84 ОБОРУДОВАНИЕ
Титановая надежность
ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» — крупнейший в мире и единственный в России интегрированный производитель титановой продукции. Предприятие было создано в 1933 г.. Первый титановый слиток весом 4 кг был выплавлен в 1957 г., за прошедшие 50 лет была открыта и развита эпоха российского титана. Сегодня научно-технические и производственные мощности предприятия позволяют получать слитки весом до 18 т.
Ключевые слова
глубоководные бурительные райзеры, обсадные трубы, добывающие райзеры, насосы и системы забортной, питьевой, буровой и попутной воды, трубопроводы циркуляционной системы технологических растворов, сепараторы жидкостные, теплообменное оборудование различного назначения, сосуды высокого давления, высокопрочные гибкие растяжки для фиксации платформы
В настоящее время Россия в лице ВСМПО занимает четверть мирового рынка титана — это самая большая цифра, характеризующая долю страны в международном бизнесе. И это доля не сырьевая, это
— высокотехнологичные изделия глубокой переработки, начиная от эксклюзивного химического состава слитка и заканчивая уникальным сочетанием прочностных качеств и геометрии конечного изделия. На предприятии освоен выпуск продукции из 33 сплавов на базе титана, созданы целевые сплавы под заданные рабочие характеристики детали. Все эти наработки используются в высокотехнологичных отраслях: авиастроении, кораблестроении, атомной энергетике, химической и нефтехимической промышленности, в нефтегазодобывающем комплексе.
Основным потребителем российских титановых полуфабрикатов является авиа
— и двигателестроение, как за рубежом, так и в России, но сегодня увеличивается спрос и со стороны судостроения и атомной энергетики.
Конструкции из титановых сплавов нашли широкое применение в установках для опреснения морской воды, в сооружении морских платформ для разведки месторождений, добычи нефти и природного газа на шельфе. Применение титана в этой области будет расти вследствие тенденции перемещения на более глубоки участки морского шельфа.
Применение титановых сплавов перспективно для следующих систем и оборудования для освоения нефтегазовых месторождений на шельфе: • глубоководные бурительные райзеры;
• обсадные трубы;
• добывающие райзеры;
• насосы и системы забортной, питьевой, буровой и попутной воды;
• трубопроводы циркуляционной системы технологических растворов;
• сепараторы жидкостные, теплообменное оборудование различного назначения;
• сосуды высокого давления;
• высокопрочные гибкие растяжки для фиксации платформы.
Впервые титановый теплообменник в схеме очистки нефти был введен в эксплуатацию в 1969 году в США. Первый титановый буровой рейзер был установлен на морской промысловой платформе «Хейдрун» (Heidrun), в дальнейшем титан нашел широкое применение на нефтяных буровых платформах, используемых норвежскими и американскими фирмами.
Россия имеет небольшой опыт по использованию титана при добыче нефти и газа на шельфе, поскольку только начинает разработку запасов углеводородного сырья на арктическом, дальневосточном и севе-ро-каспийском шельфе.
При разработке месторождения в Обской губе на добывающем судне применяется подогреватель флюида с трубным пучком, выполненным из титана марки ВТ1-0 на производственных мощностях ВСМПО по документации ОАО «ТАТНИИНЕФТЕМАШ». Необходимость использования титана продиктована выбором коррозионостойкого материала (титан отличается высокой коррозионной стойкостью к микробиологической коррозии, а именно к сульфидным бактериям, которые особенно активны в
Рис. 1 — Корпуса фильтров подготовленные к отгрузке
нефтепродуктах с высоким содержанием серы, а также ограничением по массе применяемого оборудования, т.к. технологическое судно должно иметь малую осадку. В течение 2008-2010 гг. Корпорация участвовала в проекте строительства морской ледостойкой платформы (МЛСП) «Прираз-ломное», было поставлено более 120 тонн элементов трубопроводов и емкостного оборудования из титана марки ВТ1-0.
По мере создания все более глубоководных систем морской нефтедобычи резко возросла необходимость применения титановых сплавов для изготовления подводного оборудования по трем основным причинам:
1. ряд элементов подводного оборудования требует использования сплавов с высокой удельной прочностью и малым модулем упругости;
2. на платформе требуется экономить массу оборудования. По данным компании ShelЮil, снижение массы подводного оборудования на 1 т позволяет уменьшить массу опорного оборудования на 3 т, что равнозначно экономии около $150 тыс. Каждый лишний фунт оборудования на палубе платформы или добывающего судна обходится в $6,5;
3. титан и его сплавы обладают высокой надежностью, в том числе и высокой коррозийной стойкостью в морской воде и в рабочих средах при нефтедобыче.
Для нефтегазодобывающих систем континентального шельфа особо стоит отметить уникальную стойкость титана к разрушению в среде сероводорода, который в той или иной концентрации всегда присутствует в смеси нефтегазовых продуктов, получаемых из пласта. Для титановых сплавов характерна коррозионная стойкость практически ко всем видам коррозионного износа, включая питинг, щелевую коррозию и др.
www.vsmpo.ru
ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» имеет полный металлургический цикл от исходного сырья (титановая губка) до металлургических полуфабрикатов (слитки, биллеты, плиты, листы, штамповки, прутки, трубы) и готовых изделий.
Имея уникальный комплекс по производству и обработке титановых сплавов ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» предлагает к поставке не только трубы из сплавов титана для геологоразведки и нефтегазодобычи на суше и на морском шельфе, но и целый спектр оборудования и элементов трубопроводов.
Наше предприятие готово предложить свои научные и производственные достижения, а также с удовольствием буде участвовать в решении задач, возникающих при развитии нефтедобычи на континентальном шельфе.
Рис. 2 — Элементы технологических трубопроводов
Рис. 3 — Блок фильтров, установленный на стационарной платформе «Приразломная»
Рис. 4 — Аппарат с механическим перемешивающим устройством