Научная статья на тему 'ТИПЫ АГРЕССОРОВ И ТЕРАПИЯ ПАРЫ С ДОМАШНИМ НАСИЛИЕМ'

ТИПЫ АГРЕССОРОВ И ТЕРАПИЯ ПАРЫ С ДОМАШНИМ НАСИЛИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
домашнее насилие / агрессор / жертва / мужчина-питбуль / мужчина-кобра / побои / абьюзивные отношения / domestic violence / aggressor / victim / male pit bull / male cobra / beatings / abusive relationships

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красильникова И.Р.

В данной статье автор рассматривает исследование Джона Готтмана и Нила Якобсона о типах агрессоров в абьюзивных отношениях, раскрывает тонкости и определяющие их черты, а также рассуждает о возможных способах и сложностях выхода из таких отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF AGGRESSORS AND THERAPY COUPLESWITH DOMESTIC VIOLENCE

In this article, the author examines the research of John Gottman and Neil Jacobson on the types of aggressors in abusive relationships, reveals the subtleties and features that define them, and also discusses the possible ways and difficulties of getting out of such relationships.

Текст научной работы на тему «ТИПЫ АГРЕССОРОВ И ТЕРАПИЯ ПАРЫ С ДОМАШНИМ НАСИЛИЕМ»

УДК 159

Красильникова И.Р.

практический психолог, коуч ЮТ АСС, парный терапевт по методу Джона Готтмана Ь2 (г. Москва, Россия)

ТИПЫ АГРЕССОРОВ И ТЕРАПИЯ ПАРЫ С ДОМАШНИМ НАСИЛИЕМ

Аннотация: в данной статье автор рассматривает исследование Джона Готтмана и Нила Якобсона о типах агрессоров в абьюзивных отношениях, раскрывает тонкости и определяющие их черты, а также рассуждает о возможных способах и сложностях выхода из таких отношений.

Ключевые слова: домашнее насилие, агрессор, жертва, мужчина-питбуль, мужчина-кобра, побои, абьюзивные отношения.

Тема домашнего насилия особенно актуальна в наше время, она вызывает широкий резонанс в обществе, все больше и больше афишируются громкие судебные дела о домашнем насилии, а психологи и психиатры в разборах обрисовывают психологические портреты агрессора и жертвы. В своей статье я хочу уделить внимание теме домашнего насилия как парный терапевт, работающий по методу Джона Готтмана.

По данным Главного информационно-аналитического центра МВД, в 2021 и 2022 годах в России в результате семейно-бытового насилия были убиты 895 женщин. Кроме того, в этот период полицейские выявили более 300 000 административных правонарушений, связанных с домашним насилием. Самое массовое из них — побои [1].

Пятьдесят процентов пар, обращающихся за терапией, сталкиваются с домашним насилием [5].

Как следует оценивать насилие? Когда имеет место насилие, может ли терапевт потенциально навредить, занимаясь парной терапией? Или, не занимаясь парной терапией?

Исследование портрета и внутренних процессов может помочь терапевту выяснить, можно ли спасти отношения с насилием или они находятся вне досягаемости терапевтического вмешательства.

В глубоком исследовании «Когда мужчины избивают женщин: новые идеи прекращения абьюзивных отношений» доктора Джон Готтман и Нил Якобсон скрупулезно раскрыли леденящую душу реальность домашнего насилия, определив его как форму физической агрессии, основанную на контроле, запугивании и подчинении другого человека. Побои всегда сопровождается травмами и всегда связано со страхом и даже ужасом со стороны избиваемой женщины. Их исследование познакомило мир с суровыми категориями агрессоров — питбулями и кобрами — предоставив тревожный взгляд на циклическую и часто бесконечную природу насилия в абьюзивных отношениях. Их исследование отслеживало 63 пары с историей насилия и сопоставляло их с другими парами, которые также были несчастливы в браке, но не были агрессивны. Те же пары были снова опрошены по завершении исследования два года спустя.

Питбуль — мужчина со страхом быть покинутым, подозревающий и ревнивый, социально изолирует жену, ограничивает ее подвижность, как правило, жесток только в отношениях. Не использует нож или пистолет для запугивания. Доминирующий, а не воинственный. Снисходительный и поучающий. Его гнев, агрессивность и презрение нарастают постепенно. Физиологические показатели (пульс, давление) медленно усиливаются с гневом — когда они атакуют, физиологические показатели высокие.

Питбули — это мужчины, чьи эмоции, как правило, быстро взрываются. Они изначально неуверенны в себе и имеют чрезмерную и нездоровую зависимость от своих партнеров, боятся быть брошенными или преданными.

Мужья-питбули способны испытывать угрызения совести и пытаются ограничить свое агрессивное поведение по отношению к своим партнерам. Хотя они и испытывают угрызения совести, они защищают себя, утверждая, что их партнеры являются соучастниками или даже полностью ответственны за насилие. Они часто чрезвычайно ревнивы, собственнически настроены и параноидальны.

Мужья-питбули испытывают отчаянную потребность контролировать своих супруг, делают это неустанно. Они — преследователи и часто одержимы партнером, которому удалось их бросить.

Одной из примечательных черт является то, что питбули очень остро реагируют, когда другие мужчины оказывают внимание их партнершам, и могут стать крайне подозрительными, легко полагая, что у их жен есть романы на стороне, основываясь на признаках, которые большинство из нас сочли бы весьма незначительными.

Поначалу от них проще уйти, чем от Кобр, но из-за своей склонности к одержимости они иногда могут быть более опасными в долгосрочной перспективе. Иногда они описывают себя как жертв, а своих супругов — как преступников. Они приобретают контроль, изолируя своего партнера и отрицая его опыт как действительный или точный, занимаются газлайтингом. Питбули требуют от своего партнера корректировки и изменений, но никогда не бывают удовлетворены. Сами же избегают изменений. Они незрелые. Проблемы в браке всегда находятся за пределами Питбуля. Они могут быть очаровательными и интересными на ранних стадиях ухаживания. Они завлекают, а затем контролируют. Иногда борются с депрессией. Они часто перенимают свое поведение от отца, который также был жестоким. Способны на хроническую постоянную жестокость.

Питбули наиболее опасны после того, как отношения заканчиваются разводом или расставанием. Они чувствуют себя жертвами покинутости.

Кобра — жестокий во многих отношениях и за пределами пары. Может использовать нож или пистолет для угроз. У них наблюдаются высокие

показатели по шкале антисоциальности. Начинает сразу же с высокой агрессивности, провокационный, угрожающий — хотя они не выглядят спокойными, когда наносят побои, физиологически медленнее и спокойнее питбулей. Наслаждается наблюдением за нарастанием страха, очень манипулятивный, хорош в соблазнении и ухаживании, хорош в том, чтобы полностью застать жертву врасплох.

Готтман и Якобсен обнаружили, что более чем у 90% были диагностированы антисоциальные расстройства личности. Другими словами, это «опасные плохие парни» [2].

Эти мужчины эгоистичны и действуют без чувства ответственности или сочувствия. Они, как правило, агрессивны и вне дома. Питбули ограничивают свои вспышки насилия своими женами. В отличие от Питбулей, Кобры очень легко могут сходиться или расходиться с партнершами. Они не сильно привязаны, за исключением прямых выгод, которые получают от жены. Они предпочитают одиночество, часто в течение больших периодов времени. Они иногда пристают к своим женам, требуя секса, наркотиков или денег.

Физическое насилие служит совершенно разным стратегиям для Кобр и Питбулей. Кобры сосредоточены на власти. Они стремятся контролировать своих жен и действовать независимо от них, Питбули применяют насилие к своим женам, чтобы не быть брошенными.

Кобры составляют 20 % мужчин, совершающих домашнее насилие. Хотя они и представляют собой меньшую группу, они, безусловно, являются самой смертоносной. 20% из этих Кобр, о которых шла речь в исследовании, угрожали своим женам оружием или ножами по сравнению с 4% «Питбулей» [2].

Итак, подытожу различия в таблице.

Таблица 1. Различия мужчины-кобры и мужчины-питбуля.

Кобры Питбули

Внутренне спокойны во время побоев, могут быть хладнокровны и расчетливы или неконтролируемо взрываться Внутренне возбуждены (гнев усиливается) по мере продолжения избиения

Имеет криминальные черты, также демонстрирует насилие по отношению к другим, редко или совсем не раскаивается Как правило, проявляет насилие только по отношению к партнеру, чувствует некоторую степень вины, но обычно винит партнера

Нет страха быть покинутым, но есть отчаянная потребность контролировать, поверхностные обязательства Эмоционально зависим от партнера, часто ревнив, параноидален и навязчив

Мотивирован желанием немедленного удовлетворения своих желаний и власти Мотивирован страхом быть покинутым и потребностью контролировать

Бьет быстро и жестко в сочетании с агрессией и эмоциональным насилием, но если жертва уходит, может переключиться на следующую Бьет жестко и отказывается отпускать, часто преследует жертву в течение многих лет после того, как она уходит

Сложнее уйти изначально, но безопаснее уйти в долгосрочной перспективе Уход из отношений проще вначале и становится опаснее в долгосрочной перспективе

Знает, как обмануть полицейских, судей и терапевтов, говоря правильные вещи Чувствует себя жертвой и считает, что жена — преступник

Оправдывает побои партнерши, чтобы показать ей, что у него есть контроль Чувствует некоторую вину, но винит жену в том, что она вывела его из себя

Добивается контроля с помощью жестокого обращения или взрывного гнева Добивается контроля с помощью изоляции и контроля над разумом, отрицает восприятие женщиной реальности до тех пор, пока она не усомнится в собственном здравомыслии

Контроль означает, что женщина оставляет в покое и не говорит тебе, что делать Контроль означает установление слежки за жизнью женщины, наблюдение за ее действиями и превращение ее в марионетку

Кобры Питбули

Сопротивляется домашним правилам и участию в интимной жизни, отказывается менять что-то в себе Предъявляют требования к своим партнерам, но они никогда не бывают довольны партнерами, как бы сильно они ни старались, избегают изменений в себе.

Очень пугающий, но в то же время пленительный и обаятельный, высокоэффективная тактика контроля и запугивания Очаровательный, использует насилие и провокации, чтобы контролировать

Чувствует свое превосходство над другими людьми и над законом Чувствует себя жертвой, часто впадает в депрессию, оправдывает свои действия, обвиняя других

Насилие, как правило, носит более серьезный характер и связано с применением оружия и угрозами убийством. Изначально более эмоционально жесток. Способен на хроническую и дикую жестокость. Становится эмоционально оскорбительным по мере того, как они становятся все более разъяренными

Травматический фон, связанный с насилием со стороны более чем от одного члена семьи. Более жесткое насилие в текущих отношениях Факты насилия в родительской в семье, часто нанесения побоев отцом Более жестокое насилие после того, как отношения заканчиваются раздельным проживанием или разводом

Очень редко, если вообще когда-либо, им помогали с помощью терапии или специальных программ Иногда им помогали с помощью терапии и специальных программ

Исследование подтвердило, что нет ничего, что избиваемая женщина может сказать или сделать, чтобы эффективно остановить физическое насилие. Если избиение началось, оно редко заканчивается, даже если обидчик прошел курс лечения.

Обычно, даже если количество побоев уменьшается или даже прекращается, оно просто заменяется эмоциональным. Такое насилие не оставляет шрамов и не является незаконным. Оно так же эффективно, как и

физическое нападение. Словесное насилие используется мужьями-тиранами, ведь так они могут контролировать их супругов, не нарушая закон.

В конце исследования стало очевидным самое резкое различие между двумя группами. В ходе двухлетнего наблюдения после исследования Якобсон и Готтман узнали, что половина жен Питбулей развелись со своими мужьями, но ни одна из жен Кобр не ушла по двум причинам. Кобр было сложнее бросить, потому что они были более жестокими. С прагматической точки зрения также верно, что усердие Питбулей в шпионаже также затрудняло уход [2].

В отличие от кобр, мужья-питбули, как известно, реагируют на терапию. Но сначала им приходится брать на себя ответственность за свои действия и активно стремиться к изменениям. «Терапия ответственности» является основой для выздоровления. В противном случае, чтобы остановить их, может потребоваться тюрьма. Понимание тонкостей и определяющих черт мужей-питбулей является важнейшим шагом к распутыванию сложных слоев домашнего насилия. Их взрывные эмоции, внутренняя неуверенность и неумолимая потребность в контроле создают мучительный цикл насилия, который часто сохраняется за пределами физической сферы. Хотя эти люди иногда могут реагировать на терапевтические вмешательства, их путь трансофрмации, требующий фундаментального принятия ответственности и подлинной приверженности трансформации, трудный. Облегчение для кобр обычно заключается в том, чтобы очаровать нового партнера в своей жизни.

Насилие между партнерами в три раза выше среди мужчин, злоупотребляющих алкоголем, чем среди трезвых мужчин — те, кто проходит лечение от алкогольной зависимости и сохраняет трезвость, более успешно воздерживаются от насилия. И вновь МВД подтверждает: за 10 лет с 2008 по 2017 год от 50% до 70% убийств в России совершались в состоянии алкогольного опьянения. Впрочем, усугубление риска насильственных смертей в связи с употреблением алкоголя — это не национальная проблема: она

актуальна для многих стран, и впервые эту корреляцию обнаружили в США еще в 1970-е годы [1].

Исследование «Алгоритма Света» показало, что за ковидные 2020 и 2021 годы количество убитых в результате домашнего насилия женщин в России выросло более чем на 5% по сравнению с периодом 2011-2019 годов (с 65,8% до 70,9% в 2020-м и до 71,7% в 2021-м). При этом если ранее от рук именно партнера, а не других родственников погибала примерно половина женщин, то в период пандемии — уже две трети. Многие жены, оказавшиеся в ловушке домохозяйств, боятся сообщать о насилии. Некоторые жены даже не осознавали, что то, что делают с ними их мужья, было преступлением [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Раскрытие контрастных личностей кобр и питбулей дает отрезвляющее представление о мучительной динамике в жестоких отношениях. Хотя эти классификации проливают свет на различные модели поведения, они также подчеркивают упрямую устойчивость домашнего насилия, сопротивляющуюся традиционным терапевтическим подходам. Данные показывают, что, к сожалению, насилие редко достигает конечной точки в браках с насилием.

Домашнее насилие — серьезная проблема. Ее нельзя адекватно решить в парной терапии, поскольку она упорно сопротивляется лечению.

Для питбулей путь к выздоровлению часто лежит через судебное вмешательство, тогда как кобры могут легко убить без чувства вины, но они также менее склонны преследовать после того, как перейдут к новому партнеру. Понимание этих архетипов служит важным шагом в признании сложных нюансов домашнего насилия и пугающих проблем, с которыми сталкиваются те, кто попал в его удушающую хватку.

Парная терапия может быть уместна, когда у женщины все еще есть некоторая свобода действий и власть в отношениях, мужчина демонстрирует способность брать на себя ответственность за насилие, оба партнера хотят сохранить отношения, где физическая агрессия не переросла в динамику избиения как средство контроля, и женщина не боится своего партнера.

Отрицание физического насилия, избегание ответственности за насилие, обвинение партнера или минимизация насилия — все это противопоказания для терапии отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Главный информационно-аналитический центр МВД https://мвд.рф/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen;

2. When men batter women: new insights into ending abusive relationships. By Jacobson, Neil S., Gottman, John, 2007;

3. Портал насилию.нет статья «Почему парная терапия запрещена при домашнем насилии» https://nasiliu.net/pronasilie/pochemu-parnaya-terapiya-zapreshhena-pri-domashnem-nasilii/;

4. Консорциум женских неправительственных объединений https://wcons.net/projects/algorythm-sveta/;

5. Simpson, L.E., Doss, B.D., Wheeler, J., Christensen, A. Relationship violence among couples seeking therapy: Common couple violence or battering? J. Marital Fam. Ther. 2007, 33, 270-283. [Google Scholar] [CrossRef] [PubMed]

Krasilnikova I.R.

practical psychologist (Moscow, Russia)

TYPES OF AGGRESSORS AND THERAPY COUPLES WITH DOMESTIC VIOLENCE

Abstract: in this article, the author examines the research of John Gottman and Neil Jacobson on the types of aggressors in abusive relationships, reveals the subtleties and features that define them, and also discusses the possible ways and difficulties of getting out of such relationships.

Keywords: domestic violence, aggressor, victim, male pit bull, male cobra, beatings, abusive relationships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.