Научная статья на тему 'ТОМ ТОМСОН И ХУДОЖНИКИ "ГРУППЫ СЕМИ"'

ТОМ ТОМСОН И ХУДОЖНИКИ "ГРУППЫ СЕМИ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
308
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАНАДЫ / КАНАДСКАЯ ПЕЙЗАЖНАЯ ШКОЛА / ТОМ ТОМСОН / "ГРУППА СЕМИ" / КАНАДСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / CANADIAN PAINTING / CANADIAN LANDSCAPE SCHOOL / TOM THOMSON / GROUP OF SEVEN / CANADIAN ART MOVEMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щукина Татьяна Александровна

Том Томсон - выдающийся канадский художник начала XX в., творчество которого вдохновило его последователей на создание первой национальной художественной школы в 1920 г., известной как «Группа семи». Иногда его ошибочно считают ее участником, хотя он погиб до того, как группа формально образовалась. Вместе с тем, Томсон очень тесно сотрудничал с художниками-основателями объединения, оказав сильное влияние на их дальнейшее развитие. В своих небольших набросках, полных непосредственности, Томсону удалось найти новый уникальный стиль в пейзажной живописи, который впоследствии повлиял на многие поколения, формируя их восприятие канадского пейзажа. Художнику особенно удавалось передавать динамичный и изменчивый характер канадской природы. Он постепенно эволюционировал от традиционного копирования деталей, которое было ему присуще на первоначальном этапе, к созданию нестандартных композиций, отличающихся богатейшей палитрой. В течение шестилетнего периода он выработал свой неповторимый стиль, которому были присущи необычные цветовые сочетания и экспрессивная манера в изображении величественных северных пейзажей. Художники «Группы семи», получившее широкую известность своими пейзажными работами, были продолжателями художественных традиций, заложенных Т. Томсоном, и полагали, что национальное изобразительное искусство Канады должно развиваться в русле непосредственного контакта с природой. Объединение позиционировало себя также и как первое художественное движение, возникшее в канадском изобразительном искусстве. Основной мотив их произведений - изображение бескрайних величественных просторов канадского севера, в котором они усматривали решающий фактор идентичности страны. Их вклад в формирование понятия канадской идентичности не подвергается сомнению, и в этом плане их историческую заслугу трудно переоценить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tom Thomson and the "Group of Seven"

Tom Thomson was an outstanding Canadian painter and artist during the early 20th century, who inspired the formation of the Group of Seven, the first national school of art in Canada, established in 1920. He is sometimes mistakenly identified as one of the Group of Seven. Although Thomson had died by the time the group formed in 1920, he worked closely with a number of its founding members and his work strongly influenced on their later development. The immediacy of Thomson's sketches was to define a new style of painting that would be attributed as uniquely Canadian and would shape how generations of people think about the Canadian landscape. Thomson was able to convey the dynamism and volatility of nature, breaking away from traditional detail style of painting in his early works, to bold splashes of colour and non-traditional compositions. Within a six-year period, he had developed a strong personal style of bright colour combinations, expressed brush strokes and unique images of the Northern landscape. Continuing Thomson's art traditions and believing that a distinct Canadian art could be developed through direct contact with nature, the Group of Seven is best known for its painting of Canadian landscape, and initiated the first major Canadian national art movement. Their work deals mainly with the wilderness and rural expanse of the north and far north. The fact of their historical achievement is unassailable, and their contribution to Canadian sense of nationhood is a matter of record.

Текст научной работы на тему «ТОМ ТОМСОН И ХУДОЖНИКИ "ГРУППЫ СЕМИ"»

КУЛЬТУРА

УДК: 75; 75.03; 9; 929.

Том Томсон и художники «Группы семи»

Татьяна Александровна Щукина,

старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии наук (ИСКРАН), г. Москва, Российская Федерация.

123995 Москва, ИСКРАН, Хлебный пер., 2/3. Тел.: 8-910-402-67-89, e-mail: tatshchukina@gmail.com

Том Томсон - выдающийся канадский художник начала XX в., творчество которого вдохновило его последователей на создание первой национальной художественной школы в 1920 г., известной как «Группа семи». Иногда его ошибочно считают ее участником, хотя он погиб до того, как группа формально образовалась. Вместе с тем, Томсон очень тесно сотрудничал с художниками-основателями объединения, оказав сильное влияние на их дальнейшее развитие.

В своих небольших набросках, полных непосредственности, Томсону удалось найти новый уникальный стиль в пейзажной живописи, который впоследствии повлиял на многие поколения, формируя их восприятие канадского пейзажа. Художнику особенно удавалось передавать динамичный и изменчивый характер канадской природы. Он постепенно эволюционировал от традиционного копирования деталей, которое было ему присуще на первоначальном этапе, к созданию нестандартных

211

композиций, отличающихся богатейшей палитрой. В течение шестилетнего периода он выработал свой неповторимый стиль, которому были присущи необычные цветовые сочетания и экспрессивная манера в изображении величественных северных пейзажей.

Художники «Группы семи», получившее широкую известность своими пейзажными работами, были продолжателями художественных традиций, заложенных Т. Томсоном, и полагали, что национальное изобразительное искусство Канады должно развиваться в русле непосредственного контакта с природой. Объединение позиционировало себя также и как первое художественное движение, возникшее в канадском изобразительном искусстве. Основной мотив их произведений - изображение бескрайних величественных просторов канадского севера, в котором они усматривали решающий фактор идентичности страны. Их вклад в формирование понятия канадской идентичности не подвергается сомнению, и в этом плане их историческую заслугу трудно переоценить.

Ключевые слова: изобразительное искусство Канады, канадская пейзажная школа, Том Томсон, «Группа Семи», канадское художественное движение

Tom Thomson and the «Group of Seven»

Tatiana A. Shchukina

Senior Research Fellow, Institute for the US and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences (ISCRAN), Moscow, Russian Federation. 2/3, Khlebny per., Moscow, 121069, Russia.

212

Тel.:. 8-910-402-67-89, e-mail: tatshchukina@gmail.com

Tom Thomson was an outstanding Canadian painter and artist during the early 20th century, who inspired the formation of the Group of Seven, the first national school of art in Canada, established in 1920. He is sometimes mistakenly identified as one of the Group of Seven. Although Thomson had died by the time the group formed in 1920, he worked closely with a number of its founding members and his work strongly influenced on their later development.

The immediacy of Thomson's sketches was to define a new style of painting that would be attributed as uniquely Canadian and would shape how generations of people think about the Canadian landscape. Thomson was able to convey the dynamism and volatility of nature, breaking away from traditional detail style of painting in his early works, to bold splashes of colour and non-traditional compositions. Within a six-year period, he had developed a strong personal style of bright colour combinations, expressed brush strokes and unique images of the Northern landscape.

Continuing Thomson's art traditions and believing that a distinct Canadian art could be developed through direct contact with nature, the Group of Seven is best known for its painting of Canadian landscape, and initiated the first major Canadian national art movement. Their work deals mainly with the wilderness and rural expanse of the north and far north. The fact of their historical achievement is unassailable, and their contribution to Canadian sense of nationhood is a matter of record.

Key words: Canadian Painting, Canadian landscape school, Tom Thomson, Group of Seven, Canadian art movement

213

Влияние европейской школы живописи было долгое время преобладающим среди художников, работавших в Канаде, вплоть до середины XIX в. С развитием и укреплением канадской государственности все более популярным среди художественной среды становилось обращение к специфически канадским мотивам. Самостоятельная канадская художественная школа наиболее ярко проявила себя в пейзажной живописи первых трех десятилетий ХХ в. Ее основателем считается Джеймс Уилсон Моррис (James Wilson Morrice) (1864-1924), который работал не только в Канаде, но, будучи состоятельным человеком, имел возможность подолгу жить в Париже и быть в непосредственном контакте с европейской традицией. Именно в живописи Морриса впервые нашли отражение яркие и самобытные приемы для изображения канадской природы, старых кварталов Квебека и окрестных деревень. Палитра его картин, довольно простых по сюжетному решению, отличалась насыщенностью цвета и декоративностью форм - чертами, которые впоследствии станут отличительными характеристиками для всей канадской пейзажной школы.

Когда говорят о канадской живописи ХХ в. вообще, общепринятым является тот факт, что самым известным культурным феноменом в этой области признается творчество художников «Группы семи» (Group of Seven). Выступая против натурализма академической традиции, они формировали свои художественные воззрения под влиянием постимпрессионизма и символизма, господствующих течений в живописи рубежа XIX-XX вв. «Вместе их объединило общее чувство разочарования в консерватизме, который преобладал в канадской живописи того времени.» [1]. Их эстетика была направлена на установление новых отношений между искусством и природой,

214

художники стремились уйти от простого копирования предметов изображения, стараясь передать в большей степени свое восприятие, переживание и отношение к тому, что они писали.

Официальным годом создания этого творческого коллектива, ставшего впоследствии национальной художественной школой, считается 1920 г., когда семь художников из г. Торонто, среди которых были Ф. Кармайкл (F. Carmichael) (1890-1945), Л. Харрис (L. Harris) (1885-1970), А. Джексон (A.Y. Jackson) (1882-1974), Ф. Джонстон (F. Johnston) (1888-1949), А. Лисмер (A. Lismer) (1885-1969), Дж. Макдональд (J.E.H. Macdonald) (1873-1932) и Ф. Варли (F.H. Varly) (1881-1969), организовали первую совместную выставку. Общественные настроения в Канаде в тот период, а именно после окончания Первой мировой войны, характеризовались ростом патриотических настроений среди ее граждан и укреплением ощущения независимости и гордости за свою страну. По мнению представителей «Группы семи», необозримые пространства сурового канадского севера, которые стали основным сюжетным мотивом их картин, как нельзя лучше представляли национальный колорит и дух Канады в целом. Как отмечает авторитетный канадский эксперт по истории живописи этого периода Дэвид Силкокс (David Silcox), «два аспекта, которые способствовали успеху группы на первоначальном этапе и до сегодняшнего времени продолжающие поддерживать ее репутацию, состоят в утверждении их идеи идентификации «Севера» как краеугольного камня канадской идентичности... а также убежденности, что этот призыв будет понятен и воспринят обычными канадцами» [2].

Говоря о «Группе семи», необходимо отметить, что очень сильное влияние на ее становление оказал Том

215

Томсон (Thomas John Thomson) (1877-1917) - один из самых известных и самобытных канадских художников XX столетия, его иногда называют канадским Ван Гогом. Хотя художественная карьера Томсона длилась совсем недолго, он оставил очень заметный след в истории канадской живописи. Если бы не трагическая гибель художника в 1917 г., он, несомненно, стал бы полноправным участником «Группы семи». Их объединяло не только человеческое общение, переходящее в дружбу и взаимовыручку, но и общие творческие устремления, основанные на сходстве художественных принципов.

В этой связи надо упомянуть, что во многих источниках о Томсоне его ошибочно причисляют к художникам «Группы семи», настолько его творчество органично вписывается в их деятельность. Многие искусствоведы сходятся во мнении, что именно «открытая непосредственность эскизов Томсона определила новый стиль в живописи, который впоследствии стал рассматриваться как специфически канадский, и оказал влияние на то, как последующие поколения зрителей стали воспринимать канадский пейзаж» [3]. По сути, участники «Группы семи» явились одновременно и родоначальниками целого художественного направления в канадской пейзажной живописи, и последователями Томсона, творчество которого они не только высоко ценили, но и развивали его отдельные мотивы. Не случайно их работы были объединены на одной из самых представительных выставок канадской живописи и прошедших в ряде европейских стран - Великобритании, Норвегии, Нидерландах в 2011-2012 гг. [4]. Отдавая должное художественному стилю канадских мастеров, лондонская газета «Ивнинг стандард» (Evening Standard) в своей рецензии отмечала, что краски в их работах являются не столько средством

216

изображения, сколько «претерпевают метаморфозу, магическим образом превращаясь в лист и дерево, скалу и водопад, свет и воздух» [5].

За менее чем десятилетний период творчества Томсо-ном было создано около 50 больших полотен и чуть более 400 эскизов. Работы художника хранятся в Национальной галерее Канады (National Gallery of Canada) в Оттаве, в Художественной галерее Онтарио (Art Gallery of Ontario), в Коллекции канадского искусства, собранной семьей Мак-Майкл (McMichael Canadian Art Collection), в г. Клейнбурге (Kleinburg), Онтарио. Часть работ и личных вещей художника находится в Художественной галерее Тома Томсона (Tom Thomson Memorial Art Gallery) в городке Оуэн Саунд (Owen Sound), на родине художника. Так как практически все его наследие со временем оказалось в музейной собственности, на аукционах можно встретить очень мало его работ, это в основном эскизы. Самая высокая цена, которую заплатили за произведение Томсона («Ранняя весна, Каноэ-озеро» (Early Spring, Canoe Lake, 1917) в 2009 г. на крупнейшем аукционе канадского искусства Хеффель (Heffel Fine Art Auction House)), составила 2 749 500 долл. США.

В 2017 г. отмечалась столетняя годовщина со дня смерти художника, что подстегнуло интерес к его творчеству не только в Канаде, и во всем мире. Так, например, работы Томсона экспонировались в Париже, в музее Орсе, на выставке «За звездами. Мистический пейзаж от Моне до Кандинского», которая состоялась в марте-июне 2017 г. В нашей стране картины Томсона демонстрировались дважды. В 1977 г. шесть работ художника были показаны в рамках проходившей в Ленинграде, Киеве и Москве выставке «Группа семи. Пейзажная живопись Канады из канадской коллекции Мак-Майкл». В 2004 г. в

217

Государственном Эрмитаже прошла персональная масштабная выставка «Том Томсон (1877-1917). Картины из собраний Художественной галереи Онтарио и Национальной галереи Канады», которая включала 58 лучших произведений художника.

Хотя на его картинах представлена природа Канады, в них чувствуется нечто родное и близкое российскому зрителю. Так, «Закат» (Sunset, 1915) напоминает одноименный этюд Архипа Куинджи из Русского музея в Санкт-Петербурге. «Март» (March, 1916) и зимние пейзажи мастера можно сравнить с картинами Константина Юона, Исаака Левитана или Игоря Грабаря. Ассоциации с русской живописью, в частности, с произведениями братьев Васнецовых и Ивана Шишкина, вызывает знаменитая «Сосна» (The Jack Pine, 1916-1917), одна из последних значительных работ Томсона.

Сегодня работы художника оцениваются как одни из самых ярких, впечатляющих и достоверно передающих атмосферу северного характера канадской природы, ее бескрайних лесных просторов и живописных рек и озер. По мнению искусствоведов, Томсон «внес в канадский пейзаж и эпическую развернутость композиции, и острый динамический рисунок гнущихся на ветру деревьев, и звонкие, почти пронзительные пятна декоративного цвета, а главное - тончайшее знание леса, героически-возвышенное ощущение природы, романтику непролазных лесных чащоб, чистых горных озер и одиноких старых сосен. Уже у Морриса <...> и особенно у Томсона начало складываться то «неоромантическое» мироощущение, которое окрашивает канадскую пейзажную живопись времени ее расцвета. Оно было порождено крайней резкостью перехода от старой Канады отважных пионеров и борцов за независимость, охотников и лесорубов к

218

стране промышленного бума и коммерческих спекуляций, к засилью американских монополий. Буржуазному практицизму индустриализирующейся страны канадские художники стали противопоставлять силу и цельность эмоций, пионерский пафос овладения нетронутой природой» [6].

Томас Джон Томсон родился 5 августа 1877 г. в деревушке Клермонт (Claremont) провинции Онтарио. Когда ему было два месяца, его родители переехали на собственную ферму около городка Оуэн Саунд, где и прошли детские годы художника. Он был шестым ребенком и третьим мальчиком в многодетной семье Джона и Маргарет Томсон, канадцев с шотландскими корнями, у которых было 10 детей. Осталось не так много сведений о его ранних годах, но известно, что в семье занимались музыкой и чтением, любовь к которым прививала детям мать. Любимым занятием отца были охота и рыбалка, и он с детства приучал к ним своих сыновей, что в значительной мере повлияло на выбор жизненного пути Тома. Большинство детей в семье любили рисовать, также они пели в церкви и играли в местном оркестре. Но Том не проявлял с детства каких-либо ярких способностей, хотя тоже занимался пением и играл на мандолине.

Он был вынужден пропустить один год школьных занятий из-за проблем со здоровьем, у него обнаружили болезнь легких. В этот период все свое свободное время Том проводил в окрестных лесах, что во многом подтолкнуло его к изучению живой природы. Формированию интереса и тяге к знаниям о родной земле во многом способствовало общение с кузеном отца д-ром Уильямом Броди (William Brodie), известным натуралистом того времени, который научил будущего художника, «как

219

соединять проницательное наблюдение за природой с чувством благоговения перед ее тайнами» [7].

Когда в 1898 г. ему исполнился 21 год, он получил свою часть наследства в размере 2000 долл. от своего деда, в честь которого был назван. Хотя это была довольно приличная сумма для того времени, осталось неизвестным, на что потратил ее молодой человек. На следующий год Том поступил учеником подмастерья в литейный цех, но через восемь месяцев оттуда ушел. Затем он переехал в г. Четем (Chatham), расположенный в юго-западной части Онтарио, и стал студентом колледжа (Cañada Business College). Но и это не увлекло его, он бросил учебу и летом 1901 г. вернулся домой. Вскоре он вновь отправился в дорогу; поиски жизненного пути привели его на тихоокеанское побережье, в Сиэтл, где обосновались его братья, открыв там бизнес-колледж (Acme Business College). После шести месяцев обучения в этом колледже, Тома взяли на работу в качестве чертежника на фирму «Мэринг энд Лэдд» (Maring&Ladd), которая специализировалась на издании рекламной продукции.

Томсон сразу зарекомендовал себя как талантливый художник-график, и вскоре другая фирма предложила ему более высокооплачиваемую работу. Летом 1905 г. Томсон оказался в Торонто, где получил работу на фирме «Лэгг Бразерс» (Legg Brothers), занимавшейся фотографией и гравированием. В свободное от работы время он увлекался чтением, особенно поэзией, посещением театров, концертов и различных спортивных мероприятий. Редкие фотографии, запечатлевшие Тома в тот период, показывают изысканно одетого молодого человека, почти что денди. Всю жизнь он любил красивые качественные вещи - шелковые рубашки, изысканную еду в дорогих ресторанах, хороший табак и первоклассные

220

трубки. Даже когда он сократил свои житейские потребности до минимума, он покупал себе самые дорогие и лучшие принадлежности для занятий живописью.

В самом начале своего пребывания в Торонто Томсон брал уроки у У. Крюйкшенка (1848-1922) (William Cruikshank) - английского художника, работавшего в традиционной академической манере, в основном в жанре портрета и пейзажа. Крюйкшенк более 25 лет преподавал в школе искусств Онтарио (Ontario College of Art), и хотя друзья Тома критиковали впоследствии его учителя за академизм и неприятие новых течений в живописи, учеба у такого мастера позволила Томсону усвоить некоторые технические приемы.

В 1909 г. Томсон поступил на работу в крупную торонтскую компанию «Грип Лимитед» (Grip Limited), которая занималась изготовлением рекламной продукции для железнодорожного транспорта, отельного бизнеса и сферы недвижимости. И хотя Том продолжал заниматься своей привычной работой, его жизнь стала кардинально меняться, так как там он встретил людей, близких ему по духу и интересам. Дело в том, что во многом благодаря проницательности и поддержке со стороны художественного директора «Грип Лимитед» Альберта Робсона (Albert Robson) на фирме сформировался коллектив художников, которые образовал впоследствии знаменитую «Группу семи».

К тому времени, когда там появился Том Томсон, старшим художником работал Джеймс Макдональд. Он стремился всячески поощрять развитие художественных способностей своих сотрудников, советуя им в свободное время больше работать на пленэре, в живописных окрестностях Торонто. В свою очередь Робсон, который обладал недюжинным художественным чутьем, вслед за

221

Томсоном пригласил на работу Артура Лисмера, Фреда Варли, только недавно приехавших из Британии, а также Франклина Кармайкла. Благодаря МакДональду, Томсон познакомился с Лоуренсом Харрисом во время совместных посещений известного в то время клуба, где собирались люди, интересовавшиеся литературой и искусством (Arts and Letters Club of Toronto). Таким образом, сформировался круг его друзей и единомышленников - все они, за исключением Робсона, были художниками.

Когда осенью 1912 г. Робсон перешел на работу в другую компанию, коллектив его сотрудников, включая Томсона, последовал за ним. Находя свою работу рутинной и довольно скучной, они ценили свободу, которую им предоставлял Робсон - они могли совершенствовать свое мастерство, посещая различные занятия, а также выезжать в длительные летние поездки для работы на открытом воздухе. Любовь и интерес к природе у Томсона были заложены его отцом еще в детстве, и поэтому такие поездки он воспринимал с большим энтузиазмом. Свое первое путешествие художник совершил ранней весной 1912 г. в Алконгин парке1 - огромном лесном массиве, густо пересеченном речными протоками, со множеством живописных озер, в трехстах километрах к северо-востоку от Торонто. Парк привлекал как богатых туристов, предоставляя им фешенебельные гостиницы и оборудованные места отдыха, так и путешественников, которые хотели погрузиться в непосредственное общение с великолепной природой.

Вместе с друзьями-художниками Томсон путешествовал на каноэ по территории парка. Его завораживала красота этих мест, и он много работал, стремясь выразить свое восприятие природы. По сути, этот период свидетельствует, что он стал постепенно отходить от ам-

222

плуа коммерческого художника, которое за ним закрепилось за время работы в компаниях в Торонто. Такие работы, написанные им в 1912 г., как «Старая заброшенная плотина, Алконгин парк» (Old Lumber Dam, Algonquin Park), «Затопленная земля» (Drowned Land), в которых уже видны явные попытки найти свой оригинальный стиль, - яркое тому подтверждение. Очень точное и скрупулезное отношение к деталям, которое с наглядностью проявилось в этих работах, станет одной из характерных черт дальнейшего творчества Томсона.

Встреча с д-ром Джеймсом Макаллемом (James MacCallum), профессором-офтальмологом из Торонтского университета, страстным любителем пейзажной живописи, во многом повлияла на его дальнейшую судьбу. Маккаллем познакомил Томсона, в котором он почувствовал явный талант и своеобразный стиль, с Александром Джексоном, художником из Монреаля, получившим классическое художественное образование в Европе. Также как и Томсон, Джексон стремился найти новый подход и свежие краски в изображении канадского пейзажа, что нашло выражение в его знаменитой работе 1910 г. «Опушка кленового леса» (The Edge of the Maple Wood).

Маккаллем, обладая особой проницательностью и очень быстро почувствовав, что встретился с самобытными, далеко незаурядными художниками, предложил им возможность в течение года полностью посвятить себя занятиям живописью, обеспечив все расходы по их содержанию. Оба художника приняли предложение. Томсон даже и не предполагал в то время, что в этом человеке он найдет не только щедрого покровителя, но и хранителя его наследия после своей трагической смерти.

223

Маккалем вспоминал впоследствии, что, как только он увидел эскизы Томсона, сделанные в Алконгин парке, проникся их безыскусной правдивостью и выразительностью и понял, насколько глубоко художник чувствовал суровую красоту и своеобразие северного характера канадской природы. Томсон продолжал напряженно работать, и хотя он сам по-прежнему считал себя художником-любителем, его друзьям стало ясно, что его техника вышла на новый, практически профессиональный уровень.

В январе 1913 г. в г. Буффало (Buffalo) состоялась выставка скандинавского искусства (Exhibition of Contemporary Scandinavian Art), которую посетили Лисмер и Макдональд. Художники были поражены работами, на которых были изображены пустынные скандинавские пейзажи, чем-то неуловимо напоминавшие живописную канадскую природу. Впечатления от этой выставки подтолкнуло их к мысли, что в Канаде надо создать собственное художественное объединение, представители которого занимались бы изображением главного богатства страны - ее природы. Они воодушевили этой идеей и заразили энтузиазмом своих коллег-художников, в том числе Томсона. Можно утверждать, что это явилось поворотным моментом в развитии канадской живописи того времени и в конечном итоге привело к образованию «Группы семи».

На протяжении 1914 г. Томсон полностью погрузился в занятия живописью, благо этому способствовала финансовая поддержка, оказываемая д-ром Маккалемом. Надо заметить, что художник как творческая свободолюбивая личность несколько тяготился этой зависимостью. Но после того как он почувствовал первое признание своих трудов - показанная им на выставке Общества ху-

224

дожников Онтарио (Ontario Society of Artists) картина «Северное озеро» (Northern Lake, 1912-1913) весной

1913 г. была куплена правительством провинции за 250 долл. - Томсон решил полностью посвятить себя живописи.

Большую часть года художник проводил на природе, уезжая с начала весны и до поздней осени в северную часть Алконгин парка. Там, в тесном общении с природой, он находил умиротворение и черпал свое вдохновение, результат которого старался перенести на холст уже в студии, в которой работал в течение зимних месяцев. Студия была построена в 1913-1914 гг. в Торонто, ее проектированием и финансированием строительства занимались Харрис и Маккалем. На самом деле, здание объединяло шесть студий, в каждой из которых были большие панорамные окна, выходившие на север, стеллажи для хранения и маленький мезонин, где можно было спать. Томсон и Джексон переехали в студию в январе

1914 г., когда строительство еще не было даже завершено. До ухода Джексона в армию в конце 1914 г. они пополам платили аренду в 22 долл. в месяц. В начале

1915 г. Томсон, большую часть года проводивший вне города, решил перебраться в небольшое помещение, практически сарай, находившийся позади здания студии. Харрис обустроил этот сарай для жизни и сдал его Том-сону за символическую плату в 1 долл. в месяц.

Период с весны до осени 1914 г. Томсон провел с Джексоном, Лисмером и Варли, путешествуя вместе с ними по Алконгин парку и заливу Джорджиан-Бей . Это был единственный раз, когда будущие участники «Группы семи» непосредственно работали с Томсоном. Они восхищались его навыками и умением обустроить свой быт в условиях дикой природы: он был прекрасным ры-

225

боловом, мог разбить лагерь на любой местности, приготовить пищу на открытом огне, виртуозно управлял каноэ.

1914 год стал поворотным в художественной карьере художника, так как его работы попали в коллекцию Национальной галереи Канады. Тогдашний ее директор Эрик Браун (Eric Brown) по совету Харриса, который входил в правление галереи, купил картину «Лунный свет» (Moonlight, 1913-1914) за 150 долл., затем «Северную реку» (Northern River, 1915) за 500 долл. и «Весенний лед» (Spring Ice, 1915-1916) за 300 долл. Появление работ Томсона в ведущем художественном музее страны свидетельствовало о признании таланта художника, который был в то время, по сути, начинающим неизвестным живописцем. Нельзя сказать, что это как-то существенно поправило его материальное положение, к которому художник был равнодушен. Он никогда не занимался рекламой своих картин, ему был интересен процесс творчества как таковой - многие работы, оставшиеся после его смерти, даже не имели названия.

В это же время в Европе разгоралась Первая мировая война. Варли, Харрис, а затем и Джексон отправились туда добровольцами. Томсон тоже хотел присоединиться к своим друзьям, но его прошение было отклонено, скорее всего, по медицинским показаниям. Он поддерживал вступление Канады в войну и был охвачен патриотическими настроениями. Его мироощущение того периода, вся мука и боль по поводу военного конфликта, несущего только разрушение и смерть, наиболее ярко выражены в картине «Холмы, охваченные огнем» (Fire-Swept Hills, 1915).

Весну и лето 1915 г. Томсон провел в длительных путешествиях по территории Алконгин парка. Так как он

226

всегда был неравнодушен к красивым, изысканным вещам, он решил обустроить свое каноэ, обшив его тонкой полосой кедрового дерева, и натянул над ним шелковый тент. Это добавляло хоть немного комфорта и удовольствия в его жизнь. Художник напряженно работал в этот период, сделав множество выразительных по своей экспрессии и цветовой гамме эскизов на деревянных дощечках. Он практически и не старался их продать, много работ он просто раздавал людям, которым они нравились. Так как к этому времени финансовая поддержка д-ра Маккалема уже закончилась, а продажа картин хотя и приносила некоторый доход, но не могла обеспечить всех жизненных потребностей, Томсон стал подрабатывать в качестве рейнджера и проводника.

Осенью 1915 г. Томсон и Макдональд получили заказ от д-ра Маккаллема, который поручил им нарисовать и установить семь декоративных панно в его загородном коттедже. Всю зиму, которую художник провел в Торонто, он работал над выполнением этого заказа, но когда весной пришло время монтировать панно, выяснилось, что они не вполне подходят по размеру, и они были возвращены в Торонто. Эти картины, находившиеся в собственности Маккаллема вместе с другими 85-ю работами Томсона, согласно завещанию доктора в 1943 г. были переданы Национальной галерее Канады.

1916-1917 годы стали самыми плодотворными в художественной карьере Томсона. В этот период он наиболее сильно ощущал искреннюю поддержку своих друзей - Харриса и Макдональда, которые всемерно поощряли его творческие поиски и устремления. Его живопись вышла на совершенно иной качественный уровень, стала более разнообразной по сюжетным мотивам, композиции и цветовой гамме. В работах Томсона нашло глубокое

227

отражение его эмоционально личностное восприятие канадской природы, которую он чувствовал, знал и любил. Дж. Маккаллем называл его картины «энциклопедией Севера» [8, с. 38], и если бы не ранняя трагическая смерть художника, его творческие поиски не ограничились бы только территорией Алконгин парка, который был для него неиссякаемым источником вдохновения.

Последний раз Томсона видели живым в середине дня 8 июля 1917 г., он намеревался ехать на рыбалку на озеро Каноэ (Canoe Lake). 16 июля его тело было найдено на берегу озера. Он был похоронен на близлежащем кладбище, но в сентябре того же года по просьбе семьи его прах был перевезен в Лейт (Leith) и перезахоронен на семейном участке. В память о своем друге Дж. Макдональд сделал бронзовую мемориальную доску, которая была вмонтирована в памятник Тому Томсону, установленный на берегу озера Каноэ.

Расследование, проведенное по факту гибели художника, установило, что Томсон утонул, и что его смерть произошла в результате несчастного случая. С самого начала трагические обстоятельства его гибели вызвали массу вопросов: многие полагали, что расследование было проведено недостаточно тщательно, ссылаясь на то, что Томсон прекрасно ориентировался на местности и был опытнейшим проводником. На протяжении ХХ в. неоднократно предпринимались попытки выяснить причины смерти Томсона, по этой теме был опубликован ряд работ разной степени достоверности. В 2007 г. все материалы, касающиеся гибели художника, были собраны и размещены на сайте «Великие нераскрытые тайны канадской истории» [9].

На протяжении своей недолгой карьеры Томсон прошел путь от самоучки, художника-любителя до признан-

228

ного мастера, чьи работы стала покупать Национальная галерея. Конечно, большой опыт ему дала работа гравировщика и иллюстратора, в процессе которой он сумел развить свои профессиональные навыки. Работая в Торонто, Томсон был вдалеке от мировых течений в изобразительном искусстве; он никогда не был не только в Европе, но даже в Нью-Йорке - тогдашнем центре артистической жизни Северной Америки. При этом он всегда был в курсе новых тенденций, читая много литературы и вращаясь в среде художников-профессионалов. Благодаря своему таланту и врожденному художественному чутью он создал свой неповторимый стиль, полный экспрессии и необычных цветовых сочетаний.

Обращаясь к творчеству Томсона, многие эксперты находят в нем параллели с мастерами пейзажа прошлого. Например, в картине «Приближающаяся снежная буря» (Approaching Snowstorm, 1915) можно уловить влияние великих английских пейзажистов Джона Констебля (John Constable) (1776-1837) и Уильяма Тернера (William J. M. Turner) (1775-1851), которые в свое время в корне изменили взгляд на восприятие пейзажа как такового. Они старались передать не просто отображение какого-либо явления природы - урагана, радуги, заката, а отобразить непосредственное его переживание. Такой подход был очень близок и канадскому художнику.

Интуитивно в своих работах Томсон отразил черты художественных направлений в живописи, которые развивались в Европе и США на рубеже XIX-XX вв. - постимпрессионизма, экспрессионизма, модерна. Так, влияние последнего ощущается, когда смотришь на картину «Западный ветер» (West Wind, 1916-1917), особенно это заметно на переднем плане и в изображении причудливо изогнутых ветвей деревьев. Находясь в постоянном по-

229

иске новых средств художественного выражения, Томсон в некоторых последних работах вплотную приблизился к абстракционизму, о чем свидетельствуют его картины «Клюквенное болото» (Cranberry Marsh, 1916) и «После урагана» (After the Storm, 1917). Можно утверждать, что он предвосхитил в этом своих друзей Харриса и Кар-майкла, которые только годы спустя стали работать в этом направлении.

Важным отличительным качеством творчества Том-сона являлось его потрясающее умение работать с цветом. Он очень много экспериментировал в этой области, его патрон Дж. Маккалем считал его мастерство в этой сфере непревзойденным, даже в сравнении с его друзьями, художниками «Группы семи». В каждой работе он старался найти новые оттенки в цветовой палитре, часто смешивая краски и находя самые неожиданные сочетания, и очень редко прибегал к их повторению. По мнению Дэвида Силкокса, «<...> его цвета и работа с кистью настолько узнаваемы, что могут быть сравнимы с отпечатком пальца...» [8, c.74] На раннем этапе художник использовал технику наложения короткого, резкого мазка, нанося их горизонтально, когда рисовал воду или небо, и вертикально при изображении холмов и деревьев. Со временем он изменил свою манеру, его движения кистью стали более хаотичны и агрессивны, что только добавило экспрессии в его пейзажи.

Как уже упоминалось, наследие Томсона включает не так много больших произведений, особое место в нем принадлежит эскизам, выполненным маслом на небольших дощечках из дерева, фанеры или плотного картона, как правило, не превышающих размер 21.6 х 26.7 см. На них Томсон, работая на природе, старался запечатлеть первое, спонтанное впечатление, поэтому рисовал их

230

очень быстро. Как отмечает Д. Силкокс, они являлись «наиболее непосредственным и интимным выражением идеи, мысли, эмоции и чувства» [8, с. 59] их создателя.

Так как только небольшая часть эскизов была затем использована для написания картин в студии, они впоследствии приобрели статус полноправных произведений в коллекции художника. Томсону самому доставляла гораздо больше удовлетворения работа над ними, так как он считал, что с перенесением их на большое полотно, как правило, терялось чувство свежести и некой сокровенности восприятия, которые он так ценил. Такого же мнения придерживались его друзья Макдональд и Хар-рис. Анализируя особенности творчества Томсона, автор статьи о художнике в Канадской энциклопедии Дж. Мюррей (Joan Murray) пишет: «Такой стиль работы - от спонтанного наброска до завершения его в картину в условиях студии - стал его общепринятой практикой. Эти два направления характеризуют противоречивые стороны художественной натуры Томсона. Если эскиз с его живостью и непосредственностью напоминает спонтанность лирического стихотворения, то картина, написанная в студии, вызывает ассоциацию с эпическим произведением» [7].

Художественные принципы и идеи Томсона нашли продолжение в работах его коллег - членов «Группы семи». Если в начале карьеры их творческий интерес был сосредоточен в основном на зарисовках провинции Онтарио, то со временем география их путешествий постепенно расширилась. Они работали и в Арктике, и на Западе, а также в Квебеке и Новой Шотландии. Участники группы полагали, что только непосредственный контакт с природой может привнести неповторимый колорит в их произведения. «Выступая пионерами нового канадского

231

искусства, они стали изображать пейзаж новыми средствами, стараясь передать чувство красоты, величия и благоговения перед природой» [10].

Так как художники часто рисовали вместе, будь то на пленэре или в студии, они дополняли и развивали технические приемы друг друга. Их ранние холсты отличали густые и яркие краски. После того как Макдональд стал использовать более легкую палитру и стилизованный сюжет, Харрис, Кармайкл и Варли последовали за ним. Харрис дольше всех продвинулся в этом направлении, и со временем единственный из объединения обратился к абстракционизму.

Поддержка со стороны Национальной галереи Канады во многом определила успех группы, что, несомненно, повлияло на то, как их художественные принципы и поиски новых эстетических критериев были восприняты в канадском обществе. Директор галереи Э. Браун был страстным поклонником этих художников и стал закупать их работы еще до формального образования группы. Члены Королевской канадской академии (Royal Canadian Academy) даже обвиняли Брауна в пристрастности и предоставлении незаслуженных, по их мнению, привилегий, которые он давал членам объединения. Впрочем, после триумфального успеха, который имела выставка работ «Группы семи» в Великобритании, репутация и Брауна, и самих художников уже не оспаривалась в кругах канадской художественной общественности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пользуясь влиянием, авторитетом и благосклонным отношением публики, участники «Группы семи» стали претендовать на доминирующие позиции в канадской живописи и положение ведущей школы национального масштаба. Но так как все они жили в Торонто, для реализации своей задачи им не хватало представительства ху-

232

дожников из других географических регионов страны. С этой целью во второй половине 20-х - начале 30-х гг. в группу были приглашены несколько художников из восточных и западных провинций. Так, в 1926 г. в состав вошел Альфред Кассон (A.J. Casson) (1898-1992), в 1930 г. присоединился Эдвин Холгейт (Edwin Holgate) (1892-1977), а в 1932 г. -Лемуан Фитцджеральд (Le Moine FitzGerald) (1890-1956).

В последние годы существования группы, а она распалась в 1933 г., ее стиль потерял свою однородность и, по сути, представлял собой совокупность персональных разноплановых устремлений ее участников. Лисмер, Макдональд и Варли стали впоследствии известными педагогами и воспитали не одну плеяду профессиональных живописцев. Работы Харриса и Джексона оказали влияние на последующие поколения канадских художников, вдохновив их на поиск и создание новых направлений и форм. Внутри Канады сторонниками и продолжателями художественных принципов «Группы семи» стала «Канадская группа художников» (Canadian Group of Painters), образованная в 1933 г. и просуществовавшая до начала 1960-х годов.

В заключение хотелось бы отметить, что знакомство с историей живописи как наиболее образного и выразительного вида искусства позволяет глубже понять особенности не только культурного, но и общественного развития страны. Томсон и художники «Группы семи», являясь знаковыми фигурами в канадском изобразительном искусстве, запечатлели и прославили красоту, богатство и величие природы страны, в которой жили и работали. Но они также, хотя и на интуитивном уровне, определили один из основополагающих факторов идентичности Канады как государства, оказывающий по сей

233

день решающее воздействие на все аспекты общественной жизни страны, включая экономику, политику, социальное и культурное развитие, - ее «северность». Таким образом, можно сделать вывод, что и художники «Группы семи», и Том Томсон не только оставили яркий след в истории канадской художественной традиции, но их творчество имело далеко идущий общественно-политический резонанс.

Примечания

1. Алконгинский провинциальный парк - особо охраняемая природная территория в провинции Онтарио. Образован в 1893 г., занимает площадь в 7725 кв. км.

2. Джорджиан-Бей - залив озера Гурон, расположенный в провинции Онтарио в Канаде. Основная часть залива лежит к востоку от полуострова Брюса. Джорджиан-Бей протянулся на 320 километров в длину и 80 км в ширину.

Источники и литература

1. Varley C. Group of Seven. The Canadian Encyclopedia // URL: http://www.thecanadianencyclopedia.ca/article/group-of-seven/ (дата обращения: 26.06.2018).

2. Silcox D. The Group of Seven and Tom Thomson. Firefly Books, 2003 // URL: https://www.amazon.com/Group-Seven-Tom-Thomson/dp/1554071542/ ref=pd_lpo_sbs_ 14_t_0?_encoding=UTF8&psc=1&refRID=J8KMCC21JDR1 D5PAEZGM (дата обращения: 11.07.2018).

3. Tom Thomson Biography. Tom Thomson // URL: www.tomthomson.org/tom-thomson/tom-thomson-biography/ (дата обращения: 29.06.2018).

234

4. 2011: Painting Canada: Tom Thomson and the Group of Seven // URL: https://www.dulwichpicturegallery.org.uk/ about/exhibitions-archive/exhibitions-archive-by-date/2011-painting-canada/ (дата обращения: 01.08.2018).

5. Painting Canada: Tom Thomson and the Group of Seven, Dulwich Picture Gallery-review // London Evening Standard. October 20, 2011 // URL: http://www.standard.co. uk/go/london/exhibitions/painting-canada-tom-thomson-and-group-of-seven-dulwich-picture-gallery-review-7427192.html (дата обращения: 27.07.2018).

6. Кантор А. Искусство Канады. Всеобщая история искусств. Т. 6. Кн. I. Искусство XX в. Библиотека по истории искусств // URL: http://artyx.ru/books/item/fOO/sOO/ z0000026/st027.shtml (дата обращения: 15.05.2018)

7. Murray J. Tom Thomson. The Canadian Encyclopedia // URL: www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/tom-thomson/ (дата обращения: 31.05.2018).

8. Silcox D. Tom Thomson: Life and Work. Arts Canada Institute. 2015 // URL: www.aci-iac.ca/content/art-books/37/art-Canada-Institute_Tom-Thomson.pdf (дата обращения: 01.06.2018).

9. Death on a Painted Lake: the Tom Thomson Tragedy. Great Unsolved Mysteries in Canadian History // URL: www.canadianmysteries.ca/sites/thomson/home/indexen.html (дата обращения: 06.08.2018).

10. Hall A. Who were Canada's Group of Seven? Culture Trip. Canada/Art // http://theculturetrip.com/north-america/canada/articles/who-where-canada's-group-of-seven/ (дата обращения: 25.07.2018).

235

References

1. Varley C. Group of Seven. The Canadian Encyclopedia // URL: http://www.thecanadianencyclopedia.ca/article/group-of-seven/ (accessed on June 26, 2018).

2. Silcox D. The Group of Seven and Tom Thomson. Firefly Books, 2003 // URL: https://www.amazon.com/Group-Seven-Tom-Thomson/dp/1554071542/ ref=pd_lpo_sbs_14_ t_0?_encoding=UTF8&psc=1&refRID= J8KMCC21JDR1D5PAEZGM (accessed on July 11, 2018).

3. Tom Thomson Biography. Tom Thomson // URL: www.tomthomson.org/tom-thomson/tom-thomson-biography/ (accessed on June 29, 2018).

4. 2011: Painting Canada: Tom Thomson and the Group of Seven // URL: https://www.dulwichpicturegallery.org.uk/ about/exhibitions-archive/exhibitions-archive-by-date/2011-painting-canada/ (accessed on August 1, 2018).

5. Painting Canada: Tom Thomson and the Group of Seven, Dulwich Picture Gallery-review // London Evening Standard. October 20, 2011 // URL: http://www.standard.co.uk/go/ london/exhibitions/painting-canada-tom-thomson-and-group-of-seven-dulwich-picture-gallery-review-7427192.html (accessed on July 27, 2018).

6. Kantor A. Iskusstvo Kanady. Vseobshchaya istoriya iskusstv [Canadian Art. General History of Arts]. Vol. 6. Book I. Iskusstvo XX veka [XX century art]. Biblioteka po istorii iskusstv [Library of Arts History] // URL: http-artyx-ru-books-item-foo-soo-zooooo26-st027-shtml (accessed on May 15, 2018).

7. Murray J. Tom Thomson. The Canadian Encyclopedia // URL: www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/tom-thomson/ (accessed on May 31, 2018).

236

8. Silcox D. Tom Thomson: Life and Work. Arts Canada Institute. 2015 // URL: www.aci-iac.ca/content/art-books/37/art-Canada-Institute_Tom-Thomson.pdf (accessed on June 1, 2018).

9. Death on a Painted Lake: the Tom Thomson Tragedy. Great Unsolved Mysteries in Canadian History // URL: www.canadianmysteries.ca/sites/thomson/home/indexen.html (accessed on August 6, 2018).

10. Hall A. Who were Canada's Group of Seven? Culture Trip. Canada/Art // http://theculturetrip.com/north-america/canada/articles/who-where-canada's-group-of-seven/ (accessed on July 25, 2018).

##

\

237

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.