ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.99
Е.В. Каширская
ТИПЫ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
В статье рассматривается проблема речемыслительной деятельности студентов - будущих психологов через описание ее типов, которые сформулированы на основе компонентов речемыслительной деятельности, то есть, ее языковых, речевых и смысловых особенностей.
Речемыслительная деятельность, интегральность семантической памяти, инициативность и продуктивность речемышле-ния, вербальное мышление.
The article considers the model of speech and mental activity of the students - future psychologists, through the description of its types formulated on the basis of the components of speech and mental activity such as linguistic, speech and semantic features.
Speech and mental activity, special semantic memory, initiative and productivity of thinking, verbal thinking.
Существенные изменения в политической, социальной и экономической жизни страны, стремление общества к демократизации приводят к расширению сферы психологических услуг и укреплению данного направления на рынке труда. Основное средство профессиональной деятельности психолога - это специальным образом организованное общение с клиентом, следовательно, труд психолога можно отнести к профессиям повышенной речевой ответственности.
Практический психолог должен обладать обширным профессиональным словарным запасом, уметь спонтанно выстраивать грамотную коммуникацию, быть активным и гибким в процессе взаимодействия с клиентом, уметь совмещать традиционные и инновационные техники психоконсультирования, постоянно совершенствовать свою речемыслительную деятельность.
Речемышление психолога является одновременно носителем информации и средством взаимодействия. Речемыслительная деятельность психолога - это, главным образом, взаимодействие специалиста с самим собой и с клиентом с целью научить последнего взаимодействию с собственным «Я». Профессиональное речемышление психолога является одной из базовых компетенций специалиста этой области.
Между тем, в классическом университетском образовании речевое умение как умение человека оформлять в словах и предложениях собственную мысль не является результатом специального обучения. Обычно психолог формирует качества речемыслительной деятельности стихийно, чаще с опытом в ходе проведения множества консультаций. Нам такой путь кажется неэффективным.
Все это подтверждает необходимость поиска путей целенаправленного формирования речемыслительной деятельности у будущих специалистов -психологов.
Идея об исключительной роли речемыслительной деятельности в нашей жизни очень точно выражена
исследователем в области мышления Ричардом Грегори: «Если у человеческого мозга отобрать его символику, которой он пользуется, то остаток окажется довольно жалким» [4, с. 171]. Не случайно рече-мышлением интересуются специалисты, занимающиеся не только психологией, но и машинным переводом, лингвистикой, вопросами педагогики, усвоения иностранных языков и даже медики. Ведь речемыслительная деятельность является интегратором психики на уровне человеческого сознания.
Мышление и речь индивида развиваются и проявляются в единстве. В любом виде мышления обнаруживается роль речи, слова. Это средства образования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в сознании [2].
Многочисленные данные психофизиологии и нейрофизиологии свидетельствуют о том, что речевые сигналы проникают до самых глубинных функций человеческого организма, вызывая в них как са-ногенные, так и патогенные изменения. Не зря говорят, что мысль и слово материальны. Т аким образом, слово - важнейший фактор не только психотерапевтического, но и общетерапевтического воздействия на процессы и функции в организме человека [5].
Анализ литературы подтверждает, что проблема речемыслительной деятельности достаточно неоднозначна и сложна. Изучение речемыслительной деятельности носит междисциплинарный характер, данный феномен рассматривается в качестве предмета изучения в таких науках, как: педагогика (Л.И. Айдарова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, К.Д. Ушин-ский и др.), психология (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Б.П. Тихомиров, Б.П. Теплов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн и др.), философия (М.К. Мамардашвили, Э.Г. Юдин, М.С. Каган, Л. П. Давыдов, П. В. Копнин и др.), лингвистика и психолингвистика (Т.В. Ахутина, А. Валлон, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.) [1], [2], [6], [8], [10].
Анализ теории позволяет нам рассматривать речемыслительную деятельность как динамичный процесс, детерминированный социальной ситуацией развития индивида, спецификой профессиональной деятельности, совокупностью его психологических характеристик и образовательной среды профессионального развития. Речемыслительная деятельность направлена на решение какой-либо вербальной задачи, которая в процессе общения дополняется еще и коммуникативной задачей, реализующей коммуникативное намерение говорящего.
В данной работе предлагается изучение речемыслительной деятельности студентов - будущих психологов через анализ ее языковых, речевых и смысловых особенностей, которые проявляются в продукте речемыслительной деятельности, то есть, в тексте [9].
Охарактеризуем выделенные параметры.
К языковым особенностям речемыслительной деятельности студента - будущего психолога можно отнести такой ее компонент, как интегральность семантической памяти, то есть профессиональный словарный запас будущего специалиста-психолога. Грамотная профессиональная речь основана на рациональном употреблении профессиональных терминов: чем более развернутым будет словарный запас специалиста, тем эффективнее будет его взаимодействие и с клиентами, и с коллегами. Также наличие профессиональных терминов в речи психолога отличает его квалифицированную помощь от попыток оказания психологической помощи клиенту обывателем. Нами предполагается, что языковые особенности речемыслительной деятельности студентов - будущих психологов развиваются быстрее остальных, этому способствует большинство дисциплин профессионального цикла обучения на специальности «Психология».
В качестве второго параметра выделяются речевые особенности речемыслительной деятельности -это сочетание таких ее качеств, как инициативность и продуктивность. На практике это проявляется в легкости вступления в контакт с субъектом общения, желании и возможности взаимодействовать с другим человеком в рамках профессиональной ситуации. Этот компонент характеризует коммуникативную компетентность будущих психологов и нуждается в определенном развитии, хотя при существующей системе подготовки практических психологов коммуникативные навыки студентов формируются достаточно стихийно.
К смысловым особенностям речемыслительной деятельности следует отнести следующий показатель: легкость выделения предмета говорения, который предстоит вербализовать в данной речевой ситуации. Этот компонент отражает гибкость вербального мышления, то есть умение своевременно перестроиться с обыденной речи на профессиональную, при этом сама речь остается предельно понятной собеседнику. Предполагается, что этот компонент речемыслительной деятельности менее всего представлен в реальной речи студентов будущих психологов, хотя на наш взгляд, умение гибко изменять
свою речь в зависимости от профессиональной ситуации является ключевым во всей структуре речемыслительной деятельности. Остановимся на данном параметре более подробно.
С нашей точки зрения, гибкость вербального мышления отражается в таких качествах профессиональной речи, как подготовленность и спонтанность высказывания [7].
Подготовленность речи можно рассматривать в двух планах. С одной стороны, - это внутриречевая готовность, которая формируется еще в период становления профессионала. С другой, можно говорить о так называемой ситуативной речевой готовности к определенной тематике или ситуации, которая может образоваться в ходе консультации.
Спонтанность высказывания - это реакция на неожиданные и необычные ситуации, которые могут неоднократно возникать в ходе консультирования. О профессионализме психолога можно судить по тому, насколько быстро и грамотно он формулирует речевое высказывание. При этом, чем больше речь психолога внутренне подготовлена, тем легче ему сделать ее более спонтанной и тем быстрее он может оперировать имеющимися у него в сознании речевыми оборотами.
Эти качества характеризуют направленность мышления в первом случае на припоминание уже имеющейся в памяти информации, а во втором - на поиск новой. По мнению Горюшиной Е.А., Владимирова И. Ю., лица с выраженной направленностью на поиск нового решения имеют тенденцию к исследовательскому поведению и лучшие параметры организации обратной связи. И, напротив, лица с выраженной направленностью на припоминание имеют тенденцию пользоваться эталонами, обладают более структурированной системой опыта [3].
На наш взгляд психолог должен обладать этими качествами в равной степени, так как, с одной стороны, он в своей работе ориентируется на прошлый опыт, а с другой, - всегда находится в новой нестандартной ситуации. Эти характеристики определяют гибкость вербального мышления. Следовательно, недостаточное развитие того или иного качества ведет к снижению профессионализма психолога.
В зависимости от степени сформированности того или иного параметра речемыслительной деятельности можно сделать предположение о существовании определенных типов речемыслительной деятельности у студентов - будущих психологов. Для проверки выдвинутого предположения нами было проведено исследование на базе Череповецкого государственного университета, в нем приняли участие 113 студентов - будущих психологов в возрасте от 17 до 22 лет.
Как показал теоретический анализ проблемы, речемыслительная деятельность является достаточно сложной областью для психологической диагностики, так как она включает в себя различные компоненты, выделить которые в реальной речи можно только с использованием сложных диагностических процедур. В связи с этим для получения первичных результатов нам показалось целесообразным исполь-
зовать метод экспертной оценки. Экспертами выступили преподаватели кафедры психологии ЧГУ в количестве 10 человек. В специальных бланках им необходимо было отметить, к какому типу речемыслительной деятельности они могли бы отнести того или иного студента - будущего психолога. Выводы сделаны экспертами на основе их мнения о том, как студент проявляет языковые, речевые и смысловые особенности своей речемыслительной деятельности в ходе лекционных, семинарских и лабораторных занятий. Для этого преподавателям было предложено подробное описание типов речемыслительной деятельности студентов - будущих психологов.
Результаты экспериментального выделения групп студентов - будущих психологов с различными типами речемыслительной деятельности предъявлены в табл. 1.
Таблица 1
Т ипы речемыслительной деятельности студентов - будущих психологов
Из таблицы видно, что наше основное предположение относительно существования типологии речемыслительной деятельности у студентов - будущих психологов подтвердилось, обнаружены представители всех восьми типов речемыслительной деятельности. При этом распределение студентов по типам речемыслительной деятельности является неравномерным.
Максимальное число студентов (21 %) имеют восьмой тип речемыслительной деятельности, характеризуемый низким уровнем интегральности семантической памяти, инициативности и продуктивности речемыслительной деятельности, а также ригидным вербальным мышлением. Предположительно, данный тип речемыслительной деятельности является самым неблагоприятным для развития профессиональных умений специалиста-психолога.
Достаточно большое число студентов (19 %) обладают вторым типом речемыслительной деятельности, который характеризуется наличием обширного профессионального словарного запаса, высоким уровнем коммуникативной активности и при этом ригидностью вербального мышления. Такой студент умеет оперировать психологическими терминами, он проявляет активность на семинарских и лабораторных занятиях. Однако речь такого студента точна и
соответствует заданной психологической ситуации только в случае длительной подготовки к выступлению. Если задача формулируется спонтанно, речь студента становится более обыденной, включает массы примеров бытового характера и сленговые выражения.
У 15 % студентов будущих психологов отмечается 5 тип речемыслительной деятельности. В данном случае высоким уровнем развития характеризуется только интегральность семантической памяти. Такому студенту в ситуации профессионального общения будет трудно вовремя включиться в профессиональный контекст работы, в таком случае речь может казаться чрезмерно перегруженной терминами, при этом быть непонятной собеседнику. Предположительно студенты с преобладанием такого типа речемыслительной деятельности легче выполняют письменные задания, чем устные.
13 % студентов приходятся на группу с третьим типом речемыслительной деятельности. При данном типе речемыслительной деятельности студент легко запоминает и воспроизводит психологические понятия. Он умеет своевременно оценить учебную ситуацию, готов спонтанно решать речевые задачи психологического плана. Однако такой студент не проявляет инициативы на семинарских и лабораторных занятиях, боится выступать перед аудиторией.
У 11 % студентов определяется 7 тип речемыслительной деятельности. Для такого студента характерно умение правильно оценить психологическую ситуацию и готовность спонтанно решать учебную задачу, однако при этом он неинициативен на семинарских и лабораторных занятиях, профессиональный словарный запас его скуден, он с трудом запоминает и воспроизводит термины, путается в теориях и психологических определениях.
10 % студентов приходятся на группу с четвертым типом речемыслительной деятельности характеризуемый высокими показателями по уровню инициативности и продуктивности речемыслительной деятельности и гибкости вербального мышления, при этом профессиональный словарный запас такого студента остается крайне скудным. Однако стоит предположить, что данный тип речемыслительной деятельности является вполне благоприятным для развития, так как языковые особенности подкрепляются в ходе профессионального обучения.
У 6 % студентов выделен шестой тип речемыслительной деятельности, который характеризуется низкими показателями интегральности семантической памяти и ригидностью вербального мышления. При данном типе речемыслительной деятельности студент очень активен на занятиях, при этом он путается в теориях и определениях. Также ему трудно оценить психологическую ситуацию, речь его обыденная, насыщена примерами бытового характера.
И только 5 % студентов - будущих психологов обладают первым типом речемыслительной деятельности, то есть имеют высокие показатели по всем трем параметрам. Такой студент умеет оперировать психологическими терминами и понятиями, проявляет активность на практических занятиях, участвует в психологических демонстрациях. Для этого типа
Ти- пы Языковые особенности (уровень интегрально-сти семантической памяти) Речевые особенности (уровень инициативности продуктивности речемыслительной деятельности) Смысловые особенно- сти (гибкое вербальное мышление) Количество студентов будущих психологов (%)
1 + + + 5
2 + + - 19
3 + - + 13
4 - + + 10
5 + - - 15
6 - + - 6
7 - - + 11
8 - - - 21
характерно умение своевременно оценить психологическую ситуацию, если задача задается спонтанно, то обучающийся может легко справиться с ее выполнением, быстро переключить свою речь с обыденной на профессиональную. Вероятно, такое соотношение языковых, речевых и смысловых особенностей субъекта позволяет быть более продуктивным в условиях реализации своей профессиональной деятельности.
Также общие результаты исследования показывают, что 52 % студентов - будущих психологов обладают высоким уровнем интегральности семантической памяти, 40 % - высоким уровнем инициативности и продуктивности речемыслительной деятельности и 39 % - гибким вербальным мышлением, что в целом подтверждает наше предположение о том, что речевые и смысловые особенности речемыслительной деятельности формируются сложнее, чем языковые.
Далее перед нами стоит задача определить, почему у одних студентов речемыслительная деятельность развита лучше, а у других хуже. По всей вероятности, требуется более детальная характеристика типов речемыслительной деятельности, что предполагает более комплексное экспериментальное рассмотрение ее компонентов через подробный анализ личностных качеств студентов, непосредственным образом связанных с профессиональным речемыш-лением. Это позволит нам выявить психологические факторы и условия, необходимые и достаточные для эффективного формирования речемыслительной деятельности будущих специалистов в сфере психологического консультирования в условиях обучения в вузе.
Возможно, одним из условий формирования речемыслительной деятельности будущих психологов может выступать включение их в ходе обучения в профессиональный контекст работы психолога, а также проработка их личного опыта, связанного с трудностями вступления в осознанный контакт.
На наш взгляд, эффективным средством включения студентов в профессиональный контекст работы
психолога является лабораторный практикум, основанный на принципах полисубъектного отношения, проблематизации, диалогизации, персонификации и индивидуализации.
В заключение следует отметить, что проверка вышеизложенных предположений является задачей наших дальнейших исследований по проблеме формирования речемыслительной деятельности студентов - будущих психологов.
Литература
1. Алмаев, Н.А. Психологические основания выбора слов при построении речи: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Алмаев. - М., 1997.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М., 1999.
3. Владимиров, И.Ю. Направленность на поиск / припоминание информации как личностная предпосылка построения актуальной модели ситуации взаимодействия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / И.Ю. Владимиров, Е.А. Горюшина. - Ярославль, 2006.
4. Грегори Р.Л. Разумный глаз / Р.Л. Грегори. - М, 2003.
5. Деркач, Т.В. Формирование профессиональноречевой культуры будущих специалистов по физической культуре и спорту в условиях обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Деркач. - Чебоксары, 2009.
6. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М. - Воронеж, 2001.
7. Ерчак, Н.Т. Психология профессиональной речи / Н.Т. Ерчак. - М., 2007.
8. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М., 2005.
9. Решетникова, Т.К. Зависимость успешности овладения иностранным языком от особенностей речемыслительной деятельности субъекта обучения (на материале иноязычных способностей): автореф. дис. . канд. психол. наук / Т.К. Решетникова. - М., 1980.
10. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. - М., 1974.