Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА'

ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1359
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ТИПОЛОГИЯ / TOURIST AND RECREATIONAL SPACE / GEOGRAPHICAL IMAGES / TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Конышев Евгений Валерьевич

Туристско-рекреационное пространство является объектом изучения не только рекреационной географии, но и экономических, социологических, исторических, культурологических и других отраслей наук. Ученые-географы, считая туристско-рекреационное пространство частью географического, при его изучении опираются на сформированный в отечественной географии методологический аппарат. Одним из наиболее широко применяемых методов, наряду с районированием, является типология. Целью статьи является авторский анализ существующих типологий туристско-рекреационного пространства в современных исследованиях. В качестве основного метода применялся контен-анализ. Типология как метод изучения позволяет осуществить упорядочивание множества разнородных, на первых взгляд, объектов и объединить их в группы по характерным признакам. Широко распространены типологии на основе количественных показателей, где в основном используется метод кластеризации. Известны типологии стран мира, регионов России, туристских кластеров, муниципальных образований, туристов. В тех случаях, когда применение количественных характеристик затруднено или не может полностью соответствовать целям исследования, выделяют типы туристско-рекреационного пространства на основе устоявшихся географических образов. Такая типология, на наш взгляд, более полно соответствует характеру территории и может быть использована в разнообразных сферах деятельности (например, туроперейтинге, государственном регулировании, маркетинге территории).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF TOURIST AND RECREATIONAL SPACE

Tourist and recreational space is the research object of recreational geography. Economic, sociological, historical, cultural and other sciences study it as well. Geographers consider the tourist and recreational space to be part of the geographical space. In studying it, they base on the methodological apparatus formed in the Russian national geography. Typology and zoning are among the most widely used methods. The purpose of the article is a brief author’s overview of the existing typologies of tourist and recreational areas offered in modern research works. Content analysis was used as the main method. Typology as a method of study allows one to arrange a variety of heterogeneous, at first glance, objects and to combine them into groups according to characteristic features. There are widespread typologies based on quantitative indicators, where the clustering method is mainly used. There exist typologies of the countries of the world, regions of Russia, tourist clusters, municipalities, tourists. When the application of quantitative characteristics is difficult, or cannot fully meet the objectives of the study, scientists identify types of tourist and recreational space on the basis of well-established geographical images. In our opinion, such typology corresponds to the nature of the territory to a greater extent and can be used in various fields of activity (for example, tour management, government regulation, or marketing of the territory).

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА»

Дискуссии Конышев Е.В.

38. Sharygin M.D. (2018), Modern problems of space-time organization of society // Spatial organization of society: theory, methodology, practice. Perm, Russia.

39. Christaller W. (1933), Die zentralen Orte in Suddeutschland, Jena, Germany.

Поступила в редакцию: 31.10.2019

Сведения об авторах Аbout the authors

Шарыгин Михаил Дмитриевич Mikhail D. Sharygin

доктор географических наук, профессор Doctor of Geographical Sciences, Professor,

кафедры с°циальн°-экономической географии, Department of Social and Economic

Пермский государственный национальный Geography Perm State University

жстедот^льский университет; 15, Bukii^a st.,Perm, 614990, Ru ssia

Россия, 6149900, Пермь, ул. Букирева, 15 ' ' ' '

e-mail: seg@psu.ru

Столбов Вячеслав Алексеевич Vyacheslav A. Stolbov

кандидат географических наук, доцент кафедры Candidate of Geographical Sciences, Associate

социально-экономической геотраф™, Пермский Professor, Department of Social and Economic

государственный национальный Geography, Perm State University;

исследовательский университет; 15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia

Россия, 6149900, Пермь, ул. Букирева, 15 ' ' ' '

e-mail: Stolbov210857@mail.ru

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Шарыгин М.Д., Столбов В.А. Теоретико-методологические аспекты поиска законов и закономерностей в общественной географии // Географический вестник = Geographical bulletin. 2020. №1(52). С. 22-32. doi 10.17072/2079-7877-2020-1-22-32. Please cite this article in English as:

Sharygin M.D., Stolbov V.A. Theoretical and methodological aspects of the search for laws and regularities in social geography // Geographical bulletin. 2020. №1(52). P. 22-32. doi 10.17072/2079-7877-2020-1-2232.

УДК 911.5/.9 DOI: 10.17072/2079-7877-2020-1-32-41

ТИПОЛОГИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА Евгений Валерьевич Конышев

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7774-1670, SPIN-код: 8723-2196 e-mail: konj@bk.ru

Вятский государственный университет, Киров

Туристско-рекреационное пространство является объектом изучения не только рекреационной географии, но и экономических, социологических, исторических, культурологических и других отраслей наук. Ученые-географы, считая туристско-рекреационное пространство частью географического, при его изучении опираются на сформированный в отечественной географии методологический аппарат. Одним из наиболее широко применяемых методов, наряду с районированием, является типология. Целью статьи является авторский анализ существующих типологий туристско-рекреационного пространства в современных исследованиях. В качестве основного метода применялся контен-анализ. Типология как метод изучения позволяет осуществить

© Конышев Е.В., 2020

Дискуссии Конышев Е.В.

упорядочивание множества разнородных, на первых взгляд, объектов и объединить их в группы по характерным признакам. Широко распространены типологии на основе количественных показателей, где в основном используется метод кластеризации. Известны типологии стран мира, регионов России, туристских кластеров, муниципальных образований, туристов. В тех случаях, когда применение количественных характеристик затруднено или не может полностью соответствовать целям исследования, выделяют типы туристско-рекреационного пространства на основе устоявшихся географических образов. Такая типология, на наш взгляд, более полно соответствует характеру территории и может быть использована в разнообразных сферах деятельности (например, туроперейтинге, государственном регулировании, маркетинге территории).

Ключевые слова: туристско-рекреационное пространство, географические образы, типология.

TYPOLOGY OF TOURIST AND RECREATIONAL SPACE

Evgeny V. Konyshev

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7774-1670, SPIN-code: 8723-2196

e-mail: konj@bk.ru

Vyatka State University, Kirov

Tourist and recreational space is the research object of recreational geography. Economic, sociological, historical, cultural and other sciences study it as well. Geographers consider the tourist and recreational space to be part of the geographical space. In studying it, they base on the methodological apparatus formed in the Russian national geography. Typology and zoning are among the most widely used methods. The purpose of the article is a brief author's overview of the existing typologies of tourist and recreational areas offered in modern research works. Content analysis was used as the main method. Typology as a method of study allows one to arrange a variety of heterogeneous, at first glance, objects and to combine them into groups according to characteristic features. There are widespread typologies based on quantitative indicators, where the clustering method is mainly used. There exist typologies of the countries of the world, regions of Russia, tourist clusters, municipalities, tourists. When the application of quantitative characteristics is difficult, or cannot fully meet the objectives of the study, scientists identify types of tourist and recreational space on the basis of well-established geographical images. In our opinion, such typology corresponds to the nature of the territory to a greater extent and can be used in various fields of activity (for example, tour management, government regulation, or marketing of the territory).

Keywords: tourist and recreational space, geographical images, typology.

Введение

Идея выделения пространства для отдыха и пространства для повседневной жизни людей возникла в советской школе рекреационной географии и принадлежит Б.Б. Родоману. По его мнению, территория должна быть расчленена на «автономные, но пересекающиеся линейно-узловые пространства, предназначенные для повседневной жизни и утилитарной деятельности людей, рекреации в окружении природы и для естественных биогеоценозов». Он же наиболее точно подчеркнул сложность структуры рекреационного пространства: «Это не однородная пленка на поверхности Земли, а сложная сеть, как бы связанная из линий разной мощности, лент и полос разной ширины, собранных в узлы». Предложенная им модель поляризованного ландшафта предполагает «гармоничное сосуществование Человека и Биосферы» [28]. Эта модель намного опередила свое время, в ней заложены основы устойчивого развития туризма, которые так активно обсуждаются в настоящее время. Идею о том, что туристско-рекреационное пространство неоднородно, поддерживает А.И. Зырянов. В своих исследованиях он подчеркивает, что «туристско-рекреационная сфера в регионах имеет закономерную пространственную структуру, согласующуюся с секторно-концентрическим социально-экономическим строением, природной дифференциацией, ландшафтной контрастностью» [14]. Так же на формирование уникального туристско-

Дискуссии Конышев Е.В.

рекреационного пространства существенное влияние оказывают рекреационные потребности человека, активность организаторов и органов государственного управления [7].

Ученые-географы считают туристско-рекреационное пространство частью географического пространства. Это следует из работ Л.Ю. Мажар, подчеркивающей, что «туристско-рекреационное геопространство является одним из видов пространств» [24], И.И. Пирожника, определяющего «рекреационно-туристское пространство как часть окружающей географической среды...» [26]. А.Н. Дунец считает, что «туристско-рекреационное пространство имеет комплексный, природно-социально-экономический характер как часть географического пространства» [7]. А.И. Тарасенок придерживается понятия «дестинация», которая «выступает как географическое пространство, цель путешествия определенного туристского сегмента, турпродукт, субъект конкуренции и объект предпринимательства» [29].

В научной среде распространена также точка зрения на туризм как сферу экономики и объект региональной политики, который позволит решить многие социально-экономические проблемы (диверсификация экономики моногородов, развитие сельских территорий, повышение дохода населения, решение проблем с занятостью и т.п.). В качестве объекта региональной политики туристско-рекреационное пространство рассматривает Н.В. Зигерн-Корн. В этом случае туристско-рекреационное пространство выступает как «неотъемлемая часть социально-экономического пространства страны, характеризующаяся разнообразным потенциалом для развития туристско-рекреационной сферы.» [12]. Частью социально-экономического пространства считают сферу туризма и рекреации и ряд других авторов. В их исследованиях основной акцент ставится на «повышение эффективности экономических процессов в любом из конкретных локальных пространств разного масштаба в результате согласования экономических интересов основных участников» [3].

Частным случаем направления исследований туристско-рекреационного пространства следует считать выделение социального пространства туризма. Как форма организации с особым правовым статусом, по мнению С.В. Дусенко, она включает «транспортную инфраструктуру, инфраструктуру гостеприимства, кадры и множество других элементов, позволяющих, с одной стороны, обеспечить безопасность путешественника, а с другой, - его комфортный доступ к интересующим его историческим памятникам, культурным объектам, центрам рекреации и прочее» [8].

Таким образом, восприятие туристско-рекреационного пространства как объекта изучения значительно зависит от решаемых целей той или иной научной дисциплины. По нашему мнению, в связи с многообразием точек зрения на туристско-рекреационное пространство применение типологического метода позволит получить хорошие результаты. В этом плане наше мнение согласуется с позицией ученых Московского государственного университета. Они считают, что «туристско-рекреационное пространство в современном, глобальном понимании совпадает с пространством Земли и для его изучения, наряду с районированием, широко применяется типологический подход» [20].

Территориализация туристско-рекреационного пространства как условие типологии

Под туристско-рекреационным пространством понимается реальное пространство туристских и рекреационных объектов в сочетании с пространством физических связей и отношений между ними. Оно формируется в русле стратегии развития географического пространства, сохраняя внутреннюю целостность и функциональную структурированность. В отличие от смежных послойных образований общественно-географического пространства (экономического, социального, культурного и др.) оно формируется под влиянием не столько трудовой, бытовой и иной деятельности людей, сколько потребностей поддержания

Дискуссии Конышев Е.В.

здоровья, умственного совершенствования, удовлетворения любознания и желания общения с окружающим миром [31].

Туристско-рекреационное пространство, если считать, что оно совпадает с пространством Земли, будет характеризоваться континуальностью. В то же время бесконечное множество сочетаний природных и социально-экономических условий способствует формированию множества типов туристско-рекреационного пространства. Для их систематизации с целью дальнейшего изучения наиболее применим метод типологии, позволяющий осуществить изучение множества сложных объектов и систем путем выявления сходства по параметрам, выражающим важнейшие сущностные свойства множества [30]. Наибольшее распространение получили типологии, основанные на статистическом анализе большого объема количественных показателей [4].

В отношении туристско-рекреационного пространства, как части географического пространства, можно провести типологию по количественным показателям только в результате его предварительной территориализации. Территориализация пространства позволяет упростить измерения (до трёх) и реализовать (воспринимать) его в форме территориальных туристско-рекреационных систем [31]. Территориальные туристско-рекреационные системы (ТТРС) представляют собой один из видов общественных геосистем, совокупность элементов сферы рекреации и туризма, объединенных пространственными отношениями и взаимосвязями [23].

Для изучения особенностей территориальных туристско-рекреационных систем на основе региональной политики и статистического учета предлагается выделение региональной туристско-рекреационной системы (РТРС) как междисциплинарного предмета изучения. РТРС формируется и развивается на основе туристско-рекреационного потенциала под влиянием органов регионального управления, рекреационных потребностей и туристского интереса [18]. Так же мы поддерживаем мнение о том, что ТТРС представляют собой освоенную часть туристско-рекреационного пространства [12], инфраструктурный каркас которых составляет туристско-рекреационный комплекс [13].

Таким образом, типология туристско-рекреационного пространства осуществляется на основе выделения существенных признаков, входящих в нее компонентов: туристско-рекреационного потенциала, территориальной туристско-рекреационной системы, туристско-рекреационного комплекса, туристов и рекреантов. Опираясь на системно-структурный подход в изучении туристско-рекреационного пространства, можно выделить типологии туристов, типологии предприятий туристской индустрии, типологии регионов и стран мира.

Типология туристско-рекреационного пространства: от кластерного анализа до образов территории

Среди отечественных исследований вопросы типологии компонентов туристско-рекреационного пространства поднимались неоднократно. Наиболее известной является работа А.Ю. Александровой [1]. Автор выделил структурно-функциональную типологию стран мира по уровню развития международного туризма на основе 5 основных параметров: общий уровень социально-экономического развития стран, уровень и характер развития международного туризма, особенности туристского спроса, ориентированность туристских потоков, особенности туристского предложения, степень влияния международного туризма на национальную экономику, особенности государственной политики в сфере туризма, туристская специализация.

Среди работ, посвященных типологии регионов России, следует отметить оригинальный подход Е.Г. Киякбаевой, предложившей метод разработки сценариев возможностей устойчивого развития туризма, основанный на матричном анализе оценки

Дискуссии Конышев Е.В.

комплексного туристско-рекреационного потенциала и рейтинга регионов по уровню устойчивого развития туризма. В результате было выделено 5 типов регионов со сценариями от крайне благоприятного до стагнационного [16].

В связи с реализацией кластерного подхода к развитию туризма в РФ появились работы по типологии созданных туристских кластеров. Так, типология туристско-рекреационных кластеров по экономическим критериям, с выделением «каркасных» и «диффузных» кластеров, предпринята авторами [21]. Для типологии туристских кластеров О.Е. Афанасьевым был рассчитан интегральный показатель на основе 7 параметров: расположение относительно центров генерации турпотоков - ближайших «городов-миллионников», стадия жизненного цикла кластера, разнообразие видов туристских аттракторов и/или ядер кластера, пространственно-территориальная структура участников кластера, целевые группы потребителей услуг кластера, способ формирования кластера, информационная доступность кластера для реальных и потенциальных потребителей -туристов и/или инвесторов. Проблема несоразмерности показателей решалась с помощью балльной шкалы. В результате выделены 4 типа кластеров: кластеры с низким, средним, высоким и наивысшим организационным потенциалом [2].

Типологии собственно туристов являются результатом социологических и маркетинговых исследований. На основе их выделения применяется метод опроса. Так, например, по результатам эмпирического исследования была создана модель типов идентичности современных российских туристов, основанная на ценностных ориентациях, мотивах, интерпретациях смыслов своей туристской активности [22]. Автором выделены следующие типы потребителей: «сотурист», «турист-путешественник», «посттурист», «турист-потребитель». Выделение типов туристов носит прикладной характер и чаще всего используется для совершенствования продуктовой стратегии туристского предприятия [5].

Таким образом, представленные типологии отражают состояние какого-либо компонента туристско-рекреационного пространства. Они базируются на анализе большого объема количественных показателей и применяются в основном для совершенствования государственного или регионального регулирования туризма. В то же время мы понимаем, что для обычного туриста они малоинформативны и не соответствуют его ожиданиям. Для туриста более важны типологии, которые основываются на сложившихся географических образах территории. Понятие и особенности географических образов наиболее полно раскрыты в трудах Д.Н. Замятина. По его определению, «географический образ - это устойчивые пространственные представления, которые формируются в результате какой-либо человеческой деятельности (как на бытовом, так и на профессиональном уровне). Они являются, как правило, компактными моделями определенного географического пространства (или географической реальности), созданными для более эффективного достижения какой-либо поставленной цели» [10]. Географический образ представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих знаков, символов, архетипов и стереотипов, ярко и в то же время достаточно просто характеризующих какую-либо территорию (место, ландшафт, регион, страну) [9]. Для типологии туристско-рекреационного пространства целесообразно использовать понятие «образ территории», под которым понимается «сумма представлений о пространстве со специфическими закономерностями развития. На развитие этого образа влияют факторы внутренние: природа территории, история освоения, социальная структура, отрасли хозяйства, расселение, и внешние: географическое положение, роль в истории страны, история восприятия территории и т.д.» [11].

Основываясь на приемах теоретической типологии, определяя обобщенные признаки и географические образы территории, можно выделить наиболее распространенные типы туристско-рекреационного пространства и дать их характеристику (таблица).

Дискуссии Конышев Е.В.

Типология туристско-рекреационного пространства на основе географических образов территории Typology of tourist and recreational space based on geographical images of the territory

Классификационный признак Типология туристско-рекреационного пространства (ТРП)

По функционально-целевому назначению Туристское пространство Рекреационное пространство

Уровень освоения и заселения территории ТРП городов (ТРП глобальных городов, ТРП столичных городов, ТРП крупных городов, ТРП провинциальных городов, ТРП курортных городов ТРП сельской местности Природные ТРП (ТРП территорий с регламентированным режимом охраны, ТРП дикой природы)

Уровень структуризации пространства Структурированные ТРП (объекты индустрии туризма, маркированные маршруты, информационная инфраструктура) Неструктурированные ТРП (самодеятельные, спортивно-туристские путешествия)

По субъекту, формирующему пространство ТРП туристов ТРП стран и регионов ТРП туристских объектов ТРП туристских кластеров ТРП туристских предприятий

Природно-географическая основа ТРП горных территорий ТРП равнинных территорий ТРП прибрежных и малых островных территорий

По географическому положению Внутреннее ТРП Трансграничное ТРП Зарубежное ТРП

По уровню экономического развития дестинации ТРП депрессивных территорий ТРП слаборазвитых территорий ТРП дотационных регионов ТРП развитых территорий

По уровню развития международного туризма ТРП «центра» ТРП «полупереферии» ТРП «переферии»

По стадии развития туристской функции места ТРП нетуристских территорий (рекреация местных жителей, неразвитой туристской функцией места) ТРП территорий на начальной стадии развития туризма (формирование туристской функции места) ТРП «растущих» туристских территорий (укрепление туристской функции места) ТРП территорий на стадии стагнации (кризис туристской функции места) ТРП территорий на стадии упадка (угасание туристской функции)

По виду туристской специализации ТРП монотуристские (высокоспециализированные) ТРП политуристские (множественная специализация)

Иерархический уровень ТРП объекта (местечка) ТРП туристской территории (совокупность объектов) ТРП туристского района ТРП туристской зоны

Типы туристско-рекреационного пространства (таблица) выделены на основании различных классификационных признаков. Отличительные признаки пространств проявляются в особенностях инфраструктуры, целевых групп потребителей, механизмах реализации туристского потенциала, подходах к продвижению территории и туристских продуктов.

По функционально-целевому назначению выделяются туристское и рекреационное пространства. Конечно, четкую границу между ними провести достаточно сложно, но есть

Дискуссии Конышев Е.В.

ряд отличительных признаков [12]. Рекреационное пространство формируется под воздействием потребностей местного населения в реализации права на отдых. Ресурсной основой рекреационного пространства являются доступные для местного населения ресурсы. Формируется и рекреационная инфраструктура, которая создается на базе организаций и учреждений (для организации рекреации в течение рабочего дня), в спальных районах и пригородных зонах (для организации рекреации выходного дня). В целом, можно подчеркнуть, что рекреационное пространство направлено на восстановление психофизических и духовных сил человека, проживающего на данной территории, путем реализации рекреационных услуг. Организация туристского пространства ориентирована на решение экономических задач (увеличение доходной части бюджета, привлечение инвестиций, повышение конкурентоспособности, рост ВВП). Оно формируется на основе «брендовых» туристских ресурсов и объектов под влиянием туристского спроса. Ключевую роль в формировании туристского пространства играют туроператоры. Своеобразный каркас туристского пространства составляют туристские маршруты, которые насыщают его смыслами, структурируют, способствуют повышению доступности туристских объектов [25].

Характеристика типов туристско-рекреационного пространства - это обширная тема исследования. Ряд типов выделен на основе анализа публикаций, посвященных отдельным компонентам туристско-рекреационного пространства [6; 15; 19 и др.]. В этой статье мы лишь обозначили основные особенности типологии туристского рекреационного пространства и определили направления дальнейшего исследования.

Выводы

Таким образом, типология туристско-рекреационного пространства позволяет решить несколько актуальных задач.

Во-первых, закрепляет за территорией более определенный и четкий образ, что существенно облегчает процесс позиционирования, продвижения туристских продуктов в адрес целевой группы. Туристы имеют возможность быстрее идентифицировать территорию, сформировать более конкретные ожидания и принять решение о совершении поездки.

Во-вторых, органы местного самоуправления и исполнительной власти регионального и федерального уровней, формирующие туристскую политику, смогут избежать ошибок, вызванных неправильной оценкой территорий. Типология как метод научного изучения множественных объектов особенно актуальна для России с ее 85 регионами и огромным разнообразием природных, культурных и социально-экономических условий.

В-третьих, типология позволит определить направления совершенствования туристской инфраструктуры, создать условия для улучшения инвестиционной деятельности, определить направления проектирования туристско-рекреационных кластеров.

Библиографический список

1. Александрова А.Ю. Типология стран мира по уровню развития международного туризма // География и природные ресурсы. 2016. №1. С. 14-22.

2. Афанасьев О.Е. Типология туристских кластеров, включенных в ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. №1. С. 37-46.

3. Брюханова В.Б. Формирование организованного рекреационного пространства в региональной социально-экономической системе: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Улан-Удэ, 2012. 20 с.

4. Бутс Б., Дробышевский С.М., Кочеткова О. и др. Типология российских регионов // Исследование Института экономики переходного периода. М., 2002. С. 157.

Дискуссии Конышев Е.В.

5. Власенко А.А. Типологии потребителей как основа для дифференциации туристских продуктов // Проблемы экономики. 2008. №5. С. 43-47.

6. Гудковских М.В., Зырянов А.И. Туризм на равнине // Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование. 2015. Т. 1. №3. С. 30-42.

7. Дунец А.Н. Туристское пространство как научная категория в исследованиях туризма // Ползуновский альманах. 2015. №3. С. 86-90.

8. Дусенко С.В. Структура и функция социального пространства туризма (социологический анализ): автореф. дис. ... док. социол. наук. Хабаровск, 2014. 42 с.

9. Замятин Д. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. №3. С. 26-50.

10. Замятин Д.Н. Географические образы: что это такое? // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2002. №4. С. 11-17.

11. Замятин Д.Н. Образы путешествий: социальное освоение пространства // Социологические исследования. 2002. №2. С. 12-23.

12. Зигерн^орн Н.В. Туристско-рекреационное пространство как объект региональной политики // Известия Русского географического общества. 2016. Т. 148. Вып. 1. С. 87-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Зигерн-Корн Н.В. Теоретическое обоснование государственной политики пространственного развития сферы туризма // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Естественные науки. 2019. №2. С. 30-39.

14. Зырянов А.И. Региональная топология туризма // География и туризм. Пермь, 2005. С. 8199.

15. Зырянов А.И. Систематизация туристских таксонов // Вестник Московского университета. Сер. 5. География. 2014. №3. С. 16-22.

16. Киякбаева Е.Г. Потенциал, механизмы и сценарии устойчивого развития туризма в регионах России: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Пермь, 2017. 25 с.

17. Колендо Е.Т. Типология малых городских поселений Беларуси как центров туризма // Вестник БГУ. Сер. 2. Химия. Биология. География. 2011. №1. С. 85-90.

18. Конышев Е.В. Концептуальные модели региональной туристско-рекреационной системы (функциональный и пространственный уровни) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. №12(127). С. 99-109.

19. Королев А.Ю. Географические особенности полюсов недоступности северного полушария Земли // Вестник Удмуртского университета. Сер. Биология. Науки о Земле. 2012. №2. С. 149-152.

20. Кружалин В.И., Кружалин К.В. Принципы структуризации туристско-рекреационного пространства // Географические основы рекреации и туризма: теория, образование, практика. Тверь: Тверская усадьба, 2008. С. 3-14.

21. Курченков В.В., Фетисова О.В., Тютюшева А.Г., Матина Е.С. Проблемы типологии региональных туристических кластеров // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Экономика. 2016. №1. С. 7-13.

22. Лысикова О.В. Российские туристы: типы идентичности и социальные практики // Социологические исследования. 2012. №4(336). С. 136-143.

23. Мажар Л.Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы. Смоленск: Универсум, 2008. 212 с.

24. Мажар Л.Ю. Туризм в пространстве и времени: взгляд географа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. №1. С. 16-23.

25. Мышлявцева С.Э. Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации): автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Пермь, 2007. 19 с.

26. Пирожник И.И. Структурно-функциональные особенности рекреационного пространства и формирование туристского продукта Беларуси // Туризм и региональное развитие / отв. ред. Л.Ю. Мажар. Смоленск: Универсум, 2008. С. 124-136.

27. Пшеничных Ю.А., Жертовская Е.В., Якименко М.В. Формирование типологических матриц как основы выявления территорий, перспективных с точки зрения создания и развития туристско-рекреационных кластеров, с учетом оценки туристского потенциала и наличия конвергенции // Фундаментальные исследования. 2018. №12-2. С. 276-281.

Дискуссии Конышев Е.В.

28. Родоман Б.Б. Поляризация ландшафта как средство сохранения биосферы и рекреационных ресурсов // Ресурсы, среда, расселение. М.: Наука, 1974. С. 150-162.

29. Тарасенок А.И. Новые подходы к структурированию туристского пространства: от рекреационных районов к геоэкономическим системам // Вестник БГУ. Сер. 2. Химия. Биология. География. 2010. №1. С. 95-98.

30. Трофимов А.М., Шарыгин М.Д. Общая география. Вопросы теории и методологии. Пермь, 2007. 490 с.

31. Шарыгин М.Д., Конышев Е.В. Туристско-рекреационное пространство: географические особенности формирования, территориализации и функционирования // Пространственная организация общества: теория, методология, практика: сб. мат. Межд. науч.-практ. конф. / под ред. Т В. Субботиной, Л.Б. Чупиной. Пермь, 2018. С. 115-119.

References

1. Alexandrova, A (2016), "Typology of the countries of the world in terms of the development of international tourism", Geography and natural resources, no.1, pp. 14-22.

2. Afanasyev, O (2016), "Typology of tourist clusters included in the federal target program "Development of inbound and domestic tourism in the Russian Federation"", Modern problems of service and tourism, vol.10, no. 1, pp. 37-46.

3. Bruchanova, V (2012), "The formation of an organized recreational space in the regional socioeconomic system", Abstract. dis. ... cand. economy sciences, Ulan-Ude, p. 20.

4. Buts, B., Drobishevsky, S., Kochetkova, O., and al. (2002), "Typology of Russian regions", Research of the Institute for the Economy in Transition. Moscow, p. 157.

5. Vlasenko, A.A (2008), "Consumer typologies as a basis for the differentiation of tourism products", Problems of Economics, no. 5, pp. 43-47.

6. Gudkovskikh, M.V. and Zyryanov, A.I (2015), "Tourism on the plain", Bulletin of the Tyumen State University. Ecology and nature management, vol. 1, no. 3, pp. 30-42.

7. Dunets, A.N (2015), "Tourist space as a scientific category in tourism research", Polzunovsky almanac, no. 3, pp. 86-90.

8. Dusenko, S.V (2014), "The structure and function of the social space of tourism (sociological analysis)", Abstract of D. sociol. Sc. Dissertation, Khabarovsk, p. 42

9. Zamyatin, D (2010), "Humanitarian geography: space, imagination and the interaction of modern humanities", Sociological Review, vol. 9, no. 3, pp. 26-50.

10. Zamyatin, D.N (2002), "Geographical images: what is it?, Bulletin of Moscow University. Ser. 5. Geography, no.4,pp.11-17.

11. Zamyatin, D.N (2002), "Images of travel: social exploration of space", Sociological studies, no. 2, pp. 12-23.

12. Siegern-Korn, N.V (2016), "Tourist and recreational space as an object of regional policy", Bulletin of the Russian Geographical Society, vol. 148, no. 1, pp. 87-100.

13. Siegern-Korn, N.V (2019), "Theoretical substantiation of the state policy of the spatial development of the tourism sector", Bulletin of Moscow State Regional University. Ser. Natural Sciences, no. 2, pp. 30-39.

14. Zyryanov, A.I (2005), "Regional tourism topology", Geography and tourism, Perm, pp. 81-99.

15. Zyryanov, A.I (2014), "Systematization of tourist taxa", Bulletin of Moscow University. Ser. 5. Geography, no. 3, pp. 16-22.

16. Kiyakbaeva, E.G (2017), "The potential, mechanisms and scenarios of sustainable tourism development in the regions of Russia", Abstract of Ph.D. dissertation geo sciences, Perm, p. 25.

17. Kolendo, E.T (2011), "Typology of small urban settlements of Belarus as centers of tourism", Bulletin of BSU. Ser. 2. Chemistry. Biology. Geography, no.1, pp. 85-90.

18. Konyshev, E.V (2015), "Conceptual models of a regional tourist-recreational system (functional and spatial levels)", Bulletin of the Trans-Baikal State University, no.12 (127), pp. 99-109.

19. Korolev, A.Yu (2012), "Geographic features of the poles of inaccessibility of the northern hemisphere of the Earth", Bulletin of the Udmurt University. Ser. Biology. Earth sciences, no. 2, pp. 149152.

Дискуссии Конышев Е.В.

20. Kruzhalin, V.I. and Kruzhalin, K.V (2008), "The principles of structuring the tourist and recreational space", Geographical foundations of recreation and tourism: theory, education, practice, Tver: Tver Manor, pp. 3-14.

21. Kurchenkov, V.V, Fetisova, O.V, Tyutyusheva, A.G. and Matina E.S (2016), "Problems of typology of regional tourist clusters", Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Ser. Economy, no.1, pp. 7-13.

22. Lysikova, O.V (2012), "Russian tourists: types of identity and social practices", Sociological studies, no. 4 (336), pp. 136-143.

23. Mazhar, L.Yu (2008), "Territorial tourist and recreational systems", Smolensk: Universum, p. 221.

24. Mazhar, L.Yu (2014), "Tourism in space and time: a geographer's view", Modern problems of service and tourism, no.1, pp. 16-23.

25. Myshlyavtseva, S.E (2007), "Active tourism in the regions of the Urals (route principle of territorial organization, Abstract of Ph.D. dissertation geo sciences, Perm, p. 19.

26. Piroznik, I.I (2008), Structural and functional features of the recreational space and the formation of the tourist product of Belarus [Tourism and Regional Development], in Mazhar, L.Yu. (ed.), Smolensk: Universum, pp. 124-136.

27. Pshenichnykh, Yu.A., Zhertovskaya, E.V. and Yakimenko, M.V (2018) "The formation of typological matrices as the basis for identifying areas promising from the point of view of creating and developing tourist and recreational clusters, taking into account the assessment of tourist potential and the presence of convergence", Fundamental Research, no. 12-2. pp. 276-281.

28. Rodoman, B. B (1974), "Landscape polarization as a means of preserving the biosphere and recreational resources", Resources, environment, resettlement, M.: Nauka, pp. 150-162.

29. Tarasenok, A.I (2010), "New approaches to the structuring of the tourist space: from recreational areas to geoeconomic systems", Bulletin of BSU. Ser. 2. Chemistry. Biology. Geography, no. 1. pp. 95-98.

30. Trofimov, A.M. and Sharygin, M.D (2007), "General geography. Questions of theory and methodology", Perm, pp. 490.

31. Sharygin, M.D. and Konyshev, E.V (2018), "Tourist and recreational space: geographical features of the formation, territorialization and functioning", Spatial organization of society: theory, methodology, practice: Sat. mat. Int. scientific-practical conf., in Subbotina, T.V. and Chupina, L.B. (ed.), Perm, pp. 115119

Поступила в редакцию: 24.11.2019

Сведение об авторе Конышев Евгений Валерьевич

кандидат географических наук, доцент кафедры сервиса, туризма и торгового дела, Вятский государственный университет; Россия, 610000, г. Киров, ул. Московская, д.36

e-mail:

About the author Evgeny V. Konyshev

Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Department of Service, Tourism and Commerce, Vyatka State University; 36, Moskovskaya st., Kirov, 610000, Russia konj@bk.ru

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Конышев Е.В. Типология туристско-рекреационного пространства // Географический вестник = Geographical bulletin. 2020. №1(52). С. 32-41. doi 10.17072/2079-7877-2020-1-32-41. Please cite this article in English as:

Konyshev E.V. Typology of tourist and recreational space // Geographical bulletin. 2020. №1(52). P. 31-41. doi 10.17072/2079-7877-2020-1-32-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.