Научная статья на тему 'Толерантное поведение в профилактике этнических конфликтов'

Толерантное поведение в профилактике этнических конфликтов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
138
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / КОНФЛИКТНОСТЬ / CONFLICT / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никулина Т.И.

Представлены результаты исследования толерантного поведения у детей в образовательном учреждении. Проанализированы концептуальные подходы поликультурного воспитания подрастающего поколения, с учетом решения государственных задач в области сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации. Подтверждена актуальность изучения технологии профилактики этнических конфликтов в сфере образования, как одного из приоритетных направлений развития толерантного поведения. Опровергнуто предположение, что межэтнические отношения могут являться причиной возникновения конфликтных ситуаций уже в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANT BEHAVIOR IN PREVENTION OF ETHNIC CONFLICTS

The results of the study of tolerant behavior in children at an educational institution. Analyzed the conceptual approaches of multicultural education of the younger generation, taking into account the decisions of public tasks in the field of preservation and development of cultures and languages ​​of the peoples of the Russian Federation. It confirmed the relevance of the study of ethnic conflict prevention technology in the field of education, as one of the priority directions of development of tolerant behavior. Disproved the assumption that inter-ethnic relations may be the cause of conflict in the elementary school.

Текст научной работы на тему «Толерантное поведение в профилактике этнических конфликтов»

4. Lurija A. R. Vnutrennjaja kartina bolezni i iatrogennye zabolevanija [Internal picture of illness and iatrogenny diseases] / A. R. Lurija. - M. : Medicina, 1977. - 111 p.

5. Maralov V. G. Razrabotka testa-oprosnika senzitivnosti k ugrozam v junosheskom vozraste [A. Development of test questionnaire of a sensitivity to threats at youthful age] / V. G. Maralov, E. Ju. Malysheva, O. V. Nifontova i dr. // Perspektivy nauki [Prospects of science]. - 2012. - № 8. - P. 32-37. [in Russian]

6. Maralov V. G. Razrabotka testa-oprosnika po vyjavleniju sposobov reagirovanija v situacijah opasnosti v junosheskom vozraste [Development of test questionnaire on identification of ways of reaction in danger situations at youthful age] / V. G. Maralov, O. V. Smirnova, E. L. Perchenko i dr. // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija [The almanac of modern science and education ].- 2012. - № 12-1 (67). - P. 92-96. [in Russian]

7. Maralov V. G. Razrabotka testa-oprosnika dlja diagnostiki u ljudej potrebnostej v bezopasnosti [Development of test questionnaire for diagnostics of needs for safety at people] / V. G. Maralov, M. A. Kudaka, O. V. Smirnova i dr. // Uchenye zapiski Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Cherepovets state university]. - 2016. - № 1. - P. 12-17. [in Russian]

8. Horni K. Nevriticheskaja lichnost' nashego vremeni. Samoanaliz [Neurotic person of our time. Introspection] / K. Horni. - M.: Progress. 1993. - 220 p.

DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.125 Никулина Т.И.

Кандидат психологических наук, доцент Иркутский государственный университет ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Аннотация

Представлены результаты исследования толерантного поведения у детей в образовательном учреждении. Проанализированы концептуальные подходы поликультурного воспитания подрастающего поколения, с учетом решения государственных задач в области сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации. Подтверждена актуальность изучения технологии профилактики этнических конфликтов в сфере образования, как одного из приоритетных направлений развития толерантного поведения. Опровергнуто предположение, что межэтнические отношения могут являться причиной возникновения конфликтных ситуаций уже в начальной школе.

Ключевые слова: толерантность, межэтнические отношения, конфликтность, духовность, национальная культура.

№Мша T.I.

Associate Professor of General Psychology, Irkutsk State University TOLERANT BEHAVIOR IN PREVENTION OF ETHNIC CONFLICTS

Abstract

The results of the study of tolerant behavior in children at an educational institution. Analyzed the conceptual approaches of multicultural education of the younger generation, taking into account the decisions of public tasks in the field of preservation and development of cultures and languages of the peoples of the Russian Federation. It confirmed the relevance of the study of ethnic conflict prevention technology in the field of education, as one of the priority directions of development of tolerant behavior. Disproved the assumption that inter-ethnic relations may be the cause of conflict in the elementary school.

Keywords: tolerance, interethnic relations, conflict, spirituality, national culture.

В рамках анализа особенностей толерантности в начальной школе, встает вопрос этнической интолерантности.

Основной предпосылкой к возникновению межэтнических конфликтов может быть процесс нарастания напряженности, проявляющийся в сложностях процесса гражданской идентификации (принятие решения о месте личности в системе гражданских, профессиональных, национальных, религиозных, политических отношений), в неопределенности ценностей и социальных установок на уровне личности и социальной группы. Во многих крупных городах России с традиционным превалированием русского населения произошло ощутимое изменение этнодемографической обстановки. Существенно возросло количество инонациональных диаспор, которые продолжают расширяться за счет притока мигрантов из других территорий [2].

В условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической и межконфессиональной нетерпимости уже в школьной среде. Существует мнение, что ряд причин конфликтного взаимодействия в образовательном учреждении связан с низким уровнем развития толерантности. В этих обстоятельствах формирование социальных норм толерантности, вероисповедания и миролюбия может выступать как противодействие эскалации социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма.

Одна из основных задач системы образования состоит в разрешении и профилактике конфликтов, и направлении вектора отношений в мирное русло. Практическая значимость данной работы представляется в анализе взаимосвязи толерантности и конфликтного поведения у детей младших классов, а также создании и апробации проекта профилактики этнических конфликтов в сфере образования.

Исследования проводились на базе начальной школы МБОУ г. Иркутска СОШ № 39. Возраст опрашиваемых респондентов составил от 7 до 9 лет. Контингент испытуемых был неоднороден по социальному статусу и национальному составу, поэтому основной задачей явился анализ уровня сформированности толерантного отношения ребенка к другим членам коллектива.

На констатирующем этапе исследования были проведены методики: адаптированный для учеников начальной школы вариант опросника «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова и метод социометрии Дж. Морено [1].

Критериями оценки уровня толерантности у детей младшего школьного возраста в данной работе были обозначены: удовлетворенность межличностными взаимоотношениями, степень распространённости этнических стереотипов, взаимосвязь толерантности и конфликтного поведения учащихся начальной школы.

Проведение анкетирования было необходимо для получения точной информации, т.к. данные из официальных документов оказались дополнительными и имели уточняющий характер. Преимуществом метода послужила возможность опроса большого количества детей, а анонимное анкетирование позволило повысить процент достоверности ответов респондентов. Метод социометрии выявил эмоциональные связи между членами группы через фиксацию взаимных симпатий и антипатий.

После проведенного метода анализа документов были получены данные об этническом составе классов начальной школы: русские 78%; буряты 12%; таджики 3%; узбеки 3% человека; азербайджанцы 4%.

По результатам социометрии Дж. Морено, средний коэффициент удовлетворенности межличностными взаимоотношениями равен 34%, что соответствовало среднему уровню взаимности и сплоченности в классах. Процент лидеров во всех классах составил 7%. 64% определили ребята, имеющие среднее количество взаимных выборов. 18% имели малое количество взаимных выборов. 4 % составили аутсайдеры, не имеющие ни предпочтений, ни антипатий. 7% учеников составили большее количество антипатий, что свидетельствовало о том, что они отвержены коллективом.

Результаты исследования демонстрировали положительную психологическую атмосферу в классах. В целом показан средний уровень групповой сплоченности и эмоционального комфорта. Однако 11% учащихся имели низкий социальный статус (отверженные и аутсайдеры). Эти дети не могли выстроить взаимоотношения в классном коллективе, имели поведенческие трудности, инфантильные черты характера. Эти ребята взаимодействовали не с теми, с кем бы им хотелось, и относились к группе «принимаемых», но неудовлетворенных межличностным общением.

Анализ результатов методики «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, показал, что большинство обучающихся (87%), имеют средний уровень толерантности. Это говорит о том, что в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность, причем, у большинства обучающихся индекс толерантности находился в пределах от 65 до 90 баллов. Такие результаты показали респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. 13% опрошенных обладали выраженными чертами толерантной личности. Данные обучающиеся характеризовались пониженной конфликтностью, большей стрессоустойчивостью, имели высокий уровень миролюбия. Следует отметить, что как в группу отверженных, так и в категорию детей с высоким показателем толерантности входили дети разного этнического происхождения.

Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволили определить различные проблемы и нарушения межличностного общения, имеющиеся у учащихся, однако они были не связаны с этнической общностью.

После проведения анкетирования на основе адаптированного для младших школьников опросника было выяснено, что чем моложе респондент, тем меньше у него каких-либо положительных или отрицательных установок об этнической общности.

При беседах также было обнаружено, что дети ранее приобрели стереотипы в процессе взаимодействия с взрослыми людьми, или на основе информации, полученной из средств массовой информации. Дети чаще всего являлись отражением их окружения, включая и этнические взгляды, особенно не понимали, чем отличается одна национальность от другой, кроме внешнего различия. При анализе реальных конфликтных ситуаций описанных учителями и учениками, было выяснено, что агрессивное поведение зачинщика чаще всего не зависит от этнических различий и может адресоваться любому другому ребенку, за чей счет зачинщик хочет самоутвердиться. Любой ребенок может стать объектом агрессии, а его отличительные этнические качества не являются причиной конфликта в начальной школе.

Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило подтвердить представленные ранее в науке исследования, что к основным причинам в школе по -прежнему относятся: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе [3].

Таким образом, конфликты в младшей школе базируются не на национальных различиях, а на причинах, связанных с игровым, учебным, личностным, гендерным интересом. Здесь уже идет речь не об этнической толерантности, а о различных причинах возникновения межличностных конфликтов в начальной школе.

Необычный внешний вид, акцент при разговоре, незнание обычаев, иная этническая принадлежность - все эти признаки не служат атакующими аргументами в конфликте. Также подобным аргументом не может послужить какая-то национальная особенность или манера разговора. Главным и поворотным фактором исследования можно назвать выяснение реальной природы межэтнических конфликтов в начальной школе, и исходя из этого, сделать вывод о том, что само понятие «межэтнический конфликт» не актуален в сфере начального образования.

Список литературы / References

1. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 2012. - 386 с.

2. Спицына, О. А. Формирование толерантности у младших школьников в образовательной среде / О.А. Спицына // Вестник Университета Российской Академии Образования, 2009. - №1. - С. 83-86.

3. Никулина Т.И. Конфликтологическая компетентность в образовательной деятельности. Психология образования: состояние и перспективы. Материалы научно-практической конференции психологов Сибири. / Т.И. Никулина Иркутск, Изд-во ИГУ. 2011, - С. 132-136

Список литературы на английском языке / References in English

1. 8оШа!оуа G.U. Psihologija mezhjetnicheskoj naprjazhennosti. [Psychology of interethnic tension] / H.W. Soldatova. -M .: Meaning, 2012. - 386 p. [in Russian]

2. Spitsyna O.A. Formirovanie tolerantnosti u mladshih shkol'nikov v obrazovatel'noj srede [Formation of tolerance at younger schoolboys in educational environment] / OA Spitsyna // Vestnik Universiteta Rossijskoj Akademii Obrazovanija [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education], 2009. - №1. - S. 83-86. [in Russian]

3. №ки1ша T.I. Konfliktologicheskaja kompetentnost' v obrazovatel'noj dejatel'nosti. [Conflict competence in educational activities]. Psihologija obrazovanija: sostojanie i perspektivy. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii psihologov Sibiri [Educational Psychology: Status and Prospects. Materials of scientific-practical conference of psychologists in Siberia]. / T.I. Nikulina, Irkutsk, Publishing House of the ISU. 2011 - P. 132-136. [in Russian]

DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.020 Почкай Е.П.

ORCID: 0000-0002-2053-9148. Кандидат филологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СПОСОБ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

На сегодняшний день любительская интернет-журналистика в полной мере институирована как часть информационного пространства наряду с системой профессиональной журналистики, ее роль в информационном сопровождении действительности постоянно растет. В статье рассматриваются мотивы обращения пользователей Интернета к любительской журналистской деятельности. В качестве стержневого рассматривается такой мотив, как стремление к самореализации. Выделяются также такие категории синонимического ряда как самоутверждение, самообозначение, самопредъявление, самопрезентация, которые все вместе и каждая по-своему вовлекают автора-любителя в процесс создания медийного продукта.

Ключевые слова: любительская журналистика, хобби, социальная активность, самореализация, самоутверждение, самообозначение, самопрезентация.

Pochkay Е.Р.

ORCID: 0000-0002-2053-9148, PhD in Philology, Associate Professor, Saint-Petersburg State University DILETTANTE JOURNALISM AS A WAY OF SELF-ACTUALIZATION

Abstract

Nowadays, dilettante online journalism is completely institutionalized as a part of the information space, along with the professional journalism system, and its role in the reality's media support constantly grows. The article examines the motive s which make Internet users turn to the dilettante journalism. Desire for self-actualization is considered as the key motive. Self-affirmation, self-designation, self-presentation categories are outlined, which all together and each in its own way involve a nonprofessional author in the process of creating a media product.

Keywords: dilettante journalism, hobby, social activity, self-actualization, self-affirmation , self-designation, self-presentation.

Not only dilettante journalism accompanied professional journalism since its appearance, but in general from the b eginning journalism was dilettante. It happened gradually, step by step that dilettante journalism, or, in other words, civil communication has evolved into the professional journalism [1]. Dilettante journalism could not be considered as an independent phenomenon until the advent of the Internet. After the Internet appeared, it became possible to regard dilettante journalism as an independent and parallel field producing information, with its own rules, methods and manner of work.

The definition of dilettante journalism is an important factor in the understanding of this phenomenon. There are various names for this phenomenon in the scientific literature, for example: new media, online journalism, social media and citizen journalism. And it's not the end of the synonyms list; the following names could be added: public journalism, alternative journalism, media-2, WEB 2.0 and even self-made media. English name to describe this phenomenon is media maker, the person who creates the media without setting themselves up as a professional journalist.

Any definition brings connotations, sometimes altering the basic characteristics of the designated word. Regarding the definition of dilettante, originally chosen for the article, we believe that if to ignore some connotations (unprofessionalism and free-of-charge basis), the essential characteristic of this phenomenon - the dilettante hobby, journalism as a hobby - would be defined in the end. Hobby is something that reaches the soul. The desire to be yourself, this inaccessible need, is actualized through a hobby. It is no coincidence that psychologists call hobbies the "AUadin" of the desires. Hobby is people's free wo rld where they find a complete freedom of their ego, sincerity of their true desires and no limits for creative expression. This need for a hobby (as a symbol of freedom and creativity) is one of the most attractive and strong needs[10].

The desire for self-actualization is admitted by scientists as the main motive for starting hobby activities, especially, creative ones. The difficulty of this phenomenon study is that such category as self-realization, on the one hand, is characterized by a large number of determinations [13] and, on the other hand, has a large number of synonyms. In our case,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.