Научная статья на тему 'Толерантность и диалог культур в полиэтничном дагестанском обществе'

Толерантность и диалог культур в полиэтничном дагестанском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность и диалог культур в полиэтничном дагестанском обществе»

М. З. Магомедова

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ПОЛИЭТНИЧНОМ ДАГЕСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ*

Магомедова Мадина Зайнутдиновна - кандидат философских наук, ученый секретарь Регионального Центра этнополитических исследований, сотрудница Дагестанского научного центра РАН.

Одним из важных залогов стабильности, успешного функционирования и развития полиэтничного и многоконфессионального общества является эт-ноконфессиональная толерантность. Она выступает как важнейший принцип, отражающий характер взаимоотношений социальных, этнических, конфессиональных групп и отдельных людей, выражающийся в их терпимости, взаимопонимании и согласии. Республика Дагестан является одним из немногих регионов России, где проживают представители более 100 национальностей и последователи крупнейших конфессий мира. Представители всех народов пользуются равными правами и свободами, имеют равные обязательства перед государством и обществом, поэтому собирательный образ «дагестанцы» относится в равной степени ко всем жителям нашего горного края. Несмотря на этническую пестроту, языковые различия и культурное многообразие, население Дагестана всегда было объединено общностью

исторических судеб, этнотерриториальными контактами, хозяйственно-экономическими и культурными связями, тенденцией народов к интеграции. «Поэтому одной из актуальных задач духовно-нравственного возрождения народов Дагестана и всего Северного Кавказа является формирование позитивной этнической идентичности, которая составляет ядро национального

*

Статья подготовлена в рамках проекта «Этноконфессиональная толерантность как один из факторов стабильности северокавказского социума».

самосознания и представляет собой баланс толерантности по отношению к своей и другим этническим группам»1.

В начале 90-х годов прошлого столетия в Дагестане возникла сложная межнациональная обстановка. Массовый отъезд русскоязычного населения из республики, политические убийства и террористические акты, появление чуждого для дагестанских верующих экстремистского течения «ваххабизм», низкий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы, возникновение национальных движений, преследовавших свои узконациональные интересы, вносили дестабилизацию в политическую жизнь дагестанского общества. Разрушение политических, хозяйственных, социальных, идеологических основ прежнего единства вынуждало многих людей искать новые опоры жизнедеятельности, устойчивые связи и отношения, опираясь на которые можно было бы обеспечить себе выживание или надежду на благополучие в новых условиях. Последними из таких основ всегда были кровнородственные, национальные и религиозные связи.

Проведенный анализ подтвердил сохранение в Дагестане как этих основ, так и многовековых традиций этноконфессиональной толерантности, культурных механизмов, регулирующих межэтническую напряженность и конфликты. Исторически на Кавказе маслиат (терпение, терпимость) всегда являлся универсальным механизмом согласования интересов и мирного разрешения спорных вопросов. Именно маслиат приводит к отказу от насильственных мер, предотвращает доведение конфликта до необратимости, а в длительной перспективе обеспечивает согласованное сосуществование людей, их взаимную человеческую связанность.

Мы рассматриваем толерантность как систему ценностей, норм, образцов поведения, требующих принять людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Являясь основой культуры межнационального общения, толерантность включает в себя четыре компонента: понимание ситуации в сфере межнациональных отношений и знание психологии национальных общностей; непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей; умение выбирать по отношению к представителям другого народа такой способ общения и поведения, который, не расходясь с собственным представлением о морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки возникающих ситуаций; способность эмоционально, участливо и тактично реагировать на запросы, интересы и поступки представителей других культур и народов. Как фак-

1. Кислова Г.И. Особенности этнической идентичности народов Дагестана // Этно-конфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов Дагестана. -Махачкала, 2002. - С. 107.

тор обеспечения культуры мира толерантность проявляется в различных сферах общественного сознания: научном и обыденном, политическом и нравственном, индивидуальном и коллективном. Это находит подтверждение и в результате социологического опроса в 2007 г., в рамках которого в Республике Дагестан были опрошены 300 респондентов, представляющих разные социальные, этнические, конфессиональные, возрастные, профессиональные и другие группы. На вопрос «Как Вы считаете, влияет ли уровень толерантности населения на состояние межконфессиональных отношений в северокавказском регионе» (рис. 1) 46% опрошенных дагестанцев ответили «влияет положительно», 36% опрошенных - «оказывает некоторое воздействие», 4 - «не оказывает влияния», 14% - затруднились с ответом.

Данные табл. 1 показывают ответ на тот же вопрос с учетом национальности респондентов (% от числа опрошенных):

Таблица 1

Национальный состав Варианты ответов (%)

Влияет положительно Оказывает некоторое воздействие Не оказывает влияния Затрудняюсь с ответом Другое

аварцы 46 35 4 14 -

даргинцы 45 34 6 13 2

кумыки 41 44 - 16 -

лакцы 52 34 - 10 3

лезгины 52 24 8 16 -

русские 50 28 11 11 -

ногайцы - 67 - 33 -

азербайджанцы 25 75 - - -

табасаранцы 33 67 - - -

агульцы 50 50 - - -

«дагестанцы» 44 33 11 11 -

Исследование показало, что основные причины этноконфессиональной напряженности на Северном Кавказе обусловлены особенностями геополитического положения региона и социально-экономического уровня жизни людей. Они связаны с общим кризисом, охватившим страну, ошибками и недостатками в проведении национальной и кадровой политики, вмешательством преступных групп в решение социально-политических вопросов, критическими условиями жизни, миграциями и т. д. Этническое многообразие и поликонфессиональность, характерные для Северного Кавказа, сами по себе не являются причинами конфликтогенности. Это тем более верно, что ислам стал частью культуры и образа жизни дагестанцев, здесь трудно провести грань между религиозными и национальными особенностями. Этниче-236

ские различия, существовавшие между народами Дагестана до принятия ислама, уступили место мусульманской интеграции и возникновению межэтнического пространства на базе исламского правоверия. Все эти процессы в конечном итоге способствовали сближению народов Дагестана. Именно на базе исламской солидарности в Дагестане сложились объективные условия и субъективные факторы для создания союза дагестанских народов как единого неделимого целого. Общей массе дагестанцев, живущих в уникальном регионе Российской Федерации, по своей культуре, истории, геополитическому положению, широкому спектру представленных здесь этнических групп и конфессий присущи взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение к иным социальным, этническим и религиозным группам. Более половины опрошенных респондентов (55%) на вопрос «Сталкивались ли Вы с негативным отношением к людям Вашей национальности или к себе на национальной почве» ответили отрицательно; те же, кто дал положительный ответ (38%), уточняли, что сталкивались с таким отношением за пределами республики.

Вопросы конфессиональной принадлежности и этнической самоидентификации, этнической вовлеченности и т.п. весьма противоречивы и неоднозначны. Человек может идентифицировать себя с этнической общностью, но не иметь никакого желания сохранять этнический язык или обычаи. Основные тенденции формирования связей между религией и этносом проявляются в сфере взаимодействия конфессиональной и этнической специфики. При этом, с одной стороны, этнические явления в течение длительного взаимодействия впитываются культом и «конфессионализируют-ся», а с другой стороны, религиозные обычаи и традиции, проникая в национальные формы общественной жизни, приобретают характер этнических явлений или «эт-низируются». Большинству опрошенных дагестанцев свойственна позитивная этническая идентичность, которая является основой этнической толерантности. Люди, позитивно оценивающие собственную этническую группу, чаще всего не проявляют негативного отношения к представителям других этнических групп.

41% опрошенных дагестанцев на вопрос «Какое место занимает религия в Вашей жизни» ответили «умеренное», 36% ответили «весьма значительное», 16 - «незначительное», 6% - «никакое».

Следующая таблица демонстрирует данные на тот же вопрос с учетом национальности респондентов (в % от числа опрошенных):

Таблица 2

Национальный состав Варианты ответов

Весьма значительное Умеренное Незначительное Никакого Другое

аварцы 43 26 6 4 1

даргинцы 38 45 9 9 -

кумыки 50 35 12 3 -

лакцы 18 41 31 10 -

лезгины 12 52 32 4 -

русские 33 23 33 11 -

ногайцы 46 47 4 3 -

азербайджанцы 25 25 - 50 -

табасаранцы 48 33 - 19 -

агульцы 50 50 - - -

«дагестанцы» 33 23 44 - -

Как видим, наиболее религиозными среди дагестанских народов оказались кумыки, агульцы, ногайцы, табасаранцы и аварцы. Результаты исследования показали, что именно молодое поколение дагестанцев наиболее подвержено влиянию религиозного мировоззрения, что наглядно демонстрирует приведенная ниже таблица (в % от числа опрошенных с учетом возраста респондентов).

Таблица 3

Варианты Возраст

ответов до 30 лет старше 60 лет

Весьма значительное 54 21

Умеренное 29 45

Незначительное 10 24

Никакое 6 9

Другое 1 1

На вопрос «Способствует ли рост религиозности населения гармонизации межнациональных отношений и формированию толерантности в обществе» 34% респондентов ответили «способствует», 32 - «в некоторых случаях мешает», 16 - «не оказывает никакого влияния», 15% - «затрудняюсь ответить».

Одним из показателей уровня этнической толерантности в обществе является отношение к межнациональным бракам, которые позволяют обес-

печить наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народностей, формируют терпимость и уважение к национальным обычаям и обрядам, гармонизируют отношения между супругами, родителями и детьми. Социологический опрос подтвердил, что в дагестанском обществе сложилось толерантное отношение к межнациональным бракам. На вопрос «Способствуют ли, по Вашему мнению, повышению уровня толерантности в обществе межнациональные браки» 70% опрошенных ответили утвердительно, 18% ответили «не оказывают никакого влияния», 12% затруднились с ответом.

А на вопрос «Считаете ли Вы необходимым выбор супруги(га) по национальному признаку» 65% опрошенных ответили «нет», 26% ответили «да», 5% затруднились с ответом, а 4% дали собственные ответы (наиболее характерные: национальность не имеет значения, главное взаимопонимание; чтобы супруги были одной веры; каждый выбирает сам; желательно, но не необходимо и т.д.).

Примечательно, что люди моложе 30 лет на поставленный вопрос ответили следующим образом: 71% - «нет» и только 18% - «да».

Десятый вопрос предложенной анкеты «что бы Вы могли предложить для улучшения этноконфессиональных отношений в Республике Дагестан?» был открытым, и каждый мог дать свои предложения. Наиболее характерными ответами являются следующие: соблюдать Конституции РФ, РД и законы, улучшить социально-экономическое положение республики; необходимо занять людей работой, что позволит им направить энергию в более полезное русло; вести пропаганду толерантности в СМИ и уделять максимум внимания пропаганде общечеловеческих ценностей; увеличить срок заключения за пропаганду национальной и религиозной ненависти; проводить правильную кадровую политику как в РД, так и в высших эшелонах федеральной власти с учетом наличия 20 млн. мусульман в РФ; вести пропаганду просвещенного ислама в республике; уважать культуру и традиции всех национальностей; обратить внимание на качество исламских телепередач и газет; создавать активно функционирующие национальные и культурные центры; ввести в школьную программу предмет «религиоведение» с акцентом на доминирующую в регионе религию.

В сложившихся условиях поиск консолидирующего фактора - главное условие стабильности полиэтноконфессионального региона. Одним из таких факторов является толерантный тип общественных отношений. Построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах толерантности, помогает предотвратить межэтническую напряженность и конфликты на ранней стадии развития с помощью ликвидации или минимизации порождающих их причин. Следовательно, важным фактором адаптации человека в полиэтноконфессиональной среде является воспитание общества

в духе толерантности, для чего необходимо внедрение соответствующих образовательных программ. В международной практике приоритет в данной сфере принадлежит ЮНЕСКО, а в России же этим пока в большей мере занимаются общественные организации. В связи с социальным расслоением российского общества, его конфессиональной дифференциацией на передний план все более выдвигается потребность развития культуры толерантных отношений, способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.