Научная статья на тему 'Типологизация социальных групп на основе стиля жизни'

Типологизация социальных групп на основе стиля жизни Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
760
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НОВАТОРСТВО / LIFESTYLE / SOCIAL STRATIFICATION / SOCIAL DIFFERENTIATION / VALUE ORIENTATIONS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Викторова Ольга Викторовна

Статья посвящена проблеме критериев дифференциации общества. Автор отмечает, что разработанные ранее модели не учитывают многих современных тенденций в развитии общества, и анализирует новую многомерную модель стратификации на основе стиля жизни. В основание типологизации групп по стилю жизни легли личностные и поведенческие характеристики, востребованные современным обществом. Выделены группы, условно названные «новаторы», «действующие», «традиционалисты», «выживающие». Сформирована индикаторная модель исследования стиля жизни. Выводы подтверждены результатами эмпирического исследования, проведенного на основе индикаторной модели стиля жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGIZATION OF SOCIAL GROUPS ON THE BASIS OF LIFESTYLE

The article is devoted to the problem of criteria for differentiation of the society. The author notes that the models developed earlier do not take into account many current tendencies in the development of the society and analyzes a new multidimensional model of stratification based on lifestyle. Typologization of groups according to the style of life is based on personal and behavioral characteristics, demanded by the modern society. Groups conditionally named “innovators”, “acting ones”, “traditionalists”, and “surviving ones” are singled out. The indicator model of lifestyle research is formed. The conclusions are confirmed by the results of an empirical study conducted on the basis of the indicator model of lifestyle.

Текст научной работы на тему «Типологизация социальных групп на основе стиля жизни»

Викторова Ольга Викторовна

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НА ОСНОВЕ СТИЛЯ ЖИЗНИ

Статья посвящена проблеме критериев дифференциации общества. Автор отмечает, что разработанные ранее модели не учитывают многих современных тенденций в развитии общества, и анализирует новую многомерную модель стратификации на основе стиля жизни. В основание типологизации групп по стилю жизни легли личностные и поведенческие характеристики, востребованные современным обществом. Выделены группы, условно названные "новаторы", "действующие", "традиционалисты", "выживающие". Сформирована индикаторная модель исследования стиля жизни. Выводы подтверждены результатами эмпирического исследования, проведенного на основе индикаторной модели стиля жизни.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-178.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. C. 36-39. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 168.2

Философские науки

Статья посвящена проблеме критериев дифференциации общества. Автор отмечает, что разработанные ранее модели не учитывают многих современных тенденций в развитии общества, и анализирует новую многомерную модель стратификации на основе стиля жизни. В основание типологизации групп по стилю жизни легли личностные и поведенческие характеристики, востребованные современным обществом. Выделены группы, условно названные «новаторы», «действующие», «традиционалисты», «выживающие». Сформирована индикаторная модель исследования стиля жизни. Выводы подтверждены результатами эмпирического исследования, проведенного на основе индикаторной модели стиля жизни.

Ключевые слова и фразы: стиль жизни; социальная стратификация; социальная дифференциация; ценностные ориентации; новаторство.

Викторова Ольга Викторовна

Череповецкий государственный университет ooluk@mail.ru

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НА ОСНОВЕ СТИЛЯ ЖИЗНИ

В современной социально-гуманитарной мысли не сформировалось единой точки зрения на критерии дифференциации общества. Описательные модели разрабатывались целым рядом исследователей с опорой как на одномерные, так и на многомерные модели. На наш взгляд, традиционные модели социальной стратификации, основывающиеся на экономических, профессиональных, образовательных, демографических показателях, не всегда отвечают современным требованиям, не отражают изменений, происходящих в обществе, особенно в российском.

Изучение современного состояния общества должно опираться на новые критерии анализа происходящих трансформационных процессов. В связи с этим возникает необходимость в формировании нового подхода к изучению социальной дифференциации. Реальные поведенческие практики индивидов, стиль жизни остаются за пределами научного и исследовательского интереса, но именно они, на наш взгляд, могут служить критерием выявления специфических социальных групп. Таким образом, складываются условия для развития социокультурного подхода к анализу современного общества, его структуры и процессов, происходящих в нем, через призму стиля жизни.

Понятие «стиль жизни» широко используется в философии, социологии, культурологии и других науках, тем не менее в социально-гуманитарном знании не сформировалось однозначной трактовки этого понятия. Изучение стиля жизни началось еще в XIX веке. М. Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель исследовали типы поведения людей и факторы, их обуславливающие. В XX веке Э. Гидденс и П. Бурдье отмечают важность изучения разнообразных повседневных социальных практик людей и индивидуальной «жизненной политики», которая основывается на нравственном и коммуникативном аспектах. Социально-гуманитарные исследования XXI века характеризуются своим разнообразием, а также культурной и ценностной детерминированностью.

В своих исследованиях мы опираемся на взгляды отечественных и зарубежных социологов, таких как Л. Г. Ионин, И. В. Лашук, Л. Д. Бевзенко и др. На наш взгляд, стилежизненный подход является перспективным средством анализа дифференциации общества, он позволяет комплексно изучать социокультурные трансформации.

В целом под стилем жизни принято подразумевать «совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, которые обладают типичностью для определенных социальных общностей и принудительно воздействуют на эти общности и включенные в них личности в рамках повседневной жизни» [4, с. 246]. Стиль жизни обусловлен социально-экономическими и политическими условиями, а также характером духовной сферы жизнедеятельности, которая опирается на систему ценностных ориентаций и потребностей.

Стиль жизни представляет собой сложный, многоаспектный социальный феномен. Множество его трактовок поставило перед нами проблему выделения показателей стратификации. В основу разделения людей на социальные группы по стилежизненному критерию мы положили черты, востребованные в современном обществе: социальное участие, активность, предприимчивость, инновативность и т.п.

Для обоснования разрабатываемого социокультурного подхода нами была построена индикаторная модель социальной стратификации на основе стиля жизни. Под индикаторной моделью мы подразумеваем универсальную модель изучения стиля жизни, показателями в которой выступают важнейшие аспекты жизни человека:

1) потребительские практики (использование разнообразных инновационных технических средств: полеты на самолете, поездки за границу, посещение фитнес-центров, оформление кредитов и т.д.);

2) трудовые установки (пассивная мотивация труда - важны в трудовой деятельности безопасность и стабильность места работы, мотивация сохранения - важны отношения с коллегами и с руководителем, мотивация достижения - важны возможность реализовывать свои способности, творчески решать поставленные задачи, проявлять инициативу, влиять на работу предприятия и т.п.);

3) досуговые установки (простой домашний досуг проявляется в занятиях домашними делами, просмотре телевизора, чтении книг, газет, журналов, посещении театров, кино и т.п.; активный досуг находит отражение в занятиях спортом, в общественной деятельности, в посещении разнообразных культурно-досуговых учреждений и т.д.);

4) локус ответственности (внешний, когда человек перекладывает всю ответственность на окружение и общество в целом, или внутренний, когда человек стремится контролировать свою жизнь, принимая независимые решения);

5) уровень адаптации (приспособляемость к изменчивой социально-экономической среде, возможность быстро адаптироваться к новым условиям и использовать их как фактор развития);

6) уровень притязаний (ориентация на определенный уровень жизни: «жить не хуже» остальных, жить, как большинство в городе или лучше, жить, как семьи в Москве и Санкт-Петербурге, или жить, как семьи на Западе);

7) ценностные установки (ориентация на семью или карьеру, на стабильность или риск, на индивидуальность и т.д.).

В соответствии с разработанной моделью каждому индикатору соответствует группа вопросов. Для деления людей на группы по каждому вопросу индикаторной модели в соответствии с весом альтернатив ответа рассчитывался балл, набранный респондентом. Для этого каждой альтернативе ответов присваивался свой вес. Затем рассчитывался средний балл по каждому индикатору (если в индикатор входило несколько вопросов). На заключительном этапе рассчитывался средний балл по всем индикаторам, входящим в модель. Более подробно с методикой индикаторной модели стиля жизни как единицы анализа социокультурного расслоения населения можно ознакомиться в работах А. А. Меховой и И. Н. Воробьевой [1-3].

Приведенная индикаторная модель раскрывает специфику жизни и деятельности различных групп людей. Современный, быстро развивающийся мир задает соответствующий темп жизни, поэтому основанием для ти-пологизации социальных групп было выбрано новаторство как индикатор активности. Разработанная методика позволила получить следующие стили жизни. Названия стилям даны, исходя из получившихся характеристик.

Первый стиль жизни - «Выживающие». Для них важны уверенность в завтрашнем дне, душевный покой. По их мнению, хорошее здоровье, везенье и удача, богатые и влиятельные родители помогают добиться высокого положения в обществе. Ради достижения своих жизненных целей представители данной группы либо совершенно не готовы что-либо менять (т.е. ни к чему не стремятся), либо же готовы уменьшить расходы, экономить, откладывать на будущее. Досуг можно охарактеризовать как пассивный традиционный.

Вторая группа - «Традиционалисты». Им важно иметь хорошую работу, много друзей и знакомых, получить хорошее образование, а также мир и согласие в обществе. Представители данной стилежизненной группы считают, что благодаря хорошему образованию, денежным средствам и удачному браку можно добиться высокого положения в обществе. Чтобы достичь своих жизненных целей, традиционалисты готовы больше работать, а малая часть представителей - даже пойти на нарушение закона. Досуг пассивен.

«Человек действующий» составил третью группу. Они достаточно высоко ценят любовь, чувство собственного достоинства, карьеру и возможность влиять на людей. Высокому положению в обществе способствуют в первую очередь труд, предприимчивость и смелость, а также высокая квалификация и профессионализм. Для достижения своих жизненных целей данная группа готова больше работать, учиться и осваивать новые профессии, а также протестовать, требовать от государства, властей. Представители предпочитают проводить свой досуг активно, но традиционно.

Последняя, четвертая группа - «Новаторы». Говоря о новаторах, нужно отметить их активную жизненную позицию. Основными приоритетами для них являются хорошее образование, карьера и интересы своей страны. Благодаря способности и таланту, упорному труду и риску можно добиться высокого положения в обществе. Изменения социально-экономических условий воспринимают как новые возможности, чтобы добиться большего в жизни. Ради достижения жизненных целей они готовы протестовать, требовать, учиться или же открыть свое дело. Активно проявляют себя в творческом досуге.

Возможность практической дифференциации общества по стилю жизни мы проверили на основе эмпирического исследования «Стиль жизни как основа социальной стратификации», проведенного в ноябре 2012 года кафедрой социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета методом социологического опроса населения города старше 18 лет по репрезентативной выборке, объемом 450 человек. Сформированная индикаторная модель позволила определить процентное распределение череповчан по стилю жизни (Таблица 1).

Таблица 1.

Распределение населения по основным типам стиля жизни

Стиль жизни %

«Выживающий тип» 13

«Традиционалист» 51

«Человек действующий» 31

«Новатор» 5

В связи с ограниченностью объема статьи остановимся лишь на некоторых особенностях представителей социальных групп, а именно - заострим внимание на локусе ответственности. Формирование данной личностной характеристики обусловлено требованиями современного динамично развивающегося российского общества, которое нуждается в индивидах, выполняющих необходимые и социально ожидаемые функции.

Жизненная позиция индивида зависит, как правило, от его ценностных ориентаций, поэтому локус ответственности (внешний или внутренний) определялся вопросом - ценностным индикатором: «Что, по Вашему мнению, позволяет добиться высокого положения в обществе?» (Рисунок 1). Представители «выживающего»

типа стиля жизни, по сравнению с остальными социальными группами, чаще выбирают такие альтернативы ответов, как «связи с нужными людьми», «везенье, удача», «наличие денег», «богатые, влиятельные родители», «удачный брак». Традиционалисты также отмечают важность «связей» и различные экономические факторы. Таким образом, первые две стилежизненные группы характеризуются внешним локусом ответственности.

52 5 1 т '1 53 ш ■ 1 Ш ¡§§9 1 ЯН 12 15 1 53 Ж ■ ■ 1 62 ш I 18 —110 10 ■ Тш ■ 24 ■ Веянье, удача 0 Упорный труд □ Способность - рисковать

Выживаюпшй Традиционалист Действующий Новатор влиятельные родители

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что, по Вашему мнению, позволяет добиться высокого положения в обществе?» (в % от числа опрошенных)

Именно «действующих» индивидов и новаторов характеризует внутренний локус ответственности: первые отмечают важность предприимчивости и смелости для достижения высокого положения в обществе, а для вторых значимы «способности, таланты», «упорный труд», а также «способность рисковать». Локус ответственности также представлен в Таблице 2.

Таблица 2.

С каким из суждений Вы более согласны? (отметьте один вариант ответа по каждой строке)

1 Моё материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня. или От меня мало что зависит, важно, какая экономическая ситуация будет в стране.

2 Каждый череповчанин, который может и хочет работать, способен обеспечить своё материальное благополучие. или Сейчас сколько ни работай, все равно нормальную жизнь себе не обеспечить.

Поскольку «выживающих» индивидов и традиционалистов характеризует внешний локус ответственности, то они выбрали следующие альтернативы ответов: «от меня мало что зависит, важно, какая экономическая ситуация будет в стране», «сейчас сколько ни работай, все равно нормальную жизнь себе не обеспечишь». В отличие от них, «действующие» индивиды и новаторы, специфической чертой которых является внутренний локус ответственности, уверенно говорят о том, что «мое материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от меня», «в принципе сейчас каждый череповчанин, который может и хочет работать, способен обеспечить свое материальное благополучие».

Для подтверждения вышеназванных особенностей социальных групп рассмотрим, насколько люди чувствуют ответственность за то, что происходит вокруг них. При ответе на вопрос «Люди в разной степени чувствуют ответственность за то, что происходит вокруг них. Вы чувствуете или не чувствуете ответственность за то, что происходит в стране?» чувствуют ответственность лишь треть новаторов (33%), а также каждый пятый «действующий» индивид (22%). У традиционалистов и «выживающих» индивидов, характеризующихся внешним локусом ответственности, процентное распределение по этому вопросу - 14% и 7% соответственно.

Именно новаторы по сравнению с другими социальными группами чувствуют ответственность за то, что происходит вокруг них - в стране в целом и особенно в их городе (Таблица 3).

Таблица 3.

Люди в разной степени чувствуют ответственность за то, что происходит вокруг них. Вы чувствуете или не чувствуете ответственность за то, что происходит в вашем городе? (в % от числа опрошенных)

Стиль жизни

Выживающий Традиционалист Действующий Новатор Все

чувствую ответственность 10 19 28 57 23

не чувствую ответственность 49 55 53 43 53

затрудняюсь ответить 41 26 19 0 25

От первой к четвертой стилежизненной группе локус ответственности переходит от внешнего к внутреннему. Это подтверждает нашу типологизацию социальных групп на основе личностных и поведенческих характеристик, востребованных обществом. В современном мире такие качества человека, как целеустремленность, предприимчивость дают их обладателю возможность увеличить свои жизненные шансы.

Подытоживая результаты, можно сделать следующие выводы. Разработанная индикаторная модель дифференциации современного общества на основе стиля жизни обладает эвристическим применением. Доминирующим фактором формирования определенного стиля жизни являются ценностные ориентации, а они

в свою очередь находят отражение в повседневной жизнедеятельности. Различия между социальными группами наиболее ярко отражены в их локусе ответственности. Для новаторов характерны рискованность, целеустремленность, уверенность в себе, общительность, предприимчивость. Именно на данную социальную группу должно быть обращено внимание правительства, а ценности новаторов - распространяться среди граждан, ведь современное российское общество нуждается в людях с активной жизненной позицией, способных преобразовывать социальную действительность, т.е. в новаторах.

Список источников

1. Воробьева И. Н. Измерение в социологии: проблема построения объективных шкал и расчета индекса на примере построения индикаторной модели стиля жизни // Череповецкие научные чтения - 2014: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х ч. / отв. ред. Н. П. Павлова. Череповец: ЧГУ, 2015. Ч. 1. Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология. С. 31-34.

2. Воробьева И. Н. Стиль жизни как единица анализа социокультурного расслоения населения: индикаторная модель // Череповецкие научные чтения - 2013: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 4-х ч. / отв. ред. Н. П. Павлова. Череповец: ЧГУ, 2014. Ч. 1. Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология. С. 31-34.

3. Мехова А. А., Воробьева И. Н. Стиль жизни как фактор идентификации в структуре общества // Череповецкие научные чтения - 2012: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х ч. / отв. ред. Н. П. Павлова. Череповец: ЧГУ, 2013. Ч. 1. Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология. С. 126-128.

4. Сафарян А. В. Стиль жизни // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1. С. 246-248.

TYPOLOGIZATION OF SOCIAL GROUPS ON THE BASIS OF LIFESTYLE

Viktorova Ol'ga Viktorovna

Cherepovets State University ooluk@mail.ru

The article is devoted to the problem of criteria for differentiation of the society. The author notes that the models developed earlier do not take into account many current tendencies in the development of the society and analyzes a new multidimensional model of stratification based on lifestyle. Typologization of groups according to the style of life is based on personal and behavioral characteristics, demanded by the modern society. Groups conditionally named "innovators", "acting ones", "traditionalists", and "surviving ones" are singled out. The indicator model of lifestyle research is formed. The conclusions are confirmed by the results of an empirical study conducted on the basis of the indicator model of lifestyle.

Key words and phrases: lifestyle; social stratification; social differentiation; value orientations; innovation.

УДК 94(=1.571.56-81)"19" Исторические науки и археология

В представленной работе авторами рассматривается история коренных кочевых сообществ Якутии в условиях социально-экономических и политических трансформаций ХХ в. В статье освещены важнейшие государственные инициативы по изменению социальных условий северных кочевников, а также обозначены основные результаты проводимой в их отношении политики. Отмечается, что традиционный образ жизни кочевых сообществ имеет глубокие исторические корни, и любые вмешательства несут в себе серьёзные угрозы их этнокультурной устойчивости и сохранности.

Ключевые слова и фразы: социальная история; кочевые сообщества; малочисленные народы Севера; Якутия; коллективизация; седентаризация; родовые общины; промышленное освоение.

Винокурова Лилия Иннокентьевна, к.и.н. Григорьев Степан Алексеевич, к.и.н.

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, г. Якутск Штп@таИ.ги; DeTample@yandex.ги

КОЧЕВЫЕ ОБЩЕСТВА ЯКУТИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ ХХ ВЕКА

Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта «Социально-экономические и этнокультурные процессы в Азиатской Арктике ХХ-ХХ1 вв.: опыт научного изучения, адаптации и взаимодействия социальных общностей», а также в рамках проекта РГНФ № 17-11-14003 а(р).

В настоящей статье под общностями коренных малочисленных народов Севера Якутии - эвенков, эвенов, долган, юкагиров, чукчей мы подразумеваем не только официально зарегистрированные в разное время, но и все социальные семейно-родственные или иные совместно номадические сообщества. Они могут дифференцироваться по численности членов и по масштабам хозяйственной деятельности, но все они сохранили и до настоящего времени удерживают кочевание как уклад и образ жизни. Традиционное хозяйство коренных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.