Keywords: investments, investment climate, economic development, sanctions, geopolitical conflict, internal reforms, economic stability.
УДК 339.138
Лужнова Наталья Валерьевна, к.э.н., доцент
(e-mail: [email protected])
Курбанов Шамиль Маратович, магистрант
(e-mail: [email protected]) Оренбургский государственный университет г.Оренбург, Россия
ТИПЫ КОНТЕНТА И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ КОНТЕНТ-ПЛАНА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО АККАУНТА В СОЦИАЛЬНЫХСЕТЯХ
Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются вопросы разработки контент-плана для эффективного продвижения аккаунта предприятия или организации в социальных сетях. Выявлены основные типы контента (информационный, вовлекающий, развлекательный, вирусный, пользовательский и продающий), сформулированы принципы создания продуктивного контент-плана. В качестве примера представлен контент-план для продвижения аккаунта предприятия пищевой промышленности в социальной сети.
Ключевые слова: маркетинг в социальных сетях, контент-план, вовлечение потребителей
Основной площадкой для продвижения коммерческого предприятия в социальных сетях является сообщество, которое не только предоставляет возможности информирования потенциальных потребителей об ассортименте товаров, но и формирует один из основных каналов взаимодействия маркетологов компании с ключевым сегментом покупателей. При этом для предприятий разных размеров и сфер деятельности маркетинг в социальных сетях будет выполнять разные задачи [4].
Для того чтобы социальная площадка или коммерческий аккаунт в социальных сетях реализовывали маркетинговые задачи предприятия, необходимо корректно провести случайного подписчика или потенциального клиента по этапам процесса принятия решения о покупке и превратить его в постоянного покупателя продукта или услуги [2].
Считаем, что все известные инструменты маркетинга в социальных сетях целесообразно сгруппировать в две группы: активные (вовлекающий контент в ленте сообщества, конкурсы, мемы, нативная реклама у блоге-ров) и пассивные (таргетированная реклама, продающий контент в постах
сообщества). При этом все приемы маркетинга в социальных сетях имеют следующие преимущества перед другими формами интернет-рекламы:
- доверительное и добровольное присутствие пользователя в социальных медиа, что предоставляет широкие возможности для проникновения в ближний круг общения потребителей - большинство пользователей сами выбирают социальную сеть для общения, создают аккаунт, наполняют его информацией о себе, своих привычках и интересах, выбирают сообщества для участия в активностях. И все это происходит на привычной для потребителя электронной площадке, в удобное для него время, что позволяет взаимодействовать с потенциальными покупателями в благожелательной для рекламного контакта атмосфере;
- ненавязчивость основной массы контента, так как многие посты пользователь воспринимает как естественный контент социальных сетей, рекламные объявления по форме воплощения выглядят как информационные посты в ленте. При этом существуют возможности создания интересного и полезного контента для пользователей: истории, неизвестные факты о продукте, маркетинг-квизы с вопросами, ответы на которые характеризуют респондентов и дают им информацию для размышления;
- вирусный эффект некоторых типов постов: конкурсов, мемов, картинок с юмором, инфографики, опросов, так как пользователь стремится поделиться интересным контентом со своими близкими в цифровой среде. Данный факт снижает стоимость размещения рекламных постов, которые распространяются практически бесплатно самими пользователями;
- таргетинг, который заключается в возможности размещать рекламные посты только для представителей целевой аудитории, информацию о которой можно узнать в открытом доступе в аккаунте пользователей: от возраста и наличия детей до интересов и отношения к шумным вечеринкам. Умелая настройка таргетинга в рекламном кабинете социальной сети позволяет экономить финансовые ресурсы рекламодателя и минимизировать общение с бесполезной аудиторией;
- интерактивное взаимодействие, которое проявляется в наличии быстрых и простых для освоения каналов обратной связи - личных сообщений, форумов в сообществах, чат-ботов для взаимодействия по наиболее часто повторяющимся вопросам и действиям пользователей. Подписчики сообщества коммерческой организации в социальных сетях могут напрямую взаимодействовать со специалистами или даже руководством организации, многие руководители ведут личные аккаунты в социальных сетях и могут мониторить настроение потребителей.
Недостатками использования социальных сетей в качестве инструмента интернет-продвижения являются следующие моменты:
- необходимость постоянного контроля уровня и настроя взаимодействия пользователей в комментариях к постам, при этом многие высказывания или негативные отзывы пользователей могут требовать быстрого реагирования и пристального внимания интернет-маркетологов в течение
длительного периода времени, для чего необходимо задействовать дополнительные человеческие и временные ресурсы;
- размещение рекламных постов не гарантирует продажу, основное назначение сообщества коммерческой организации в социальных сетях - налаживание долгосрочных и позитивных взаимоотношений с постоянными покупателями и привлечение внимания новых покупателей, но развитие продаж с помощью аккаунта в социальной сети может не произойти;
- необходимость создания и регулярного размещения в ленте аккаунта актуального и интересного контента, что требует наличия креативных и организационных способностей у специалиста по продвижению в социальных сетях, но постоянно создавать восхищающий и привлекающий внимание подписчиков контент сложно, наличие же неуникальной информации или отсутствие активности в сообществе компании ведут к снижению количества подписчиков и увеличению затрат на один рекламный контакт.
Контент-план является основным инструментом реализации маркетинговых задач коммерческого аккаунта в социальных сетях. Данный документ не имеет фиксированной формы, но должен, по мнению некоторых авторов, «включать в себя: рубрикатор, даты и дни недели публикаций, время публикаций, хэштэги основные, хэштэги поддерживающие, контекст (текст, фото, видео), коллаборацию» [1]. Контент-план позволяет контролировать время и качество размещаемого контента, а также эффективно использовать финансовые ресурсы.
При составлении контент-плана необходимо прописывать все виды и формы контента на неделю или месяц вперед. В мире социальных медиа уникальный и неуникальный контент имеет свое значение. Уникальный проект, созданный и написанный самостоятельно, требует больше времени, усилий и воображения, чем репост мемов с котиками. Однако, есть несколько секретов, которые помогут упростить работу и сэкономить энергию даже при создании неуникального контента. Можно указать первоисточник при размещении чужого контента, или внести свои личные комментарии и персональное мнение, чтобы придать информации новизну. Важно помнить, что в социальных медиа на первом месте стоит не авторский контент, а его релевантность для пользователя. Проверить уникальность текста можно на специальных сервисах, но главное - необходимо создавать контент, который будет интересен и полезен ключевой аудитории.
Рассмотрим основные типы контента в социальных сетях [6].
Информационный контент опирается на точные факты, цифры, данные и не предлагает рекламную информацию о конкретном товаре. Содержание такого контента направлено на ознакомление пользователей с новинками отрасли, с историей компании, с результатами деятельности организации.
Развлекательный контент является наиболее чувствительным к вниманию пользователей, так как он не несет никакой смысловой нагрузки, но
оказывает огромное влияние на степень внимания и вектор восприятия потребителями любой другой информации, поступающей от организации. Сложным моментом при создании развлекательного контента выступает возможная разница в восприятии видов юмора аудиторией и креаторами. Также барьером могут выступать законодательные ограничения, цензура или этические нормы.
Пользовательский контент создается самими клиентами компании: посты с указанием ссылки на сообщество компании, видеоконтент с процессом распаковки покупки или использования товара, отзывы и обзоры конкретных продуктов. Высокое качество товаров, достойный уровень сервиса, широкий ассортимент будут формировать позитивный пользовательский контент, обратная ситуация резко негативно повлияет на положение дел в компании, поэтому организации должны внимательно изучать и поддерживать качество всех бизнес-процессов создания ценности для потребителя, чтобы естественным образом без дополнительного стимулирования пользователи реализовывали желание поделиться онлайн положительным пользовательским опытом с друзьями и знакомыми.
Продающий контент включает информацию о скидках и акциях, конкретные коммерческие предложения с конкурентными преимуществами предлагаемых к продаже товаров или услуг.
Вирусный контент заставляет аудиторию поделиться необычной публикацией: мемом, анекдотом, видеошуткой, пранком, смешным клипом с животными; также таким контентом могут быть экспертные статьи или нестандартные публикации.
Вовлекающий контент стимулирует аудиторию совершить действие в сообществе: участвовать в конкурсе, выполнить конкурсное задание, разместить пост, сделать репост сообщения, оставить комментарий, отметить друзей в комментариях, участвовать во флешмобе, подписаться на рассылку или чат-бот [3].
Сформулируем основные принципы создания успешного контент-плана:
- планирование контента, начиная с малого периода времени, например, на неделю. Так можно лучше увидеть потребности аудитории и сделать выводы для дальнейших достижений;
- размещение актуальных постов для ключевой целевой аудитории. Подобрав статьи, которые будут интересны клиентам, и мемы, над которыми будут смеяться, компания получит активное сообщество в социальной сети и, как следствие, - теплых клиентов, которых можно вести дальше по воронке продаж. Помимо продажи товаров и услуг, социальные сети дают очень важное преимущество в виде доверия аудитории и создания положительной репутации;
- обязательное использование вовлекающего контента, который создается для подписчика, а не для покупателя;
- подготовка уникального текстового и визуального содержания для каждого поста. Невозможно составить контент-план один раз и использовать
его на все последующие годы. Сфера интернет-маркетинга чрезвычайно динамична и не терпит однообразия. Стоит принять во внимание все информационные события, происходящие прямо сейчас.
В таблице 1 представлен пример контент-плана для продвижения акка-унта предприятия пищевой промышленности - хладокомбината, основной продукцией которого является мороженое.
Таблица 1 - Пример контент-плана для аккаунта в социальной _сети предприятия пищевой промышленности_
и « к Л нн к и а I—г г р е « а ц а т о е ь н е
<и I—г н а д <и о и к ю ю & <и о
<и к о с о т т р О ет V £ кр с о т
я я Рассказ о том, Напоминание Рекомендации
^ о <и как готовится о розыгрыше по выбору
и мороженое «Эскимо» в ви- и рассказ об истории мо- мороженого, чтобы каждый
ч <и И деоролике роженого нашел свой
вкус
■ <и Рассказ о спо- Поздравление с Объявление
3 л п я й Й 4 о собах упаковки праздником и результатов
для доставки напоминание о конкурса и оп-
<и И <м мороженого покупателям завершении конкурса. ределение победителя
я я ^ Новости о бла- Рецепт с мо- Объявление о
о <и гоустройстве роженым новогоднем
и предприятия, розыгрыше
проведенных рисунков
ч <и И мероприятиях и
СП достижениях
Л Я ^ Описание по- Рассказ о том, как Прием кон- Объявление о
о <и лезных свойств мороженое вдох- курсных работ результатах
и мороженого и новило художни- и публикация розыгрыша и
его влияния на ков и стало объ- интерактивного поздравление
Ч <и щ организм ектом творчества поста с голосо- с Новым го-
ванием дом
Таким образом, разработка уникального и разнообразного по типам контента для коммерческого аккаунта в соответствии с сформулированными принципами позволит привлечь потенциальных потребителей и вовлечь в активные действия подписчиков. Основным инструментом реализации задач маркетинга в социальных сетях является контент-план, правила разработки которого представлены в исследовании.
Список литературы
1. Жильцова, О. Н. Формирование контент-плана в социальных сетях / О. Н. Жильцова // Маркетинг и логистика. - 2019. - № 2(22). - С. 32-37.
2. Жолуд, А. А. Роль контент-плана в БММ-маркетинге / А. А. Жолуд // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы современной науки, достижения и инновации : Сборник научных
статей по материалам V Международной научно-практической конференции, Уфа, 29 января 2021 года. - Уфа: ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2021. - С. 57-60.
3. Контент-план для SMM: несколько новых идей // ROMI center : [сайт]. - 14.07.2022. - URL:https://romi.center/ru/learning/article/content-plan-for-smm-some-new-ideas-info/ (дата обращения: 25.12.2023).
4. Лужнова, Н.В. Технологии маркетинга в социальных сетях для малого бизнеса / Н.В. Лужнова, М.В. Фёдоров // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2022. - № 3. - С. 28-37.
5. Мальцева, Ю. А. Коммуникационные инструменты маркетинга в интернет-пространстве : монография / Ю. А. Мальцева, И. В. Котляревская, В. А. Багинская ; [под общ. ред. канд. филос. наук, доц. Ю. А. Мальцевой] ; Мин □ во науки и высш. образования РФ. - Екатеринбург : Издйво Урал. унйта, 2019. - 73 с. - ISBN 978^5^7996^2942^7
6. Швецова, Т. Гид по основным видам контента / Т. Швецова // Unisender : [сайт]. - 16 ноября 2022 г. -URL:https://www.unisender.com/ru/blog/idei/ vidy-i-tipy-kontenta-v-socialnyh-setyah-i-rassylkah/ (дата обращения: 25.12.2023).
Luzhnova Natalya V., Ph.D. in Economics, Associate Professor
(e-mail: [email protected])
Kurbanov M. Shamil, graduate student
(e-mail: [email protected])
Orenburg State University, Orenburg, Russia
TYPES OF CONTENT AND PRINCIPLES OF CREATING A CONTENT PLAN TO PROMOTE A COMMERCIAL ACCOUNT ON SOCIAL MEDIA
Annotation: In this article, the authors consider the issues of developing a content plan for the effective promotion of an enterprise or organization's account on social networks. The main types of content (informational, engaging, entertaining, viral, user-generated and selling) identified, and the principles of creating a productive content plan formulated. As an example, a content plan presented to promote the account of a food industry enterprise on a social network. Keywords: social media marketing, content plan, consumer engagement