Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПОДДЕРЖКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА'

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПОДДЕРЖКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОН / ИНСТИТУТ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ ВЭД / ФУНКЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА / ТИПОЛОГИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ / МЕХАНИЗМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / INSTITUTIONAL FACTORS / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY (FEA) / REGION / INSTITUTE / INSTITUTIONAL ASSISTANCE TO FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / INSTITUTIONAL FACTOR FUNCTION / INSTITUTIONAL FACTOR TYPOLOGY / INSTITUTIONAL SUPPORT MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна, Тарасов Анатолий Григорьевич, Ратнер Артем Витальевич

Предмет исследования - институциональные факторы поддержки внешнеэкономической деятельности (ВЭД) региона, цель - выявить их сущность и типы, что призвано позволить региональным хозяйствующим субъектам быть более информированными и вовлеченными во внешнеэкономическую деятельность региона. Предлагается гипотеза о многообразии данных факторов и их значимой роли для ВЭД. Проведен анализ научной литературы по институциональной экономике, институтам содействия ВЭД, проанализировано существующее институциональное обеспечение ВЭД региона. Это позволило сформулировать определение институциональных факторов поддержки внешнеэкономической деятельности региона, к которым относятся правила и механизмы, относящиеся к содействию развитию ВЭД предприятий региона. Выявлено, что по своей сути институциональный фактор поддержки ВЭД выполняет организующую роль по отношению к ресурсным, базовым факторам ВЭД региона, призван содействовать их эффективному использованию. Предложена типология институциональных факторов поддержки ВЭД региона по признаку детерминируемого «пласта» активности в рамках внешнеэкономической деятельности: определяющих все уровни этой активности посредством концептуально-программной и нормативно-правовой базы поддержки ВЭД страны и региона, определяющих факторы экспортоориентированного производства (производственно-технологического и социально-экономического порядка) и определяющих процесс осуществления внешнеэкономической транзакции (информационно-организационные, финансовые инструменты поддержки, учет национальных особенностей). Также предложена типология в части механизмов (инструментов) поддержки ВЭД (как компонента институционального фактора ее поддержки) по признаку их характера: механизмы сбытовой, информационной, консультационной, правовой, производственно-инфраструктурной поддержки, поддержки в форме планирования, финансовой, в сфере подготовки кадров, дипломатической; а также по признаку вовлекаемых акторов. Результаты могут быть использованы структурами содействия ВЭД, а также при работе по более детальной оценке влияния институционального фактора на внешнеэкономическую деятельность региона и поиске путей его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна, Тарасов Анатолий Григорьевич, Ратнер Артем Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF INSTITUTIONAL FACTORS SUPPORTING THE FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF A REGION

This study sets out to investigate institutional factors supporting the foreign economic activity (FEA) of a region, in particular, to identify their nature and types with the purpose of making regional economic entities to be more informed and involved in the FEA of the region. A hypothesis was made about the diversity of these factors and their significant role in FEA. An analysis of publication in the sphere of institutional economics was carried out. The current state of the institutional support of regional FEA was examined. Institutional factors supporting the FEA of a region was identified, including the rules and mechanisms related to the promotion of FEA of regional enterprises. It is established that the institutional factor supporting FEA plays an organising role in relation to regional resources and determines their effective use. A typology of institutional factors supporting the FEA of a region was proposed based on a determinable «layer» of FEA activity. These factors define all levels of FEA activity through the conceptual-programmatic and regulatory framework for supporting FEA in a country or regions, determines the process of export-oriented production (production, technological and socio-economic order) and determines the process of foreign economic transactions (information and organisational, financial support instruments, national-specific accounting). In addition, a typology was proposed regarding the mechanisms (instruments) of FEA support (as a component of the institutional factor supporting foreign economic activity) based on the actors involved, as well as on their character: marketing, information, consulting, legal, financial, diplomatic, production and infrastructure, planning and personnel training support mechanisms. The results can be applied by structures supporting FEA, as well as for a more detailed assessment of the impact of the institutional factor on FEA in a region and ways of FEA promotion.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПОДДЕРЖКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

о ем

^Е Для цитирования: Андреева Е. Л., Тарасов А. Г., Ратнер А. В. Типологизация институциональных факторов поддержки

о_ внешнеэкономической деятельности региона // Журнал экономической теории. — 2019. — Т. 16. — № 4. — С. 758-769 О

Ш doi 10.31063/2073-6517/2019.16-4.12

^ УДК 338.2; 339.5

О JEL F10, R58

х ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ ПОДДЕРЖКИ

х ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА 1

х Е. Л. Андреева, А. Г. Тарасов, А. В. Ратнер

о

т Предмет исследования — институциональные факторы поддержки внешнеэкономической дея-

о.

тельности (ВЭД) региона, цель — выявить их сущность и типы, что призвано позволить региональным хозяйствующим субъектам быть более информированными и вовлеченными во внешнеэко-> номическую деятельность региона. Предлагается гипотеза о многообразии данных факторов и их ^ значимой роли для ВЭД. Проведен анализ научной литературы по институциональной экономике, институтам содействия ВЭД, проанализировано существующее институциональное обеспечение ВЭД региона. Это позволило сформулировать определение институциональных факторов поддержки внешнеэкономической деятельности региона, к которым относятся правила и механизмы, относящиеся к содействию развитию ВЭД предприятий региона. Выявлено, что по своей сути институциональный фактор поддержки ВЭД выполняет организующую роль по отношению к ресурсным, базовым факторам ВЭД региона, призван содействовать их эффективному использованию. Предложена типология институциональных факторов поддержки ВЭД региона по признаку детерминируемого «пласта» активности в рамках внешнеэкономической деятельности: определяющих все уровни этой активности посредством концептуально-программной и нормативно-правовой базы поддержки ВЭД страны и региона, определяющих факторы экспортоориентированного производства (производственно-технологического и социально-экономического порядка) и определяющих процесс осуществления внешнеэкономической транзакции (информационно-организационные, финансовые инструменты поддержки, учет национальных особенностей). Также предложена типология в части механизмов (инструментов) поддержки ВЭД (как компонента институционального фактора ее поддержки) по признаку их характера: механизмы сбытовой, информационной, консультационной, правовой, производственно-инфраструктурной поддержки, поддержки в форме планирования, финансовой, в сфере подготовки кадров, дипломатической; а также по признаку вовлекаемых акторов. Результаты могут быть использованы структурами содействия ВЭД, а также при работе по более детальной оценке влияния институционального фактора на внешнеэкономическую деятельность региона и поиске путей его совершенствования.

Ключевые слова: институциональные факторы; внешнеэкономическая деятельность; регион; институт; институциональное содействие ВЭД; функция институционального фактора; типология институциональных факторов; механизмы институциональной поддержки

В условиях глобальной экономики страна не может обходиться без внешнеэкономических связей, а компании — без осуществления внешнеэкономической деятельности. Эффективность ВЭД в условиях глобальной конкуренции во многом определяется тем, насколько слаженно и результативно функционируют институты содействия ВЭД, насколько

1 © Андреева Е. Л., Тарасов А. Г., Ратнер А. В. Текст. 2019.

они учитывают потребности региона и региональных участников ВЭД, и насколько участники ВЭД умеют ими пользоваться. Таким образом в этом отношении институты содействия ВЭД на региональном уровне выступают связующим звеном между глобальным, национальным и корпоративным уровнями. В этой связи актуально определить, что представляют собой институциональные факторы поддержки ВЭД и выделить типы этих факторов, что позволит

систематизировать и проиллюстрировать возможности поддержки ВЭД для региональных ее участников (а также взаимосвязь участников региональной системы ВЭД), что в свою очередь призвано позволить хозяйствующим субъектам быть более информированными и вовлеченными в эффективное осуществление ВЭД. Предполагается сосредоточиться на институтах в части норм поддержки ВЭД, характеризуя их, в первую очередь, через механизмы и инструменты поддержки данной деятельности. Выдвигается гипотеза о многообразии и высокой значимости роли этих факторов как для ВЭД, так и для социально-экономического развития региона в целом.

Теоретическая база и определение

институциональных факторов ВЭД региона

Под институтами, согласно Д. Норту, понимаются «разработанные людьми рамки», которые структурируют их взаимодействие, в том числе экономическое (North, 1991. P. 97). Э. Фуруботн и Р. Рихтер, ссылаясь на существующие труды, трактуют институты как «правила игры», упоминают о «„каркасе", в рамках которого осуществляются... экономические операции» (Furubotn, Richter, 2000. P. 7, 29). Дж. Ходжсоном отмечается, что институты чаще всего объясняются в контексте взаимодействий индивидов с заданными целями или функциями предпочтения (Hodgson, 2004. Chapter 1). Также говорят об «институциональном паттерне», моделирующем определенную социально-экономическую структуру (Предмет современной экономической накки.../Корытцев, 2016. С. 33). С учетом анализа трудов Д. Норта и О. Уильямсона и современной научной литературы предлагается выделять формальные институты, неформальные институты (стереотипы поведения, закладывающие основополагающие нормы общества), культурные традиции и ценности (Шарафуллина, Габитов, 2018. С. 24). Также отмечается, что институты могут быть в разной степени выраженными; а еще применяется сопоставление «структурированные» или «неформальные» (Chen, 2017. P. 227). Вновь возвращаясь к классикам, можно отметить, что институты также, согласно Д. Норту, «наряду со стандартными ограничениями, описываемыми экономической теорией, формируют возможности» для членов общества (Мещеров, 2016. С. 61). Е. В. Поповым институты понимаются как «устоявшиеся нормы взаимодействия между экономическими агентами» (2019. С. 18). А. М. Михайловым под институциональными

отношениями понимается форма хозяйствен- У ной системы (а под экономическими отноше- Н ниями — сущность хозяйственной системы) > (по: Мещеров, 2016. С. 62). Актуальна также ш трактовка понятия институциональной среды, О так как субъекты ВЭД региона функционируют Н в институциональной среде и пользуются в М ней инструментами содействия. Под институ- 4 циональной средой в научной литературе по- т нимается «определенная форма организации к отношений, совокупность формальных и не- Й формальных рамок поведения участников эко- т номических процессов, а также способов за- о крепления данных взаимодействий и контроля И за их исполнением» (согласно Г. В. Перепелице, ^ по: Кондратов, Гарипов, 2015. С. 41). Таким 1 образом, термин «институты» употребляется Я4 применительно к взаимодействиям, опреде- 4 ляет форму организации отношений и каса- 2 ется также возможностей. ¡2

Дж. Серлом институт трактуется как «кол- 40 лективно одобренная система правил (процедур, практик), которая позволяет... создавать институциональные факты» (когда коллектив назначает индивиду (или иному субъекту) функцию статуса, т. е. такую функцию, выполнение которой требует назначения этого статуса ^еаг1, 2005. Р. 21-22). Существуют и другие подходы к трактовке, например, в том числе и такой, как «натуралистический», когда учитываются «биологические или психологические характеристики человеческого существования, но одновременно трактовка исходит из социальной онтологии, в которой институты рассматриваются как отдельный набор причин, выходящих за пределы этих характеристик» (Негтапп-РШаШ, 2017. Р. 502). К предмету предлагаемого исследования более близко понимание институтов как инструментов государственной политики, которые применяются на основе регламентированных правил (Суржиков, 2011. С. 205). В современной научной литературе основополагающие институты, формирующие институциональную среду кластеров (институты: инноваций, конкурентного сотрудничества, генерации знаний, коммуникации, доверия, защиты от оппортунизма), трактуются как механизмы образования взаимосвязей между акторами на той или иной основе (Попов, 2019. С. 113-118). А. Д. Некипеловым также отмечается, что об институтах речь идет, когда отношения людей облекаются в определенные формы, опосредуются правилами, механизмами взаимодействия людей (2006. С. 327). В общей классификации институтов Е. В. Поповым выделяются,

g среди прочих, институты стимулирования раз™ вития предпринимательства региона. К ним ST относятся институты производства, распреде-- ления, сбыта и потребления (2019. С. 101-103). ^ Так, в рамках институтов производства выде-^ ляются институт совместного финансирования х (осуществляет стимулирование предпринимаем тельства за счет кредитования крупного проекта в форме объединения ссуд от нескольких >х кредиторов), институт прямого финансиро-2 вания (совокупность норм и механизмов по ш стимулированию деятельности предприятий посредством прямого финансирования) и т. д. Z (Попов. 2019. С. 101-103). ° Таким образом, в целом институты предо ставляют собой совокупность норм и правил, m процедур и практик, а также инструментов и ^ механизмов их реализации, применительно к х ВЭД — своеобразную форму организации от> ношений в этой сфере. Представляется, что ^ можно трактовать инструмент поддержки ВЭД как одну из разновидностей форм, норм поддержки ВЭД.

При этом, с ростом значения понятия экосистем, институты рассматриваются в том числе в контексте экосистем (Acs, Estrin et al., 2018. P. 512). Большое внимание уделяется исследованию институтов как факторов: например, как институты рынка могут влиять на поведение контрагентов (Choi, Storr, 2018. P. 262-263), как от изменения экономических институтов может зависеть потребление в будущем (Potts, 2017). Отмечается большая роль институтов в развитии ВЭД. Так, на примере Китая и Республики Кореи показано, что их институциональное обеспечение (в том числе государственная поддержка) побуждает экспортоори-ентированные малые и средние предприятия к развитию организационных способностей, что помогает им выживать на гиперконкурентном глобальном рынке (Zhang, Gao et al, 2017. P. 86-87). Вместе с тем, трактовке институтов ВЭД, институтов поддержки ВЭД региона в научной литературе уделено недостаточно внимания. Традиционно используется термин «содействие экспорту». Под ним понимаются все прямо или косвенно предпринимаемые меры (или общественно поддерживаемые меры), которые облегчают подготовку и реализацию экспортных сделок. Сюда относятся «меры административного содействия экспорту через информирование, консультирование, посредничество в общении с контрагентами, и такие меры, как страховая или финансовая поддержка экспортных сделок» (Export.../ Macharzina, Welge, 1989. — S. 533).

Много внимания уделяется описанию разнообразных институтов регулирования ВЭД, в том числе зарубежного опыта. Так, на примере содействия экспорту (в Таджикистане) предлагается структура национального центра содействия экспорту, включающая комитеты содействия: информационного, организационного, повышения конкурентоспособности, содействия кадровому и финансовому обеспечению (Раупов, 2017. С. 162). Формы поддержки экспорта в Гане подразделяются (Борцов, 2018. С. 392) на три блока: информационно-образовательный, финансовый, выставочно-пред-ставительский. Подчеркивается, что в Гане используются система единого окна (агрега-тор логистической информации), электронная торговая площадка с номенклатурой товаров и данными производителей, специальные экономические зоны (Борцов, 2018. С. 395-396). А. С. Елагиной и А. Д. Юношевым (2018. С. 447448) анализируется чилийский опыт стимулирования экспорта лосося, который включал создание условий для привлечения инвестиций, расширение образовательных программ, создание и поддержку национальной ассоциации производителей товара, создание институтов в сфере экспорта, исследующих спрос на данный продукт на мировом рынке, и создание организаций для централизованного экспорта товара, а также создание национальных стандартов качества, соответствующих мировому уровню. На федеральном уровне анализируются преимущественно вопросы финансовой поддержки экспорта; так, В. С. Кудряшовым (2018) приводится канадский и российский опыт, а кроме него — маркетинговый, имиджевый, организационный факторы. Однако работы, предполагающие анализ опыта содействия экспорту на федеральном уровне, не дают полного представления о возможностях и ресурсах региона.

Встречается и обзор региональных институтов содействия экспорту (к примеру, в регионах Приволжского ФО, Ярославской области), к которым относятся органы власти (министерство экономического развития региона и др.), центры координации экспортоориентирован-ных малых и средних предприятий, региональные интегрированные центры, корпорации экспорта, региональные торгово-промышленные палаты, центры развития предпринимательства, фонды поддержки малого предпринимательства, агентства по инвестициям (и внешнеэкономическим связям) и др. институты (Галиева, 2017; Актуальные вопросы.../ Завьялов и др., 2018. С. 97), создаваемые органами власти или при их поддержке. Однако

не производится типологизация этих институтов, а внимание больше уделено избранному аспекту поддержки (например, финансовому). А. Ф. Линецким и Е. С. Селяхиной (2018. С. 4546) классифицируются инструменты развития экспорта, применяемые в регионе (на примере Свердловской области): финансовые меры поддержки; мероприятия по стимулированию деловой активности; информационное сопровождение; упрощение административных процедур. Вместе с тем, в работах, исследующих регион, часто не учитываются федеральные инструменты либо они учитываются отдельно от региональных.

Таким образом, в научной литературе недостаточно внимания уделяется трактовке понятия «институты ВЭД», «институты поддержки ВЭД региона». Работы, где проводится анализ на федеральном уровне, нередко не дают полного представления об уровне региона, и наоборот. На федеральном уровне преимущественно рассматриваются вопросы финансовой поддержки. Недостает комплексной типо-логизации институтов поддержки внешнеэкономической деятельности.

Как показал анализ научной литературы, институциональный фактор поддержки ВЭД — это фактор поддержки, имеющий институциональную основу (т. е. базирующийся на правилах и механизмах). Таким образом, предполагается рассмотреть институты в части правил и механизмов поддержки развития ВЭД региона, т. е. институты поддержки, содействия развитию ВЭД региона. При этом мы рассматриваем только отечественные (национальные), но не международные институты, так как национальные механизмы поддержки развития ВЭД региона всегда базируются на национальном законодательстве, контролируются на национальном уровне, соответствуют национальным экономическим интересам.

Под институциональными факторами, поддерживающими ВЭД региона, будем понимать правила и механизмы, относящиеся к содействию развитию ВЭД предприятий региона страны, базирующиеся на существующих национальных правилах и нормах (законодательстве, принятых программах, а также традициях). Так как масштаб исследуемого объекта — это уровень региона, то наиболее релевантны институциональные факторы мезо- и макроуровня, т. е. это институты поддержки в рамках внешнеэкономического комплекса региона, оказываемой предприятиям — участникам ВЭД со стороны системы поддержки ВЭД (Андреева и др., 2017. С. 409-410). Государство

формирует институциональную среду содей- У ствия развитию ВЭД, т. е. система поддержки Н ВЭД выступает главным актором этой среды. >

Сущность институционального фактора К

поддержки ВЭД с точки зрения его функции Н

Говоря об определении и функции институ- М циональных факторов развития ВЭД региона, 4 можно заметить, что они (как фактор норм, т правил, механизмов) выполняют организую- к щую роль по отношению к иным факторам ВЭД Й региона. Можно выделить иные факторы, ко- т торые не касаются норм, правил и механизмов, ° а касаются ресурсов, которые используются в И процессах производства, распределения, по- ^ требления при осуществлении ВЭД региона, а ¡2 именно: Я

— природные ресурсы: минеральные, при- 4 родно-климатические, земельные, лесные, во- 2 дные, биологические; ¡

— экономико-географическое положение 40 (относительно факторов производства, других регионов, стран);

— производственные ресурсы (заводы, фабрики) и их размещение в регионе);

— непроизводственная инфраструктура: транспортно-логистическая, жилищная и др.;

— финансовые ресурсы (государственные активы, которые могут расходоваться на развитие ВЭД данного региона; активы предприятий региона);

— человеческий капитал (трудовые ресурсы, интеллектуальный ресурс);

— другие возможные ресурсы.

При этом если стартовые, первичные условия, которые есть у региона, заданы изначально, являются относительно постоянными и их сложнее изменить, то институциональный фактор развития ВЭД легче, быстрее может изменяться, варьироваться, что видно по появлению новых государственных механизмов поддержки ВЭД.

Представляется, что институциональный фактор развития ВЭД можно охарактеризовать как некий «ресурс», заключающийся в возможностях регулирования отношений в экономике по поводу производства (на основе имеющихся перечисленных выше ресурсов), распределения и потребления.

Имеющиеся у региона ресурсы создают базу для его ВЭД, и потому характеризуемые ими первичные факторы (стартовые, первичные условия, которые есть у региона, заданы изначально) могут в значительной степени определять параметры его ВЭД (например, объем и структуру экспорта). Институционально можно

£ лишь управлять использованием этих первич-™ ных факторов. В частности, институциональ-5Г ный фактор поддержки ВЭД региона помогает - первичным факторам лучше работать на благо ^ развития ВЭД региона и более эффективно их ^ использовать (в чем и заключается его функ-х ция). Так, регионы, богатые минеральными о ресурсами (например, в УрФО это Тюменская область с автономными округами), имеют силь->х ные стартовые условия. Другие регионы (на-2 пример, Свердловская область) не имеют таких ш запасов минеральных ресурсов (хотя климат лучше, и географическое положение срединное, 2 исторически развиты металлургия и машино-° строение), и им приходится для оптимального о функционирования экономики сильнее раз-т вивать и задействовать институциональный ^ фактор поддержки ВЭД. Работать институцио-х нальный фактор начинает там, где государство > целенаправленно оказывает содействие в про-^ движении товаров региона за рубеж, организации производства товаров, конкурентоспособных на международном рынке, подготовке специалистов по ВЭД и по производству таких конкурентоспособных товаров. Таким образом, содействуя созданию транспортной, производственной и др. инфраструктуры, обеспечивающей ВЭД, институциональный фактор может в какой-то степени изменять даже первичные, стартовые параметры в регионе (например, развитость обрабатывающего производства, размещение производительных сил, структуру и географию экспорта), помогая выравнивать экономические условия регионов между собой.

вление внешнеторговой сделки). Сюда можно отнести: информационно-организационные инструменты поддержки экспорта; финансовые инструменты поддержки экспорта; национальные культурные особенности, в плане делового общения российских экспортёров.

Рассмотрим эти типы подробнее:

— нормативно-правовая база поддержки ВЭД предприятий представлена федеральными и региональными документами. Она основывается на самых базовых документах РФ. Положения о поддержке ВЭД содержатся в документах, регламентирующих деятельность Минпромторга и Минэкономразвития России, Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» и Основных направлениях деятельности правительства (до 2024 г.), соответствующих им государственных программах развития экономики (госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности» (2013-2020 гг.), национальный проект «Международная кооперация и экспорт», Корпоративная программа международной конкурентоспособности, Госпрограмма поддержки малого и среднего предпринимательства, программы и стратегии развития секторов и отраслей, в том числе стратегии развития экспорта отдельных отраслей (например, железнодорожного машиностроения и др.), региональном экспортном стандарте, в федеральном законе о Российском экспортном центре (РЭЦ). На региональном уровне действует региональная стратегия развития ВЭД (и документы, отражающие ее реализацию), формируемая в соответствии с федеральным законодательством, поставленными в нем целями развития, со стратегией социально-экономического развития федерального округа и в соответствии с общей стратегией социально-экономического развития региона:

— информационно-организационные инструменты поддержки экспорта. На федеральном уровне здесь существует несколько направлений поддержки: со стороны Минпромторга — организация международных выставок федерального уровня и содействие участию российских предприятий в зарубежных выставках, услуги торгпредств России за рубежом; со стороны Минэкономразвития — ведение Единого портала внешнеэкономической информации и Российского экспортного каталога, содействие российским предприятиям за рубежом в плане организации взаимодействия с предпринимательскими сообществами и институтами поддержки экспорта; со стороны РЭЦ — помощь предприятию во взаимодействии с различ-

Типология институциональных факторов поддержки ВЭД региона по признаку детерминируемого «пласта» активности в рамках ВЭД

Можно выделить следующие типы институциональных факторов поддержки ВЭД:

— определяющие все уровни активности, относящиеся к ВЭД, посредством концептуально-программной и нормативно-правовой базы поддержки ВЭД страны и региона;

— определяющие наличие факторов экс-портоориентированного производства. Сюда можно отнести: институциональные факторы поддержки ВЭД производственно-технологического порядка; институциональные факторы поддержки ВЭД социально-экономического порядка;

— определяющие процесс осуществления внешнеэкономической транзакции в широком смысле (включая поиск покупателя через презентации на выставках; переговоры; осущест-

ными федеральными институтами поддержки экспорта, со стороны ТПП — консультация по организации и технике внешнеторговых операций, по конъюнктуре и особенностям работы на зарубежных рынках. На региональном уровне региональным экспортным стандартом предусмотрен целый комплекс инструментов: разработка стратегии региона по обеспечению условий для экспортной деятельности, организация центра поддержки экспорта субъектов предпринимательства, консультационной инфраструктуры поддержки экспорта, приглашение экспортеров к участию в официальных делегациях за рубеж, создание регионального бренда для внешних рынков, информационного ресурса об экспортной деятельности региона, обучение начинающих экспортеров, поощрение создания объединений экспортеров и торговых домов';

— финансовые инструменты поддержки экспорта включают: компенсации затрат на продвижение товара (компенсация части затрат на транспортировку высокотехнологичной продукции на экспорт, компенсация процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, компенсация затрат на продвижение высокотехнологичной продукции на экспорт; обеспечение участия в международных выставках и бизнес-миссиях); льготы по отчислениям и гарантии неизменности условий ведения бизнеса (например, в случае ОЭЗ, специнвестконтракта); кредитование экспорта (также гарантирование); страхование экспорта. Здесь работают Внешэкономбанк (включая группу РЭЦ (в том числе «РОСЭКСИМБАНК» и «ЭКСАР»)), Минпромторг России.2 На уровне региона работают фонды поддержки предпринимательства;

— институциональные факторы поддержки ВЭД производственно-технологического порядка, которые, как представляется, можно подразделить на:

нормы: производственно-технологические стандарты (российские товары не всегда соответствуют высокому мировому уровню, но нередко они просто не протестированы, не проходили сертификацию); и производствен-

1 Региональный экспортный стандарт // Российский экспортный центр [веб-сайт]. URL: https://www.exportcenter. ru/company/region_standard/ (обращение: 30.4.19).

2 Услуги // Российский экспортный центр [Электронный

ресурс]. URL: exportcenter.ru/services; Финансовая под-

держка экспорта // Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России. URL: http://www. ved.gov.ru/rus_export/financial_measures/ (обращение: 30.04.2019).

ная культура как традиции и неформальные У

нормы (например, какие традиции производ- Н

ства популярны в различных отраслях, чему >

уделяется больше внимания); ш

институты инфраструктуры производствен- О

ного развития (ОЭЗ, технопарки). Н

— институциональные факторы поддержки М ВЭД социально-экономического порядка. 4 Представляется, что в институциональной ча- т сти сюда относятся, в первую очередь, инсти- к туты развития человеческого капитала (обра- Й зование) в части подготовки специалистов, ко- т торые будут заняты в ВЭД. Представляется, что о сюда можно отнести: И

организацию подготовки специалистов, ко- ^

торые будут заняты непосредственно в произ- 1

водстве товаров, которые будут востребованы Я4

на внешнем рынке; 4

организацию подготовки специалистов по 2

ВЭД; 99

— национальные культурные особенности, в плане делового общения российских экспортеров. Это больше относится к микроэкономике. С другой стороны, культура общения является национальной, однако, в литературе отмечается, что могут существовать и региональные различия (например, в XIX в. сибирская система доверия среди купцов отличалась от московской (Сухих, Важенин, 2006. С. 12)).

Типология институциональных факторов поддержки ВЭД региона в части механизмов (инструментов) поддержки по признаку их характера

Учитывая, что нормативно-правовая база поддержки ВЭД в итоге отражается в механизмах и инструментах этой поддержки, можно рассматривать механизмы и инструменты поддержки ВЭД как часть институционального фактора ее поддержки. Под механизмами можно понимать устойчивые формы экономических отношений (в случае объекта исследования — содействующих развитию ВЭД в масштабах региона), базирующиеся на существующих правилах и нормах (законодательстве, принятых программах, а также традициях), а под инструментами — конкретные пути и способы их реализации. Институты содействия ВЭД реализуются посредством механизмов и инструментов поддержки. Таким образом, в рамках типологизации можно сосредоточиться на институтах в части механизмов и инструментов как разновидности законодательных норм поддержки ВЭД.

Анализ поддержки ВЭД предприятий в Свердловской области как активном участ-

ЖУРНАЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Т. 16, №4, 2019

Рис. Типология институциональных факторов поддержки ВЭД региона в части механизмов (инструментов) поддержки по признаку их характера

нике ВЭД, а также в других регионах (в том числе описываемых в литературе, например, Линецкий, Селяхина, 2018. С. 45-46; Завьялов и др., 2018. С. 97; Галиева, 2017; и др.), обобщение федеральной нормативно-правовой базы поддержки и учет зарубежного опыта показывают, что многочисленные институциональные факторы поддержки ВЭД предприятия могут касаться сбытовой, информационной, консультационной, правовой, производственно-инфраструктурной поддержки, поддержки в форме планирования, финансовой, в сфере подготовки кадров, дипломатической (рис.).

Проведенный анализ и разработанная типология подтвердили тезис о том, что государство формирует институциональную среду содействия развитию ВЭД, т. е. система поддержки ВЭД выступает главным актором этой среды. Вместе с тем, типологизация также показала, что в формировании институциональной среды поддержки ВЭД участвуют и сами хозяйствующие субъекты. Таким образом, типология институциональных факторов поддержки ВЭД в части механизмов может быть составлена также по признаку акторов, участвующих в создании этих факторов:

— факторы, создаваемые системой поддержки ВЭД в регионе (все факторы). Соответствующее им взаимодействие можно отнести к категории <^2В» («государство — для бизнеса»);

— факторы, в создании которых участвуют также сами хозяйствующие субъекты (как, например, при формировании института поддержки со стороны ТПП и иных региональных союзов предприятий; при формировании институтов развития человеческого капитала (вузов); при становлении института оказания сторонними фирмами услуг для предприятий — участников ВЭД). Соответствующее им взаимодействие в той или иной степени можно отнести к категории В2В» («бизнес — для бизнеса»). При этом эти факторы формируются при поддержке и организующей роли государства.

Заключение

Как показал анализ научной литературы, институты включают в себя нормы и правила взаимодействия, а также механизмы, в особенности если речь идет об институтах развития. Однако трактовке понятий «институты ВЭД», «институты поддержки ВЭД региона» в научной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя институты содействия экспорту исследуются во многих работах. Недостает

комплексной типологизации институтов под- У держки ВЭД. Анализ научной литературы, в Н том числе изучающей зарубежный опыт, ана- > лиз существующей совокупности институтов ш поддержки ВЭД позволяют под институци- О ональными факторами, поддерживающими Н ВЭД региона, понимать правила и механизмы, М относящиеся к содействию развитию ВЭД 4 предприятий региона страны, базирующиеся т на существующих национальных правилах и к нормах (законодательстве, принятых програм- Й мах, а также традициях). т

По своей сути институциональный фактор О поддержки ВЭД выполняет организующую И роль по отношению к иным (ресурсным, базо- ^ вым) факторам ВЭД региона и призван эффек- 1 тивно задействовать базовые факторы (при- Я родные, производственные ресурсы, экономи- 4 ко-географическое положение и др.) развития региона. Таким образом, институциональный ¡2 фактор может даже повлиять на изменение первичных, стартовых условий в регионе, помогая выравнивать экономические условия регионов между собой.

По признаку детерминируемого «пласта» активности в рамках ВЭД можно выделить следующие типы институциональных факторов поддержки ВЭД: определяющие все уровни этой активности посредством концептуально-программной и нормативно-правовой базы поддержки ВЭД страны и региона; определяющие наличие факторов экспортоориен-тированного производства (институциональные факторы поддержки ВЭД производственно-технологического порядка (нормы (стандарты, производственная культура), институты инфраструктуры производственного развития)) и социально-экономического порядка (в первую очередь, институты развития человеческого капитала)), и определяющие процесс внешнеэкономической транзакции в широком смысле (информационно-организационные инструменты поддержки экспорта, финансовые инструменты, национальные культурные особенности в плане делового общения российских экспортеров).

Механизмы (инструменты) поддержки ВЭД рассматривались в качестве компонента институционального фактора ее поддержки, который отражает нормативно-правовую базу этой поддержки и вместе с неформальными институтами образует институциональную базу поддержки ВЭД. В части механизмов (инструментов) поддержки ВЭД, по признаку их характера, институциональные факторы ВЭД региона могут быть типологизированы как:

£ механизмы сбытовой, информационной, кон- Таким образом, определение сущности ин-

™ сультационной, правовой, производствен- ституциональных факторов поддержки ВЭД

5Г но-инфраструктурной поддержки, поддержки и выделение типов этих факторов позволили

- в форме планирования, финансовой, в сфере систематизировать и проиллюстрировать для

^ подготовки кадров, дипломатической. Также региональных участников ВЭД возможности ее

^ институциональные факторы поддержки ВЭД поддержки. Результаты могут быть использо-

х могут быть типологизированы по признаку ваны структурами содействия ВЭД, а также при

о того, какие акторы участвуют в их формиро- работе по более детальной оценке влияния ин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вании: категории <^2В» («государство — для ституционального фактора на ВЭД региона и

х бизнеса») и В2В» («бизнес — для бизнеса»). поиске путей его совершенствования.

о

Благодарность

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных — кандидатов наук МК-3463.2019.6.

Список источников

о

^ Актуальные вопросы разработки экспортной стратегии региона: монография / под общ. ред. Ф. Н. Завьялова.

— Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2018. — 268 с.

< Андреева Е. Л., Ратнер А. В., Соболев А. О. Внешнеэкономический комплекс региона в новых мирохозяйствен-

^ ных условиях // Вестник Урал. федер. ун-та. Сер. «Экономика и управление». — 2017. — Т. 16. — № 3. — С. 403-423. ^ Борцов Д. В. Развитие системы государственной поддержки экспорта в Республике Гана // Economics: Yesterday,

Today and Tomorrow. — 2018. Vol. 8. — Is. 10A. — Р. 390-399.

Галиева М. Ш. Сравнительный анализ государственной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности в регионах Приволжского федерального округа // Вектор экономики. — 2017. — № 5 (11). — Статья № 83.

Елагина А. С., Юношев А. Д. Международный опыт формирования и развития института государственной поддержки внешней торговли: на примере производства лосося в Чили // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow.

— 2018. — Vol. 8. — Is. 8В. — Р. 446-451.

Кондратов М. В., Гарипов Р. И. Институциональная среда как экономическая категория // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2015. — № 21 (8). — С. 40-43.

Кудряшов В. С. Стимулирование и поддержка экспорта предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и за рубежом // Juvenis scientia. — 2018. — Issue 9. — С. 25-29. — DOI: 10.32415/jscientia.2018.09.05.

Линецкий А. Ф., Селяхина Е. С. Становление региональной инфраструктуры развития экспорта (на примере Свердловской области) // Тенденции развития науки и образования. — 2018. — № 43-4. — С. 44-47. — DOI: 10.18411/lj-10-2018-85.

Мещеров А. Экономические отношения и институты экономики // Вопросы экономики и права. — 2016. — № 3.

— С. 61-65.

Некипелов А. Д. Становление и функционирование экономических институтов: от «робинзонады» до рыночной экономики, основанной на индивидуальном производстве. — М.: Экономист, 2006. — 328 с.

Попов Е.В. Моделирование экономических институтов: монография / отв. ред. А. Д. Некипелов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Юрайт, 2019. — 643 с.

Попов Е.В. Сетевые экономические взаимодействия: монография / отв. ред. В. Л. Макаров. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 169 с.

Предмет современной экономической науки в контексте эволюции хозяйственных институтов: монография / авт.-сост. М. А. Корытцев. — Ростов н/Д.: Содействие-XXI век, 2016. — 128 с.

Раупов К. С. Пути совершенствования таможенной политики Республики Таджикистан как фактор роста экспортного потенциала // Вестник Южно-Урал. гос. ун-та. Сер. «Экономика и менеджмент». — 2017. — Т. 11. — № 1.

— С. 160-165. — DOI: 10.14529/em170121.

Суржиков М. А. Институты внешнеэкономической деятельности региона: особенности формирования и тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. — 2011. — № 6 (79). — С. 202-205.

Сухих В. В., Важенин С. Г. Доверие и обман в российской торгово-промышленной среде XIX — начала XX веков: препринт. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. — 45 с.

Шарафуллина Р., Габитов И. Роль и особенности влияния институтов на социально-экономическое развитие // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2018. — № 4 (142). — С. 24-29.

Acs Z. J., Estrin S., Mickiewicz T., Szerb L. Entrepreneurship, institutional economics, and economic growth: an ecosystem perspective // Small Business Economics. — 2018. — Vol. 51. — Issue 2. — P. 501-514. — DOI 10.1007/s11187-018-0013-9.

Chen S.-H. Special feature: Computational and simulation paradigms for evolutionary and institutional economics // Evolutionary and Institutional Economics Review. — 2017. — Vol. 14. — Issue 1. — P. 225-229. — DOI 10.1007/s40844-017-0073-6.

Choi G. S., Storr V. H. Market institutions and the evolution of culture // Evolutionary and Institutional Economics ^

Review. — 2018. — Vol. 15. — Issue 2. — P. 243-265. — DOI 10.1007/s40844-018-0103-z. Р

Export und internationale Unternehmung (Enzyklopaedie der Betriebswirtschaftslehre. Bd. 12). / Herausg. von ^

Macharzina K., Welge M. K. — Stuttgart: C. E. Poeschel Verlag, 1989. — 2436 S. Л

Furubotn E. G., Richter R. Institutions and Economic Theory: The Contribution of the New Institutional Economics (2nd ш

ed.). — Michigan: The University of Michigan Press, Ann Arbor, 2000. — 556 p. О

Herrmann-Pillath C. Institutional naturalism: reflections on Masahiko Aoki's contribution to institutional economics // Evolutionary and Institutional Economics Review. — 2017. — Issue 14. — P. 501-522. — DOI 10.1007/s40844-016-0037-2.

Hodgson G. M. The Evolution of Institutional Economics: Agencies, Structure and Darwinism in American

Institutionalism. — London and New York: Routledge, 2004. — 560 p. m

North D. Institutions // Journal of Economic Perspectives. — Winter 1991. Vol. 5. — No. 1. — P. 97-112. К Potts J. Institutions hold consumption on a leash: an evolutionary economic approach to the future of consumption //

Journal of Evolutionary Economics. — 2017. — Vol. 27. — Issue 2. — P. 239-250. — DOI 10.1007/s00191-015-0437-1. _

Searle J. R. What is an institution? // Journal of Institutional Economics. — 2005. Vol. 1. — Issue 1. — P. 1-22. — DOI m

10.1017/S1744137405000020. p

Zhang M., Gao Q., Cho H. The effect of sub-national institutions and international entrepreneurial capability on И

international performance of export-focused SMEs: Evidence from China and South Korea // Journal of International _

Entrepreneurship. — 2017. — Vol. 15. — Issue 1 (March). — P. 85-110. — DOI 10.1007/s10843-016-0196-6. 6

Информация об авторах 4

Андреева Елена Леонидовна — доктор экономических наук, профессор, руководитель центра, ведущий на- 2 учный сотрудник, Институт экономики УрО РАН; профессор кафедры мировой экономики, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: elenandr@mail.ru).

Тарасов Анатолий Григорьевич — доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт экономики УрО РАН (Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: tarasov.x5@gmail.com).

Ратнер Артем Витальевич — кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт экономики УрО РАН (Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: aratner@inbox.ru).

О

о

For citation: Andreeva, E. L., Ratner, A.V., & Tarasov, A. G. (2019). Typology of Institutional Factors Supporting the Foreign Economic Activity of a Region. Zhurnal ekonomicheskoj Teorii [Russian Journal of Economic Theory], 16(4), 758-769

E. L. Andreeva, A. G. Tarasov, A. V. Ratner

Typology of Institutional Factors Supporting the Foreign Economic Activity of a Region

This study sets out to investigate institutional factors supporting the foreign economic activity (FEA) of a region, in particular, to identify their nature and types with the purpose of making regional economic entities to be more informed and involved in the FEA of the region. A hypothesis was made about the diversity of these factors and their significant role in FEA. An analysis of publication in the sphere of institutional economics was carried out. The current state of the institutional support of regional FEA was examined. Institutional factors supporting the FEA of a region was identified, including the rules and mechanisms related to the promotion of FEA of regional enterprises. It is established that the institutional factor supporting FEA plays an organising role in relation to regional resources and determines their effective use. A typology of institutional factors supporting the FEA of a region was proposed based on a determinable «layer» of FEA activity. These factors define all levels of FEA activity through the conceptual-programmatic and regulatory framework for supporting FEA in a country or regions, determines the process of export-oriented production (production, technological and socio-economic order) and determines the process of foreign economic transactions (information and organisational, financial support instruments, national-specific accounting). In addition, a typology was proposed regarding the mechanisms (instruments) of FEA support (as a component of the institutional factor supporting foreign economic activity) based on the actors involved, as well as on their character: marketing, information, consulting, legal, financial, diplomatic, production and infrastructure, planning and personnel training support mechanisms. The results can be applied by structures supporting FEA, as well as for a more detailed assessment of the impact of the institutional factor on FEA in a region and ways of FEA promotion.

Keywords: institutional factors; foreign economic activity (FEA); region; institute; institutional assistance to foreign economic activity; institutional factor function; institutional factor typology; institutional support mechanisms

Acknowledgments

The study has been supported by a grant of the President of the Russian Federation for state support of young Russian scientists — candidates of sciences MK-3463. 2019. 6.

References

Zav'yalov, F. N. (Eds.) et al. (2018). Aktual'nye voprosy razrabotki eksportnoy strategii regiona [Relevant questions of development of export strategy of region]. Yaroslavl, Russia: Yaroslavskiy gos. un-t, 268. (In Russ.)

Q_

Andreeva, E. L., Ratner, A. V., & Sobolev, A. O. (2017). Vneshneekonomicheskiy kompleks regiona v novykh mirokhozyay-¿3 stvennykh usloviyakh [Foreign economic complex of region in new global economic terms]. Vestnik Ural. feder. un-ta. Ser.: ekonomika i upravlenie [Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management], 16(3), 403-423. DOI: 10.15826/vestnik.2017.16.3.020 (In Russ.)

Bortsov, D. V. (2018). Razvitie sistemy gosudarstvennoy podderzhki eksporta v Respublike Gana [Development of state export support system in the Republic of Ghana]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 8(10A), 390-399. (In Russ.)

Galieva, M. Sh. (2017). Sravnitel'nyy analiz gosudarstvennoy infrastruktury podderzhki vneshneekonomicheskoy deya-tel'nosti v regionakh Privolzhskogo federal'nogo okruga [Comparative analysis of state infrastructure of support of foreign O economic activity in regions of Volga federal district]. Vektor ekonomiki [Vector of economics], 5(11). (In Russ.) ¡^ Elagina, A. S., & Yunoshev A. D. (2018). Mezhdunarodnyy opyt formirovaniya i razvitiya instituta gosudarstvennoy

podderzhki vneshney torgovli: na primere proizvodstva lososya v Chili [International experience in the formation and O development of the institute of public support for foreign trade: case of salmon production in Chile]. Economics: Yesterday, kj Today and Tomorrow, 8, 446-451. (In Russ.)

zr Kondratov, M. V., & Garipov R. I. (2015). Institutsional'naya sreda kak ekonomicheskaya kategoriya [Institutional en-

^ vironment as an economic category]. Vestnik Soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoy oblasti [Bulletin of q Council of young researchers and specialists of Chelyabinsk region], 21(8), 40-43. (In Russ.)

Kudryashov, V. S. (2018). Stimulirovanie i podderzhka eksporta predpriyatiy malogo i srednego biznesa v Rossiyskoy ^ Federatsii i za rubezhom [The encouragement and support of export industries and small and medium business in Russia m and abroad]. Juvenis scientia, 9, 25-29. DOI: 10.32415/jscientia.2018.09.05 (In Russ.)

< Linetskiy, A. F., & Selyakhina, E. S. (2018). Stanovlenie regional'noy infrastruktury razvitiya eksporta (na prim-

^ ere Sverdlovskoy oblasti) [Forming the regional infrastructure of export development (on the case of Sverdlovsk re> gion)]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends of development of science and education], 43-4, 44-47. DOI: ^ 10.18411/lj-10-2018-85 (In Russ.)

Mescherov, A. (2016). Ekonomicheskie otnosheniya i instituty ekonomiki [Economic relations and economic institutes]. Voprosy ekonomiki i prava [Questions of economics and law], 3, 61-65. (In Russ.)

Nekipelov, A. D. (2006). Stanovlenie i funktsionirovanie ekonomicheskikh institutov: ot «robinzonady» do rynochnoy ekonomiki, osnovannoy na individual'nom proizvodstve [Forming and functioning the economic institutes: from robinsonade to the market economy based on individual manufacturing]. Moscow, Russia: Ekonomist [Ekonomist], 328. (In Russ.)

Popov, E. V. (2019). Modelirovanie ekonomicheskikh institutov [Modelling the economic institutes]. In A. D. Nekipelov (Eds.). Moscow, Russia: Yurayt, 643. (In Russ.)

Popov, E. V. (2019). Setevye ekonomicheskie vzaimodeystviya [Net economic interactions]: In V. L. Makarov (Eds.). Moscow, Russia: Yurayt, 169. (In Russ.)

Koryttsev, M. A. (2016). Predmet sovremennoy ekonomicheskoy nauki v kontekste evolyutsii khozyaystvennykh institutov [Object of modern economic science in the context of evolution of economic institutions]. Rostov on Don, Russia: Sodeystvie-XXI vek, 128. (In Russ.)

Raupov, K. S. (2017). Puti sovershenstvovaniya tamozhennoy politiki Respubliki Tadzhikistana kak faktor rosta ek-sportnogo potentsiala [Ways of improving the customs policy of Republic of Tajikistan as a factor of growth of export potential]. Vestnik Yuzhno-Ural. gos. un-ta. Ser. «Ekonomika i menedzhment» [Bulletin of South Ural state university. Series "Economics and management"], 11(1), 160-165. DOI: 10.14529/em170121. (In Russ.)

Surzhikov, M. A. (2011). Instituty vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti regiona: osobennosti formirovaniya i tendentsii razvitiya [Institutions of foreign economic activity of region: peculiarities of forming and trends of development]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World economy and international relations], 6 (79), 202-205. (In Russ.)

Sookhikh, V. V., & Vazhenin, S. G. (2006). Doverie i obman v rossiyskoy torgovo-promyshlennoy srede XIX — nachala XX vekov [Trust and deceiving in Russian trade and industrial environment of the XIX — beginning of the XX centuries]. Ekaterinburg, Russia: Institut ekonomiki UrO RAN, 45. (In Russ.)

Sharafullina, R., & Gabitov, I. (2018). Rol' i osobennosti vliyaniya institutov na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie [The Role and Features of the Influence of Institutions on Socio-economic Development]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal [Economics and management: research-practical journal], issue 4 (142), 24-29. (In Russ.)

Acs, Z. J., Estrin, S., Mickiewicz, T., & Szerb, L. (2018). Entrepreneurship, institutional economics, and economic growth: an ecosystem perspective. Small Business Economics, 51(2), 501-514. DOI 10.1007/s11187-018-0013-9

Chen, S.-H. (2017). Special feature: Computational and simulation paradigms for evolutionary and institutional economics. Evolutionary and Institutional Economics Review, 14 (1), 225-229. DOI 10.1007/s40844-017-0073-6

Choi, G. S., & Storr, V. H. (2018). Market institutions and the evolution of culture. Evolutionary and Institutional Economics Review, 15(2), 243-265. DOI 10.1007/s40844-018-0103-z

Macharzina, K., & Welge, M. K. (Eds.) (1989). Export und internationale Unternehmung (Enzyklopaedie der Betriebswirtschaftslehre. Bd. 12) [Export and international entreprenership (Encyclopady of economics of entreprise. Vol. 12)]. Stuttgart, Germany: C. E. Poeschel Verlag, 2436. (In Germ.)

Furubotn, E. G., & Richter, R. (2000). Institutions and Economic Theory: The Contribution of the New Institutional Economics (2nd ed.). Michigan: The University of Michigan Press, Ann Arbor, 556.

Herrmann-Pillath, C. (2017). Institutional naturalism: reflections on Masahiko Aoki's contribution to institutional economics. Evolutionary and Institutional Economics Review, 14, 501-522. DOI 10.1007/s40844-016-0037-2.

Hodgson, G. M. (2004). The Evolution of Institutional Economics: Agencies, Structure and Darwinism in American ^

Institutionalism. London and New York: Routledge, 560. p

North, D. (1991). Institutions. Journal of Economic Perspectives, 5 (1), 97-112. A Potts, J. (2017). Institutions hold consumption on a leash: an evolutionary economic approach to the future of consump- ^

tion. Journal of Evolutionary Economics, 27(2), 239-250. DOI 10.1007/s00191-015-0437-1. K Searle, J. R. (2005). What is an institution? Journal ofInstitutionalEconomics, 1(1), 1-22. DOI 10.1017/S1744137405000020. o

Zhang, M., Gao, Q., & Cho, H. (2017). The effect of sub-national institutions and international entrepreneurial capability on international performance of export-focused SMEs: Evidence from China and South Korea. Journal of International Entrepreneurship, 15(1), 85-110. DOI 10.1007/s10843-016-0196-6.

О

Authors Q

A

Elena Leonidovna Andreeva — Doctor of Economics, Professor, Head of the Center, Lead Research Associate, Institute O

St

of Economics of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences; Professor at the Department of Global Economy, Ural _| State University Of Economics (Ekaterinburg, Russian Federation; e-mail: elenandr@mail.ru). 0

Artem Vitalyevich Ratner — Candidate of Economics, Research Associate, Institute of Economics of the Ural branch of p the Russian Academy of Sciences (Ekaterinburg, Russian Federation; e-mail: aratner@inbox.ru). ^

Anatoliy Grigor'evich Tarasov — Doctor of Economics, Professor, Lead Research Associate, Institute of Economics —i of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences (Ekaterinburg, Russian Federation; e-mail: tarasov.x5@gmail.com). ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SJ

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.