Научная статья на тему '"ТОЛЬКО В МОЦАРТЕ ЗАЩИТА ОТ БУРЬ" - АКТУАЛЬНЫ ЛИ СЛОВА ФЛОРЕНСКОГО ДЛЯ XXI ВЕКА?'

"ТОЛЬКО В МОЦАРТЕ ЗАЩИТА ОТ БУРЬ" - АКТУАЛЬНЫ ЛИ СЛОВА ФЛОРЕНСКОГО ДЛЯ XXI ВЕКА? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ / ИНВАРИАНТНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ДУШИ / РИТМ / СМЫСЛОВОЙ ОТПЕЧАТОК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Разбеглова Т.П., Даниленко А.Н.

В статье рассматривается аспекты метафизики духовной жизни, выраженные в восприятии духовного потенциала музыкального искусства. Источником размышления является вопрос о возможности применения образного выражения русского философа Павла Флоренского о музыке по отношению к современной массовой музыкальной культуре XXI в. Парадоксальность сопоставления выводит на проблему воздействия и ценностного значения музыки в трагическом контексте социальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ТОЛЬКО В МОЦАРТЕ ЗАЩИТА ОТ БУРЬ" - АКТУАЛЬНЫ ЛИ СЛОВА ФЛОРЕНСКОГО ДЛЯ XXI ВЕКА?»

VIII ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ. «ФЕНОМЕН РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В МИРОВОМ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Разбеглова Т. П.

кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им.

В.И.Вернадского» в г. Ялте philosophy_kgu@mail. т Даниленко А. Н.

обучающаяся 4 курса, направление подготовки «Философия» направленность

«Социальная аксиология» georg2001.zhuko@mail.ru

«ТОЛЬКО В МОЦАРТЕ ЗАЩИТА ОТ БУРЬ» - АКТУАЛЬНЫ ЛИ СЛОВА

ФЛОРЕНСКОГО ДЛЯ XXI ВЕКА?

Аннотация: в статье рассматривается аспекты метафизики духовной жжизни, выраженные в восприятии духовного потенциала музыкального искусства. Источником размышления является вопрос о возможности применения образного выражения русского философа Павла Флоренского о музыке по отношению к современной массовой музыкальной культуре XXI в. Парадоксальность сопоставления выводит на проблему воздействия и ценностного значения музыки в трагическом контексте социальных процессов.

Ключевые слова: гармония, инвариантность процесса восприятия, музыка, музыкальное восприятие, массовая культура, творческое движение души, ритм, смысловой отпечаток

Многообразие современной культуры, изменение ее внутренней и внешней конфигурации, неизбежно порождает сложность в вопросе дифференциации форм и феноменов культуры. Элитарная культуры прошлого и современная массовая культура, с точки зрения классических подходов, серьезно отличаются. Отталкиваясь от известной фразы П. Флоренского «Только в Моцарте спасенье от бурь...», мы приходим к необходимости проанализировать сохранение актуальности этого высказывания через столетие, в современную эпоху. Таким образом, возникает следующая проблема: выявить наличие или же отсутствие глубоких душевных порывов в музыке XXI в., так как именно музыка, как одна из немногих сфер, оказывает сильнейшие влияние на личность.

Современная «серьезная» музыка за столетие пришла к кардинальным изменениям в области музыкального языка, образности, форм бытования. И если музыка Моцарта (т.е. музыка прошлого) сохраняет актуальность в достаточно узких кругах любителей классического искусства, то музыка современных композиторов оказывается далека от широкого слушателя. При этом огромное воздействие на современного массового слушателя имеет песенная культура. Соответственно, предметом анализа становится сам процесс восприятия музыкального искусства и воздействие его на среднестатистического слушателя.

Цель исследования: анализ способности современного музыкального искусства стать духовным «противовесом» в сложных социальных условиях.

Задачи:

1. Продемонстрировать разнообразие и многожанровость массовой культуры, провести ее свеообразную «реабилитацию» в плане ее способности к серьезному влиянию на ценностный мир современного слушателя.

2. Выделить слои психологического воздействия музыки на психику и духовный мир человека.

3. Исследовать основные спектры влияния музыки на человека, среди которых мождно выделить такие, как «смысловой отпечаток», «духовная объективизация» и другие.

Русский религиозный философ, священник православной церкви Павел Флоренский написал о музыке следующие слова: «Только в Моцарте защита от бурь..., только это и есть настоящая музыка, все это закрепилось во мне с раннейшего детства. Еще какой-то шаг - и будет достигнут предел, последняя глубина звука, - так, но, конечно, не в таких словах думалось мне. И я делал для себя этот шаг и освобождал музыку от последнего вкуса психологизма; она звучала в моем сознании как музыка сфер, как формула мировой жизни. Материалом ее были экстатические звуки внутри меня»1. Моцарта можно рассматривать как метафору той сферы духовной жизни личности, которая в силу своей внутренней отъединености, самодостаточности, самозавершенности служила философу некоей спасительной гаванью от подавляющей и разрушающей, дисгармоничной реальности. Для П. Флоренского музыка представлялась как творческое движение души, как разговор внутреннего и внешнего, как возможность проникнуться смыслами творческого акта. Не будем забывать, что осмысление гармонизирующего влияния музыки на душу человека происходило в один из самых трагических периодов не только личной жизни философа, но всего общества в эпоху сталинизма.

Возникает ряд вопросов. Прежде всего, можно ли вышеприведенные слова Флоренского применить к музыке XXI в.? Обосновано ли данное сопоставление профессиональной современной музыки, требущей серьезной подготовленности для восприятия, с массовостью песенного искусства, которое в силу своей доступности может охватить широкую аудиторию? И наконец, обладает ли массовая музыка в своей востребованности таким душевным порывом и творческим актом, чтобы дать человеку «защиту от бурь», может ли вообще массовая культура в духовном аспекте заменить современному человеку элитарную культуру?

Объектом исследования стали известные песни последнего десятилетия. Мы можем отчетливо, по определенным критериям сравнить, к примеру, латиноамериканские песни XX в. и классическую инструментальную музыку XVIII в. И такое сравнение будет правомерным в плане выражения в каждом из указанных явлений всей полноты переживаний на каждом этапе развития культуры. Это дает основание предполагать, что каждый культурный феномен, будь то классическая музыка или массовая песня несет в себе определенный духовный потенциал, разумеется, при условии ее соответствия критериям художественности.

В области одного из основного средства выразительности в музыке - ритма - можно отметить некие условные параллели, которые впоследствии становятся эмоциональной синхронизацией, когда создается некий ритмичный «вызов» музыки и активный «ответ» на него слушателя. Это может проявляться в различных физических реакциях: в танце, в качании ногой, пощелкиванием пальцев, а также в психической реакции человека, т.е. в эмоциях - грусть, радость, улыбка или слезы 2. Однако непосредственная эмоциональная реакция еще не составляет сущности музыкального восприятия. От внешней синхронизации восприятие ведет к синхронизации внутренней - душевных состояний и духовного мира в целом. Это мы и наблюдаем в словах Павла Флоренского о музыке Моцарта, о том, как создаётся само движение души. Звучание инструментальной музыки создавала для Флоренского ту самою особую эмоциональную синхронизацию, приводящую его к соотнесению внутреннего и внешнего, к самоанализу и душевным порывам.

Находим ли мы эти же чувства в современной музыке? Безусловно да. Невозможно отрицать, что многие произведения XXI в. являются частью массовой культуры, а значит построена на массовых и упрощенных запросах общества. Поэтому так часто звучат

1 Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. -

2Петрушин В.И. Неврозы Большого Города. - М.: ИД «Городец», 2020.

77

М.: Моск. рабочий, 1992.

однотипные песни о безответной любви, о горьком расставании, о счастливой любви, об успехе и деньгах и т.п. В музыкальном плане часто наблюдаются схожесть звучания, мелодики, ритма и темпа. Однако не стоит забывать, что есть известные исполнители, которые, находясь на пике популярности, оказывают высокий уровень воздействия на массовое сознание. Это такие исполнители, как британская певица Адель (Adele), американский репер Эминем (Eminem), российский композитор и пианист, яркий представитель современной неоклассической музыки Кирилл Рихтер, японский композитор JoeHisaishi (настоящее имя Мамору Фудзисава) и многие другие. Они являются представителями различных направлений, стилей, работы со звуком и инструментом. В арсенале их исполнительского искусства пение, виртуозное исполнительство, чтение рэпа. Они являются по своей сути частью массовой культуры, но всё их творчество вызывает определённую эмоциональную синхронизацию. Такая синхронизация позволяет использовать эту музыку в разных жизненных ситуациях, вплоть до выполнения самых различных действий: бега в наушниках, уборки в доме под музыку, готовления еды или занятий йогой и т.п. Многообразие жанров и стилей в музыке позволяет человеку быть постоянно с музыкой, вне зависимо от рода деятельности, характера, страны и т.п.1

Проанализируем сам процесс воздействия музыкального исукусства на сознание воспринимающего. Верхним слоем психологического воздействия является смысловое погружение, непосредственное проникновение в смысл текста, в эмоциональное поле произведения, что позволяет более целостно воспринимать его. Первый слой - это текст. Слова являются тем инструментом, который оставляет некий след в сознании: человек может запомнить самые различные словесные конструкции и повторять их постоянно в внутри себя2. Именно это и есть тот самый смысловой отпечаток, который мы получаем при прослушивании музыки и которые соответственно влияет на нас и могут вызывать тот самый душевный порыв и создавать гармонию, о которой писал Павел Флоренский. Причем, если речь идет о тексте, то они зачастую строятся на банальной и примитивной рифме. К примеру, известная песня две тысячи двадцатого года «Если тебе будет грустно»: «Вот, мы встречались с тобою полгода И бывала в душе непогода

Но мы встретим тот ясный день, пара-пам-ме-фа-де-ла-лей».

Так выглядят строчки из песни для широкого круга слушетелей, создающие простые тексты, с запоминающимися словами, чтобы вызвать у слушающегося тот самый смысловой отпечаток, который будет побуждать слушать песню ещё и ещё. При этом еще не возникает той саморефлексии человека, того самого творческого движения души, о котором писал Павел Флоренский.

Задача же текста - составить смысловой отпечаток в сознании массового слушателя. В этом случае в тексте используется форма слогана. В качестве примера приведем известную песню Николая Носкова «Это здорово»: «Я навеки даю обязательство Что не стану добычей ворона Есть особое обстоятельство: Я люблю тебя!

Я люблю тебя — это здорово»

Смысловой образ строки «Я люблю тебя — это здорово» как реализованный смысловой отпечаток, вызывает определённые эмоции и мысли, побуждающие к более глудоким переживаниям.

1Бодина Е.А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. - М.: Юрайт, 2017.

2Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. Музыкальная психология. - М.: МГК, 1992. С. 84 - 91.

Переход от смыслового, верхнего уровня, к более глубокому - духовно-эмоциональному, по сути, и есть тот самый разговор внешнего и внутреннего, который видел Флоренский в музыке. Из смыслового отпечатка рождается так называемый этап духовной объективации музыки. Это когда в человеческом сознании или подсознании сохраняются те или иные воспоминания, связанные с песней - слова, ритм, мелодия, которые впоследствии всплывают в мыслях. Из-за того, что текст музыки обладает смысловым отпечатком, у которого есть такая функция как «звукосмысловое свертывание и развертывание»1, то очень часто человек включает ту или иную песню из своего плейлиста именно для того, чтобы прочувствовать свои эмоции с большей силой. Именно такое глубинное восприятие музыки приводило Павла Флоренского к прослушиванию Моцарта в тяжелый период и служило внутренней «защитой от бурь».

Двухуровневость прослеживается и при восприятии классического музыкального искусства, при этом роль внешнего смыслового слоя выполняет жанровая форма и структурные элементы музыки, как воспринимаемые прежде всего. Это ставит два рассматриваемых пласта музыкального искусства на один уровень их функционального воздействия. Поэтому в мире существуют различные музыкальные награды, которые отмечают выдающиеся работы в области эстрадной, массовой мазыки. Среди таковых песня Адель (Adele) «Hello» получившая музыкальную премию «Грэмми» по трем категориям: Лучшая песня года, Лучшая запись года и Лучшее сольное поп-исполнение2. Это стало возможным благодаря наполненному смыслом тексту, трогательной музыке и сильному голосу самой певицы, которая вкладывает в исполнение собственные эмоции: «Hello, it's me

I was wondering if after all these years You'd like to meet, to go over Everything

They say that time's supposed to heal ya But I ain't done much healing.»

Выводы. Сила воздействия музыкального произведения определяется не принадлежностью к элитарному или масовому искусству, а коренится в самой инвариантности «схемы прочтения», способа восприятия музыкального искусства, который в своем движении от образно-смыслового к духовно-ценностному способен сформировать внутренний план бытия, отграниченный от внешней реальности и способный защитить от него. Таким образом, можно констатировать, что музыка - это сфера, оказывающая сильное эмоциональное и образно-смысловое влияние на человека, которое в силу своего разноуровнего воздействия способна к формированию внутреннего плана бытия, способного отграничить, а значит, и защитить «от бурь».

Литература:

1. Акопян К.З., Захаров А.В., Кагарлицкая С.Я. и др. Массовая культура: учебное пособие. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2004.

2. Бодина Е.А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского. - М.: Юрайт, 2017.

3. Главными победителями «Грэмми 2017» стали Адель и Дэвид Боуи // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/news/339017-adel-poluchila-gremmi-v-nominacii-pesnya-goda-za-singl-hello (дата обращения: 28.11.2021).

1Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. Музыкальная психология. -Москва: МГК, 1992: 84 - 91, С. 87

2Главными победителями «Грэмми 2017» стали Адель и Дэвид Боуи // Forbes. URL:

https://www.forbes.ru/news/339017-adel-poluchila-gremmi-v-nominacii-pesnya-goda-za-singl-hello ( дата обращения: 28.11.2021).

4. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. Музыкальная психология. - М.: МГК, 1992. С. 84-91.

5. Перевод текста песни Hello исполнителя (группы) Adele // Лингво-лаборатория «Амальгама». URL: https://www.amalgama-lab.eom/songs/a/adele/hello.html (дата обращения: 28.11.2021).

6. Петрушин В.И. Неврозы Большого Города. - М.: ИД «Городец», 2020.

7. По мотивам песни JoyDivision создали компьютерную игру// PITER. TV. URL: https://piter.tv/event/Po_motivam_pesni_Joy_Div/ (дата обращения 29.11.2021).

8. Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. - М.: Моск. рабочий, 1992. - 592 с.

References:

1. Akopyan K.Z., Zaxarov A.V., Kagarliczkaya S.Ya. i dr. Massovayakultura: uehebnoeposobie. - Moskva: Al'fa-M, INFRA-M, 2004. (In Russian).

2. Bodina E.A. Istoriyamuzy'kal'nojpedagogiki. OtPlatona do Kabalevskogo.- Moskva: Yurajt, 2017.(In Russian).

3. Glavny'mipobeditelyami «Gremmi 2017» stali AdeF iDevidBoui // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/news/339017-adel-poluehila-gremmi-v-nominaeii-pesnya-goda-za-singl-hello ( dataobrashheniya: 28.11.2021). (In Russian).

4. Medushevskij V.V. Dvojstvennosf muzy'kal'nojformy' ivospriyatiemuzy'ki. Muzy'kal' nayapsixologiya. - Moskva: MGK, 1992: s. 84 - 91

5. Perevodtekstapesni Hello ispolnitelya (gruppy') Adele // Lingvo-laboratoriya «AmaFgama». URL: https://www.amalgama-lab.eom/songs/a/adele/hello.html ( dataobrashheniya: 28.11.2021). (In Russian).

6. Petrushin V.I. Nevrozy' BolshogoGoroda. Moskva: ID «Gorodecz», 2020. (In Russian).

7. Po motivampesni Joy Division sozdalikomp'yuternuyuigru // PITER. TV. URL: https://piter.tv/event/Po_motivam_pesni_Joy_Div/ (data obrashheniya 29.11.2021). (In Russian).

8. Florenskij Pavel, svyashhennik. Detyammoim. Vospominan'yaproshly'xdnej. - M.: Mosk. raboehij, 1992. - 592 s. (In Russian).

"ONLY IN MOZART IS PROTECTION FROM STORMS" - ARE FLORENSKY'S WORDS RELEVANT FOR THE XXI CENTURY?

Razbeglova T.P.

PhD, Associate Professor of the Department of History and Philosophy of the Humanitarian Pedagogical Academy (branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky philosophy_kgu@mail.ru

Danilenko A.N. 4th year student, training direction "Philosophy" orientation "Social axiology" georg2001.zhuko@mail.ru

Abstract: The article discusses aspects of the metaphysics of spiritual life, expressed in the perception of the spiritual potential of musical art. The source of reflection is the question of the possibility of applying the figurative expression of the Russian philosopher Pavel Florensky about music in relation to the modern mass musical culture of the XXI century. The paradoxical nature of the comparison leads to the problem of the impact and value value of music in the tragic context of social processes.

Keywords: harmony, invariance of the perception process, music, musical perception, mass culture, creative movement

Для цитирования: Разбеглова Т.П., Даниленко А.Н. «Только в Моцарте защита от бурь» -актуальны ли слова Флоренского для XXI века?// Архонт, 2021. № 6 (27). С. 76-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.