Научная статья на тему 'Тодические подходы к оценке и управлению отраслевыми рисками'

Тодические подходы к оценке и управлению отраслевыми рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РИСКА / ФАКТОРЫ РИСКА / ОТРАСЛЕВОЙ РИСК / УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Ольга Николаевна

В статье рассматривается методический подходы к оценке и управлению отраслевыми рисками. Процесс управления риском включает в себя выявление и классификацию факторов риска, оценка их вероятности и выбор метода воздействия на риск. Отраслевой риск оценивается с помощью расчета интегрального показателя отраслевого риска (ИПОР) путем рейтинговой оценки групп факторов и суммирования полученных результатов, взвешенных с учетом влияния соответствующей группы. Выделяют четыре группы метода воздействия на отраслевой риск. Оценка и управление отраслевыми рисками является важным моментом при принятии инвестиционных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тодические подходы к оценке и управлению отраслевыми рисками»

Методические подходы к оценке и управлению отраслевыми рисками

В современном менеджменте управление рисками есть составная часть результирующей доходности предпринимательской деятельности. Ориентация в течение длительного времени на преимущества экстенсивного развития плановой экономики страны, чрезмерно высокая степень централизации управления, господство административных методов управления не ставили на повестку дня учет неопределенности и риска в отраслях промышленности.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ОСНОВА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Сущностью рыночных отношений и их важнейшим, ключевым понятием является конкуренция. Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы за покупателя или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства1 либо в естественных условиях2. Конкуренция

- одна из главных черт рыночного хозяйства. Она является основным механизмом и важным средством контроля в рыночной экономике.

Конкуренция в экономике выступает в различных формах и осуществляестя различными методами. Конкуренция

- представляет собой естественный процесс отбора лучших товаров для покупателей, установления ценового равновесия в зависимости от спроса на товары. Конкуренция осуществяет санацию субъектов хозяйственной деятельности, отбирая наиболее сильные жизнеспособные стратегии ведения бизнеса. В современной науке выделяют различные виды, типы и уровни конкуренции, среди них и внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.3

1 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» от 26.07.2006.

2 Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: учебник / Р.А. Фатхутдинов. М. : ЗАО “Бизнес-школа, Интел-Синтез”, 2000, с.100.

3 Лопаткина Н.Ю. Сущность конкурентного потенциала интегрированной бизнес группы //Проблемы современной экономики, №3 (35), 2010. С. 461 - 463.

О.Н. Кузнецова

УДК 330.131.7 ББК 65.050.2 К-891

Чтобы разграничить понятия внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, рассмотрим понятия отрасль и рынок. Отрасль и рынок различаются совокупностью явлений и субъектами хозяйственной деятельности, которые лежат в основе данных понятий.

Рынок4 - это 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 2) экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.

Отрасль5 - это совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности.

В случае с рынком - это совокупность условий сделок купли-продажи, под понятие рынка объединяются производственные товары с точки зрения заменяемости и характера удовлетворяемой потребности с точки зрения потребителя. Отрасль представляет совокупность предприятий, производящих сходные продукты, использующие однотипные технологии и ресурсы, т.е. заменяемые с точки зрения производителя. Основываясь на понятиях рынок и отрасль, по сути, межотраслевая конкуренция представляет собой рыночную конкуренцию. Сущность рыночной конкуренции составляет поиск наиболее выгодной отрасли для вложения капитала. Уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли в сравнении с фирмами других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕВОГО РИСКА

В рыночной экономике риск является неотъемлемым спутником конкуренции, то есть борьбы за покупателя и прибыль. Риск не имеет однозначного определения в экономической науке, это комплексное явление, сочетающее в себе как положительные, так и отрицательные перспективы результатов хозяйственной деятельности.

Рассмотрим ряд определений риска:

1. Риск - потенциальная, численно измеримая возможность потери. Понятием риска характеризуется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.6

4 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с. URL: http://slovari.yandex.ru/ (дата запроса 25.10.2012).

5 Там же. 2006. 495 с.

6 Oxford English Dictionary, 2007 (Exposure to) the possibility of loss, injury, or other adverse or unwelcome circumstance; a chance or situation involving such a possibility. (Перевод мой - Кузнецова О.Н.) URL:http://www.oed.com. (дата запроса 30.09.2012)

6. Риск - это непредсказуемость, это тенденция к тому, что фактические результаты могут отличаться от ожидаемых7.

7. Риск - это возможность неблагоприятного события (происшествия)8.

8. Экономический риск — это «возможность потерь вследствие случайного характера результатов принимаемых хозяйственных решений или совершаемых действий».9

9. Международная организация стандартизации определяет риск как «эффект неопределенности в отношении целей». В этом определении неопределенность включает в себя события (которые могут произойти или не произойти), и причиной неопределенности может быть амбиция или отсутствие информации. Она также может включать в себя как отрицательные, так и положительные воздействия на цели. Многие определения риска существуют в обиходе, однако это определение было разработано международным комитетом, представляющим более 30 стран и основан на мнении нескольких тысяч специалистов.10

Из выше изложенных определений четко заметна тесная связь таких понятий, как «риск», «вероятность» и «неопределенность».

Наиболее распространенное в российской науке определение понятия «отраслевой риск» взято из работы Тэпман: «Отраслевой риск - вероятность потерь в результате изменений в отрасли и степень этих изменений как внутри, так и по сравнению с другими отраслями»11.

Предпринимательская деятельность - это сознательное принятие риска за адекватное вознаграждение в виде прибыли. Каждый субъект хозяйственной деятельности вынужден принимать на себя риски для достижения своих целей. В хозяйственной деятельности риска не избежать, но предвидеть его, снизить возможно до более низкого уровня.

Риск перспективы или роста. В современной предпринимательской и инвестиционной действительности наиболее распространенным является оценка риска перспективы или роста. Многие аналитические и рейтинговые агентства и аналитики основываются именно на оценке данного типа отраслевого риска.

7 Технология внешнеторговых сделок: Учебник/ Под общ.ред. К.В.Холопова, Ю.А.Савинова. М.:ВАВТ, 2007. С. 457.

8 Там же, 2007. С. 457.

9 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Указ. соч., 2006. 495 с. URL: http:// slovari.yandex.ru/ (дата запроса 25.10.2012).

10 The ISO 31000 (2009) /ISO Guide 73:2002 definition of risk is the ‘effect of uncertainty on objectives’. In this definition, uncertainties include events (which may or not happen) and uncertainties caused by ambiguity or a lack of information. It also includes both negative and positive impacts on objectives. Many definitions of risk exist in common usage, however this definition was developed by an international committee representing over 30 countries and is based on the input of several thousand subject matter experts. (Перевод мой - Кузнецова О.Н.). URL: http:// www.iso.org. (дата запроса 25.10.2012)

11 Тэпман Л.Н. Риски в экономике.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, с. 54.

Значение риска перспективы или роста рассчитывается на основе прогнозных данных о росте оборотов отрасли, основанных на предыдущем уровне роста отрасли и в сравнении с другими отраслями. Высокий уровень прогнозируемого роста отрасли свидетельствует о низком уровне риска для предприятий данной отрасли, так как общество любой страны стремится к экономическому росту, реализации ресурсного потенциала страны и улучшения качества жизни, благодаря конкуренции.

Прогнозные данные роста рассчитываются на основе так называемого «драйвера роста», свойственного для той или иной отрасли промышленности. Драйвер роста - это основной ресурс, показатель, влияющий на рост отрасли промышленности. Как правило, драйверами роста отраслей является объем производства по отношению к предыдущему периоду, уровень цен на товары или сырье, спрос на мировых рынках.

При построении прогнозов относительно уровня риска, основываясь на драйверах роста - объем производства по отношению к предыдущему периоду, уровень цен на товары или сырье, спрос на мировых рынках - необходимо учитывать базу, от которой ведется отсчет. Драйвер роста основывается на фактических данных за предыдущие периоды, а не на прогнозных значениях и специфике отрасли промышленности.

Отраслевые риски значительно более сложное и многогранное явление, требующее комплексных способов оценки, основанных не только и не столько на оценке риска перспективы или роста, но с учетом структурного риска, риска чувствительности к внешней среде (например, изменение курса валют) и системном риске.

Методический подход к анализу и оценке отраслевых рисков основывается на разработанной автором классификации отраслевых рисков.

Схема 1

Классификация отраслевых рисков.

Источник: разработка автора.

Структурный риск - возникающий в отрасли как таковой. Структурный риск отражает детальное описание уровня риска отрасли через измерение семи ключевых показателей. Ключевыми показателями являются: барьеры вхождения

в отрасль, внутриотраслевая конкуренция, экспорт и импорт в отрасли, уровень государственной поддержки, жизненный цикл, в котором находится отрасль, волатильность отрасли.12 Риск чувствительности к внешней среде, а именно к внешним влияниям на отрасль. Примером внешних факторов чувствительности могут быть, например, курсы валют, процентная ставка, цены на сырьевые товары. Системный риск13, т.е. риск, не зависящий от деятельности хозяйствующих субъектов. Данный риск характерен для всех участников ВЭД и выражается в уровне колебаний в результатах отрасли по отношению к рынку или всей экономики.

Оценка отраслевых рисков строится на оценке групп факторов. Каждый тип риска обладает своим набором факторов риска, которые объединены в группы факторов.

Отраслевой риск оценивается с помощью расчета интегрального показателя отраслевого риска (ИПОР) путем рейтинговой оценки групп факторов и суммирования полученных результатов, взвешенных с учетом влияния соответствующей группы14.

ИПОР = X Ф1 * Б1, где

Ф1 - количество баллов, присвоенное оцениваемой отрасли по соответствующей типу риска;

Б1 - вес типа отраслевого риска в интегральном показателе.

Таблица 1

Весовые коэффициенты типов риска в интегральном показателе отраслевого риска.

Тип отраслевого риска Вес

Структурный риск 0,55

Риск перспективы или роста 0,15

Системный риск 0,15

Риску чувствительности к внешней среде 0,15

Источник: разработка автора.

Наиболее весомым в структуре отраслевого риска является структурный риск, потому как остальные типы отраслевого риска сильно связаны с внешними явлениями, выходящими за пределы отраслевого рынка. Вместе с тем, риск чувствительности к внешней среде или системный часто оказываются решающими при при-

12 Определено автором, основываясь на Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. С. 111. - 576 с.

13 Технология внешнеторговых сделок: Учебник/ Под общ.ред. К.В.Холопова, Ю. А. Савинова. М.:ВАВТ, 2007. С. 460.

14 Хохлов Н.В. Управление риском: Учеб. пособие. М.: Юнити, 2003. С. 172-175.

нятии решений, в случае наличия информации об изменении макроэкономической ситуации или принятии определенных политико-экономических решений.

В свою очередь, количество баллов по каждому типу риска рассчитывается аналогично интегральному показателю отраслевого риска на основании определенного в методике количества баллов по каждому из оцениваемых факторов.

Таблица 2

Весовые коэффициенты групп факторов структурного риска

Факторы Вес

Внутриотраслевая конкуренция 0,3

Уровень государственной поддержки 0,15

Барьеры вхожения в отрасль 0,15

Жизненный цикл отрасли 0,25

Волатильность отрасли 0,05

Экспортная составляющая 0,05

Импортная составляющая 0,05

Источник: разработка автора.

Количество баллов по каждому из оцениваемых факторов устанавливается путем экспертной оценки, основываясь на принципах минимизации риска. Чем выше балл, тем ниже риск. Набор бальных значений в зависимости от параметра фактора риска может варьироваться от «+100» до «-100», учитывающий критичность всей совокупности параметров всех факторов риска, при этом «+100» отражает наиболее желаемую ситуацию, то есть несущественный уровень риска; «-100» -недопустимый уровень риска.

Группа факторов внутриотраслевой конкуренции рассматривается в соответствии с оценкой параметров, известных как «пять сил конкуренции» М. Портера15, а именно степень ожесточенности текущей ценовой и неценовой конкуренции, рыночной силы покупателей, рыночной мощи продавцов.

В свою очередь рыночная сила покупателей оценивается по шкале, принимая во внимание, с одной стороны, емкость рынка и насыщенность данного рынка, а с другой стороны - характер спроса. Внутренний постоянный спрос, не зависящий от уровня жизни населения, характеризует наименее рисковые отрасли.

15 Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998, с. 118

Таблица 3

Оценка рыночной силы покупателей

Характеристика спроса Степень насыщения рынка

значительная емкость средняя емкость незначительная емкость

перспективы расширения близок к насыщению перспективы расширения близок к насыщению перспективы расширения близок к насыщению

Отрасль конечного внутреннего потребления. Неэластичный спрос. 80 70 60 50 30 20

Отрасль конечного внутреннего потребления. Эластичный спрос Доходы населения растут 50 40 30 20 10 0

Доходы населения стабиль- ны 25 15 10 5 -5 -15

Доходы населения падают -50 -60 -75 -85 -90 -95

Отрасль промежуточного потребления Отрас- ли-по- требители растут 75 65 55 45 25 15

Отрас- ли-по- требители стабиль- ны 50 40 30 20 0 -10

Отрас- ли-по- требители падают -25 -35 -45 -55 -75 -85

Характеристика спроса Степень насыщения рынка

значительная емкость средняя емкость незначительная емкость

перспективы расширения близок к насыщению перспективы расширения близок к насыщению перспективы расширения близок к насыщению

Экспортно-ориентированная отрасль Мировое потребление растет 100 90 80 70 50 40

Мировое потре- бление стабильно 75 65 55 45 25 15

Мировое потребление сокращается 0 -10 -20 -30 -50 -60

Источник: разработка автора.

Анализ практики. Для иллюстрации применения методики оценки и анализа отраслевых рисков, из значимых отраслей промышленности или промышленных комплексов выберем отрасль, ориентированную на экспорт, и отрасль, ориентированную на внутренний рынок. В данном случае критериям будут удовлетворять нефтяная промышленность, являющаяся крупнейшим экспортером страны и отрасль машиностроения, как отрасль, ориентированная в силу ряда причин, на внутренний рынок или даже импортоориентированная отрасль промышленности, при всем при том являющаяся наиболее значимой с точки зрения здоровой структуры развития экономики.

Суб-фактор рыночная сила покупателей рассчитывается на основании данных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

об емкости рынка и характере спроса. Для экспорто-ориентированных отраслей оценивается мировое потребление, для отраслей промежуточного спроса оценивается спрос отраслей-потребителей продукции. Мировое потребление энергопродуктов оцениваем как рынок значительной емкости с перспективами расширения. Перспективы расширения оценены экспертами исходя из того, что несмотря на ухудшение макроэкономической ситуации, о которой в том числе говорится в отчете Минэкономразвития, геополитическая ситуация, а также будущие зимние месяцы дают основания к оценке «рынок не насыщен - есть перспективы

расширения»16. Емкость спроса на продукцию отрасли машиностроения оценивается как средняя, отрасли-потребители продукции стабильны, но рынок близок к насыщению, так как в текущей ситуации снижения ВВП, увеличение производства отраслей машиностроения маловероятно.

Соответственно расчет значений по методике составит в баллах:

Нефтегазовая Машиностроение

Рыночная сила покупатей 75 20

В результате проведенной оценки отраслевого риска отраслей нефтегазовой и машиностроения рассчитаны интегральные значения отраслевого риска для каждой из отраслей промышленности: 142,99 балла - нефтегазовая отрасль и 94,45 балла - отрасль машиностроения.

Интегральный показатель отраслевого риска характеризует относительную величину риска между отраслями. Основной фактор, увеличивающий величину отраслевого риска отрасли машиностроения относительно нефтегазовой отрасли

- фактор внутриотраслевой конкуренции.

В современных условиях оценка отраслевого риска является базой для управления рисками, а также базой для принятия управленческих решений инвестиционными компаниями, предприятиями, банками и муниципальными и региональными образованиями. «Современная мировая концепция управления уже иначе подходит к системе взглядов на предприятие. Оно рассматривается не как закрытая, а как открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внешней и внутренней среды. При этом особое внимание следует уделять внешним изменениям. Это объясняется тем, что внешние перемены могут вызывать впечатляющие изменения положения фирм на рынке.»1'

Для преодоления неопределенности, с которой сталкиваются инвесторы, проводится анализ отраслевого риска, определяющего вероятность того, что отрасль в целом находится на начальной стадии жизненного цикла и есть все основания к ее развитию и вложению средств в данную отрасль. Международные инвесторы, сравнивая страновые риски разных стран, учитывают отраслевую ориентирован-

16 Из отчета Министерства экономического развития: «По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), в I квартале 2012 г. темпы роста потребления нефти в мире снизились до 0,4% с 2,6% в I квартале 2011 года. Потребление в развитых странах Северной Америки и Европы сократилось, замедлилось его увеличение в Китае и других развивающихся экономиках азиатского региона. По данным МЭА, объем добычи нефти в I квартале 2012 г. при сложившейся динамике потребления позволял восстанавливать запасы. Тем не менее геополитические факторы обусловили значительное повышение цен на нефть на мировом рынке.» URL:http://www.economy.gov.ru (дата запроса 29.10.2012)

17 Королев В. И. Современная парадигма управления фирмой в контексте мирового опыта //Российский внешнеэкономический вестник, №5, 2012, с. 32.

ность большинства страновых рисков. На отраслевой ориентации стран строится необходимость внешнеторговых отношений. На современном этапе в России наибольшие риски для иностранных инвесторов связаны с добывающими отраслями, так как они подвержены экспроприации. Данный факт подтверждается не только нашумевшими политико-экономическими делами, но и последней новостью о поглощении Роснефтью ТНК-БП.18 Для США такой казалось бы фактор риска, как политическая нестабильность в развивающихся странах, является фактором дополнительных возможностей в силу ориентации на военно-промышленный комплекс.

В управлении предприятием оценка отраслевых рисков по таким параметрам, как общее состояние рынка и конкуренции, уровень государственной поддержки, значимость предприятия в масштабах региона, риск недобросовестной конкуренции, позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке.

Предприниматель стремится к постоянному сохранению или увеличению прибыли. В соответствии с этим предприниматель постоянно находится в поиске новых возможностей, сопоставляя величину вероятности прибыли и вероятности риска при оперировании в той или иной отрасли. При этом менеджер предприятия, сталкиваясь с отраслевыми рисками своей отрасли, старается диверсифицировать свой бизнес, выбирая отрасль, спрос на товары и услуги которой изменеятся противоположно. Наиболее опасные риски для предпринимателя - риск перспективы или роста, чувствтельности к внешней среде и системный риск, так как потери в связи с изменением процентной ставки, ожиданием подъема или спада менеджер не может предотвратить с помощью диверсификации производства.

Экономическое развитие региона в современных рыночных условиях тесно связано с эффективностью развития отраслей экономики, управлением социальными особенностями развития региона и качеством природоохранной деятельности. На основе изучения взаимосвязи и отношений между различными показателями производственной, финансовой, социальной и экологической деятельности отраслей региональные власти могут дать оценку, прогноз состояния их (отраслей) экономического развития для принятия управленческих решений по улучшению состояния отраслей, нахождения наиболее (наименее) проблемных сфер финансово-хозяйственной деятельности и обеспечения устойчивого развития отдельно взятого региона. Оценка отраслевых рисков способствует существенному снижению фактора неопределенности экономических систем, что позволяет принимать качественные и своевременные управленческие решения относительно перспектив развития региональной экономики.

18 Газета Коммерсант. URL: http://kommersant.ru/doc/2052132 (дата запроса 24.10.2012).

Управление отраслевым риском, как и другими видами риска, состоит из нескольких этапов. На схеме 2 наглядно представлена последовательность процесса управления риском. Прежде всего необхлдимо выделить и классифицировать факторы риска. Следующим шагом осуществить анализ выяленных факторов и оценить вероятность и масштаб потенциального влияния риска. После этого установить допустимый уровень риска и выбрать метод воздействия на риск. Как в любом управленческом процессе необходим контроль результатов.

Общий концептуальный подход к управлению хозяйственным риском заключается в «правильном понимании степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной деятельности».19

КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РИСК

Взаимосвязь осознания степени риска и размера вероятной будущей прибыли определяет методы управления отраслевым риском. Соответственно в таблице 4 представлены методы управления отраслевым риском или факторами отраслевого риска в зависимости от понимания степени риска.

Таблица 4

Зависимость метода управления отраслевым риском от осознания степень риска

Степень риска Желание прибыли/риска Величина прибыли Метод управления

Высокая Низкое Значительная Избегание

Высокая Высокое Значительная Передача

Низкая Высокое Незначительная Удержание

Высокая Низкое Незначительная Снижение степени

Источник: разработка автора.

В современной научной литературе выделяют четыре основных группы методов управления риском, которые представлены на рисунке 1: избежание риска, снижение риска, принятие риска на себя, передача части или всего риска третьим лицам20.

19 Менеджмент: учебник / под ред. проф. В. И. Королева. М.: Экономистъ, 2005. С. 277.

20 Менеджмент: учебник / под ред. проф. В. И. Королева. М.: Экономистъ, 2005. С. 279.

Продолжение статьи см. в одном из следующих номеров журнала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.