Научная статья на тему 'Толерантность, глобализация и социальное развитие'

Толерантность, глобализация и социальное развитие Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
289
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность, глобализация и социальное развитие»

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

З. Р. Кадырова Ф. Р. Кадырова

В докладе рассмотрены концептуальные аспекты проблемы глобализации толерантности в современном мире, её взаимосвязь с социальным развитием, сущность человека и формирование разумных ценностных ориентаций.

В настоящее время проблема толерантности в современной цивилизации - это проблема глобального масштаба, о чем ярко свидетельствует тот факт, что она нашла своё отражение в целом ряде крупных международных документов, принимаемых на уровне ООН, ЮНЕСКО. Исходя из того, что одним из основных демократических принципов, неразрывно связанных с современными концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека, является принцип толерантности, особую актуальность представляет изучение предпосылок повышения толерантности каждого гражданина в жизни общества. В связи с этим подробно рассматриваются позитивные и негативные аспекты глобализации современного мира с точки зрения создания благоприятных условий для формирования системы толерантных социальных отношений между государствами и внутри них.

В основу нашей концепции положена идея о том, что толерантность является одной из основных универсальных ценностей современного общества. Эта универсальность связана с усилением глобализационных тенденций, с одной стороны, и со стремлением к сохранению национальной идентичности - с другой. Всестороннее реформирование, осуществляющееся в Республике Узбекистан, затронуло все сферы жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. В ходе этого процесса подразумевается не только формирование социального статуса каждого члена общества, но и объективная необходимость изменения массового сознания, перестройка которого включает в себя глубокую ценностную переориентацию, становление нового взгляда на нормы жизни в обществе. Толерантность как политический и социально-психологический фактор развития общественных отношений является важнейшей предпосылкой формирования институтов гражданского общества в Узбекистане. Строительство гражданского общества в Узбекистане нацелено на обеспечение социальной стабильности, благополучия, постоянного духовного совершенствования человека, на дальнейшую гармонизацию прав и интересов людей, на всестороннюю и глубокую интеграцию их в мировое сообщество. Гражданское общество возможно только там, где признаётся цивилизованная множественность форм социальной, политической и духовной жизни, где уважаются права человека, где соблюдаются демократические процедуры.

В выступлении Президента И. А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

273

(12 ноября 2010 г.) была выдвинута «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране»1. В этой Концепции изложена системная разработка этапов реформ, направленных на формирование более стабильной, устойчивой и гибкой политической системы, дальнейшую демократизацию страны, дальнейшее углубление рыночных реформ и либерализацию экономики, укрепление институтов гражданского общества. Как справедливо отмечается в Концепции, в результате реформ меняется человек, растет его политическая и гражданская активность, его сознание, сопричастность ко всему, что происходит вокруг него, вера в будущее страны, что служит мощной движущей силой, которая обеспечивает движение Узбекистана по пути прогресса, развития демократических реформ и гражданского общества. Данная Концепция отличается также глубокой философской насыщенностью, в частности, одной из общих особенностей вышеуказанных направлений выступает тенденция повышения значимости толерантности, необходимости обогащения духовно-философского содержания самой толерантности, статус которой резко возрос в масштабе всего человечества. Все это, на наш взгляд, подлежит философскому обобщению и осмыслению, углубленному концептуально-философскому истолкованию при анализе сути и содержания путей реализации данной Концепции. Следует отметить, что в мире, по существу, сложилась целая философия толерантности, включающая в себя ряд концептуально-методологических, проблемно-теоретических, прикладных и других направлений и разработок, которые в той или иной степени, на наш взгляд, должны найти свое отражение в вузовских курсах по философии.

В ходе преподавания и философского анализа Концепции в контексте проблемы толерантности, прежде всего, следует подчеркнуть глобализацию самой толерантности. Как известно, ООН провозгласила 1995 г. «Годом толерантности», тогда же был принят важный международный документ «Декларация принципов толерантности», в которой толерантность определяется как «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». Целиком присоединяясь к этому определению, в то же время считаем необходимым при философском анализе Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в ходе преподавания курса философии внести некоторые уточнения в данную дефиницию толерантности. Как показывает мировой опыт, в том числе общественная практика в Узбекистане, столь необходимая стабильность общества может быть нарушена действиями различных антиобще-

1 Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране // Каримов И.А. Дальнейшее углубление демократических реформ и формирование гражданского общества - основной критерий развития нашей страны. Ташкент: Узбекистан, 2011. Т.19. С. 96. (в дальнейшем цитаты приводятся по данному источнику).

274

ственных элементов, прежде всего связанных с экстремизмом и терроризмом, по отношению к которым толерантность в таком истолковании не может быть применима. На наш взгляд, раскрывая понятие «толерантность» в ходе преподавания философии, следует добавить, что толерантность - это терпимость по отношению к тем взглядам и действиям, которые не посягают на права других, не нарушают принципов гуманизма, а также действующих законов. Крайне важно объяснить молодежи, что лишь с учетом вышеуказанного обстоятельства может быть обеспечена стабильность и безопасность общества, успешность реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в Узбекистане.

Исходя из глобального значения проблемы толерантности, следует отвести особое место ее социально-философскому анализу в курсе философии и в воспитательно-образовательной работе среди молодёжи.

275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.