ВОСПИТАНИЕ СЛОВОМ
Г. С. Кузибаева, А. Л. Третьяков
ТОЛЕРАНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В данной статье авторами анализируется проблема толерантной воспитательной деятельности в современной дошкольной образовательной организации посредством сюжетно-ролевой игры. Описывается феномен толерантности в историко-педагогической ретроспективе. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевой игре, которая является школой воспитания чувств у детей дошкольного возраста. Кроме того, освещены сущностные черты сюжетно-ролевой игры в образовательно-воспитательном пространстве дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: толерантность, сюжетно-ролевая игра, дети дошкольного возраста, современная дошкольная образовательная организация, феномен, инновационное образовательное пространство.
В настоящее время актуализируется проблема формирования толерантности и толерантного поведения в различных социальных институтах информационного общества, важное место среди которого занимает и институт образования.
Развитие и формирование толерантного мироотношения не только взрослых, но и детей дошкольного возраста играет концептуально важную роль, так как именно инвестиции в дошкольное детство в разы эффективнее и результативнее, чем вклад подобных усилий в школьные и вузовские годы обучения и воспитания личности.
Данная проблема интересовала таких известных учёных, как А. К. Бондаренко, Е. М. Гастпарова, И. Р. Журовскую, А. В. Знобея, Ю. В. Сапарай, Ю. Б. Ступаченко, А. А. Полянычко, С. В. Полякову, И. О. Ионову, Н. А. Чехонадских, Т. С. Комарову и многих других [1, 2].
Дошкольное детство является коротким, но очень важным периодом становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определённые отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В этой связи формирование толерантности должно начинаться в дошкольном возрасте, поскольку сензитивный период формировании отношений человека к миру, к людям и себе закладывается именно на данном возрастном этапе становления личности.
Толерантность как феномен в историко-педагогической ретроспективе считалась человеческой и гуманной добродетелью, под которой подразумевается терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.
Отметим, что нетерпимость в истории человечества присутствовала всегда в различных проявлениях. Данный феномен является причиной большинства войн, религиозных преследований, идеологических противостояний и проч. [3]
В современном мире, по данным многочисленных социально-психологических исследований, проявление различных форм нетерпимости приобрело устрашающие
© Кузибаева Г. С., Третьяков А. Л., 2018
масштабы и угрожает человеческой цивилизации. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему - это всего лишь некоторые конкретные примеры выражения нетерпимости, ежедневно имеющие место быть в жизни части людей. Эти и множество других фактов не оставляют сомнений в необходимости формирования толерантности уже с дошкольного возраста.
На основании масштабного библиометрического анализа, проведённого авторами данной статьи, мы пришли к выводу, что развитие и формирование толерантности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации возможно в том числе и посредством сюжетно-ролевой игры.
Итак, игра - это главное занятие детей дошкольного возраста, в рамках которой развиваются духовные и физические силы: внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д.
Иными словами, игра является одним из видов детской деятельности, культивируемой взрослыми в целях воспитания детей, приобщения их к человеческим родовым способам действий с предметами, способам и средствам общения. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Воспитательные возможности игры огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать и делать выводы и обобщения. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника [4].
Особое место занимают сюжетно-ролевые игры, которые создаются самими детьми. Это основной вид игры детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра является школой воспитания чувств дошкольников. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания. Ведь игра - это отражение жизни.
Дети сами выбирают игру, сами организуют её, но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому сюжетно-ролевая игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность [5].
Сюжетно-ролевая игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретать те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В процессе игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, развиваются его познавательные способности, формируются интерес и готовность к толерантному отношению друг к другу.
Только в игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, где справедливо оценивает свои действия и поступки, как собственные, так и товарищей. Основная задача воспитателя должна состоять в том, чтобы сосредоточить внимание детей на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, создавать между ними отношения, основанные на дружбе, справедливости и уважении.
С. Т. Шацкий писал, что «непринуждённая детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей: ход её зависит не только от
быстроты, ловкости движений и той или иной сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка» [6].
Главное отличие сюжетно-ролевой игры в том, что дети создают её самостоятельно и их деятельность, помимо копирования поведения взрослых, носит как творческий, так и самодеятельный характер. Такие игры носят кратковременный либо же долгосрочный характер. Как известно, в процессе сюжетно-ролевой игры роли и непосредственно сама игровая деятельность являются средствами изображения. Такие игры носят наследственный характер и достаточно близки к реальности.
Главной задачей воспитателя является руководство данным видом игры таким образом, чтобы не нарушить творческий и самодеятельный характер игры, при этом направляя ход игры в необходимое ему русло. Как известно, в играх-драматизациях вся деятельность строго регламентирована рамками сценария. При помощи такого вида игр дети могут усвоить содержание произведения, причинно-следственные связи, логику действий, но данные игры не способствуют развитию творческого потенциала у детей.
Нравственные качества, которые способствуют развитию толерантности, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая бы побуждала к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Она складывается из сюжета и ролей, которые примеряют дети в ходе игры. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, роль выражается в действиях, речи, мимике. Сюжет игры - это связанная последовательность игровых ситуаций. Сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по замыслу [7].
Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку успешно переживать любые события, которые сильно потрясли его, - радостные, печальные, грустные и обидные. В игре ребенок может много раз переживать новогодний праздник или посещение театра - до тех пор, пока эмоционально не насытится этим опытом. Игра позволяет также переиграть те события, которые закончились неудачей, помочь смириться с потерей и эмоционально подготовиться к будущим событиям, вызывающим радостное или тревожное волнение [8].
В игре ребенок может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает, и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательный субъект жизни, делает его поведение осознанным и произвольным [9].
Анализируя теоретический феномен и практическую педагогическую деятельность авторов статьи в дошкольных образовательных организациях, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра является не только основным видом деятельности детей, а также универсальным средством обучения детей социальным нормам и правилам.
Таким образом, мы предприняли попытку доказать позитивное влияние сюжетно-ролевой игры на формирование толерантности и толерантного поведения среди воспитанников дошкольной образовательной организации. Соответственно можно сделать вывод, что средствами сюжетно-ролевой игры можно формировать толерантное поведение у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : учеб. пособие. М. : Айрис-пресс, 2010. 114 с.
2. Воронкова Л. М. Игровые программы. Аттракционы, шуточные забавы, сюжетно-ролевые игры. М. : Педагогическое общество России, 2017. 188 с.
3. Комарова И. И., Шишмакова Е. В. Чтение - капитал воспитания // Воспитательная работа в школе. 2008. № 6. С. 111-123.
4. Литвинова С. Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх : дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 207 с.
5. Москвина А. С. Изобразительное искусство и литературное медиатворчество в организации трудового воспитания детей дошкольного и школьного возрастов / А. С. Москвина, О. И. Радомская, О. В. Юдушкина // Педагогика искусства. 2016. № 3. С. 66-73.
6. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. М. : Сфера, 2010. 122 с.
7. Тишков В. А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах. М. : Русский мир, 2007. 85 с.
8. Третьяков А. Л. Научная школа профессора Т. С. Комаровой: вклад в педагогическую теорию и образовательную практику // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 2. С. 281-289.
9. Шитова Т. П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх // Ребёнок в детском саду. 2014. № 4. С. 17-20.
А. И. Петренко
РОССИЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ КАК СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ МИШЕНЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Статья посвящена проблеме повышения эффективности воспитательного воздействия на обучающихся в контексте личностной стратометрической модели.
Ключевые слова: личностная стратометрическая модель, социальная среда, воспитательное воздействие.
Сесть за написание данной статьи автора побудили неоднократные беседы на политические темы с внуком - учеником десятого класса одного из московских лицеев. Особо грустное впечатление произвела самая первая наша беседа о предвыборных баталиях за пост Президента России. Оказалось, что в его лицее сверстники активно обсуждали одного из наиболее понравившихся им кандидатов - Ксению Собчак. Как говорится, о вкусах не спорят, но аргументация того, почему она им так уж понравилась, была гипернаивной. Чтобы не перегружать статью, приведу только два примера этой аргументации: «Она закрыла свалку под Москвой!!!», «Она создала партию!!!» Автор объяснил, что свалку она не закрыла, а только написала письмо о необходимости ее закрытия, и партию она не создавала, а лишь вступила в ту, под флагом которой шла на выборы. К счастью, у внука с логикой все нормально, и после нашего обсуждения нимб «великой Собчак» несколько скорректировался.
Но, как оказалось, это далеко не единственная тема, по которой после длительных дебатов удавалось вносить некоторую ясность.
Что же происходит с сознанием нашего подрастающего поколения? С одной стороны, очень радует, что молодежь проявляет неподдельный интерес к тому, что
© Петренко А. И., 2018 80