Научная статья на тему 'Типология стран по их роли и участию в мировой швейной промышленности'

Типология стран по их роли и участию в мировой швейной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШВЕЙНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА / CLOTHING INDUSTRY / GLOBALIZATION / INTERNATIONAL DIVISION OF LABOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратов И. Н., Федорченко А. В.

Оценочно-типологический подход один из важнейших методов экономико-гео гра фи ческих исследований. Его эффективное применение при анализе отдельных отраслей непростая задача вследствие усложнения системы международного разделения труда под воздействием глобализации. Чтобы выделить разные типы стран по степени их вовлеченности в систему международного разделения труда в определенной отрасли, необходимо проанализировать ряд показателей. В статье предложен один из возможных способов подобного анализа на примере мировой швейной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of countries according to their role and involvement in the world clothing industry

An effective application of the typology method in industry studies is not an easy task because of the complicated international division of labor under the present-day globalization processes. To distinguish different types of countries according to the level of their involvement into the international division of labor in a certain industry a number of indicators need to be analyzed. The article suggests a possible algorithm of such analysis taking the world clothing industry as an example.

Текст научной работы на тему «Типология стран по их роли и участию в мировой швейной промышленности»

УДК 687.1

1 7

И.Н. Панкратов1, А.В. Федорченко2

ТИПОЛОГИЯ СТРАН ПО ИХ РОЛИ И УЧАСТИЮ В МИРОВОЙ ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Оценочно-типологический подход — один из важнейших методов экономико-географических исследований. Его эффективное применение при анализе отдельных отраслей — непростая задача вследствие усложнения системы международного разделения труда под воздействием глобализации. Чтобы выделить разные типы стран по степени их вовлеченности в систему международного разделения труда в определенной отрасли, необходимо проанализировать ряд показателей. В статье предложен один из возможных способов подобного анализа на примере мировой швейной промышленности.

Ключевые слова: швейная промышленность, глобализация, международное разделение труда.

Постановка проблемы. Оценочно-типологический подход традиционно является одним из важных методов экономико-географических исследований. Однако глобализация и усложнение системы международного разделения труда (МРТ) делают его использование применительно к отраслям мирового хозяйства весьма непростой задачей. Степень эффективности этого метода напрямую зависит от правильного выбора показателей, которые отражают различные аспекты участия стран в системе МРТ в конкретной отрасли. Эту задачу нельзя успешно решить без достоверных статистических данных об объемах производства основных видов продукции отрасли и торговли ими. Однако такого рода статистика далеко не всегда есть в свободном доступе. Причины этого заключаются как в невозможности адекватно учесть производимую и реализуемую продукцию, так и в неоднозначности используемых для этих целей единиц измерения.

Для многих отраслей промышленности и сельского хозяйства, которые производят качественно однородную продукцию, проблема выбора первичных показателей, характеризующих объемы производства, не стоит. Например, в добывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, металлургии, «крупнотоннажной» химической промышленности и многих отраслях сельского хозяйства таковыми служат единицы веса (тонны, килограммы) или объема (кубические метры для газовой промышленности и для некоторых видов продукции лесного комплекса). Подобные натуральные показатели позволяют проводить более или менее корректные сопоставления и сравнивать производственные возможности стран и регионов. Хотя такие показатели и не учитывают качественных параметров продукции (содержание полезного вещества в руде, глубину нефтепереработки и пр.), они позволяют довольно четко выявить географическую структуру производства и видимого потребления (при условии наличия торговой стати-

стики, использующей показатели, которые выражены в тех же единицах измерения).

Сложнее обстоит дело с отраслями, производящими качественно разнородную продукцию, — машиностроительным комплексом, «малотоннажной» химической промышленностью (например фармацевтикой), некоторыми отраслями легкой промышленности (швейной, отчасти текстильной и обувной). Проблема еще больше усложняется под воздействием глобализации, так как во многих отраслях все шире распространяется система единичного (поузлового и технологического) разделения труда. В результате экономикогеографы сталкиваются с необходимостью оценивать вклад в производство конечного продукта каждой страны, вовлеченной в технологическую цепочку. Учитывая все это, для первичного экономико-географического анализа отрасли оптимальным представляется использовать показатель добавленной стоимости. Этот показатель позволяет провести первичные сопоставления и сравнивать страны по объему производства, однако следует принимать во внимание его недостатки. Во-первых, он включает некоторые виды издержек (например, заработную плату), уровень которых сильно варьирует для разных стран, во-вторых, он не учитывает качественных характеристик отрасли. Так, некоторые страны характеризуются высокими значениями этого показателя вследствие большого объема производства массовой, стандартизированной продукции; в других странах создаваемая добавленная стоимость хотя и меньше, но образуется за счет производства относительно небольшого количества дорогих и технически сложных продуктов. Таким образом, показатель добавленной стоимости необходимо дополнять другими показателями.

В качестве примера применения обозначенных подходов авторы статьи на основе набора показателей разработали типологию стран мира по их роли и участию в мировой швейной промышленности. Выбор

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра географии мирового хозяйства, аспирант, e-mail: [email protected]

2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра географии мирового хозяйства, канд. геогр. н., доцент, e-mail: [email protected]

этой отрасли обусловлен несколькими причинами: во-первых, она является одной из наиболее проблемных отраслей с точки зрения полноты и доступности статистической информации; во-вторых, в этой отрасли широко распространены все те процессы, которые характеризуют глобализацию в мировой промышленности (углубление предметной специализации стран и единичного разделения труда, увеличение масштаба международного кооперирования производства, усиление роли транснациональных корпораций (ТНК) и пр.). Наконец, еще одна причина заключается в том, что в современных отечественных и зарубежных научных работах, посвященных развитию мирового хозяйства и его отдельных отраслей, швейной промышленности уделено весьма небольшое внимание. В РФ исследования швейной промышленности касаются в основном вопросов маркетинга, рационализации управления предприятиями, деятельности ведущих розничных сетей на российском рынке. В то же время почти отсутствуют работы, где анализируется современная географическая структура мирового производства одежды и торговли ею.

Статистические особенности данных о швейной промышленности. Сложности сбора данных об объеме производства в отрасли связаны прежде всего с качественной разнородностью и широчайшей номенклатурой выпускаемой продукции, что не позволяет использовать натуральные показатели (масса, объем, число в штуках и т.д.). Качественная разнородность продукции делает практически невозможными биржевые спекуляции с одеждой, чем в определенной степени обусловлен невысокий спрос на производственную статистику по этой отрасли. Кроме того, благодаря невысоким барьерам для входа в отрасль в швейной промышленности получили широкое распространение малые и мельчайшие фирмы, труд на дому, а также «серое», т.е. нигде не декларируемое производство. В результате оценка реального объема производства одежды по странам превращается в трудную задачу.

Другую серьезную проблему представляет оценка объема потребления одежды в разных странах. Конечные потребители одежды — покупатели, которые приобретают товар в магазинах розничной торговли и на вещевых рынках. Располагая данными о произведенной швейной отраслью добавленной стоимости, а также о масштабе экспорта и импорта в стоимостном выражении, рассчитать объем потребления одежды в стране едва ли возможно. Кроме того, если стоимость одежды, реализуемой в магазинах, еще можно подсчитать (хотя это крайне трудоемкая операция), то стоимость одежды, продаваемой на рынках, подсчету не поддается, так как далеко не все продавцы имеют кассовые аппараты и декларируют в каких-либо документах реальный объем реализуемой продукции. Добавим, что вещевые рынки не спешат уходить в небытие и вполне успешно функционируют в развитых, а тем более в развивающихся странах.

В формировании территориальной структуры многих отраслей мирового хозяйства все большую роль играют ТНК. Швейная промышленность не стала исключением. Например, швейные отрасли таких стран, как Бангладеш, Камбоджа, Гватемала, Белиз, и ряда других стран Южной, Юго-Восточной Азии и Центральной Америки получили стимул к развитию во многом благодаря фирмам развитых стран, использующим местную дешевую рабочую силу. Оценка масштаба деятельности ТНК, их доли на мировом и национальных рынках также очень сложная задача. В ежегодных отчетах швейные фирмы, как правило, публикуют лишь данные об объеме и географии продаж, а также некоторые финансовые показатели. Ни одна из них в силу вышеназванных причин не берется оценивать, какую долю мирового рынка одежды она контролирует.

Несмотря на перечисленные проблемы, возникающие при экономико-географическом анализе швейной отрасли, авторы статьи попытались разработать типологию стран по их роли и характеру участия в МРТ в швейной промышленности мира. Такая типология позволяет кратко, но вместе с тем достаточно емко характеризовать швейные отрасли ведущих стран, а используемая статистическая информация хорошо отражает географическую структуру производства и международной торговли одеждой.

Методика составления типологии. Разработанная нами типология охватывает 24 страны, для которых Организация по промышленному развитию ООН (ЮНИДО) предоставляет информацию о добавленной стоимости, произведенной швейной промышленностью. На эти государства в 2006 г. в совокупности приходилось примерно 85% произведенной в отрасли добавленной стоимости, а также более 3/4 мирового экспорта и импорта одежды [6]. На первом этапе составления типологии страны были классифицированы по 7 показателям, отражающим параметры производства одежды и значение швейной отрасли для национальных экономик, а также параметры, которые характеризуют участие рассматриваемых стран в системе МРТ, сформировавшейся в данной отрасли. Перечислим эти показатели.

1. Относительный масштаб производства, выражающийся отношением доли национальной швейной промышленности в мировой к доле страны в населении мира. Показатель рассчитан по формуле

Мотн (Снац/ Смир) / (Ннац/Нмир),

где Снац — добавленная стоимость, созданная швейной отраслью страны; Смир — добавленная стоимость, созданная мировой швейной отраслью; Ннац — население страны; Нмир — население мира.

Этот показатель отражает, сколько процентов мировой швейной продукции приходится на 1% мирового населения, проживающего в данной стране. Наибольшие значения относительного масштаба производства имеют Гонконг (9,45), Таиланд (7,53),

Италия (6,99), а наименьшие — Бангладеш (0,53), Индонезия (0,41), Индия (0,12).

2. Индекс локализации производства, который представляет собой отношение доли швейной промышленности в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности страны к аналогичному среднемировому показателю (1,8% в 2006 г. [4]). Этот показатель свидетельствует о степени специализации страны на производстве швейной продукции. Самые высокие индексы локализации производства имеют Бангладеш (6,83), Гонконг (5,11), Вьетнам (4,5), а самые низкие — Великобритания и Республика Корея (по 0,44), а также Германия (0,33).

3. Коэффициент относительной международной специализации представляет собой отношение доли одежды в экспорте страны к аналогичному среднемировому показателю (2,6% в 2006 г. [6]). Коэффициент отражает повышенное или пониженное значение доли одежды в экспорте страны. Наиболее высокие показатели коэффициента оказались у Бангладеш (27,1), Вьетнама (5,5), Турции (5,0), а самые низкие — у Аргентины (0,09), Бразилии (0,08), Японии (0,03).

4. Индекс МРТ — один из наиболее распространенных при проведении исследований, посвященных проблемам развития мирового хозяйства [2]. Применительно к рассматриваемой типологии его рассчитывали как частное от деления доли страны в мировой торговле одеждой (экспорт + импорт) на долю страны в мировом производстве швейной продукции. Если индекс >1, это свидетельствует, что данная страна оказывает влияние на международную торговлю. Наибольшие значения индекса МРТ имеют Гонконг (7,5), Великобритания и Германия (по 3,1), а наименьшие — Таиланд (0,1), Бразилия (0,05) и Аргентина (0,04).

В отличие от не менее известного коэффициента МРТ, рассчитываемого как отношение доли страны в мировом экспорте товара к доле страны в мировом производстве этого товара, индекс МРТ учитывает показатели импорта продукции. Например, США имеют скромный по мировым масштабам экспорт одежды и соответственно характеризуются малым значением коэффициента МРТ. Однако было бы неверно утверждать, что эта страна не влияет на международную торговлю одеждой, так как на нее приходится более 1/4 мирового импорта рассматриваемой продукции [6].

5. Относительная стоимость 1 кг экспортируемой одежды. Этот показатель представляет собой частное от деления средней стоимости 1 кг экспортируемой страной одежды на среднемировую стоимость 1 кг экспортируемой одежды (22,1 долл. в 2006 г. [6]). Показатель демонстрирует, на каком ценовом сегменте одежды специализируется страна, а также косвенно свидетельствует о качестве продукции и уровне развития национальной швейной отрасли. Если относительная стоимость 1 кг одежды <1, то страна экспортирует в целом более дешевую продукцию

по сравнению со среднемировой ценой. Очевидно, что «средний килограмм» может включать как белье и чулочно-носочные изделия (априори довольно дешевые), так и костюмы (априори более дорогие). Однако средние значения во многом нивелируют подобные вариации в составе экспортируемых изделий. При этом важно помнить, что производство тех или иных предметов одежды ориентируется на наличие ресурсов рабочей силы определенной квалификации, поэтому страны, делающие ставку исключительно на низкую стоимость труда, с высокой долей вероятности будут специализироваться на более дешевых видах продукции.

Наибольшие значения этого показателя имеют Япония (3,6), Италия (2,9) и Испания (2,8), а самые низкие — Индонезия (0,57), Филиппины (0,55), а также Бангладеш (0,45).

6. Степень ориентации на внешние рынки, выраженная в процентах. Этот показатель демонстрирует, какая часть швейной продукции, производимой в стране, поступает в каналы международной торговли. Показатель представляет собой отношение стоимости экспорта одежды к стоимости произведенной в стране швейной продукции. Наиболее высокая степень ориентации на внешние рынки отмечена для Вьетнама (84%), Германии и КНР (по 83%), а самая низкая — у Бразилии (2,5), Аргентины (1,9%) и Японии (1,7%) [5].

7. Степень зависимость от импорта, выраженная в процентах. Показатель отражает долю импортной одежды в видимом потреблении подобной продукции и представляет собой частное от деления стоимости импорта одежды на ее видимое потребление в стране, выраженное в рыночных ценах. Наибольшей зависимостью от импортной одежды характеризуются Германия (85%), Великобритания (82%), Франция (73%), а наименьшей — Аргентина (3,2%), Индия и Таиланд (по 1,4%) [5].

На следующем этапе составления типологии, чтобы выявить дублирующие показатели, были рассчитаны коэффициенты корреляции между значениями 7 индикаторов для анализируемых стран, однако ни в одной паре значение коэффициента корреляции не превысило 0,6. На следующем этапе проведена процедура нормирования всех 7 показателей, чтобы расположить их значения в диапазоне от 0 до 1. Нормирование проводилось по формуле

K = (Хп ^тш) / (Хтах -^тш^

где Хп — значение данного показателя для конкретной страны, Хтп — его минимальное значение во всей совокупности стран, Хтах — максимальное значение показателя во всей совокупности стран [1].

После нормирования все приведенные (нормированные) показатели складывали и делили на 7. В результате для каждой страны рассчитан индекс развития швейной промышленности (ИРШП). На основе полученных значений ИРШП составлена

типология стран по их роли и характеру участия в мировой швейной промышленности. Согласно проведенным расчетам, наиболее высокий ИРШП имеют Гонконг (0,61), Италия (0,49) и Бангладеш (0,48) (таблица).

Расчет показателей для типологии стран на основе индекса развития швейной промышленности (2006 г.)

Страна 1 2 3 4 5 6 7 ИРШП

Гонконг 9,45 5,11 3,35 7,49 1,28 66,0 33,0 0,611

Италия 6,99 2,06 1,83 0,85 2,90 66,0 58,0 0,486

Бангладеш 0,53 6,83 27,06 1,05 0,45 79,2 7,2 0,476

Германия 1,67 0,33 0,47 3,08 1,71 83,0 85,0 0,432

Испания 2,37 0,67 0,93 1,62 2,76 58,0 71,9 0,399

Франция 3,62 1,06 0,73 1,29 1,56 56,0 73,0 0,363

Великобритания 1,37 0,44 0,45 3,09 0,97 52,5 82,4 0,332

Вьетнам 0,79 4,50 5,48 0,93 0,66 84,3 20,2 0,332

Япония 4,60 0,94 0,03 0,43 3,63 1,7 46,0 0,312

Канада 3,01 0,67 0,18 0,90 1,42 33,9 66,1 0,279

Турция 2,24 1,94 5,02 0,76 0,99 65,0 11,0 0,258

КНР 1,06 1,78 3,75 0,72 1,01 82,9 8,0 0,256

Мексика 0,71 0,67 0,96 1,23 1,20 60,2 37,2 0,240

Таиланд 7,53 3,89 1,24 0,10 0,71 15,0 1,4 0,236

США 2,45 0,50 0,18 1,23 0,57 16,3 72,0 0,214

Индонезия 0,41 1,28 2,17 0,66 0,57 80,0 6,9 0,198

Тайвань 4,88 2,22 0,24 0,23 0,69 16,5 14,1 0,177

Индия 0,12 1,00 2,84 0,71 1,11 58,9 1,4 0,175

Перу 1,68 2,83 1,93 0,30 1,31 24,5 3,5 0,175

Республика Корея 1,89 0,44 0,26 0,67 0,79 27,1 38,2 0,165

Филиппины 0,75 1,72 2,11 0,43 0,55 53,0 4,9 0,158

Колумбия 1,22 1,17 1,50 0,21 1,01 20,1 3,8 0,107

Аргентина 1,82 1,00 0,09 0,04 1,40 1,9 3,2 0,088

Бразилия 0,76 0,83 0,08 0,05 1,04 2,5 3,6 0,053

Примечание. Показатели: 1 — относительный масштаб производства; 2 — индекс локализации производства; 3 — коэффициент относительной международной специализации; 4 — индекс МРТ; 5 — относительная стоимость 1 кг экспортируемой одежды; 6 — степень ориентации на внешние рынки; 7 — зависимость от импорта.

Анализ выделенных типов стран. Выделены 3 типа и 4 подтипа стран (рисунок). Первый тип назван «Развитые производители, ориентированные на внешние рынки» со значениями ИРШП от 0,26 до 0,61. Следующий тип получил название «Развивающиеся производители»; здесь значение ИРШП находилось в пределах 0,18—0,24. Третий тип назван «Крупные производители с ориентацией на внутренние рынки», значения ИРШП составляют от 0,05 до 0,18.

К первому типу — развитые производители, ориентированные на внешние рынки, — отнесены 8 стран:

Гонконг, Италия, Германия, Испания, Франция, Великобритания, Турция, КНР. В рамках этого типа выделены 2 подтипа стран — развитые производители с большой зависимостью от импорта, а также развитые производители с малой зависимостью от импорта.

К первому подтипу отнесены Италия, Германия, Испания, Франция и Великобритания. Все эти страны характеризуются пониженной долей швейной отрасли в обрабатывающей промышленности и экспорте в связи с высоким уровнем диверсификации национальных экономик. В меньшей степени это утверждение касается Италии, для которой швейная промышленность традиционно является одной из важнейших отраслей хозяйства. Для всех стран подтипа характерны высокая ориентация на внешние рынки (50% и выше) и высокая доля импортной продукции в видимом потреблении (свыше 40%). В названных странах стоимость рабочей силы высока, в связи с чем в них рационально производить одежду среднего и верхнего ценовых сегментов, т.е. одежду с высокой добавленной стоимостью. В целях увеличения эффективности производства национальные производители, как правило, имеют узкую специализацию на выпуске тех или иных предметов одежды либо на определенных ценовых сегментах. Однако местным жителям требуются разнообразные предметы одежды, представленные в различных ценовых сегментах. Высокий уровень специализации и сильно дифференцированный спрос вынуждают страны этого подтипа быть одновременно и значимыми экспортерами, и крупными импортерами одежды.

Говоря о производстве одежды в странах подтипа, важно иметь в виду, что речь идет о стоимости продукции, а не о количестве предметов одежды. Поэтому высокая добавленная стоимость, произведенная их швейными отраслями, еще не говорит о том, что указанные страны в состоянии сами удовлетворить весь внутренний спрос на одежду. Отметим, что этот подтип стран характеризуется повышенной стоимостью 1 кг экспортируемой одежды (в 1,4—3,6 раза выше среднемирового показателя), а также повышенными значениями относительного масштаба производства.

Во второй подтип включены Гонконг, Турция и КНР. Для них характерна высокая ориентация на зарубежные рынки как в связи с работой по подрядным договорам с фирмами развитых стран, так и в связи с низкими (как правило) доходами местного населения. Вследствие производства широкой номенклатуры продукции и слабой дифференциации внутреннего спроса для этого подтипа стран характерна небольшая доля импортной продукции. Швейная промышленность имеет большое значение для национальных экономик этих стран, что выражается в повышенной доле отрасли в промышленном производстве и экспорте. Средние экспортные цены за 1 кг одежды из этих стран близки к среднемировым или несколько ниже (в случае с Гонконгом стоимость выше среднемировой из-за торговой надбавки, которая придает

Типология стран по роли и характеру участия в мировой швейной промышленности

смысл реэкспорту). Добавим, что среднемировые экспортные цены на одежду в значительной степени зависят именно от этих стран, так как на них приходится более 40% мирового экспорта одежды, причем как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Страны этого подтипа делают ставку на использование дешевого труда, а также на выпуск изделий в большом количестве, получая выгоды от экономии на масштабе производства.

Обратим внимание на существенный отрыв значения ИРШП для Гонконга от соответствующих показателей двух других стран этого подтипа. Специальный административный район КНР находится среди лидеров по многим показателям, использованным для составления типологии: индексу МРТ (1-е место за счет огромного реэкспорта китайской одежды), относительному масштабу производства (1-е место), индексу локализации производства (2-е место), несмотря на это, швейная промышленность Гонконга имеет ряд качественных характеристик, делающих целесообразным его отнесение именно к данному подтипу стран.

Во второй тип — развивающиеся производители — включены Мексика, Индонезия, Индия, а также Бангладеш, Вьетнам и Филиппины (последние, несмотря на несколько отличающиеся значения ИРШП, по ряду признаков целесообразнее отнести

именно к этому типу). Второй тип имеет ряд общих особенностей со вторым подтипом. Принципиальное отличие — показатель, характеризующий обеспеченность швейной продукцией (относительный масштаб производства, в данном типе стран <1). Страны, отнесенные к рассматриваемому типу, при производстве одежды делают ставку на использование дешевого труда, производя в основном одежду нижнего ценового сегмента.

Из стран этого типа по значению ИРШП из общего ряда заметно выбивается Бангладеш, для которой швейная промышленность имеет важнейшее значение: в этой стране доля швейной отрасли в обрабатывающей промышленности почти в 7 раз выше среднемирового показателя, а доля одежды в экспорте — в 27 раз.

К третьему типу стран — крупные производители с ориентацией на внутренние рынки — отнесены Тайвань, Перу, Республика Корея, Колумбия, Аргентина, Бразилия. Несмотря на более высокие значения ИРШП, к этому типу стран отнесены также Япония, Канада, Таиланд и США. Для стран рассматриваемого типа характерны в целом высокая обеспеченность швейной продукцией, довольно скромная роль швейной отрасли в промышленном производстве (кроме Таиланда, Перу и Тайбэя) и национальном экспорте, небольшие значения показателей, характеризующих

участие страны в МРТ. Важная особенность стран этого типа заключается в том, что доля продукции, идущей на экспорт, у них сравнительно невелика (варьирует внутри типа от 3 до 40%), равно как и доля импортной продукции в видимом потреблении (от 1,5 до 38%).

Исключения — Япония, Канада и США, у которых более 45% потребляемой одежды приходится на импортную продукцию, что можно объяснить теми же причинами, что и в случае с подтипом «развитые производители с большой зависимостью от импорта». В связи с этим указанные страны выделены в особый подтип, получивший название крупные производители с ориентацией на внутренние рынки с большой зависимостью от импорта. В рамках мировой швейной промышленности эти страны специализируются на производстве качественных изделий, соответствующих тенденциям моды, а также на выпуске продукции, дифференцированной на основе торговой марки (бренда). Остальные страны отнесены к подтипу крупные производители с ориентацией на внутренние рынки с малой зависимостью от импорта. Эти страны делают ставку на использование дешевого труда, используя свое конкурентное преимущество в стоимости факторов производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горкин А.П. Постиндустриальность экономики стран мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2007. № 5. С. 3-9.

2. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства: Международное разделение труда. М.: Аспект-Пресс, 2006.

3. International Trade Statistics (UNCTAD/WTO). 2007. Mode of access. URL: www.intracen.org/tradstat.welcome.htm (02.05.2009).

I.N. Pankratov, A.V. Fedorchenko

Заключение. Предложенная нами типология стран по их роли и характеру участия в мировой швейной промышленности — пример использования оценочно-типологического метода исследования применительно к отраслям мирового хозяйства. Очевидно, что представленный в статье подход не является универсальным, так как любая отрасль мирового хозяйства имеет специфику, обусловливающую необходимость выбора определенных показателей, расчета соответствующих коэффициентов, разработки обоснованной методики вычисления интегральных показателей (если таковые нужны для выделения типов стран). Кроме того, интегральные коэффициенты, сколь бы безупречной ни была бы методика их расчета, не могут служить единственным основанием типологии; для окончательного выделения типов стран необходим учет дополнительных параметров и условий развития. Это неизбежно приводит к некоторой авторской субъективности при окончательном выделении типов стран и потому оставляет простор для критики.

Несмотря на перечисленные обстоятельства, предложенный в статье подход в общем виде можно использовать для изучения многих отраслей промышленного производства, особенно тех, которые процесс глобализации затронул в наибольшей степени.

4. International Yearbook of Industrial Statistics. Vienna: UNIDO, 2008.

5. United Nations Industrial Development Organization. 2008. Mode of access. URL: www.unido.org (05.05.2009).

6. United Nations Commodity Trade Statistics Database. 2007. Mode of access. URL: http://comtrade.un.org/db/ (08.05.2009).

Поступила в редакцию 28.12.2009

TYPOLOGY OF COUNTRIES ACCORDING TO THEIR ROLE AND INVOLVEMENT IN THE WORLD CLOTHING INDUSTRY

An effective application of the typology method in industry studies is not an easy task because of the complicated international division of labor under the present-day globalization processes. To distinguish different types of countries according to the level of their involvement into the international division of labor in a certain industry a number of indicators need to be analyzed. The article suggests a possible algorithm of such analysis taking the world clothing industry as an example.

Key words: clothing industry, globalization, international division of labor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.