УДК 613.в32.4:547.582.4'281+815.817:547.582.4
М. И. Макарук, Л. В. Вагонова ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЦЕТИЛАНИЗОЛА
Калужская областная санэпидстанция
0=0—011,
В промышленности весьма широко распространены вещества, обладающие запахом. Одним из подобных веществ является ацетиланизол, токсикологические исследования которого представляют фрагмент работы по гигиеническому регламентированию синтетических душистых веществ в воздухе рабочей зоны.
Ацетиланнзол(пара-метоксиацетофенои) — белый кристаллический порошок с сильным запахом, напоминающий запах аниса. Молекулярная масса 150. Плотность 1,2 г/см.
Температура плавления 34—36°С, кипения 253 °С при нормальном давлении. Расчетная упругость шаров 2,13-10_г мм рт. ст., насыщающая концентрация 175 мг/м3. Растворяется в органических растворителях, мало растворим в воде. Получение ацетиланизола основано на синтезе его из анизола и уксусного ангидрида с предварительным получением анизола путем метилирования фенола.
Сведений о токсичности ацетиланизола в литературе не кайлено. О его гомологе — ацетофеноне — известно, что он оказывает выраженное влияние на ЦНС, вызывая судороги, наркоз. Гибель животных наступает от остановки дыхания вследствие паралича дыхательного центра. Другой представитель гомологического ряда — анизол также оказывает наркотическое действие с поражением системы крови, органов дыхания, причем эффект его сходен с эффектом фенола, но в 10 раз слабее. Отмечено кожно-прижигающее действие анизола.
Поскольку ацетиланизол относится к веществам с выраженным ольфактивным компонентом, представляет интерес его возможное ольфактивпое влияние на работающих. Вопрос о воздействии запахов на человека в производственных условиях изучен недостаточно, хотя имеющиеся сведения говорят о далеко не безразличном отношении работающих к этому фактору [1—3|.
Токсичность и опасность ацетиланизола изучали в соответствии с «Методическими указаниями к постановке исследований для обоснования санитарных стандартов вредных веществ в воздухе рабочей зоны» (1980) на белых мышах, крысах и морских свинках.
В острых опытах токсичность ацетиланизола исследовали при внутрижелудочном, внутрибрюшинном и ингаляционном воздействии. Клиническая картина интоксикации при внутрижелудочном введении характеризовалась угнетением ЦНС (адинамичность, заторможенность болевых реакций) на фоне первоначального возбуждения, резким снижением массы тела животных. Внешний вид их был неопрятным, шерсть взъерошена, слегка увлажнена. Гибель наступила на 1—4-е сутки. При внутрибрюшинном введении животные принимали боковое положение через 20— 30 мин. Перед гибелью появлялись судороги. При вскрытии погибших животных обнаружены резкое полнокровие печени, легких и селезенки, очаговая дистрофия гепатоцитов. Установленные среднесмертельные дозы при внутрижелудочном введении (обработка по методу Кербера) для мышей 820±82 мг/кг, для крыс 4300±385 мг/кг.
При однократном ингаляционном воздействии ацетил-анизолом в насыщающей концентрации гибели животных не наблюдалось. Клиническая картина не носила выраженного характера (некоторое двигательное возбуждение, настороженная реакция), «последствие доведение и внешний вид подопытных животных были такими же, как у контрольных.
При однократном нанесении на кожу морских свинок ацетиланизола в виде насыщенного раствора в ацетоне установлен слабый раздражающий эффект. Через 30—60 мин эритема исчезала. Изучение кожно-резорбтнвного действия проведено на мышах по общепринятой методике. Соотно-
шение ацетиланизола с маслом составляло 3: 1. Клиническая картина свидетельствовала о наличии токсического эффекта (резкое нарушение двигательной активности, напряжение мышц-сгибателей, влажная взъерошенная шерсть). Половина подопытных мышей принимали боковое положение сразу после воздействия, однако к следующему дню их состояние было удовлетворительным, и их вновь подвергали затравке. У большинства животных отмечался симптом Штраубе. Одна мышь погибла на 7-й день воздействия. При статистическом анализе показателей кожно-ре-зорбтивного действия отмечены достоверное увеличение суммационно-порогового показателя — СПП (опыт 9,7±1,2, в контроле 6±0,13; < = 4,2, Я<0,01) и выраженная тенденция к увеличению коэффициентов массы надпочечников (в опыте 0,42±0,05, в контроле 0,29±0,03; / = 2,06, Р-СО.Об). В отношении других показателей достоверных изменений не обнаружено. Гистологически установлены дистрофия гепатоцитов и эпителия извитых канальцев почек и гиперемия селезенки.
Порог острого действия определяли при ингаляционном воздействии. В опыте на крысах испытаны две концентрации: близкая к насыщающей (148,0±19,2 мг/м5) и 22,0± ±6,4 мг/м'. Первая создавалась в статических условиях, вторая в динамических. Время воздействия 4 ч. длительность наблюдения 2 нед. Из ряда избранных показателей ^ (масса тела, работоспособность, СПП, время гексеналовогс^ сна) наиболее чувствительным оказался СПП (30,1±2,8, в контроле 20,1 ±3.2; < = 2.38. Р<0,05). Эти изменения отмечены при концентрации 22,0 мг/м*.
Сенсибилизирующее действие оценивали по методу О. Г. Алексеевой путем нанесения на выстриженную боковую поверхность морских евннок ацетонового раствора ацетиланизола (1 : 50) в течение 30 дней. Тестирование проводили на II, 21 и 44-й дни. Кроме того, применяли способ сенсибилизации. при котором вещество, растворенное в физиологическом растворе (1 :500), вводили однократно внутри-кожно в ушную раковину морских свинок. Тестирование выполняли на 11-й день накожно на загривке двумя каплями раствора ацетиланизола (1 :25). В обоих случаях кожных реакций не наблюдалось.
Характер действия ацетиланизола на организм изучали в подостром эксперименте при ингаляционном воздействии в концентрации, близкой к насыщающей (152,0±!1,2 мг/м5). Затравку осуществляли в статических условиях в течение 3 мес по 4 ч 5 дней в неделю. В опыте использовали белых крыс. Во избежание перенасыщения продуктами жизнедеятельности животных камеры периодически проветривали, после чего вновь создавали действующую концентрацию. Отмечено статистически достоверное снижение СПП к кон-^ф цу эксперимента, хотя в однократных опытах ранее наблюдалось увеличение СПП. Это свидетельствует о том, что при повторном воздействии нарушается соотношение процессов возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения в высших отделах ЦНС. В распределении белковых фракций выявлено достоверное уменьшение количества аг-глобу-линов через 1,5 мес воздействия. Со стороны альбуминовой фракции изменения не были статистически достоверны по сравнению с контролем, однако в сравнении с фоном отмечалось значительное снижение содержания альбуминов в течение всего срока эксперимента (Я<0,02). В контрольной группе аналогичные изменения не были столь резко выражены. К 3 мес воздействия выявлено значительное снижение активности аминотрансфераз, что свидетельствует о нарушении процессов переаминирования. По окончании эксперимента были проведены патоморфологические и гистологические исследования, при которых патологии внутренних органов не обнаружено.
Изучение кумулятивных свойств показало, что ацетил- ^
анизол обладает маловыраженной кумуляцией (Ккум>5,3).
С целью выявления возможного влияния ацетиланизола на состояние здоровья работающих проведено их обследование с учетом действия ольфактивного фактора. Производственная группа состояла из 15 аппаратчиц в возрасте от 21 до 36 лет, имеющих контакт с ацетиланизолом. Стаж работы в данном цехе от 9 мес до 13 лет. Для исключении влияния посторонних химических вредностей обследованы только работницы, занятые на сушке и фасовке ацетиланизо-ла. В качестве контрольной избрали группу лиц, не связанных с воздействием производственных химических факторов. Производственные концентрации колебались от 1,7 до 36,3 мг/м'. Ацетнланизол присутствовал в воздухе в виде паров и аэрозоля.
Обонятельную чувствительность оценивали по методу Б. А. Шапаренко [4|, с помощью которого определяли пороги обоняния, времени адаптации на ольфакторный раздражитель, период восстаиовления обонятельных ощущений после обонятельной нагрузки. При обследовании обнаружено статистически достоверное снижение обонятельной чувствительности на ольфакторный раздражитель. Порог обоняния у лиц этой группы равнялся 6,8±0,28 см' (в контроле 4,0±0,78 см'; / = 2,85, Р<0,02). Эти данные получены у обследованных до работы, так как после нее пороги у большинства вообще не определялись из-за полной аносмии. Отмечена тенденция к сокращению времени адаптации к тому же раздражителю (48,0±9,8 с, в контроле 69,0±6,6 с, <=1,8, Я<0,06). При исследовании сердечно-сосудистой ' системы обнаружено стойкое повышение артериального давления: до работы максимальное 150,0±12,4 мм рт. ст., минимальное 94,3±2,5 мм рт. ст. (/ = 2,6, Р<0,05), после работы соответственно 160,7±15 и 95,7±5,2 мм рт. ст. (/ = 2,99, Р<0,02). У лиц контрольной группы артериальное давление было стабильным до и после работы — максимальное 117,5±4,9 мм рт. ст., минимальное 73,8±2,63 мм рт. ст. Частота пульса работы была выше: 89,3±7 в минуту, а после смены она уменьшалась и приближалась к контролю. На ЭКГ патологических изменений не обнаружено. Результаты периодических медицинских осмотров за последние 3 года подтвердили наличие гипертензии у 12 человек, из них у 4 (со стажем 5 лет и более) гипертонической болезни II степени. У 6 работниц невропатолог диагностировал вегетативную дисфункцию, у 1 — астеноневротическое состояние эндогенного характера.
Методом анкетирования была получена субъективная характеристика ацетиланизола как пахучего вещества. С помощью специально разработанной анкеты установлено, что все обследованные оценивают запах ацетиланизола как неприятный. Из 15 женщин 11 отметили появление во время работы головокружения, головной боли, тошноты, потливости. Полное отсутствие ощущения запаха ацетиланизола
УДК в 13.632: [678:63]-074+614.37 :[678:вЗ] -074
В целях решения задач Продовольственной программы по улучшению снабжения населения страны продовольственными продуктами (мясом, молоком, овощами и фруктами) в текущем пятилетии будут значительно расширены площади животноводческих комплексов и птицефабрик, парников, теплиц и оранжерей с широким применением полимерных материалов.
Из литературы известно, что условия эксплуатации полимерных материалов в объектах сельского хозяйства имеют ряд особенностей [4, 7]. В связи с этим появляется все больше сообщений, посвященных гигиеническим исследованиям полимерных материалов в условиях, максимально приближенных к условиям их реальной эксплуатации [2, 3, 6,
(полная адаптация обонятельного анализатора) в процессе работы появилась у 8 работниц.
Таким образом, изучение действия ацетиланизола на работающих показало, что изменения ряда вегетативно-сосудистых реакций в совокупности с нарушениями состояния обонятельного анализатора подтверждают тесную связь этих двух систем и взаимозависимость их патологических изменений. Нормализация к концу работы частоты сердечных сокращений наряду с глубокой гипосмией, а в некоторых случаях и аносмией свидетельствует о сдвигах нормальных обонятельно-вегетативных реакций, связанных со снижением функции обонятельного анализатора. Гипертен-зия и тахикардия (до работы) указывают не только на патогенетический характер раздражителя, но и на преимущественную роль симпатического отдела ЦНС в ответной реакции на действие ацетиланизола.
Порог идентификации запаха, установленный методом шпрнцевого разбавления, составил 1,2 мг/м'. Порог ольфактивного (обонятелыю-физиологического) действия определяли по увеличению частоты пульса у добровольцев при 10-мннутном воздействии концентраций 12 и 4 мг/м3. При концентрации 12 мг/м' увеличение частоты пульса было статистически достоверным.
Выводы. 1. Ацетнланизол по параметрам токсичности относится к III классу опасности.
2. Выраженный кожно-резорбтивный эффект ацетиланизола обусловливает необходимость применения средств защиты кожи.
3. Снижение обонятельной чувствительности у рабочих, а также изменение ряда физиологических показателей состояния сердечно-сосудистой системы свидетельствует о гигиенической значимости ольфактивного действия ацетиланизола.
4. Материалы исследования явились основанием для рекомендации ориентировочно безопасного уровня воздействия ацетиланизола на организм (3 мг/м').
Литература
1. Гусейнов О. М. — Учен, записки Азербайджан, мед. ин-та, 1970, т. 31, с. 37.
2. Деменков В. Р. — В кн.: Ленинградский санитарно-гигие-ническнй мед. нн-т. Отчетная науч. конф. аспирантов и клинических ординаторов. 23-я. Материалы. Л., 1973, с. 26—27.
3. Макарук М. И. — В кн.: Методические аспекты изучения биологического действия химических соединений. М., 1982, с. 87—92.
4. Шапаренко Б. А.— Вестн. оторннолар., 1959, № 2, с. 29—31.
Поступила 09.04.84
8). Согласно опубликованным материалам, на уровень миграции в воздух токсичных соединений оказывают влияние микроклимат помещения, химический состав полимерного материала и условия его эксплуатации. Поэтому в каждом конкретном случае необходимы гигиенические исследования в моделируемых условиях.
Нами проведены санитарно-химические и одориметриче-ские исследования поливинилхлоридных пленок двух рецептур, изготовленных с применением суспензионного поливи-нилхлорнда С-66 и С-7059. Пленки отличались количеством введенного пластификатора (дноктилфталата), стабилизаторов и модифицирующих смол. В качестве модифицирующей смолы в пленках марок С и Г использована эпоксидная
Т. И. Кравченко, Л. А: Рево, Г. А. Чемер
САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНЫХ ПЛЕНОК, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев