Научная статья на тему 'ТИПЫ ЗАКАЗЧИКОВ В ПРОЕКТАХ АРХИТЕКТОРА М.М. ПЕРЕТЯТКОВИЧА'

ТИПЫ ЗАКАЗЧИКОВ В ПРОЕКТАХ АРХИТЕКТОРА М.М. ПЕРЕТЯТКОВИЧА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
Перетяткович / государственный заказ / императорская семья / стилистическое решение / Peretyatkovich / state order / imperial family / stylistic solution

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волохова А.Ю.

В статье рассмотрены типы заказчиков, сформировавшиеся в архитектурной сфере к началу XX в., в связи с бурным экономическим развитием, а также их роль в стилистическом решении проектов архитектора М.М. Перетятковича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF CUSTOMERS IN PROJECTS OF ARCHITECT M.M. PERETYATKOVICH'S

The article considers the types of customers formed in the architectural sphere by the beginning of the XX century, in connection with rapid economic development, as well as their role in the stylistic solution of the projects of architect M.M. Peretyatkovich.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ ЗАКАЗЧИКОВ В ПРОЕКТАХ АРХИТЕКТОРА М.М. ПЕРЕТЯТКОВИЧА»

УДК 7.035, 72.03

Волохова А.Ю.

преподаватель Центра инновационных образовательных проектов, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица (г. Санкт-Петербург, Россия)

ТИПЫ ЗАКАЗЧИКОВ В ПРОЕКТАХ АРХИТЕКТОРА М.М. ПЕРЕТЯТКОВИЧА

Аннотация: в статье рассмотрены типы заказчиков, сформировавшиеся в архитектурной сфере к началу XX в., в связи с бурным экономическим развитием, а также их роль в стилистическом решении проектов архитектора М.М. Перетятковича.

Ключевые слова: Перетяткович, государственный заказ, императорская семья, стилистическое решение.

Развитие промышленности и экономики страны повлияло на многие архитектурно-строительные области и создало широкие возможности для творческой реализации архитекторов на рубеже XIX и XX вв. Со второй половины XIX в., времени активного развития капитализма, можно отметить возникновение новых типов зданий, стремящихся соответствовать всем требованиям и потребностям населения. В тоже время значительно расширился и ряд заказчиков. Теперь таковыми зачастую выступали представители нового класса, которым требовались как доказательство своего статуса роскошные дома, здания банков и контор. Наряду с этим, остался и так называемый «государственный заказ» на строительство общественных и административных зданий, а также продолжала влиять на строительную сферу и императорская семья.

Каждый из типов заказчиков отличался своим видением архитектуры, которая должна была подчеркивать назначение зданий: так административные

здания решались скорее в неоклассическом стиле, доходные и жилые дома в стиле модерн или одном из ретроспективных направлений, культовые сооружения возводились в тех форм, которые были свойственны конфессии прихожан будущего строения (католические - в стиле романской архитектуры, православные - в стиле древнерусских новгородских и псковских церквей, изучение которых в рамках археологии активно велось в начале XX в.). Все эти тенденции нашли отражение в творчестве М.М. Перетятковича - видного гражданского инженера и архитектора конца XIX - начала XX вв.

С ростом промышленности в социальном отношении возник новый класс, который не просто занял свое место среди других, но и стал играть одну из ведущих ролей в развитии государства, а следовательно, мог и диктовал свое видение архитектуры. Капиталист, финансист, промышленник, являясь теперь заказчиком, влияли на работу архитектора. Теперь «... стилистическое единство классицизма подверглось решительному пересмотру в связи с появлением новых заказчиков - представителей промышленной и торговой буржуазии» [3, с. 198].

Их дома должны были уже своим внешним видом транслировать, что из себя представляет владелец или институция, в них расположенная. К тому же представителям нового класса хотелось превзойти особняки аристократии, соответственно они требовали от архитекторов нагромождения и порой непривычного соединения декоративных мотивов, так как однообразное единство классической архитектуры не отвечало их стремлению выразить и проявить себя на общем фоне. О таком влияние указывают в своем научном труде, посвященном данному периоду В.С. Горюнов, М.П. Тубли: «Архитектурная жизнь конца XIX - начала XX вв. свидетельствует о появлении в России нового заказчика на строительство - частного капитала, который оказывал огромное влияние на всю городскую среду и в значительной степени изменял архитектурный ландшафт страны» [1, с. 203]. Усиление такой взаимосвязи между архитектурой и предпринимательством, которая становилась все более тесной, привела к стилизаторским поискам, где решающим фактором

для принятия решения были вкусы заказчика, и тем самым архитекторы становились порой в полной от них зависимости.

Роль финансового капитала в тот период сильно возрастала, чему свидетельствовали величественные здания банков, акционерных обществ и страховых компаний, построенные как в столицах, так в других губернских городах России. Окинув взглядом хотя бы операционные залы вместилищ денежного капитала, можно было понять, как изменилась суть банковского дела в России.

Если те образцы архитектурного творчества, которые были построены до середины XIX в. и признаны сейчас памятниками культуры, это чаще всего сооружения, построенные по заказу представителей высшей знати и императорской семьи, то, начиная уже со второй половины девятнадцатого столетия стоит отметить, что превалирующую долю здесь уже занимают произведения, выполненные по заказу банкиров, капиталистов, промышленников.

Яркими примерами заказов представителей нового социального слоя из творческой деятельности архитектора М.М. Перетятковича можно назвать работу с одним из успешнейших банкиров того времени М.И. Вавельбергом, распорядителями денежным наследством купца Г.Г. Солодовникова, руководством страховых обществ «Саламандра» и «Северное».

И в каждом отдельном случае, стилистическое решение было продиктовано не только типом будущего сооружения, его функциональным назначением, окружающей застройкой, господствующими художественными тенденциями, но и вкусами и видением будущего строения заказчиками.

Наряду с этим, конечно, никуда не делся и так называемый «государственный заказ». С ростом города необходимы было строить новые учреждения общественного характера, что успешно и исполнялось в то время архитекторами. Примером такого типа взаимоотношений архитектор-заказчик, здесь может служить проектирование и постройка М.М. Перетятковичем здания Министерства торговли и промышленности на набережной Макарова в Санкт-

Петербурге. Выполненное в духе классического наследия, оно вполне визуально указывало на тем функции, которые должно было выполнять министерство.

Члены императорской семьи, российская знать, органы государственной власти продолжали задавать тон архитектурной жизни не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах.

Так можно отметить, что по непосредственному заказу или под покровительством императорского дома Марьян Марьянович спроектировал несколько культовых сооружений (храм Спас-на-Водах в Санкт-Петербурге, Церковь Святой Ольги в Псковской области и Церковь Олега Брянского в деревне Осташево в Московской области), а также занимался разработкой проекта росписей церкви в Татое (Греция) для великой княжны Ольги Константиновны, королевы Греческой, внучки императора Николая I. Причем решение храмов то в стиле владимирского, то новгородско-псковского культового зодчества средневековой Руси было предопределено императорской семьей, желающей видеть постройки именно в такой стилистике.

Таким образом, можно отметить, что к концу XIX в., значительно расширился ряд заказчиков. Архитекторам приходилось считаться с их видением будущего строения. Причем, если императорская семья с точки зрения художественного вкуса не вызывала никаких вопросов, так как его уровень был весьма высоким, то с рядом представителей нового класса капиталистов, зодчие вынуждены были считаться. Зато это в свою очередь вносило разнообразие в творчество архитекторов, так как заставляло их думать довольно в различных по своему художественному и функциональному наполнению направлениях.

Работать в данном ключе приходилось и М.М. Перетятковичу, который за свою непродолжительную карьеру взаимодействовал со всеми выделенными типами заказчика: новый класс капиталистов, императорская семья, государственные органы власти, общественные объединения, - каждый раз пытаясь решать поставленные перед будущим строением задачи, в том числе учитывая интересы и вкусы своих заказчиков, что явилось в результате одной из причин, его творческого разнообразия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горюнов, В.С. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. СПб.: Стройиздат, 1994. 360 с;

2. Кириков Б.М. Мариан Перетяткович. От модерна к неоклассике / Б.М. Кириков. СПб.: Коло, 2023. 392 с;

3. Пилявский, В.И. История русской архитектуры: Учебник для вузов. / В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. М.: Архитектура - С, 2015 г. 512 с.

Volokhova A.Yu.

lecturer at the Center for Innovative Educational Projects, St. Petersburg State Stieglitz Academy of Art and Industry (St. Petersburg, Russia)

TYPES OF CUSTOMERS IN PROJECTS OF ARCHITECT M.M. PERETYATKOVICH'S

Abstract: the article considers the types of customers formed in the architectural sphere by the beginning of the XX century, in connection with rapid economic development, as well as their role in the stylistic solution of the projects of architect M.M. Peretyatkovich.

Keywords: Peretyatkovich, state order, imperial family, stylistic solution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.