Научная статья на тему 'Толерантность как проявление экономической свободы'

Толерантность как проявление экономической свободы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1274
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА / ЭКОНОМИКА / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / TOLERANCE / ECONOMIC FREEDOM / ECONOMY / VALUES / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузьмина Наталья Геннадьевна, Котельникова Олеся Владимировна

В природе человека заложено на определённом этапе жизненного пути подводить итоги и строить планы на будущее. Момент оценки прошлых испытаний и свершений предполагает попытку спрогнозировать будущее, найти точки опоры для позитивного устойчивого развития и сложить усилия многих для преодоления различных проблем. Понятие толерантности, заложенное в «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО», исходит, в первую очередь, из социального (социокультурного) подхода и поднимает одновременно его значение в индивидуальном этическом плане. С этих позиций «толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и способов человеческого бытия... Она не есть лишь моральный долг, но также политическое и правовое требование». Таким образом, по своему содержанию толерантность, не являясь синонимом терпимости, становится целевым устремлением, направленным против любой ксенофобии и способствует предотвращению конфликтов в мире. В своих проявлениях толерантность меняет формы в зависимости от культурного, территориального контекста. В обществе и государстве она может быть (по Л.Н. Коноваловой) политической, социальной, религиозной, этнической, экономической. Именно в преломлении к среде возникают ростки нетерпимости и насилия, особенно когда явно проявляется ущемление прав и свобод личности. Может быть, именно по причине обострения этнических и религиозных конфликтов последнего времени, многие усилия и исследования направлены на решение «горячих» межнациональных проблем. Однако следует помнить, что природа социальных и экономических конфликтов не менее актуальна и носит, несомненно, взрывоопасный характер. Такое положение свойственно обществу крайнего расслоения, где есть очень богатые и очень много бедных, где также не созданы условия для возникновения среднего класса, стабилизирующего общественные явления. Именно по этой причине сегодня важно понять, что предстоит развивать одновременно все формы толерантности во всех слоях общества с тем, чтобы позже не сожалеть об упущенных возможностях согласия в период разгорающихся конфликтов. Цель статьи представить толерантность как проявление экономической свободы. Методы исследования системный анализ и синтез, сравнение, обобщение, статистический, логический. Результатом исследования является доказательство того, что модель экономической теории толерантности основывается на социализации альтруистичными родителями, так как они играют ключевую роль в формировании ценностей человека. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области экономики, социологии, демографии, аспирантами и студентами, широким кругом читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кузьмина Наталья Геннадьевна, Котельникова Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOLERANCE AS A MANIFESTATION OF ECONOMIC FREEDOM

In human nature is put at a certain stage of a determine way to sum up and to plan on the future. The moment of an assessment of last tests and fulfillments assumes attempt to predict the future, to find points of support for positive stable development and to combine efforts of various problems much for overcoming. The concept of tolerance put in «Declaration of principles of tolerance of UNESCO», proceeds, first of all, from social approach and the same time it lifts at its importance in the individual ethical plan. From these positions «tolerance is respect, acceptance and a higher assessment of a rich variety of world cultures, forms a means and ways of human life... It not is only moral imperative, but also political and legal requirements». Thus, according to the contents tolerance, without being a synonym, becomes the target aspiration directed against any xenophobia and promotes conflict prevention in the world. In the manifestations tolerance changes forms in an envious person most from a cultural, territorial context. In society and a government it can be (according to L.N.Konovalova) political, social, religious, ethnic, economic. There are intolerance and violence sprouts in the refraction by the environment, especially when the infringement of the rights and personal freedoms is obviously shown. Perhaps, because of an aggravation of the ethnic and religion conflicts of the last time, many efforts and the research are directed on the solution of "hot" international problems. However it is necessary to remember that the nature of the social and economic conflicts isn't less actual and carries, undoubtedly character. Such situation is peculiar to society of extreme stratification where is very rich and a lot of poor where conditions for emergence of middle class, stable the public phenomena also aren't created. For this reason today it is important to understand that it is necessary to develop at the same time all forms of tolerance in all sectors of society later not to regret for the missed possibilities of a consent in inflaming of the conflict. Article purpose to present tolerance as manifestation of the economic freedom. Research methods the system analysis and synthesis, comparison, generalization, statistical, logic. Result of research is the proof of that the model of the economic theory of tolerance is based on socialization by altruistic parents as they play a key role in formation of values of the person. Results of research can be used by experts in the field of economy, sociology, a demography, graduate students and students, a wide range of readers.

Текст научной работы на тему «Толерантность как проявление экономической свободы»

УДК 330.1 ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ

Кузьмина Н.Г., Котельникова О.В.

В природе человека заложено на определённом этапе жизненного пути подводить итоги и строить планы на будущее. Момент оценки прошлых испытаний и свершений предполагает попытку спрогнозировать будущее, найти точки опоры для позитивного устойчивого развития и сложить усилия многих для преодоления различных проблем.

Понятие толерантности, заложенное в «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО», исходит, в первую очередь, из социального (социокультурного) подхода и поднимает одновременно его значение в индивидуальном этическом плане.

С этих позиций «толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и способов человеческого бытия... Она не есть лишь моральный долг, но также политическое и правовое требование». Таким образом, по своему содержанию толерантность, не являясь синонимом терпимости, становится целевым устремлением, направленным против любой ксенофобии и способствует предотвращению конфликтов в мире.

В своих проявлениях толерантность меняет формы в зависимости от культурного, территориального контекста. В обществе и государстве она может быть (по Л.Н. Коноваловой) политической, социальной, религиозной, этнической, экономической. Именно в преломлении к среде возникают ростки нетерпимости и насилия, особенно когда явно проявляется ущемление прав и свобод личности.

Может быть, именно по причине обострения этнических и религиозных конфликтов последнего времени, многие усилия и исследования направлены на решение «горячих» межнациональных проблем. Однако следует помнить, что природа социальных и экономических конфликтов не менее актуальна и носит, несомненно, взрывоопасный характер. Такое положение свойственно обществу крайнего расслоения, где есть очень богатые и очень много бедных, где также не созданы условия для возникновения среднего класса, стабилизирующего общественные явления. Именно по этой причине сегодня важно понять, что предстоит развивать одновременно все формы толерантности во всех слоях общества с тем, чтобы позже не сожалеть об упущенных возможностях согласия в период разгорающихся конфликтов.

Цель статьи - представить толерантность как проявление экономической свободы.

Методы исследования - системный анализ и синтез, сравнение, обобщение, статистический, логический.

Результатом исследования является доказательство того, что модель экономической теории толерантности основывается на социализации альтруистичными родителями, так как они играют ключевую роль в формировании ценностей человека.

Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области экономики, социологии, демографии, аспирантами и студентами, широким кругом читателей.

Ключевые слова: толерантность, экономическая свобода, экономика, ценности, социализация.

THE TOLERANCE AS A MANIFESTATION OF ECONOMIC FREEDOM

Kuzmina N.G., Kotelnikova O.V.

In human nature is put at a certain stage of a determine way to sum up and to plan on the future. The moment of an assessment of last tests and fulfillments assumes attempt to predict the future, to find points of support for positive stable development and to combine efforts of various problems much for overcoming.

The concept of tolerance put in «Declaration of principles of tolerance of UNESCO», proceeds, first of all, from social approach and the same time it lifts at its importance in the individual ethical plan.

From these positions «tolerance is respect, acceptance and a higher assessment of a rich variety of world cultures, forms a means and ways of human life... It not is only moral imperative, but also political and legal requirements». Thus, according to the contents tolerance, without being a synonym, becomes the target aspiration directed against any xenophobia and promotes conflict prevention in the world.

In the manifestations tolerance changes forms in an envious person most from a cultural, territorial context. In society and a government it can be (according to L.N.Konovalova) political, social, religious, ethnic, economic. There are intolerance and violence sprouts in the refraction by the environment, especially when the infringement of the rights and personal freedoms is obviously shown.

Perhaps, because of an aggravation of the ethnic and religion conflicts of the last time, many efforts and the research are directed on the solution of "hot" international problems. However it is necessary to remember that the nature of the social and economic conflicts isn't less actual and carries, undoubtedly character. Such situation is peculiar to society of extreme stratification where is very rich and a lot of poor where conditions for emergence of middle class, stable the public phenomena also aren't created. For this reason today it is important to understand that it is necessary to

develop at the same time all forms of tolerance in all sectors of society later not to regret for the missed possibilities of a consent in inflaming of the conflict.

Article purpose - to present tolerance as manifestation of the economic freedom.

Research methods - the system analysis and synthesis, comparison, generalization, statistical, logic.

Result of research is the proof of that the model of the economic theory of tolerance is based on socialization by altruistic parents as they play a key role in formation of values of the person.

Results of research can be used by experts in the field of economy, sociology, a demography, graduate students and students, a wide range of readers.

Keywords: tolerance, economic freedom, economy, values, socialization.

Современная действительность все чаще проявляется в распространении методологии неоклассической экономической теории на процессы и феномены, традиционно относимых к сфере ведения других социальных дисциплин - социологии, политологии, юриспруденции, психологии, демографии и др.

Так, например, рассматривая проблему толерантности (не относящуюся напрямую к экономической теории), необходимо затрагивать вопрос экономической свободы и экономической эффективности. По мнению Д. Корнео и О. Жане рыночное общество, признающее толерантные отношения, считается экономически более эффективным по сравнению с другими типами экономических систем.

Упомянутые выше авторы (Д. Корнео и О. Жане) являются разработчиками экономической теории толерантности. Ими предложена модель, в которой каждый человек наделен системой ценностей. Система ценностей позволяет определить, на сколько человек уважает себя и других. В свою очередь, чувство собственного достоинства и уважение, полученное от других, являются аргументами функции человека. Экономическую теорию толерантности можно

сравнить с ценовыми моделями. Что бы объяснить как формируется цена, экономисты развивали формальные модели, связанные с особой структурой рынка. Точно так же и формирование ценностей может быть объяснено в отношении различных структур социализации. В то время как рынок совершенной конкуренции является базовой для изучения механизма цен, совершенную социализацию родителей можно рассматривать как базу модели для исследования жизненных ценностей, которые имеют некое символическое значение для индивида. Именно через выбор системы ценностей родители способствуют максимизации ожидаемой полезности своих детей.

Родители фактически конкурируют с такими учреждениями, как: школа, церкви и коммерческая реклама, которые так же влияют на систему ценностей людей. Тем не менее, ключевая роль семьи отражается во многих исследованиях, и представляет более глубокое влияние на формирование толерантности.

Разработчики экономической теории толерантности, выделяя черты характера и стили поведения, наделяют их символической ценностью. Системы ценностей формируются в семье и передаются от родителей к детям. Непосредственное сочетание поведения и систем ценностей способствуют формированию уважения по отношению к индивиду.

Признаки, которые входят в систему ценностей толерантности, столь же разнообразны как этническая группа, пол, профессия и сексуальная ориентация. Исследование организованно по трем признакам: эндогенные признаки (например, профессия), внешние стохастические признаки (например, гомосексуализм) и внешние детерминированные признаки (например, раса).

Оказывается, что механизмы, которые могут привести к спонтанному появлению толерантности изменяться в зависимости от характера признака. Эндогенные признаки могут наиболее ярко проявляться в выборе профессии. Различные профессии были наделены определенными ценностями, которые с ходом времени изменились. Например, торговля в Древнем Риме менее ценилась,

чем в Венеции в Средневековье. Даже сегодня роль финансового инвестора воспринимается по-разному в различных обществах и странах.

В случае эндогенных признаков, систему ценностей можно рассматривать как механизм разработанный родителями. Если родители знают, в какой профессии дети реализовались бы лучше, чем они, то наклоняют систему ценностей своего ребенка в пользу этой профессии.

Механизм, при котором возникают толерантные ценности, очень отличается в случае детерминированных внешних черт, таких как пол и национальность. Для этого разрабатываются модели, в которых люди с разными чертами могут совместно взаимодействовать, например, через брак или международную торговлю.

Разработчики теории отождествляют толерантность с принадлежностью ценностных систем, поддерживаемых людьми. Отсюда следует, что толерантная личность - это личность, наделяющая символической значимостью не только собственные характеристики, но и характеристики не присущие ей. Личность, обладающая несбалансированной ценностной системой, самодовольным и неуважительным отношением к чертам и образу жизни других людей считается интолерантной. Теория толерантности направлена на выявление тех условий, при которых у родителей появляется стимул передавать детям толерантную систему ценностей.

Символическая ценность основана на четырех основных постулатах. Представим краткое описание постулатов в таблице 1.

Таблица 1

Постулаты символической ценности

п/п Наименование постулата Описание постулата

1 Оценочное отношение Индивиды выносят суждения, одобряя, восхищаясь и т.д. и, наоборот - по поводу определённых черт, поступков и их следствий. Каждый человек обладает ценностной системой, т.е. способом приписывать ценность той или иной характеристике. Формально ценностная система индивида - это функция, которая накладывает набор оценочных суждений на реальность. Набор оцениваемых характеристик задаётся изнутри личности

2 Одобрительность Каждый человек желает хорошей оценки себя со стороны других людей. Соответствующим социальным окружением для одобрительности могут быть семья, друзья, коллеги, соседи или общество в целом. При этом желаемая оценка может возрастать: презрение, безразличие, интерес, одобрение, похвала, восхищение.

3 Самоутверждение Каждый человек нуждается в самоуважении. Позитивное представление о себе предполагает самоосознание. Поскольку люди наделены ценностной системой, они способны судить себя.

4 Последовательность Стандарты одобрения или осуждения, которые индивид применяет к себе, он применяет и к другим людям. Хотя психологи выявили способы самообмана личности, в основном индивиды находятся под контролем логики последовательности. Трудно систематически одобрять в себе те черты, которые осуждаешь в других, и при таком поведении другие люди быстро указывают на непоследовательность.

Формирование символических ценностей может быть изучено в пределах множества моделей. Так, модель экономической теории толерантности основывается на социализации альтруистичными родителями. И хотя не только родители инвестируют в ценностные системы детей, но семья играет ключевую роль в формировании ценностей человека [3, с.3].

Толерантность поощряет способности, таланты, умения и др. в индивиде, обеспечивает защиту меньшинствам и, тем самым, позволяет индивидам в более полном объеме использовать рыночные возможности. Исходя из этого по-

литика, поощряющая толерантность рассматривается как экономически эффективная.

К основным принципам экономической теории толерантности можно отнести следующие:

- наделенность черт характера и стилей поведения людей символической ценностью;

- выбор родителями системы ценностей для своих детей связан с желанием максимизировать их (детей) будущее благосостояние;

- толерантные люди обладают диверсифицированными ценностями и предпочитают социальное разнообразие, интолерантные - не признают диверсификации ценностей, направляют всю символическую стоимость в один тип поведения

- толерантность усиливает использование рыночных возможностей индивидов

Профессия является центральной категорией для определения идентичности и природного объекта оценки. Для большинства людей работа является определяющим элементом самого себя, не просто потому, что большую часть своей жизни поглощает работа, но и потому, что это в основном за счет работы, которую человек сознательно формирует свое окружение, то есть выражает свою индивидуальность.

Начнем с детерминированной версии модели, где толерантность не возникает. Затем мы расширим модель включить неопределенность и определить обстоятельства, при которой возникает толерантность.

Представим экономику населения как iG[0,1] Люди потребляют одну однородную пользу, которая используется в качестве исчислителя. Они имеют общие предпочтения и специализируются в одном из двух видов деятельности или профессии, называют а и б. Доход, получаемый от деятельности xG[a,b] обозначим как у_х. Обозначим п число людей которые практикуют деятель-

ность а, доходы у_я (п) и у_Ь (п), соответственно уменьшается и увеличивается с п, и обе эти функции непрерывны.

Профессия наделена символической ценностью. Обозначим профессию как xG[a,b], человека i измеряется неотрицательным индексом V (хд). Систему ценностей человека i можно описать как {V (яд), V (Ьд)}. Нормализация будет, имеет вид:

V (гД) + V (ЪД) = 1 (1),

Значение активности по отношению к альтернативности будет лежать между +1 и -1.

Люди заботятся о потреблении и уважении, оба из которых зависят от выбора профессии. Рассмотрим отделимые предпочтения:

U(i)=S(c(i) )+рУ^еН^) )+yW(socv(i)) (2),

Функции S(),V(),W( ) строго увеличиваются и непрерывны. Первая функция полезность от потребления, которая дает доход человеку: Ис(^=уЗ _(хф),

где х(^[я,Ь] профессия индивида. Вторая функция - полезность от самооценки. Определим самооценку человека, как уважение к профессии:

selfv(i)=v(x(i),i) (3),

Третья функция полезности - уважение, полученное от других людей. В модели мы рассматриваются только достоинства, полученные от общества в целом, то есть человек с социальными достоинства. Это определяется, как среднее из уважения предоставляется занятий человека во всем обществе:

socv(i)= 1_0А1^(х(0,|)4| (4),

Параметры в и у положительны и показывают силу проблем ценности. Решение заключается в следующем. Во-первых, каждый человек выбирает систему ценностей {V (яд), V (Ьд)} при ограничении (1). На этом шаге модель можно интерпретировать как доброжелательный родитель выбирает ценности для своего ребенка. Во-вторых, люди выбирают свою деятельность х^) в зависимости от её ценности. Тогда дается возможность узнавать свои доходы и расходы [3, с.8].

Исходя из представленных данных, можно отметить, что поддержание и развитие толерантного отношения все чаще рассматривается как важный вклад формирование национальной безопасности.

Статья публикуется при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта № 14.В37.21.0509

Список литературы

1. Декларация принципов толерантности. URL:

http ://www.tolerance.ru/ declar.html

2. Технология формирования толерантности в молодежной среде. Курс лекций. МГГУ им. Шолохова. М. А. Москва, 2009.

3. Corneo, Giacomo & Jeanne, Olivier, 2009. "A theory of tolerance," Journal of Public Economics, Elsevier, vol. 93(5-6), June.

References

1. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti [Declaration of principles of tolerance] . http://www.tolerance.ru/declar.html

2. Tekhnologiya formirovaniya tolerantnosti v molodezhnoy srede [Technology of tolerance’s formation of in the youth environment]. MGGU of Sholokhov. M.A. Moscow, 2009.

3. Corneo, Giacomo & Jeanne, Olivier, 2009. "A theory of tolerance," Journal of Public Economics, Elsevier, vol. 93 (5-6), June.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Кузьмина Наталья Геннадьевна, доцент кафедры «экономики финансов», проректор по внеучебной работе ПГУ им.Шолом-Алейхема, кандидат экономических наук, доцент

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема ул. Широкая, 70а, г. Биробиджан, 679000, Россия

Artem 122003@mail. ru

Котельникова Олеся Владимировна, ассистент кафедры экономики финансов», проректор по внеучебной работе ПГУ им.Шолом-Алейхема

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема ул. Широкая, 70а , г. Биробиджан, 679000, Россия Artem 122003@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kuzmina Natalia Gennadyevna, associate professor of «economy of finance», vice rector on nonlearning work of PGU of Sholem Aleichem, Candidate of Economic Sciences, assistant professor

Priamursky state university of Sholem Aleichem 70а, Shirokaya St., Birobidzhan, 679000, Russia Artem 122003@mail. ru

Kotelnikova Olesya Vladimirovna, assistant to chair of economy of finance», vice rector on nonlearning work of PGU of Sholem- Aleichem

Priamursky state university of Sholem Aleichem 70а, Shirokaya St., Birobidzhan, 679000, Russia smileril@mail. ru

Рецензент:

Леонтьев Р.Г., доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» ДВГУПС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.