Научная статья на тему 'Толерантные взаимоотношения: «Понять - принять - помочь»'

Толерантные взаимоотношения: «Понять - принять - помочь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРИНЯТИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПОНИМАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО / TOLERANCE / ACCEPTANCE / MUTUAL RELATIONS / UNDERSTANDING / PEDAGOGICAL PARTNERSHIP / ASSISTANCE AND COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Светлана Сергеевна

В статье анализируются различные подходы к структуре формирования ценностей толерантных взаимоотношений людей, педагогов и учеников, детей между собой. Важным смыслом данной категории становится совместная деятельность, построенная на равноправии человеческого взаимодействия, уважения и принятия другого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панченко Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerant mutual relations: «to understand - to accept - to help»

In the paper various approaches to the structure of formation of values of tolerant mutual relations between people, teachers and pupils, children among themselves are analyzed. The important sense of the given category is the joint activity constructed on equality of human interaction, respect and acceptance of other people.

Текст научной работы на тему «Толерантные взаимоотношения: «Понять - принять - помочь»»

тегория переживания в философии и психологии: монография. М., 2004. С. 342-378.

4. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности). М., 1979.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж, 1995.

Поступила в редакцию 27.06.2008 г.

Khlybova E.V. Peculiarities of teenage ideas about the future. The purpose of this article is to describe a scientific research devoted to peculiarities of ideas about the future of younger and senior teenagers. It has been revealed that teenage ideas about their future are variable and well-developed. The major difference in orientations to the future of younger and senior teenagers is that senior teenage notions are more differentiated and concrete.

Key words: socialization, «Image-Me», «Me-con-ception», time prospect.

ТОЛЕРАНТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: «ПОНЯТЬ - ПРИНЯТЬ - ПОМОЧЬ»

С.С. Панченко

В статье анализируются различные подходы к структуре формирования ценностей толерантных взаимоотношений людей, педагогов и учеников, детей между собой. Важным смыслом данной категории становится совместная деятельность, построенная на равноправии человеческого взаимодействия, уважения и принятия другого человека.

Ключевые слова: толерантность, принятие, взаимоотношения, понимание, педагогическое партнерство, содействие и сотрудничество.

Социальные условия как в современной России, так и в мире отличаются значительной напряженностью общественных отношений, обострением межнациональных, межре-лигиозных, межклассовых и прочих противоречий, ростом агрессивности, обилием конфликтов в различных сферах взаимодействия людей.

Развитие толерантности становится важным аспектом современной педагогики. С 1995 г., который был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности, данное понятие признано международным, а 16 ноября объявлено Днем толерантности.

Для отечественной педагогики «толерантность» новое понятие, но в отечественных документах «толерантность» звучит достаточно устойчиво. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, при расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.

Нашему обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотруд-

ничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к меж-культурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Инновационный характер современного образования обусловил внедрение в практику работы школ новых педагогических идей, формирование гуманистической парадигмы образования. Массовое педагогическое сознание существенно обогащается идеями воспитания толерантности у школьников как качества, необходимого всем людям для гармонизации общественных отношений. В контексте этих идей одной из важнейших задач школы является развитие у школьников навыков толерантного общения. Необходимы теоретические обоснования и практические подходы к созданию и реализации толерантных отношений, которые послужат образцом для молодежи.

Толерантность может никогда не проявиться, если не будет специально развита, воспитана, сформирована.

Для разработки и обоснования системы формирования толерантных отношений целесообразно рассмотреть механизмы проявления этих отношений в групповой и совместной деятельности субъектов воспитатель-

ного процесса детского оздоровительного лагеря: педагога ^ подростка, педагога малой группы, подростка ^ подростка, подростка ^ малой группы, педагога ^ детского коллектива, подростка ^ детского коллектива. Это позволит уточнить содержательное наполнения основного понятия исследования и выйти на выделение условий обеспечения исследуемого процесса.

В науке сложились определенные предпосылки для разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы взаимоотношений [1-5]. Опыт подлинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. В сообществе с ними ребенок ощущает равенство, свободно проявляет коммуникативную самостоятельность, учится учитывать индивидуальные особенности партнера, договариваться с ним.

В детском оздоровительном лагере педагогическое взаимодействие - главная единица воспитательного процесса, предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его воспитанников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности.

В научных исследованиях оно представлено различными моделями, такими как личностно-ориентированная, субъектно-субъектная; индивидуально-ориентированная, объектно-субъектная, непосредственная и опосредованная; самоориентированная, субъектная. Приоритет в условиях необходимости формирования толерантности исследователи образования призывают отдавать личностноориентированной модели, которая направлена на упрочение позиций диалогичности отношений в процессе взаимоотношений (групповой деятельности).

Взаимоотношения с другим в структурно-психологическом плане - это сложное двухуровневое построение: скрытый диалог каждого с самим собой, в результате которого рождается позиция, и диалог между людьми как диалог позиций, форма отношений, в которой происходит само становление смысла, т. е. внутренний и внешний диалоги.

На основе этой идеи впоследствии возникло определение диалога как формы субъ-ект-субъектных взаимоотношений, когда два (и больше) субъекта обмениваются информацией оценочного характера по поводу не-

которого объекта, значимого для них обоих, и на основе этой информации вступают в отношения друг с другом.

В соответствии с личностной парадигмой взаимоотношение предстает не только как один из методов воспитания, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание любой личностно ориентированной технологии воспитания. Диалогичность выступает в данном случае одной из существенных характеристик воспитательного процесса, показателем перехода его на личност-но смысловой уровень.

В структуре взаимоотношений выделяется смысловое пространство, эстетические и нравственные ценности содержания совместной деятельности; ценности общения, личностный опыт субъектов; актуализация функций личности.

В результате приходим к выводу, что целью групповой деятельности является создание межличностных диалогических взаимоотношений, т. е. создания такой ситуации, в которой подростки как бы забывают об условностях и обретают возможность действовать творчески, т. е. проявлять себя на личностном уровне - раскрывать свои истинные позиции и цели.

Мы рассматриваем толерантные взаимоотношения участников групповой деятельности, в процессе которой происходит обмен взглядами, ценностями, смыслами, создаются условия для совместного «проживания» и переживания, развития и педагогов, и подростков. Такие взаимоотношения позволяют встретиться и взаимообогатиться представителям разных субкультур, что дает возможность сделать эти взаимоотношения источником личностного роста для всех его участников. Основу данного подхода составляет точка зрения на организацию образовательного процесса как диалогического, как деятельности, в которой подросток является не объектом воспитательных воздействий, а полноправным их субъектом.

В ходе толерантных взаимоотношений осуществляется взаимопознание, взаимовлияние, разворачивается творческий процесс, который предоставляет возможность педагогу понять индивидуальность подростка, активизировать его познавательные способности, развить его эмоционально-ценностное восприятие действительности, а

подростку - утвердить свою собственную индивидуальность в рамках того рефлексивного пространства, которое образуется в процессе взаимоотношений.

Исследование толерантных взаимоотношений позволяет выделить основные структурные компоненты этого процесса: диалогические отношения, личностные позиции участников, активная совместная деятельность, информационная связь на ценностносмысловом уровне. Решающее влияние социально-педагогических отношений в образовательной ситуации, в целом, дает основание представить толерантные взаимоотношения в качестве главной составляющей данного типа взаимодействия.

Система формирования толерантных взаимоотношений является педагогической, т. е. выступает как определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Положительное и отрицательное в опыте толерантности - опыт общежития. Опыт общежития - великая удача для ребенка, да и для педагога, и немалые трудности для обоих одновременно.

Воспитание толерантности продуктивно и оказывается существенно эффективней, когда проявляется и от объекта, и от субъекта воспитания. При этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения. Наличие или создание такого поля - серьезная удача! Ведь толерантность, в сущности, есть не что иное, как реализуемое отношение.

С особым вниманием следует отнестись к тем обстоятельствам, фактам, примерам, когда школьник проявил лояльность к товарищу, тепло отозвался об однокласснике, приятеле по компании, о ком-то из домашних. Все это предпосылки или проявления толерантности.

Проявлению толерантности и интоле-рантности может содействовать организация совместных дел, позволяющих ребятам предъявлять себя друг другу с лучшей стороны, продемонстрировать свои способности и увлечения.

Педагог помогает своим воспитанникам обретать собственный опыт терпимости к иному посредством неприятия и недопущения зла, ссор, конфликтов. Возникает положительная нравственно психологическая атмосфера, которая, в свою очередь, создает предпосылки для развития у каждого ребенка опыта толерантного поведения.

Каждому важно пройти свой путь от настороженности, неприятия, недоверия к другому человеку до взаимной с ним терпимости.

Толерантность учителя - отнюдь не всепрощение или беспринципность, не равнодушие к недостаткам, да и терпимость вовсе не означает принятие нарушений, норм общежития, общественных и школьных порядков.

Педагог часто бывает взвинченным, усталым, да и школьники не так уж редко проявляют распущенность, допускают грубость, а то и просто хамство. Даже в таких ситуациях приходится быть сдержанным, сохранять достоинство и не терять авторитет.

Проявлять способность слышать, слушая, и видеть, глядя (а с этого начинается профессиональная толерантность педагога). Улавливая новое, легче понять причины возникающих трудностей и конфликтов ребят, искать и находить выходы, способы развития их толерантности.

Интерес к личности - главный путь к тому, чтобы понять ее и быть понятым ею. Если педагог признает ребенка главной ценностью, то это означает то, что в школьные годы ребенок состоялся, не был сломан, унижен. «Ценностный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино сливаются «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание», - считал Л. Дистервег.

Люди свободны в выборе жизненного пути и ответственны за последствия выбора. Понимание потребностей детей, их чувств, умение выражать их делает взрослых и детей партнерами в совместной деятельности.

Взрослые должны пытаться во всех ситуациях быть откровенными, искренними в общении с детьми. Образцы общения значимых взрослых будут способствовать формированию соответствующих навыков, умений, психических качеств у детей.

Я. Каменский четыре века назад сказал: «Добродетель воспитывается посредством

дел, а не посредством болтовни». Каковы мы в делах, а не на словах, таковы наши дети.

Социологи и психологи отмечают, что только 6-8 % людей могут общаться искренне, от всего сердца. «То же слово, да иначе молви». У многих детей нет друзей в школе. А это значит, они и в жизнь уйдут, не научившись дружить, и будут жить один на один с трудностями, с жизненными ветрами. У большинства детей печальный опыт общения со взрослыми, игнорирующими их чувства.

Подростки мечтают об уважении, справедливости, а видят вокруг и сами уже воспроизводят в общении с близкими и незнакомыми людьми такие образцы, как давление, власть, превосходство, подчинение, унижение, неумение защищать свое достоинство, а значит, попирают достоинство других.

Научить детей ненасильственному общению - значит научить их дружить в детстве, в жизни, научить гармонично строить семейные отношения, а не соперничать с женой (с мужем) в том, кто главнее, креативнее.

Развитие коммуникативных умений будет способствовать нравственному становлению человека XX в.

А какой он должен быть - этот человек ХХ1 века? Скромным, толерантным, ответственным, вооруженным научными знаниями о законах организации биосферы и общества, убежденным в необходимости ограничивать свои индивидуальные материальные запросы.

«Ребенок, жизнь которого не управляется постоянно взрослыми, рано или поздно добивается в жизни успеха», - А. Нейл.

Действительная свобода не достижима вне собственной познавательной деятельности, без напряжения мысли и воли, постоянного труда души. Свобода как возможность выбора, определяемая предоставлением субъекту права выбирать средства, формулировать задачи, определять условия деятельности.

Свободоспособность - автономность, неконформистское существование, самостоятельное, независимое строительство своей судьбы и отношений с миром. Это позволяет человеку выстраивать гармоничное существование (О. С. Газман).

Педагогика в вопросах свободного воспитания и развития ребенка прошла долгий и противоречивый путь:

- идея свободного развития ребенка (Возрождение, Просвещение),

- отношение к ребенку как к цели, а не средству (О. Конт),

- приспособление воспитательного процесса к природе ребенка (Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстой).

Свобода от - подавления, оскорбления, комплексов.

Свобода для - условия для развития автономного самочеловека.

Взросление - путь от несвободы к свободе.

Прокрустово ложе, в которое вдавлено бытие школы - это, с одной стороны, предметное содержание образования, с другой -условия, в которых происходит его усвоение. Наши дети учатся в школе для жизни, для своей личностной творческой самореализации, для сотворения, наконец, для своей судьбы.

Только органическое самовоспроизведение отношений, в которых испытывают потребность, в которых нуждаются сами школьники, может сделать эффективным воспитательный процесс.

В коллективе создается формирующая среда, а воспитание перестает быть набором декларирируемых призывов. Эту ни с чем по силе воспитательного воздействия не сравнимую способность педагогически создаваемой среды выдающийся педагог В.Ф. Шаталов назвал «эффектом рассола», в котором «каждый огурец становится соленым». Не отдельные, не большинство, а каждый.

Если цель - человек, то и специфика процесса воспитания может быть представлена в терминах духовного бытия, таких как понимание, свобода, смысл жизни, предназначение, ответственность, самореализация, доверие.

М. Бубер: «Личность говорит: «Я есть». Личность выявляет себя, вступая в отношения с другими личностями. Трудно принять то, что «ребенок есть» - это принятие означает признание его равноправия и субъективности - личности».

Индивидуальность заявляет: «Я такова». Индивидуальность выявляет себя, обособляясь от других индивидуальностей. Легче принять «что ребенок таков» - его индивидуальность. Легко подлаживаться под характер, темперамент личности. Принятие и признание различий, существующих между людьми сегодня, можно считать наиболее

приемлемой формой межкультурного взаимодействия.

Воздействие - одностороннее, однонаправленное влияние.

Содействие - поддержка друг друга.

Сотрудничество - высшая форма содействия.

Противодействие - препятствие действиям, активное противостояние, вплоть до военных действий.

Один из критериев нравственного развития личности - способность человека делать позитивный нравственный выбор и нести за него ответственность.

Достаточным уровнем коммуникативной толерантности обладают люди, уравновешенные и хорошо совместимые с различными людьми. Выдержанный человек вынослив и толерантен (терпелив), способен сохранить хладнокровие в трудных обстоятельствах, при необходимости может переносить лишения, неудобства, боль. Человек дает себе указание на определенное поведение и действия.

Низкий уровень коммуникативной толерантности свидетельствует об оценке происходящего только со своих позиций, что приводит к разрешению и неприятию различий других.

Высший уровень коммуникативной толерантности - свобода творчества - самосознание; это возможность не только выбирать из предлагаемого и рекомендуемого, сколько креативно создавать, интегрировать цели, способы, условия самостоятельно, т. е. личность не приспосабливается к существующим возможностям, создает принципиально новое или другое.

Свобода от чего, для чего; свобода выбора; создание условий для свободной творческой деятельности - эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что, на наш взгляд, является значимым для педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений.

1. Углецкая М. Как воспитать у школьников навыки ненасильственного общения // Народное образование. 2004. № 4.

2. Санина Л. Гуманистическая среда воспитания // Воспитание школьников. 2003. № 6.

3. Митина А. Рефлексивно-игровая технология обучения // Высшее образование в России. 2003. № 4.

4. Крылова Н. Как обеспечить индивидуальное образование? // Народное образование. 2002. № 9.

5. Сахарчук Е. Коллективный субъект образовательного процесса // Высшее образование в России. 2003. № 4.

Поступила в редакцию 29.06.2008 г.

Panchenko S.S. Tolerant mutual relations: «to understand - to accept - to help». In the paper various approaches to the structure of formation of values of tolerant mutual relations between people, teachers and pupils, children among themselves are analyzed. The important sense of the given category is the joint activity constructed on equality of human interaction, respect and acceptance of other people.

Key words: tolerance, acceptance, mutual relations, understanding, pedagogical partnership, assistance and cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.