Научная статья на тему 'Толерантность как категория историко-педагогического исследования'

Толерантность как категория историко-педагогического исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
388
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / TOLERANCE / PEDAGOGY / HISTORY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лобанова Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается категория толерантности как педагогическая концепция и понятие, являющееся основой данной концепции; выделены философские, психологические, социально-политические, педагогические, лексико-семантические основы, раскрывающие суть историко-педагогической интерпретации толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE AS A CATEGORY OF HISTORICAL EDUCATIONAL RESEARCH

The paper considers the category of tolerance as a pedagogical concept and the concept, which is the basis of this concept, selected philosophical, psychological, social, political, educational, lexical and semantic framework, which reveal the essence of historical and educational interpretation of tolerance

Текст научной работы на тему «Толерантность как категория историко-педагогического исследования»

Современная наука № 4 (7) 2011

УДК 37.01 (37.013) А.С. Лобанова*

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматривается категория толерантности как педагогическая концепция и понятие, являющееся основой данной концепции; выделены философские, психологические, социальнополитические, педагогические, лексико-семантические основы, раскрывающие суть историкопедагогической интерпретации толерантности.

Ключевые слова: толерантность; педагогика; истории педагогики.

A.S. Lobanova

TOLERANCE AS A CATEGORY OF HISTORICAL EDUCATIONAL RESEARCH

The paper considers the category of tolerance as a pedagogical concept and the concept, which is the basis of this concept, selected philosophical, psychological, social, political, educational, lexical and semantic framework, which reveal the essence of historical and educational interpretation of tolerance.

Keywords: : tolerance; pedagogy; history of education.

Толерантность - это «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий; является признакам уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций» [14]. В большинстве педагогических словарей определения толерантности синонимичны: представлены через «терпимость» или «уважение, признание». Толерантность определяется через идеи признания и уважения «равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения и позиции» [4, с. 34]. Описательный характер определений объясняется природой многомерности толерантности, которая затрагивает почти все стороны жизни человека. Задача педагогики - научить жить в мире непохожих людей и идей.

Исследование явления толерантности не те-

ряет своей актуальности на современном этапе развития науки. Множество работ в данном направлении, создание международных документов (Декларации принципов толерантности) и общественных организаций (в 2008 году был создан Европейский совет по толерантности и примирению) свидетельствуют об интересе к проблеме толерантности в современном мире. Также стоит отметить, что в Российской Федерации этой проблемой занимаются и на государственном уровне

- создаются программы в данном направлении и различные общественные организации. Конституция РФ гарантирует равенство граждан независимо от конфессиональной, национальной, языковой или иной принадлежности и запрещает пропаганду национальной, религиозной, расовой и социальной вражды. Правительством РФ в 2001 году была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005)». Современное миро-

* Лобанова Анастасия Сергеевна, аспирант кафедры педагогики Института педагогики, психологии и социальной работы С(А) ФУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: anastasilobanova@yandex.ru © Лобанова А.С., 2011

вое сообщество в толерантности видит надежный путь преодоления вражды, конфликтов, войн, терроризма, которые могут привести к уничтожению жизни на планете Земля.

Современное развитие идей толерантности требует целостного рассмотрения ее в педагогике и истории педагогики. Здесь существует несколько трудностей.

Термин «толерантность» был введен в научный оборот в 80-е годы 20 века, к настоящему времени отсутствует традиция его изучения, т. е. знание о толерантности только начинает формироваться, в т. ч. и в педагогике. Соответственно, существует фрагментарность сопутствующих исследований, и отсутствуют целостные исследования историкопедагогической направленности. Сам термин «толерантность» не употреблялся, но обозначаемый им в наши дни педагогический феномен существовал и так или иначе проявлял себя в педагогической мысли и образовательной практике. Основные педагогические воззрения, идеи, принципы, в которых тем или иным образом проявлялась идея толерантности, были весьма многообразны.

Вторая трудность, с которой сталкивается исследователь проблем толерантности - отсутствие четкого определения категории «толерантность» в различных областях знаний. Это связано с тем, что природа исследуемого феномена так же многомерна, затрагивает многие стороны жизни человека и общества. Названные проблемы исследования толерантности затрудняют разработку ее историко-педагогического анализа.

Толерантность в соответствии с методологией историко-педагогического исследования может быть представлена как педагогическая концепция или теория, и как понятие.

Толерантность как педагогическая теория в современном состоянии развития находится на стадии становления. Это связано со сложной природой явления и отсутствием традиции его изучения в отечественной науке. В философии только начинают развиваться концептуальные основы толерантности как ценности, что служит ее методологическим основанием для изучения в педагогике и истории педагогики. Так как «педагогическая концепция представляет собой теоретико-методологическую и эмпирическую систему взглядов, суждений и идей, которая обусловливает целостное понимание и интерпретацию педагогических явлений и процессов; раскрывает их сущность, структурно-содержательные особенности, меха-

низмы и общие правила их целенаправленного осуществления, организации и преобразования», то современное состояние исследований в данной области не позволяет создать общепризнанной разработанной концепции [2, с. 56].

Заметный вклад в данном направлении внесли такие ученые, как А.В. Перцев, М.Б. Хомяков,

А.В. Логинов и др., обосновав философскую концепцию толерантности как универсальной ценности. Их научные исследования содержат доказательства того, что толерантность как ценность присуща всем культурам на определенной стадии развития социума, соответственно, ее можно исследовать в историко-культурном плане. Данная концепция может служить основой для построения педагогической концепции, но при этом не снимает дискуссионность проблемы сущности исследуемого феномена. Существует теория диалога культур М. Бахтина, созвучная идеям толерантности, на основе которой возможно создать педагогическую концепцию толерантности. Толерантность также выступает как система норм и правил поведения и уже предполагает социальнополитический аспект ее рассмотрения, имеющий свои особенности и могущий выступать в качестве составляющей гражданского воспитания. В данном вопросе, скорее всего, предстоит трудоемкая работа по созданию такой концепции, основанной на множестве философских, психологических теорий, которые должны взаимодополнять и обогащать друг друга.

В основе педагогической концепции лежит само понятие толерантности. В соответствии с методологией историко-педагогического исследования инструментом анализа является понятие, которое во многом составляет ядро или центр концепции [2, с. 36]. Задача истории педагогики

- выстроить целостную историко-педагогическую перспективу развития понятия толерантности, обратившись к становлению и эволюции педагогических учений и практик.

В методологии историко-педагогического исследования, как указывает С.В. Бобрышов, «понятия любого историко-педагогического исследования представлены несколькими рядами: а) фундаментальные общенаучные понятия, предопределяющие научный статус и научную состоятельность исследования; б) понятия науки педагогики, при помощи которых выражаются открываемые ею законы и закономерности, формулируются исходные и выводные идеи и принципы,

Современная наука № 4 (7) 2011

Современная наука № 4 (7) 2011

описываются образовательная и воспитательная практика и т.д.; в) понятия, отражающие лексико-семантическую специфику исследуемого времени, позволяющие точно воспроизводить язык ученых и практиков соответствующего исторического периода; г) инструментальные понятия» [2, с. 17]. Следуя представленной структуре, понятие толерантности необходимо рассматривать на нескольких уровнях, с позиций философского, социально-политического и психологического осмысления теоретических и методологических основ толерантности.

Философские основания понятия толерантности рассмотрены в ряде работ В.А. Лекторского, А.М. Кузнец, М.Б. Хомякова, В.В. Форсовой,

В.И. Гараджа, И.Б. Гасанова, В.М. Золотухина, А.И. Ильина и др. Исследователи проблем толерантности выдвигают различные точки зрения: одни, рассматривая парадоксальность явления толерантности, указывают на ее утопичность и невозможность данного явления вообще; другие считают толерантность сложным многоуровневым феноменом, который в современности сложно изучить целиком, т. к. он затрагивает многие вопросы существования человека.

Один из ведущих исследователей проблем толерантности М.Б. Хомяков утверждает, что не существует общего согласия ученых и политических деятелей ни в отношении того, что вообще представляет собою толерантность, ни относительно ее роли в развитии современной культуры и общества. Можно даже говорить вообще об отсутствии современной философской теории толерантности. Следует также отметить, что само понятие «толерантность» в процессе историко-культурного развития и становления философской мысли меняло свое содержание. Несмотря на такую оценку состояния развития современных исследований, уже выработаны общепризнанные положения, которые могут служить методологической базой исследования проблем толерантности.

Мы укажем те методологические основы, которые, на наш взгляд, являются главными для осмысления толерантности в педагогике и истории педагогики. Это прежде всего концепция толерантности как универсальной (всеобщей) ценности, разработанная Л.М. Дробижевой, М.Б. Хомяковым. Подобная концепция в современной философии разработана впервые (имеются в виду все современные теории - как российские, так и западные) [6].

Тезисно концепцию толерантности можно представить через выделение основных взаимосвязанных характеристик толерантности.

1. Толерантность - это ценность. Одним из самых значительных направлений в современной теории толерантности является попытка отследить ее становление и развитие как ценности, признанной в Западной Европе [10, с. 78]. Многие исследователи указывают на невозможность ее достижения или утопичность идей толерантности, поскольку, являясь ценностью самой по себе, она не гарантирует мирного сосуществования и взаимопонимания. Также стоит указать, что толерантность - это искусственно созданная ценность, возникающая в определенный период развития общества, целью признания которой является создание гражданского общества. «Толерантность - одна из самых противоречивых ценностей современного общества... отражает крайнюю сложность того мира, в котором обречен жить современный человек» [15, с. 28]. А.В. Перцев указывает на то, что толерантность - это ценность, прежде всего, западной культуры. Эти ценности принято называть общечеловеческими и построены они почти все на рациональной основе.

Н. Касьянова указывает на «положение о том, что ядро нравственного механизма детерминации толерантности составляют ценности. Ценность, ценностные ориентации представляют собой сложный феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, и являются составной частью системы отношений личности, определяя общий подход человека к миру, к себе и придавая смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам» [8, с. 34].

2. Внутренняя парадоксальность толерантности и дискуссионный характер ее определения. Толерантность может существовать или проявляться только во взаимодействии с другим или другими: при этом нужно учитывать, что это взаимодействие протекает на фоне неприятия другого или других. А.В. Логинов указывает, что «толерантность не может быть добродетелью, которой кто-то сам “обладает”, ее можно только “узнать в других”» [10]. Здесь возникает проблема восприятия другого. И данная проблема может быть отчасти решена в рамках теории диалога культур М. Бахтина.

3. Толерантность имеет утилитарный или прагматический характер. Противоречивость характера такого явления, как толерантность, за-

ключается в том, что существуют лишь практики толерантности, а не идеальное его состояние. В основе таких практик лежит прагматизм: должно быть выгодно быть толерантным или, наоборот, интолерантность не принесет никакой пользы. «Без выработки взаимной терпимости сталкивающиеся цивилизации, культуры, нации, социальные группы, отдельные люди могут просто истребить друг друга. Терпимость ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории - не просто отвлеченный философский идеал, а совершенно практическое условие выживания» [9, с. 47]. А.В. Перцев также указывает, что толерантность - это переходное состояние от конфликта, который может вылиться в насилие, к взаимопониманию и сотрудничеству. «Жизненная стратегия толерантности, нацеленной не на победу над противником, а на конструктивное сотрудничество с ним, требует глубокого изменения сознания общества и индивида» [12, с. 41].

4. В понятии «толерантность» ключевым является феномен права, т. е. толерантность предполагает признание права за другим человеком быть другим. «В этом отношении понятие права как признание за другим человеком права “быть другим” - это самое главное в гармонизации человеческих взаимоотношений в условиях общества различий» [3, с. 193]. «Толерантность состоит в признании права другого на инакомыслие только и единственно по той причине, что другой настолько же достоин уважения как личность, насколько этого уважения заслуживаешь ты, проявляющий толерантность», [12, с. 45].

5. Ментальный характер толерантности. Проявление толерантности/интолерантности зависит от типа культуры и способов разрешения конфликтных ситуаций, разного образа жизни людей, традиций, обычаев. А.В. Логинов, как и другие исследователи, указывает что «каждая культура содержит внутри себя определенные основания, “архитипы” мироотношений, на выходе дающие ту или иную модель толерантности» [10, с. 78] В.М. Золотухин дополняет: выделение агрессивного и толерантного типа культур дает представление о способах взаимодействия его носителей [7].

6. Иррациональный характер толерантности. При формировании толерантности стоит учитывать важность не разума, а психологических факторов ее формирования, толерантность должна стать привычкой. Она должна быть усилием духа и души, войти в структуру личности как качество или свойство.

7. Неустойчивость толерантности. Всегда

следует помнить, что толерантность - это феномен, в котором тесно переплетены многие стороны человеческой природы, которые определяют психологию поведение человека: не-

возможно быть всегда толерантным, особенно, в ситуациях противоречия или даже конфликта (при условии, что в психологии доказана самосохраняющая роль агрессии).

8. Активность позиции проявления толерантности - коммуникативная сторона этого явления. В Новой философской энциклопедии толерантность определяется как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие» [11, с. 75-76]. А.Ю. Шадже указывает на то, что такое понимание толерантности допускает восприятие другого, не оказывающего никакого взаимодействия. Поэтому необходима активность обоих субъектов [16].

В изучении феномена толерантности также может быть применен деятельностный подход, который предполагает исследование толерантного поведения, его компонентов (когнитивный, эмоционально-оценочный, аксиологический, деятельностный) [5]. При оценке уровня толерантности личности наиболее важным показателем является толерантное поведение, деятельность, которая характеризуется активным отношением к другому.

Таким образом, выделение основных положений понятия толерантности в философской, психологической и социологической науках позволяет найти те составляющие понятия, которые могут быть исследованы в истории педагогики.

Педагогический уровень: определение основных категорий толерантности и области их применения, роли образования.

Две категории толерантности - как ценности и как коммуникативной категории - важны для педагогического осмысления проблем воспитания толерантности как качества личности. Выступая транслятором ценностей, педагогика разрабатывает условия воспитания и формирует нормы культуры поведения. Толерантность как категория коммуникации больше рассматривается психоло-

Современная наука № 4 (7) 2011

Современная наука № 4 (7) 2011

гией, которая, в свою очередь, помогает педагогике организовать это взаимодействие.

Исследования в разных областях знаний, в т.

ч. и в философии, определяют главное место педагогике и системе образования в формировании типа мышления, основанного на принципах толерантности: «воспитание терпимости (толерантности) и согласия должно стать одной из ведущих образовательных задач наступившего века» [1]. Не вызывает сомнений, что система образования обладает весьма значительными возможностями влиять на развитие названных качеств и способностей.

Педагогике приходиться решать задачи, стоящие перед системой образования, и, как никакой другой науке, обобщать опыт других наук, дабы найти выход из сложившейся ситуации, определить содержание, методы и формы работы: «Многозначность понятия “толерантность” делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания» [13, с. 24]. И именно философское понимание толерантности важно для педагогики.

Анализируя определения, можно все значения в том или ином виде соотнести с такими категориями толерантности, как:

- нравственный идеал-ценность, которое понимается как отношение к человеку как самостоятельной ценности (как и любой идеал - трудно достижим, действует психологический феномен отграничения «своих» и «других»);

- нравственный идеал-качество личности, понимаемое как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; умение ценить другую культуру;

- социальное право каждого человека, понимаемое как поведенческая норма через осознание права каждого на индивидуальность, на самовыражение; необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий, мировоззрений и т.п. для мирного сосуществования общества.

Эти три категории можно соотнести со структурой содержания любого воспитания, где выделяются три компонента: информационный,

практический и аксиологический. Это позволяет говорить, с одной стороны, о самостоятельности воспитания толерантности, а с другой - соотнести с содержанием различных видов гуманистическо-

го воспитания: естественно, что толерантность как нравственный идеал-ценность будет соотноситься с одной из задач нравственного воспитания; толерантность как нравственный идеал-качество личности соотноситься с задачами нравственного и этического воспитания; толерантность как социальное право каждого человека является одной из задач гражданского воспитания.

Таким образом, выделение составляющих понятия толерантности в педагогике, учет ее особенностей, представленных в философии, психологии, социологии и политологии, позволяет исследовать этот феномен в историко-педагогическом ракурсе.

Лексическо-семантический уровень рассмотрения понятия толерантности достаточно полно представлен во многих работах. Отметим лишь, что оно претерпевало изменения в процессе своего становления, и обращение к различным историческим эпохам позволяет выявить дополнительные его смыслы. При условии отсутствия термина в отечественной науке можно проследить зарубежный опыт интерпретации понятия, а также отметить, что само слово «толерантность» наличествует почти во всех языках мира и содержит в себе общее начало, но при этом присутствуют национально-ментальные оттенки значений.

При историко-педагогическом анализе необходимо учитывать не только особенности самого понятия «толерантность», но и культурно-исторические условия его применения. Так, например, в отечественной педагогике советского периода можно выделить такие особенности, как отсутствие самого понятия «толерантность», деклари-рованность норм толерантного поведения, классовая направленность, расхождение официальных требований и практики образования, выделение интернационального воспитания как отдельного направления, и др. Необходимо учитывать социокультурное измерение изучаемого периода времени.

Инструментальные понятия представляют четвертый уровень рассмотрения толерантности: это те категории, через которые данное понятие определяется как ценность, средство, условие, категория коммуникации, качество личности и др.

Представленный анализ значений понятия толерантности позволяет рассматривать историческую эволюцию идей данного феномена и становления понятия в отечественной педагогике. В исторические периоды развития школы и педагогической

мысли, обусловленные культурными и социальными условиями, акцентировались тот или иной аспект толерантности. Ее идеи могли выражаться через требования гуманного отношения педагога к детям, учет индивидуальных особенностей ребенка, бессословность школьного образования, идею всеобщего образования, принцип обучения

Литература

на родном языке, принцип поликультурности в образовании и др. Но в основу этих требований или идей было положено признание и уважение равенства людей, права каждого человека быть иным, непохожим на других, уважение его достоинства.

1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // URL: www. tolerance.ru (дата обращ. 05.02.2008)

2. Бобрышов С.В. Методология историко-педагогического исследования развития педагогического знания: автореф. дис... д-ра пед. наук. - СПб., 2007. - 71 с.

3. Видт И.Е. Образование - механизм формирования межкультурной толерантности // Толерантность в обществе различий: кол. моногр. / под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, А.Ю. Зенковой. - Вып. 15. - Екатеринбург: Полиграфист, 2005. - С. 182-196.

4. Головатая Л.Г. Толерантность как проблема философии образования: дис. канд. филос. наук. -Ставрополь, 2006. - 179 с.

5. Гриншпут И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. С.К. Бондарева. - М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2002. - С. 31-40

6. Дробижева Л., Хомяков М. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности как результат реализации программы Уральского МИОН. URL: http://www.tolerance.ru/biblio/statii/ drobigeva_khomjakov.html (дата обращ. 12.12.2007).

7. Золотухин В.М. Толерантность как проблема философской антропологии: автореф. дис. д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 2006. - 44 с.

8. Касьянова Е.И. Социально-философские основания толерантности: автореф. дис. д-ра филос. наук. - Улан-Удэ, 2009 - 45 с.

9. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997.

- № 11. - С. 46-54.

10. Логинов А.В. Толерантность: некоторые теоретические проблемы философии и педагогики // Толерантность как практическая философия педагогики: кол. моногр. / отв. ред. А.В. Перцев. - Вып. 14. - Екатеринбург: Полиграфист, 2005. - С. 74-100.

11. Новая философская энциклопедия : в 4 т. Т.4 / рук. проекта B.C. Степин. - М., 2001. - 608 с.

12. Перцев А. В. Современный миропорядок и философия толерантности // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: кол. моногр. / отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков. - М., 2005. - 542 с.

13. Садохин А.П. Толерантное сознание: сущность и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-мет. ст. / отв. ред. С.К. Бондарева. - М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2002. - С. 20-31.

14. Словарь-справочник по педагогике / под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Сфера, 2004. - 448 с.

15. Хомяков М. Б. Толерантность и ее границы: размышления по поводу современной англо-американской теории // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: кол. моногр. / отв. ред. Н А. Купина и М.Б. Хомяков. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - С. 15-29.

16. Шадже А.Ю. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России // Социальногуманитарные знания. - № 5. - 2002. - С. 26-35.

Современная наука № 4 (7) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.