♦
♦
В случае если ожидания клиентов относительно услуг превосходят реальный опыт их использования, удовлетворенность клиентов не достигается. Если реальный опыт превосходит ожидания, то результатом служит более высокий уровень удовлетворенности.
1. Гугелев A.B., Семченко A.A. Бенчмаркинг конкурентоспособности отечественных вузов в контексте современных интеграционных процессов. Саратов, 2015.
2. Гугелев А.В., Смелова Н.Ю., Карташов Б.А. Влияние социального партнерства на эволюцию менеджмента качества // Научное обозрение. 2009. № 3. С. 45-49.
3. Каждый десятый россиянин указал, что за последний год был не доволен финансовыми организациями, услугами которых пользовался. URL: http://nacfin.ru/kazhdyj-desyatyj-rossiyanin-ne-dovolen-opytom-sotrudnichestva-s-finansovymi-organizaciyami/.
4. Bushuyev A.N., Gugelev A.V., Yashin N.S. Standard regulation of corporate management // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. T. 5. № 24. P. 442-447.
Елена Александровна Фролова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
ТИПЫ И АЛГОРИТМ ВЫБОРА ЭКСПОРТНЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье рассмотрены основные типы стратегий выхода предприятия на зарубежный рынок, такие как экспорт, совместная предпринимательская деятельность, прямое инвестирование. Проведенный анализ объема и отраслевой структуры экспорта выявил общее снижение стоимости российских экспортных поставок при росте вывоза в натуральном выражении. Несырьевой экспортдемонстрирует меньшее снижение по сравнению с общим. Развитие экспортного потенциала российских предприятий - одна из важнейших задач как на уровне отдельных предприятий и отраслей, так и на уровне экономики в целом, поскольку оценка конкурентоспособности и формирование устойчивых конкурентных преимуществ и стратегических компетенций предприятий возможны только в условиях конкуренции с предприятиями мирового уровня. В связи с этим особую важность приобретает необходимость выработки алгоритма разработки оптимальной экспортной стратегии предприятий.
Ключевые слова: структура экспорта, экспортные стратегии, экспортный потенциал предприятия, алгоритм выработки экспортной стратегии.
Ye.A. Frolova
TYPES AND ALGORITHMS FOR CHOOSING EXPORT STRATEGIES AT RUSSIAN ENTERPRISES
The paper discusses main types of business expansion strategies for international markets, such as export, joint ventures, and direct investment. The analysis of the volume and sectoral structure of Russian exports has shown a general decline in the value of Russian export and an increase of export volume. Non-commodity exports show a smaller decline compared with other types. The author stresses that the development of export potential of Russian companies is one of the most important tasks at the level of individual enterprises and sectors as well as at the national economy level since improving competitiveness and shaping sustainable competitive advantages and strategic competences are only possible in a competitive environment with world-class companies. In this regard it has become especially important to develop an algorithm for building optimal export strategy of Russian enterprises.
Keywords: structure of exports, export strategies, export potential of enterprise, algorithm for developing export strategy.
eaksarfayandex.ru
УДК 658
Российские экспортеры сталкиваются сегодня с целым комплексом конъюнктурных проблем, осложняющих работу на внешних рынках. Прежде всего это геополитическая ситуация и обвал цен на ключевых сырьевых рынках. В то же время курс национальной валюты повысил конкурентоспособность российской продукции на внешних рынках.
Между тем долгосрочные экономические прогнозы показывают, что процессы глобализации экономики и,
как следствие, проблемы управления конкурентоспособностью предприятий на международном уровне остаются по-прежнему актуальными. Предприятия стремятся выйти на международные рынки, включиться в международные производственно-логистические цепочки.
Анализ отраслевой структуры экспорта в 2015 г. показал следующие результаты: 69%-компании нефтяной и нефтегазовой промышленности (против 76%
в 2014 г.); по 7% приходится на цветную металлургию и химическую промышленность; 6% - предприятия черной металлургии (в 2014 г. на эти три отрасли приходилось по 5%); остальные отрасли поделили примерно по 1-2%, включая все машиностроение (2%) [3, с. 56].
Самой экспортно ориентированной отраслью среди участников рейтинга экспортеров России, составленного аналитическим центром «Эксперт», оказалась промышленность строительных материалов: средняя доля экспорта в выручке компаний составила 75%. За ней следует промышленность драгоценных металлов и камней - 70%. Тройку замыкают компании угольной промышленности с показателем 65%. В наименьшей степени ориентированы на экспорт предприятия табачной промышленности (22%) и машиностроения (27%).
Выход на международные рынки позволяет компаниям расширить сбыт. Отечественный рынок сбыта ограничен количеством покупателей продукции и их покупательной способностью. Например, в Китае население составляет 1,4 млрд человек, средняя зарплата - 740 долл. в 2015 г. (для сравнения: в России средняя зарплата -277 долл., население - всего 146 млн человек). Более высокий уровень сбыта в условиях оптимального выбора модели экспорта означает и более высокий уровень прибыли.
Диверсификация сбыта сточки зрения географии продаж позволяет не допускать серьезных колебаний в уровне своих продаж и прибылей, поскольку экономические циклы в разных странах могут отличаться. Так, например, производитель внедорожников, самосвалов, тягачей, вахтовых автобусов и спецтехники АЗ «Урал» четверть своей продукции отправляет на экспорт. Она пользуется спросом там, где нужны высокая проходимость, большая грузоподъемность, надежность, простота технического обслуживания. Важное конкурентное преимущество - цена: европейские аналоги стоят в два-три раза дороже. Зарубежный рынок для АЗ «Урал» - это возможность не только увеличения объема продаж, но и компенсации падения продаж на российском рынке, а также хеджирования валютных рисков, что важно, так как значительная часть комплектующих и оборудования поставляется иностранными компаниями. Кстати, зависимость от импорта у компаний-производителей очень высока, и это одна из причин их желания часть выручки получать в валюте.
Для достижения целей экспорта необходимо разработать оптимальную экспортную стратегию предприятия. Экспортная стратегия предприятия пред-
ставляет собой долгосрочный план деятельности фирмы, связанный с вывозом товаров, услуг, работ, капитала за границу иностранному контрагенту, включающий набор средств и методов, которые будут использованы фирмой для достижения поставленных целей экспорта. Различные стратегии выхода на зарубежный рынок представлены в таблице.
Экспорт. Это наиболее простой способ выхода компании на зарубежный рынок. При этой стратегии предприятие производит все свои товары в собственной стране. Для экспорта они могут быть модифицированы под местные стандарты, особенности спроса, культуру или продаваться в немодифицированном виде. Экспорт требует внесения минимальных изменений в товарный ассортимент предприятия, его структуру, меньше затрат. Фирма может проводить экспортные операции самостоятельно (прямой экспорт) или может воспользоваться услугами независимых международных маркетинговых посредников (косвенный экспорт).
Совместная предпринимательская деятельность. Совместная предпринимательская деятельность отличается от экспорта тем, что формируется партнерство, в результате которого за рубежом создаются те или иные производственные мощности. При лицензировании лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента или какой-то иной ценностной значимости в обмен на лицензионный платеж. Лицензиар получает выход на рынок с минимальным риском, а лицензиату не приходится начинать с нуля, так как он сразу получает производственный опыт, хорошо известный товар или имя. Еще один вариант деятельности -заключение контракта с местными производителями на выпусктовара (подрядное производство) [4]. Оно дает предприятию возможность развернуть деятельность быстрее, с меньшим риском и с перспективой вступления в партнерство с местным производителем. В случае управления по контракту предприятие предоставляет зарубежному партнеру ноу-хау в области управления, и тот обеспечивает необходимый капитал. Предприятие совместного владения - это объединение усилий зарубежных и местных вкладчиков капитала с целью создания местного коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно.
Прямое инвестирование. Наиболее полной формой вовлечения предприятия в деятельность на зарубежных рынках является размещение капитала в создание за рубежом собственных сборочных или
Стратегии выхода на зарубежный рынок
Экспорт Совместная предпринимательская деятельность Прямое инвестирование
Прямой экспорт Через экспортный отдел, находящийся в стране Через дистрибьюторов или агентов Через сбытовое отделение за рубежом Косвенный маркетинг Через отечественного агента по экспорту Лицензирование Подрядное производство Управление по контракту Предприятия совместного владения Сборочные предприятия Производственные предприятия
производственных предприятий. Здесь предприятие может сэкономить деньги за счет более дешевой рабочей силы, более дешевого сырья, за счет льгот, предоставляемых иностранными правительствами зарубежным вкладчикам, экономии транспортных расходов и т.д. [1]. При этом предприятие сохраняет контроль над своими инвестиционными вложениями.
Алгоритм выбора стратегии представлен на рис. 1.
Продвижение продукции, товаров и услуг на зарубежные конкурентные рынки требует высокотехнологического уровня продукции, соответствующего международным стандартам, а также дополнительных финансовых расходов на маркетинг продукции.
Для разработки стратегии экспорта необходимо вначале оценить экспортный потенциал предприятия, т.е. оценить количественные показатели состояния предприятия (доля рынка, показатели финансового состояния, темпы роста прибыли и др.) и качественные показатели предприятия (кадровый и технический
потенциал предприятия, ассортимент, ценовая политика и др.).
Экспортный потенциал продукта определяется с помощью следующих показателей:
1) широта продуктового ассортимента и возможности его обновления;
2) есть ли у продукта рыночные конкурентные преимущества, важные для соответствующего потребителя страны (цена, качество, инновационная составляющая):
3) соответствие международным стандартам и технические характеристики товара;
4) уровень защищенности торговой марки (патенты, лицензии).
Российский средний бизнес обладает устойчивым экспортным потенциалом, в частности, в несырьевом секторе (рис. 2). Концентрация несырьевых и высокотехнологичных экспортеров в среднем бизнесе выше, чем в крупном.
Рис. 1. Алгоритм выбора экспортной стратегии предприятия
Экспортно ориентированные компании
Несырьевые экспортеры
Высокотехнологичные экспортеры
■
0 10 20 30 40 Н Среди среднего бизнеса
50 60 70 80 Среди крупного бизнеса
90
Рис. 2. Распределение типов экспортеров по величине компании среди крупнейших экспортеров РФ [3, с. 57]
♦
♦
Основными барьерами развития несырьевого экспорта является высокая зависимость производственных предприятий различных отраслей от импорта оборудования, сырья и материалов, сложные процедуры таможенного регулирования и администрирования, низкая доступность финансовых ресурсов для развития на внутреннем рынке, что не позволяет достичь конкурентной позиции предприятиям и впоследствии рассматривать выход на внешние рынки в качестве возможной цели роста. В связи с этим деятельность государства должна и в дальнейшем концентрироваться на поддержке экспортных инициатив отечественных предприятий и преодолении барьеров, препятствующих решению этой задачи.
Понимая важность указанной задачи, в 2015 г. был создан Российский экспортный центр, в функции которого входит организация финансовой поддержки экспорта, содействие продвижению российской продукции за рубежом, информационная и консультационная поддержка экспортеров. Таким образом, РЭЦ должен
обеспечить экспортерам посредством услуги «одно окно» финансовую (кредитование, страхование, госгарантии) и нефинансовую (юридическую, информационную, образовательную, рекламную) поддержку.
1. Матушкин М.А. Ресурсосберегающий менеджмент в системе управления конкурентоспособностью продукции // Повышение эффективности управления в условиях усиления внешнеэкономических рисков: мат. междунар. (очно-заочной) науч.-практ. конф. «Бенцманские чтения - 2014». Саратов, 2014. С. 69-73.
2. Попова Л.Ф. Анализ соответствия характеристик организационной структуры предприятия его ситуационным переменным // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 3 (52). С. 55-61.
3. Ульянова Е., Перечнева И. Машиностроительный экспорт: победа по очкам // Эксперт. 2016. № 38-39 (1001). С. 56-68.
4. Чистякова C.B., Голд Н. Экономическое развитие и политические связи в Китае // Актуальные проблемы управления: теория и практика: мат. междунар. (заочной) науч.-практ. конф. Саратов, 2014. С. 144-152.
yashin@ssea.runnet.ru Николай Сергеевич Яшин,
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
lolafarit@rambler.ru Лола Фаритовна Попова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
sofia.bo4arova@yandex.ru София Владимировна Бочарова,
аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.24 РЭУ им. Г. В. Плеханова
РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИЗА РЕЗуЛЬТАТИВОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ1
Данное исследование направлено на развитие методологии анализа результативности СМК отечественных промышленных предприятий. В статье проанализирована методика оценки результативности СМК, разработанная в рамках «Военного регистра». Представленный в статье подход к оценке результативности СМК основывается на признании необходимости управления ключевыми требованиями клиентов, ключевыми характеристиками продукции и ключевыми процессами. В подходе значительное внимание уделяется статистическим методам анализа процессов, демонстрирующим, насколько успешно предприятия могут управлять вариабельностью процессов, а также уменьшать затраты в цепочке создания ценности. Готовность сотрудников обеспечивать непрерывное совершенствование процессов и всего потока создания ценности, по мнению авторов, является фундаментом результативной СМК на предприятиях. Предложенные авторами группы показателей могут использоваться на практике с целью идентификации узких мест в управлении качеством предприятий, а главное - выявления резервов развития их систем менеджмента качества.
Ключевые слова: результативность системы менеджмента качества, СМК, управление качеством.
1 Настоящая статья подготовлена в рамках выполнения проектной части государственного задания Министерства образования и науки РФ № НИР26-648.2014/К.