Научная статья на тему 'Толерантность конфессий в архитектуре «Храма всех религий» в Казани'

Толерантность конфессий в архитектуре «Храма всех религий» в Казани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
814
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОНФЕССИИ / КУПОЛЬНО-КОНИЧЕСКИЙ / TOLERANCE / CONFESSIONS / DOME-CONICAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мустакимов В. Р., Аминов А. Р., Мустакимов А. В.

Постановка задачи. Целью работы является комплексное исследование зданий и сооружений в составе Храма всех религий, изучение его архитектурных особенностей и историко-культурной значимости комплекса. По поручению руководства РТ авторами исследования произведена оценка технического состояния несущего остова возведенной части комплекса и выполнен аналитический обзор всех купольно-конических форм покрытия своеобразно размещенных И. Хановым над кровлей комплекса. Результаты. Приведены результаты исследования объекта культурного наследия «Храма всех религий». Обзор и анализ зрительных рядов аналогов, с которых И. Ханов формировал образ купольно-конических систем, толерантно размещенных на покрытии храма. Выводы. И. Ханов творчески перерабатывал наиболее характерные черты культовой архитектуры различных религиозных конфессий, превращая их в своеобразные узнаваемые символы и не стремясь к типологическому правдоподобию. Ведь он создавал не храм, а воплощал в архитектурных формах идею духовного единения людей различных вероисповеданий. Этот «букет» из куполов, главок, башен, шатров и рассчитан на восприятие извне, и поэтому притягивает взоры многих туристов. Формы башен, куполов и их архитектурно-декоративное оформление является такими, какими видел их сам автор комплекса. В этом особенность и ценность этого комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance of confessions in the architecture of the «Temple of All Religions» in Kazan

Problem statement. The purpose of the work is a comprehensive study of buildings and structures in the Temple of All Religions, the study of its architectural features and the historical and cultural significance of the complex. On the instructions of the RT leadership, authors of the study carried out an assessment of the technical condition of the bearing skeleton of the erected part of the complex and made an analytical review of all the dome-conical forms of the cover, originally placed by I. Khanov above the roof of the complex. Results. The results of the study of the object of cultural heritage «The Temple of All Religions» are given. Review and analysis of the visual series of analogues with which I. Khanov formed the image of dome-conical systems, tolerantly placed on the cover of the temple. Conclusions. I. Khanov creatively processed the most characteristic features of the religious architecture of various religious denominations, turning them into distinctive recognizable symbols and not striving for typological plausibility. After all, he did not create a temple, but embodied in architectural forms the idea of spiritual unification of people of different faiths. This «bouquet» of domes, heads, towers, tents and is designed for perception from the outside, and therefore attracts the eyes of many tourists. The forms of towers, domes and their architectural and decorative design are what the author of the complex saw them. This is the peculiarity and value of this complex.

Текст научной работы на тему «Толерантность конфессий в архитектуре «Храма всех религий» в Казани»

УДК 72.03

Мустакимов В.Р. - кандидат технических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Аминов А.Р. - студент

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Мустакимов А.В. - архитектор

ГУП «Татинвестгражданпроект»

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Чехова, д. 28

Толерантность конфессий в архитектуре «Храма всех религий» в Казани

Аннотация

Постановка задачи. Целью работы является комплексное исследование зданий и сооружений в составе Храма всех религий, изучение его архитектурных особенностей и историко-культурной значимости комплекса. По поручению руководства РТ авторами исследования произведена оценка технического состояния несущего остова возведенной части комплекса и выполнен аналитический обзор всех купольно-конических форм покрытия своеобразно размещенных И. Хановым над кровлей комплекса.

Результаты. Приведены результаты исследования объекта культурного наследия «Храма всех религий». Обзор и анализ зрительных рядов аналогов, с которых И. Ханов формировал образ купольно-конических систем, толерантно размещенных на покрытии храма.

Выводы. И. Ханов творчески перерабатывал наиболее характерные черты культовой архитектуры различных религиозных конфессий, превращая их в своеобразные узнаваемые символы и не стремясь к типологическому правдоподобию. Ведь он создавал не храм, а воплощал в архитектурных формах идею духовного единения людей различных вероисповеданий. Этот «букет» из куполов, главок, башен, шатров и рассчитан на восприятие извне, и поэтому притягивает взоры многих туристов. Формы башен, куполов и их архитектурно-декоративное оформление является такими, какими видел их сам автор комплекса. В этом особенность и ценность этого комплекса.

Ключевые слова: толерантность, конфессии, купольно-конический.

В новейшей истории Татарстана произошло много знаменательных событий, которые вызывают восторг, уважение и признательность творческому началу, таланту и мудрости нашим современникам-зодчим, бережно сохраняющим историко-архитектурное и культурное наследие, а также создающим новые значимые объекты. Среди зданий и сооружений, возведенных за исторический период, второй половины XX начала XXI в. в Казани, можно выделить: здание цирка, мечеть Кул-Шариф, футбольно-легкоатлетический манеж, вантовый мост Миллениум, стадион на 45000 зрителей, дворец водных видов спорта, спортивные сооружения Универсиады.

Наряду с объектами государственного финансирования и строительства, в Казани имеется объект общественно-культурного назначения, который задуман и возведен по эскизам автора на частной территории собственными силами за индивидуальные средства и пожертвования. Замысел всего объекта и его воплощение в жизнь следует относить к творчеству художника, скульптора, целителя, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Ильдара Ханова (03.11.1940 г.-09.03.2013 г.) [1]. Комплекс зданий и сооружений в составе «Храма всех религий», именуемый также «Вселенский храм», расположен по ул. Старая Аракчинская, 4, в п. Старое Аракчино, Кировского района г. Казани РТ (рис. 1).

Рис. 1. План расположения зданий и сооружений комплекса «Храм всех религий» в поселке Старое Аракчино, Кировского района города Казани (аэрофотосъемка участка)

«Храм всех религий», оценивается ведущими специалистами РТ и Международным культурным центром духовного единения, как объект культурного наследия (ОКН), являющийся частью культурного наследия и местом посещения огромного числа туристов. Строительство комплекса «Вселенского Храма» началось в 1994 году. Автор, в своем творении передал потомкам понимание того, насколько близки и чисты помыслы веры, не зависимо от того, к какой религии принадлежит человек. Признание комплекса, как объекта способствующего формированию у людей толерантного отношения ко всяким религиям, получено со стороны Министерства культуры и высшего руководства Татарстана. Активное участие в продвижении идеи автора о толерантном отношении между многочисленными религиями в Татарстане и мире, принимает советник президента Республики Татарстан Шаймиев М. (Техническое заключение комплекса зданий и сооружений «Храма всех религий», в с. Аракчино, г. Казани. Зак. № 9048, инв. № ТО-12128, ГУП ТИГП, Казань. 2017. с. 158).

Авторами, в период с марта 2016 г. по январь 2017 г., проведено обследование всех зданий комплекса с научно-теоретической и практической оценкой объемно-планировочных и культовых решений, а также технического состояния несущего остова эксплуатируемой, вновь возведенной и незавершенной строительством части объекта. Выполнен аналитический обзор и историко-культурная, архитектурно-художественная и религиозно-конфессиональная оценка всех купольно-конических архитектурных форм, своеобразно и толерантно размещенных И. Хановым над кровлей храма (рис. 2).

Рис. 2. Общий вид комплекса зданий и сооружений «Храма всех религий» по состоянию на 2017 г.: а) вид на храм со стороны реки Волги; б) незавершенная строительством часть комплекса

По замыслу создателя комплекса, храм является лишь символом мировых культур, религий и цивилизаций, поэтому службы и обряды здесь не проводятся. В храме гармонично дополняют друг друга основные символы православной церкви, мусульманской мечети, пагоды, иудейской синагоги, а также элементы многих других культовых и религиозных объектов мира. Предполагается терпимое взаимодействие 16-ти основных мировых религиозных течений. Среди купольно-конических форм храма, исследователями выделяются следующие классификационные типы:

- Бахайская башня с символом Бахаи «Баха» (бабочка «Бахаи»);

- Буддистский купол, имеющий сходство с куполом храма Боробудур, на венчающей части которого, установлен символ Буддизма «Дхармачакра» или колесо Закона;

- Иранский купол (луковичной формы), который оценивается исследователями критически, так как не соответствует по форме традиционным ближневосточным куполам и стилистике ближневосточной архитектуры;

- Католический купол оцениваемый, как мало соответствующий своим аналогам;

- Башня Вселенского храма, напоминающая Католическую башню, но металлические элементы не характерны для декоративной отделки подобных башен;

- Мусульманские купола соответствуют облику исламской архитектуры, имеющие луковичную и шлемовидную форму;

- Мусульманские минареты, стрельчатой формы, используемые в традиционной татарской архитектуре;

- Православные купола, соответствующие образу православного купола;

- Купол Синагоги, выполненный со своеобразными эклектичными представлениями о куполах Синагог.

В комплексе храма имеется отдельно стоящая башня с купольной символикой Синтоизма.

В работе представлен зрительный ряд аналогов, с которых автор формировал образ своих купольно-конических конструктивных систем. Геометрические формы куполов и их образ является такими, какими представлял и видел их сам автор. И. Ханов работал над образами купольно-конических форм и возводил здание храма, прежде всего, как скульптор-художник-архитектор. Образы куполов он трактовал по своему, подражая тем или иным аналогам. Мотивы для реализации своих замыслов скульптор И. Ханов черпал из различных культовых религиозных объектов и сооружений, откуда и брал ассоциативные решения, воплощенные в купольно-конические системы покрытия и башни. Работая как скульптор, он располагал купола и башни разных религиозных конфессий с композиционной точки зрения, с целью избежать композиционных неточностей, и, вследствие этого, купола и минареты не соотносятся по религиозному признаку.

По мнению авторов исследований, высотность куполов и башен, в общей композиции комплекса, обусловлена распространенностью каждой отдельной религии в мире, тем самым демонстрируя представление о делении религиозного мира.

В систематизированном виде аналитическо-сопоставительный обзор архитектурной стилистики и форм куполов и минаретов, возведенных над покрытием «Храма всех религий», в сравнении с традиционными и классическими образами и религиозными символами приведен на рис. 3-28. Подробные результаты проведенных авторами историко-архивных, архитектурно-строительных, инженерно-геологических,

гидрогеологических и топографо-геодезических исследований приведены в работах [6-8].

В функционирующую часть комплекса «А» входят: одноэтажный деревянный сруб жилого дома семьи Хановых, который в настоящее время переоборудован в музей; надстроенные над жилым домом-музеем 1-2-этажные корпуса со стенами из каменных конструкций с надстроенными над скатной крышей купольно-коническими конструкциями различной геометрии и религиозно-конфессиональной принадлежности. В состав помещений функционирующего блока «А», кроме музея, входят помещения фойе, экспозиционных и зрительного залов (рис. 3).

В незавершенную строительством часть храма, корпус «Б» входят разновысотные кирпичные здания, о функциональном назначении которых, пока только можно делать предположения, так как отсутствует проектная документация. В настоящее время часть из этих помещений временно используется в качестве художественно-производственных мастерских по изготовлению мозаичных, декоративных, бетонных, железобетонных, гипсовых, столярных скульптурных изваяний и изделий, используемых в строительстве и отделке «Храма всех религий».

Всего в комплексе «Храма всех религий» установлено 16 конструкций купольных систем и минаретов (купольно-конических конструкций). В составе объемно -планировочных решений насчитывается пять зальных помещений, каждый из которых представляет собой определенную конфессию или культуру. Вместе с тем, установлено, что зальные пространства и купольно-конические системы не имеют прямую функциональную связь межу собой. На схемах представлены места расположения купольно-конических систем относительно зальных пространств храма (рис. 3).

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся к вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на Среднем востоке. Купола такой формы используются при строительстве храмов русской православной церкви. Они имеют больший диаметр, чем основание, на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Для наиболее распространенной луковичной главы соотношение диаметра барабана (башни) к диаметру широкой части (пучины) главы составляет 1:1,382, а к высоте главы 1:1,618.

Выделение купольве-коничЛкпх систем, минаретов и башен «Храма в*??; религий» с чч1. шкньптм исН1Г1ГМИ н:1 |ИН11чк* (н'гьск!^:

СхеНЯ расположения ЩООЛЬЮ-КПВН'КШИ конструкции ашн^тс, 1ьНй [м'крмшнм. мшфокочнм\ ргшгмии ишьны^ пространств, Л1Л возведенной чист, комплекса «(Храма религий», по (опшщт ш сиптяорт» 2016 гола

II.iiни I пюки......................II.IиII 1

п -— □

0 Ы

Б

Ц 11

атр* гт

Ш ЯУ

Рис. 3

Купол в форме луковицы символизирует пламя свечи. «Наша отечественная луковица воплощает в себя идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которые наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма - как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся» Е.Н. Трубецкой.

На основании сопоставительного анализа, можно сделать вывод, что Православные купола «Храма всех религий» соответствуют общему стилистическому и архитектурному образу традиционных куполов (рис. 4-5).

> с логи иле обозначения

к]лиитн к II. кш-ьш! гшжём:

А Ялычевдий кугюп (солнце)

ь Мусугянактйме купила

3 Лрякгглякн-ай кутпа

г Мяпьтуйскин. оэдйэ

А Католический купил

Е Синагога

* Буддийский купал

3 Сет-а^чеСний елмнол

К БйлЗийСний купил

Ус. и iKi4i.it' ЛЬЛМйЧбННЙ ш.Пмн

б планировке помещения к плнпан тгажей:

Кятпгический зйл [кпнцерл-ый) < I Египетский , 3: Православный аал л Ялыче.гили .)Д.г | Б/ддойс<ии зал

Купол Храма Василия Блаженного в Москве, 1561 г.

Храм Христа Спасителя в Москве, 1812 г.

Купол Храма на крови в Санкт-Петербурге, 1907 г.

Рис. 5. Зрительный ряд традиционных отечественных и зарубежных форм куполов

Православных храмов

Для архитектуры Синагог характерен мавританский стиль. В этом стиле, возведено множество Синагог во всем мире. Например, большая Синагога в Риме, большая Синагога Флоренции, большая Синагога в Варшаве, большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге и многие другие. Купол большой Синагоги Флоренции выполнен из меди, которую искусственно окислили, чтобы храм выделялся на Флорентийской панораме. Слои травертина и гранита чередуются в кладке, создавая полосатый эффект. Такой же эффект чередования наблюдается на иудейском куполе, возведенным над покрытием комплекса «Храма всех религий» в Казани.

Синагога, по ряду причин, на протяжении большого периода не имела возможности сформировать свою архитектуру Синагог. Зачастую Синагога располагалась там, где предоставлялась возможность ее организации. В зрительном ряде аналогов Синагог приведены их наиболее яркие примеры, которые способны сформировать некий образ того, как должна выглядеть Синагога. В качестве архитектурного стиля Синагог, отмечается: эклектика и мавританский стиль (рис. 6-7).

Рис. 6. Купол Синагоги «Храма всех религий» в Казани

Большая Синагога в Будапеште, 1959 г.

Большая хоральная Синагога Новая Синагога в Берлине, 1866 г. „ г лап.

г в Санкт-Петербурге, 1893 г.

Рис. 7. Зрительный ряд традиционных и классических форм куполов Синагог

Архитектура храмов разнообразна, хотя существует несколько традиционных стилей, которым следуют в большинстве случаев. Во всех случаях главные здания имеют форму прямоугольника, по углам которого располагаются вертикальные столбы, поддерживающие крышу. В некоторых случаях хондэн и хайдэн могут стоять вплотную друг к другу, при этом для обеих построек сооружается общая крыша. Традиционно храмы строились из дерева. В настоящее время храмы, особенно в черте города, обычно строят из современных строительных материалов, таких как кирпич и железобетон, кровля выполняется металлической. Это диктуется требованиями пожарной безопасности. Есть святилища без зданий, которые представляют собой прямоугольную площадку с установленными по углам деревянными столбами. Столбы соединяются соломенным жгутом, а в центре святилища располагается дерево, камень или деревянный столб. Перед входом на территорию святилища располагается как минимум один тории -сооружение подобное воротам без створок. Тории считаются воротами в место, принадлежащее ками, где боги могут проявляться и где с ними можно общаться. Тории могут быть одни, но их может быть и большое количество. Считается, что человек, удачно завершивший какое-то масштабное дело, должен пожертвовать какому-либо храму тории. От тории к входу в хондэн ведет дорожка, рядом с которой помещаются каменные бассейны для омовения рук и рта. Перед входом в храм, а также в других местах, где как считается, постоянно находится или могут появиться ками, вывешиваются симэнава - толстые жгуты из рисовой соломы. Непосредственно перед

входом располагаются комаину - пара статуй, напоминающих смесь льва и собаки, представляющих собой мистических стражей.

Купола для синтоистской религии не характерны. Однако купола этой религии в «Храме всех религий» имеют свойственную колористику и форму. В первом куполе конструктивный элемент имеет многоуровневую структуру, символизирующую многоярусность кровель синтоистских храмов. Второй из двух куполов имеет черно-красное цветовое решение, характерное для этой религии (рис. 8-9).

Рис. 8. Синтоистские купола «Храма всех религий» в Казани

Храм Ицукусима,У1 в. Святилище Тосёгу, 1868 г.

Рис. 9. Зрительный ряд традиционных и классических форм Синтоистских храмов

Главный купол «Храма всех религий» или «Вселенского храма» посвящен языческой вере, олицетворяющий солнце. Именно эта аналогия является ключевой в назначении этой башни как главенствующей над всеми остальными высотными акцентами. Исходя из этого, основания идея храма состоит том, что «Солнце» и «Космос» являются высшими материями во вселенной, поэтому в названии храма фигурирует ключевое слово - Вселенский. Ранее предполагалось размещение в этой башне обсерватории.

Коловрат или солнцеворот - один из древнейших древнерусских символов, олицетворяющий Солнце и солнечных богов Сварога, Даждьбога и Хорса. От слова «коло» - солнце и произошло название символа. Сам символ выглядит как круг с загнутыми лучами (рис. 10-12).

Рис. 10. Языческий купол «Храма всех религий» в Казани

Рис. 11. Символ Коловрат или Солнцеворот

Купол Пантеона

Разрез Пантеона

Пантеон в Древнем Риме, 126 г.н.э.

Рис. 12. Зрительный ряд традиционных и классических форм Языческих куполов храмов Солнца

В архитектуре Домов Поклонения воплощается отношение последователей Веры Бахаи к окружающему их обществу. Храмы представляют собой открытые светлые помещения. Их композиция и убранство формируется местными культурными традициями, и наглядно отражают идею Бахаи о единстве в многообразии. Для Домов Поклонения Бахаи свойственна девятигранная форма центрального помещения и наличие купола. В таком устройстве храма символически отражается идея единства - люди попадают в храм через разные входы, но затем сходятся вместе, чтобы поклониться единому Создателю. Завершает башню бахаистский символ - бабочка Бахаи. Поэтому она считается башней именно этой религии.

Завершением башни является стилизованный символ Бахаи «Баха». Именно этот символ относит купол башни к религии Бахаи. Конструктивная схема кирпичной башни «Храма всех религий», ее форма купола оценивается, как не характерными для архитектуры храмов Бахаи (рис. 13-15).

Рис. 13. Башня с символикой Бахаи над «Храмом всех религий» в Казани

Рис. 14. Символ Бахаи «Баха»

Храм веры Бахаи в Ашхабаде, 1907 г. Бахайский храм в Чикаго, 1953 г.

Рис. 15. Зрительный ряд традиционных и классических форм куполов храмов Бахаи

Техническим прорывом архитекторов готики явилось открытие ими нового способа распределения нагрузки. Установлено, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другими элементами постройками уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас. Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и

арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

Конструкция готического остова в башне «Храме всех религий» выполнена иным образом, отличным от классического способа. Стены башни выполнены из сплошной кирпичной кладки «под расшивку швов». На фасадной части присутствуют декоративные элементы, стремящиеся подчеркнуть готический образ. В характерных чертах готики выполнены оконные проемы (рис. 16-17).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 16. Католическая (Готическая) башня стрельчатой формы «Храма всех религий» в Казани

Вавельский собор Савятых Станислава Вацлава в Кракове, XI в.

Готический собор на Васильевском острове, XIX в.

Рис. 17. Зрительный ряд традиционных и классических форм Католических (Готических) башен стрельчатой формы

Особенное значение в храмовых ансамблях буддийской культуры имеет пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранят драгоценности. Этот клад символизирует прах Будды. Однако, мало кто знает, что прототипом для этой пагоды послужила индийская ступа - полушарие из земли и камня. Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-щипцовый стиль. Высота зданий принимается относительно небольшой, так как не должна быть нарушена гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета. Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, удерживаемые на расстоянии от храмов. Исследование и анализ зрительного ряда классических форм куполов Будды буддистских храмов позволяет констатировать, что главной отличительной особенностью буддийской архитектуры является многоярусность пагод и ступ. По образу и форме многоярусный купол «Храма всех религий» имеет сходство со ступами буддийского храма Боробудур. (рис. 18-19).

Рис. 18. Буддийский купол «Храма всех религий» в Казани

Буддийский храм Боробудур, „ т. лт

„„■1 „ лг Ступа Боднатх в Катманду, V в. н.э.

825 год от Рождества Христова

Рис. 19. Зрительный ряд традиционных классических форм куполов Будды буддистских храмов

Купол в персидском языке видимо, не случайно называется гонбад. Это слово означает «небо». Купол - гонбад и сводчатый потолок символизируют небосвод (по-персидски «асман» - «небо»), то есть купол - это символ небосвода, куполообразное пространство под ним - олицетворение земли, а дугообразная форма купола - это кольцо связи между небом и землей. Поэтому и привычная геометрическая форма купола также имеет определенное символическое назначение. Специфическая форма постройки религиозных сооружений в виде куба с куполом перешла в исламскую архитектуру из более древней, доисламской геометрической символики. Эта выразительная форма приняла в архитектуре ислама символическое значение: куб воспринимался как символ устойчивости, символ «правильности», утверждаемой в земной жизни, а купол над ним стал символом Неба и Космоса.

В системе куполов над комплексом «Храма всех религий» купол темного цвета с характерной символикой называется иранским. Однако по форме он не относится к традиционным типам купольных систем иранской архитектуры. Купол имеет ярко выраженную луковичную архитектурную форму. Характерной чертой является арабская каллиграфия на барабане купола. Облицовка купола выполнена из меди, что и придает ей темно коричневый цвет в результате окисления меди на воздухе (рис. 20-21).

Рис. 20. Иранский купол «Храма всех религий» в Казани

„ , , Медресе Улугбека на площади , , , , . ^ „

Зеркальная мечеть Мавзолей „ „ Медресе Мир Араб в Бухаре

ттт тт тл Регистан в Самарканде ;1ТС. г ^ ^

Шах-Черах в Иране, XIV в. (Узбекистан) XV в (Узбекистан), XVI в.

Рис. 21. Зрительный ряд традиционных форм Иранских куполов на Ближнем Востоке

Конфигурация, структура, крест Мальтийского ордера и общая стилизация под архитектурный образ Барокко подсказывает нам, что перед нами купол, относящийся к католической церкви. Многоярусность куполов - это отличительная черта Католических храмов. В общих чертах Католический купол «Храма всех религий» в Казани имеет схожесть с куполом Собора Святого Петра в Риме и с куполом Церкови Сен-Пьер-ле-Жен в Страсбурге. Купол в Казани имеет два яруса. Однако он отличается отсутствием богатой внешней цветовой отделки, присущей стилю Барокко.

Символом католических куполов является Мальтийский крест. Мальтийский крест - восьмиконечный крест, использовавшийся некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов - членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна, основанного в XII веке в Палестине). Символ происходит от герба итальянского города Амальфи, выходцы из которого были основателями иерусалимского госпиталя, давшего начало ордену.

Католический купол «Храма всех религий» в Казани в целом имеет сходство со своими аналогами зрительного ряда по геометрической форме и структуре. На барабане второго яруса, при помощи мозаики, выложены знаки Мальтийского креста, Католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна, а также Мальтийский крест венчает купол, что подтверждает его отношение к Католицизму (рис. 22-24).

Рис. 22. Католический купол «Храма всех религий» в Казани

Рис. 23. Символ Католических куполов Мальтийский крест

Церковь Сен-Пьер-ле-Жен в Страсбурге, 1524 г.

Собор Святого Петра в Риме, 1626 г.

Доминиканский собор во Львове, 1865 г.

Рис. 24. Зрительный ряд традиционных и классических форм Католических куполов

С древнейших времен крыши в форме куполов были широко распространены на Ближнем Востоке. Основной причиной такому подходу служило отсутствие древесины. Относительно легко сложить покрытие из глиняных кирпичей, методом постепенного и порядового сдвига кирпичей вовнутрь, либо укладывая их по кольцевым линиям, с уменьшающимся по высоте диаметром. Существует еще и гипотеза о влиянии кочевых народов с их шатрами. Купола в архитектуре широко использовались еще римлянами и византийцами.

Арабы в начальные века существования халифата строили мечети с плоскими покрытиями, подобными покрытиям мечетей Мекки и Медины. Купола в раннеисламской архитектуре использовались для обозначения расположения. Позднее их стали воздвигать над основным молитвенным залом, и этот принцип соблюдается и до сих пор. Кроме всего купол служит как бы аллегорией небесного свода, воздвигнутого над землей. Первой мечетью с куполом стала знаменитая мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме, построенная в 691 году. Купол был возведен из дерева и покрыт медью и свинцом для защиты от непогоды. После нее последовала Мечеть Омейядов в Дамаске, возведенная в 715 году. С тех пор купола стали отличительной особенностью.

Сопоставительный анализ зрительного ряда с куполами «Храма всех религий» позволяет констатировать, что они все выдержаны в стилистике мусульманской архитектуры, по образу и колористическому решению относятся к татарским мечетям (рис. 25-26).

Рис. 25. Мусульманские купола «Храма всех религий» в Казани

Мечеть Рашида Мечеть Омара Купол Голубой мечети в Ереване,

в с. Медяна, 1992 г. в Иерусалиме, 1193 г. 1768 г.

Рис. 26. Зрительный ряд традиционных форм Мусульманских куполов мечетей

Минарет - визуальное обозначение мусульманского храма, башня, с которой совершается публичный призыв православных на молитву. Происхождение минарета восходит к ряду прообразов: сторожевой башни, места, где зажигали огни маяка. Форма его заключает в себе древнейшую символику, основанную на представлениях о столпе как вертикальной оси бытия. Расположение минарета определяет тип мечети: с минаретом на крыше с его угловой постановкой; с минаретом над входом с центральной и асимметричной постановкой минарета и т.д.

Кроме того, количество минаретов может варьироваться, при этом должно соблюдаться главное условие: число их должно быть меньше, чем в главной мечети Аль-Харам, являющейся главным мусульманским храмом, во внутреннем дворе которого находится Кааба, то есть до девяти минаретов. Священная ниша, ориентированная на Каабу, перекрытая аркой, небольшим сводом или конкой и вставленная в раму - это Михраб. Михраб стал отличительной чертой мечети с конца УП-начала VIII века. Стрельчатое завершение михраба отмечает важнейшую точку на священной «оси Ислама», благодаря которой. Согласно мусульманской традиции, осуществляется мысленная связь молящегося с земной Каабой, отражающая его духовную связь с Каабой небесной.

Минбар - отличительный признак соборной мечети - кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь.

В целом, мусульманские минареты Храма всех религий имеют схожие черты со своими аналогами Минаретов Татарских мечетей. Пропорциональность форм, колористическое решение минаретов также соответствуют мусульманской архитектуре, находящиеся на территории РТ (рис. 27-28).

Рис. 27. Мусульманские минареты «Храма всех религий» в Казани

Минарет мечети Марджани Минарет мечети Иске-Таш Минарет и купол

в Казани, 1770 г. в Казани, 1770 г. Сенной мечети в Казани, 1849 г.

Рис. 28. Зрительный ряд традиционных форм отечественных Мусульманских минаретов (на примере Татарстана)

По состоянию на начало 2017 года, возводимый по эскизам автора, разно этажный комплекс храма в плане, постепенно приобрел Г-образную геометрическую форму и в нынешнем его виде, состоит из двух основных блоков (корпусов), включая, возведенные и эксплуатируемые блоки «А», а также незавершенный строительством блок «Б» (Отчет об инженерно-геологических изысканиях и топографо-геодезической съемке сооружений «Храма всех религий», в п. Старое Аракчино, г. Казани, ОИИз ГУП ТИГП, 2016, с. 42) (рис. 29).

Не все представители религий соглашались с точкой зрения Ильдара Ханова. Храм называли глумлением, кощунством, осквернением святынь и даже просили остановить его строительство. Но Ильдар Ханов был непоколебим - он говорил, что здесь не будут проводиться религиозные службы. Не смотря ни на что, он занимался творчеством и продолжал писать картины и ваять скульптуры для храма. Мечтал о размещении внутри храма детского дома и художественной школы.

к)

Рис. 4. Схемы планов этажей корпусов (блоков) «А» и «Б» комплекса «Храма всех религий»

по состоянию на начало 2017 г.: а) схема блокировки; б) план 1-этажа корпуса «А»; в) план 2-этажа корпуса «А»; г)-к) соответственно, планы 1-5-го этажей корпуса «Б»

В его планах было создание в храме реабилитационного центра для наркоманов, театра, школы восточных единоборств и другие культурно-воспитательные проекты. Часть творческих замыслов ему удалось осуществить. К сожалению, Ильдар Ханов не успел завершить строительство храма до конца, так как 9 февраля 2013 года, после тяжелой болезни скончался. На сегодняшний день строительство продолжается усилиями его единомышленников.

По замыслу создателя комплекса - «Храм всех религий» является лишь символом толерантного единения мировых культур, религий и цивилизаций, в связи с этим, Международным культурным центром духовного единения (МКЦДЕ) «Вселенский храм», с участием И. Ханова, выработана концепция основных направлений деятельности [3]. В рамках культурологи эта деятельность охватывает: информационную, культурную, образовательную, оздоровительно-лечебную и профилактическую, воспитательную, эстетику интерьерно-экстерьерной среды храма, военно-патриотического воспитания молодежи, экологическую и охраны окружающей среды. В рамках информационно-воспитательной деятельности храма планируется формирование и создание: телеканала духовного центра; отечественный и зарубежный отделы популяризации идей духовного центра; проведение религиозно-философских конференций и диспутов среди представителей разных религий, ученых, общественных деятелей; создание библиотеки храма и организация сотрудничества с библиотеками зарубежных стран на договорной основе. МКЦДЕ «Вселенский храм» поддержан замысел и идея И. Ханова создания культового комплекса, в котором уважительно и толерантно размещаются все мировые религии, культуры и символы. Поэтому в концептуальный ряд основных мировых религиозных направлений создаваемых в рамках храма включены залы: Вед (Махариши, Раджнеш) - Индия; Дао (Лао-Дзы) - Китай; Дзэн-Буддизма - Япония; Тибета - Тибет; Будды (медитация) - Индонезия, Непал; Египта -Египет; Майя - Мексика; Суфий (Арабская каллиграфия) - Иран; Ветхого Завета (Розенкрейцы) - Израиль, (Массоны) - Франция; Протестантства - США, Германия; Нового Завета (зал Христа): (Православие) - Россия, (Католичество) - Италия; инопланетного Разума - зал науки, солнца (рис. 3). Приняты во внимание идеи И. Ханова о создании музеев, включая: музей Храма, как новой ступени сознания человечества, который позволит обеспечить: систематическую связь с Юнеско, с движением «Бахаи» за объединение всех религиозных конфессий, с движением «Экуменистов» - за единство; Национальный музей современного искусства, призванного собирать, сохранять и систематически заниматься выставочной деятельностью художественных произведений, живописи, скульптуры, графики, монументального декоративного искусства, прикладного искусства коренных народов проживающих на территории Татарстана.

Часть замыслов создателя «Вселенского храма» воплотилась в жизнь. Сейчас в Культурном центре духовного единения регулярно проходят благотворительные концерты, организовываются выставки. Ожидается открытие художественной школы для детей, гончарной мастерской и класса по обучению техники создания декоративных витражей.

Заключение

Исследованиями авторов установлено, что комплекс «Храма всех религий», созданный художником, скульптором, заслуженным деятелем искусств РТ Ильдаром Хановым (03.11.1940 г.-09.03.2013 г.) и его единомышленниками, является символом мировых культур, религий и цивилизаций, выраженных через куполы, минареты и религиозные символы с толерантной группировкой их над храмом. Мотивы для реализации своих замыслов скульптор И. Ханов черпал из различных традиционных культовых религиозных объектов и сооружений, откуда и брал ассоциативные решения, воплощенные в купольно-конические системы покрытия и башни. Купола и башни не соотносятся по религиозному признаку. Высотность куполов и башен, в общей композиции комплекса, обусловлена распространенностью каждой религии в мире. По функциональному назначению, комплекс «Храма всех религий» не предназначен для проведения религиозных служб и обрядов, а является историко-культурным и образовательным центром.

Список библиографических ссылок

1. Ханов И. М. Альбом Древо жизни. М. : Идель-Пресс, 2012. 112 с.

2. Герасимова М. Вселенский храм всех религий // Вокруг Света. 2010. С. 24.

3. Арминен О. Человечище // Челны ЛТД, 2011. 8 с.

4. История создания Храма всех религий в Казани // KAZANCAT.RU : ежедн. интернет изд. 2015. URL: http://kazancat.ru/istoriya-sozdaniya-hrama-vseh-religij-v-kazani.html (дата обращения: 16.11.2016).

5. Ildar Khanov, le bâtisseur visionnaire de Kazan // LEFIGARO.FR : ежедн. интернет-изд. 2012. URL: http://www.lefigaro.fr/international/2012/08/17/01003-20120817 ARTFIG00296-ildar-khanov-le-batisseur-visionnaire-de-kazan (дата обращения: 24.01.2017).

6. Аитов Р. Р., Надырова Х. Г., Халитов Н. Х. Концепция поддержки и развития национального своеобразия в архитектуре Татарстана // Известия КГАСУ. 2012. № 2 (20). С. 49-63.

7. Миссия Ильдара Ханова // RT-ONLINE.RU : ежедн. интернет-изд. 2015. URL: http://rt-online.ru/p-rubr-kult-36158 (дата обращения: 09.12.2016).

8. Мустакимов В. Р. Проблемы геотехники в современном строительстве и реконструкции зданий и сооружений Казани // Известия КазГАСУ. 2006. № 2 (6). С.66-68.

9. Strochlic N. Russia's Temple for All Religions // The Daily Beast. 2015. 2015 № 7. P. 24-26.

10. Rudolf Abraham. Temple of all religions // Hidden Europe 34. 2015. № 14. P. 12.

Mustakimov V.R. - candidate of technical sciences, associate professor E-mail: [email protected] Aminov A.R. - student

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1 Mustakimov A.V. - architect SUE «Tatinvestgrazhdanproekt»

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Chekhov st., 28 Tolerance of confessions in the architecture of the «Temple of All Religions» in Kazan Abstract

Problem statement. The purpose of the work is a comprehensive study of buildings and structures in the Temple of All Religions, the study of its architectural features and the historical and cultural significance of the complex. On the instructions of the RT leadership, authors of the study carried out an assessment of the technical condition of the bearing skeleton of the erected

part of the complex and made an analytical review of all the dome-conical forms of the cover, originally placed by I. Khanov above the roof of the complex.

Results. The results of the study of the object of cultural heritage «The Temple of All Religions» are given. Review and analysis of the visual series of analogues with which I. Khanov formed the image of dome-conical systems, tolerantly placed on the cover of the temple.

Conclusions. I. Khanov creatively processed the most characteristic features of the religious architecture of various religious denominations, turning them into distinctive recognizable symbols and not striving for typological plausibility. After all, he did not create a temple, but embodied in architectural forms the idea of spiritual unification of people of different faiths. This «bouquet» of domes, heads, towers, tents and is designed for perception from the outside, and therefore attracts the eyes of many tourists. The forms of towers, domes and their architectural and decorative design are what the author of the complex saw them. This is the peculiarity and value of this complex.

Keywords: tolerance, confessions, dome-conical.

References

1. Khanov I. M. Album The Tree of Life. M. : Idel-Press, 2012. 112 p.

2. Gerasimova. M. Ecumenical temple of all religions // Around the World. 2010. P. 24.

3. Arminen O. Chelovechische // Chelny LTD. 2011. 8 p.

4. The history of the creation of the Temple of all religions in Kazan // KAZANCAT.RU: daily. internet-edit. 2015. URL: http://kazancat.ru/istoriya-sozdaniya-hrama-vseh-religij-v-kazani.html (reference date: 11.16.2016).

5. Ildar Khanov, le bâtisseur visionnaire de Kazan. // LEFIGARO.FR: daily. internet-edit 2012. URL: http://www.lefigaro.fr/international/2012/08/17/01003-20120817ARTFIG 00296-ildar-khanov-le-batisseur-visionnaire-de-kazan (reference date: 24.01.2017).

6. Aitov R. R., Nadyrova H. G., Khalitov N. H. The concept of support and development of national identity in the architecture of Tatarstan // Izvestia KSUAE 2012. № 2 (20). P.49-63.

7. The mission of Ildar Khanov // RT-ONLINE.RU: daily. internet-edit. 2015. URL: http://rt- online.ru/p-rubr-kult-36158 (reference date: 09.12.2016).

8. Mustakimov V. R. Problems of geotechnics in the modern construction and reconstruction of buildings and structures in Kazan // Izvestiya KazSUAE. 2006. № 2 (6). P. 66-68.

9. Strochlic N. Russia's Temple for All Religions // The Daily Beast. 2015. № 7. P. 24-26.

10. Rudolf Abraham. Temple of all religions // Hidden Europe 34. 2015. № 14. P. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.