УДК 37.015.3 ББК 88.40
Д 30
Е.В. Дёмкина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: demkina72@mail. ru
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ С ПРОФЕССИЕЙ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье дана характеристика типов личности студента в контексте концепции идентификации с профессией, определены основные действия студента и показаны их отличия от учащихся в процессе обучения, выделены основные функции студенческой деятельности, определены противоречия, присущие студенческому возрасту.
Ключевые слова: студенчество, обучение в вузе, функции студенческой деятельности, механизмы, противоречия.
E.V. Denikina
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Adyghe State University; E-mail: demkina72@mail.ru
PERSON’S TYPOLOGIZATION OF THE STUDENT IN TERMS OF THE CONCEPT OF IDENTIFICATION WITH A TRADE
Abstract. The paper discusses the characteristic of the person’s types of the student in a context of the concept of identification with a trade. The basic actions of the student are defined and their differences from pupils in the course of training are shown. The basic functions of student's activity are demonstrated and the contradictions inherent in student's age are defined.
Keywords: students, learning in higher school, functions of student's activity, mechanisms, contradictions.
Вуз является специфической организацией, определяющей деятельность и поведение субъектов. Высшее учебное заведение характеризуется «замкнутой окружающей средой», с одной стороны, и имеет множество заинтересованных сторон в его деятельности - с другой. В системе высшего образования функционирует особая социальная группа - студенчество. «Студенчество - мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве, где главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность» (Г.О. Колесников, Б. Рубин).
Обучение в вузе - целенаправленный, регламентированный учебными стандартами, планами и программами процесс передачи и усвоения знаний, основной целью которого является формирование у личности профессиональных знаний, умений и навыков, а также их качественное совершенствование. Результат высшего профессионального образования определяется тремя показателями: 1) выработанными у обучаемых умениями решать профессионально значимые задачи; 2) сформированными у них умениями самостоятельно учиться; 3) активностью студентов, выраженной в их готовности, стремлении целенаправленно, систематически совершенствовать свою профессиональную подготовку.
В ходе студенческой деятельности формируются теоретические умения и навыки, связанные с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод
информации из одной знаковой системы в другую. По мнению А.А. Вербицкого, Т.А. Платоновой, «усвоенные в обучении знания, умения и навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной».
Основные действия студента - учебные. Они существенно отличаются от действий учащегося. Действия учащегося имеют преимущественно репродуктивнопреобразовательный характер, в действиях студента уже значительны элементы продуктивнопреобразовательного характера деятельности. У студента более широк диапазон социально значимой преобразовательной деятельности (участие в научно-исследовательской, культурно-просветительской работе и т.п.). В самом учебном труде студента, особенно на старших курсах, значителен элемент самостоятельного приобретения знаний, а во время учебно-производственной практики студент включается в процесс созидательнопродуктивной деятельности.
Основные функции студенческой деятельности вытекают из функций высшей школы. Основными, на наш взгляд, являются функции: формирование научного мировоззрения, создание основ для научного образования и последовательного всестороннего развития личности, социализации, формирования стремления, умений и навыков к систематическому развитию, самостоятельному овладению знаниями на протяжении всей жизни человека, развитие способностей и социальной активности, развитие общей и формирование профессиональной культуры.
В ходе обучения в вузе реализуются следующие механизмы:
- целеполагания (определение целей и задач профессионального воспитания и развития в процессе учебной деятельности);
- регламентации (выработки системы правил, дающих возможность успешно решать задачи учебной деятельности);
- организации (создание оптимальных условий для решения поставленных задач с опорой на выработанную систему правил, регламентирующих процесс обучения);
- практической реализации (эффективного применения системы знаний в практической деятельности);
- самоконтроля (учета уровня достигнутых результатов самостоятельной работы, внесения в нее целесообразных корректив в интересах повышения ее результативности).
Студенческий возраст, как и любая другая стадия жизненного цикла человека, имеет свою неповторимую специфику. Еще К.Д. Ушинский считал период от 16 до 22-23 лет «самым решительным», указывая, что именно здесь определяется направление в образе мыслей человека и в его характере. По мнению Б.Г. Ананьева, «преобразование мотиваций, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией, с другой - выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта». И.С. Кон определяет юность как «период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь».
Ю.А. Самарин отметил противоречия, присущие студенческому возрасту: 1)
социально-психологическое - между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей; 2) между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля; 3) огромное количество информации, поступающее через различные каналы, расширяет знания студентов, и вместе с тем обилие этой информации при отсутствии достаточного времени, а иногда и желания на ее мыслительную переработку может вести к известной поверхности в знаниях и мышления.
Задача изучения личности студента - центральная в психологии студенческого возраста. Для того чтобы контролировать целостный процесс формирования специалиста, необходимо знать, что такое личность, какова ее психологическая структура, типы, и
соответственно владеть основными приемами их определения у студентов.
Понятие «личность» рассматривается в Советском энциклопедическом словаре как «общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности». В философской энциклопедии представлена следующая трактовка личности: «... человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества». Нельзя не учесть и определения, данного Педагогической энциклопедией: «Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности».
Представляют бесспорный интерес определения личности, сформулированные учеными. «Личность - это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам эпохи и класса» (В.П. Тугаринов). «Личность - это человек как субъект общественно обусловленной деятельности, благодаря которой он занимает среди других людей определенную позицию» (Н.И. Рейнвальд).
В конце 30-х годов XX века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате сложилось много различных подходов и теорий личности. Психодинамические теории описывают личность и объясняют ее поведение исходя из психологических, субъективных характеристик. Социодинамические теории главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Экспериментальные теории личности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. Неэкспериментальные теории опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. Динамические теории основной темой исследований считают преобразование и изменение в развитии личности, т.е. ее динамика. Структурные теории главной проблемой выделяют выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
В большей части учебников и специальных работ до сих пор преобладает точка зрения, согласно которой в структуре личности необходимо различать 4 группы свойств: 1) направленность личности, в которую входят ее потребности, мотивы, цели, убеждения, идеалы; 2) темперамент - психическое свойство личности, которое определяет динамику ее проявлений в различных видах деятельности; 3) способности - психические свойства личности, которые определяют собой потенциальные и реальные возможности человека в выполнении той или иной деятельности; 4) характер - совокупность основных, стержневых свойств личности, определяющих стиль ее поведения в обществе. Р.С. Немов в структуре личности традиционно выделяет способности, темперамент, характер. Но кроме этого, отдельными подструктурами выделены им волевые качества, которые охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей; эмоции и мотивация - переживания и побуждения к деятельности; социальные установки-убеждения и отношения людей.
Первая попытка выявить основные проблемы, подлежащие учету в контексте исследования личности студента, была предпринята ленинградскими психологами и социологами из НИИ комплексных социальных исследований. Лаборатория дифференциальной психологии и антропологии этого научно-исследовательского института в течение ряда лет изучала возрастную и индивидуальную изменчивость человека в различные
периоды зрелости, взрослости. Экспериментально-психологическое изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте вошло в это исследование как составная часть. Испытуемыми были студенты психологии Ленинградского университета, которые многократно обследовались (до пяти раз в год в течение пятилетнего срока обучения) на разных уровнях - биохимическом, нейродинамическом и психологическом. Ученые получили надежные антропологические данные, говорящие об интеллекте испытуемых и об их социально-психологических особенностях. В качестве главных социально-психологических характеристик личности студента исследовались экстраверсия и невротизм (по Айзенку), их корреляционные связи с социально-психологическим статусом (положением в группе, на курсе), уровнем академической успеваемости, некоторые проблемы психологической совместимости.
Исследовалась личность студента в лаборатории психофизиологических проблем высшей школы, созданной при Казанском университете в 1974 г. Сотрудники Казанской лаборатории под руководством К.М. Пейсахова исходят из того, что в центре исследования личности должны стоять потребности и выражающая их направленность - устойчиво доминирующие мотивы. В число особо важных потребностей, подлежащих специальному изучению у студентов, исследователи включают потребности в достижениях и в общении (аффилиации), вычлененные американским ученым Мюрреем в 30-х годах XX столетия. Н.М. Пейсахов использует разработанные советскими психологами опросники и децильную шкалу, позволяющую определять уровень их развития у студентов.
Выявление влияния сложившейся системы подготовки в вузе на особенности профессионального развития студентов осуществлялось в Ярославском государственном педагогическом университете под руководством Ю.П. Поваренкова. В ходе экспериментального исследования Ю.П. Поваренковым выявлены закономерности формирования у студентов учебной и профессиональной идентичности, профессионального интеллекта, структуры ценностей. Кроме того, были получены ответы на следующие вопросы: какие изменения претерпевает личность и деятельность студента в процессе обучения в педагогическом вузе; какие этапы профессионального развития студента можно выделить и какие характерны для них новообразования; как формируется психологическая система учебной деятельности студента и как она преобразуется в систему профессиональной деятельности; что лежит в основе детерминации профессионального развития студентов на разных этапах обучения в вузе.
Одна из основных проблем личности - вопрос о типизации. «... Свойства личности... включают и общее, и особенное, и единичное» (С.Л. Рубинштейн). Социальная типология как методологический прием, базируясь на соответствии общего, особенного и единичного, дает возможность представить социальный тип личности на разных уровнях общности (В.Т. Лисовский). Для научного понимания личности прием сведения индивидуального к социальному имеет принципиально важное значение, т.к. позволяет раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формирующееся в конкретной системе общественных отношений определенной социальной группы, к которой принадлежит личность.
«В рамках этого методологического приема социологического исследования личности возможно предвидеть основные тенденции развития типов личности, их соотношение и через все это подойти к познанию закономерностей развития личности как общественного явления» (М.Я. Корнеев).
В.А. Ядов отметил, что типологизация имеет большое преимущество перед многими, чисто эмпирическими приемами обобщения, т.к. она непосредственно опирается на содержательную социальную теорию. Социально-типологический анализ личности позволяет не только выявить те общие черты, которые присущи всем представителям данной общности, но и типологизации применительно к личности, чаще всего эти теории имеют в виду характер сочетания основных свойств нервной системы и соответственно определяемые им черты темперамента. По мнению Н.И. Рейнвальд, «ранее предложенные теории
недостаточно универсальны, чтобы отразить и психологические проявления, сходные у больших групп людей, и индивидуальные особенности каждого. Удовлетворительная классификация типов личности невозможна вне социального контекста. Знание типологических особенностей нервной системы, составляющих лишь природную основу типа личности и определяющих в известных пределах динамику деятельности данного человека, еще не дает оснований для содержательного раскрытия личности как члена общества».
Существовали концепции типологий, в которых была предпринята попытка объединить теорию личности с теорией профессионального выбора. К.М. Гуревич подчеркивал, что «профессия представляет собой некую объективную и притом совершенно регламентированную организацию действий личности. Нередко к тому же профессия накладывает свою печать на весь образ жизни работника».
В зарубежной психологии существует целое направление исследований, посвященных формированию «профессионального типа личности» в контексте концепции идентификации личности с профессией. Одним из первых ввел в психологию вопрос о типологии личностей немецкий психолог и философ Э. Шпрангер, который выделял шесть типов людей (основанием для классификации являлись различия их ценностных ориентаций): теоретический человек (для него характерен интерес к теории, разработке проблем и постановке вопросов), экономический человек (для него - главное полезность и практичность деятельности), эстетический человек (интересующийся красотой души, природы, искусством), социальный человек (в центре его внимания другие люди, ради которых он готов трудиться), политический человек (для него главное - власть), религиозный человек (вся его духовная структура направлена на достижение высшего переживания ценностей).
Примером типологии, основанной на акцентировании природных, биологически предопределенных свойств, является классификация, предложенная французским психологом Ле Сенном. Он выделяет восемь типов личности, отличающихся по темпераменту: нервозный, холерический, сангвинический, флегматический и др. При этом нервозному типу предлагается выбирать профессии из области культуры и искусства, сангвиническому - рабочие профессии и т.д.
Итальянский психолог А.. Сонди, опираясь на теорию 3. Фрейда, предлагает взять за основу классификации людей патопсихологические признаки и соответственно при выборе профессии большее внимание уделять подсознательным импульсам. Автор выделяет следующие типы: маниакальный, депрессивный, параноический, кататонический,
истерический, эпилептический, гомосексуальный и садистический. Соответственно А. Сонди предлагает определенные виды профессиональной деятельности. Например, для садистического типа, который характеризуется большой физической силой, жестокостью и агрессивностью, рекомендуются следующие профессии: шахтер, хирург, дрессировщик животных и т.д., для истерического - артистические профессии.
Одной из наиболее популярных типологий, часто используемой в практике профконсультаций, является классификация американского психолога Дж. Холланда, выделившего шесть типов людей: реалистический (рабочие, автоводители и др.),
интеллектуальный (учитель, врач), стандартный (клерк), предприимчивый (бизнесмен, продавец), артистический (художник, актер). Каждый из выделенных Дж. Холландом типов характеризуется определенным интеллектуальным развитием, характером, темпераментом, интересами. Специально разработанный опросник выявляет наличие и степень выраженности тех или иных качеств, что дает основание исследователю отнести человека к определенному типу и тем самым рекомендовать ему наиболее подходящий круг профессий.
Н. И. Рейнвальд считает, что «никакие психологические и присутствующие в них в снятом виде нейродинамические особенности личности не могут быть содержательно квалифицированы без учета главного в человеке - его общественной сущности. Этим обстоятельством определяется огромная актуальность обнаружения основных вариантов
психологического проявления общественной сущности человека, другими словами -социально-психологических типов личности».
В основу типологизации студенческой личности Н.И. Рейнвальд положила критерий направленности, а именно общественную ценность или опасность потребностей, стремлений, радостей и огорчений человека. «Тип направленности личности - это доминирующая мотивация, определяющая избираемые человеком жизненные цели, ценности, ориентации и способы самоутверждения». В соответствии с этим критерием были выделены следующие типы направленности личности:
Тип созидателя. Сюда относятся люди, стремящиеся утвердить себя делами, полезными для других людей.
Тип потребителя. Основным способом самовыражения и самоутверждения людей, относящихся к этому типу, является максимальное, доступное в их положении потребление духовных, а в особенности материальных благ и в некоторых случаях накопление последних.
Тип разрушителя. В представлениях этого типа созидательная сущность человека как общественного существа искажается наиболее глубоко, превращаясь в свою противоположность. Во имя корыстных интересов люди такого типа готовы разрушать любые ценности, созданные другими. Крайним выражением типа разрушителя являются люди, для которых источником удовлетворения является разрушение само по себе.
Огромное значение в типологизации студентов имеет определение ключевых характеристик в сфере учебной деятельности. «Личность, проявляясь в деятельности, является ее причиной, но, формируясь в деятельности, она ее следствие» (К.К. Платонов). «Быть личностью ... означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания», -отмечает В.А. Петровский. В практике изучения студенчества наиболее часто прибегают к типологизации по критерию успеваемости.
Взяв за отправную точку анализ практической деятельности, В.Т. Лисовский и его коллеги выбрали 4 группы качеств, которые должны характеризовать студента, его роль в обществе, а именно ориентацию на: 1) учебу, науку, профессию; 2) общественно-
политическую деятельность (активную жизненную позицию); 3) культуру (высокую духовность); 4) коллектив (общение в коллективе). Следуя классификации В.А. Ядова, типологизация, предложенная В.Т. Лисовским, относится к эмпирическому виду.
В.Т. Лисовским приведено следующее описание типов студентов:
1. «Гармоничный». Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам других. Честный и порядочный. В коллективе пользуется авторитетом как хороший и надежный товарищ.
2. «Профессионал». Выбрал свою специальность осознанно. Учится хорошо, т.к. учеба для него - главное. В научной работе участвует редко, т.к. ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. В общественной работе участие принимает, добросовестно выполняя поручения. Интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни. По мере возможности занимается спортом. Честный и порядочный. В коллективе пользуется уважением.
3. «Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учится на «отлично». Много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям, т.к. ориентирован на учебу в аспирантуре. Связи с коллективом слабые. Иногда участвует в общественной работе. Литературой и искусством интересуется с большим выбором. Спортом занимается редко. Непримирим к недостаткам, честный и порядочный.
4. «Общественник». Выбрал свою специальность осознанно. Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности. Зачастую этот интерес преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной активности. «Заводила» в сфере досуга. Интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, непримирим к недостаткам. В коллективе его уважают за честность,
порядочность, принципиальность, отзывчивость.
5. «Любитель искусств». Учится хорошо, однако в научной работе участвует редко, т.к. его интересы направлены в сферу литературы и искусства. Ему свойственен развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция. Непримирим к недостаткам, честный и порядочный. В студенческом коллективе - признанный авторитет. С ним постоянно советуются, с его мнением считаются. Активный общественник.
6. «Старательный». Выбрал свою специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. Хотя не обладает развитыми способностями, но задолжностей по учебе, как правило, не имеет. Мало общителен в коллективе. В группе к нему относятся снисходительно. Литературой и искусством интересуется слабо, т.к. много времени занимает учеба, но любит бывать на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы. Честный и порядочный. После вуза не прочь поступить в аспирантуру.
7. «Середняк». Учится «как получится», особых усилий не прилагая и от учебы удовлетворения не получая. И даже гордится этим. Его принцип «Получу диплом, буду работать не хуже других». Выбирая профессию, особенно не задумывался, но считает, что вуз нужно закончить. Мог бы заняться наукой, если бы это не требовало больших усилий. Если дают общественные поручения, выполняет, но сам активности не проявляет. В коллективе у него хорошие взаимоотношения, конфликтных ситуаций избегает. Ради собственного спокойствия может отойти в сторону.
8. «Разочарованный». Обладает способностями, но избранная специальность оказалась для него мало привлекательной. Старается учиться хорошо, но от учебы удовлетворения не получает. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте. Честный и порядочный. В коллективе отношения складываются не достаточно ровно.
9. «Лентяй». Учится слабо, по принципу наименьшей затраты сил. Часто пользуется шпаргалкой. О своем профессиональном призвании всерьез не задумывался. В научноисследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе к нему относятся как к «балласту». Интересы направлены в сферу досуга. Собой вполне доволен.
10. «Творческий». Ему свойствен творческий подход к любому делу - будь то учеба или общественная работа» или сфера досуга. Его не увлекают те занятия, где необходимы усидчивость и дисциплина. Учится хорошо по тем дисциплинам, которые ему интересны. Занимается научной работой. Берется за общественные поручения, где можно реализовать свою творческую инициативу, проявить себя. Активный участник самодеятельности, популярен в студенческом коллективе, хотя и имеет немало врагов среди тех, кто живет по принципу «не высовывайся». Честный и порядочный. К чужим недостатком относится равнодушно.
11. «Богемный». Факультет выбрал по принципу престижности, свысока относится к студентам, обучающимся массовым профессиям. Занимается научно-исследовательской работой, чтобы «выделиться из толпы» и в перспективе найти престижную работу или пойти в аспирантуру. Всегда имеет собственное мнение, отличное от «массы». Общественной работы старается избегать. Стремится лидировать в компании себе подобных, к остальным студентам относится пренебрежительно. В сфере искусства интересуется только модными течениями. Посещает кафе, модные дискоклубы.
В настоящем исследовании базовой типологией личности студента признается типология, предложенная В.Т. Лисовским, т.к., на наш взгляд, именно она наиболее полно отражает представления о студенте как о гармонично развивающемся субъекте с учетом специфики его деятельности.