Научная статья на тему 'Толерантность как фундамент региональной культуры (на примере Астраханского края)'

Толерантность как фундамент региональной культуры (на примере Астраханского края) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АСТРАХАНЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хлыщева Елена Владиславовна

В статье рассматривается процесс формирования региональной культуры в Астраханском крае, выявляются ее существенные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность как фундамент региональной культуры (на примере Астраханского края)»

"Культурная жизнь Юга России"

38 ^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 4 (33), 2009

35. Там же.

36. ГАРО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 2486. Л. 14-15.

37. Лиценбергер О. А. Римско-католическая церковь в России. История и правовое положение. Саратов, 2001. С. 133.

38. РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Д. 2484. Л. 125.

39. Там же. Л. 59 об. Однако Р. Нахтигаль в своей работе ссылается на план города Ростова-на-Дону,

выполненный Клистуновым в 1884 году, на котором католическая церковь уже расположена на Сенной улице, позади православной церкви. С. 104.

40. NachtigalR. Die Dondeutschen ... S. 104.

41. РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Д. 2484. Л. 85.

42. NachtigalR. Die Dondeutschen ... S. 107.

43. См.: Лиценбергер О. А. Римско-католическая церковь ... С. 142.

0. V. EROKHINA. RELIGIOUS LIFE OF DON REGION GERMANS IN THE SECOND PART OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY

The article deals with the religious life of German colonists of Don Troops Area belonging to different confessional groups in the second part of the XIX - beginning of the XX century. The author attempts to determine their relationships with the local authorities.

Key words: confessional groups, Lutherans, Catholics, separatists.

E. В. ХЛЫЩЕВА

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФУНДАМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

(на примере Астраханского края)

В статье рассматривается процесс формирования региональной культуры в Астраханском крае, выявляются ее существенные особенности.

Ключевые слова: Астрахань, региональная культура, толерантность, поликультурность, полиэтнич-ность, миграция, мультикультурализм.

Современные культурные процессы в различных странах претерпевают сложнейшие изменения, характеризуемые разными условиями и моделями, часто взаимоисключающими друг друга. С одной стороны, некоторые из них можно было бы определить как монолинейные, выражающиеся в процессах глобализации. С другой - в ряде стран они приобретают форму полилинейности, известной больше как концепция мультикульту-рализма. Соответственно, и в научной литературе можно выделить два подхода к прогностике и типологии этих процессов: один основан на концепции монолинейного прогрессивного пути, другой - на полилинейном развитии локальных культур.

Теоретически каждая модель представляет собой определенный путь развития, который должен вывести общество к новому качественному изменению. Но теория не всегда реализуется на практике.

Анализ региональной культуры показывает, что на протяжении веков в Астрахани складывалась поликультурная региональная модель, основанная как на полиэтничности, так и на некой гомогенной культурной системе. Это сочетание культурной гомогенности и гетерогенности обусловлено не культурной политикой, а особым геополитическим положением края, находящегося на пересечении как культурных моделей Востока и Запада, христианства, ислама и буддизма, так и активных миграционных потоков, располагающихся по оси Восток - Запад, Север - Юг. Эти процессы находятся в динамике, и вряд ли сегод-

ня можно говорить о завершенности вышеобозна-ченных моделей (глобализм, мультикультурализм и поликультурность).

Вообще, имеет смысл разделить понятия «мультикультурализм» и «поликультурность». Эти термины, столь похожие на первый взгляд, в реальности не представляются тождественными. В первом случае имеется в виду теоретический конструкт, идеология, привнесенная сверху. Здесь содержится указание на то, что национальное общество, прежде относительно гомогенное, претерпело качественные изменения, в результате иммиграции в его структуре возникли новые этнические меньшинства. Во втором случае подразумевается исторический процесс складывания единых общностей, проживающих на одной территории и занимающихся сходной хозяйственной деятельностью. Это своеобразный маркер этнической мозаичности социальной среды или общества.

Региональная культура является результатом исторического развития. Ее нельзя сконструировать и навязать региону. Она складывается постепенно, опираясь на экономическую и социальную стороны жизни и выплавляя из этого единства особую культуру, признаваемую всеми, кто населяет данный край. При своем единстве региональная культура сохраняет множественность этнокультурных проявлений. Она тесно связана с этнонациональными культурами и шире - с культурой всей страны. Поэтому региональная культура представляет собой специфический синтез элементов этнических культур, которые осваива-

№ 4 (33), 2009

"Культурная жизнь Юга России" ^

ются в ходе межэтнической коммуникации и выступают как равнозначные и равноценные.

Региональная культура складывается в процессе тесного и постоянного взаимодействия культур различных социальных и этнических общностей, проживающих в пределах одной территории, и потому является надэтнической и надконфесси-ональной. Будучи одним из инвариантов общенациональной культуры, региональная культура принимает за основу базовые ценности, но продуцирует «особый, свойственный лишь ей, тип личности и формирует свою систему ценностей» [1]. Иными словами, региональная культура является вариантом общенациональной. В то же время она представляет собой вполне самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями развития и логикой исторического существования, что и обусловливает сложность анализа данного феномена.

Региональное сообщество по преимуществу полиэтнично, а потому создает свои формы единства в многообразии. Особую роль в формировании региональной культуры Астраханского края сыграл Великий Волжский путь, связавший в 1Х-Х веках Северную и Восточную Европу с миром мусульманского Востока. В низовьях Волги схлестывались волны различных цивилизаций - гунны и сарматы, хазары и печенеги, половцы и татаро-монголы. Длинный волжский путь свел хазарских, славянских, булгарских, еврейских и даже скандинавских купцов. Под влиянием мусульманской религии города Орды принимали восточный облик - с караван-сараями, мечетями, банями, рядом с которыми ютилось множество обыкновенных юрт. В районе, где находится Астрахань, издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. Процесс смешения кочевников Нижнего Поволжья, начавшийся в XIII веке, с тех пор не останавливался.

В 1556 году Россия положила конец трехвековому господству татар в Поволжье и открыла для себя дорогу к богатым восточным рынкам по Хволынскому (Каспийскому) морю и караванным путям. Русский царь знал и хорошо понимал все возникшие в покоренном крае затруднения и невозможность защиты его наличными силами. Поэтому он предоставил местному населению ряд льгот, чтобы жители не чувствовали существенной перемены в их новом положении. В частности, он освободил их от дани на три года и даровал полную свободу общественной и религиозной жизни, чтобы хоть на время обезопасить русских подданных, посланных на освоение нового края. Наказ из Москвы подчеркивал главное: «чтобы жили есте бережно» [2].

Заселение Астрахани шло быстро: русских переселенцев привлекала отдаленность края, а также потребность в рабочей силе. Земля Астраханская, поначалу чуждая русскому сердцу, постепенно становилась родной. Лучшие качества русской души: уживчивость, терпение, доброта, умение ставить общественные интересы выше личных - выступали надежным зало-

гом закрепления русских в отдаленном от центра регионе. И в конечном итоге в Астрахани сложилась традиция доброго соседства между народами, оживились земледелие, речной промысел и торговля, начали складываться местная духовная культура и просвещение. Русская жизнь приобрела здесь свои специфические черты, во многом обусловленные поликультурным составом региона. Формировались своеобразный быт, межнациональные связи, самобытная культура.

Поселившиеся вокруг города татары образовали татарскую, а армяне - армянскую слободы. В первые же десятилетия существования Астрахани на новом месте сюда через Каспий потянулись персидские, бухарские, индийские и другие купцы. Указом 1681 года было разрешено армянам, индийцам и грузинам «жить в Астрахани и дворы строить» [3]. Не прошло и полсотни лет, как эти иноземные торговые люди, пользуясь гостеприимством местных народов, удобством торговли, стали оседать в регионе. Многоликая Астрахань являла собой разнообразие одежд и языков, разных культур и их мирное сосуществование, что придавало особый, неповторимый колорит крупному российскому городу. Именно здесь выполнялась миссия исторического масштаба и значения: Астрахань играла роль объединительного звена между цивилизациями Запада и Востока.

Приезжих из Москвы, Санкт-Петербурга или Европы поражали экзотическая архитектура города, разнообразие типов, костюмов, наречий. На небольшом пространстве можно было встретить православные храмы и монастыри, армяно-григорианские церкви, синагоги, католический собор с двумя башнями-звонницами, лютеранскую кирху, персидский караван-сарай и купольную мечеть, многочисленные татарские мечети с минаретами. Эти здания соседствовали с публичными и казенными каменными постройками в стиле русского провинциального классицизма и тысячами деревянных обывательских домов.

На сегодняшний день в области проживают представители 176 национальностей, из которых наиболее многочисленными являются русские, казахи и татары. Дольше всего из этих национальностей на территории края проживают татары. В XIII веке был завоеван Дешт-и-Кипчак (русские называли эту территорию Степью половецкой). Астраханский край стал центром огромного государства под названием Золотая Орда. И снова здесь, как в плавильном тигле, стала выплавляться новая народность. Завоеватели-монголы постепенно растворялись в покоренном ими народе, заимствуя его культуру и отчасти язык. Земля одержала верх над природными и расовыми качествами. Со всех концов в столицу Золотой Орды свозили пленных мастеров покоренных народов: русских, персов, азербайджанцев, армян, грузин, жителей Крыма. Все они вносили свой вклад в формирование нового этноса, его культуры, языка, внешнего вида его представителей.

В начале XVII века у восточных границ нашего края появляются калмыки, которые вновь нарушают уже сложившееся этническое равнове-

"Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (33), 2009

сие. Процесс смешения народов не всегда проходил гладко. Часто земли, на которые претендовали вновь прибывшие, оказывались уже занятыми, и тогда не обходилось без военного столкновения. С постепенным продвижением калмыков на запад к восточным рубежам Астраханского края переселяются киргиз-кайсаки - так в XIX веке русские называли казахов. (В ХУШ-Х1Х веках они называли киргизами самые разные тюркские народы: и собственно киргизов, и киргизов енисейских (ха-касмов, телеутов, щорцев), и казахов.) По имени хана Букея Орда получила название Букеевской, а по своему территориальному, географическому положению - Внутренней.

Астраханская губерния была пространственно обширной: с середины XIX века ее площадь составляла около 230 тыс. кв. км. Треть этой территории занимала нынешняя Астраханская область, по трети приходилось на Калмыцкую степь и Букеевскую Орду. Управляла регионом администрация, находившаяся в Астрахани. Не случайно так много общего было и остается в судьбах жителей этих земель. С переходом от полукочевого и кочевого скотоводства к оседлому земледелию видоизменялись, подчиняясь общим закономерностям, быт и традиции, социальная структура населения Астраханского края. При этом возникали новые социокультурные и этнокультурные варианты и явления. В Нижнем Поволжье повсеместно прослеживается влияние языков и культур соседних народов, а также заимствования из их речи в терминологии жилища, одежды, продуктов питания и блюд, времени года и т. п.

В результате длительного межэтнического контакта в Нижнем Поволжье сложился своеобразный культурный тип, отличающийся большой толерантностью к иноэтническим компонентам. Эта ситуация «этнокотла» была предопределена еще особенностями заселения края, где не существовало аборигенного населения, а субэтнические группы разных народов осваивали, как правило, свою собственную экологическую нишу. Таким образом, хозяйственно-культурные типы этих этнических групп дополняли друг друга, а не вступали в противоречие.

Однако «этнокотел» продуктивно действовал лишь до 90-х годов XX века. В настоящее время под влиянием миграции этническая структура заметно меняется. На состоянии межнациональных отношений негативно сказалось новое геополитическое положение Астраханской области как пограничного региона в сочетании с неконтролируемым миграционным потоком из Закавказья. «Старые» этнические группы миграционных районов, хотя и различаются по своему языку,

культуре, «стажу» проживания в крае, живут бок о бок на протяжении столетий. За это время между ними установилось динамическое равновесие. По причине проживания в регионе большого количества разных народностей здесь сложилась открытая, незамкнутая система. Новые элементы (в основном переселенцы с Кавказа) не вписались в нее да и не хотели этого делать. Более того, их напористость и мобильность в социальном плане привели к быстрому вытеснению местного населения из исконных хозяйственных сфер. Обособленность и конфликтность кавказских общин придают им полумаргинальный статус, что в условиях недостаточной социально-правовой от-регулированности отношений является фактором, усиливающим социальную напряженность.

Несмотря на предпринимаемые астраханской администрацией меры по сохранению и развитию региональной культуры, властные структуры не до конца осознают всю сложность и многообразие процессов полиэтничности и поликультурности, что приводит к ряду негативных последствий в культурной картине края. Часто проблема заключается в отсутствии четкого понимания значимости региональных культурных ценностей и их соотношения с национальными и мировыми культурными ценностями. Поэтому для дальнейшего развития необходимо создание единой (целостной) концепции развития региональной культуры, которая учитывала бы как инновационные процессы, так и традиции местных народов. На сегодняшний день такой концепции нет.

Этнокультуры не существуют изолированно, для их развития необходим диалог, который возможен там, где взаимопроникновение происходит в одном временном пространстве, опираясь на прошлый опыт как основу для будущего. При разногласиях нельзя замыкаться в кругу собственных представлений и ограничиваться исключительно собственным видением дела. Прежде всего, следует постараться понять точку зрения другого. И если стороны ищут решение проблемы, способное удовлетворить всех, то оно всегда найдется у людей действительно доброй воли.

Литература

1. Мурзина И. Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры // Проблемы образования, науки и культуры: сб. науч. тр. Вып. 15. Екатеринбург, 2004. С. 6.

2. Государственный архив Астраханской области. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1356. Л. 43.

3. Наказ Астраханским воеводам (1677). Астрахань, 1947. С. 11.

YE. V. KHLYSCHEVA. TOLERANCE AS THE BASIS OF REGION CULTURE (Astrakhan region as example)

The article is dedicated to the process of formation of region culture in Astrakhan region and its peculiarities. Key words: Astrakhan, regional culture, tolerance, polyculture, polyethnic, migration, multiculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.