Научная статья на тему 'Типовые характеристики информационного человека'

Типовые характеристики информационного человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1809
201
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОКОН / INFORMATIONAL ENVIRONMENT / HUMAN CAPACITY / INFORMATION SOCIETY / INTELLECTUAL SYSTEMS / INFORMATIONAL COCOON

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Знамцева Ольга Петровна

Рассматривается влияние информационной среды на социальные и личностные характеристики современного человека. Показаны новые качества, которые приобретает человек в процессе освоения новых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typical Characteristics of the Information Man

The influence of the information environment on social and individual characteristics of the modern man is considered. The new qualities gained by the man in the process of adopting new information technologies are revealed.

Текст научной работы на тему «Типовые характеристики информационного человека»

O.P. Znamtseva Typical Characteristics of the Information Man

The influence of the information environment on social and individual characteristics of the modern man is considered. The new qualities gained by the man in the process of adopting new information technologies are revealed.

Key words and word-combinations: informational environment, human capacity, information society, intellectual systems, informational cocoon.

Рассматривается влияние информационной среды на социальные и личностные характеристики современного человека. Показаны новые качества, которые приобретает человек в процессе освоения новых информационных технологий.

Ключевые слова и словосочетания: информационная среда, возможности человека, информационное общество, интеллектуальные системы, информационный кокон.

УДК 101.1:316 ББК 87.6

О.П. Знамцева

ТИПОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ИНФОРМАЦИОННОГО

ЧЕЛОВЕКА

1^ нформационное общество в современных науках описывается преимущественно в социальных и (или) технических терминах. Его «классические» признаки определяют информационно-технические и социально-информационные особенности формирующейся реальности. При этом под информационно-техническими характеристиками новой реальности понимается технический ресурс, который общество создает и использует, а под социально-информационными характеристиками - содержание и последствия применения информационных технологий в обществе.

Феномен информационного общества имеет, однако, и бесспорное «человеческое измерение», которое приобрело особую важность в отечественном философском дискурсе последних двух десятилетий. Специалисты отмечают, что в последние десятилетия «становилась все более очевидной недостаточность технократических подходов... и акценты в построении прогнозов будущей социальной реальности стали смещаться на закономерности развития самого человека, на модификацию его поведения и тех фундаментальных ценностей, которые наполняют смыслом человеческую жизнь» [1, с. 681]. Таким образом, в применении к теории информационного общества интерпретируется более общий вопрос об антропологическом контексте социальной философии.

Общесоциальным основанием для обозначенной тенденции в анализе информационного общества может служить теория фило-

софско-антропологических предпосылок исследования социума, предложенная B.C. Степиным [2]. В соответствии с ней при рассмотрении общества предполагаются определенные антропологические допущения, а именно: единство субстанциальных (органическое и неорганическое тело) и культурно-когнитивных характеристик. Как следствие, возникает вопрос о неком «социокоде», выражающемся в модели поведения, коммуникации, способах сохранения и передачи накопленной информации и опыта.

B соответствии с данной теоретической тенденцией естественным будет включение человекоразмерности в характеристику информационной реальности наряду с имеющимися социально-техническими параметрами. Такое измерение происходящих изменений позволяет дополнить социально-технический образ информационного общества социально-антропологическими признаками. Логичным представляется стремление философов в качестве особого субъекта зафиксировать и сделать объектом своего анализа «человека информационного». В последнее время такие попытки предпринимаются все активнее. Рассмотрим признаки, относящиеся к описанию нового типа homo.

В.М. Адров различает внешние и глубинные характеристики информационного человека [3, с. 331-336]. Возникает этот человек, по мнению ученого, под воздействием внешних факторов технологического характера. В частности, отмечается, что широкое внедрение компьютеров и других электронных устройств создает устойчивую привычку общаться с внешним миром только через технические системы. Формируется новая культурная среда со своим языком, привычками, строем мышления, новым знанием. Такова внешняя сторона типизации.

К глубинным характеристикам информационного типа человека относится его способность управлять информационными потоками, овладевать информационными системами и ресурсами. Информационный человек - свободный человек, способный сам создавать свой «гипертекст» и самообучаться. На этой основе происходит селекция людей, расслоение между ними. Человечество стоит на пороге очередного этапа в развитии глобальной цивилизации. Люди стремительно врастают во все более высокие технологии, но в то же время эти «технологии прорыва» врастают в человека и общество. Симбиоз человека с новыми технологиями способен преобразовать его радикально, превращая сегодняшнего Homo в некоторый новый вид [4, с. 3]. Этот новый вид учеными условно обозначается как eHOMO - «электронный (информационный) человек».

Прогнозируется, что к середине века eHOMO будет с момента рождения находиться в своего рода коконе - информационной оболочке, реализующей функции его воспитателя и помощника. Фактически эта оболочка начинает формироваться уже сейчас как индивидуальная информационная поддержка, база данных и знаний. Все более усложняясь и интеллектуализируясь, она превратится в расширение и продолжение оригинала, помогая ему в развитии, совершенствуя его интеллект, способности, психические и физические возможности. Однако и самой информационно оболочке предстоит развиваться в симбиозе с человеком, испытывать индивидуальные и социальные влияния.

Чрезвычайно важными представляются перспективы развития интеллекта. Для еНОМО потенциально становится досягаемой вся накопленная человечест-

вом информация, которая уже лет через 15-20 будет оцифрована практически полностью. В его распоряжении будут, по существу, неограниченные резервы памяти. Мощные глобальные технологии вычислений, поиска, содержательной обработки данных и знаний, оценки, выводов и обобщений позволяют надеяться на формирование и использование в любой области экспертных систем, применение которых позволит находить оптимальные управленческие решения.

Следует ожидать умножения и индивидуальных способностей самого еНОМО. Информационный человек с детства станет объектом анализа и оценки его индивидуальных особенностей и талантов, воздействия специальных технологий их развития, реализации и «раскручивания» потенциала личности.

Психологические характеристики еНОМО потенциально могут превзойти достижения техники дзен или йогов в освоении методов и приемов адаптации, концентрации, саморегуляции, мобилизации и всего прочего, не только или не столько опираясь на их методы, сколько рассчитывая на поддержку в этом плане своего е-кокона. Более того, кумулятивный эффект будет усиливаться за счет того, что глобальная информационная среда служит катализатором активного взаимодействия одаренных еНОМО, необходимого для их дальнейшего совершенствования.

В свою очередь, физиология еНОМО получит свой спектр средств совершенствования организма, ориентированных на стимулирование физических возможностей, наилучшего режима функционирования внутренних органов, мозга, мышц.

Те же электронные / информационные технологии станут частью будущей медицины, которая будет опираться на все возможности от будущих нано- и гено-hi-tech до концентрации наиболее передового опыта в интеллектуальных приборах и системах. Нет сомнений, что детальная модель конкретного организма будет доступна каждому человеку в качестве активного компонента его е-кокона, совмещающего оптимальное авторегулирование системы тела с внешними воздействиями в случае необходимости [4, с. 14].

«Человек информационный», на наш взгляд, как элемент информационной реальности выступает в роли не только субъекта, но и частицы самого диги-тального (цифрового, информационного) пространства. Человек преобразуется, адаптируется информационной системой к ее «полю» взаимодействий.

Новые взаимодействия не могут не повлиять на изменение характера жизнедеятельности человека и в «традиционных» формах его социальности и природности. Такое обратное воздействие в философском смысле может трактоваться как «возвращение» человека в «родные пенаты», возвращение «блудного сына», однако уже в другом качестве. Вернувшийся из киберпространства, человек несет с собой иную интенсивность деятельности, иную ее направленность. Это связано с динамикой передвижения по информационным каналам, с клиповым сознанием, с интенсивным привлечением внешних ресурсов даже в приватных сферах жизнедеятельности.

Техническо-информационная оснастка современного «продвинутого» человека требует соответствующей области применения. И социальная, и природная реальность меняется, «подстраиваясь» под нового человека - киберактора, для которого прежние константные условия, например нравственные им-

перативы, зачастую перестают что-либо значить. Однако с таким «самочувствием» человека связаны очевидные уже и сейчас угрозы.

Роль информационных технологий и коммуникационных ресурсов в обществе не может сегодня оцениваться однозначно. Прогрессирующие технологии и утвердившаяся массовая культура порождают «превращенные» формы развития человека. Среда не-отчужденного общения вытесняется. Подавление личности человека как социокультурного феномена становится глобальной проблемой. Личность выступает как функция - специалиста и клиента, подчиненного стандартам общества потребления, массовой культуры и корпоративной идеологии.

В мире информационной культуры актуален вопрос о возможности манипулирования смыслами, навязываемыми человеку на подсознательном уровне. Такое навязывание предполагает, что инициаторы сознательно предпринимают совершенно адекватные их замыслу действия и получают искомый результат.

Обратим внимание на обусловленность восприятия человеком информации. В данном контексте важны два аспекта: 1) особенности информации и влияние, которое она оказывает на человека; 2) место и роль самого человека в этих процессах. В первом случае человек выступает как объект воздействия информации, во втором как субъект [5, с. 342]. Информационное общество выражает объективные условия современного существования человека, предстает проявлением более общих информационных процессов, в которые человек включен как элемент универсума.

Не менее существенной оказывается личностная значимость связей и отношений человека с самим информационным миром, в котором постоянно меняются предлагаемые характеристики объектов. Информационная среда общества становится виртуальной реальностью, в которой продуцируются смыслы по специфическим для этой реальности основаниям. Информационная сфера оказывается посредником между человеком и предметным миром.

В связи с этим возникает ряд особенностей в информационном восприятии человека. Так, в индустриальном обществе получение достоверной информации, некоторый ее объем были основанием для сущностного постижения вещей. Достоверная информация основывалась на реальном знании фактов, а результаты в восприятии информации опирались на рационально-критическое отношение к ней. Считалось, чтобы полученные другими людьми знания стали нашими, необходимо и возможно проникновение в саму истину, постижение внутреннего механизма добывания этой истины. Сегодня ситуация в корне изменилась.

Информационная сфера стала сферой массового потребления со всеми присущими ей законами продвижения товара, формированием спроса, новых инновационных потребностей. Речь идет уже не о способах получения достоверной информации, а о постоянно увеличивающемся объеме продуцируемой информации. Знание как составляющая информации подменяется виртуальными фактами, которые выступают лишь «информационным поводом». В условиях «информационного бума» стало невозможным проникновение во внутренний механизм добывания истины, так как он заменяется механизмом манипулирования по поводу истины. Теперь приобщенность к информационным технологиям в большинстве своем означает приобщенность к механизмам манипулирования.

Б.А. Дорошин

Таким образом, появление информационного человека обосновывает не только правомерность, но и настоятельную необходимость рассмотрения данного феномена в социально-философском контексте. Имеющаяся в науке некоторая описательность приводимых характеристик «человека информационного» требует дальнейшего усиления методологического и аналитического дискурса в целях конкретизации типовых признаков рассмотренного явления.

Библиографический список

1. Иноземцев В.Л. На рубеже эпох: экономические тенденции и их неэкономические следствия. М., 2003.

2. Степин В.С. Марксистская концепция общества и проблема построения современной картины социальной реальности // Философия и история философии: актуальные проблемы: к 90-летию Т.И. Ойзермана. М., 2004.

3. Адров В.М. Феномен информационного человека: метафизика становления // Человек в современных философских концепциях: мат-лы Четвертой междунар. конф.: в 4 т. Волгоград, 2007. Т.4.

4. Наринъяни А. С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии. 2008. № 4.

5. Черникова В.Е. Человек и информация: особенности восприятия: (теоретический аспект) // Человек в современных философских концепциях: мат-лы Четвертой междунар. конф.: в 4 т. Волгоград, 2007. Т. 4.

B.A. Doroshin

Basic Archetypes of Social Elite in Mythological Views of People of the Volga Region

The archetypes reflecting and modeling a complex of some essential characteristics of elite are considered: the Self, the Hero, the Father and the Wise Old Man. Semantics of the archetypical images of the sacred bear, the sacred wolf and the god-Thunderer as symbols of spiritual-political elite is analyzed.

Key words and word-combinations: archetypes of the collective unconscious, mythological consciousness, social elite.

Рассматриваются архетипы, отражающие и моделирующие комплекс ряда существенных характеристик элиты: Самость, Герой, Отец и Мудрый Старец. Анализируется семантика архетипичес-ких образов священного медведя, священного волка и бога-громовержца как символов духовно-политической элиты.

Ключевые слова и словосочетания: архетипы коллективного бессознательного, мифологическое сознание, социальная элита.

УДК 177 ББК 87.6

Б. А. Дорошин

ОСНОВНЫЕ АРХЕТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ*

^Зоциальная и политическая стабильность, успехи и перспективы развития того или иного региона, в частности Поволжья, во многом обусловлены спецификой его элит,

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ 09-03-28-303 а/в «Архетипы в мифологических представлениях народов Поволжья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.