Научная статья на тему 'Типы повествования в лирической прозе'

Типы повествования в лирической прозе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1046
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ / СЮЖЕТ / ЛИРИКА / ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА / TYPES OF NARRATIVE / PLOT / LYRICS / LYRICAL PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Труфанова Ирина Владимировна

Отдельные произведения лирической прозы конституируются комбинаторными приращениями смысла (приращением значений к лексическим и грамматическим единицам), или бессюжетностью, или медитативностью в разной степени её проявления, или различным сочетанием перечисленных признаков. Типы повествования в лирической прозе определяются в первую очередь тем, какой признак (или признаки) из перечисленных выше конструирует произведение как лирическую прозу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF NARRATIVE IN THE LYRICAL PROSE

Some works of lyrical prose are constituted by combinatorial increments of meaning (by adding meanings to lexical and grammatical units), or by the absence of plot, or by their meditative nature with varying degrees of its manifestation, or by various combinations of the above-mentioned characteristics. Types of narrative in the lyrical prose are determined primarily by the above characteristics that construct the literary work as a lyrical prose.

Текст научной работы на тему «Типы повествования в лирической прозе»

Литературоведение. Межкультурная коммуникация Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 971-974

УДК 800

ТИПЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ЛИРИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ © 2010 г. И.В. Труфанова

Московский городской педагогический университет [email protected]

Поступила в редакцию 19.04.2010

Отдельные произведения лирической прозы конституируются комбинаторными приращениями смысла (приращением значений к лексическим и грамматическим единицам), или бессюжетностью, или медитативностью в разной степени её проявления, или различным сочетанием перечисленных признаков. Типы повествования в лирической прозе определяются в первую очередь тем, какой признак (или признаки) из перечисленных выше конструирует произведение как лирическую прозу.

Ключевые слова: типы повествования, сюжет, лирика, лирическая проза.

В данной статье будет продемонстрирована взаимосвязь типа повествования с типом сюжета в художественном произведении.

Термин «сюжет» впервые введен в обиход в XVII веке классицистами П.Корнелем и Н. Буа-ло, но уже Аристотель уделил этому понятию внимание. То, что теперь именуется «сюжетом», Аристотель именовал «сказанием» (mythos). Древнеримские писатели ввели в обиход термин «фабула» (fabula - рассказ, басня), также имея в виду ход событий, изображенных в художественном произведении [10: 30]. Иногда сюжет и фабула рассматриваются как синонимичные понятия, иногда разводятся. В последнем случае возможны три варианта. Сюжетом называется весь ход событий, а фабулой лишь основной конфликт, или центральная интрига действия [10: 30]. Г.Н. Поспелов сюжетом называет сами события, а фабулой повествование о них. Представители русской формальной школы, наоборот, именовали «фабулой» события в жизни персонажа, а «сюжетом» то, как рассказано о них в произведении [10: 31].

Несмотря на отсутствие единого определения, в литературоведении обычно под сюжетом понимается цепь событий, сменяющих друг друга во времени: «Сюжет - цепь событий, повороты и перипетии действия, взаимоотношения персонажей, выраженные через действия, протекающие в художественной реальности» [2: 440]. Кроме временной связи событий, могут подчеркиваться еще причинно-следственные связи: «изложить события и обрисовать в самых общих чертах характеры произведения, сохраняя между ними причинно-временную, хронологическую последовательность, - это и значит

передать более или менее кратко сюжет произведения» [12: 130]. Наконец, понятие ‘сюжет’ дополняется понятием ‘конфликт’: «Изображение развития того или иного жизненного конфликта называется сюжетом» [1: 133].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сюжет присущ эпосу и драме и отсутствует в лирике. И действительно, в работах литературоведов отмечается, что лирика бессюжетна или сюжет в ней выражен слабо: «В лирике <...> сюжет <...> очень редко детализируется, всегда примитивен и незначащ» [12: 122];

«Сюжет в лирических произведениях выражен слабо и может вообще отсутствовать. На первом плане в лирике образ-переживание, преследующий цель раскрытия субъективно воспринимаемой автором действительности или каких-то ее определенных сторон» [10: 61]; «В отличие от эпоса, лирика одномоментна (ее не интересует последовательность событий, она занимается определенными моментами человеческого существования» [6: 182].

Наличие-отсутствие сюжета в лирике связывают с дифференцируемыми ее видами. Г.Н. Поспелов, выделяющий медитативную, медитативно-изобразительную, собственно-изобразительную, повествовательную лирику, пишет, что сюжет может иметь место в описаниях лиц и в повествовательной лирике, но при этом подчеркивает его неразвитость [11: 168-169]. Для лирики с ее неразвитым сюжетом обязательна абстрактность, представление конкретной ситуации как типичной, регулярной, общечеловеческой: «Однако для того, чтобы повествование оказалось все же лирическим (даже и не лироэпическим), необходимо, чтобы оно было очень

коротким и при всей своей краткости ощутимо экспрессивным, а через все это - скрыто, подспудно медитативным» [11: 159].

Ученые, обнаруживающие сюжет в лирике, пересматривают его традиционное определение. Во-первых, определяют сюжет как движение чувств: «Сюжет - движение событий (в эпических и драматических произведениях) или мыслей, чувств и переживаний (в лирических), в которых раскрываются конфликты» [1: 114]. «В лирике сюжеты являются последовательностью развертывания чувства <...> образы чувств выступают в определенной законосообразности: сам поэт решает, что будет первым, что вторым, где - теза, где - антитеза. А это и есть своего рода завязка и развязка. Почти всегда можно указать и ударный кульминационный стих, его смысловую и риторическую вершину, к которой тяготеет все остальное» [5: 42]. Во-вторых, как психологическое движение (движение мыслей лирического героя). «О бессюжетных произведениях можно говорить лишь применительно к таким лирическим произведениям, содержанием которых являются мимолетные впечатления, мгновенные переживания. Но сюжет все-таки присутствует и в этих произведениях. Условно его можно назвать психологическим. Он представляет собой систему, перипетии, движение мыслей, чувств, переживаний» [12: 132]. В-третьих, некоторые литературоведы выдвигают в качестве единицы сюжета категорию движения вместо события и определяют сюжет как «носитель динамики художественного мира, динамический срез» [16: 5] текста, учитывающий «движение мысли автора-творца, как на уровне героев, так и на уровне зафиксированного в произведении авторского сознания вне ге-ройного опосредования» [3: 14]. В-четвертых, определяют сюжет как «переход через семантический рубеж» [8: 288]. Колеблется незыблемость порядка изображенного мира, вначале представленного как стабильный. В-пятых, термин «сюжет» толкуют как переход от одного состояния к другому [9: 181]. В-шестых,

Ц. Тодоров видит сюжет как нарушение равновесия, затем восстановленного благодаря действию противоположной силы, но не прежнего, не исходного, а нового равновесия [15: 123].

Лирический сюжет квалифицируют как фигуративный. Для эпических произведений характерны логическая (расширение предиката, его детализация) и ситуационная, или референтная, связность. В них представлена цепь событий, объединенных причинно-следственными связями и спроецированных на временную ось, расположенных в определенной вре-

менной последовательности. В поэзии и лирической прозе ситуационная связь отсутствует, здесь возникает «фигуративный сюжет», или «фигуративный квазисюжет» [4: 199-200]. Описывается небольшой временной отрезок, почти «остановленное мгновение», однако нарисованной писателем картине присуще движение [5: 200].

Итак, при всем разнообразии точек зрения на наличие сюжета в лирическом произведении признается его отличие от сюжета в эпических и драматических произведениях.

Специфика лирики в том, что объектом изображения в ней является не внешний мир, а сознание лирического героя, в котором этот внешний мир отражен, перед читателем предстает именно отраженный в сознании лирического героя (поэта) внешний мир. Т.И. Сильман в связи с данной особенностью лирики видит в ней два сюжета, контаминированных в конце концов в один: «сюжетное движение происходит, по крайней мере, в двух направлениях» [17: 138]. Одно направление «от внешних единичных явлений к суммирующему, обобщающему итогу. Другое - специфическое именно для лирики - движение от внешнего к внутреннему, от фактов объективной действительности к их эмоциональной переработке, к их переживанию» [13: 38-39].

В лирике имеет место антиномия объективного и субъективного, общечеловеческого и интимного, личного. «Лирика стремится передать неповторимость индивидуального переживания, усиленного до всечеловеческого масштаба, что и позволяет читателю воспринимать лирическое произведение как отображение собственного чувства» [10: 61].

Г.В. Степанов, размышляя об адресате лирической поэзии, выделяет (со ссылкой на

Э.Р. Атаяна) три типа поэтов: общечеловеческий (кантовский принцип) стремится обрести в качестве адресата человечество; сугубо индивидуальный (крочеанский принцип) стремится достичь понимания в избранном кругу своих; народный, или этнопсихологический (гум-больдтовский принцип), мечтает выразить миропонимание своего этноса и получить его в качестве адресата [14: 35]. Поэзия, с одной стороны, некоммуникативна, это разговор с самим собой [6], но, с другой стороны, она диалогична, это диалог с литературой, со временем, со средой [14: 35]. Лирический сюжет переживается не только автором, но и читателем. Ю.М. Лотман сравнивает лирический сюжет с мифом: «Поэтические сюжеты отличаются значительно большей степенью обобщенности, чем

сюжеты прозы. Поэтический сюжет претендует быть не повествованием об одном каком-либо событии, рядовом в числе многих, а рассказом о событии - главном и единственном, о сущности лирического мира. В этом смысле поэзия ближе к мифу, чем к роману» [7: 107].

Многие произведения Б.К. Зайцева принадлежат к лирической прозе и из черт, конституирующих лирику, обладают, в том числе, лирическим сюжетом. Повествование в них не столько цепь событий, сменяющих друг друга во времени и связанных причинно-следственной связью, сколько кружение вокруг одного места, одной ситуации, одной темы. Так, в очерках «Италия» упоминаются отдельные места городов, может быть что-то сказано об их жителях. Описания в импрессионистической манере возводят конкретное, единичное в ранг существенного и вечного. Некоторые другие произведения Б.К. Зайцева (например, «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов», «Памяти Чехова», «Леонид Андреев», «Побежденный», «Андрей Белый», «О Лермонтове», «Жизнь и судьба») имеют сюжет, в котором упоминаются события из жизни персонажей, но отобраны они специфично, и не внешние факты составляют интригу, а вехи духовного развития или, реже, духовной деградации. В «Земной печали», «Улице Св. Николая» главным персонажем является земля; условность сюжета в том, что время действия в «Земной печали» простирается от скифов до ХХ века, в «Улице Св. Николая» время действия тоже занимает несколько веков. Основная мысль произведений: люди своим поведением делают себя недостойными земли, на которой живут; когда же они станут лучше?!

Напрашивается аналогия произведений Б.К. Зайцева с видами лирики, выделенными Г.Н. Поспеловым. «Полковник Розов», «Лето» можно сравнить с изобразительной лирикой; «Миф», «В дороге», «Хлеб, люди, земля» - с медитативно-изобразительной, «Спокойствие», «Голубая звезда», «Тихие зори», «Белый свет» -с медитативно-повествовательной. Описания, отдельные факты из жизни персонажей приводятся ради того, чтобы сделать какой-то жизненно важный вывод о сущности, законе, в них проявившихся, чтобы провозгласить истинность какого-то тезиса. У Б.К. Зайцева многие произведения посвящены движению чувства главного персонажа к избавлению от страха перед смертью дорогих людей и своей собственной («Тихие зори», «Сон», «Сестра»), психологическому движению к принятию страданий, боли, жестокости, даже мелочности, тупо-

сти, бездарности, скуки земной жизни («Уединение», «Север»), к интуитивному озарению, что значит «живите как птицы» («Сон»).

В произведениях, аналогичных изобразительной лирике, - любование жизнью, хвала созданному Г осподом миру.

«В дороге», «Вечер» вообще лишены действующих лиц, основное их настроение - демонстрация дисгармоничности техники, технократической цивилизации с природой и человеком, который ощущает себя частицей последней, а в мире машин обезличивается, овеществляется.

Еще одно отличительное свойство лирического сюжета - «наличие в нем некоторого ритма, повторяемостей, параллелизмов. В определенных случаях с основанием говорят о рифмах ситуаций» [7: 109]. Параллелизм в композиции рассказа «Май», например, проявляется в том, что читателям поочередно показаны переживающие жгучую, щемящую любовь персонажи (Коля, тетушка Бунге, поручик Штюрцва-ге, сестричка Соня). В «Спокойствии» тоже повторяется тема любви, но это уже и любовь к ребёнку, к Родине, к идее (делу), делается вывод о бессмертии «любви» и возможности поэтому жить дальше, когда предмет любви не с тобой, потому что любящие «любовью соединены нерасторжимо».

Общим в сюжете произведений Б.К. Зайцева, принадлежащих к лирической прозе, является то, что из приводимого эпического материала делается обобщение, вывод, формулируется постигнутая лирическим героем в результате медитации над данным эпическим материалом истина. Различаются они объемом и характером эпического материала, наличием-отсутствием промежуточных выводов.

Список литературы

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1975.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: (энциклопедический словарь терминов). М., 2003.

3. Егоров Б.Ф., Зарецкий В.А., Гушанская, Е.М., Таборисская Е.М., Штейнгольд А.М. Сюжет и фабула // Вопросы сюжетосложения. Рига, 1978.

4. Ермоленко Г.Н. «Фигуративный сюжет» в рассказе И.А. Бунина «Часовня» // Риторика -лингвистика: Сб. ст. Вып.2. Смоленск, 2000. С. 199-206.

5. Кулешов В.И. О сюжетосложении в гражданской лирике // Замысел, труд, воплощение. М., 1977.

6. Левин Ю.И. Лирика с коммуникативной точки зрения // Structure of texts and semiotics of culture. The Hague. Paris, 1973. P. 177-195.

7. Лотман Ю.М. Проблема поэтического сюжета // О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство, 1996. С. 107-109.

8. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

9. Мелетинский Е.М. Структурно-типологическое изучение сказки // Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

10. Основы литературоведения / Под ред. В.П. Мещерякова. М., 2003.

11. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1963.

12. Ревякин А.И. Проблемы изучения преподавания литературы. М., 1972.

13. Сильман Т.И. Заметки о лирике. М., 1977.

14. Степанов Г.В. К проблеме единства выражения и убеждения (автор и адресат) // Контекст 1983. М., 1984. С. 20-37.

15. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997.

16. Цилевич Л.М. Сюжетность как литературоведческая категория // Сюжет и художественная система. Даугавпилс, 1983.

TYPES OF NARRATIVE IN THE LYRICAL PROSE

I. V. Trufanova

Some works of lyrical prose are constituted by combinatorial increments of meaning (by adding meanings to lexical and grammatical units), or by the absence of plot, or by their meditative nature with varying degrees of its manifestation, or by various combinations of the above-mentioned characteristics. Types of narrative in the lyrical prose are determined primarily by the above characteristics that construct the literary work as a lyrical prose.

Keywords: types of narrative, plot, lyrics, lyrical prose.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.