Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЯ СВОБОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТИПОЛОГИЯ СВОБОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Cвобода / педагогическая деятельность. / Freedom / pedagogical activity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Г. Н.

В статье приводятся результаты исследования типологии свободы педагогической деятельности. Данные типы были получены эмпирическим методом посредством интернетопроса педагогов в начале пандемии, обусловившей активный переход к дистанционному обучению. Данная ситуация классифицировалась многими педагогами как экстремальная, что позволило изучить такую характеристику педагогической деятельности, как свобода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGY OF FREEDOM OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article presents the results of a study of the typology of the freedom of pedagogical activity. These types were obtained empirically through an online survey of teachers at the beginning of the pandemic, which led to an active transition to distance learning. This situation was classified by many teachers as extreme, which made it possible to study such a characteristic of pedagogical activity as freedom.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЯ СВОБОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 159

ТИПОЛОГИЯ СВОБОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2022 Г. Н. Ларина

доцент кафедры психологии e-mail: galka. larina @ yandex. ru

Курский государственный университет

В статье приводятся результаты исследования типологии свободы педагогической деятельности. Данные типы были получены эмпирическим методом посредством интернет-опроса педагогов в начале пандемии, обусловившей активный переход к дистанционному обучению. Данная ситуация классифицировалась многими педагогами как экстремальная, что позволило изучить такую характеристику педагогической деятельности, как свобода.

Ключевые слова: свобода, педагогическая деятельность.

TYPOLOGY OF FREEDOM OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

© 2022 G. N. Larina

Associate Professor, Department of Psychology e-mail galka. larina @ yandex. ru

Kursk State University

The article presents the results of a study of the typology of the freedom of pedagogical activity. These types were obtained empirically through an online survey of teachers at the beginning of the pandemic, which led to an active transition to distance learning. This situation was classified by many teachers as extreme, which made it possible to study such a characteristic of pedagogical activity as freedom.

Keywords: freedom, pedagogical activity.

Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной активности педагога с целью передачи общественно-исторического опыта обучающимся. Педагогическая деятельность характеризуется разной степенью свободы, предоставляемой ученикам в формах, характере и способах усвоения нового знания [1]. Переход на дистанционное обучение, который многими учителями воспринимался как экстремальная ситуация, детерминировал различные стратегии проявления свободы педагогической деятельности. Условия работы становятся экстремальной ситуацией тогда, когда они осознаются преподавателем, переживаются как несущие угрозу привычным условиям жизнедеятельности [2; 3].

С помощью гугл-форм мы провели исследование с целью выявления типов свободы педагогической деятельности, которые учителя использовали до и во время дистанционного обучения. Были опрошены 104 педагога Курской области, 97% из которых женщины,. В ходе исследования были получены следующие результаты.

С помощью авторской методики «Типология свободы педагогической деятельности» мы определили три основных ее типа: ограничительный, разрешительный, рациональный. Более подробно результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Типология свободы педагогической деятельности _в обычной и экстремальной ситуации_

Тип свободы педагогической деятельности Процент испытуемых

в обычной ситуации в экстремальной ситуации

Ограничительный 20% 58%

Разрешительный 35% 15%

Рациональный 9% 4%

Смешанный 31% 23%

Тип свободы не выявлен 5% 0%

По данным таблицы видно, что в экстремальной ситуации большинство педагогов использовали ограничительный тип свободы педагогической деятельности. Это объясняется тем, что в экстремальной ситуации перехода к дистанционному обучению нужно было действовать четко и единолично. Учитель принимал ответственность на себя, он лучше знал образовательные платформы и направлял учебную деятельность учеников.

Вместе с этим мы изучили направленность личности педагога, так как, по мнению С.Л. Рубинштейна, она является главным компонентом личности [4]. В результате были получены данные, представленные в таблице.

Таблица 2

Направленность педагога

Обычная ситуация Экстремальная ситуация

Направленность на себя (Б) 10% 35%

Направленность на взаимные действия (I) 41% 31%

Направленность на решение задачи (Т) 49% 34%

По данным таблицы видно, что в экстремальной ситуации увеличивается показатель Б, преобладают мотивы собственного благополучия, стремления к превосходству, властвованию. Отрицательные черты проявляются в конфликтных ситуациях. При благополучном стечении обстоятельств педагоги могут добиваться положительных результатов в работе. Это объясняется тем, что учитель думает о себе и о обучающихся, ему нужно принимать много быстрых решений, с которыми он ранее не сталкивался в своей жизни. Уменьшаются показатели Т. Преобладают мотивы достижения учебной группой поставленных целей. Нет проблем с организацией класса. Работают интенсивно и увлеченно, добиваются высоких достижений в обучении, используют разные педтехнологии - искренний интерес к личностям учеников, сопереживание им; учитывается актуальное состояние каждого ребенка и класса в целом. Интерес не к конечному результату, а к развитию совместной деятельности, партнерских отношений. Иногда уступают давлению коллектива, есть трудности в организации работы целого класса, которые направлены на общение и реакцию обучающихся.

Далее рассмотрим результаты исследования стилей педагогического общения.

Ларина Г. Н. Типология свободы педагогической деятельности

Стили педагогического общения

По данным таблицы и рисунка видно что модели педагогического общения «Модель гиперрефлексивная» и «Модель активного взаимодействия "Союз"» лидируют по процентному соотношению. При стиле общения «Модель гиперрефлексивная» учителю важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, а в модели «Союз» всегда дружеское отношение с учащимися. Авторитарная и диктаторская модели выявлены у немногих респондентов. Таким образом, если анализировать все результаты исследования, можно сделать вывод о том, что большая часть педагогов поменяла тип свободы педагогической деятельности на ограничительный, даже те, которым это совсем не свойственно.

Экстремальные ситуации бывают разные, чаще всего это связано с агрессивным поведением учеников, буллингом и подобным. Также бывают и нетипичные ситуации, несущие угрозы жизни и здоровью детей. Можно обозначить виды ситуаций и отработать алгоритмы действий. Но классифицировать все виды экстремальных ситуаций ближайшего и отдаленного будущего невозможно. Единственной рекомендацией вследствие полученных результатов исследования мы рассматриваем повышение профессиональных компетенций в процессе квалификации через усвоение новых педагогических технологий.

Библиографический список

1. Ларина, Г. Н. Влияние мотивации учебной деятельности на свободу личности группы / Г. Н. Ларина, С. В. Дроздов // Ученые записки. Электронный научный журнал

Курского государственного университета. - 2019. - № 3(51). - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3340/ (дата обращения: 23.03.2020).

2. Представления о свободе и отношение к ней в студенческих группах // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2019. - Том 4. - № 3 (15).

3. Ларина, Г. Н. Стили деятельности педагогов начальных классов в экстремальной ситуации / Г. Н. Ларина, А. А. Шумская, С. В. Дроздов // От мечты к открытию: психологические исследования молодых ученых. материалы региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых преподавателей / Курский государственный университет. - Курск, 2021. - С. 148-150.

4. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - Москва: Наука, 1998. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.