УДК 159.9
DOI 10.38163/978-5-6045317-3-0_2021_107
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Белявцева Олеся Сергеевна.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», аспирант кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии, [email protected].
Аннотация. В данной статье изображен обзор научно-методической литературы понятия толерантности и интолерантности к неопределенности в зарубежной и отечественной психологии. Выделены основные способы измерения толерантности к неопределенности. Произведен анализ взаимоотношения толерантности и интолерантности к неопределенности с другими психологическими характеристиками, выявленные в ходе различных зарубежных и отечественных исследований. Обоснованы дальнейшие перспективы исследования проблемы толерантности и интолерантности к неопределенности.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, неопределенность личность.
TOLERANCE AND INTOLERANCE TO UNCERTAINTY IN MODERN DOMESTIC AND FOREIGN PSYCHOLOGY
Belyavtseva Olesya Sergeevna.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Postgraduate Student of the General Psychology and History of Psychology Department, Faculty of Psychology, [email protected].
Abstract: This article provides an overview of the scientific methodological literature on the concept of tolerance and intolerance to uncertainty in foreign and domestic psychology. The main methods of measuring the tolerance to uncertainty are highlighted. The analysis of the tolerance and intolerance relationship to uncertainty with other psychological characteristics identified in the course of various foreign and domestic studies. Further the study perspectives of the tolerance and intolerance problem to uncertainty are substantiated.
Key words: tolerance, intolerance, personality uncertainty.
На сегодняшний день наша жизнь представляет собой постоянную череду принятия решений в условии непостижимой неопределенности. Для некоторых это шанс проявить свои творческие способности и открыть в себе ранее не изведанные перспективы, для других еще одно испытание, которое усугубляет непосредственно процесс принятия решений [7, с. 242-248]. Данная статья посвящена основным теоретическим аспектам толерантности и интолерантности к неопределенности в современной отечественной и зарубежной психологии.
Впервые понятия толерантности и интолерантности ввела Э. Френкель-Брунсвик (1948-1949). Термин с англоязычным названием «tolerance for ambiguity» включает в себя вероятностную, динамически меняющуюся и противоречивую стимуляцию. В то время как интолерантность автор определяет, как стремление принимать решения по принципу «черно-белое» и не учитывать многообразные явления, а также отчуждать готовность к ясной необходимости потребности других людей [9].
Современные авторы Т.В. Корнилова и М.А. Чумакова предполагают, что интолерантность к неопределенности имеет связь с умственными способностями и характеристиками вербального и флюидного интеллекта, в то время как толерантность к неопределенности связанна с эмоциональным отражением интеллектуальных особенностей [3, с. 46-54].
В 2010 году Т.В. Корниловой был разработан «Новый опросник толерантности к неопределенности», который с успехом прошел апробацию. В данном исследовании отражена связь толерантности к неопределенности с умственными и творческими способностями [2, с. 74-86].
По мнению Т.В. Корниловой толерантность к неопределенности проявляется в склонности осознавать неопределенные ситуации как желательные и воспринимать обстоятельства как оригинальный и новый подход [2]. Интолерантность способствует стремлению игнорировать неопределенные ситуации и имеет предрасположенность воспринимать их как стрессогенные.
Некоторые источники научной литературы трактуют понятие толерантность как на личностном, так и на социальном уровнях жизни [8]. Для того чтобы каждый индивид считался социально разумным и способным к нормальной социальной жизни, необходимо, чтобы он обладал рядом характеристик, а также верил и уважал ряд базовых человеческих ценностей, таких как: мир, счастье, свобода, уважение друг к другу, сотрудничество, любовь, ответственность, единство и, конечно же, терпимость. Термин толерантность, по мнению автора, это объективное, открытое, свободное и честное отношение к разным культурам, людям и к тем, чьи мнения или поведение отличаются от ваших. Это компромисс с тем, с кем не согласны, своего рода метод, при котором мы остаемся социумом. Безусловно, это предположение не подразумевает, что мы согласны со всеми расхождениями. Принимая индивидуальность и различия, раскрывая маски и напряжение, вызванные невежеством, страхом и отсутствием общения, появляется
возможность устранить стереотипы и предрассудки о различиях между людьми только потому, что они принадлежат к другой национальности, религии или политической, или эстетической вере. Толерантность (как и диалог) - это признание и мужественная конфронтация с прошлым, которая в большинстве случаев состоит из различий. Даже самым терпимым людям иногда бывает трудно удержаться от осуждения и нападок на человека. Даже самые непредубежденные из них проводят черту своей толерантности, когда речь заходит о проблемах цыганского населения, беженцев или людей с нетрадиционной ориентацией.
Характеризуя нетерпимость, определенным образом, мы часто слышим, что люди по природе своей злы и что нетерпимость заложена в наших генах. Определенно причиной проявления нетерпимости является страх и отсутствие общения, которое мы принимаем во время нашей социализации. В традиционных обществах, таких как наше, нетерпимость воспитывается в семье. Безусловно, нетерпимость возрастет за счет влияния большого количества окружающих тебя людей, так как массовая психология не позволяет другим голосам быть услышанными.
Толерантность как принцип должна соблюдаться в правовой системе, международных обязательствах и соглашениях, помимо того терпимость должна служить основой, на которой строится общество. Вся проблема заключается в том, что существует одно или несколько противоречивых мнений по одному вопросу. Разносторонность мнений наводит нас на вопрос о принципах неопределенности, с которым сталкивается социум.
В современном обществе значение человеческих способностей справляться с неоднозначностью увеличивается, это связано в первую очередь с условиями растущего технологического и культурного прогресса, так как возрастает разнообразие и сложность. Вследствие чего именно подростковый возраст сталкивается с значительным расширенным диапазоном социальной жизни и недостатком личного опыта. В одном из исследований выявили неоспоримый факт того что болгарские подростки сегодня вынуждены жить с неопределенностью дольше, чем раньше, и это делает толерантность к двусмысленности социально значимым аспектом личности [10].
Неоднозначность свойственна любой ситуации, с которой они сталкиваются для развития своего индивидуального и социального статуса, помимо этого, знание того, как справится с ней, оказывает влияние на то, как молодежь решает конкретные задачи. Будучи толерантными к двусмысленности, подростки могут не проявлять интолерантность и преждевременную реакцию на неопределенные или сложные ситуации. Для личного роста и социальной интеграции молодёжи необходимо развивать готовность адаптироваться к тем или иным условиям и не игнорировать принятия решений в неопределенных ситуациях.
В той мере, в какой толерантность к неопределенности перерастает общее психосоциальное развитие индивида, следует учитывать и формирующие влияния социальной среды. Одним из наиболее мощных способов, с помощью
которых культура способствует или препятствует определенному поведению, является способ, посредством которого учителя и родители поощряют или наказывают определенные личностные характеристики по мере того, как они развиваются в детях или в поведении, которые проявляют эти характеристики.
Помимо исследований, направленных на личностные характеристики толерантности к неопределенности, в одной из работ Улыбиной и Баклановой нравственно определены половые различия структуры связи религиозности с толерантностью и интолерантностью к неопределенности [6]. Исследования показали, что существует значимая необходимость фундаментального анализа неопределенности к жизни человека и непосредственно ориентации в ней. В работе затрагивается процесс «феномена религиозности человека», который в свою очередь определяет две параллельные прямые, между проявлением отношений и его поведенческими мотивами. «Феномен религиозности человека» определяет в себе суть проявления и формирование отношений, при этом осуществляется контроль в оценке особенностей его функционирования в современной ситуации неопределенности в развитии общества.
Из вышеперечисленного следует тот факт, что толерантность к неопределенности является особо значимой в научной современной психологии. Толерантность к неопределенности - это, безусловно, личностный фактор, представляющий собой набольшую ценность для индивида.
Проблема толерантности и интолерантности к неопределенности в современном социуме исследуется в различных сферах науки и является в значительной степени актуальной. Тем не менее, она имеет некоторые отличительные черты. Ученые в первую очередь уделяют внимание воздействию толерантности к неопределенности на личность, а также способности измерять соотношение толерантности к неопределенности. Невзирая на большое количество исследовательских работ в области толерантности к неопределенности, без сомнения, остается открыт вопрос когнитивного проявления эмоционально-поведенческой сферы личности. Однако, нельзя не заметить детальный подход ученых к изучению межличностных отношений толерантности к определенности, в особенности как личность создает условия для взаимного отношения друг к другу. В наименьшей степени проявляется интерес к личностному происхождению проявления толерантности, то есть к «толерантности как внутренней личностной позиции» [5].
Обзор научно методической литературы выявил тесную связь толерантности/интолерантности к неопределенности и индивидуальных личностных особенностей. Помимо этого, толерантность к неопределенности оказала существенную взаимосвязь с экстраверсией и открытостью к опыту [1]. Вместе с тем, многообразие опубликованных зарубежных и отечественных работ, обращает свое внимание к актуальной проблеме толерантности к неопределенности и ее воздействию на личность человека.
В особенности проблематика взаимосвязи толерантности и интолерантности к неопределенности имеет пробелы в ценностной ориентации.
Ценностными ориентациями принято считать внутреннею присущую индивиду иерархию интересов и целей, кроме того это система знаний, убеждений, чувств и привычек, которая в свою очередь регулирует поведение [4]. Интегральное образование личности, понимаемая как ценностно-смысловая сфера, представляет собой базовые мировоззрения, при котором определены неявные и глобальные представления человека о себе и о мире, оказывающие воздействие на мышление, эмоциональный фон и личностное поведение. Вдобавок ко всему, базовые мировоззрения так же могут быть связанны с толерантностью и интолерантностью к неопределенности личности, что безусловно обосновывает актуальность исследований в данном направлении.
Библиографический список.
1. Злобина М.В. Взаимосвязь толерантности и интолерантности к неопределенности и черт большой пятерки // Reflexio. - 2019. - Т. 12. № 1. - С. 91-114.
2. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. № 6. - С. 74-86.
3. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы Толерантности и Интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. - 2014. - № 41. - С. 46-54.
4. Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. - 2008. - Т.29. №4. - С. 98-106.
5. Сиротюк М.В. Исследования толерантности-интолерантности к неопределенности в зарубежной и отечественной психологии // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 228-235.
6. Улыбина Е.В. Половые различия структуры связи религиозности с толерантностью/интолерантностью к неопределенности / Е.В. Улыбина, Н.В. Бакланова // Мир психологии. - 2017. - № 3 (91). - С. 256-266.
7. Шулаков А.В., Янголь Д.Ю. Технология принятия решения руководителем в условиях многозадачности // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. Сборник научных статей X Межвузовской научно-практической конференции с международным участием / Под общ. ред. С.А. Куценко. - Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, 2019. - С. 242-249.
8. Florent Xh. Hajrizi. Tolerance. 2007. [Электронный ресурс]. - URL: https : //www. academia. edu/12242646/Tolerance.
9. Frenkel-Brunswick E. Tolerance towards ambiguity as a personality variable // The American Psychologist. - 1948. - № З. - P. 268.
10. Stoycheva K. Ambiguity Tolerance: Adolescents' Responses to Uncertainty in Life. // Institute of Psychology, Bulgarian Academy of Sciences. - 1997.