УДК 81’23 +811.161.1’37
ТИПЫ ВНУТРИПОЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ ЕДИНИЦЫ
© Виктория Михайловна Швецова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры русского языка, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности внутриполевого устройства единиц, моделируюшдх свою семантику в тексте. Определяются принципы организации информационного поля голограммы и условия взаимодействия его структурных частей в процессе развития текстовой семантики.
Ключевые слова: информационное поле текстовой голографической единицы; поверхносто-развертываемый и глубинно-развертываемый типы информационного поля; процессы первичного и вторичного моделирования текстовой семантики; ядро и периферия информационного поля.
Теория полей как системы определенным образом организованных объединений нашла свое развитие в трудах известных отечественных и зарубежных лингвистов. В работах Й. Трира [1], А.А. Уфимцевой [2], Г.С. Щура [3], Ю.Н. Караулова [4], А.Р. Лурии [5] и других всестороннему анализу подвергается система внутреннего устройства поля, разрабатывается его типологическая характеристика, исследуются принципы формирования и пр.
Как известно, термин «поле» в лингвистику ввел Г. Ипсен. Описывая систему древних европейских языков, он впервые употребил термин «смысловое поле» относительно группы слов - названий металлов в восточных языках. По его мнению, связь между этими словами «представляет собой... соединение, при котором вся группа составляет единое членящееся «смысловое поле», в котором, «как в мозаике, соединяются друг с другом слова, каждое отграничивая другое, образуя тем самым все вместе смысловое единство более высокого порядка» [6].
Само же понятие «поле» было введено в научный обиход лингвистики Й. Триром. Языковым полем он назвал группу родственных смыслов или некоторую смысловую сферу, где слова образуют некоторое членимое целое (структуру, совокупность), которую можно назвать словесным полем языковых знаков [7].
В современной лингвистике полевой подход к описанию языка породил исследования целой области явлений. Так, лексические группы (или парадигматические поля) исследовали Т. Лаунсбери, Э. Косериу и др., грамматическим полям посвятил свою научную деятельность В.Г. Адмони, грамматико-
лексическими полями занимались Е.В. Гулы-га, Е.И. Шендельс, А.Л. Шарандин и др., синтаксические поля изучали В. Порциг, Л. Вайс-гербер и др., а функционально-семантические - А. В. Бондарко. Несмотря на огромный научный интерес лингвистов к этой проблеме, в науке не существует общепринятого описания данного понятия.
Инновационный характер нашего исследования заключается в том, что мы рассматриваем полевую организацию единицы, реализующейся в условиях текста, в качестве модели для развития и сохранения ее новой, расширенной семантики. Речь идет не о семантическом классе, группе и пр. Следовательно, трансформируется само понятие «поле» в отношении текстовой единицы.
Под текстовой единицей понимаем такой компонент системы (слово, элемент нового предложения, нового словосочетания, новой звуковой гармонии, часть текста и пр.), который способен стать источником развития для другой единицы или породить, восстановить скрытые, формально не выраженные, собственные потенциальные возможности. В первом случае «она стимулирует расширение текстовой семантики на основе лексикоассоциативных связей. Такие единицы можно назвать единицами-стимуляторами, или текстовыми единицами с актуализирующим значением. Они в большей степени обладают информационным потенциалом, который может послужить источником как их развития, так и развития других единиц. Во втором случае текстовая единица обладает актуализируемым значением и, по сути, имеет голографическую природу» [8].
Подобная обусловленность определяется следующими факторами. Во-первых, ее зна-
чение трехмерно (развивается в лексическом, понятийном и ассоциативном уровнях). Во-вторых, каждая часть такой голограммы отображает практически все смысловое поле текста, вбирая и систематизируя значение сразу нескольких единиц, реализованных в нем. В-третьих, ее актуализация осуществляется при участии ассоциативных ресурсов. Следовательно, текстовая единица является уникальной моделью для понимания развивающихся значений в тексте. Значит, вид ее полевого устройства отличается от традиционно принятых в науке представлений.
Новизна научного подхода в нашем исследовании заключается в следующем. Мы рассматриваем понятие «поля» в отношении конкретной единицы (а именно: голограммы), получающей свое развитие в тексте. Оно представляет собой информационное пространство, в границах которого актуализируются различные по характеру процессы моделирования текстовой семантики слова.
В опоре на данное положение нами выделяются типы полевой организации системы текстовых единиц; определяются характер отношений ядерной и периферийной частей информационного поля, устанавливающийся в процессе развития расширенной семантики голограммы.
В основе предлагаемой нами классификации информационного поля голограммы лежит следующий критерий: степень его внутреннего структурного развития. Наличие или отсутствие возможности развития процессов вторичного взаимодействия ядерной и периферийной зон, приводящих в дальнейшем к формированию новой, расширенной текстовой семантики голограммы, позволяет нам выделить два типа ее информационного поля: поверхностно-развертываемый (ПР-тип) и глубинно-развертываемый (ГР-тип).
Поверхностно-развертываемый тип информационного поля голограммы (ПР-тип) представляет собой замкнутую модель развития внутреннего пространства голографической единицы. Его внутриполевые структуры (ядерная и периферийная зоны) ограничены в развитии характером потенциально-репрезентируемых возможностей самой текстовой единицы с актуализированным значением. В данном случае речь идет о степени их продуктивности.
ГР-тип информационного поля представляет собой открытую модель развития внутреннего пространства голографической единицы. В его организации участвуют все виды выделяемых нами текстовых единиц. Полная реализация содержательно-смысловых ресурсов голограммы и системы стимуляторов внутри ГР-типа информационного поля способствует продуктивности развития текстовой семантики.
Таким образом, организация текстовой семантики голограммы в условиях глубинноразвертываемого типа информационного поля - это сложный процесс всесторонней содержательно-смысловой реализации голограммы и стимуляторов. Он развивается в несколько этапов. На начальном этапе в процессе первичного моделирования семантики, под которым понимаем прямую реакцию, возникающую при взаимодействии семанти-ко-ассоциативных возможностей голограммы и стимуляторов, актуализируются их внутренние ресурсы. На втором этапе реализуется система глубинных возможностей данных текстовых единиц. Под глубинными возможностями текстовых единиц мы понимаем внутренне обусловленную, скрытую, реализующуюся только в условиях повторного взаимодействия систему их лексикосемантических и ассоциативных ресурсов. Их развитие в ГР-типе информационного поля голограммы способствует активизации процессов вторичного взаимодействия внутри системы стимуляторов.
Остановимся более подробно на характеристике простого типа информационного поля голограммы. Его внешняя замкнутость, по нашему мнению, объясняется следующими факторами.
Во-первых, ПР-тип организуется в результате развития процессов первичного моделирования семантики голограммы, когда внутри ядерной и периферийной зон ее информационного поля вступают во взаимодействие лексико-семантические и ассоциативные ресурсы только текстовой единицы с актуализированным значением. Итогом подобного рода отношений является возникновение расширенного значения голограммы.
Поверхностно-развертываемый тип
внутриполевой организации голограммы характеризуется неравномерностью развития. По степени и характеру участия в процессе
актуализации текстовой семантики лексикосемантическое поле (ядро) занимает доминирующее положение. Периферия пассивна. Подобная ситуация обусловлена следующими причинами.
Периферия ПР-типа информационного поля моделируется на основе ассоциативных связей, возникающих только между компонентами самой голограммы. Следовательно. по характеру своего развития они являются внутрисловными. Из-за доминирующей
внутриполевой позиции ядерной части и, как следствие этого, потенциально высокой продуктивности развития ресурсов голограммы стимуляторы оказываются не способными сформировать самостоятельную, полноценную систему собственных ассоциативных значений. Поддерживая общее направление в развитии текстовой семантики, они своим участием лишь подтверждают адекватность интерпретации расширенной текстовой семантики.
В связи с тем, что один из значимых внутриполевых компонентов, представленный в форме ассоциативных значений стимуляторов, частично утрачивает собственную функциональную самостоятельность, периферия голограммы развивается не в полном объеме. Таким образом, ядро ПР-типа информационного поля голограммы представляет собой наиболее значимую содержательносмысловую структуру.
Во-вторых, тип информационного поля голограммы будет определяться характером процессов, осуществляющих свое развитие в данной структуре. Поверхностно-развертываемый тип формируется в результате активизации процессов первичного моделирования текстовой семантики. Механизмы их развития определяются нами следующим образом.
Процессы первичного моделирования текстовой семантики реализуются в информационном поле голограммы поэтапно. На начальном этапе в лексико-семантическом поле в результате взаимодействия стимуляторов моделируется система базовых значений. Следовательно, развивается ядерная часть информационного поля голограммы. Число базовых значений зависит от возможностей стимуляторов и особенностей структурирования пространства лексико-семантического поля (от количества зон). Следует
отметить, что в ПР-типе информационного поля развитие семантики голограммы в горизонтальном направлении не осуществляется.
В структуре периферии формируется такой тип ассоциативного значения, который, не определяя нового информационного направления в семантике голограммы, поддерживает, детализирует то содержание, которое репрезентируется системой сложившихся базовых значений (как бы дублирует ее).
Второй этап связан с непосредственным развитием расширенной текстовой семантики. Она формируется при непосредственном взаимодействии базового и ассоциативного значений самой голограммы. На этом этапе окончательно моделируется ее информационное поле.
Следует отметить, что текстовая единица-стимулятор выполняет в этом процессе пассивную функцию. Она выступает в качестве инертного компонента внутриполевой системы в отношении самой голограммы. Ее лексико-семантические возможности остаются невостребованными, а ассоциативные ресурсы реализуются частично.
Детально рассмотрим принципы организационного устройства поверхностно-развертываемого типа информационного поля голограммы на следующем примере: Все-таки это была первая Катина развиртуализация в полуденном сквере, и вкус пыльного позора («На кого я потратила трое суток Интернета - и два часа реальной жизни!!!) требовал немедленно запить его двойной «маргаритой» [9].
В последнее время слово развиртуализация (как и виртуализация) стало одним из самых модных в публикациях компьютерных СМИ. На эту тему говорят эксперты, проводят исследования в сегменте «виртуализаци-онных технологий». Однако данное слово не зафиксировано в современных словарях русского языка. Поэтому мы не имеем однозначного толкования этого понятия.
Как показывает практика, в современных условиях коммуникации слова виртуализация и развиртуализация воспринимаются как антонимы. Они выражают такие значения, которые не просто различны, а соотносительны и при этом противоположны друг другу (ср.: процесс - обратный ему процесс). Следовательно, содержание слова развир-
туализация может репрезентироваться через слово виртуализация.
Со времени своего появления единица виртуализация (от виртуальный - фр. «virtue!», англ. «virtual» - «возможный, потенциальный, предполагаемый, искусственно воссозданный в форме макета») приобрела множество различных значений и употреблялась в разных контекстах.
В широком смысле данное понятие представляет собой сокрытие настоящей реализации какого-либо процесса или объекта от истинного его представления для того, кто им пользуется. Продуктом виртуализации является нечто удобное для использования, на самом деле имеющее более сложную или совсем иную структуру, отличную от той, которая воспринимается при работе с объектом. Иными словами, происходит отделение представления от реализации чего-либо.
В настоящее время значение слова виртуализация в отношении человека, его жизненного пространства и прочего трансформировалось следующим образом: «субъективное придание данным реалиям «жизненного мира» свойств пространственной инверсии, временной обратимости и произвольности». Следовательно, базовое значение голограммы развиртуализация, представленное в ядерной части ее информационного поля, развивается в опоре на данное содержание. При этом не менее активно репрезентируется система ее собственных ресурсов.
Информационное поле голограммы раз-виртуализация представляет собой его поверхностно-развернутый тип. Он организуется в результате актуализации процессов первичного моделирования текстовой семантики.
По характеру словообразовательной природы голограмма развиртуализация представляет собой простую структуру. За счет актуализации системы ресурсов ее компонентов в ядерной части ПР-типа информационного поля развивается базовое значение. Данный процесс осуществляется следующим образом.
В русском языке при помощи префикса раз-(рас-) образуются некоторые группы слов со значением обратного действия. Например, разблокировать, разгерметизация и пр. В результате развития процессов первичного моделирования текстовой семантики в
структуре исследуемой голограммы начальный компонент, представленный префиксом раз-, успешно реализует данное значение. На его основе и формируется следующее базовое значение: развиртуализация (в отношении человека, его жизненного пространства и пр.) - «процесс объективного восприятия явлений «жизненного мира», их обнаруживание (идентификация, распознание) в реальном пространстве». Ср.: виртуализация (в отношении человека, его жизненного пространства и пр.) - «субъективное придание данным реалиям «жизненного мира» свойств пространственной инверсии, временной обратимости и произвольности».
В периферийной части ПР-типа информационного поля голограммы развиртуализация внутрисловные ассоциации возникают в опоре на морфемные компоненты слов через опознание словообразовательной модели, формирующей текстовую единицу с актуализируемым значением. Ассоциативная связь устанавливается между общеизвестным словом (разгерметизация) и исследуемой голограммой, повторяющей его словообразовательную модель.
Следует отметить, что речь идет о префиксации. Данный морфологический тип словообразования предполагает создание новых единиц путем изменения формы уже существующих при помощи префикса по определенным словообразовательным моделям. В качестве производящего слова выступает существительное, обозначающее процесс
осуществления действия. Ср.: герметизация -«процесс действия по несов. гл. герметизировать («делать непроницаемыми стенки, соединения в аппаратах, машинах, сооружениях или емкостях для жидкостей и газов» [10].
Префикс пре- изменяет направление действия процесса, зафиксированного в семантике производящего слова. То есть развивается некий вторичный процесс, противоположный первичному по характеру, результату и пр. Ср.: разгерметизация - «техн. к разгерметизировать («лишить герметичности»). При этом возникают следующие ассоциации: «нарушение целостности чего-либо», «обратимость какого-либо процесса, явления и пр.». Значит, и ассоциативное значение голограммы развиртуализация, актуализирующееся через опознание типа ее словообразовательной модели, также формируется на данной
понятийной основе. Ср.: развиртуализация -«качественное изменение процесса виртуализации, связанное с его обратимостью».
В настоящее время в русском языке появляется много слов, созданных по данному типу словообразовательной модели (ср.: раз-монетизация, расформатизация, размагнити-зация, расформатизация и пр.). Они активно реализуются в сфере экономики, информационных технологий и пр. Однако в данном тексте голограмма развиртуализация определяет систему межличностных отношений.
В периферийной части ПР-типа информационного поля голограммы развиртуализация стимуляторы ассоциативно подтверждают данное направление в развитии ее расширенной семантики. Во-первых, какому-то человеку было уделено много внимания (через стимулятор на кого я потратила трое суток Интернета - и два часа реальной жизни!!!). Во-вторых, есть прямое указание на одного из участников межличностных отношений (через стимулятор это была первая Катина развиртуализация ).
Кроме того, стимуляторами ассоциативно поддерживается семантика противопоставления, которая изначально актуализируется в структуре базового и ассоциативного значений исследуемой голограммы. Ср.: действительность, данность с одной стороны, (через стимулятор два часа реальной жизни) и виртуальность, физическая невоплощен-ность, имитация реальной обстановки с помощью компьютерных устройств или умозаключений, с другой стороны (через стимулятор трое суток Интернета). Причем на вымысел потрачено больше времени. Однако именно реальность расставляет все по своим местам. Следовательно, развиртуализация есть «одна из форм выражения реальности».
Таким образом, ПР-тип информационного поля исследуемой голограммы организуется в результате актуализации процессов первичного моделирования ее расширенной семантики. Очевидно, что система содержательно-смысловых ресурсов данной текстовой единицы характеризуется высокой продуктивностью .
При взаимодействии ядерной и периферийной частей информационного поля на основе базового и ассоциативного значений голограммы развивается ее текстовая семантика: развиртуализация - «первый личный
контакт и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте коммуникации; процесс перехода к реальности или первая встреча в реальном времени и пространстве». Стимулятор в полуденном сквере подтверждает данную хронологическую и территориальную обусловленность.
Таким образом, поверхностно-развертываемый тип информационного поля - это замкнутая в своем развитии внутриполевая модель. Ее ограниченность обусловлена следующими факторами.
Во-первых, при организации данного типа поля не актуализируются глубинные ресурсы как стимуляторов, так и голограммы. Следовательно, не реализуются возможности повторного взаимодействия и дальнейшей репрезентации данных единиц. В результате чего их потенциальные содержательно-смысловые ресурсы оказываются невостребованными в максимальном объеме. То есть данная модель информационного поля ограничивает продуктивность процесса развития семантики голограммы.
Во-вторых, ПР-тип информационного поля моделируется при активном участии только одного вида выделяемых нами текстовых единиц - голограммы. Подобная монофункциональность, по нашему мнению, объясняется высоким уровнем продуктивности ее собственного потенциала, успешно реализующегося в результате развития внут-риполевых процессов (например, лексикосемантическое взаимодействие ее компонентов, их ассоциативное развитие и пр.). То есть это такие голограммы, которые представляют собой сложные или простые структуры, характеризующиеся перспективностью собственной словообразовательной модели или мотивирующей основы в современном русском языке. Очевидно, что при формировании ПР-типа информационного поля именно такая значимая единица занимает доминирующее положение. В таких условиях стимуляторы не могут функционировать в полной мере.
Следовательно, развитие пространства ПР -типа поля носит ограниченный характер. Весь внутриполевой поликомпонентный потенциал (в виде единой, полнозначной функционирующей системы стимуляторов и голограммы) остается нереализованным в полном объеме.
В поверхностно-развертываемом типе информационного поля текстовая семантика голограммы развивается в процессе первичного моделирования в результате активизации лексико-семантических и ассоциативных ресурсов самой голограммы.
При организации ПР-типа информационного поля степень реализации возможностей текстовых единиц с актуализируемым и актуализирующим значениями различна. Система внутренних ресурсов голограммы используются максимально полно. Лексикосемантические возможности стимуляторов не реализуются, ассоциативный потенциал не выступает в качестве детерминирующего элемента в развитии нового значения.
Таким образом, моделирование текстовой семантики голограммы в условиях ПР-типа информационного поля - это процесс ее содержательно-смысловой самореализации.
1. Trier I. Das sprachliche Feld, «Neue Jahrbucher fur Wissenschaft und Jugendbildung». Heidelberg, 1934.
2. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. М., 1962.
3. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике. М., 1974.
4. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976.
5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
6. Ipsen G. Der Alte Orient und die Indogermanen. Heidelberg, 1924. P. 225.
7. Trier I. Der Deutsche Wortschatz im Sinnbezirk der Verstandes. Heidelberg, 1931. S. 47.
8. Швецова В.М. Лексико-ассоциативные ресурсы текстовых единиц // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2. Волгоград, 2010. Вып. 1 (11). С. 205.
9. Пунш Е. Net. Любви. М., 2007. С. 63.
10. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. М., 2000. С. 200.
Поступила в редакцию 28.03.2011 г.
UDC 81’23 +811.161.1’37
TYPES OF INNER-FIELD ORGANIZATION OF TEXT UNITS
Viktoria Mikhailovna Shvetsova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Philology, Associate Professor, Candidate for Doctor's Degree of Russian Language Department, e-mail: [email protected]
The article deals with the features of the internal organization of the units within the field, which design their semantics in the text. The principles of organization of the hologram’s informational field are determined in this article and set the conditions of the co-operation its structural parts during the process of the text semantics development.
Key words: hologram’s informational field; superficially-developed and depth developed types of informational field; process of primary and secondary designing of the text semantics; core and periphery of information field.