ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ ПО УРОВНЮ И УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
TYPOLOGIZATION OF RURAL TERRITORIES BY LEVEL AND SUSTAINABILITY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT
УДК 332.146.2+332.142.2 DOI :10.24411/2588-0209-2019-10113
Павлов Александр Юрьевич
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика и управление», Пензенский государственный технологический университет.
Pavlov Alexander Yuryevich
candidate of Economics, Associate Professor,
Head of the Department of Economics and Management,
Penza State Technological University
Аннотация. Отсутствие единых подходов к понятию и типологизации сельских территорий, недостаток информации о текущем состоянии сельского развития не позволяют объективно принимать управленческие решения на региональном и федеральном уровнях, обоснованно разрабатывать мероприятия по развитию села. В связи с этим, в статье исследуется российская и зарубежная практика идентификации сельских территорий, анализируются возможные методы определения типов сельских территорий, предлагается методика типологизации субъектов РФ в зависимости от уровня и устойчивости социально-экономического развития сельских территорий. Полученные в процессе исследования результаты
позволили сформулировать предложения по направлениям развития сельских территорий различных типов.
Summary. The lack of unified approaches to the concept and typology of rural territories, the lack of information about the current state of rural development do not allow objective decision-making at the regional and federal levels, and the development of measures for rural development is justified. In this regard, the article examines the Russian and foreign practice of identifying rural territories, analyzes possible methods for determining the types of rural territories, proposes a typology methodology for the subjects of the Russian Federation depending on the level and sustainability of the socio-economic development of rural territories. The results obtained in the research process made it possible to formulate proposals on the development directions of rural territories of various types.
Ключевые слова: сельские территории, методика типологизации, алгоритм исследования, показатели оценки, кластерный анализ, направления развития.
Keywords: rural areas, typologization methodology, research algorithm, assessment indicators, cluster analysis, development directions.
Введение.
Сельские территории выступают в качестве особого, приоритетного объекта управления, а также комплексного предмета научных исследований. По состоянию на начало 2019 года 26% населения Российской Федерации проживало в сельской местности, а более 80% муниципальных образований относились к сельским поселениям. Устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения провозглашено основной целью государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1].
В связи с этим, исследования множества российских ученых посвящены вопросам и проблемам развития сельских территорий, в частности А.В. Мерзлова [2], Т.В. Морозова [3], Т.Г. Нефедовой [4], В.В. Пациорковского [5], О.В. Пантелеева [6] и др. Вместе с тем, пока еще недостаточно изучены теоретические и методологические вопросы
типологизации и анализа современных особенностей развития сельских территорий России.
На текущий момент, в российском статистическом учете применяется традиционный подход, который основан на выделении сельских и городских муниципальных образований в соответствии с административно-территориальным принципом. [7] В результате разграничению подлежат не столько территории, сколько поселения и их жители, что вносит определенную неточность при использовании данного критерия в контексте «сельских территорий». Отметим, что общепринятое определение данного понятия в научной среде пока отсутствует. Так, «сельские территории» определяются как «территории за пределами крупных городов» [8]; «сельские поселения и межселенные территории» [9]; «территории, характеризуемые слаборазвитой инфраструктурой, низкой плотностью населения и многомерной бедностью» [10] и др.
В отличие от Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года» в государственной программе «Комплексного развития сельских территорий на период 2020 - 2025 годов» «сельская местность» определяется как «сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, рабочие поселки, входящие в состав городских округов и городских поселений, а также малые города (численностью населения до 30 тыс. человек), связанные с сельскими территориями совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенные интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями» [11]. Следовательно, теперь на законодательном уровне в состав сельских территорий включаются и малые города (поселки городского типа).
Вместе с тем, сельские муниципальные образования значительно различаются по множеству параметров, характеризующих как объективные природно-климатические условия и имеющиеся на территории ресурсы, так и достигнутый уровень социально-экономического развития. Это свидетельствует о необходимости формирования федеральной и региональной политики развития сельской местности с учетом особенностей различных типов территорий.
Цель исследования.
Таким образом, цель исследования заключается в выявлении особенностей развития сельских территорий в субъектах РФ на основе разработанной типологии и методики оценки уровня социально-экономического развития сельских муниципальных
образований, а также обосновании рекомендаций по повышению эффективности управления развитием сельских территорий.
Материалы исследования.
В настоящее время в зарубежной и российской практике сложилось множество подходов к проведению типологизации сельских территорий по различным критериям. Проведенный анализ показал, что они могут быть представлены в виде:
1) типологии состояния, т.е. статического описания объекта в рамках административных единиц;
2) отраслевой типологии, предполагающей оценку уровня развития базовых отраслей сельской местности и различных видов хозяйственной деятельности;
3) функциональной типологии, включающей дифференциацию сельских территорий по совокупности выполняемых функций;
4) проблемная типология, получившая наибольшую популярность в последнее время, поскольку основана на комплексной оценке состояния территории по отношению к решаемой проблеме.
Например, Евростат классифицирует территории на основе показателей численности и плотности населения, разделяя их на плотнонаселенные (преимущественно городские), промежуточные и малонаселенные (преимущественно сельские) [12]. К городским относятся территории с плотностью населения 300 чел./км2 и численностью не менее 5 тыс. жителей. Остальные территории относятся к сельским.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выделяет 3 типа сельских территорий:
1) экономически интегрированные сельские районы (территории расположенные в близи города, с развитой инфраструктурой и невысокой долей занятых в сельском хозяйстве);
2) переходные сельские районы (территории отдаленные от городов и специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, с развитой транспортной инфраструктурой до потребителей);
3) удаленные сельские районы (территории находящиеся далеко от городов, со слаборазвитой инфраструктурой, нетоварным сельским хозяйством и низкой плотностью населения) [13].
В России существует несколько основных типологий сельских территорий. В частности, разработанная специалистами Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства, которая включает: сельские территории, находящиеся в
зоне ежедневной маятниковой миграции («территории - спальни»); территории «выходного дня» (садоводческие товарищества и дачные кооперативы); сельские территории «сезонного проживания» горожан; сельские территории с доминированием корпоративных форм сельскохозяйственного производства; сельские территории с доминированием малых форм сельскохозяйственного производства; сельские территории в зоне объектов туризма; «заброшенные территории» [14].
Профессор А.Я. Троцковский предлагает проводить типологию сельских территорий по критерию отдаленности от городов и крупных центров потребления и выделяет:
1) ближнюю периферию I порядка (сельские территории, входящие в состав агломераций), II порядка (сельские территории, расположенные в зоне активного влияния города) и III порядка (сельские территории, центром которых является малый или средний город);
2) среднюю периферию I порядка (сельские территории, находящиеся вне зоны активного влияния города и соседствующие с территориями ближней периферии I порядка) и II порядка (сельские территории, находящиеся вне зоны активного влияния города и соседствующие с территориями ближней периферии II порядка);
3) дальняя периферия (сельские территории, удаленные от городов региона) [15].
Специалистами ВИАПИ им. А.А. Никонова и РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
были выделены четыре типа и девять подтипов регионов Российской Федерации с различным характером освоения, сельскохозяйственного использования, потенциалом и ограничениями развития сельской местности [16].
Руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики И.В. Стародубровская предлагает рассматривать три типы территорий:
1) «растущие» - территории, в которых развитие ассоциируется с ростом основных показателей, причем как на уровне отдельных отраслей, так и в рамках осуществления на территории различных видов деятельности.
2) «сжимающиеся» - территории, на которых происходит свертывание экономической деятельности, отток трудовых ресурсов, износ инфраструктуры. При изменении экономических условий, появлении новых ресурсов для развития данные территории могут перейти в разряд реструктурируемых.
3) «реструктурируемые» - территории, находятся в процессе смены экономической специализации, диверсификации производства, развития новых видов деятельности, что в
дальнейшем способствует их переходу в группу растущих или, в случае неудачи, приводит к «сжатию» развития [17].
Похожая классификация сельских территорий, в зависимости от социально-экономического потенциала, разработана группой ученых лаборатории муниципального управления ГУ-ВШЭ:
1) «развивающиеся» сельские территории - расположены вблизи городов, федеральных дорог, обладающие ресурсной базой и развитой инфраструктурой, с высоким качеством жизни населения;
2) «стагнирующие» сельские территории - характеризуются высокой безработицей, оттоком населения, отсутствием необходимой инфраструктуры и преобладанием в структуре экономики личных подсобных хозяйств.
3) «выморочные» сельские территории - муниципальные образования, не имеющие перспектив развития в силу определенных причин (транспортная недоступность, депопуляция, последствия пожаров и наводнений), приводящих к отсутствию условий для нормальной жизни людей [18].
В феврале 2015 года Правительством Российской Федерации принята «Стратегия устойчивого развития сельских территорий до 2030 года» [19], содержащая типологию субъектов Российской Федерации с различным характером освоения и сельскохозяйственного использования, потенциалом и ограничениями развития сельской местности:
1) первый тип - регионы с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными и социальными условиями ее развития;
2) второй тип - регионы с полифункциональной сельской экономикой, сельским хозяйством пригородного типа и благоприятными социальными условиями развития сельской местности;
3) третий тип - регионы с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности и обширными зонами социально-экономической депрессии;
4) четвертый тип - регионы со слабой очаговой освоенностью сельской местности и неблагоприятными природно-климатическими условиями ее развития.
Вместе с тем, основой типологии в современных условиях, на наш взгляд, должен служить проблемный подход, поскольку неспособность сельских территорий выполнять возложенные на них функции следует рассматривать как стратегическую, общегосударственную проблему. Данный подход может стать научной основой для
определения модели управления развитием для каждого типа сельских территорий [20, 21].
Методы исследования.
Типологизация может проводиться различными методами. В целом выбор метода это не только определение математического аппарата для совершения определенных расчетов, но и выбор критериев, в зависимости от поставленной цели, по которым совокупность статистических показателей будет дифференцирована.
На основе проведенного анализа предлагается авторская методика типологизации сельских территорий субъектов РФ по уровню (в статике) и устойчивости (в динамике) социально-экономического развития. При этом нами использованы два методических подхода: сравнительно-статистический и кластерный.
Оценка социально-экономического развития сельских территорий субъектов РФ проводится по среднегодовому значению показателей за 5 или 10-летний период, что позволяет сгладить возможные «выбросы» региональных значений показателей и получить объективные индикаторы для дальнейших межрегиональных сравнений.
Оценка уровня развития территорий проводится по нескольким подсистемам: демографическая обстановка и занятость, благосостояние населения, отраслевая структура экономики, социальная и инженерная инфраструктура, инвестиционная активность, бюджетная обеспеченность. Элементы оценочной системы устойчивости развития территорий включают: диверсифицированность производства, развитие инфраструктурной базы, ресурсная обеспеченность, объем финансирования целевых программ, динамика структуры населения (рисунок 1).
Рисунок 1 - Методика типологизации сельских территорий по уровню и устойчивости социально-экономического развития.
Поскольку статические показатели, характеризующие оценочные блоки, имеют разные измерители информации (рублей, единиц, человек, квадратных метров, мест, процентов и т.д.), по каждому региону определяются частные показатели относительно значения по России.
Алгоритм исследования состоит следующих этапов:
1. Анализ и обработка базовых показателей (наиболее тесно коррелируемые между собой показатели заменяются одним индикатором), характеризующих состояние и динамику социально-экономического развития сельских территорий;
2. Определение среднегодового значения региональных частных показателей и расчет относительных отклонений от их величины по России за каждый год анализируемого периода;
3. По субъектам Российской Федерации определяются общие показатели по 5 блокам оценочной системы, а также рассчитываются интегральные значения уровня и устойчивости социально-экономического развития путем суммирования общих показателей по отдельным направления;
4. Проведение кластерного анализа субъектов РФ по интегральным показателям и определение индекса изменения интегрального показателя, отражающего устойчивость направлений развития, по каждому субъекту за анализируемый период;
5. Выделение различных типов развития сельских территорий (число и состав типологических групп определены с помощью иерархического кластерного анализа). Кластерный анализ позволяет разделить множество сельских территорий на группы так, что в пределах каждой группы различия субъектов РФ по остроте отдельной проблемы несущественны, а различия между субъектами РФ из разных групп существенны;
6. Разработка рекомендаций, направленных на повышение устойчивости развития сельских территорий разных типов.
Результаты исследования
Предложенная методика типологизации сельских территорий основана на комплексном применении методов многомерного анализа данных. В качестве критериев выступают интегральные показатели уровня и устойчивости социально-экономического развития сельских территорий. Исходная информационная база для анализа содержит 35 статистических показателей по каждому субъекту РФ за 2014-2018 гг., сгруппированных в оценочные блоки.
В результате на основе интегрального показателя уровня социально-экономического развития выделены четыре типа сельских территорий субъектов РФ: высокоразвитые (интенсивного развития), среднеразвитые (умеренного развития), недостаточно развитые (стабильного состояния) и слаборазвитые. По степени устойчивости социально-экономического развития определено три типовых группы сельских территорий регионов: прогрессирующие (с высоким и выше среднего потенциалом развития), стагнирующие (со средним и ниже среднего потенциалом развития) и регрессирующие (с низким и ниже среднего потенциалом развития).
На основании совмещения показателей уровня и устойчивости социально-экономического развития произведена группировка субъектов РФ по возможностям достижения устойчивого развития сельских территорий. В результате образовано 12 типов территорий (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение субъектов РФ по типам сельских территорий
№ типа Наименование типа сельских территорий Количество субъектов РФ с данным типом сельских территорий, ед.
1 Высокоразвитые прогрессирующие 2
2 Высокоразвитые стагнирующие 1
3 Высокоразвитые регрессирующие 2
4 Среднеразвитые прогрессирующие 14
5 Среднеразвитые стагнирующие 5
6 Среднеразвитые регрессирующие 5
7 Недостаточно развитые прогрессирующие 17
8 Недостаточно развитые стагнирующие 8
9 Недостаточно развитые регрессирующие 7
10 Слаборазвитые прогрессирующие 10
11 Слаборазвитые стагнирующие 5
12 Слаборазвитые регрессирующие 6
Анализ полученных значений показывает высокую дифференциацию сельских территорий субъектов РФ как по интегральному показателю уровня социально-экономического развития (размах значений в 2,3 раза), так и по устойчивости развития (размах значений в 2,6 раза).
По приведенной группировке количество регионов колеблется от 1 во втором типе до 17 в седьмом. В целом полученная типология может быть поделена на два условных кластера: благополучные и проблемные регионы. Особое внимание следует уделить проблемным регионам с признаками депрессивных и кризисных территорий, для которых характерно сильное и устойчивое (в течение 5 лет) отставание от среднероссийского показателя.
С учетом предложенной типологии возможна разработка дальнейших направлений развития сельских территорий:
- для 1,2,4 типа территорий перспективы развития связаны с дальнейшим формированием многоотраслевой сельской экономики и освоением ресурсно-рекреационного потенциала;
- для 3,5,7 типа территорий диверсификация экономики связана с лесным хозяйством, разнообразными направлениями туристско-рекреационной деятельности, экологически ориентированным сельским хозяйством, развитием малых форм хозяйствования и кооперации;
- для 6,8,10 типа территорий требуется определение «точек роста» хозяйственной деятельности, основанных на повышении эффективности аграрного производства и несельскохозяйственной деятельности, комплексном использовании производственного потенциала, развитии предпринимательской среды;
- для 9,11,12 типа территорий необходима реструктуризация экономики, изменение специализации и ассортимента производимой продукции, повышение конкурентоспособности предприятий, корректировка межбюджетного взаимодействия, повышение занятости и доходов сельского населения. Заключение
Проведенная типология дает наглядное представление о степени социально-экономической дифференциации и проблемах сельских территорий РФ, а также способствует разработке и реализации соответствующих целевых программ на региональном уровне.
Типологический подход к управлению развитием сельских территорий РФ позволит обеспечить сопоставимые условия жизни сельского населения, преодолеть негативные тенденции оттока населения с одних территорий и чрезмерной концентрации трудовых ресурсов в других. Реализация приведенной методики будет способствовать повышению объективности отнесения той или иной сельской территории к одному из типов, а также может служить научной основой для разработки стратегических направлений развития сельских муниципальных образований на перспективу.
Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-00859
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d80 33c66928fa27e527/
2. Мерзлов А.В., Садыков М.Р., Чайка В.П., Овчинцева Л.А., Попова О.А. Введение в устойчивое развитие сельских территорий: важнейшие понятия и теоретические основы. - М., 2012. - 57 с. URL: https://sarud.uni-
hohenheim.de/fileadmin/einrichtungen/sarud/downloads/RUDECO_Modules/M01_RU_ MTAA.pdf
3. Морозова Т.В. Сельские сообщества России в региональном измерении. - М.: Московский общественный научный фонд, 2008. - 238 с.
4. Нефедова Т.Г. Десять актуальных вопросов о сельской России: ответы географа. -М.: ЛЕНАНД, 2013. - 456 c.
5. Пациорковский В.В. Сельско-городская Россия. - М.: ИСЭПН РАН, 2010. - 390 с.
6. Вовлечение населения в развитие сельских территорий / О.И. Пантелеева [и др.]; под. ред. О.И. Пантелеевой. - М., 2012. - 116 с. URL: https://docplayer.ru/106183-Vovlechenie-naseleniya-v-razvitie-selskih-territoriy.html
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
8. Меренкова И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика: монография. - Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2011. - 264 с.
9. Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 N 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793/
10. Wiggins S. How special are rural areas? The economic implications of Location for Rural Development / S. Wiggins, S. Proctor // Development Policy Review. - 2001. - V. 19. -№4. - Pp. 427-436.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 №696 «Об государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (с изм. от 17.10.2019) URL: http://docs.cntd.ru/document/554801411.
12. Rural Development in the EU. Statisticaland Economic Information. Report / URL: https://ec.europa.eu/agriculture/sites/agriculture/files/statistics/rural-development/2013/full-text_en.pdf
13. Аграрная политика стран Европейского Союза: Сборник информационных материалов / Перевод Е.С. Балабановский, А.Б. Бедного. - Н. Новгород: Изд. Ю.А. Николаева, 2002. - 120 с.
14. Типологизация сельских территорий на основе диверсификации экономики: монография / Тарасов А.Н., Антонова Н.И.и др. - Ростов н/Д: ФГБНУ ВНИИЭиН, Изд-во «АзовПечать», 2016 - 140 с.
15. Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края: социально-экономические и пространственные аспекты: коллективная монография/ науч. ред. А.Я. Троцковский. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2013. - 330 с.
16. Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. - 112 с.
17. Стародубровская И.В., Миронова Н.И. Проблемы сельского развития в условиях муниципальной реформы в России. - М.: Ин-т Гайдара, 2010. - 116 с.
18. Российская провинция и ее обитатели (опыт наблюдения и попытка описания) // Мир России. - 2011. - №1. - С. 3-33.
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 №151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» (с изм. от 13.01.2017) URL: http://docs.cntd.ru/document/420251273.
20. Белов В. И., Степанова Т.В. Организационные и правовые условия использования типологического подхода в управлении социально-экономическим развитием субъектов РФ и муниципальных образований // Управленческое консультирование. - 2015. - №9. - С. 81-86.
21. Куклина Е.А., Туранова М.В. Типологический подход к управлению региональным развитием: ретроспективный анализ и перспективы использования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2015. - Т.6. -№3. - С. 37-52.
Spisok literatury
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d80 33c66928fa27e527/
2. Merzlov A.V., Sadykov M.R., CHajka V.P., Ovchinceva L.A., Popova O.A. Vvedenie v ustojchivoe razvitie sel'skih territorij: vazhnejshie ponyatiya i teoreticheskie osnovy. -M., 2012. - 57 s. URL: https://sarud.uni-
hohenheim.de/fileadmin/einrichtungen/sarud/downloads/RUDEC0_Modules/M01_RU_ MTAA.pdf
3 . Morozova T.V. Sel'skie soobshchestva Rossii v regional'nom izmerenii. - M.: Moskovskij obshchestvennyj nauchnyj fond, 2008. - 238 s.
4. Nefedova T.G. Desyat' aktual'nyh voprosov o sel'skoj Rossii: otvety geografa. - M.: LENAND, 2013. - 456 c.
5. Paciorkovskij V.V. Sel'sko-gorodskaya Rossiya. - M.: ISEPN RAN, 2010. - 390 s.
6. Vovlechenie naseleniya v razvitie sel'skih territorij / O.I. Panteleeva [i dr.]; pod. red. O.I. Panteleevoj. - M., 2012. - 116 s. URL: https://docplayer.ru/106183-Vovlechenie-naseleniya-v-razvitie-selskih-territoriy.html
7. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 02.08.2019) «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2019) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
8. Merenkova I.N. Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij: teoriya, metodologiya, praktika: monografiya. - Voronezh: GNU NIIEOAPK CCHR Rossii, 2011. - 264 s.
9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 30.11.2010 N 2136-r «Ob utverzhdenii Koncepcii ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793/
10. Wiggins S. How special are rural areas? The economic implications of Location for Rural Development / S. Wiggins, S. Proctor // Development Policy Review. - 2001. - V. 19. -№4. - Pp. 427-436.
11. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.05.2019 №696 «Ob gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Kompleksnoe razvitie sel'skih territorij» (s izm. ot 17.10.2019) URL: http://docs.cntd.ru/document/554801411.
12. Rural Development in the EU. Statisticaland Economic Information. Report / URL: https://ec.europa.eu/agriculture/sites/agriculture/files/statistics/rural-development/2013/full-text_en.pdf
13. Agrarnaya politika stran Evropejskogo Soyuza: Sbornik informacionnyh materialov / Perevod E.S. Balabanovskij, A.B. Bednogo. - N. Novgorod: Izd. YU.A. Nikolaeva, 2002. - 120 s.
14. Tipologizaciya sel'skih territorij na osnove diversifikacii ekonomiki: monografiya / Tarasov A.N., Antonova N.I.i dr. - Rostov n/D: FGBNU VNIIEiN, Izd-vo «AzovPechat'», 2016 - 140 s.
15. Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij Altajskogo kraya: social'no-ekonomicheskie i prostranstvennye aspekty: kollektivnaya monografiya/ nauch. red. A.YA. Trockovskij. -Barnaul: Izd-vo Alt. Un-ta, 2013. - 330 s.
1 6. Regional'nyj opyt razrabotki programm ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij. - M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2012. - 112 s.
17. Starodubrovskaya I.V., Mironova N.I. Problemy sel'skogo razvitiya v usloviyah municipal'noj reformy v Rossii. - M.: In-t Gajdara, 2010. - 116 s.
18. Rossijskaya provinciya i ee obitateli (opyt nablyudeniya i popytka opisaniya) // Mir Rossii. - 2011. - №1. - S. 3-33.
19. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 02.02.2015 №151-r «Ob utverzhdenii Strategii ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» (s izm. ot 13.01.2017) URL: http://docs.cntd.ru/document/420251273.
20. Belov V. I., Stepanova T.V. Organizacionnye i pravovye usloviya ispol'zovaniya tipologicheskogo podhoda v upravlenii social'no-ekonomicheskim razvitiem sub"ektov RF i municipal'nyh obrazovanij // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. - 2015. - №9. - S. 81-86.
21. Kuklina E.A., Turanova M.V. Tipologicheskij podhod k upravleniyu regional'nym razvitiem: retrospektivnyj analiz i perspektivy ispol'zovaniya // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. - 2015. - T.6. - №3. - S. 37-52.