Научная статья на тему 'ТИПЫ ДЕПРИВАЦИИ, НАБЛЮДАЕМЫЕ У ДЕТЕЙ, ТОЛЬКО ЧТО ПОСТУПИВШИХ В ШКОЛУ'

ТИПЫ ДЕПРИВАЦИИ, НАБЛЮДАЕМЫЕ У ДЕТЕЙ, ТОЛЬКО ЧТО ПОСТУПИВШИХ В ШКОЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабига Абдумусаевна Куатбекова, Райхона Амадуллақызы Искандарова, С. С. Бимагамбетова

В статье дана характеристика таких видов депривации, как сензитивная, когнитивная, эмоциональная, социальная и названы причины их возникновения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes characteristics of such kinds of deprivation as sensory, cognitive, emotional, social and the causes of their occurrence.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ ДЕПРИВАЦИИ, НАБЛЮДАЕМЫЕ У ДЕТЕЙ, ТОЛЬКО ЧТО ПОСТУПИВШИХ В ШКОЛУ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

ТИПЫ ДЕПРИВАЦИИ, НАБЛЮДАЕМЫЕ У ДЕТЕЙ, ТОЛЬКО ЧТО

ПОСТУПИВШИХ В ШКОЛУ

Рабига Абдумусаевна Куатбекова

Ректор Университет дружбы народов имени академика А.Куатбекова, Казахстан, доктор медицинских наук, профессор.

Райхона Амадуллакызы Искандарова

студент университета дружбы народов им.А.Куатбекова город Шымкент Республика Казахстан,

С. С. Бимагамбетова

преподаватель, магистр университета дружбы народов им.А.Куатбекова город Шымкент Республика Казахстан.

АННОТАЦИЯ

В статье дана характеристика таких видов депривации, как сензитивная, когнитивная, эмоциональная, социальная и названы причины их возникновения.

The article describes characteristics of such kinds of deprivation as sensory, cognitive, emotional, social and the causes of their occurrence.

В зависимости от того, проходят ли дети, зачисленные в основной класс, подготовку к обучению в школе, особенности воспитания в семье, могут иметь место различные отклонения в их поведении. Среди таких отклонений чаще всего встречаются несколько видов депривации. В статье изложены особенности видов депривации и характеристика симптомов их.

В настоящее время перед зачислением детей дошкольного возраста в школу проводится психодиагностика и коррекция развития для детей с низкой подготовкой к обучению. Ведь ребенку будет сложно пройти школьную адаптацию, если он не подготовлен к выполнению познавательной деятельности, вступлению в внутри школьное общение, соблюдению распорядка дня. Характер ребенка, не прошедш ~ адаптацию, имеет дезадаптационный смысл. Поскол

ABSTRACT

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

депривация является распространенным расстройством поведения у детей школьного возраста, ее особенности изучались многими учеными. А. Адлер, Л. С. Выготский, Г. Селье, Е. И. Рогов Э. Фромм и др. Ученые объясняют депривацию формой проявления инстинкта защиты человека. Поскольку все материальные и духовные потребности человека, подвергшегося депривации, не удовлетворяются, он становится глубоко подавленным, его агрессивность снижается, и он становится неспособным предпринимать попытки искоренить социальную несправедливость. По мнению А. Бандуры, депривацию можно рассматривать как специфическое социальное поведение, которое усваивается и может быть использовано как одна из форм социального поведения.

Ученые, изучавшие отклонения в поведении детей, дали определение его видам, в том числе депривации, и описали признаки проявления. В своем исследовании мы руководствовались определением, данным Е. И. Роговым из них. Понятие Депривация означает недостаток и представляет собой психическое состояние отрицательного значения, которое имеет место в трудной ситуации, связанной с ограниченной способностью человека удовлетворять некоторые свои потребности в течение длительного периода времени [1]. В зависимости от обстоятельств, которые привели к депривации, они сгруппированы в четыре типа, называемые сенсорной, когнитивной, эмоциональной, социальной депривацией. Какой бы ни была форма депривации, она продолжает оказывать характерное негативное влияние на поведение и отношения ребенка. Сделаем для них краткое описание.

Для возникновения сенсорной депривации характерно небольшое изменение окружающей ребенка социальной и природной среды, влияющих раздражителей. Эта ситуация характеризуется ограниченностью познавательной потребности и нежеланием ребенка интересоваться новостями, и его подверженность явлениям, происходящим в окружающей среде, отсутствие увлечения телевизионными программами, без особого внимания к интересным для других детей вещам, апатично относится ко всем новостям. В результате дети проявляют низкий интерес и к учебному процессу.

Функция самооценки детей младшего возраста заключается в регуляции деятельности и поведения. Если ребенок оценивает себя как» какой я умный", он будет выглядеть так, как будто он доминирует над окружающей средой, недоверчиво. Неадекватными сомнениями руководствуе ребенок, сам хвалит свои нравственные качества,

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

окружение других людей относится к нему в негативном свете. Причина, по которой многие дети чувствуют себя некомфортно в окружающей их социальной среде, заключается в том, что у них недостаточно развиты коммуникативные способности и, следовательно, недостаточная ловкость для общения. Подобная ситуация приводит ребенка к сенсорной депривации.

Исследователи объясняют особенности когнитивной депривации теорией действия, созданной А. Н. Леонтьевым [2]. Согласно этой теории, ребенок в разной степени овладевает способами деятельности в своей жизни и использует их в своей практике. Доказано, что в процессе и в результате выполнения различных действий у ребенка формируется психологический механизм совершения действий. Специально проведенные пихологические исследования доказали, что в совершенстве этого механизма вносят свой вклад операции, характерные для каждого отдельного учебного предмета, и взаимоотношения, происходящие в процессе обучения, которые систематизируются и носят обобщающий характер в общении друг с другом. Если объект познавательной деятельности ребенка очень дефицитен, его познавательный интерес будет ограничен.

Психоэмоциональное состояние учащихся в школе варьируется в зависимости от их активности. Исследование, проведенное Л. И. Приходжаном, показало, что психоэмоциональное состояние ребенка, который быстро двигается, хорошо учится, становится стабильным. Было доказано, что дети, чьи движения кроются в неузнаваемых людях, с трудом демонстрируют свои знания на уроке, а из-за плохого психоэмоционального состояния подавляющее большинство из них быстро впадают в эмоциональную депривацию [5, С. 19]. Влияние эмоционального состояния на детей младшего возраста очень сильное. Большое количество сложных переживаний, происходящих в жизни, оказывает очень сильное негативное влияние на эмоциональную сферу детей. В результате настроение детей становится подавленным, общение с окружающими ограничено, четко прослеживается эмоциональная депривация.

Социальная депривация происходит из-за ограниченной способности ребенка выполнять свою характерную социальную функцию, связанную с физическим здоровьем. Из-за ДЦП, паралича, хронического воспаления и других заболеваний у некоторых детей постоянно возникает синдром неполноценности, так как они не могут полноценно общат со своими сверстниками. Поэтому ревнует к благополуч

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

других, пребывает в состоянии обиды на жизнь и, считая себя неполноценным, замыкается в себе и имеет ограниченные отношения с другими. Развитие личности в таких условиях совершенствование ее самосознания человек осознает через раскаяние в своих поступках и использует неадекватные способы осмысления и разрешения своих внутренних конфликтов, углубляя их. Считая свой внутренний мир, человек оценивает других как хороших, у него снижается воля к равенству, душа и тело находятся в тяжелом состоянии без проявления внутреннего творческого отношения.

В связи с особенностями современности часто возникает социальная депривационная ситуация среди детей и учащихся, т. е. недостаточные условия, необходимые для их выживания и личностного развития, недостаточные ограничительные, материальные и духовные ресурсы. Все больше неполных, конфликтных, неблагополучных, неморальных семей, оказывающих негативное влияние на душу и психику ребенка. Одним из факторов социальной депривации является рост числа детей-сирот и детей-сирот. Эта проблема существует во всех штатах. Но когда есть живые родители и они становятся товаром для государства, новая картина-это рост социальных сирот. Реабилитация ребенка от депривации, которая произошла из-за этого состояния, представляет собой очень большую проблему. Причина, по которой говорят социальные сироты, заключается в том, что общество оставляет своим членам чувство ответственности, любви, жалости и доброты, не создавая условий для выполнения семейного, материнского долга и чувства доброты.

REFERENCES

1. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М.: 1996.

2. Леонтьев А. Н. мотивы, эмоции и личность. Психология. Сокровище человеческого разума. В 10 томах. Т. 6-Алматы: 2006. \Эльконин Д. Б. психическое развитие ребенка. Психология. Сокровище человеческого разума. В 10 томах. 6 т. Алматы: 2006.

3. Давыдов В. В. эпистемологическая сущность теории обобщений и формирования понятий в традиционной психологии и дидактике. Психология. Сокровище человеческого разума. В 10 томах. 6 т. Алматы: 2006.

4. Прихожан А. Н., Толстых Н. Н.Подросток в учебнике и в жизни. М.: 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.