УДК 37.013.46 ББК 13.00.02 А-65
Андронникова Ольга Владимировна, аспирант кафедры рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», e-mail: [email protected];
Демина Людмила Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», e-mail: [email protected]
ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ СЕТЕВЫХ ЖУРНАЛОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ (рецензирована)
В статье проводится исследование проблемы медиаобразования в контексте современных электронных сетевых журналов для дошкольников. Представленная типологическая модель электронных изданий позволяет расширять знания родителей и детей с целью совершенствования медиаобразования на современном этапе развития.
Ключевые слова: медиаобразование, сетевой журнал для детей, типологическая модель, электронные издания для детей.
Andronnikova Olga Vladimirovna, a postgraduate student of the Department of Advertising and Public Relations of FSBEI HE "Kuban State University", e-mail: [email protected];
Demina Lyudmila Ivanovna, Doctor of Philology, Professor of the Department of Advertising and Public Relations of FSBEI HE "Kuban State University", e-mail: [email protected]
TYPOLOGY OF MODERN NETWORK JOURNALS FOR CHILDREN IN THE MEDIA EDUCATION SYSTEM (reviewed)
The article studies the problem of media education in the context of modern electronic online journals for preschoolers.
The presented typological model of electronic editions allows to expand knowledge of parents and children with the purpose of media education improvement at the present stage of development.
Key words: media education, online magazine for children, typological model, electronic publications for children.
В современном медиапространстве представлено достаточное количество электронных изданий, ориентированных на детскую аудиторию. Однако необходимо обладать определенными знаниями и детям, и родителям, чтобы ориентироваться в мире электронных изданий.
На сегодняшний день актуальной становится проблема дошкольного медиаобразования, поскольку именно в этом возрасте современные дети приобщаются к техническим средствам в виде телефона, планшета, компьютера. Родителям и всем, кто
связан с воспитанием детей, необходимо иметь базовые знания о типологических особенностях электронных медиа для дошкольников, чтобы правильно направлять, воспитывать, развивать, образовывать дошкольников, чтобы они могли быстро находить полезную информацию в медиапространстве и применять в будущем эти навыки в школьной образовательной медиасреде.
В современном медиапространстве выделяют непосредственно детские сетевые журналы, функционирующие в сети Интернет и не имеющие печатных аналогов, и интернет-версии печатных журналов, а также собственно электронные журналы для детей.
Однако понятия «детский сетевой журнал» и «детский электронный журнал» разделяют, базируясь на принципе «автономности». Так, С.А. Петрова предлагает считать «детским сетевым журналом» издание, функционирующее в Интернете и обладающее рядом специфических возможностей, включая интерактивность.
Благодаря развитию информационных технологий и появлению новых высокотехнологичных устройств видоизменяются и сетевые издания, подстраиваясь под максимально удобную для читателя форму.
Я.Н. Засурский отмечает, что сотовый телефон является самым популярным и распространенным инструментом доступа к информации, распространения информации и даже ее хранения [2, с. 34-36]. Именно поэтому мобильные приложения-программы, используемые на телефоне или планшете, играют сегодня особую роль.
Интернет-приложения детских сетевых СМИ, с одной стороны, автономны, то есть требуют установки на мобильное устройство и предполагают использование даже без подключения к Интернету, с другой стороны, они требуют регистрации и обновления, следовательно, являются гибридом электронного и сетевого журнала.
Сетевые СМИ для детей, несмотря на свою уникальность, в связи с новизной в медиапространстве, обладают общими для всех СМИ, в первую очередь печатных, характеристиками.
Для исследования типологических особенностей интернет-журналов для детей авторами данной статьи были проанализированы издания, представленные в информационно-поисковых системах (Google, Yandex, Mail, Rambler, Yahoo, LiveInternet); в регистрационном каталоге периодики Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; в каталожных базах сайтов периодических изданий «library.ru», «litcatalog.ru», «refer.ru», «kinder.ru», «mavica.net» и каталоге приложений интернет-магазинов Google Play, App Store. Было выявлено 112 интернет-изданий для детей, которые представлены в различных формах: в виде полноценных оригинальных сайтов, электронных версий печатных изданий и интернет-приложений.
По степени включенности государства (учредителя) в издание детских сетевых журналов выделяются:
1. Сетевые издания, которые являются проектами государственных учреждений (журналы «Сибирячок», «Байр», «Я - Леонардо»).
2. Независимые сетевые журналы, которые получают поддержку государственных ведомств и организаций («Мурзилка», «Веселые картинки», «Введенская сторона», «Спасай-кин»).
3. Сетевые журналы, издателями которых являются частные лица, издательские
дома, и в том числе некоммерческие объединения.
Помимо коммерческих издательских домов, ориентированных в первую очередь на то, чтобы детский интернет-журнал стал экономически выгодным проектом. В сети сегодня функционируют множество электронных изданий, учредителями которых являются всевозможные некоммерческие объединения и союзы («Санкт-Петербургская Искорка», «Квантик», «Кораблик»).
Характер аудитории электронных журналов неоднороден, в этом и особенность изданий для детей. То, что любопытно дошкольнику, не представляет интереса для подростка. Именно поэтому сегодня в России существует ОСТ на издание детской литературы и в том числе периодики с опорой на читательский адрес и возрастные физиологические особенности органов зрения. Сегодня издатель согласно требованиям закона 139-ФЗ от 28.07.2012 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обязан указывать информационные обозначения, направленные на охрану интересов детей. На практике это означает присвоение изданию одной из 5 категорий: 0+; 3+; 6+; 12+; 16+; 18+. Самым младшим читательским адресом среди сетевых СМИ традиционно считается старший дошкольный (4+).
Однако фактически многие родители начинают знакомство детей с Интернетом ранее старшего дошкольного возраста. Сегодня ребенок 2 лет с интересом рассматривающий журнал в телефоне и в планшете уже не вызывает удивления. Педиатры не считают увлечение детей планшетными устройствами вредным. Американская академия педиатрии (ААР) в 2015 году признала, что мобильные устройства могут быть полезными для детей при их рациональном использовании [6].
В медиапространстве представлены сайты, которые указывают читательский адрес 0+ (журналы «Симбик» «Сибирячок»). Однако контент, представленный на сайтах этих изданий, содержит информацию, предназначенную для родителей. Одним из немногих, ориентированных на детей младше 4 лет, является сетевой журнал «Паровозик». Читательский адрес заявлен как 3+, и информация, представленная на сайте, ему соответствует, минимальное количество информации, большие, яркие картинки, комиксы и простой интерфейс делают такой сайт вполне понятным для ребенка младше 4 лет.
Достаточно широко в интернет-магазинах Goole Play и App Store представлены сетевые журналы в виде приложений для детей младше 4 лет («Тачки», «Принцессы», «София Прекрасная», «Самолеты», «Понимашка», «Клёпа» и т.д.). Все они имеют удобный интерфейс, развивающий контент, и предназначены для детей начиная с трехлетнего возраста. Приложения пользуются популярностью, так по данным Google Play, журналы «София Прекрасная»[5], «Мир Принцесс»[4] имеют более 500 тысяч скачиваний.
Необходимо выделить еще одну черту электронных журналов, для детей -стирание границ между возрастными группами - все больше сетевых журналов предлагают информацию, которая рассчитана на 2 и даже 3 возрастные группы, (7-11; 1215; 15-17.). Сетевые журналы публикуют информацию не только для детей, но и для родителей, педагогов, что расширяет аудиторию медиаобразования. Объединение возрастных групп приводит к расширению читательской аудитории и к привлечению рекламодателей. Из анализируемых нами сетевых журналов указывают сразу две возрастные группы аудитории - 62 % (56 журналов), три группы - 3% (8 журналов). Наиболее часто объединяют группы младшего и среднего школьного возрастов (7-10 лет;
11-14 лет) - 32% (29 журналов), среднего и старшего школьного возрастов (11-14 лет; 1517 лет) -14% (16 журналов).
Следовательно, можно говорить о том, что сегодня издания, имеющие два и более читательских адреса, составляют 57%. Такое объединение читательского адреса в итоге отражается на качестве контента, который получают дети.
В настоящее время необходимо говорить и о жанровом своеобразии детских сетевых журналов. Сформировать структуру и упорядочить детские интернет-издания делают попытки многие исследователи. Однако Интернет - достаточно гибкая среда, в которой происходит процесс жанровой модификации.
В связи с этим В.В. Грудинская предлагает разделить детские сетевые СМИ на пять основных групп: информационно-публицистические; издания популяризирующие науку, технику, искусство, религию; развлекательные; литературно-художественные; рекламно-справочные СМИ [1].
Другой научный подход наблюдается в этом вопросе у С.А. Петровой, она выделяет: информационно-публицистические; научно-популярные; художественные и развлекательные журналы.
На наш взгляд, наиболее полная классификация детских электронных журналов, представлена в работах М.Ю. Звягиной и Н.В. Максимовой. Авторы выделяют информационно-публицистические; культурологические; литературно-художественные; научно-популярные, познавательные; развлекательные [3].
На современном рынке электронных изданий для детей востребованностью пользуются познавательные журналы (32 %), затем развлекательные (26%), научно-популярные (15%), литературно-художественные (13%), развивающие (11%), культурологические и духовные (10%) и информационно-публицистические (5%). Данные приведены в соответствии с проведенным анализом рынка электронных журналов для детей.
Информационно-публицистические журналы меньше всего пользуется вниманием у аудитории. На наш взгляд, связано это с тем, что дети младшего и среднего школьных возрастов не являются основной целевой аудиторией для этого вида изданий, а для старшего школьного возраста информационно-публицистические журналы не выдерживают конкуренцию со «взрослыми» сетевыми СМИ.
Литературно-художественные журналы предназначены для аудитории младшего и среднего школьных возрастов. Однако они находятся в сложном положении - многие из них существуют на дотации от Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям («Мурзилка», «Детская роман-газета»), те, что существуют в качестве частных проектов, например, «Электронные пампасы», «Барсук» имеют неудобный для ребенка интерфейс, практически отсутствует художественное оформление.
Развлекательные и познавательные - самые востребованные электронные журналы для детей. Они являются своего рода «психологической разрядкой», при этом основной формой становятся игра и развлечение. Издания такого типа в первую очередь делают акцент на кроссвордах, головоломках, комиксах, рассказах, - все это вызывает интерес со стороны юных читателей и способствует развитию ребенка.
Рекреативная функция детского сетевого издания выражается в моделированной игре в гиперреальности. Ребенок, обращаясь к развлекательно-познавательным изданиям, получает знания, умения и навыки, которые необходимы для освоения
медиапространства. Данный тип журналов включает несколько разделов, ориентированных на развитие логики, на обучение чтению, счету и письму.
В свою очередь отметим, что познавательно-развлекательные журналы для детей направлены на расширение кругозора ребенка. Они освещают разные стороны окружающей жизни, стимулируют его познавательные интенции и формируют навыки поиска информации. Так журнал «Блог школьного всезнайки» содержит интересные новости из мира науки техники, географии, исторические статьи, викторины, кроссворды. Журнал «Спасайкин», главным героем которого стал пёс Спасайкин, рассказывает детям о том, как нужно вести себя в самых сложных ситуациях: при пожаре, наводнении, встрече с незнакомыми людьми и даже о правилах поведения заложников. Сложная для восприятия информация дается в простой увлекательной форме, в виде игр, загадок, тестов. В стремлении охватить максимальное количество аудитории сетевые издания стараются максимально наполнить журнал контентом, удовлетворяющим потребности читателя.
Следует сказать, что со временем больше появляется изданий «информационно-развлекательных», «развлекательно-развивающих» и «литературно-развлекательных. Деление по типу издания является условным, прослеживаются тенденции в создании универсальной модели детского сетевого журнала.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что ориентированность родителей и детей в системе современных электронных медиа, знание типологических особенностей и характерологических признаков электронных журналов для детей повышает уровень медиаобразования в обществе.
Литература:
1. Грудинская В.В. Современные СМИ для детей и юношества. Тенденции развития и типологические черты // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Сер. История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2010. №8(51). С. 163-174.
2. Засурский Я.Н. От электронного общества к мобильному // Информационное общество. 2008. Вып. 5/6. С. 34.
3. Звягина М.Ю., Максимова Н.В. Содержательно-тематический характер детских сетевых журналов и их типы // Гуманитарные исследования. 2015. №4(56). С. 86-92.
4. Мир Принцесс [Электронный ресурс]: URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.whisperarts.disney.princess (дата обращения: 12.09.2017).
5. София Прекрасная [Электронный ресурс]: URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.whisperarts.disney.sofia (дата обращения: 12.09.2017).
6. American Academy of Pediatrics Growing Up Digital: Media Research Symposium. 2015. Oct. 1.
Literature:
1. Grudinskaya V.V. Modern media for children and young people. Trends of development and typological features // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Ser. History. Philology. Culturology. Oriental studies. 2010. № 8 (51). P. 163174.
2. Zasursky Y.N. From the electronic society to the mobile one// Information society. 2008. Issue. 5/6. P. 34.
3. Zvyagina M.Yu., Maximova N.V. The content-thematic nature of children's online journals and their types //Humanitarian research. 2015. № 4 (56). P. 86-92.
4. Princess World [Electronic resource]: URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.whisperarts.disney.princess (reference date: 12/09/2017).
5. Sofia the Beautiful [Electronic resource]: URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.whisperarts.disney.sofia (reference date: 12/09/2017).
6. American Academy of Pediatrics Growing Up Digital: Media Research Symposium. 2015. Oct. 1.