Научная статья на тему 'Тобольская печать 90-х годов XVIII века'

Тобольская печать 90-х годов XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies a publishing trade in Tobolsk in the 90’s of 18th century. The subjects of investigation are a literary life and a print press of Tobolsk. The attention is given to ideological influence of exile Alexandr Nikolaevich Radishev on local authors.

Текст научной работы на тему «Тобольская печать 90-х годов XVIII века»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Вестник Омского университета, 2002. №4. С. 74-77.

© Омский государственный университет УДК 655.116(571.1)[17]

ТОБОЛЬСКАЯ ПЕЧАТЬ 90-Х ГОДОВ XVIII ВЕКА

Г.Н. Гринкевич

Омский государственный университет, кафедра библиотековедения и библиографии

644077, Омск, пр. Мира, 55a

Получена 3 июня 2002 г.

The article studies a publishing trade in Tobolsk in the 90's of 18th century. The subjects of investigation are a literary life and a print press of Tobolsk. The attention is given to ideological influence of exile Alexandr Nikolaevich Radishev on local authors.

Начало книгопечатания в Сибири связано с открытием в 1789 г. частной, как тогда было принято говорить «вольной», типографии Василия и Дмитрия Корнильевых, отца и сына. Об открытии типографии Тобольское наместническое правление извещало печатным указом от 5 апреля 1789 года - первым оттиском сибирского печатного станка [1, с. 4].

Частная типографская деятельность в России начала развиваться после указа от 15 января 1783 г. «О позволении во всех городах и столицах заводить типографии и печатать книги на Российском и иностранных языках...» [2, с. 75]. В указе, который мог выйти только под влиянием наплыва либеральных идей, говорилось: «Каждому по собственной воле заводить оные типографии, не требуя ни от кого дозволения, а только знать о заведении таковых управе благочиния того города, где он типографию иметь хочет» [3, с. 124].

В конце XVIII века в России насчитывалось более 25 типографий, в четырех городах - Костроме, Тамбове, Тобольске и Ярославле - были организованы частные типографии.

Следует отметить, что в этот период ни в одном из провинциальных городов книгопечатание не достигло такого подъема, как в Тобольске, где за шесть лет существования типографии было издано 49 книг и журналов. Ежегодно корнильев-ская типография выпускала 8-9 книг [4, с. 40]. Необходимо отметить, что журналы и книги печатались на бумаге местного изготовления: владелец типографии Корнильев имел небольшую бумажную фабрику.

Кроме книг и журналов в типографии Корни-льева печатались и деловые бумаги Тобольского наместнического правления. В 1789 г. все «Указы ее императорского величества самодержавцы

Всероссийской из Тобольского наместнического правления в Тобольскую Управу благочиния» были изготовлены типографским способом. Были дни, когда выходило более десятка различных указов. Например, 14 октября 1789 года отпечатано 16 указов [5].

Первой книгой, напечатанной в типографии Корнильева, был не часослов, а переведенная Панкратием Сумароковым с французского языка английская повесть «Училище любви». Несмотря на свое исключительно светское романтическое содержание, повесть подвергалась предварительной цензуре как со стороны гражданского начальства, так и духовного. Успех книги был неожиданный, сказалась потребность местного общества в светской литературе. В 1791 г. выходит второе издание книги.

«Училище любви» и «Емилия» (перевод с французского С. Сумароковой) были единственными беллетристическими произведениями, вышедшими из тобольской типографии. Остальные книги были изданы с целью распространения тех полезных знаний, сведений, в которых нуждалось местное население. Например, книга «Нужнейшие экономические записи для крестьян, содержащие в себе подробные наставления о производстве хлебопашества, и разные другие к сельской экономии принадлежащие предметы, собранные из разных экономических сочинений Николаем Шукшиным» (1794, 313 с.) была первым сибирским изданием по агрономии. В предисловии тобольский чиновник Н. Шукшин сообщает, что хлебопашество «в большей части Сибири находится в самом расстроеннейшем положении» и «в некоторых местах крестьяне от неудачных посевов доведены уже до такой крайности, что совсем почти оставляют хлебопашество». Далее автор пишет: «С крайним прискорбием взирая

Тобольская печать 90-х годов XVIII века

75

на такое состояние сибирского хлебопашества, и побуждаем будучи желанием видеть оное поправившимся издал я эту книгу». Тобольский губернатор Алябьев, посмотрев книгу Шукшина в рукописи, «почел весьма за нужное представить волостным судам для внушения сельским жителям» [6, с. 81].

Книги по медицине доктора, коллежского ас-сесора и штаб-лекаря Тобольского наместничества Ивана Петерсона были в то время единственными справочниками по сибирским болезням [7, с. 144].

Сам господин действительный статский советник и кавалер Александр Васильевич Алябьев «Приказу общественного призрения словесно отозваться изволил», чтобы книгу Ивана Петерсона «Краткое описание болезни в Сибири называемое ветреною или воздушною язвою с показанием простых или домашних врачебных средств от оной» (1790, 53 с.) в количестве 248 экземпляров разослали к городовым и уездным начальникам наместничества [8]. О получении книг чиновники посылали рапорты на имя самого «высокородного и превосходительного господина правителя Тобольского наместничества». В Тобольском архиве хранится «дело» по распространению книги Петерсона [9].

Также широко был распространен «Святой лечебник» Петерсона. В «деле» на книгу «Краткое описание болезни в Сибири, называемое ветреною или воздушною язвою» обнаружена «Записка сколько в которой город отослано к комендантам, городничим и капитанам исправникам книг под названием «Святого лечебника» («Записка» находится в конце «дела» в виде вкладыша).

Книги штаб-лекаря Ивана Петерсона были популярны среди местного населения. А.Н. Радищев, будучи в Тобольске проездом в ссылку, в ряде писем Воронцову характеризовал некоторые местные болезни, их симптомы и способы лечения, используя «Лечебник» Петерсона [7, с. 144].

До наших дней не потеряло своего значения как исторический источник краеведческое издание «Краткое показание о бывших как в Тобольске, так и во всех сибирских городах и острогах с начала взятия Сибирского Государства, Воеводах и Губернаторах, и прочих чинах, и кто они имян-но, и в каких городах были, и кто какой город строил и когда. Писанное в Тобольском доме Архиерейском, 1791 года». Это издание заключало в себе перечисление имен сибирских управителей, памятных событий в истории Сибири с 1581 до 1791 года.

Особое место в продукции тобольской типографии занимают журналы «Иртыш, превра-

щающийся в Иппокрену» (1789-1791, 24 книги), «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого звания читателей» (1793, 12 книг) и «Исторический журнал или Собрание из разных книг любопытных известий, увеселительных повестей и анекдотов» (1790, 2 книги).

Тобольская журналистика была и является объектом многих исследований: анализируется содержание журналов, оценивается их значение в культурной, общественной жизни Сибири, раскрывается их свободолюбивая мысль.

Исследователи XIX века не видели в тобольской журналистике никаких достоинств, находили в ней лишь подражательную линию [10].

Такое же мнение мы встречаем и в 1927 г. у омского исследователя Ф.Г. Виноградова: «Содержание журнала подражательное: подражали Ломоносову, Державину и вообще ложно-класси-кам...» [11, с. 7].

Во второй половине XX века на основании глубокого всестороннего изучения тобольских журналов ученые смогли дать объективную оценку тобольской журналистике как незаурядному явлению в истории отечественной культуры [12].

Наибольшее внимание в печати уделено прадеду сибирских журналов «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» - первому сибирскому и второму русскому провинциальному периодическому журналу. (Несколько ранее в течение 2 лет, в 1786 - 1787 годы, в Ярославле печатался периодический журнал под названием «Уединенный Пошехонец»). Издавался «Иртыш» тиражом в 300 экземпляров, в среднем по 60 страниц каждый. Журнал развивался как орган обширного экономико-географического региона: кроме то-боляков печатались учителя Иркутского Главного народного училища Степан Бельшев и Ер-мила Флоренский, ассесор экспедиции горных дел Пермского наместничества Алексей Гладков и др. Расходившийся с начала своего выхода в свет в количестве 186 экземпляров, в 1791 г. «Иртыш» имел всего лишь 106 годовых подписчиков. Большинство подписчиков было из Тобольского наместничества - 99 (Тобольск - 61, Берёзово -6, Томск - 5, Енисейск - 5, Крепости св. Петра -5, Сургут - 5, Ялуторовск - 5, Туринск - 2, Омск

- 1, Тюмень - 1, Нарым - 1, Курган - 1, Каинск

- 1) [1, с. 9-10].

Издавался журнал при Тобольском главном народном училище. Преподаватели училища Тимофей Воскресенский, Иван Лафинов, Иван Набережный, ученики старших классов составили основное ядро сотрудников журнала. Редактором журнала, руководителем кружка тобольских литераторов был племянник известного всей России драматурга и поэта А.П. Сумарокова

76

Г.Н. Гринкевич.

- Панкратий Платонович Сумароков, сосланный в Тобольск за подделку ассигнаций в 1787 г. Сестра П.П. Сумарокова Наталья Сумарокова, добровольно последовавшая за ним в сибирскую ссылку, деятельно помогала ему в выпуске журнала и стала первой сибирской женщиной-журналисткой. Кроме П.П. Сумарокова к участию в журнале были привлечены и другие ссыльные: Николай Смирнов, Михаил Пушкин. (Михаил Алексеевич Пушкин сослан в Тобольск в 1772 г. за попытку изготовить фальшивые ассигнации. Ряд исследователей называют М.А. Пушкина дальним родственником великого русского поэта) [13]. Сотрудничали в журнале и местные литературно одаренные чиновники Иван Иванович Бахтин и Георгий Фриз (Фризе).

Тобольская печать была предметом особого внимания наместника А.В. Алябьева: издатели журнала пользовались моральной и материальной поддержкой либерально настроенного начальника губернии - отца знаменитого русского композитора Александра Алябьева. (Представление о либерализме тобольского губернатора рушится, когда читаешь его распоряжения в отношении невольников) [14].

Эпиграфом к журналу были избраны держа-винские слова из знаменитой «Оды к Фелице»:

«Развязывая ум и руки, Велит любить торги, науки, И счастье дома находить».

Содержание журнала соответствовало эпиграфу: печатались статьи на научные и практические темы - о выплавке медной руды, давались чертежи куполообразной печи и горна, подчеркивалась необходимость развития промышленности. Но, как известно, «Ода к Фелице», написанная Державиным в 1782 году, была не столько хвалебной одой Екатерине II, сколько резкой политической сатирой на окружение императрицы, и не случайно она была использована редактором «Иртыша».

Главная прогрессивная тенденция журнала выражалась в разоблачении пороков крепостничества, социальной несправедливости. По мнению ряда исследователей, в сатирических произведениях «Иртыша» обнаруживается преемственность традиций новиковской сатиры, революционной сатиры Радищева [15].

[1] Дмитриев-Мамонов А.И. Начало печати в Сибири. Печать в Тобольском наместничестве в конце XVIII столетия: Историко-библиограф. исследование. Омск, 1891.

[2] Утков В.Г. Сибирские первопечатники Василий и Дмитрий Корнильевы // Книга: Исслед. и материалы. М., 1979. Сб. 38.

[3] Кунгуров Г. Ф. Сибирь и литература. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1975.

[4] Утков В.Г. Книги и судьбы: Очерки. М.: Книга, 1981.

[5] ТФ ГАТО. Ф.31. Оп.1. Ед. хр. 25. Л. 555, 590, 598, 605, 612, 618, 625, 628, 635, 649, 656, 667, 669, 683, 690, 697.

[6] Копылов А.Н. Тобольская писчебумажная мануфактура в XVIII-XIX веках // Материалы научной конференции, посвященной 100-летию Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Свердловск, 1975.

[7] Татаринцев А.Г. Радищев в Сибири. М., 1977.

[8] ТФ ГАТО. Ф. 355. Ед.хр. 76 (связка № 4), Л. 8,9.

[9] ТФ ГАТО. Ф. 355. Ед.хр. 76 (связка № 4).

[10] Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. СПБ, 1886. С. 319; Ядринцев Н.М. Начало печати в Сибири // Лит. сб. изд. газ. «Восточное обозрение». 1885. С. 336; Головачев П.М. Изящная литература и искусства на сибирской почве // Календарь Тобольской губернии на 1893 год. Тобольск, 1892. С. 122.

[11] Виноградов Ф.Г. Рабочая печать в Сибири: (Исторический очерк) // Из прошлого Сибири. Омск, 1927.

[12] История Сибири. С древнейших времен до наших дней: В 5 т. Л., 1968. Т. 2. Сибирь в составе феодальной России. С. 334, 449; Кунгуров Г.Ф. Сибирь и литература. Иркутск, 1975. С. 134, 147; Трусова З.Н. Общественно-политические тенденции журнала «Иртыш, превращающийся в Ип-покрену» // Очерки литературы и критики Сибири (XVII-XX вв.). Новосибирск, 1976. С. 1430; Сенников Г.И., Рожкова Т.И. «Загадка «ГФ» (К проблеме литературного направления «Иртыша») // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1984. С. 129-135; Рак В.Д. Переводы в первом сибирском журнале // Очерки литературы и критики Сибири (XVII-XX вв.). Новосибирск, 1976. С. 31-66; Жуков З. (Л. Мартынов) Иртыш. Иппокрена. Лета. Поэты тоболяки XVIII столетия // Омский альманах. 1939. Кн. 1. С. 123-150; Блюм А. «Исторический журнал. .. » Дмитрия Корнильева // Сиб. огни. 1966. № 4. С. 166-167; Кошелев Я.Р. Русская фольклористика Сибири (XIX - начала XX вв). Томск, 1962. С. 51; Утков В.Г. Сибирские первопечатники Василий и Дмитрий Корнильевы // Книга: Исслед. и материалы. М., 1979. Сб. 38. С. 75-97; Утков В.Г. Книгочий Дмитрий Корнильев и его журнал // Утков В. Книги и судьбы. М., 1981. С. 44-64.

[13] Смирнов-Сокольский Н. Рассказы о книгах. М., 1983. С. 105; Виноградов В. Прадед сибирских журналов // Красное Знамя. Томск, 1971. 25 июля.

[14] ТФ ГАТО. Ф. 31. Оп. 1. Ед. хр. 32. Л. 362.

[15] Кунгуров Г. Ф. Сибирь и литература. Иркутск, 1975. С. 146; Евстафьева Е. Первый сибирский журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокре-ну» // Сибирские просторы. Тюмень, 1960. № 5. С. 56-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.