С.Ю. Митрофанова
ТОЧКИ ОТСЧЕТА И КОНСТРУКТЫ «ВЗРОСЛОСТИ» В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДЕТЕЙ О СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ
В работе на основе анализа сочинений третьеклассников МБОУ СОШ «Дневной пансион - 84» г. Самара выявляются точки отсчета и конструкты взрослости. Методологической основой данной работы послужили конструктивистское направление П. Бергера и Т. Лукмана, а также идеи социального времени Э. Гидденса и В.И. Ильина, позволяющие обозначить механизм конструирования взрослости через точки ее отсчета в представлениях детей о своем будущем. На теоретическом и эмпирическом материале доказывается, что есть тенденция разрушения нормативного образа взрослого человека в представлениях детей о своем будущем. Традиционная модель социальной зрелости перестает быть критерием взрослости, новое понимание взрослой жизни становится более размытым и неопределенным.
Ключевые слова: детство, точки отсчета, конструкты взрослости, представления детей.
Детство считается особым периодом жизни человека, а переход от детства к взрослости - один из важнейших сконструированных элементов социальной реальности детства1. Ориентация детей на образ взрослости предполагает не только воспроизведение наличных социальных ситуаций развития, но и их постоянное пре-одоление2, что находит отражение в процессе творческого культу-роосвоения «взрослости», исследование которого и представляет интерес для нас.
Цель исследования состоит в выявлении точек отсчета зрелости в представлениях детей о «взрослости» и тех конструктов «взрослости», которые возникают на основе этих точек отсчета. Ребенок обладает гораздо меньшей степенью избирательности по
© Митрофанова С.Ю., 2015
отношению к окружающему миру, чем взрослый, он находится в процессе «научения» критически осмысливать реальность и делать осознанный выбор, поэтому можно говорить о том, что ребенок впитывает все, что ему предлагается, до тех пор, пока позволяет психофизическое состояние его организма. Проанализируем, к какому результату в проекции будущего приводит переработка информации, которую ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим миром.
В качестве объекта исследования выступили: в 1998 г. - 65 чел. (42 девочки и 23 мальчика), в 2001 г. - 77 чел. (41 девочка и 36 мальчиков), в 2004 г. - 87 чел. (51 девочка и 36 мальчиков) и в 2012 г. -68 чел. (35 девочек и 33 мальчика). Это учащиеся третьих классов МБОУ школы с углубленным изучением отдельных предметов «Дневной пансион - 84» г. Самара, написавшие сочинение на тему: «Я - взрослый»/«Я - взрослая». Выбор объекта исследования обусловлен психологическими особенностями развития ребенка, так как если в возрасте 7-9 лет ребенок в основном делает акцент на будущие свои внешние качества (у мальчиков - это физическая сила, у девочек - внешняя привлекательность), то с возрастом представленность будущего в картине мира ребенка становится более дифференцированной и включает различные сферы личного и общественного бытия, и переломным моментом является возраст 10 лет3.
Методологию исследования составляет конструктивистское направление социологии4. Социальный мир - это сконструированная человеком реальность, содержащая в себе повседневные практики индивидов, а также конструкты как некие коллективные представления, контролирующие и направляющие эти практики, но возникающие на основе их хабитуализации. Особое внимание здесь уделяется самим технологиям формирования тех или иных конструктов.
Этапы развития человека выделяются на уровне жизненного пути личности, а детство и зрелость. Это конструкции, имеющие отношение к темпоральности, это позволяет дополнить подход П. Бергера и Т. Лукмана идеей социального времени Э. Гидденса и В.И. Ильина, с помощью которой можно обозначить механизм конструирования этапов жизненного пути личности. Согласно В.И. Ильину, структура социального времени - это наполненная культурным содержанием социальная конструкция, определяющаяся выбором точек отсчета, которые зависят от представлений конструкторов о важности событий5.
Под точками отсчета будем понимать наиболее важные события, изменения в жизни человека. В разных системах координат будут различаться как точки отсчета, так и само содержание и плот-
ность социального времени, а значит и конструкции в отношении этого времени. Э. Гидденс выделяет три измерения темпорально-сти: 1) протяженность повседневного (обыденного) опыта; 2) отрезок жизни индивида; 3) длительная протяженность институтов6.
Все указанные уровни темпоральности взаимосвязаны и значимы для анализа: истолкование человеком точек отсчета этих «отрезков» дает нам понимание конструкции этапов на уровне его жизни, а соотнесение этих конструкций позволит увидеть специфику конструктов того или иного периода. Для нас важно прежде всего второе измерение. В проведенном исследовании были выявлены и проанализированы следующие основные тематические блоки, которые структурируют представления детей о взрослости и являются ее контурами: будущая работа или профессия, семья, материальные основания, домашние животные, внешность, физическая и социальная, и представления об отношении ко «взрослости» в целом (границы, отделяющие детство от «взрослости»). На наш взгляд, выявленные блоки не только структурируют представления детей о зрелости, но и определяют суверенность самого пространства детства, его относительную автономность.
Представление о «взрослости» формируется через определение возраста взрослого человека. Эти представления достаточно разные у третьеклассников: диапазон начала взрослой жизни весьма широк. Самая нижняя граница, которая встречалась в текстах, - 14 лет, на ее основе получаем конструкт «ранней взрослости». Верхняя граница начала «взрослости» - 39 лет, на ее основе получаем конструкт «поздней взрослости». Вместе с тем чаще всего третьеклассники говорили, что станут взрослыми в 20 лет, что отражает их желание скорее достичь этого состояния.
Конструкт поздней зрелости связан с проблемами и ответственностью, ассоциирующимися у детей со взрослой жизнью, начальную границу которой скорее всего нужно максимально отодвинуть подальше, оставаясь в комфортном, безопасном и защищенном мире детства. Не переходить во «взрослость», а оставаться в состоянии детскости как можно дольше провоцирует само современное общество, которое зачастую характеризуют как детоцентристское, с особым высоким положением детства, с правами и привилегиями только для детей, что искажает сам феномен детства, усиливая борьбу поколений за его статус. Конструкт поздней зрелости в анализируемых представлениях детей также показывает, что границы детскости выходят за пределы собственно детского возраста. Рост социального признания детского мировосприятия способствовал существенному расширению толкования «детскости», которое пе-
рестало быть локализованным только в одном возрастном периоде и одной возрастной группе7, и детское видение мира становится универсальным8.
Конструкт ранней взрослости вытекает из желания детей быть самостоятельными и свободными в собственных действиях, не зависеть от старших9. Некоторые третьеклассники хотят быть детьми, поскольку пространство детства связывается с безответственностью и беспро-блемностью существования, когда «ничего не надо делать».
Конструкты ранней и поздней взрослости ставят под сомнение сам смысл взросления и свидетельствуют о кризисе концепции социализации как перехода из менее развитого состояния детства в более развитое состояние зрелости. На эту тему подробно рассуждают в своей статье Х. Зюнкер и Д. Бюлер-Нидербергер10, уделяя особое внимание категории компетентного ребенка, актуализирующейся в условиях современного общества. Размывание возрастных границ, в частности выход детства за рамки детскости, а «взрослости» за рамки зрелости, очень хорошо эксплуатируется современной культурой потребления. Например, детская косметика здесь и сейчас позволяет девочке стать взрослой, а индустрия моды для взрослых, ориентированная на куклу Барби, позволяет взрослым быть детьми. Отсюда и распространение во взрослом сообществе прежде всего средствами медиа такого явления, как «КМик», что позволяет взрослому человеку уже с позиции силы «вернуться» в детство и пребывать в иллюзии его комфортного состояния.
Отношение ко «взрослости» у третьеклассников связано не только с пересечением демаркационной линии возраста, но и с возможностью нарушать территориальные запреты, со свободой передвижения, с возможностью посещать запрещенные для детства места или «страшные места». Это свидетельствует о том, что элементы жизни, которые актуальны в настоящий момент для конкретного ребенка, но которые невозможно воплотить в реальность здесь и сейчас, проецируются в будущее.
Первые свидетельства посещения «страшных» мест можно отнести к возрасту пяти лет, это своего рода вход в иное пространство11. Отношение ребенка к «страшному» месту, по сути, выступает одним из способов освоения и присвоения окружающего мира, своего рода обрядом инициации для ребенка в современном обществе.
Один из атрибутов взрослости, по мнению детей, это паспорт как символ закрепленной документально ответственности человека. Точками отсчета «взрослости» могут выступать достижение человеком определенного возраста, получение паспорта, наличие работы, профессии, семьи. На основе этих точек получаем конструкт «взрос-
лости» как ответственности юридической и/или социальной. Хотя многие дети хотят поскорее вырасти, некоторые все же не спешат становиться взрослыми, выстраивая представление о «взрослости» в оппозиции к детству, и в этом отношении можно выделить конструкт взрослости как «не детства». Вместе с тем дети указывают на трудности, с которыми сталкиваются взрослые. Из такого понимания будущей жизни вытекает конструкт «взрослости» как проблемы, причем точками отсчета такого проблемного понимания зрелости выступают потребность много работать, «усталость» после работы, а также много «домашних дел», необходимость что-то «чинить».
В целом у детей позитивное восприятие «взрослости», но встречались такие сочинения, в которых дети говорили о том, что не хотят становиться взрослыми. Конструкт «взрослости» может быть и состоянием, которого человек может желать или не желать достичь. Конструкт «взрослости» представляется и как неизбежность, когда дети понимают, что вообще отсутствовать зрелость в их жизни не может. Однако в скрытом виде конструкт «отсутствующей» зрелости присутствует, хотя прямо он и не артикулируется.
Многие дети считают, что их будущая зрелость - это то, что «наступит еще очень не скоро». Точкой отсчета здесь выступает время, когда у человека будут работа, собственная семья, когда можно будет «планировать» будущее.
На основе анализа текстов сочинений можно выделить конструкты «взрослости» как компетентности, активности и самостоятельности, когда взрослые - это люди, которые «больше знают», «больше делают», причем самостоятельно. В целом взрослость связывается с возможностью свободы в собственных действиях, с расширением прав, но не всегда обязанностей.
Несмотря на дифференциацию в детских сочинениях точек отсчета «взрослости», можно выделить те, что составляют их основу, прописаны более глубоко и встречаются во многих сочинениях. Это определенный возраст, работа, материальные основания будущей жизни, семья, домашние животные, получение паспорта, отсутствие контроля со стороны родителей, свобода в территориальных перемещениях. Смыслы, которыми наделяют дети эти точки, могут быть полярно противоположными. Можно отметить, что у девочек чаще, чем у мальчиков, встречались более детально прописанные точки отсчета, связанные с описанием внешности, с возможностью самостоятельно выбирать гардероб.
Выявленная основа точек отсчета задает лишь самые общие рамки «взрослости». В каждом конкретном сочинении эти точки имеют свою специфику и показывают множественность возможных векторов
собственного развития в представлениях детей о будущем. Рассогласованность в текстах сочинений проявляется в различных композициях блоков взрослой жизни. Третьеклассники рассказывают о значимых для них компонентах зрелости, и поэтому в каких-то сочинениях взрослость не связывается с профессией или семьей, а важно другое.
Некоторые третьеклассницы указывали, что не будут выходить замуж, иметь детей, менять фамилию, когда выйдут замуж, или в их жизни мужей может быть больше, чем один. На наш взгляд, это является отражением имеющейся ситуации в обществе, когда стирается грань между мужскими и женскими социальными ролями, нет обозначенных и разделяемых всеми ценностей и норм, регулирующих общественную жизнь, стирается социальная грань между возрастными границами, отсутствует четкое понимание атрибутов каждого возрастного этапа жизни человека. Нарушение границ между детством и зрелостью не является формальным признаком достижения определенного возраста, но определяется содержательными трансформациями во взаимоотношениях детского и взрослого миров. Современная культура создает прецедент актуальной востребованности детства, реализации его потенциала в настоящем. Тем самым функции границ, разделяющих пространство детства и зрелости, которые выделяет исследователь, становятся принципиально нереализуемыми в обществе потребления: 1) защитная; 2) субъек-тно-образующая; 3) межгенерационная; 4) подчиняющая, поддерживающая иерархичность связей и отношений12.
Современное общество далеко не всегда держит границы детства, не позволяя детству обрести необходимые для будущей жизни психические и социальные структуры и компетенции. С задачами, которые стоят перед детством, можно справиться только в «безопасной» обстановке, под защитой устойчивых границ, отделяющих пространство детства от пространства взрослого мира, когда ребенку позволено не нести ответственность за свою жизнь, ему разрешено быть неправильным, слабым, разрешено многое не знать. Жить так он может только когда есть те, кто знает, что хорошо, а что плохо и берет на себя ответственность, держит границы, чтобы, став взрослым, ребенок смог делать это сам13.
На основе выявленных нами точек можно обозначить следующие конструкты взрослости: ранней взрослости, поздней взрослости, компетентности, активности, самостоятельности, ответственности, проблемы не детства, времени, о котором мечтаешь, чтобы оно скорее наступило, или, наоборот, не хочешь, чтобы оно пришло, неизбежности, чего-то далекого, свободы в собственных действиях (посещать «страшные» места, поздно ложиться спать, ходить в гости).
Выявленные конструкты «взрослости» не исчерпывают полностью все содержание представлений детей о зрелости, но, на наш взгляд, они составляют основу этих представлений, что позволяет сделать некоторые выводы об изменении самого пространства детства. Одновременное присутствие столь разных, а порой полярных конструктов «взрослости» в пространстве детства свидетельствует о плюральности самого феномена детства. На наш взгляд, это следствие того, что взрослая культура очень дифференцирована, и изменившееся в современном обществе содержание детства есть следствие трансформации и дифференциации зрелости. Сегодня «традиционная» модель социальной зрелости, связываемая с наличием работы, семьи, определенным материальным статусом и т. д., размывается и для некоторых детей вообще перестает быть критерием взрослости.
Эта позиция подтверждается результатами исследований современных ученых. По принципу дополнительности в нынешней эпохе уживаются такие крайности, как детоцентризм и сегрегация детства, убеждение в его суверенности и размывание демаркационной границы взрослого и детского миров, инфантилизация и индивидуализация14. Те процессы, которые происходят в обществе, оказывают влияние на все возрастные группы, и изменения во «взрослой» культуре находят отражение в пространстве детства. В рамках каждого возрастного этапа, и в детстве в том числе, судя по точкам отсчета и конструктам «взрослости», которые были нами выделены в текстах детских сочинений, сосуществуют и конкурируют ценности, роли, смыслы, теряющие привязку к определенному периоду жизни человека.
В современном обществе общественные указатели и личностное самоощущение взрослости не совпадают. Роль ребенка в современном обществе выстраивается прежде всего в направлении ее противопоставления роли взрослого и в обыденном сознании вербализи-руется в таких формулах, как «ребенок еще не может или не должен делать». В детской среде разрушен нормативный образ взрослого, но некоторые контуры этой модели все еще сохраняются. Взрослый -этот тот человек, который имеет паспорт, получил образование, имеет оплачиваемую работу, ведет сексуально активную жизнь, имеет семью и детей, освобожден от опеки родителей, обладает неким психологически зрелым пониманием жизни. С.Н. Щеглова подчеркивает, что в данном наборе находятся индикаторы, которые в современных реалиях серьезно рассогласованы15. Выводы ученых в целом подтверждают и результаты нашего исследования, демонстрирующие рассогласованность представлений детей о будущем.
Подводя итог анализу представлений третьеклассников о зрелости, подчеркнем, что изменяющиеся общественные условия меняют уклад жизни человека, а это, в свою очередь, безусловно отражается на детской картине мира, в нашем исследовании - на представлениях детей о взрослости. Именно поэтому «новая» зрелость для современных детей становится более размытой и может не связываться с традиционным нормативным пониманием «взрослой» жизни.
Примечания
1 Щеглова С.Н. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в интересах детей // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2. С. 175-188.
2 Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 19-24.
3 Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. С. 345.
4 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.
5 Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: ИС РАН, 2000. С. 60.
6 Гидденс Э. Устроение общества. М.: Академический Проект, 2005. С. 82.
7 Мамычева Д.И. Детство - метаморфозы культурного взгляда. Таганрог, 2013. 148 с.
8 Улыбина Е.В. Инцестуозная реальность детства в современной культуре // Мир психологии. 2002. № 1. С. 30-46.
9 Зюнкер Х, Бюлер-Нидербергер Д. От исследований социализации к социологии детства / Пер. с англ. И. Шолохова и В. Безрогова // Развитие личности. 2003. № 4. С. 69-94.
10 Там же.
11 Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2000. С. 83.
12 Мамычева Д.И. Указ. соч. С. 124.
13 Улыбина Е.В. Указ. соч. С. 30-46.
14 Мамычева Д.И. Указ. соч. С. 106.
15 Щеглова С.Н. Указ. соч. С. 179.