторической эпохи или формы человеческой жизни. Это аналитическая модель, позволяющая точно зафиксировать базовый тренд всей общественной жизни раннего Нового времени: крах старых, «естественных» этико-религиозных форм регуляции человеческих отношений под влиянием нового буржуазного «рационального» индивидуализма, а вместе с ними — и покоящихся на них форм политической и правовой организации общества. Доведенная до своего логического предела, которым и оказывается «война всех против всех», эта тенденция «представала тотальным разрушением самих основ социальной жизни» [6, с. 9—10] и любого социального порядка в целом.
Английская революция середины XVII в. (она же — мятеж и гражданские войны в Англии, Пуританская революция, Великий мятеж, восстание джентри против короля и знати, Английская буржуазная революция, Бунт провинций [4, с. 3—33]), от которой Гоббс был вынужден так долго скрываться во Франции, позволяла обнаружить реальность этого
логического предела, сделав его отправным пунктом теоретического построения, поверенного практикой. Уместно напомнить, что потери, понесённые в результате гражданских войн 40-х гг. XVII в. только в Англии и Уэльсе, составили примерно 190 тыс. человек, из которых около 84 тыс. — полегли на полях сражений [7, с. 160]. И это без учёта Ирландии, которую сторонники О. Кромвеля буквально залили кровью [4, с. 139—141]. По отношению к общей численности населения Британских островов (около 5 млн. человек) показатель убитых и раненных оказался выше, чем число лиц, пострадавших в Первой мировой войне.
Английский мыслитель, как и его самые прославленные современники, был ошеломлён или воодушевлён ощущением полного фиаско традиционной философии, которую преподавали в университетах. «Беглого взгляда на настоящие и прошлые разногласия было достаточно, чтобы убедить их в том, что философия, или поиски мудрости, так и не преуспела в превращении в мудрость. Это долгожданное превращение пора было осуществить», — совершено обоснованно полагает Л. Штраус [9, с. 163].
Безусловно, Гоббс был абсолютно прав — не столько теоретически, сколько практически, ибо преодоление состояния общественного коллапса есть важнейшая и ключевая задача всей его политической философии, построенной на основе самых передовых достижений и методов тогдашней науки.
Вторая стадия развития общества — государственное, гражданское состояние (от лат. status civilis), — становится главным организующим фактором цивилизации. Согласно Гоббсу, это новое состояние неизбежно приобретает искусственный характер, «ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по-латыни — Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан» [2, с. 6].
При этом английский мыслитель, будучи безусловным сторонником
рационализма в философии и политике, почему-то обращается к загадочному образу библейского Левиафана, что сбивает с толку многих комментаторов Гоббса. По словам немецкого правоведа и политического теоретика К. Шмитта, «Левиафан» прославил Гоббса и внушил подозрение к нему в большей мере, чем все прочие его труды [8, с. 107]. В целом же библейский Левиафан «бросил тень на его произведение, и все его сколь угодно ясные построения и аргументы попали в силовое поле заклинаемого им символа» [8, с. 236].
Из «Книги Иова» нам хорошо известно, что Левиафан есть «царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41: 26), то есть воплощение абсолютного зла, попущенного Богом за людские грехи. Как символ политического единства, отмечает далее К. Шмитт, Левиафан - это не просто какое-нибудь «тело» или «зверь», а библейский образ, обросший мифологическими, теологическими и каббалистическими толкованиями [8, с. 109].
Знал ли об этом Гоббс? — Вне всякого сомнения.
Однако английский мыслитель, выступая сторонником терминологической ясности, принципиально отказался от этих традиционных интерпретаций. Левиафан у Гоббса — это отнюдь не символ древнего библейского чудовища, архетипическая мощь которого заведомо превосходит любую нужду политической практики. Это искусственное тело (оно же — суверенное репрезентативное лицо и грандиозная машина), объединяющее в себе множество людей, составляющих могущественное государство, которое есть «реальное единство, воплощенное в одном лице».
Если это совершилось, подчеркивает Гоббс, «то множество людей, объединенных таким образом в одном лице, называются государством, по -латыни — сгуНая. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного бога [курсив наш, — авт.], которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой» [2, с. 133]. И далее — ключевое определение: «Государство есть единое лицо [курсив наш, — авт.], ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество
людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и защиты» [2, с. 133].
Суверен, порождаемый общественным договором, этот смертный бог, «которому мы, под владычеством бессмертного Бога, обязаны своим миром и своей защитой», является всего лишь легитимным представителем множества людей. «Ибо единство лица обусловливается единством представителя, а не единством представляемых. И лишь представитель является носителем лица, и именно единого лица, а в отношении многих единство может быть понято лишь в этом смысле» [2, с. 133].
Во имя этой великой цели Гоббсом, собственно, и разрабатывается теория нового государства. Но только не в смысле «очередного» или «сменяющего предыдущее», а в смысле его беспрецедентного характера, ибо только оно адекватно природе политических проблем, созданных устремлениями и отношениями абсолютного большинства людей, находящихся в «естественном состоянии», порождённым среди прочего и драматичными процессами первоначального накопления капитала. Если следовать Гоббсу, то Левиафан -государство в общественном сознании действует как всемогущий и одновременно посюсторонний властно -политический субъект.
Чтобы лучше понять аргументацию Гоббса, необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что общества Античности и Средневековья были устроены совсем иначе, чем общество раннего Нового времени [1, с. 47].
В античной философской и политической мысли центральным понятием для описания различных видов человеческих сообществ обычно использовалось понятие полиса (греч. поАщ, лат. civitas), выражавшее идею суверенной общины граждан, организованной с помощью специальных правил и учреждений. В политической философии раннего Нового времени прямого аналога для данного понятия нет. Ведь полис — это не общество и не государство. Однако в нём имеются взаимосвязанные элементы того и другого.
В средневековой Европе преобладало понятие communitas, означавшее
организованное сообщество людей, например, сословие или корпорацию. Совокупность таких юридически оформленных сословий и корпораций входили в структуру королевства, regnum.
Остаётся только добавить, что noXiq был естественным для древних греков; communitas и regnum — естественными для средневековых европейцев. А вот для современников и потомков Гоббса, естественным является безгосударственное состояние «войны всех против всех», которое представляет собой, если отбросить лукавство, настоящий социальный ад.
Поэтому чтобы просто жить, нормальные люди должны совершить нечто для себя противоестественное — заняться политикой как целенаправленным и коллективным устроением своего общежития. Будучи естественным образом частными лицами, они должны выступить в искусственном для них виде граждан, составляющих «политическое тело» могущественного Левиафана-государства. Саму возможность жить как частные лица (то есть в мирном состоянии, а не в состоянии «войны всех против всех»), они могут получить, лишь в какой-то мере отрицая себя, создавая такую сферу жизни (политико -правовую), в которой отменяются законы их «естественной» буржуазно -конкурентной борьбы [6, с. 10].
Возможность выхода из «естественного состояния» заложена в разумности человека, законах, этических нормах и принципах морального благоразумия. Все они сводятся к древнему «золотому правилу» общения: «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой» [2, с. 122]. Это правило самоограничения эгоизма с необходимостью толкает людей на путь заключения общественного договора (от лат. contractus, pactum). При этом Гоббс реалистично предупреждает, что без меча общественный договор — это всего лишь пустые слова, «которые не в силах гарантировать человеку безопасность» [2, с. 129].
Гоббс рассматривал государство как творение человека и считал одним из главных его достоинств разум, проявленный в справедливости и законах. Государство и его справедливость смогли возникнуть только из преодоления
людьми «естественного состояния», из своего рода коллективного соглашения, к которому приходят люди относительно общественного блага, путём совмещения противоречащих друг другу эгоистичных интересов. Согласно Гоббсу, «для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности» [2, с. 132]. При этом Левиафан-государство возникает в результате добровольного соглашения людей, а власть суверена (репрезентативного лица) является практически абсолютной.
Люди признают государство как единственную силу, которая безраздельно господствует над ними. Вследствие этого общественный договор носит безусловный и нерасторжимый характер. «Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия» [2, с. 133].
На наш взгляд, Т. Гоббс разработал одну из наиболее интересных теорий происхождения современного общества и государства. По существу, Гоббс осуществил грандиозную попытку создать такую теорию, которая базируется не на чьём-то мнении или авторитете, а на точном научном знании, выводимом из ясных, чётко сформулированных аксиом.
Рациональный компонент теории Гоббса базируется на представлении о государстве как о гигантском «искусственном человеке» (он же — «смертный бог», суверенное репрезентативное лицо и грандиозная машина [8, с. 146— 162]), власть которого заведомо превышает совокупное могущество всех составляющих его людей. Государство является результатом общественного договора, заключённого людьми в целях преодоления беззаконного
«естественного состояния», то есть «войны всех против всех».
Конституирующим ядром этой научной концепции является древнейший символ легендарного библейского чудовища Левиафана, «соединяющий в себе бога, человека, зверя и машину» [8, с. 148], который, по меткому выражению К. Шмитта, «бьёт мимо цели и теряет свою силу» [8, с. 231], поскольку многократно превышает потребности реальной политической практики.
При этом следует иметь в виду, что содержание главной книги Гоббса лишь отчасти соответствует её оригинальному названию. Тем не менее, именно Гоббса можно назвать главным творцом полноценного политического мифа о Левиафане-государстве, различные версии которого получили заметное распространение не только в эпоху раннего Нового времени, но и позднее.
Жизнь Гоббса была долгой и интересной. На его могиле была поставлена мраморная плита с латинской эпитафией: "Vir probus et fama eruditionis domi foris q. bene cognitus" («Достойный муж, широко известный благодаря своей учёности на родине и чужбине») [5, с. 34]. Эти слова довольно точно характеризуют личность великого английского мыслителя.
Список литературы:
1. Гоббс Т. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, — 1989. — Т. 1. — 622 с.
2. Гоббс Т. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, — 1991. — Т. 2. — 731 с.
3. Декарт Р. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, — 1994. — Т. 2. — 633 с.
4. Кондратьев С.В. Английская революция XVII века: Учеб. М.: Академия, — 2010. — 192 с.
5. Мееровский Б.В. Гоббс. М.: Мысль, — 1975. — 208 с.
6. Очерки истории западноевропейского либерализма (XVII—XIX вв.) / Под общ. ред. А.А. Кара-Мурзы // Рос. акад. наук, Ин-т философии. М., — 2004. — 226 с.
7. Соколов А.Б. Английская революция середины XVII века в новейшей буржуазной историографии // Вопросы истории. — 2008. — № 5. — С. 160 —168.
8. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса: смысл и фиаско одного политического символа: Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, — 2006. — 300 с.
9. Штраус Л. Естественное право и история: Пер. с англ. М.: Водолей Publishers, — 2007. — 312 с.