Научная статья на тему 'Титульная нация как правовая категория'

Титульная нация как правовая категория Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1418
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД / ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATION / MULTINATIONAL PEOPLE / THE TITULAR NATION / THE RUSSIAN FEDERATION / NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руф Елизавета Евгеньевна, Авилова Оксана Евгеньевна

В статье рассматривается категория «титульная нация», её политико-правовое значение, а также необходимость закрепления в российском законодательстве. В статье также поднимается вопрос консолидации российского многонационального народа вокруг государствообразующей нации в целях построения сильного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the category of «titular nation», its political and legal meaning, likewise its necessity of capture in Russian legislation. The article also raises the question of consolidation of Russian multi-ethnic nations around state-forming nation in order to build a powerful country.

Текст научной работы на тему «Титульная нация как правовая категория»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

ТИТУЛЬНАЯ НАЦИЯ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Руф Елизавета Евгеньевна

студент 3 курса юридического факультета, Алтайский государственный университет,

656049, РФ, г. Барнаул, пр. Ленина, 61 E-mail: ruf.liza@mail.ru

Авилова Оксана Евгеньевна

канд. юрид. наук, доцент, Алтайский государственный университет,

656049, РФ, г. г. Барнаул, пр. Ленина, 61 E-mail: rector@asu.ru

THE TITULAR NATION AS A LEGAL CATEGORY

Elizaveta Ruf

a 3rd year student of law faculty, Altai State University, 656049, Russia, Barnaul, Lenina ave., 61

Oksana Avilova

candidate of juridical sciences, associate professor of Altai State University,

656049, Russia, Barnaul, Lenina ave., 61

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается категория «титульная нация», её политико-правовое значение, а также необходимость закрепления в российском законодательстве. В статье также поднимается вопрос консолидации российского многонационального народа вокруг государствообразующей нации в целях построения сильного государства.

ABSTRACT

The article reviews the category of «titular nation», its political and legal meaning, likewise its necessity of capture in Russian legislation. The article also raises the question of consolidation of Russian multi-ethnic nations around stateforming nation in order to build a powerful country.

Ключевые слова: нация, многонациональный народ, титульная нация, Российская Федерация, национальная политика.

Keywords: nation, multinational people, the titular nation, The Russian Federation, national policy.

Российская Федерация без сомнения является многонациональным государством. Данный факт закреплён в Преамбуле Конституции РФ 1993 года: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле...» [3]. Россия исторически сложилась как государство с разнообразным национальным составом, где в настоящее время проживает более 180 народов и народностей, говорящих на более чем 170 языках. В данных условиях государству нужно быть особенно внимательным к политике, проводимой им данной сфере, а также законодательному регулированию столь нестабильных отношений, баланс которых очень трудно установить и легко разрушить.

Государство принимает правовые меры по защите коренных малочисленных народов [5], разрабатывает Стратегию государственной национальной политики [9]. Для защиты национальных интересов граждан в целях успешного национально-культурного развития в Российской Федерации существует такая форма объединения граждан как национально-культурная автономия [7]. В 2012 В.В. Путиным был создан Совет при президенте по межнациональным отношениям.

Пристальное внимание за межнациональными отношениями, содействие их укреплению и поддержания равновесия необходимо в виду хрупкости этой

сферы, высокой вероятности конфликтов из-за региональной специфики и разнообразия культур народов и интересов.

Безусловно, споры о мононациональности или многонациональности Российской Федерации не являются целесообразными в силу ярко выраженной пестроты национальной карты России. С.Н. Булгаков выражал очень интересную точку зрения, что «государства национальны в своём происхождении в своём ядре...Даже те государства, которые в своём окончательном виде состоят из многих племён и народностей, возникли в результате государствообразующей деятельности одного народа, который и является в этом смысле «государствообразующим» или державным.» [1]. Возникает вопрос о том, где же она та самая титульная нация России? Имеет ли она право на существование (в частности законодательное) в условиях столь разнообразного национального состава, даже при значительном количественном преимуществе?

В целом понятие «титульная нация» не закреплено нормативно, его нет как в Конституции РФ, так и в иных нормативно правовых актах, следовательно, оно не является официально признанным, а существует лишь на доктринальном уровне. Исходя из федеративного устройства России так называемая «ти-тульность» присутствует в названии административно-территориальных единиц, такие как республики (Чеченская, Республика Татарстан и т.д.), автономии (Еврейская АО). Это означает, что в данных регионах присутствует своего рода национальная «база», сложившаяся исторически на данной территории, которая играет особую роль в общественной, культурной и даже политической жизни субъекта РФ. Это лишь титульные нации исключительно данных регионов России, а не всего государства в целом.

Анализ многовековой истории России позволяет сделать вывод о том, что русскую нацию заслуженно можно назвать государствообразующей нацией, объединившей под своей протекцией все остальные, образовав под своим началом самое большое по территории и одно из самых сильных государств в мире. Еще при Александре Невском был заложен принцип устроения Руси. Князем были заложены традиции дружеского союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости. Им был заложен такой тип поведения как альтруистический патриотизм. Эта политика мирного сосуществования русского народа с иными народами и иногда в ущерб собственным интересам ради мира и согласия, проводимая в дальнейшем остальными правителями и проводимая по сей день.

Косвенно «титульность» русской нации отображена в видоизменённом названии государства (Российская Федерация - Россия), русский язык является официально признанным государственным языком согласно ст.68 Конституции РФ [6]. Самое важное это то, что русская нация составляет большинство по численности населения, более 100 млн. чел. Не мало важен тот факт, что в конфессиональном пространстве православие занимает доминирующее положе-

ние, о чем говорится в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 года [8].

Русская культура оказала большое влияние в результате исторического взаимодействия с культурами иных народов. Оказывая своё непринудительное воздействие на культуру других народов русская культура, сама впитывала в себя иные традиции, обычаи, быт и т.п. Таким образом сформировалась синтезированная единая российская культура. По этому поводу профессор Е.А. Лукьянова отметила, что «Россия-это единство непохожих» [4]. Стоит добавить, что консолидирующую миссию для поддержания этого уникального единства обеспечивала и обеспечивает русская нация, которая на протяжении всего периода собирания народов вокруг себя не обособлялась, не противопоставляла себя другим, не погружалась в себя, а всегда была открытой, отзывчивой, образуя братство всех людей под названием Россия. Таким образом, русскую нацию по праву можно назвать «титульной нацией Российской Федерации». В.В. Путин подчёркивает тот факт, что для российского народа «стержень, скрепляющий ткань этой уникальной цивилизации - русский народ, русская культура» [2].

На основании исторического и законодательного анализа автором была выявлена необходимость законодательного (в частности конституционного) закрепления понятия «титульная нация РФ» в лице русской нации как интегрирующей нации, объединившей под своим началом всех остальных в единое многонациональное государство. В связи с чем данное предложение не корректно трактовать с националистической точки зрения, так как по-прежнему будет учитываться национальная специфика каждого народа.

На данный момент понятие «титульной нации РФ» - русская нация, не зафиксировано, единственное, на что указывает Федеральная целевая программа № 718, то в ней закреплено количественное доминирование, как с этнической, так и с религиозной точки зрения [11].

Данное предложение было вынесено автором на обсуждение на всероссийской конференции «Россия-пространство диалога народов» в г. Новосибирск, НГУ (апрель 2016) [10].

Предложение законодательного (конституционного) закрепления понятия «русская титульная нация» было мотивировано тем, что сильным многонациональное государство сможет стать только тогда, когда его ядро-титульная нация будет сильным, иначе любые конфликты ведут к развалу государства. Именно государствообразующая нация создаёт то самое единство многонационального народа Российской Федерации, поэтому её необходимо задействовать в государственной, экономической, политической, культурной деятельностях государства закрепив это законодательно в целях спешной реализации национальной политики.

В ходе долгих дискуссий с представителями народов разных регионов России, а также членами

Совета при Президенте по межнациональным отношениям, данное предложение было подвергнуто строгой критике, мотивированной тем, что:

• «Закрепление «титульности» русской нации умаляет достоинство не только других наций, но и её самой, ведь де-факто она и так сильна». В свою очередь с этим можно поспорить в связи ослаблением русской нации в 90-х годах 20 века в результате «парада суверенитетов» национальных республик.

• «Закрепление «титульности» русской нации будет являться причиной конфликтных ситуации в связи с несогласием с данным положением представителей других народов». В свою очередь возникают сомнения по поводу уважения и признания русской нации другими нациями, если они против её законодательного закрепления.

• «На данный момент нет необходимости в законодательном закреплении положения «титульно-сти» русской нации, в связи с относительно стабильным положением в России в данной сфере». В свою

очередь проблема Северного Кавказа как горячей точки России остаётся всё еще открытой, а беспорядки на Манежной площади в 2010 году всё еще не забыты и т.п.

Безусловно, национальный вопрос, в том числе и так называемый «русский вопрос» очень скандальная и можно даже сказать опасная тема для рассуждений, в процессе обсуждения которой нужно быть аккуратным.

На основе данных контраргументов, представленных представителям из разных регионов России, а также представителями власти, в ходе продолжительных обсуждений, прений, бесед автором был сделан вывод о том, что как представители власти, так и сами представители разных народов России не готовы не только принимать определённые решения в столь уязвимом вопросе, но и даже касаться его. Возможно пока что в этом нет острой необходимости, но следует помнить, что в национальном вопросе принцип «решать проблемы по мере их поступления» не действует.

Список литературы:

1. Булгаков С.Н. Сочинения в 2 т. - Т.2. - М., Наука. - 1993. - 752 с.

2. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос // Независимая газета / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения: 15.03.2015).

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

4. Лукьянова Е.А. «Золотая середина» российского централизма, или еще раз об истоках федеративной природы России // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - № 1. - 208 с.

5. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: федеральный закон от 30.04.2009 № 82-ФЗ (ред. от 05.04.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 18. - Ст. 2208.

6. О государственном языке РФ: федеральный закон от 01.06.2005 № 53. - ФЗ (ред. 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №23. - Ст. 2199.

7. О национально-культурной автономии: федеральный закон от 17.06.1996 №74-ФЗ (ред. от 04.11.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2965.

8. О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.

9. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 // Официальный интернет-портал правовой информации / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.ru (дата обращения: 01.03.2015).

10. Руф Е.Е. Российская Федерация как многонациональное государство: правовой аспект // Россия - пространство диалога народов: материалы всероссийской научно-практической конференции / Новосиб. гос. ун-т. -Новосибирск, РИНЦ НГУ, 2016. - С.51.

11. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020)»: Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 // Официальный интернетпортал правовой информации / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.ru (дата обращения: 01.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.