ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
УДК 140.8
В. Н. Скворцов Типы философии в их историческом развитии
В статье рассматривается вопрос об определении философии через ее соотношение с мировоззрением. Анализ типологии мировоззрения позволяет выявить типы философии (философия как наука, философия как искусство и философия как религия), определить их исторические формы и характерные черты.
The article considers the issue of the definition of philosophy in its relation to the worldview. The analysis of the worldview typology allows to reveal the types of philosophy (philosophy of science, philosophy as an art and philosophy as a religion), and to determine their historical forms and features.
Ключевые слова: мировоззрение, типология философии, философия как наука, философия как искусство и философия как религия.
Key words: worldview, typology of philosophy, philosophy of science, philosophy as an art, philosophy as a religion.
Вопрос о том, что такое философия - один из фундаментальных философских вопросов, его постановка - свидетельство зрелости философии, вопрошающей саму себя о собственной сущности, предмете, назначении, и необходимое условие ее развития.
Наиболее распространенной в отечественной литературе дефиницией философии является ее определение как мировоззрения. Однако в большинстве философских учений прошлого вопрос об отношении философии к мировоззрению не ставился явным образом1. Целый ряд философов сегодня не считают философию мировоззрением: это прежде всего относится к неопозитивизму, который сводит задачу философии к разработке логического синтаксиса науки, исследованию языка. Поэтому вопрос можно поставить так: если тот или иной философ утверждает, что философия не является мировоззрением, то может ли его собственная философия рассматриваться как мировоззрение? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует уточнить само понятие мировоззрения, многозначность которого постоянно выявляется как в научном, так и в обыденном словоупотреблении2.
1 Сопоставление философии и мировоззрения начинается с середины XIX в.
Впервые термин «мировоззрение» появляется в начале XVIII в. в сочинениях немецких романтиков.
Мировоззрение складывается как отношение между Человеком и Миром. Это предполагает отношение человека к природе, к другим людям (включая человечество в целом, различные народы, социальные группы отдельных людей), к созданной людьми искусственной среде обитания, или «второй природе», к самому себе, к способу своей деятельности. Складывающиеся отношения проявляются через основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценности. В ценности в концентрированной форме выражаются основные потребности и интересы человека. В этом случае мировоззрение выполняет прежде всего интегрирующую роль, обеспечивая целостное мировосприятие, миропонимание. С помощью ценностей осуществляется выбор того или иного отношения к миру.
Система ценностей, лежащая в основе мировоззрения, разворачивается далее в более конкретный образ, позволяющий представить место человека в мире, к которому он стремится, исходя из данного мировоззрения. Так формируются идеалы. Идеал всегда исторически ограничен и выражает общий дух эпохи, служит стратегическим ориентиром, в соответствии с которым формируются представления о должном. В этом случае можно говорить об ориентирующей роли мировоззрения в познании, поведении, творчестве, совместной практической деятельности людей. Ориентирующая функция мировоззрения предполагает определенные представления о «местонахождении» человека среди природных и социальных явлений, что способствует уяснению возможных путей движения, выбору определенного направления, соответствующего интересам, потребностям людей.
Ориентирующая функция мировоззрения тесно связана с интегрирующей функцией, т. е. такого рода обобщением знаний, опыта, потребностей, которое позволяет намечать сравнительно отдаленные цели, обосновывать определенные общественно-политические, нравственные, научные идеалы, критерии и т. д. Так, например, к XVIII в. в Европе сформировалась механистическая картина мира: Вселенная казалась огромным механизмом, часами, которые однажды завел Бог, а потом ушел на покой, предоставив дальнейший контроль за часами людям. Французский философ Клод Гельвеций в соответствии с такой картиной мира в работе «О человеке» (1769) представлял человеческие взаимоотношения как единство сил отталкивания (эгоизм) и притяжения (общность интересов). Соответственно, идеалом оказывалось такое регулирование этих сил, которое позволяло поддерживать между ними равновесие, - так называемый «разумный эгоизм»1, согласно которому никому не должен быть выгоден абсолютный эгоизм, ибо у каждого есть свой эгоизм. По-
1 Сравни теорию «разумного эгоизма» Н.Г. Чернышевского.
этому следует спроектировать такие нормы, которые удовлетворили бы эгоизм каждого и не дали бы обществу рассыпаться из-за центробежных сил личных эгоизмов [4].
От типологии мировоззрения - к типологии философии
В зависимости от характера убеждений, ценностей, идеалов и т. д. различаются типы мировоззрений. Одна из первых типологий представлена немецким философом, основателем школы «истории духа» (истории идей) и сторонником «философии жизни» В. Дильтеем в работе «Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах». Он разработал учение о трех основных типах мировоззрения, понимаемого как выражение единой личностной установки: религиозном, поэтическом и «метафизическом» (философском) [5]. Как правило, говоря о мировоззрении, различают научное и религиозное, материалистическое и идеалистическое, утилитарное (обыденное, повседневное, жизненнопрактическое) и теоретическое (философское) мировоззрения. При этом следует отметить, что единой типологии мировоззрений нет, классификации даются по разным основаниям и с различных философских позиций.
Поскольку мировоззрение - это сложное, интегральное образование, существенное значение для его характеристики имеет анализ его структуры, т.е. выявление соотношения определенных компонентов мировоззрения (знаний, убеждений, верований, ценностей, норм и т. д.). В структуре мировоззрения можно выделить три основные составляющие: 1) знания (повседневные, профессиональные, научные и т. д.), формирующие картину мира, стили мышления того или иного общества, народа, исторической эпохи; 2) ценностно-нормативный компонент; 3) практический компонент, который предполагает эмоциональноволевое освоение ценностей, норм и идеалов, превращение их в личные взгляды и убеждения, формирование установки на готовность действовать в соответствии с ними. Очевидно, что в зависимости от того, какой из этих компонентов в структуре мировоззрения является ведущим, определяющим, можно говорить о типе мировоззрения: научном, религиозном, утилитарном и т. д.
Рассмотрение понятия «мировоззрения» дает возможность перейти к анализу соотношения философии и мировоззрения, т. е. к определению места, которое занимает философия в мировоззрении, к сопоставлению функций и типологий философии1 и мировоззрения. Мировоззрение -понятие более широкое, чем философия: можно сказать, что каждый человек имеет мировоззрение, но не каждый - философ.
1 Следует отметить, что проблема типологизации философии не является разработанной, хотя и представляется чрезвычайно актуальной сегодня.
По характеру формирования и способу функционирования выделяют жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией, житейской мудростью, которая позволяет человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, реализуя определенные ценности и следуя избранным идеалам. Вместе с тем следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью, для него характерны интуитивное видение, эмоциональная окрашенность (нередко скрывающая внутренние противоречия), целостность восприятия мира и человека в нем, формирующаяся прежде всего под влиянием национальных и религиозных традиций. Можно сказать, что исторически первыми формами выражения такого взгляда на мир были мифология (мифологическое сознание) и религия.
Однако на определенном этапе развития человечества возникает потребность рационального осмысления основных мировоззренческих вопросов, анализа мировоззренческого идеала и способов его достижения (теоретический уровень), иначе говоря, возникает потребность в самосознании мировоззрения, или философии. Таким образом, философия, сама являясь мировоззрением, делает его своим собственным предметом; в философии мировоззрение узнает само себя.
Из определения философии как самосознания мировоззрения следует, что существует тесная связь между рассмотренными выше типами мировоззрения и типами философии, т. е. особенности мировоззрения определяют и особенности его самопознания. Основанием предлагаемой типологизации философии стало рассмотрение структуры мировоззрения и выделение ведущего компонента, являющегося системообразующим, формирующим данное мировоззрение. Особенности самосознания такого мировоззрения и есть особенности данного типа философии. В соответствии с этим предлагается выделить три основные типа философии: философия как наука, философия как религия и философия как искусство. Рассматривая типологию философии, следует иметь в виду, что «в чистом виде» каждый из типов философии существует редко, однако можно выделить эпохи в развитии философии, в рамках которых тот или иной тип философии представлен наиболее ярко и является определяющим, а также отдельных мыслителей, в творчестве которых он выражен наиболее рельефно и последовательно.
Философия как наука
Если в структуре мировоззрения ведущим компонентом выступает знание, т. е. знание рассматривается как высшая ценность и идеал, как критерий моральных оценок1 и как возможность достижения социального идеала (только знание способствует правильной организации общественной жизни, а значит, делает жизнь счастливой), то и философия выступает прежде всего как научное знание, а философы претендуют на статус ученых.
Впервые широкое распространение научный тип и мировоззрения, и философии получил в Новое время, девизом которого стали слова выдающегося ученого и философа, создателя «Великого Восстановления Наук», Ф. Бэкона: «Знание - сила». Идеалы научного знания, прежде всего знания математического, такие как объективность рассмотрения, доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний, становятся идеалами философии как науки. Благодаря работам целого ряда философов Нового времени, прежде всего Р. Декарта, Г. Фихте, Г. Гегеля, утверждается представление о философии как некоторой универсальной науке, науке наук2. Конечно, представление о том, что такое наука, с течением времени претерпело существенные изменения, однако сама приверженность многих крупных мыслителей как XIX, так и ХХ в. тезису, что философия - наука, остается твердой и неизменной.
В целом в рамках марксистской традиции философия также понималась как наука. Выросшая в русле этой традиции и постоянно подчеркивающая свою связь с наукой и научность собственных построений, советская философия развивалась под сильным влиянием идеала научной рациональности. Это нашло отражение в классическом для советской философской традиции определении философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Характерной чертой советской философии было стремление придать философским построениям нормативный характер естественно-научных законов. Философию стремились рассматривать как своеобразную прикладную науку, которая могла бы обеспечить обоснование и осуществление социально-политических проектов с той же уверенностью и однозначностью, как и любая из естественных или технических дисциплин.
1 Этический рационализм ведет свое начало от тезиса Сократа, утверждавшего, что добродетель - это знание.
2 В этом случае все остальные науки рассматриваются лишь как части, разделы философии, в соответствии с чем в XVП-XVШ вв. и даже в начале XIX в. философией называли теоретическую механику, биологию и другие науки. Например, работа К. Линнея по основам ботаники называлась «Философия ботаники»(1751), сочинение Ж.Б. Ламарка по биологии - «Философия зоологии» (1809) и т. д.
Идеал научной рациональности достаточно долго оставался определяющим для стиля и направления европейского мышления в целом. Однако с середины XIX в. его универсальность для многих мыслителей оказывается сомнительной, ибо интерес философского умозрения все более смещается с объективного мира на внутренний мир субъективных переживаний человека и, в частности, самого философа. Тем не менее, на фоне этой тенденции продолжали и продолжают возобновляться все новые попытки восстановления идеи универсальности знания путем дальнейшего развития системного подхода, разработки новых принципов системного конструирования знания. Не прекращаются усилия по построению философии как строгой науки, как всеобщего учения о методе. Поэтому сегодня, несмотря на разнообразие точек зрения на предмет, структуру, задачи философии, сциентистская концепция философии остается достаточно широко представленной как в западной, так и в отечественной литературе.
Философия как искусство
В качестве противоположного научной философии выступает другой тип философии - философия как искусство. В этом случае правильнее будет говорить уже не о миропонимании, а о мировосприятии, когда отношение Человек - Мир не столько подвергается рациональному анализу, сколько остро переживается, становясь предметом эмоциональноволевого освоения, ибо системообразующим в мировоззрении оказывается чувство. Самораскрытие такого мировоззрения будет осуществляться в творческом акте самопереживания, рождая яркие образы (поэтические, музыкальные и т. д.) и гамму чувств. В этом случае философия становится значительно ближе к области искусства, чем науки, а философ - это скорее Художник, нежели ученый.
Понимание философии как искусства наиболее яркое воплощение получает в творчестве мыслителей эпохи Возрождения, противопоставивших «книжной мудрости» и аскетическим добродетелям Средневековья жизнь во всей ее полноте как высшую ценность, видя свою задачу не столько в том, чтобы познавать ее, сколько в том, чтобы творить ее, руководствуясь идеалом красоты. Такое умонастроение восторженный искатель истины Дж. Бруно назвал героическим энтузиазмом, видя в нем возможность радостного освобождения человека и от официальной догматической религиозности, и от рабства перед ненужными мелочами жизни [2].
Если в эпоху Возрождения жизнеутверждающее понимание философии как искусства формировалось как антитеза догматической схоластики, то с середины XIX в. такое понимание философии вновь получает распространение, но уже как антитеза абсолютизированной рациональности философии. Представители «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и экзистенциализма (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Яс-
перс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Л. Шестов и др.) видят задачу философии в поисках и обретении смысла (бытия, жизни, существования), эти мыслители подчеркивают несводимость философии только к логическому, теоретическому познанию. Например, Ф. Ницше был убежден, что философы должны непрестанно рожать свои мысли из своей боли и по-матерински придавать им все: «кровь, сердце, огонь, веселость, страсть, муку, совесть, судьбу, рок». М. Хайдеггер предлагает научиться «вслушиваться в голос бытия», истинными хранителями которого он считал поэзию и искусство; А. Камю провозглашает проблему самоубийства в качестве единственной по-настоящему серьезной философской проблемы. По его мнению, «решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии» [7, с. 24].
Традиция понимания философии как искусства, а философа как Художника - заметное явление и в русской философской мысли, одной из особенностей которой явилась поздняя институализация философии, вследствие чего русская философия преимущественно не была академической, оказалась тесно связанной с устным творчеством (беседы и дискуссии в салонах, кружках), литературой и публицистикой, нередко бравших на себя решение философских задач. Сравнивая философию и науку, например, Бердяев писал:
«В науке есть горькая нужда человека, в философии - роскошь, избыток духовных сил... Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира» [1, с. 269]1.
Хотя понимание философии как искусства не было представлено в рамках официальной советской философии, и в советский период оно имело своих сторонников, прежде всего вне стен университетов и академий. Это была личная, интимная философия частного человека, что вполне соответствовало задачам этого типа философии. Перестройка привела к изменению понимания места и роли философии, в частности, научная философия утратила статус единственного монополиста на обладание истиной, а философия как искусство обрела общественную значимость, заняв место на кафедрах университетов. В связи с этим большую известность и популярность приобрело творчество Мераба Мамардашвили (1930-1990), работы которого начали широко издаваться.
1 Сходное понимание задач и смысла философии мы находим у Льва Шестова, полагающего, что «философия с логикой не должна иметь ничего общего; философия есть искусство, стремящееся прорваться сквозь логическую цепь умозаключений и выносящее человека в безбрежное море фантазии, фантастического, где все одинаково возможно и невозможно» [10, с. 59].
Один из вопросов, волновавших его на протяжении многих лет, был вопрос о том, что же такое философия. В одной из статей с программным названием «Философия - это сознание вслух» (1988) Мамардашвили так определил философию:
«Философия есть такое занятие, такое мышление о предметах, любых (это могут быть предметы физической науки, проблемы нравственности, социальные проблемы и т. п.), когда они рассматриваются под углом зрения конечной цели истории и мироздания. Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение есть следующее: исполниться в качестве Человека» [8, с. 58]
В этом смысле, подчеркивает Мамардашвили, «философом является каждый человек - в каком-то затаенном уголке своей сущности». В отличие от него профессиональный философ - этот тот, кто мыслит вслух, т. е. говорит на философском языке, придавая мысли адекватную форму. По мнению мыслителя, человек - это существо, которое не создано, а непрерывно создается снова и снова. Да и мир не завершен, не готов. Можно сказать, что целью философии является сама философия, как целью поэзии становится поэзия, ибо поэзия лишь выбирает средства, раскрывающие поэтичность. Так же и профессиональная философия, она лишь предлагает средства, раскрывающие философию, дающую возможность человеку исполниться в качестве человека [8, с. 57-63].
Философия как религия
Рассмотренные выше типы философии, очевидно, выступают как взаимоисключающие, отвергающие друг друга. Положение философии как религии, или религиозной философии, иное. Действительно, как научная философия, так и философия как искусство могут носить религиозный характер (как, впрочем, в равной мере и атеистический), однако для них Бог (Абсолют, высший Разум и т. д.) как ценность не является ценностью системообразующей, это ценность среди ценностей, предмет религиозного почитания, культа, основывающегося на утверждениях теологии, церкви или национальных традициях. Поэтому, думается, можно утверждать, что не каждый верующий философ является представителем религиозной философии.
В полном объеме религиозная философия раскрывается в Средние века, объявляя себя служанкой богословия. Теологическая идея выполняет для средневекового философа ту же регулятивную функцию, какую для античного выполняла идея эстетико-космологическая, а для философа Нового времени - идея научного знания. Обратной стороной теологи-зации философии была философизация и рационализация теологии, которая, оставаясь владычицей средневековой мысли, становилась благодаря этой рационализации более терпимой к самой философии.
Характерными чертами средневекового философского мышления (как, вероятно, и любой религиозной философии) являются ретроспек-тивность и традиционализм, т. е. обращенность в прошлое. Чем древней, тем подлинней, чем подлинней, тем истиннее - такова максима религиозной философии. Для христианской религиозной традиции самое древнее - это Библия, и она есть единственный полный свод всех возможных истин (Ориген), сообщенных человечеству божественной благодатью на все времена. Следовательно, достаточно уяснить смысл библейских высказываний, чтобы получить безошибочные ответы на все вопросы. Но этот смысл зашифрован и скрыт в тексте Библии, поэтому задача философа сводится к истолкованию священного текста. Религиозный мыслитель - это всегда истолкователь, экзегет.
Другой характерной чертой религиозного философствования вообще и средневекового в частности выступает учительство. Как правило, религиозный мыслитель заботится не только о том, чтобы самому уяснить тот или иной философский или теологический предмет, но еще больше о том, как передать и преподать свое понимание ученикам и вообще потомкам. Религиозный мыслитель - это всегда учитель. Думается, объединить две основные характеристики религиозного мыслителя (истолкователь и учитель) можно одним ёмким словом - проповедник.
Традиционализм и ретроспективность позволили средневековой философии, по существу не изменяя своим основным принципам, сохраниться до наших дней, в частности, в рамках неотомизма (Жильсон, Маритен и многие др.), наиболее авторитетного течения современной католической философии, основывающегося на учении Фомы Аквинского.
Рассматривая специфику религиозной философии, нельзя не учитывать традицию русского религиозного философствования, с которой многие из современных исследователей связывают своеобразие русской философии в целом. Прежде всего ее особенность обусловлена тем, что христианство, утвердившееся на Руси, не имело (в отличие от Запада) такого автономного духовного образования, как философия, корнями связанного с античной культурой, с которой церковь не могла не считаться. Поэтому православие стремилось не только опекать философию, но и выполнять свойственные ей функции, т. е. теология взяла на себя значительную долю философского творчества. И хотя с XVIII в. философия начинает заявлять о себе как о самостоятельном явлении духовной жизни, особый тип философствования в пределах теологии, своеобразный теолого-философский симбиоз продолжает свое существование и в XIX в. (в середине XIX в. даже предпринимается попытка сделать его универсальным, закрыв кафедры философии в университетах), и в ХХ в., конец которого с полным правом может быть назван периодом ренессанса русской религиозной философии.
Образцом философствования в пределах теологии может служить произведение крупного религиозного мыслителя, ученого и священника Павла Флоренского «Столп и утверждение истины» (1914), которое легло в основу магистерской диссертации философа. На защите Флоренский в качестве отстаиваемого тезиса выдвинул положение: «Надо философствовать в религии, окунувшись в ее среду», что и было осуществлено им в «Столпе . » [9].
В том же 1914 г. с программной работой «Философия как духовное делание» (позднее включена в сборник «Религиозный смысл философии»), выражающей философское и жизненное кредо, выступил другой известный религиозный философ - И. Ильин. По мнению Ильина, философия возможна только как «опытная наука», причем под «опытом» Ильин понимает отнюдь не чувственное восприятие, а умозрение, созерцание «предмета», в результате которого достигается «самоотождествле-ние духа с предметом»: «предмет» овладевает душой. «Предмет» философии, о котором говорит Ильин и которым должна быть одержима душа философа («верность предмету» есть главное для философа), - это Бог: «философия, - считает Ильин, - исследует все в меру ее божественности». Отсюда становится понятной задача, которую Ильин ставит перед философом: «.он должен превратить свою душу и свою жизнь в орган своего предметного опыта», иными словами, философ должен найти свой путь к Богу. По мнению Ильина, «на этом пути обновится и расцветет будущая русская философия, и тогда она перестанет праздно умствовать и предаваться соблазнительным конструкциям. Основное правило этого пути гласит так: сначала - быть, потом - действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из ответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания - философствовать» [6, с. 362-368], т. е. для Ильина философствование, так же как и для Флоренского, возможно только в религии.
Интересно проследить эволюцию философской мысли от В. Соловьева, ставящего перед собой задачу «оправдать веру наших отцов, возвести ее на новую ступень разумного сознания», к П. Флоренскому, призывающему философствовать в пределах теологии. Для Соловьева высшей инстанцией является не религиозный опыт, а чисто философский синтез, включающий в себя и то, что содержит вера. Многие исследователи отмечают «внутреннюю двойственность» (В. Зеньковский) у Соловьева, двойственность «разума» и «веры», двойственность Художника и Проповедника (в этом смысле Бердяев действительно последователь Соловьева). Флоренский, Булгаков, Ильин, Карсавин и еще целый ряд мыслителей преодолевают эту двойственность в пользу веры, отстаивая приоритет философии как религии.
Одним из продолжателей этой традиции сегодня выступает, в частности, С. Хоружий, видящий свою задачу в воссоединении после долгого перерыва философии и православия, что позволит, по его мнению, приблизиться к созданию «философии синергии», отвечающей парадиг-
ме энергийной связи Бога и мира. По мнению Хоружего, обращаясь к синергийной парадигме, «философия делает своей непосредственной феноменальной почвой опыт исихастской традиции и вместе с этой традицией оказывается выражением аутентичной духовности Восточного христианства» [10, с. 10]. В рамках разработки всеобъемлющего христианского мировоззрения в течение последних 20 лет написан ряд учебных пособий по русской философии, авторы которых видят свою задачу в возрождении русской религиозной философии1.
* * *
Анализ основных типов философии будет неполон без характеристики современного состояния философии. Определяющая черта философии первого десятилетия XXI в. - многообразие форм философии, отсутствие ярко выраженного ведущего типа. Понятие рациональности теряет свою определенность, что приводит к рассуждениям о «кризисе» рациональности или плюрализме рациональности - равноправии научной, религиозной, магической и других типов рациональности. В этих условиях все более значимой становится тенденция к синтезу, к достижению некоего единства науки, религии и искусства. Возможен ли такой синтез, и если возможен, то на какой основе? Поиски ответов на эти и подобные вопросы предполагают в качестве актуальной задачи анализ основных начал, или принципов, философии, ее предмета, статуса и задач, ее характерных черт, ее методов и средств, закономерностей и особенностей ее исторического развития.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.
2. Бруно Дж. О героическом энтузиазме / пер. с итал. - Киев: Новый Акрополь, 1996.
3. Введение в русскую философию /Лазарев В.В., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. и др. - М., 1995.
4. Гегель Г. Лекции по истории философии. Кн. 2. - М., 1932.
5. Дильтей Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии. Сб. 1 / под ред. Н.О. Лосского и Э.Л. Радлова. - СПб.: Образование, 1912.
6. Ильин И.А.Путь к очевидности. - М., 1993.
7. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.
8. Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух // Мамардашви-ли М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990. С. 57-71.
9. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи. - М.: Правда, 1990.
10. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб., 1994.
11.Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - Л., 1991.
1 В качестве одного из первых подобного рода изданий можно назвать подготовленное авторским коллективом (Лазарев В.В., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. и др.) «Введение в русскую философию» [3].