Горохова Анна Ивановна, Андросова Фекла Семеновна
ТИПОЛОГИЯ СЮЖЕТОВ ЭВЕНСКИХ И ЭСКИМОССКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК
В статье впервые проводится сопоставительное изучение сюжетного состава эвенской и эскимосской сказочных традиций. В ходе исследования было установлено, что в рассматриваемых сказках встречаются как универсальные сюжеты, присущие сказкам других народов мира, так и локальные сюжеты, выявленные непосредственно только в сказках эвенов и эскимосов. Такое деление основано на использовании в ходе анализа универсального, международного указателя сказочных сюжетов Г.-Й. Утера по системе Аарне-Томпсона.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/10-2/26.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 2. C. 89-90. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
10.02.00 Языкознание
89
УДК 801.81
В статье впервые проводится сопоставительное изучение сюжетного состава эвенской и эскимосской сказочных традиций. В ходе исследования было установлено, что в рассматриваемых сказках встречаются как универсальные сюжеты, присущие сказкам других народов мира, так и локальные сюжеты, выявленные непосредственно только в сказках эвенов и эскимосов. Такое деление основано на использовании в ходе анализа универсального, международного указателя сказочных сюжетов Г.-Й. Утера по системе Аарне-Томпсона.
Ключевые слова и фразы: эвенские сказки; эскимосские сказки; универсальный сюжет; локальный сюжет; сказочный тип.
Горохова Анна Ивановна, к. филол. н. Андросова Фекла Семеновна, к. филол. н.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова [email protected]; afs. [email protected]
ТИПОЛОГИЯ СЮЖЕТОВ ЭВЕНСКИХ И ЭСКИМОССКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК
Волшебные сказки характеризуются многообразием сюжетов и персонажей, что делает их важной составной частью духовной культуры любого народа. Сюжетный фонд эвенской волшебной сказки в сопоставлении со сказками других народов до настоящего времени не был предметом специального изучения. Эвенские сказки делятся на волшебные, сказки о животных и бытовые. Повествования сказочного характера именуются эвенами специальным народным термином - нимкан. Сказки эвенов, так же как и сказки эскимосов, представляют собой маргинальный жанр, т.е. переходную форму от мифа к сказке. Волшебные сказки представляют собой довольно длинные повествования с фантастическими сюжетами. В этих сказках отражена насыщенная борьбой жизнь эвенов в далёком прошлом. В волшебных сказках в большей степени, чем в других, описываются старые обычаи. В роли главного героя выступает храбрый охотник или сильный богатырь, но чаще всего - младший сын старика, выручающий из беды своих старших братьев и отца. Среди волшебных сказок следует особо выделить волшебные героические сказки. Основная тема этих сказок -борьба героя со своим противником или противниками [6, с. 43-44]. В фольклоре канадских эскимосов, живших небольшими группами и часто отдельными семьями, не зафиксированы сложные в сюжетном отношении и большие по размерам устные произведения. В сказках канадских и гренландских эскимосов сохраняются многие реликтовые общеэскимосские сюжеты [5, с. 8-9].
При написании статьи привлекались тексты эвенских волшебных сказок на русском языке [2; 3; 4; 7; 8] и тексты сказок эскимосов Северной Америки (Канады и Гренландии) на английском языке [9; 10]. Всего было рассмотрено 40 сказок.
Также мы опирались на универсальный, международный классификатор сказочных сюжетов Г.-Й. Утера (2004) по системе Аарне-Томпсона (ATU) [11]. Указатель сказочных сюжетов - это каталог, в котором классифицируются и систематизируются фольклорные сказочные сюжеты, представленные в многочисленных текстах. В каталоге представлены сказочные типы. Каждый сказочный тип дается в кратком, схематическом пересказе. Номер типа представляет собой шифр, обозначающий сказку. По каждому типу сказки приводится список книжных изданий, в которых встречается тот или иной тип сказки. Волшебные сказки содержат 450 типов. Не все сказочные типы имеют описания, некоторые номера остаются пустыми с целью дальнейшего его пополнения автором классификатора.
Термин «сюжет» является одним из самых сложных научных понятий в фольклористике и литературоведении. Известный русский историк литературы А. Н. Веселовский определяет данное понятие следующим образом: сюжет - это комплекс или совокупность мотивов. Сюжет представляет собой сложные схемы, в которых содержатся акты человеческой деятельности и психики [1], а мотивы - это элементарные схемы, минимальные единицы, которые содержатся в мифах, сказках и художественных произведениях.
Все сюжеты распределяются нами по сказочным типам согласно указателю ATU. Волшебные сказки в указателе делятся на 7 разделов.
В рассмотренных сказках сюжеты, которые подходят под описание в международном классификаторе ATU, являются универсальными, а сюжеты, которые не соответствуют описанию краткого содержания типа сказки, мы называем локальными. Так, из 20 сюжетов в 20 эвенских сказках 3 сюжета являются универсальными, а 17 - локальные сюжеты. В эскимосских сказках из 27 сюжетов в 20 эскимосских сказках 11 сюжетов - универсальные, а 16 сюжетов - локальные. Эвенские сказки из 7 сказочных типов указателя соответствуют только 2 сказочным типам (ATU 400-459, 700-749). Эскимосские сказки из 7 сказочных типов соответствуют 6 типам (ATU 300-399, 400-459, 460-499, 500-559, 650-699, 700-749). Универсальные сюжеты в обеих сказочных традициях не зафиксированы по сказочному типу ATU560-649Magic objects (Волшебные предметы).
Например, в эвенских и эскимосских сказках полное совпадение универсальных сюжетов наблюдается по типу ATU 400-459 Supernatural or enchanted wife (husband) or other relative (Сверхъестественный/ая(ые) или заколдованный/ая(ые) жена (муж) или другие родственники), по подтипу ATU 425-449 Husband (Муж).
ATU 425 The search for the lost husband (Поиски пропавшего мужа)
В эвенской сказке «Мэнрэк» [7, с. 71] Мэнрэк слышит загадочный голос, который помогает ей найти мужа. Мэнрэк отправляется на поиски мужа.
90
ISSN 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 2
ATU 432 The bird lover (Влюбленный в птицу)
В инуитской сказке «The bird-wife» (Жена-птица) [9] the bird turned into a woman when she put boots on (птица превращалась в женщину, когда надевала торбаза).
В эвенских сказках 3 универсальных сюжета соответствуют подтипам ATU 425, ATU 452, ATU 737, а в эскимосских сказках 11 универсальных сюжетов соответствуют подтипам ATU 302, ATU 327G; ATU 334, A TU 400, A TU 432, A TU 466, A TU 554, A TU 653, A TU 667, A TU 706, A TU 708.
Что касается локальных сюжетов, то из 7 сказочных типов сюжеты эвенских сказок соответствуют 6 типам, а сюжеты эскимосских сказок соответствуют 7 типам. Как упоминалось выше, локальные сюжеты в рассматриваемых сказках не совпадают с кратким содержанием сказок по сказочным типам указателя. Например: ATU 300-399 Supernatural adversaries (Сверхъестественные противники)
В эвенской сказке «Самое дорогое» [2, с. 309] Гулахан отправляется на поиски своего наследства. Встречает на пути страшного-престрашного змея. В глазах у того змея огонь, из хвоста искры летят, голова вся шипит. Гулахан одолевает этого змея.
В эскимосской сказке «Kalopaling» (Калопалинг) [9] the old woman frightened a child. She told about the spirit who punishes the naughty children. The child was naughty. At once the door opened and Kalopaling came hobbling in on clumsy feet. He put the boy into the large hood, in which he was completely hidden. Then the Ka-lopaling disappeared as suddenly as he had come (старуха напугала внука, рассказав о злом духе, который забирает непослушных детей. Мальчик не слушал старуху и делал все, что хотел. Дверь резко отворилась, и злой дух вошел, ковыляя неуклюжей походкой. Дух положил мальчика в большой капюшон, в который мальчик полностью влез. Затем дух исчез так же быстро, как и появился).
Приведенные примеры сюжетов в эвенской и эскимосской сказках не имеют соответствия в указателе. В эвенских сказках локальные сюжеты раскрывают действия персонажей в виде борьбы с летающим змеем, монстрами, злыми чертами, превращения в животное или растение, использования волшебных предметов, таких как баночка или палочка размером со спичку.
Локальные сказочные сюжеты эскимосских сказок описывают борьбу с духами, монстрами, сверхъестественными персонажами, также перевоплощения мужчины или женщины в животное - лису, ворона, использование волшебного средства, помогающего в перевоплощении, - торбаза.
Практически все сюжеты эвенских и эскимосских сказок разворачиваются во время охоты или рыбалки. Неодинаковое соотношение универсальных и локальных сюжетов в волшебных сказках эвенов (15% и 85% соответственно) и эскимосов (41% и 59% соответственно) свидетельствует, возможно, о неодинаковом влиянии культуры других народов, в связи с чем появляются бродячие сюжеты. Преобладание локальных сюжетов по сравнению с универсальными сюжетами в обеих сказочных традициях может быть связано с «замкнутостью» культуры этих народов и сохранением национальной специфики, которая отражается в содержании сказок. Произведения с оригинальными сюжетами составляют особую разновидность эвенских и эскимосских волшебных сказок.
Список литературы
1. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Русское устное народное творчество: хрестоматия по фольклористике. М.: Индрик, 2003. С. 168-173.
2. Воскобойников М. Г., Меновщиков Г. А. Сказки народов Севера. М. - Л.: Государственное изд-во худ. лит-ры, 1951. 669 с.
3. Захарова Е. П. Сказки страны Эвении. Якутск: ГУРИМЦ, 2003. 12 с.
4. Изучаем фольклор народов Севера: учебник-хрестоматия для 5-6 классов / авт.-сост. А. С. Жулева. М.: МИРОС, 1997. 200 с.
5. Меновщиков Г. А. Эскимосские сказки и мифы. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука, 1988. 536 с.
6. Новикова К. А. Возвращаясь к истокам // Эвенская литература: сборник / составитель В. Огрызко. М.: Литературная Россия, 2005. 384 с.
7. Фольклор эвенов Березовки (образцы шедевров) / Департамент по делам народов и федератив. отношениям РС (Я), Ин-т проблем малочисл. народов Севера СО РАН; сост. В. А. Роббек. Якутск, 2005. 362 с.
8. Эвенские сказки: сборник сказок / собр. и обр.: Л. Е. Большакова, А. Чайко. Магадан: Изд-во «Охотник», 2015. 92 с.
9. A Treasury of Eskimo Tales by Clara K. Bayliss [Электронный ресурс]. URL: http://www.gutenberg.org/files/24569/ 24569-h/24569-h.htm (дата обращения: 20.08.2016).
10. Rasmussen K. Eskimo folk tales [Электронный ресурс]. URL: http://www.sacred-texts.com/nam/inu/eft/eft02.htm (дата обращения: 20.08.2016).
11. Uther H.-J. The Types of International Folktales: A Classification and Bibliography based on the System of A. Aarne and S. Thompson. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 2004. Vol. 1-3.
TYPOLOGY OF PLOTS IN THE EVEN AND ESKIMO FAIRY TALES
Gorokhova Anna Ivanovna, Ph. D. in Philology Androsova Fekla Semenovna, Ph. D. in Philology North-Eastern Federal University in Yakutsk [email protected]; afs. [email protected]
For the first time the article presents a comparative study of the plot structure of the Even and Eskimo fairy traditions. In the course of the research it is found out that both universal plots peculiar to fairy tales of other nations of the world and local plots directly identified only in fairy tales of the Evens and Eskimo, are met in the fairy tales under consideration. This division is based on the use of the universal, international indicators of fairy plots by Hans-Jorg Uther according to the system Aarne-Thompson while analyzing.
Key words and phrases: the Even fairy tales; the Eskimo fairy tales; universal plot; local plot; fairy type.