Научная статья на тему 'Токтамыш-хан и Аксак Тимур в биографическом сборнике Ибн Тагриберди'

Токтамыш-хан и Аксак Тимур в биографическом сборнике Ибн Тагриберди Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
524
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / ИБН ТАГРИБЕРДИ / ИДЕГЕЙ / ТИМУР / ТОКТАМЫШ / СУЛТАН ХУСЕЙН / ARAB SOURCES / GOLDEN HORDE / IBN TAGRIBERDI / IDEGEI / TIMUR / TOKTAMYSH / SULTAN HUSSEIN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайнуддинов Дамирджан Рустамджонович, Миргалеев Ильнур Мидхатович

В статье анализируются данные из биографического сборника известного арабского автора средневековья Ибн Тагриберди о взаимоотношениях среднеазиатского правителя Тимура с Токтамышем. Приводится перевод отрывков из труда Ибн Тагриберди и комментарии к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зайнуддинов Дамирджан Рустамджонович, Миргалеев Ильнур Мидхатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Toktamysh Khan and Timur Aksak in the biographical collection of Ibn Tagriberdi

The article deals with the information from the biographical collection by famous Arabian author in the Middle Ages Ibn Tagriberdi concerning the relations of the Central Asian ruler Timur with Toktamysh. The article gives the translation of the extracts from the work of Ibn Tagriberdi and comments.

Текст научной работы на тему «Токтамыш-хан и Аксак Тимур в биографическом сборнике Ибн Тагриберди»

ПУБЛИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ

УДК 93/94(=411.21)

Д.Р. Зайнуддинов, И.М. Миргалеев

Токтамыш-хан и Аксак Тимур в биографическом сборнике Ибн Тагриберди

В статье анализируются данные из биографического сборника известного арабского автора средневековья Ибн Тагриберди о взаимоотношениях среднеазиатского правителя Тимура с Токтамышем. Приводится перевод отрывков из труда Ибн Тагриберди и комментарии к ним.

The article deals with the information from the biographical collection by famous Arabian author in the Middle Ages Ibn Tagriberdi concerning the relations of the Central Asian ruler Timur with Toktamysh. The article gives the translation of the extracts from the work of Ibn Tagriberdi and comments.

Ключевые слова: арабские источники, Золотая Орда, Ибн Тагриберди, Идегей, Тимур, Токтамыш, султан Хусейн.

Key words: Arab sources, the Golden Horde, Ibn Tagriberdi, Idegei, Timur, Toktamysh, Sultan Hussein.

В библиотеке рукописей и редких книг «Сулеймания» (г. Стамбул, Турция) имеется рукопись труда известного арабского автора из государства мамлюков в Египте Ибн Тагриберди (813-874) «ал-Манхал ас-сафи ал-мустауфиба'д ал-вафи» ( ^ ^¿i^li L^i

^iijli) /Чистый довершающий источник после «Полного»/ [1]. К сожалению, его труд не вошел в известный сборник арабских источников и материалов В. Г. Тизенгаузена, а лишь упомянут им в дополнениях к первому тому [7, с. 528]. Сведения Ибн Тагриберди являются важными для исследователей золотоордынской истории. Планируется перевести из его труда те части, которые относятся к истории Золотой Орды, и издать в дополнениях к арабскому тому В. Г. Тизенгаузена, которую готовим к изданию с исправлениями. В комментариях мы употребляем правописание имен в той форме, в которой они приняты в историографии. В источниках имеются разночтения. В нашем случае Ибн Тагриберди использует форму Айдаку, Таймур. Мы в комментариях используем правописание имен принятой в историографии [2; 3] - Идегей, Тимур.

Перевод

A.I Идегей (ум. 814 г.х / 1411) в сборнике биографий Ибн Тагриберди

(813-874 г.х.) ал-Манхал ас-сафи ал-мустауфиба'д ал-вафи (Чистый довершающий источник после «Полного»)1

589 - Айдаку-татарский монарх (ум. 814 г.х./1411 ) «[A.I.1] Айдаку - татарский монарх. Он происходит из племени Конгратов, земли Дештской. Этот Айдаку переходил (с одной службы на другую), пока не стал самым великим эмиром Токтамыш-хана и одним из командующих его правым (флангом). Затем между ним и Токтамышем произошла ссора, о чем мы расскажем подробно в биографии Таймура.

[A.I.2] Этот Айдаку так же обманул Таймура и сбежал от него. Затем он вернулся к Токтамышу, после того как достиг поставленной цели относительно него (Токтамыша), и воевал с ним - битва эта очень известна - говорят, что между этим Айдаку и Токтамышем было пятнадцать сражений. В пятнадцатом победа оказалась на стороне Токтамыша.

[А.1.3] Этот Айдаку был разгромлен, и его люди разбрелись. Он сам и около 500 его приближённых утонули в реке Сайхун, (после этого) о нем ни чего не было известно. Токтамыш приложил много усилий, чтобы найти упомянутого Айдаку, до тех пор, пока не решил, что (последний) умер.

B.I Оригинальный текст об Идегее (ум. 814 г.х / 1411) в сборнике биографий Ибн Тагриберди (813-874 г.х.)

ал-Манхал ас-сафи ал-мустауфиба'д ал-вафи. (Чистый довершающий источник после «Полного»)

(г 1411 V 814 J21I ¿L jfoJ - 589 jsll ¿l, j^i [B.I.1]

j ^xjajijj^JjIbAjSjjlc^^j [B.I.2]

JUjiaaj"

j^j ^a^, ^IjA.'^MnulA.J^ j j [B.I.3]

1

' Извлечение находится на страницах 100-101 (нумерация по электронному варианту) рукописи. В квадратных скобках проставлена условная нумерация для удобства сличения перевода с оригинальным текстом [1].

218

А.11 Тимурлан (728-807 гг.х./1328-1405) в сборнике биографий Ибн Тагриберди (813-874 г.х.) ал-Манхал ас-сафи ал-мустауфиба'д ал-вафи.

(Чистый довершающий источник после «Полного»)

787 -Темурланг - деспот (728-807 гг.х./1328-1405)

«[А.11.1] Тимур или Тиимуур, оба варианта (звучания этого имени) допускаются. Сын Айтамуша Канлага - сын Занки - сын Санйаба -сын Тарим Тура - сын Тугрила - сын Кылыча - сын Санкуза - сын Канджака - сын ТуглСабука - сын Алтахана - деспот Тимур-гурган. Гурган на персидском языке означает родственник царей по женской линии.

Он родился 728 г. в деревне под названием Худжа Абгар в провинции Каш, одного из городов Мавараанахра. Расстояние от этого места до Самарканда - один день. Говорят, что в ночь, когда он родился нечто, подобное шлему, словно птица появилось на небе, затем свалилось на землю в открытом пространстве. И от него разлетелись угольки и искры, заполнившие землю. Говорят, что когда он вышел из чрева матери, она нашла, что в его ладонях полно крови. Предсказатели посулили, что посредством его рук будет проливаться кровь. Я утверждаю: именно так и произошло, да не простит его Аллах!

Говорят, что его отец был сапожником. Говорят, что это не так, он был эмиром у султана Хусейна, обладателя города Балх, и играл важную роль в его государстве. А мать его была из потомков Чингисхана. Говорят, что у султана Хусейна было четыре визиря, одним из них был Тимур.

[А.11.3] Его корни идут из племени Барлас. Говорят, что он занимался преступными делами. Однажды ночью он украл овец и хотел унести их, в это время его заметил пастух и пустил в него стрелу, попавшую ему в плечо. Затем он пустил вторую, которая пролетела мимо. Затем третью, попавшую ему в бедро, оставившую глубокую рану, так что он даже стал хромать от нее. Поэтому его начали называть Темур-ланг. «Ланг» на персидском языке означает хромой. Когда он выздоровел, то продолжил совершать преступные действия, разбойничая на дороге. В его делах ему помогали около 40 человек. В это время он (Тимур) говорил им, своим головорезам: я должен стать хозяином мира и уничтожить правителей всего мира. Некоторые из них насмехались над ним. Другие верили, так как видели в нем чрезмерную решительность и смелость.

Говорят, что он (Тимур) блуждал в своих бандитских приключениях некоторое время, пока не наткнулся на лошадей султана Ху-

сейна, обладателя Балха. Дашари1 приблизил его к себе, проявил к нему милость, предоставил ему убежище, обеспечил его тем, что он нуждается из числа еды и питья. Тимур прекрасно разбирался в скакунах. Это очень понравилось Дашари. Он (Тимур) был фаворитом Дашари и не разлучался с ним, пока тот не отправил его с лошадьми к султану Хусейну и не познакомил его с ним. (Султан) оказал благодеяние к нему и вернул к Дашари. Он находился у него (Дашари) пока тот не умер. Вслед за этим султан назначил его на место Дашари. Он начал переходить от одной должности к другой, пока не занял великое положение и не стал одним из его эмиров. Вскоре он женился на сестре султана Хусейна и жил с ней некоторое время, до тех пор пока между ними не произошла словесная перепалка, где она упрекнула его тем униженным положением, в котором он находился (до женитьбы на ней) и он убил ее. После случившегося он убежал и взбунтовался против султана Хусейна. Таким образом, его положение стало огромным по значению, он овладел теми (землями), что в Мавараанахре и стал жениться на дочерях их царей. Вслед за этим его начали называть гурганом, о значении этого слова уже было сказано в начале этой биографии. Дела его шли в гору и положение расширялось до тех пор, пока султан Хусейн не стал опасаться его и решил уничтожить его. Когда это дошло до него, то он бросился в бега из одной страны в другую.

[А.11.3] Положение его (Тимура) начало укрепляться после 760 года, когда он овладел несколькими крепостями и отправил посланников к правителям Балахшана. Ими были два брата, которые правили после их отца. Он призвал их подчиниться себе, и они ответили ему. В это время с востока против султана Хусейна восстали монголы, главой которых был ильхан Камар ад-дин. Султан Хусейн направился в их сторону и вступил с ними в бой. В это время Тимур отправил к ним гонца с тем, чтобы они воссоединились с ним, они ответили и подчинились ему. Таким образом, могущество Тимура окрепло за счет них.

Затем султан Хусейн направился к нему (Тимуру) с огромным войском, пока не достиг Кагалга. Это узкое место, через которое всадник едет в течение часа, в середине его имеются некие ворота, если их закрыть и защититься, то никто не может одолеть их. Вокруг этого места высокие горы. Войско (Хусейна) овладело входом в это ущелье со стороны Самарканда. А Тимур со своими людьми встал у другой дороги. Они (воины султана) посчитали, что окружили и стеснили его (Тимура), однако он оставил их и отправился по неизвестному пути. Всю ночь он шел по непроходимым, трудным путям,

1 Дашари (мамлюкский термин ^ ) - коневод.

220

пока не достиг их на рассвете. Они начали собирать свои ноши, думая, что Тимур проявил малодушие и убежал, испугавшись их. Тут Тимур начал строить козни против них так, что он и его люди сошли со своих коней и отпустили их пастись в этих лугах, а сами притворились спящими, будто бы они одни из членов их армии. Их (тиму-ровы) лошади прошли рядом с ними (солдатами Хусейна) и они подумали, что это их лошади, желавшие покоя. Когда переход армии завершился, Тимур и его люди сели верхом на (своих скакунов) оставленных в тылу и с криками, размахивая мечами, принялись их толочь. Люди пришли в замешательство, султан Хусейн со своими приближенными обратился в бегство, не обращая внимания друг на друга, они добрались до Балха. Тимур окружил те (трофеи), что были с ним. Оставшиеся солдаты примкнули к нему. Так армия его окрепла, имущество прибавилось, и он захватил владения Мавара-анахра.

[А.11.4] Упорядочив войска, он написал Алишеру - наместнику султана Хусейна в Самарканде, дабы тот сдал город ему. Он согласился на том условии, что страна будет поделена между ними пополам. Таким образом, они вдвоем поделили эти области, затем Алишер приехал к нему, он (Тимур) проявил к нему благосклонность и продолжил (отношения) на тех условиях, что договорился с ним. Затем он отправился в путь, желая достичь Балахшана, там его встретил царь ее с ценными подарками, снабдил его своими солдатами и проводили его до Балха. Он остановился у Балха и взял его в осаду, в это время в нем был султан Хусейн. Он (султан) держался пока у него не кончились силы, и он сдался, он (Тимур) схватил его и вернул обладателя Балахшана к себе на должность в почете и славе. Затем он вернулся в Самарканд, прихватив с собой султана Хусейна и обосновался здесь, превратив его (этот город) в свою столицу. Затем он убил султана Хусейна в месяц Ш'абан 771 года. На его место он определил одного из потомков Чингисхана, по имени Саргатмиш, назначив его султаном, он не дал ему нечего из власти.

[А.11.5] События связанные с султаном Хусейном, дошли до (слуха) ильхана Токтамыша, обладателя Дешта и татар. Это стало тягостным для него, он собрал войска и вышел в путь, желая расправиться с Тимуром. Он двинулся со стороны Сагнака. Тимур тоже собрал против него своих воинов и отправился из Самарканда. Они встретились на окраине Туркистана, у реки Хаджанд. Между ними разгорелся бой, убитых со стороны Тимура было настолько много, что он почти погиб и готов был признать поражение. Когда он находился в таком душевном состоянии, неожиданно к нему подъехал на своем коне шериф (родственник пророка Мухаммада (сас)) Барака. Тимур, удрученный бедой, обратился к нему: «О господин мой, мое

войско разбито!». «Не бойся», - ответил ему шериф Барака. Он спустился со своего коня и взял пригоршню мелких камней. Затем он сел верхом и бросил их в лица их, т. е. людей токтамышовых. И возгласил во всеуслышание: «Йагайкаштай», что значит на тюркском «враг убежал». В ответ Тимур закричал то же самое. Этот возглас заполонил слух тимуридов, и они все без исключения собрались вокруг него, после того как разбежались, оставив все (трофеи) что были с ними. Тут Тимур сделал с ними второй натиск, каждый из них кричал «Йагайкаштай». Войско Токтамыша обратилось в бегство, а тимуриды погнались вслед за ними и захватили бесчисленные трофеи.

[А.11.6] Затем Тимур вернулся в Самарканд и захватил Туркестан и страны (в окрестностях) реки Хаджанд. Вслед за этим между ним и Алишером произошла ссора, и Тимур не переставал враждовать с ним, до тех пор пока не перехитрил, схватил и убил его. За счет этого он приобрел еще большее величие, и его призыв дошел до Мазиндирана, Килана, стран Рейа и Ирака. Его стали боятся как близкие, так и далекие, все это произошло примерно через два года после убийств султана Хусейна.

Комментарии

Сообщения Ибн Тагриберди об Идегее хотя и являются не оригинальными, однако в этих коротких рассказах он сумел изложить историю этого временщика в Золотой Орде с большой достоверностью (более подробно см.: [6]). Именно внутренняя борьба элит в Золотой Орде не позволили хану Токтамышу одержать победу над Тимуром. Противостоянию Токтамыша с Тимуром посвящена обширная историография (более подробно см.: [4; 5]). Включение в ис-точниковую базу этих исследований и сведений Ибн Тагриберди позволяет подтвердить некоторые выводы и дополнить их новыми деталями.

Возвышение Тимура, жестокий разгром им мусульманских земель занимали умы не только правителей, но и весь мусульманский мир. О Тимуре и его походах написано много. Примечательно также, что и сам Тимур обращал большое внимание описанию своих деяний, походов. В Средней Азии на персидском языке панегиристами Тимура и его потомков были созданы обширные исторические сочинения, такие как Гийас ад-дин Али, Шереф ад-дин Али Йезди, Низам ад-дин Шами, Мирхонд, Хондемир и др. Однако в остальном мусульманском мире, в Золотой Орде, Анатолии, Египте и на Ближнем Востоке отношение к Тимуру было враждебным. Это характерно и для Ибн Тагриберди, который относился к Тимуру крайне отрица-

тельно, считая его деспотом. Ибн Тагриберди постоянно насылает на него проклятия.

Здесь мы привели отрывки из сочинения Ибн Тагриберди, касающиеся его взаимоотношений с Золотой Ордой, а также ту часть источника, которая показывает причину начала противостояния Ток-тамыша с Тимуром, а именно, убийство Тимуром султана Хусейна. Остальная часть биографии Ибн Тагриберди затрагивает детальное описание расширения территорий государства Тимура от Индии до Ирака и от Китая до Сирии.

Далее идет история его смерти близ Атрара, где его постиг лютый мороз, и чтобы разогреть тело, он требовал у лекарей лечить его спиртными и наркотическими веществами. Как сообщает Ибн Тагриберди, их передозировка привела его к смерти.

Список литературы

1. Ибн Тагриберди (813-874 г.х.) ал-Манхал ас-сафи ал-мустауфиба'д ал-вафи. ^ / Чистый довершающий источник после «Полного» / Рукопись хранится в библиотека Сулеймания (г. Стамбул). Фонд Нуро-смания. - № 3428.

2. Идегей: Татарский народный эпос. - Казань, 1990.

3. Григорьев А. П. «Ярлык Идегея»: Анализ и реконструкция содержания // ИСА. Вып. XI. - Л., 1988. - С. 55-99.

4. Миргалеев И.М. Битвы Токтамыш-хана с Аксак Тимуром // Военное дело Золотой Орды: проблемы и перспективы изучения: материалы круглого стола, проведенного в рамках Междунар. Золотоордынского форума. Казань, 29-30 марта 2011 г. / отв. ред. и сост. И.М. Миргалеев. - Казань, 2011. - С. 141151.

5. Миргалеев И.М. Войны Токтамыш-хана с Аксак Тимуром. - Казань, 2003.

6. Миргалеев И.М. К вопросу о начале идегеевской эпохи // Актуальные проблемы истории государственности татарского народа: материалы науч. конф. - Казань, 2000. - С. 58-62.

7. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся къ истории Золотой Орды. Извлечения из сочинений арабских. Т. I. - СПб., 1884.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.