Научная статья на тему 'Толерантность в аспекте различных научных направлений'

Толерантность в аспекте различных научных направлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1541
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТРАКТОВКА ТОЛЕРАНТНОСТИ / ТЕРПИМОСТЬ / TOLERANCE / TREATMENT OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мосолова Светлана Юрьевна

Рассматриваются семантический анализ толерантности, теоретические подходы к пониманию термина с точек зрения разных научных направлений: медицины, философии, религии, социологии, этики, психологии, педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE IN ASPECT OF VARIOUS SCIENTIFIC DIRECTIONS

Semantic analysis of tolerance, theoretical approaches to understanding of the term from the points of view of the different scientific directions medicine, philosophies, religions, sociology, ethics, psychology, and pedagogics аre considered.

Текст научной работы на тему «Толерантность в аспекте различных научных направлений»

УДК 159.9:378

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В АСПЕКТЕ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

© Светлана Юрьевна МОСОЛОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра педагогической и возрастной психологии, e-mail: sumosolova@mail.ru

Рассматриваются семантический анализ толерантности, теоретические подходы к пониманию термина с точек зрения разных научных направлений: медицины, философии, религии, социологии, этики, психологии, педагогики.

Ключевые слова: толерантность, трактовка толерантности, терпимость.

В России XXI в. и в любой другой стране в целом наблюдается обострение различных по содержанию и масштабу геополитических, межнациональных, этнических, экологических, идейных, религиозно-нравственных противоречий. Они выносятся на открытое обсуждение государственных деятелей, политиков, социологов, педагогов, представителей различных сфер жизни и деятельности людей. Предпринимаются попытки зафиксировать пути достижения согласия в виде законодательных актов, деклараций, межгосударственных и общемировых соглашений. Но, возможно, наиболее важным является принятие человечеством системы ценностей, в основе которой находятся такие понятия, как консенсус, компромисс, терпимость, прощение, ненасилие, сочувствие, сопереживание, понимание и т. д. Все эти определения являются составляющими такого качества личности, как толерантность.

Исходя из обзора широкого круга проблем, связанных с данным явлением, проблема толерантности затронула множество социальных и научных институтов. Так, например, в исследованиях по философии данную тему освещали Н.Г. Юровских, Р.Р. Валитов, В.М. Золотухин, Е.В. Магомедова и др.; в социально-политическом направлении - И.З. Чимитова, В.В. Шалин и др.; в психолого-педагогических исследованиях -А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Д.А. Леонтьев, М.С. Мириманова и др. Широкая область применения данного термина скрывает проблему, связанную с его трактовкой: каждое научное направление отражает определенную сторону значения понятия.

Латинские tolerans / tolersntis; tolerantia буквально означают «терпеливо переносящий», «терпение», «терпящий». По вопросу. из какого языка заимствовано данное слово в русский язык, нет однозначного мнения. Как отмечает С.Г. Растатуева, одни филологи полагают, что слово «толерантность» пришло из английского языка, в котором tolerance означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Другие считают, что оно заимствовано из французского языка, в котором tolerat означало «терпимый, снисходительный». Кроме того, в каждом языке это слово имеет свое оттеночное значение, например, в арабском -«мягкость, сострадание, терпение»; в персидском - «готовность к примирению»; в китайском языке быть толерантным значит «проявлять великодушие в отношении других». Таким образом, первоначальное значение и форма слова определяли особенность реакции человека на воздействия со стороны внешнего мира, выражающийся в принятии на себя чего-либо «чужого», «другого».

Семантический анализ исследуемого слова С.Г. Растатуевой показывает, что толерантность представляет собой реакцию человека или группы людей на столкновение разных культурных установок, стереотипов, отражающихся в системе практик. При этом данное столкновение разрешается сторонами конструктивно, с опорой на принципы кооперации и сотрудничества. Каждая сторона не стремится изменить представления о мире другой стороны, а принимает знания о мире другой стороны как альтернативные. Автор выделил стратегии, отражающие смысл концепта ‘толерантность’, исходя из основных

ss

сфер применения данного слова: 1) толерантность как психическое свойство личности (терпимость, понимание, воля, снисходительность, воспитанность); 2) толерантность как способ поведения; 3) толерантность как принципы поведения (принцип существования, долг, нравственная потребность, обязанность, норма, условие стабильности); 4) толерантность в ценностном этикоэстетическом ключе (как ценность, добродетель, гармония, свобода, искусство, культура, миф); 5) толерантность есть жизнь, здоровье, развитие, эволюция [1].

На примере вышеизложенного исследования термина «толерантность» как лексической единицы определились основные области его использования и категориальные значения. По мнению А.Г. Асмолова, слово «толерантность» уже давно вошло в состав русского языка, правда, скорее как научный термин: медицинский и этико-политический, имеющий определение через три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение [2].

Многие исследователи относят появление изучаемого термина именно к медицине. «Большой толковый медицинский словарь» приводит следующую трактовку толерантности: «снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов» [3].

Согласно «Большой актуальной политической энциклопедии» А.В. Белякова, термин «толерантность» был введен в 1953 г. биологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям (ослабления иммунологического ответа организма на данный антиген при сохранении его иммунореактивности ко всем прочим антигенам) [4]. Его последователи в области иммунологии (Р. Бернет, Р. Биллингем, Л. Брент, М. Гашек) понимают толерантность как способность организма без видимого для себя ущерба переносить такие потенциально неблагоприятные для него воздействия фактора внешней среды, как снижение чувствительности самого организма, клеток, тканей к воздействию вещества, что способствует сохранению гомеостаза [5]. Фармакологическая

толерантность проявляется, когда повторное введение данного количества вещества вызывает сниженный эффект или когда для получения эффекта, ранее достигаемого меньшей дозой, требуется последовательное повышение количества вводимого вещества.

Толерантность в медицине имеет однозначное значение, характеризующее данное явление. В первую очередь это доказывает конкретизированный принцип специфической терминологии науки.

Истоки толерантности как явления заложены в мировоззрении человека, определяемое его религиозной принадлежностью и философской направленностью. Толерантность есть сущностное свойство верующего человека, которое связывает его с Богом через общение и составляет неотъемлемую часть в общении с другими людьми. В священных текстах мировых религий (Библия, Коран, Трипитака) толерантность проходит основополагающим звеном, проявляющимся в любви к ближнему, милосердии, великодушии, сострадании, долготерпении, смирении, что и отражает специфику религии и конфессиональных отношений. С точки зрения философии, толерантность - это мировоззренческая жизненная позиция «за», «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая в результате этнического, духовного опыта личности [5].

Н.Г. Юровских в своем исследовании, основываясь на научно-исследовательских представлениях, отмечает многозначность термина «толерантность» в рамках философского направления: 1) качество личности выражает способность индивида к договоренностям, склонность к доброжелательности, доброте, уважению к инакомыслию; 2) моральное правило, означающее требование исполнения всеобщего нравственного закона, согласно которому следует относиться к человеку как цели и высшей ценности, а не как к средству; 3) принцип деятельности и поведения, указывающий на признание множественности равноценных позиций и равенства прав других; 4) принцип отношений между индивидами, характеризующий стремление к сохранению мира, сотрудничеству индивидов друг с другом, диалогу и компромиссу [6].

Религиозно-философское определение

отражает наиболее широкое значение толерантности, которое в дальнейшем переходит

в другие отрасли научного знания и там конкретизируется относительно объекта и предмета исследования.

Морально-нравственные идеи отразила в трактовке толерантности М. С. Мириманова, отмечая, что толерантность - это в первую очередь воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного. В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого [7].

В этическом направлении толерантность также имеет многозначный характер. В своем исследовании И.З. Чимитова выделяет два основных концептуальных подхода к термину: 1) трактовка толерантности как принципа и ценности; 2) более конкретное и обстоятельное изучение субъект-объективных аспектов толерантности и ситуаций ее проявления. В рамках первого из них толерантность выступает как принцип правового государства и гражданского общества, норма поведения нравственной личности. В рамках второго автор дифференцирует несколько аспектов [8].

В системе этических знаний понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость». Особо подчеркивается мысль, что толерантность - признак уверенности в себе, сознания надежности своих собственных позиций, признак открытого идейного течения.

С точки зрения социально-этического направления наиболее полно определение толерантности изложено в «Декларации принципов толерантности», провозглашенной и подписанной 16 ноября 1995 г. ЮНЕСКО. В ст. 1 данного документа

«Понятие толерантности» подробно освещены основные критерии: «... уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии.» [9]. Кроме того, данный документ трактует толерантность как единицу государственного уровня и социального аспекта. Декларация провозглашает

равенство всех людей, независимо от их индивидуально-личностных различий.

О.Д. Дмитриева отмечает, что в рамках социально-психологических и психологопедагогических исследований толерантность понимается как социально-психологическое явление или разновидность социального поведения [10]. Согласно «Словарю практического психолога», толерантность - это отсутствие, ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [11]. В «Большом толковом психологическом словаре» приводится двойственное понимание толерантности: защита убеждений, ценностей других и признание плюрализма; неестественное воздержание, смирение с поведением, убеждением и ценностями других [12]. По мнению О.А. Чебыкиной, собственно психологическая модель толерантности формируется последней, вбирая в себя черты религиозной, медицинской, антропологической моделей.

Д.А. Леонтьев указывает на распространенные ошибки и предубеждения, проявляющиеся при попытках объяснения изучаемого понятия с психологической точки зрения. Первая - отождествление толерантности с терпимостью, ведь «терпимость» не только не отражает полноты понятия «толерантность», но и может быть прямо противоположным ему, т. к. русский глагол «терпеть» имеет амбивалентную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения. Вторая ошибка -отождествление толерантного отношения с позитивным отношением принятия, уважения и дружелюбия. Главное для содержательной характеристики толерантного отношения - то, что оно исключает ненависть, вражду, презрение и отвержение. Третьей ошибкой выступает отождествление толерантности с равнодушием, незаинтересованностью, отстраненностью. Толерантность -позиция принятия иных ценностей, взглядов, обычаев как равноправных с привычными «своими» ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия с ними [13].

Учитывая вышеизложенные положения, наиболее объемным и многогранным, акцентирующимся на индивидуально-личностных особенностях, из предложенных на сего-

дняшний день психологическим определением толерантности является принадлежащее Г.У. Солдатовой: «интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервнопсихического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром» [14].

Как нами было установлено выше, термин «толерантность» имеет неоднозначное толкование в русском языке при переводе с других языков. Исследуемое понятие применяется в различных сферах деятельности: медицине, философии, религии, политике, социологии, этике, психологии, педагогике. Для правильной трактовки толерантности в рамках какого-либо научного течения необходимо учитывать его основные положения и принципы, сферу применения и особенности употребления и значения.

Для развития толерантной личности в процессе профессионального становления студентов гуманитарных специальностей в вузе необходимо понимание сущности, пси-холого-педагогических особенностей и структурно-содержательных характеристик толерантности. Поэтому представляется возможным разработка и реализация программы развития толерантных качеств будущих работников социальной сферы. Эффективность такого исследования во многом определяется организацией системы психолого-педагоги-ческого сопровождения профессионального становления толерантной личности в вузе.

«Главная цель психолого-педагогическо-го сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Опыт создания системы сопровождения показывает, что эта цель может быть реализована только тогда, когда у студентов сформирована психологическая, профессиональная, творческая готовность к предстоящей профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию» [15].

В рамках нашего научного исследования мы склонны понимать толерантность как свойство личности, способствующее сохранению внутреннего равновесия и регуляции

поведения в рамках морально-этических норм при воздействии на нее факторов экзогенного характера, имеющих заранее не ожидаемый результат этого воздействия.

1. Растатуева С.Г. Репрезентация концепта ‘толерантность’ в русском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Елец, 2008.

2. Асмолов А.Г. Толерантность - культура XXI века // Век толерантности. 2004. № 7. С. 4-8.

3. Большой толковый медицинский словарь. Основные термины и понятия по медицине. М., 2001. Т. 2.

4. Большая актуальная политическая энциклопедия / Беляков А. В. [и др.]. М., 2009.

5. Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. URL: http:// www.psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_2 _2928.pdf (дата обращения: 02.02.2013).

6. Юровских Н.Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: автореф. дис. . канд. филос. наук. Омск, 2004.

7. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. 2002. № 2. С. 104-116.

8. Чимитова И.З. Межэтническая толерантность населения современного полиэтнического города: на примере г. Улан-Удэ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2011.

9. Декларация принципов толерантности // Первое сентября. 2003. № 66. С. 2-6.

10. Дмитриева О.Д. Социально-мотивационные условия формирования толерантности как свойства личности у студентов гуманитарных вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.

11. Словарь практического психолога / под ред. С.Ю. Головина. Мн., 1997.

12. Большой толковый психологический словарь / сост. А. Ребер. М., 2000. Т. 2.

13. Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 13-17.

14. Солдатова Г. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности. 2003. № 6. С. 60-78.

15. Смолярчук И.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития психолога в условиях непрерывного образования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 7. С. 306-312.

Поступила в редакцию 16.02.2013 г.

UDC 159.9:378

TOLERANCE IN ASPECT OF VARIOUS SCIENTIFIC DIRECTIONS

Svetlana Yuryevna MOSOLOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Pedagogical and Age Psychology Department, e-mail: sumosolova@mail.ru

Semantic analysis of tolerance, theoretical approaches to understanding of the term from the points of view of the different scientific directions medicine, philosophies, religions, sociology, ethics, psychology, and pedagogics аre considered. Key words: tolerance; treatment of tolerance; tolerance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.