Научная статья на тему 'Типы взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет'

Типы взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARENT-CHILD RELATIONSHIP / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERACTION / ДОШКОЛЬНИКИ / KINDERGARTEN CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Велиева Светлана Витальевна, Павлова Ольга Леонтьевна

В статье представлены результаты исследования, в котором установлено, что родители детей 5-6 лет, предпочитают гармоничный, диктаторский и конфликтный тип взаимодействия с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF INTERACTION OF PARENTS WITH CHILDREN 5-6 YEARS

The article presents the results of the study, which found that parents of children 5-6 years old, prefer a harmonious, conflict and dictatorial type of interaction with children.

Текст научной работы на тему «Типы взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ

Велиева Светлана Витальевна

доцент, кандидат психологических наук ФГБОУ ВО « Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии; кафедра возрастной, педагогической и специальной

психологии

428000, Россия, Чувашия, г. Чебоксары, ул. Карла Маркса, д. 38,

Павлова Ольга Леонтьевна

МБДОО «Детский сад №7 «Солнечный город» г. Цивильск 429900, Россия, Чувашия, г. Цивильск, ул. Зеленая, д.27А,

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, в котором установлено, что родители детей 5-6 лет, предпочитают гармоничный, диктаторский и конфликтный тип взаимодействия с детьми.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, взаимодействия, дошкольники.

Annotation. The article presents the results of the study, which found that parents of children 5-6 years old, prefer a harmonious, conflict and dictatorial type of interaction with children.

Keywords: parent-child relationship, interaction, kindergarten children.

Детско-родительские отношения (ДРО) - это система связей ребенка и взрослого, находящихся в кровном родстве (либо заменяющие таковые), имеющие собственную динамику и характерное содержание, которые являются основой семейного микроклимата и определяют характер будущего ребенка. Установлено, что тип родительского отношения оказывает специфическое влияние на становление у ребенка определенных качеств личности, степень и характер социализации и адаптации ребенка в будущем [1, 2]. Дисгармоничные детско-родительские отношения приводят к развитию невротических, асоциальных, искаженных черт личности [1, 2].

Настоящее исследование проводилось на базе МБДОО «Детский сад №7 «Солнечный город» г. Цивильск, где принимали участие 22 ребенка 56 лет и 22 родителя (преимущественно матери).

Изучение детско-родительских отношений проводилось с помощью методик: «Цветик-восьмицветик» (С. В. Велиева), «Родительское сочинение» В.В. Столина, адаптированное А. И. Тащевой и опросника «Взаимодействие родителя с ребёнком» И. И. Марковской.

Критериями оценки служили: отношение ребенка к членам семьи, восприятие ребенком отношения родителей к себе, эмоциональное самочувствие ребенка в семье, тип родительского отношения к ребёнку, внут-

рисемейные отношения, характер детско-родительских отношений, особенности взаимодействия родителей с ребенком.

Обобщенные данные исследования показывают, что дети более привязаны к матерям, отношения с ними складываются на основе эмоциональной близости, безопасной привязанности и признании авторитета (68,2%). В отношении каждого из родителей дети выявляют нежелание конфликта (9,1%%), игнорирование (9,1%), ощущают на себе завышенную требовательность (13,6%), подавляющую самостоятельность, нуждаются в доверительных отношениях (81,8%).

В отношениях с родителями дошкольники чаще испытывают радость (72,7%), тревожность (9,1%), эмоциональную напряженность, страх, чувствительность, расслабленность (по 4,5%).

В выборке установлены пять типов детско-родительских отношений: гармоничный (36,6%), «родитель-диктатор» (36,6%), конфликтный (22,7%), дистантный (18,8%), «ребенок-диктатор» (4,5%).

Характер взаимодействия у родителей, придерживающихся гармоничного типа, - комплементарное «Мы». Наиболее значимыми характеристиками в реальном образе ребенка являются его личностные, коммуникативные качества (доброта, отзывчивость, способность общаться). При сравнительной оценке качеств ребенка указываются коммуникативные («улыбка, манера общения», «доброта и харизматичность»), интеллектуальные («всегда стремится к новому», «непреодолимое любопытство»), личностные («любви обильный»), лидерские качества («проявляет лидерские качества», «активный»), отмечается позитивный эмоциональный настрой ребенка («улыбается, обнимает меня и целует»). Диапазон предпочтений в образе ребенка широкий, выражены познавательные и игровые предпочтения. В сфере интересов родителями отмечаются категории: продуктивные виды деятельности, любимые животные, общение, вкусовые предпочтения. Негативные проявления в поведении ребенка родителем не отмечаются, обращается внимание на необходимость коррекции культурно-гигиенических навыков. Родители выделяют положительные эмоциональные переживания ребенка от их совместного времяпрепровождения («по вечерам сидим на кровати, обнимаемся, целуемся»). Ожидания у родителей касаются формирования позитивных личностных и интеллектуальных качеств («самостоятельности», «вырастет очень добрым и умным мальчиком»), сохранения и поддержания психического благополучия («было чудесное настроение», «вырастит счастливым, в любви и ласке», «был счастлив»). Встречаются обобщенные позитивные высказывания («когда я думаю о своем ребенке, то сразу улыбаюсь»). В образе идеального ребенка регистрируются значимые сферы: когнитивная и эмоционально-личностная. Просматривается высокая степень включенности родителя во взаимодействие с ребенком («сидим вместе», «он всегда засыпает в обнимку с моей рукой», «много времени проводим вместе»). Из пережитых трудностей отмечается ситуация прошлого («когда была опе-

рация»). Образ отношений с ребенком характеризуется как дружеский, родитель сообщает о любви во взаимоотношениях с ребенком. Среди категорий ответов по открытой шкале встречаются высказывания об отношениях с ребенком, эмоционально-личностных качествах, о его успехах и достижениях. Высказывания по данной шкале позитивно окрашены.

У родителей, предпочитающих отношения с ребенком дистантного типа, характер взаимодействия определяется как «рядом». В образе ребенка значимыми признаются послушание и самостоятельность. Характер отношений - помпезный, декларирующий близость и принятие, «рядом, но не всегда вместе». В опасениях родителей нет определенных ярко выраженных тенденций (здоровье, обучение, карьера). Причины трудностей в поведении ребенка родители видят его нежелательные личностные качества (непослушание и упрямство), реже - специфику внутрисемейного взаимодействия. Отношения с ребенком описывают, не используя ярких прилагательных. Характер взаимодействия в позиции «родитель-диктатор» строится в диапазоне «доминирование - подчинение». Значимые характеристики образа ребенка включают коммуникативные качества, образ отношений - дружеский, но оценка всегда критическая и ситуативная. Опасения и ожидания родителей чаще связаны с оказанием внешнего влияния на ребенка, послушания и потери близости с ребенком. Причинами трудностей в поведении ребенка родители считают отсутствие у него волевых качеств.

Характер ДРО конфликтного типа - несогласованное «Мы». В образе ребенка значимыми оказываются коммуникативные навыки; образ отношений - положительно окрашенный, приоритета определенных категорий нет. Опасения и ожидания родителей чаще связаны с ленью ребенка, трудности воспитания связывают с неадекватным эмоциональным реагированием ребенка на просьбы и замечания («легко расстраивается», «раздражается»).

Специфика взаимодействия ДРО по типу «ребенок-диктатор» - доминирование ребенка. В образе ребенка родители выделяют волевые качества («настойчивый, целеустремленный, упрямый»), предпочитают совместную деятельность, связанную с отдыхом, развлечениями, шопингом. Опасения касаются сферы здоровья, контроля за поведением, подверженностью влиянию из вне. Свои проблемы во взаимоотношениях связывают с воспитательской растерянностью.

Таким образом, установлено, что родители, воспитывающие детей старшего дошкольного возраста, предпочитают гармоничный, диктаторский и конфликтный тип взаимодействия. При последних двух типах отношений к детям предъявляются повышенные требования, строгость, ограничение самостоятельности, отношениями с ребенком не удовлетворены и часто конфликты. У детей из таких семей преобладают тревожность, эмоциональная напряженность, страх, их потребности в безусловном принятии, признании и уважении не удовлетворены. Эти дан-

ные позволяют сделать вывод о том, что необходима система работы по коррекции взаимоотношений в таких семьях.

Литература

1. Васильева, Н. Н. Возрастные преобразования процессов прогнозирования у детей в возрасте от 5 до 7 лет / Н. Н. Васильева // European social science journal. - 7-3 (46). - 2014. - С. 105-107.

2. Велиева, С. В. Связь психических состояний с типом детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей в возрасте 7-8 лет с нарушениями речи / Е. Г. Павлова, С. В. Велиева // Детство в современном мире / под общ. ред. О. Р. Ворошниной. - Пермь, 2014. - С. 155159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.