Научная статья на тему 'ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ТОКСИКОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ТОКСИКОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОКСИКОЛОГИЯ / ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOXICOLOGY / CHEMICALS / CHEMICAL SAFETY / STUDENTS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Барачевский Юрий Евлампиевич, Соловьев А.Г., Кубасов Р.В.

Актуальность. Химические вещества распространены во всех сферах жизни, что предполагает высокий риск возникновения аварий и, как следствие, отравлений. В этой связи актуально совершенствование подготовки медицинских кадров в сфере токсикологии. Цель: выявить уровень базисных знаний у студентов по вопросам токсикологии для разработки предложений по совершенствованию преподавания этой учебной дисциплины в медицинских вузах различного профиля. Материал и методы. Проведено анкетирование студентов Северного государственного медицинского университета на предмет информированности их в части бытового, экологического и производственного аспектов химической опасности, структуры химических веществ в окружающей среде Архангельской области. Результаты. Степень информированности по базовым вопросам токсикологии, а также готовности студентов-медиков к оказанию первой помощи лицам, отравленным химическими веществами вне медицинской организации, знание ими порядка проведения превентивных мероприятий и принятие организационно-медицинских решений при массовых отравлениях оказались неудовлетворительными, что обусловлено крайне недостаточным вниманием к дисциплине «Токсикология» в реализации образовательной программы. Заключение. Предложено учитывать результаты знаний студентов для коррекции процесса обучения с целенаправленным изучением структуры химических веществ бытового и производственного характера, специфичной для территории проживания и осуществления трудовой деятельности, а также оценки химических веществ с позиций медико-тактической характеристики. Обоснована необходимость восстановления в федеральных государственных образовательных стандартах учебной дисциплины «Токсикология и радиология с медицинской защитой от токсических веществ» трудоёмкостью не менее 3 зачётных единиц и разработки в медицинском вузе межкафедральной программы в рамках нового научно-практического направления - токсикологической превентологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Барачевский Юрий Евлампиевич, Соловьев А.Г., Кубасов Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOXICOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS AS PRINCIPLE OF EDUCATING IMPROVEMENT IN MEDICAL UNIVERSITY

Introduction. Chemicals are spread in all human life spheres that proposed a high risqué of poisons and occasions. In this one it's urgent to improve of toxicological training of medical staff. Aim: to reveal a basic knowledge at students about toxicology for developing a new offer in studying of this discipline in medical education facilities. Material and methods. A survey of students of the Northern State Medical University was conducted on the subject of their awareness of the household, environmental and industrial aspects of chemical hazard, the structure of chemicals in the environment of the Arkhangelsk region. Results. The degree of awareness on the basic issues of toxicology, as well as the readiness of medical students to provide first aid to people poisoned by chemicals outside the medical organization, their knowledge of the procedure for conducting preventive measures and the adoption of organizational and medical decisions in case of mass poisoning turned out to be unsatisfactory, which is due to extremely insufficient attention to discipline «Toxicology» in the implementation of the educational program. Conclusions. It is proposed to take into account the results of students' knowledge for the correction of the learning process with a focused study of the structure of household and industrial chemicals specific to the territory of residence and employment, as well as the assessment of chemicals from the standpoint of medical and tactical characteristics. The necessity of restoring the academic discipline «Toxicology and radiology with medical protection against toxic substances» with at least 3 credits and developing an interdepartmental program in a medical university within the framework of a new scientific and practical direction - toxicological preventology is substantiated.

Текст научной работы на тему «ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ТОКСИКОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 64(2): 97-104

DOI: http://dx.doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-2-97-104_97

Проблемы медицинского образования

ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2020

Барачевский Ю.Е., Соловьев А.Г., Кубасов Р.В.

Токсикологический базис студентов как основа совершенствования преподавания токсикологии в медицинском вузе

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России, 163000, Архангельск, Россия

Актуальность. Химические вещества распространены во всех сферах жизни, что предполагает высокий риск возникновения аварий и, как следствие, отравлений. В этой связи актуально совершенствование подготовки медицинских кадров в сфере токсикологии. Цель: выявить уровень базисных знаний у студентов по вопросам токсикологии для разработки предложений по совершенствованию преподавания этой учебной дисциплины в медицинских вузах различного профиля.

Материал и методы. Проведено анкетирование студентов Северного государственного медицинского университета на предмет информированности их в части бытового, экологического и производственного аспектов химической опасности, структуры химических веществ в окружающей среде Архангельской области.

Результаты. Степень информированности по базовым вопросам токсикологии, а также готовности студентов-медиков к оказанию первой помощи лицам, отравленным химическими веществами вне медицинской организации, знание ими порядка проведения превентивных мероприятий и принятие организационно-медицинских решений при массовых отравлениях оказались неудовлетворительными, что обусловлено крайне недостаточным вниманием к дисциплине «Токсикология» в реализации образовательной программы.

Заключение. Предложено учитывать результаты знаний студентов для коррекции процесса обучения с целенаправленным изучением структуры химических веществ бытового и производственного характера, специфичной для территории проживания и осуществления трудовой деятельности, а также оценки химических веществ с позиций медико-тактической характеристики. Обоснована необходимость восстановления в федеральных государственных образовательных стандартах учебной дисциплины «Токсикология и радиология с медицинской защитой от токсических веществ» трудоёмкостью не менее 3 зачётных единиц и разработки в медицинском вузе межкафедральной программы в рамках нового научно-практического направления — токсикологической превентологии.

Ключевые слова: токсикология; химические вещества; химическая безопасность; студенты; образовательная деятельность.

Для цитирования: Барачевский Ю.Е., Соловьев А.Г., Кубасов Р.В. Токсикологический базис студентов как основа совершенствования преподавания токсикологии в медицинском вузе. Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 64(2): 97-104. DOI: http://dx.doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-2-97-104

Для корреспонденции: Барачевский Юрий Евлампиевич, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Северного государственного медицинского университета, 163000, Архангельск. E-mail: barje1@yandex.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание текста — Барачевский Ю.Е., Соловьев А.Г.; анализ и интерпретация полученных результатов, подготовка обзора литературы — Кубасов Р.В.

Поступила 27.09.19 Принята в печать 22.10.19 Опубликована 20.04.20

Barachevskiy Yu.E., Soloviev A.G., Kubasov R.V

Toxicological competence of students as principle of educating improvement in medical university

Northern State Medical University, Arkhangelsk, 163000, Russia

Introduction. Œemicals are spread in all human life spheres that proposed a high risqué of poisons and occasions. In this one it's urgent to improve of toxicological training of medical staff.

Aim : to reveal a basic knowledge at students about toxicology for developing a new offer in studying of this discipline in medical education facilities.

Health care of the Russian Federation. 2020; 64(2): 97-104 98 DOI: http://dx.doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-2-97-104

Problems of medical education

Material and methods. A survey of students of the Northern State Medical University was conducted on the subject of their awareness of the household, environmental and industrial aspects of chemical hazard, the structure of chemicals in the environment of the Arkhangelsk region. Results. The degree of awareness on the basic issues of toxicology, as well as the readiness of medical students to provide first aid to people poisoned by chemicals outside the medical organization, their knowledge of the procedure for conducting preventive measures and the adoption of organizational and medical decisions in case of mass poisoning turned out to be unsatisfactory, which is due to extremely insufficient attention to discipline «Toxicology» in the implementation of the educational program. Conclusions. It is proposed to take into account the results of students' knowledge for the correction of the learning process with a focused study of the structure of household and industrial chemicals specific to the territory of residence and employment, as well as the assessment of chemicals from the standpoint of medical and tactical characteristics. The necessity of restoring the academic discipline «Toxicology and radiology with medical protection against toxic substances» with at least 3 credits and developing an interdepartmental program in a medical university within the framework of a new scientific and practical direction — toxicological preventology is substantiated.

Keywords: toxicology; chemicals; chemical safety; students; education.

For citation: Barachevskiy Yu.E., Soloviev A.G., Kubasov R.V. Toxicological competence of students as principle of educating improvement in medical university. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation). 2020; 64 (2): 97-104. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-2-97-104

For correspondence: Yuri E. Barachevsky, Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of Department of mobilization training in healthcare and medicine of disasters, Northern State Medical University, Arkhangelsk, 163000, Russia. E-mail: barje1@yandex.ru Information about the authors:

Barachevskiy Yu.E., http://orcid.org/0000-0002-5299-4786 Soloviev A.G., http://orcid.org/0000-0002-0350-1359 Kubasov R.V., http://orcid.org/0000-0003-1698-6479

Acknowledgments. The study had no sponsorship.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Contribution: concept and design of the study, collection and processing of the material, writing text — Barachevskiy Yu.E., Soloviev A.G.; analysis and interpretation of the data presented, preparation of a literature review — Kubasov R.V

Received 27 September 2019 Accepted 22 October 2019 Published 20 April 2020

Введение

Острые отравления химической этиологии являются фактором, обусловливающим преждевременную смертность трудоспособного населения, ухудшение демографической составляющей и угрожающим национальной безопасности [1-3].

По данным токсикологического мониторинга, проведенного ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, за последние 5 лет в Российской Федерации зарегистрировано более 830 тыс. случаев острых отравлений химической этиологии. Частота их в различных регионах составила от 111,5 до 120,8 случая на 100 тыс. населения. Более 17% таких отравлений заканчиваются летальным исходом.

Подавляющее большинство (более 60%) острых отравлений химической этиологии регистрируется среди лиц трудоспособного возраста (18-59 лет). Доля детей и подростков составляет 16-18% и имеет тенденцию к росту. Среди отравившихся число лиц мужского пола в 3-4 раза больше, чем женского [5-7].

Основными причинами отравлений населения являются спиртосодержащая продукция (около

60%) [4], лекарственные средства (20-30%), не-уточненные вещества (8-10%), отравления окисью углерода (4-5%), наркотические и психотропные вещества (2-3%). Смертность от острых химических отравлений на догоспитальном этапе доходит до 80%. Около 50% отравленных госпитализируется [8, 9].

Отмечается значительное расхождение в диагностике острых отравлений между врачами бригад скорой медицинской помощи и медицинским персоналом приёмно-диагностических отделений стационаров. Частота ошибок на догоспитальном этапе достигает 60% и во многом обусловлена нарушением сознания пострадавших, а также недостоверностью анамнестических сведений [10].

В Архангельской области ежегодно регистрируется до 3 тыс. отравлений, при этом 98% — бытового происхождения. В последние 15 лет их количество возросло в 3 раза, а смертность составила 13%. В структуре отравлений доля алкоголя и его суррогатов — около 60%, лекарственных средств — 20%, кислот, щелочей, соединений металлов (ртуть, свинец), углеводородов и пестицидов — 6,5%, оксида углерода — 5,5%. Более 60%

Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 64(2): 97-104 DOI: http://dx.doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-2-97-104 Проблемы медицинского образования

отравлений зарегистрировано в городах области. Среди отравленных преобладали мужчины (около 60%), преимущественно трудоспособного возраста; доля детей составила 15% [11-14].

В настоящее время химические технологии широко представлены в различных отраслях экономики, а значит, возрастает опасность масштабных химических аварий со значительным числом пострадавших, требующих оказания экстренной медицинской помощи, больших усилий и затрат на ликвидацию последствий немедицинского характера [15, 16]. На территории России ежегодно происходит до 100 аварий на производстве, транспорте, при различных пожарах с вовлечением в их процесс химических веществ (ХВ). Не исключена возможность диверсий с применением токсикантов или осуществление террористических актов на объектах химической промышленности и, как следствие, возникновение реальных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Отравления ХВ регистрируются и в Вооружённых силах России, где значимы групповые случаи, при этом высоки инвалидиза-ция и смертность отравленных [17, 18].

Учитывая значительную распространённость ХВ в бытовой сфере и в служебно-про-изводственной деятельности человека, а также необходимость совершенствования подготовки медицинских кадров в сфере токсикологии, следует активизировать учебный процесс по этому направлению на уровнях как додипломного, так и последипломного образования врачей [19]. Такая подготовка должна быть плановой и комплексной, включать мероприятия по предупреждению, снижению и ликвидации неблагоприятных медико-биологических и социально-психологических последствий одиночных, групповых отравлений и масштабных поражений при химических катастрофах. При этом следует ориентироваться на токсикологическую подготовку врачей всех профилей и провизоров, чтобы они были способны своевременно выявить отравление и предпринять грамотные действия до того, как пациент окажется в условиях специализированного стационара [20]. Определяется это, прежде всего, многообразием форм токсических процессов, развивающихся при воздействии на организм человека ХВ. В частности, для отдельного индивидуума это могут быть острые и хронические интоксикации, транзитор-ные токсические реакции, снижение реактивности к действию физических, биологических, психических факторов, аллергизация и астенизация организма, химический канцерогенез и тератогенез [21]. С проявлениями токсического процесса в своей деятельности могут столкнуться терапевты, педиатры, стоматологи, реаниматологи, гинекологи, неврологи, нефрологи, психиатры, дерматологи, офтальмологи, оториноларингологи и другие специалисты, в том числе получающие подготовку по медико-профилактическому, медико-биохими-

ческому и фармацевтическому профилям [22, 23]. Это диктует необходимость обязательного изучения токсикологии студентами различных факультетов медицинских вузов после получения базовых знаний по анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии, биохимии, гигиене и экологии, фармакологии, клинической лабораторной диагностике, общественному здоровью и организации здравоохранения, а также овладевшими основами терапевтической и хирургической патологии и организационными основами работы службы скорой медицинской помощи [24].

Представленные положения соответствуют и основным принципам фундаментальной теории безопасности личности, общества и государства, в которой велика роль человеческого фактора, инициирующего 80-90% всех техногенных ЧС, к которым относятся и ЧС химического генеза. Высокая профессиональная квалификация, благоприятный уровень физического и психоэмоционального состояния, способность быстрой адаптации к меняющимся условиям, восприимчивость к инновациям, общая и профессиональная культура членов общества формируют их потенциал безопасности. Напротив, дефицитарность этих качеств ставит под угрозу безопасность и эффективность профессиональной деятельности, а также способствует угрозе возникновения ЧС [25].

Цель — выявление уровня базисных знаний у студентов по вопросам токсикологии и разработка предложений по совершенствованию преподавания этой учебной дисциплины в медицинских вузах.

Материал и методы

В Северном государственном медицинском университете на занятиях по курсу «Медицина катастроф» проведено одномоментное анкетирование студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. В исследовании приняли участие 275 студентов: 152 студента 5-го курса лечебного факультета, 60 студентов 4-го курса педиатрического факультета, 63 студента 4-го курса стоматологического факультета. Период проведения анкетирования — первое занятие по изучаемому курсу.

Анкета содержала вопросы, касающиеся определения исходных знаний у студентов в части бытовой и промышленной токсикологии и содержала 13 вопросов: 8 — закрытых, с предложенными ответами («Да»/«Нет»/«Затрудняюсь ответить») и 5 — открытых, на которые студенты отвечали своими словами.

Результаты исследования

Полученные результаты в части токсикологической эрудиции современных студентов и их возможности практически воспользоваться имеющимися знаниями в целом показали их явную недостаточность (см. таблицу).

Результаты входного контроля знаний студентов СГМУ по токсикологии

Ответы студентов, %

Вопрос лечебный факультет, 5 курс (и = 152) педиатрический факультет, 4 курс (и = 60) стоматологический факультет, 4 курс (и = 63)

да нет затрудняюсь ответить да нет затрудняюсь ответить да нет затрудняюсь ответить

1. Относятся ли медицинские организации к объектам химической опасности? 82,9 15,1 2,0 40,0 43,3 16,7 79,4 19,0 1,6

2. Известна ли Вам структура ХВ в окружающей среде Архангельской области? 22,4 63,2 14,4 13,4 83,3 3,3 23,8 69,8 6,4

3. Необходимы для врача знания и навыки по токсикологии? 100,0 0 0 98,3 1,7 0 96,8 1,6 1,6

4. Необходимы для населения знания по основам химической безопасности? 98,7 1,3 0 100,0 0 0 100,0 0 0

5. Готовы ли Вы к оказанию первой помощи отравленным ХВ вне лечебного учреждения? 44,7 52,6 2,7 33,3 65,0 1,7 39,7 60,3 0

6. Знаете ли Вы порядок принятия организационно-медицинских решений при массовых (групповых) отравлениях ХВ? 32,9 65,8 1,3 45,0 51,7 3,3 49,2 50,8 0

7. Необходимо ли создание круглосуточного информационно-консультативного токсикологического центра? 91,4 5,3 3,3 96,7 3,3 0 93,6 6,4 0

8. Имеются ли в службе скорой медицинской помощи области специализированные токсикологические бригады? 42,8 51,3 5,9 63,3 36,7 0 47,6 52,4 0

9. В какой сфере деятельности человека чаще встречаются отравления ХВ? В бытовой — 42,8 В производствен- В бытовой — 45,0 В производствен- В бытовой — 42,9 В производствен-

ной — 57,2

10. Назовите предприятия Архангельской области, на которых возможны массовые отравления людей ХВ?

ЦБК — 89,5%; ЛДК —21,7%; СРЗ — 38,8%;

гидролизный завод — 29,6%; водоканал — 13,8%; космодром— 13,8%; ТЭЦ—7,9%; медицинские организации и АЛВИЗ — 1,3-3,3%

ЦБК — 100%; СРЗ — 55,0%; ТЭЦ —33,3%; ЛДК —26,7%; водоканал— 11,7%; космодром — 11,7%

ной — 55,0 ной—57,1

ЦБК —93,7%;

СРЗ — 66,7%;

водоканал — 28,6%;

ЛДК — 17,5%;

железная дорога, ТЭЦ

и гидролизный завод — 4,8-11,1%

Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 64(2): 97-104

РО! http://dx.doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-2-97-104_101

Проблемы медицинского образования

•о а

а

^

а ж

а у

ж

§

О

н и

Й

ч

>Й I I

3 ^

И О

т и

1

а

о н о

0х 14

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч

■о ¡-

и ш н

о

н

и ¡-

Л-« "

° я

<и а

а

ч

а

н и

н ^ л <м Ч ич

Й II ■©ф к

> к ^

Й и £ £

<и Ч

о

о &

о

т

ЧО

I чР чн ^

¡Щ сэ ., Р ^о 0х

в

Ч I т

та (О I

3 13 I

о

ч® <р

0х ¿4

ЧО 00 ©, «Ч сч

«

И

а

СО

а

ю

г ¿9 О

£

(ч ч

^ СЙ

Й <и

£ в

¡а &

з р х

« о я и о у о к

Л Н (Н

Й ¡2 и ¡^ * В ч

=й «

н

ч ,

(и ^ч а I

° I

а

Ч <и

Ё а о

а я

а о <и Л

ч а

0х 'О

КЗ

0х 00"

°° I

о 1

^ а

I —

1 I

§ I

^ а

>й 8

¡3 о

я о

а а

л о

и

О 0х

и о

I <М

2 I

-О 1

Й Й

р Ч

Ь о 2 и а о

О Л

_ 0х а . - 00 Й I

Л

<Й'

2 £ © *

в о _

^ ч з

а а 5 ч о а

ох

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"10х ^ <у

^Ч 0х

Г- Г-

I ^

I ^

I

е^ О

. „ сэ О

£ 7 о

^ чо

I <о Я 0\

со

Л «

И

и I

М ^ ьй

в ¡3 ч

Л о о

И и 15

а а о

и ^

л ^

я

3 а

а -

и <ц Й ^ И ^

а & £

<и <и Ч

О сч. К Ю

а «

3 <5

13

• а

^ч н ^ч о

0х т

Й ^ а

м ^ £ 2

£ I

^ о В

ох

00

4 I § 4

В о

5 со

3 ®

е

гч <3

| 5«

3 ш о

4 я н т

к

I

д

ч

а о ш

н и Л

а

л

н о ч

о « -

И

^ Л

<и ч « ^

(ч о О

Л »

о X

л й * 5 »

ох

СП

Ч

о ., н

о и о

I

I а

X > Й

Ея ¡5

1—1 Ш § §

и

с^ Н «

н ® сЗ

ОЯЙ к (ч ■о1 а а

¡3 & §

53 ' Й

° ^ 3 о в Й

а та

а

ел

0 X

3

1 т а х Я

4 <и

^ ^ л а ЕЭ ¡3 ей ^ и

^ £ I I

¡5 л 15 ЛИ

ь ^ ^ н а а « л а а ч-& а « Я

гч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а В 2

чТ 40

® СП м , Ш ^ч

Ч |

^ I ^

а « Й н ^ о

I Оч

I

. - а чр а | 5х о I ° а л

га о

* 1 ° I

1 >а ч И о л ^

н « 9

^ о 5

-И В

п

«

£

а о

о а

ч а

Й 1«

2 «

¡3 Ё

а

о -

^^ ^

а ч л

^ а и % В^

ч ¡з4 ¡3 ^ ^

а н

^И1 й

с^ а а Л Л „

а я

и а и а - о

(ч ей ч

Ч О

о ш а н о

л

X

н о <и ш

■ , со л а

^Ч чР

,0х

т. I '

-е I 1 Я « 1

^ и л а

в* £

«э «э 00

ох

а а и

о ч о а

ё ;

В

н о

*

» Й

^ а £

¡^ § I

а а в

¡^ § <и

и ю «

2<е а^

В1^

<й чо

Н гч

. - 0х ч? О ^ СЛ

I

С5 ^

'¡¡3 I в

^ . Т ¡ч

I ^ 1 ^

§о ь О

¡5 7 § 8

§ I § 8

1 § 3 §

^ Я о а & л ь ь

■о" н а (ч

3 Я

Health care of the Russian Federation. 2020; 64(2): 97-104 DOI: http://dx.doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-2-97-104

Problems of medical education

Анкетирование выявило, что подавляющее большинство студентов (76-83%) разных факультетов не знает структуры ХВ в окружающей среде (воздух, вода, почва) Архангельской области. В то же время их спектр ХВ в этих средах разнообразен, и его следует учитывать будущим врачам при наличии у пациентов хронических заболеваний дыхательных путей, ЛОР-органов, пищеварительного тракта, кожных покровов, глаз, при проведении корригирующей терапии и выдаче рекомендаций организационно-профилактического характера. От 17 до 60% анкетированных не знают, что медицинские организации относятся к объектам химической опасности. В то же время практически все студенты согласны с необходимостью знания токсикологии и овладения навыками обеспечения химической безопасности в будущей медицинской деятельности.

Всего 30-45% студентов дали утвердительные ответы на вопросы о способности к оказанию первой помощи вне медицинской организации лицам, отравленным ХВ. Одновременно такое же количество студентов показали отсутствие знаний по порядку принятия организационно-медицинских решений при массовых отравлениях. Неудовлетворительны ответы старшекурсников и по сферам деятельности человека, в которых наиболее часто встречаются отравления, и по знанию структуры службы скорой медицинской помощи в части функционирующих в ней бригад специализированной медицинской помощи.

При ответах на открытые вопросы студенты показали несколько лучшие, но крайне ограниченные знания. В рамках информированности об основных предприятиях с химической опасностью по месту проживания большинство знают о наличии лишь производств целлюлозно-бумажной промышленности, около половины — судоремонтной сферы, около трети указали объекты энерго- и водоснабжения. Остальные возможные источники химической опасности отмечены менее чем в 15% случаев. При этом медицинские организации как объекты химической опасности упоминались в единичных случаях.

Среди ХВ, вызывающих отравления людей в быту, около половины студентов смогли назвать лишь 3 представителей: алкоголь и его суррогаты, угарный газ и уксусная кислота. Остальные ХВ упоминались менее чем в 15% случаев, при этом их перечень практически у всех ограничивался не более чем 2-3 наименованиями.

В части знания противоядий ХВ в основном студентами были названы наиболее эффективные, специфичные к определённым группам ядов (фосфорорганического ряда, общетоксического действия, алкоголь и его суррогаты) и относящиеся к разряду табельных антидотов. В то же время на каждом факультете обнаружились студенты (по 2-5 человек), которые отнесли к числу противо-

ядий 5% спиртовую настойку йода. По факту этот медицинский препарат не относится к категории антидотов, но способен оказывать некоторое профилактическое действие при радиационной угрозе как радиопротектор.

Обращает внимание, что по ряду вопросов значительное число студентов (до 14-16,7%) уклонились от ответов, что в большей степени определяет их незнание.

Обсуждение

Резюмируя итоги результатов проведённого анкетирования, мы считаем, что в значительной степени недостаточность токсикологических знаний у современного студента обусловлена рядом причин. Прежде всего — это постепенное, начиная с 2009 г., сокращение токсикологии как учебной дисциплины в сфере додипломной подготовки врачей. Сегодня в большинстве федеральных государственных образовательных стандартов полностью отсутствует упоминание о токсикологии как об учебной дисциплине. В то же время она крайне необходима для изучения студентами всех факультетов, имеющих отношение к медицинской практике [26].

Сложившаяся ситуация сродни чрезвычайной и требует принятия экстренных мер по «спасению» токсикологии как учебной дисциплины, необходимой для подготовки студентов всех направлений и специальностей в медицинских и фармацевтических вузах на додипломном уровне. Выход из этой проблемной ситуации был предложен ещё в 2010 г. [27] и подтверждён в 2017 г. [28], что мы всецело поддерживаем.

Предлагаем внести в новые федеральные государственные образовательные стандарты по всем специальностям медицинского профиля самостоятельный курс «Токсикология и радиология с медицинской защитой от токсических веществ» на кафедре медицины катастроф. Трудоёмкость этой дисциплины должна составить минимум 3 зачётные единицы. Это позволит обеспечить надлежащее приобретение студентами профессиональных и общекультурных компетенций в организационных вопросах предупреждения отравлений и проведения превентивных мероприятий в разнородных коллективах, определении лечебной тактики при оказании помощи при отравлениях и поражениях ХВ. Это позволит также повысить уровень токсикологических знаний медицинского персонала, привить ему умения и навыки действий при оказании медицинской помощи, в том числе экстренной, как при одиночных, так и при групповых (массовых) отравлениях (поражениях) агрессивными ХВ. В совокупности токсикологические компетенции медицинского персонала обеспечат надлежащий уровень химической безопасности населения, а значит, и химической безопасности государства.

Здравоохранение Российской Федерации. 2020; 64(2): 97-104 DOI: http://dx.doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-2-97-104 Проблемы медицинского образования

Заключение

Результаты нашего исследования позволили резюмировать, что:

1. Требуется восстановление токсикологии как самостоятельной дисциплины в составе учебного курса «Токсикология и радиология с медицинской защитой от токсических веществ» на уровне до-дипломного обучения студентов медицинских образовательных организаций.

2. Необходимо совершенствование процесса обучения студентов медицинских и фармацевтических вузов по этой дисциплине по изучению:

а) характеристики функционирующих объектов химической опасности как в целом по России, так и на территориях её субъектов, в которых обучаются будущие врачи, в части ориентирования их на осуществление профилактических, а при необходимости организационно-тактических и лечебных мероприятий среди населения с проведением медико-тактических учений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) структуры и токсикологической характеристики ХВ, применяющихся в быту, в различных сферах производственной (в том числе медицинской) деятельности человека, присутствующих в экологической среде и обусловливающих угрозу здоровью.

3. Создание межкафедральной программы по токсикологии обеспечит дальнейшее развитие актуального научно-практического направления — токсикологической превентологии и позволит актуализировать её медицинские аспекты во всех сферах врачебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойцов С.А., Деев А.Д., Шальнова С.А. Смертность и факторы риска неинфекционных заболеваний в России: особенности, динамика, прогноз. Терапевтический архив. 2017; 89(1): 5-13.

DOI: http://doi.org/10.17116/terarkh20178915-13

2. Семенов В.Ю., Самородская И.В., Драпкина О.М. Сравнение показателей смертности от трех групп причин в Российской Федерации в условиях экономического кризиса 2014-2016 гг. Профилактическая медицина. 2019; 22(2): 25-31.

DOI: http://doi.org/10.17116/profmed20192202125

3. GBD 2017 DALYs and HALE Collaborators. Global, regional, and national disability-adjusted life-years (DALYs) for 359 diseases and injuries and healthy life expectancy (HALE) for 195 countries and territories, 1990-2017: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017. Lancet. 2018; 392(10159): 1859-922.

DOI: http://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)32335-3

4. Литвинова О.С., Калиновская М.В. Токсикологический мониторинг причин острых отравлений химической этиологии в Российской Федерации. Токсикологический вестник. 2017; (1): 5-9.

5. Ковалев Е.В., Курашвили О.М. О результатах мониторинга острых отравлений химической этиологии на территории Ростовской области. Главный врач Юга России. 2017; (3): 4-6.

6. Прохоровская А.Г., Иванова Н.А. Токсикологическая ситуация в Чувашской республике. Здравоохранение Чувашии. 2017; (3): 19-24.

7. Сабаев А.В. Госпитализированная заболеваемость населения города Омска в результате острых отравлений химиче-

ской этиологии в 2015 году. Казанский медицинский журнал. 2017; 98(3): 430-3.

DOI: http://doi.org/10.17750/KMJ2017-430

8. Аухатова С.Н. Токсикологический мониторинг причин острых отравлений химической этиологии в республике Башкортостан. Санитарный врач. 2017; (10): 41-5.

9. Громова З.Ф., Коканов А.А., Шатрова Н.В., Мусинова М.А. Химико-токсикологический мониторинг острых отравлений в Рязанской области. Центральный научный вестник. 2018; 3(8): 4-6.

10. Халитов Ф.Я., Анисимов А.Ю. Состояние диагностики острых отравлений врачами скорой медицинской помощи. Практическая медицина. 2017; (10): 89-92.

11. Бузинов Р.В., Кику П.Ф., Унгуряну Т.Н., Ярыгина М.В., Гудков А.Б. От Поморья до Приморья: социально-гигиенические и экологические проблемы здоровья населения. Архангельск; 2016.

12. Варакина Ж.Л., Арапова Л.А., Вязьмин А.М., Санников А.Л. Стойкая нетрудоспособность в результате насильственных причин как фактор, влияющий на безопасность общества (по материалам Архангельской области). Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014; (1): 41-4.

13. Мордовский Э.А., Соловьев А.Г., Вязьмин А.М., Кузин С.Г., Колядко Э.А. Потребление алкоголя накануне смерти и смертность от травм, отравлений и других последствий действия внешних причин. Экология человека. 2014; (9): 24-9.

14. Ревич Б.А., Харькова Т. Л., Кваша Е.А. Оптика медико-демографических процессов в контексте устойчивого развития арктического макрорегиона (на примере Архангельской области). Демографическое обозрение. 2019; 6(2): 165-96.

15. Гончаров С.Ф., Простакишин Г.П., Сарманаев С.Х., Бызова В.Н., Седов А.В. Современный взгляд на проблему ликвидации медико-санитарных последствий химических чрезвычайных ситуаций. Медицина катастроф. 2018; (3): 9-14.

16. Онищенко Г.Г. Химическая безопасность - важнейшая составляющая санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Токсикологический вестник. 2014; (1): 2-6.

17. Тихонов М.Н., Богославский М.М. Химический терроризм и химические аварии — угрожающая реальность в современном мире. Экологическая экспертиза. 2016; (2): 2-36.

18. Халимов Ю.Ш., Матвеев С.Ю., Фомичев А.В., Кузьмич В.Г., Власенко А.Н., Захаров М.В. и др. Проблемы клинической токсикологии в Вооружённых силах Российской Федерации на современном этапе. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2016; (1): 170-5.

19. Эпинатьев И.Д., Матвеев В.И., Панин Е.О., Ковалева Н.Ю. Химическая безопасность промышленных территорий. Химическая безопасность. 2018; 2(1): 252-62.

DOI: http://doi.Org/10.25514/CHS.2018.1.12900

20. Башарин В.А., Карамуллин М.А., Маркизова Н.Ф., Чеховских Ю.С., Рыбалко В.М., Фомичев А.В. Проблемы подготовки в вооружённых силах специалистов для медицинского обеспечения радиационной и химической безопасности. Военно-медицинский журнал. 2017; 338(7): 4-10.

21. Остапенко Ю.Н., Ковалев А.В., Гасимова З.М., Зайковский В.В. Токсикологическая помощь населению Российской Федерации: состояние и проблемы. Токсикологический вестник. 2014; (3): 2-8.

22. Динмухаметов А.Г. Необходимость использования лечебно-оздоровительных учреждений при чрезвычайных ситуациях на химических объектах. Общественное здоровье и здравоохранение. 2016; (3): 44-7.

23. Клевно В.А., Максимов А.В., Плис С.С. Клинико-судебно-медицинский анализ летальных исходов у пациентов с подозрением на острые отравления веществами химической этиологии. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2018; 3-4 (21): 174-7.

DOI: http://doi.org/10.18821/1560-9537-2018-21-3-174-177

24. Кушнир Л.А., Тимошевский А.А., Путило В.М. Особенности преподавания токсикологии в учебном военном центре Сеченовского университета. Токсикологический вестник. 2017; (6): 2-7.

25. Рахматов А.С. Повышение профессиональной квалификации специалистов в области химической безопасности. Химическая безопасность. 2018; 2(2): 343-50.

DOI: http://doi.org/10.25514/CHS.2018.2.14127

26. Рыбалко В.М., Башарин В.А., Шаров Р.А., Конев В.В. К вопросу о подготовке врачей по токсикологии. Medline.ru. Российский биомедицинский журнал. 2015; 16(2): 363-70.

27. Гребенюк А.Н. Подготовка врачей по токсикологии: современное состояние и ближайшие перспективы. Токсикологический вестник. 2010; (3): 37-41.

28. Стрелова О.Ю., Степанова Е.Н., Гребенюк А.Н. Вопросы токсикологии в додипломной подготовке специалистов фармацевтического профиля. Токсикологический вестник. 2017; (6): 8-15.

REFERENCES

1. Boytsov S.A., Deev A.D., Shal'nova S.A. Mortality and risk factors for non-communicable diseases in Russia: Specific features, trends, and prognosis. Terapevticheskiy arkhiv. 2017; 89(1): 5-13. DOI: http://doi.org/10.17116/terarkh20178915-13 (in Russian)

2. Semenov V.Yu., Samorodskaya I.V., Drapkina O.M. Comparison of death rates due to three groups of causes in the Russian Federation during the 2014-2016 economic crisis. Profilakticheskaya meditsina. 2019; 22(2): 25-31.

DOI: http://doi.org/10.17116/profmed20192202125 (in Russian)

3. GBD 2017 DALYs and HALE Collaborators. Global, regional, and national disability-adjusted life-years (DALYs) for 359 diseases and injuries and healthy life expectancy (HALE) for 195 countries and territories, 1990-2017: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017. Lancet. 2018; 392(10159): 1859-922.

DOI: http://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)32335-3

4. Litvinova O.S., Kalinovskaya M.V. Toxicological monitoring of causes of acute poisonings of chemical etiology in the Russian Federation. Toksikologicheskiy vestnik. 2017; (1): 5-9. (in Russian)

5. Kovalev E.V., Kurashvili O.M. About results of monitoring of acute poisonings of chemical etiology at Rostov region. Glavnyy vrach Yuga Rossii. 2017; (3): 4-6. (in Russian)

6. Prokhorovskaya A.G., Ivanova N.A. Toxicological situation in the Chuvash Republic. Zdravookhranenie Chuvashii. 2017; (3): 19-24. (in Russian)

7. Sabaev A.V. Hospitalized morbidity of Omsk population as a result of acute intoxication of chemical etiology in 2015. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal. 2017; 98(3): 430-3.

DOI: http://doi.org/10.17750/KMJ2017-430 (in Russian)

8. Aukhatova S.N. Toxicological monitoring of the causes of acute poisoning of chemical etiology in the Republic of Bashkortostan. Sanitarnyy vrach. 2017; (10): 41-5. (in Russian)

9. Gromova Z.F., Kokanov A.A., Shatrova N.V., Musinova M.A. Chemical and toxicological monitoring of poisonings in Ryazan oblast. Tsentral'nyy nauchnyy vestnik. 2018; 3(8): 4-6. (in Russian)

10. Khalitov F.Ya., Anisimov A.Yu. Diagnostic status of acute poisoning by ambulance doctors. Prakticheskaya meditsina. 2017; (10): 89-92. (in Russian)

11. Buzinov R.V., Kiku P.F., Unguryanu T.N., Yarygina M.V., Gudkov A.B. From Pomorie to Primorye: Sociohygienic and Environmental Problems of Public Health [Ot Pomor'ya do Primor'ya: sotsial'no-gigienicheskie i ekologicheskie problemy zdorov'ya naseleniya]. Arkhangel'sk; 2016. (in Russian)

12. Varakina Zh.L., Arapova L.A., Vyaz'min A.M., Sannikov A.L. Permanent disability due to violent causes as the factor influencing the safety of society (On materials of the Arkhangelsk region). Mediko-sotsial'naya ekspertiza i reabilitatsiya. 2014; (1): 41-4. (in Russian)

Health care of the Russian Federation. 2020; 64(2): 97-104 DOI: http://dx.doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-2-97-104

Problems of medical education

13. Mordovskiy E.A., Solov'ev A.G., Vyaz'min A.M., Kuzin S.G., Kolyadko E.A. Alcohol consumption the day before death and mortality from traumas, intoxications and other effects of external causes. Ekologiya cheloveka. 2014; (9): 24-9. (in Russian)

14. Revich B.A., Khar'kova T.L., Kvasha E.A. Optics of medical and demographic processes in the context of sustainable development of the Arctic macro-region (as exemplified by the Arkhangelsk region). Demograficheskoe obozrenie. 2019; 6(2): 165-96. (in Russian)

15. Goncharov S.F., Prostakishin G.P., Sarmanaev S.Kh., Byzova V.N., Sedov A.V. Modern View on the Problem of Liquidation of Health Impacts of Chemical Emergency Situations. Medicine of disasters. Meditsina katastrof 2018; (3): 9-14. (in Russian)

16. Onishchenko G.G. Chemical safety is the most important constituent of the sanitary and epidemiological well-being of population. Toksikologicheskiy vestnik. 2014; (1): 2-6. (in Russian)

17. Tikhonov M.N., Bogoslavskiy M.M. Chemical terrorism and chemical accidents as threatening reality in the modern world. Ekologicheskaya ekspertiza. 2016; (2): 2-36. (in Russian)

18. Khalimov Yu.Sh., Matveev S.Yu., Fomichev A.V., Kuz'-mich V.G., Vlasenko A.N., Zakharov M.V., et al. Problems of clinical toxicology in Armed Forces of Russian Federation at present stage. Vestnik Rossiyskoy voenno-meditsinskoy akademii. 2016; (1): 170-5. (in Russian)

19. Epinat'ev I.D., Matveev V.I., Panin E.O., Kovaleva N.Yu. Chemical safety of industrial areas. Khimicheskaya bezopasnost'. 2018; 2(1): 252-62.

DOI: http://doi.org/10.25514/CHS.2018.L12900 (in Russian)

20. Basharin V.A., Karamullin M.A., Markizova N.F., Chekhov-skikh Yu.S., Rybalko V.M., Fomichev A.V. Issues on preparation of specialists for medical radioactive and chemical safety in the Armed Forces. Voenno-meditsinskiy zhurnal. 2017; 338(7): 4-10. (in Russian)

21. Ostapenko Yu.N., Kovalev A.V., Gasimova Z.M., Zaykovskiy V. V. Toxicological aid to population of the Russian Federation: status and problems. Toksikologicheskiy vestnik. 2014; (3): 2-8. (in Russian)

22. Dinmukhametov A.G. Need of healthcare institutions at emergency situations in chemical sites. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie. 2016; (3): 44-7. (in Russian)

23. Klevno V.A., Maksimov A.V., Plis S.S. Clinical-forensic analysis of lethal outcomes in patients with suspected acute poisoning with substances of chemical etiology. Mediko-sotsial'naya ekspertiza i reabilitatsiya. 2018; 3-4 (21): 174-7.

DOI: http://doi.org/10.18821/1560-9537-2018-21-3-174-177 (in Russian)

24. Kushnir L.A., Timoshevskiy A.A., Putilo V.M. Specificity of toxicology teaching at the educational military center of the N.M. Sechenov university. Toksikologicheskiy vestnik. 2017; (6): 2-7. (in Russian)

25. Rakhmatov A.S. Improving professional skills of personnel involved in chemical safety sphere. Khimicheskaya bezopasnost'. 2018; 2(2): 343-50.

DOI: http://doi.org/10.25514/CHS.2018.2.14127 (in Russian)

26. Rybalko V.M., Basharin V.A., Sharov R.A., Konev V.V. On the question of the training of physicians in toxicology. Medline. ru. Rossiyskiy biomeditsinskiy zhurnal. 2015; 16(2): 363-70. (in Russian)

27. Grebenyuk A.N. Training for physicians-toxicologists: current state and the nearest perspectives. Toksikologicheskiy vestnik. 2010; (3): 37-41. (in Russian)

28. Strelova O.Yu., Stepanova E.N., Grebenyuk A.N. Issues of toxicology in the undergraduate training of pharmaceutical profile specialists. Toksikologicheskiy vestnik. 2017; (6): 8-15. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.