Научная статья на тему 'Типология содержания и форм организации товародвижения в рыночной экономике'

Типология содержания и форм организации товародвижения в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стаханов Дмитрий Викторович

Статья посвящена рассмотрению вопросов: обоснованности использования инструментария логистики в товародвижении. Также рассмотрены теоретико-методологические проблемы логистической организации товародвижения. Даны научно-практические рекомендации по реализации подходов к управлению логистикой в современных хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стаханов Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типология содержания и форм организации товародвижения в рыночной экономике»

цию комплекса федеральных программ; паритетному участию в крупных региональных строительных инвестиционных проектах; выбору обоснованной экономической стратегии в отношениях с территориями, недопущению скоропалительных и непродуманных решений, которые могут привести к росту социальных издержек регионального характера.

Список литературы

1. Акулич И.Л. Маркетинг: Учебник / И.Л. Акулич. - Мн.: Высшая школа, 2012. - С. 447.

2. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2011. - С. 864.

3. Булатова, А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов / А.С. Булатова Под редакцией кандидата экономических наук, доцента. -М.: БЕК, 2008. - С. 214.

4. Джанетто К. Экономическая безопасность. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии / К. Джанетто, Э. Уилер,. - М.: Добрая книга, 2012. - С. 320.

ТИПОЛОГИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Стаханов Дмитрий Викторович, д.э.н., профессор кафедры Э и П Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)«РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог, Российская Федерация

Статья посвящена рассмотрению вопросов: обоснованности использования инструментария логистики в товародвижении. Также рассмотрены теоретико-методологические проблемы логистической организации товародвижения. Даны научно-практические рекомендации по реализации подходов к управлению логистикой в современных хозяйственной деятельности.

Товародвижение есть частная форма товарного обмена, которая в основном интегрирует все разнообразие физического распределения товаров и услуг. В самой лаконичной форме, экономическое содержание категории «товародвижение» можно определить, как физическое распределение товаров и услуг из сферы производства в сферу потребления.

Логистическая организация товародвижения в условиях рыночной экономики должна опираться на теорию предельной полезности товарного обмена, суть которой по мнению Маршалла представляет собой: «... закон равенства отношений предельных полезностей к ценам в условиях потребительского равновесия в трех эквивалентных формах: потребитель максимизирует свое удовлетворение, когда 1) он уравнивает взвешенные предельные полезности всех товаров, т.е. предельные полезности всех товаров, взвешенные по их ценам; 2) он уравнивает соотношение предельных полезностей и соотношение цен для каждой пары потребляемых товаров; 3) он уравнивает предельную полезность долларовой стоимости, каждого

товара, купленного по данной рыночной цене, т. е. он уравнивает предельную полезность долларов, истраченных на всех рынках» [1, с. 316].

Последовательное использование основных постулатов маржинолизма в логистической организации товародвижения, в конечном счете, выражается в достижении оптимума каждой трансакции. При этом имеется в виду оптимум товародвижения по таким критериям, как: время, место, цена, количество, качество и т.д. Идеальным представлением названного оптимума можно считать - оптимум по Паретто, когда каждый участник товарного обмена максимизирует индивидуальные выгоды только с учетом перераспределения совокупной выгоды всех участников процесса товарного обмена. Организованное таким образом товародвижение можно описать артефактом (по Саймону), который представляют как точку пересечения между «внутренним окружением», то есть субстанцией и организацией самого артефакта, и «внешним окружением», то есть средой, в рамках которой он функционирует.

Нестандартные решения теоретико-методологических проблем логистической организации товародвижения главным образом определяются общими тенденциями развития современной фирмы. На наш взгляд достаточно развернутую сравнительную оценку данных тенденций предложил Ф. Котлер [2, с.20], что показано в табл.1.

Исходя из этого основными характерными чертами современной организации товародвижения являются:

- превалирование внешних трансакций над внутренними, что объясняется углублением процесса разделения труда и эффектами масштаба производства;

- максимальное использование преимуществ прогрессивных форм организации товародвижения, построенных на базе современных информационных технологий;

- постепенный переход от конкурентного соперничества по принципу «борьба всех против всех» к разнообразным формам сотрудничества контрагентов хозяйственных связей на основе взаимной экономической выгоды;

- развитие интеграции и кооперации в товарных потоках с использованием вертикальных договорных систем и финансово- промышленных групп;

-трансформация экономических приоритетов максимизации прибыли на максимизацию полезного эффекта участников рыночных трансакций;

- оптимальное сочетание специализации и диверсификации с целью удовлетворения постоянно растущих запросов клиентов;

- постоянный поиск оптимального соотношения полезного эффекта товародвижения с расходами на его организацию;

- развитие рыночной инфраструктуры, способствующей материально-вещественному обеспечению логистической организации товародвижения;

- сокращение цикла движения товара от производителя к потребителю;

- активно развивать логистический сервис, способствующий постепенному превращению товара по замыслу в товар с подкреплением.

Именно в последнем случае все более настоятельной становится потребность в развитии логистического сервиса, а логистический менеджмент становится одной из форм управления товародвижением.

Таблица 1. Развитие компаний [6, с.202]

Раньше Сейчас

Все производить внутри компании Покупать больше вне компании (внешние источники)

Усовершенствования вносить самостоятельно Совершенствоваться, опираясь на достижения других компаний

Работать независимо от остальных Сотрудничать с другими фирмами

Разделять работу между разными отделами Решать возникающие проблемы при помощи многоцелевых групп

Сосредотачиваться на внутреннем рынке Концентрироваться как на внешних, так и на внутренних рынках

Обращать все внимание на производство товара Сосредоточить внимание на рынке и потребителе

Производить типовые товары Производить адаптированные товары и/или товары по индивидуальным заказам

Ставить на первое место товар Обращать особое внимание на стоимость товара

Практиковать массовый маркетинг Практиковать целевой маркетинг

Найти длительное преимущество в конкурентной борьбе Находить новые пути, дающие преимущество над конкурентами

Развивать новые товары медленно и тщательно Ускорять появление новых товаров и производственный цикл

Создавать большие запасы Не создавать значительных запасов

Управлять сверху Управлять сверху, снизу и по горизонтали

Работать на рынке Работать также и на рынке

«Три уровня товара» позволяют говорить о трех стадиях зрелости логистики товародвижения. Там, где имеет место товар по замыслу, строго говоря, логистические операции как бы отсутствуют. По нашему мнению, это скорее всего вина и беда разработчиков товара, которые должны уже на стадии проектирования предусматривать максимально полное удовлетворение потребностей и нужд клиентов. Что касается товара в реальном исполнении, то он просто по определению не может быть таковым без логистического сервиса, т. е. складирования, транспортировки, упаковки и других логистических операций. И только в товаре с подкреплением происходит перераспределение приоритетов в пользу логистических услуг, т.е. всего комплекса мероприятий, которые позволяют извлечь максимум выгоды в процессе товарного потребления.

Постепенное обособление основных операций физического распределения товаров приводит к так называемой отраслевой структуре товарного обращения. В большинстве экономически развитых стран подобная дифференциация включает следующие группы предприятий и отраслей:

1) розничную торговлю и общественное питание;

2) оптовую торговлю;

3) предприятия грузового транспорта;

4) предприятия складирования товаров;

5) предприятия по оказанию услуг в товарном обращении.

Ученые Уральского государственного экономического университета, исследуя процесс товародвижения, акцентируют внимание на развитии различных видов коммерческой деятельности на товарном рынке: «Обобщая круг исследуемых понятий и уточняя их сущность, перечислим основные виды коммерческой деятельности на товарном рынке: 1) сбыт продукции предприятием-изготовителем; 2) оптовая торговля и коммерческое посредничество по продаже различных товаров оптовым покупателям; 3) закупка сырья, материалов, оборудования (материально-техническое обеспечение, материально-техническое снабжение) предприятиями различных отраслей экономики; 4) розничная торговля как специфическая форма коммерческо-посреднической деятельности». [3,с.23]. Подобная содержательная характеристика товародвижения вряд ли может быть признана достаточной. Предлагается следующая типология содержания и форм организации товародвижения в рыночной экономике (табл.2). Предложенная нами типология содержания и форм организации товаров в рыночной экономике опирается на следующие основные классификационные признаки:

1) форма товародвижения, которая в основном определяет характер физического распределения товаров и услуг. Теория и практика товародвижения в этом смысле различают: транзитную и складскую формы товародвижения. Первая характеризуется отсутствием промежуточных звеньев в цепи товародвижения от производителя к потребителю; вторая, напротив, предполагает наличие самых разнообразных коммерческих посредников, формирующих звенья логистических целей товародвижения;

2) степень участия посредников в организации товародвижения. Общепризнанным считается дифференциация форм товародвижения по данному классификационному признаку на прямое, эшелонированное и смешанное. Прямые формы товародвижения характеризуются физическим отсутствием посредников между поставщиками и потребителями; эшелонированные не редко включают самых разнообразных посредников, начиная с транспортных организаций и заканчивая консалтинговыми фирмами; смешанные предполагают сочетание прямых и эшелонированных форм товародвижения в процессе организации рыночных трансакций;

Таблица 2. Типология содержания и форм организации товародвижения _в рыночной экономике [5, ^101]_

Классификационный признак Тип товародвижения

Форма товародвижения Транзитная

Складская

Степень участия посредников Прямые

Эшелонированные

Смешанные

Уровень сервиса С частичным обслуживанием

С комплексным обслуживанием

По характеру регулирования Регулируемые государством

Саморегулируемые

По характеру хозяйственных связей Прямые длительные хозяйственные связи

Краткосрочные хозяйственные связи

Спонтанные хозяйственные связи

По видам рынков Рынок продукции производственно-технического назначения

Рынок товаров широкого потребления

Рынок услуг

По формам расчетов Наличный оборот

Безналичный оборот

Бартер

Масштаб распространения Локальный

Региональный

Национальный

Международный

Глобальный

Форма представления Реальное

виртуальное

3) уровень сервиса, который в целом характеризует степень адекватности форм товародвижения требованиям рыночной экономики. В настоящее время в экономически развитых странах организация товародвижения имеет большую или меньшую степень сервисной поддержки. Исходя из этого, мы выделяем две формы товародвижения: с частичным обслуживанием и с комплексным обслуживанием клиентов;

4) по характеру регулирования, что чаще всего выражается в степени вмешательства государства в организацию процесса товародвижения. Строго говоря, даже на рынке совершенной конкуренции нельзя обойтись без регулирующей роли государства в организации товародвижения. Крайней формой выражения регулирующей роли государства в организации товародвижения является фондирование и лимитирование ресурсов со стороны государства. По мере зрелости рыночных отношений происходит трансформация непосредственного государственного регулирования в механизмы саморегулирования товародвижения. Отсюда вполне допустимым считаем выделение двух типов товародвижения: регулируемое государством и саморегулируемое;

5) по характеру хозяйственных связей, устанавливаемых между участниками процесса товародвижения. Если принять в расчет только срок действия хозяйственных связей, то все разнообразие форм товародвижения можно свести в три группы; во-первых, это прямые длительные хозяйственные связи; во-вторых, это краткосрочные хозяйственные связи и в третьих, это разовые или спонтанные поставки товаров и услуг;

6) по видам рынков, где определяющим признаком выступает объект рыночных трансакций. Признавая в качестве таковых продукцию производственно-технического назначения, товары широкого потребления и услуги, мы можем с полным основанием говорить об организации товародвижения соответственно на рынке продукции производственно-технического назначения, на рынке товаров широкого потребления и на рынке услуг;

7) по формам расчетов, возникающих в процессе товародвижения. Товародвижение, опосредованное наличными деньгами можно определить как наличный оборот; опосредованное безналичной формой расчетов - как безналичный оборот и использующий различные формы взаимозачета -преимущественно бартер;

8) по масштабу распространения, когда в расчет принимаются в основном географические границы рынков. Предлагается различать локальное товародвижение, ограниченное рамками муниципального образования; региональное товародвижение, охватывающее совокупность географически взаимосвязанных территорий; национальное товародвижение, которое преимущественно ограничивается рамками национальных образований; международное товародвижение, которое формируется на базе межгосударственного товарного обмена; глобальное товародвижение, которое охватывает практически все страны и континенты;

9) форма представления, которая существенно меняется по мере развития информационных технологий товародвижения. Традиционная форма предполагает реальное физическое перемещение товаров и услуг; а на электронном рынке преимущественной формой товародвижения становится виртуальное товародвижение.

Содержание и формы организации товародвижения в основном определяются уровнем развития производительных сил общества. В условиях экономического роста, объективно происходит наращивание объемов товародвижения, обогащение его структуры, рост качества обслуживания и т.д.; напротив, в условиях кризиса производства интенсивность и качество товародвижения снижаются, что в конечном счете отрицательно сказывается на удовлетворении нужд и потребностей населения. Подтверждением сказанному могут служить основные показатели экономики Российской Федерации в 2015году (табл.3).

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №4 (14), 2016 143 Таблица 3. Основные показатели развития экономики, %, г/г [4, ^ 5]

Показатель 2014 г. 2015 г.

декабрь январь-декабрь декабрь январь-декабрь

ВВП 101,1 100,7 96,5 96,3

Индекс потребительских цен, на 102,6 111,4 100,8 112,9

конец периода

Индекс промышленного произ- 103,9 101,7 95,5 96,6

водства

Обрабатывающие производства 104,1 102,1 93,9 94,6

Индекс производства продукции 104,0 103,5 103,6 103,0

сельского хозяйства

Инвестиции в основной капитал 97,1 98,5 91,9 91,6

Объемы работ по виду деятель- 99,6 97,7 98,5 93,0

ности «Строительство»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ввод в действие жилых домов 111,1 118,2 86,8 99,5

Реальные располагаемые денеж- 92,4 99,3 99,3 96,0

ные доходы населения

Реальная заработная плата ра- 96,0 101,2 90,0 90,5

ботников организаций

Среднемесячная начисленная 42136 32495 42684 33925

номинальная заработная плата

работников организаций, руб.

Уровень безработицы к эконо- 5,3 5,2 5,8 5,6

мически активному населению

Оборот розничной торговли 105,1 102,7 84,7 90,0

Объем платных услуг населению 102,4 101,3 96,3 97,9

Экспорт товаров, млрд. долл. США 38,4 497,8 27,7 339,6

Импорт товаров, млрд. долл. США 24,5 308,0 17,3 194,0

Средняя цена за нефть Urals, 61,1 97,6 36,4 51,2

долл. США/баррель

По итогам 2015 года, по первой оценке Росстата, ВВП снизился на 3,7% к предыдущему году. В декабре, по оценке Минэкономразвития России, снижение составило 3,5% в годовой оценке. В потребительских отраслях продолжилось сокращение производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака, текстильного и швейного производства; восстановился рост в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви. Спад инвестиций в основной капитал продолжился. В декабре снижение сезонно очищенной динамики составило, по оценке Минэкономразвития России, 1,3% (в октябре - снижение на 0,3%, в ноябре - на 1,1%). Годовые темпы снижения инвестиций замедлились до 8,1% против 6,5% в ноябре. Снижение оборота розничной торговли с учетом сезонной корректировки в декабре, по оценке Минэкономразвития России, продолжилось, но темпы снижения замедлились до -0,3% с -0,8% в ноябре. Снижение платных услуг населению в декабре также несколько замедлилось - до -0,5% против снижения на 0,7% в ноябре. Уровень безработицы (с исключением сезонного

фактора) в декабре составил 5,8% от экономически активного населения, как и в предыдущем месяце. Снижение реальной заработной платы с исключением сезонного фактора в декабре, по предварительным данным, ускорилось до -0,9% после стабилизации в ноябре. Реальные располагаемые доходы в декабре вновь вернулись в область положительных значений. Прирост составил 1,9% к предыдущему месяцу с учетом сезонной корректировки (в ноябре - -1,3%). Экспорт товаров в 2015 г., по оценке, составил 339,6 млрд. долл. США (падение на 31,8 % к 2014 году). Импорт товаров в 2015 году, по оценке, составил 194,0 млрд. долл. США (снижение на 37,0 % к 2014 году). Положительное сальдо торгового баланса в 2015 году, по оценке, составило 145,6 млрд. долл. США, относительно 2014 года снизилось на 23,3 процента. По данным Росстата, инфляция в декабре 2015 г. составила 0,8%, с начала года -12,9%, в среднем за год к предыдущему году -15,5% (в 2014 г.: с начала месяца - 2,6%, с начала года -11,4%, в среднем за год к предыдущему году -7,8%), [4, с.3-4].

Общая цель развития производства - это удовлетворение постоянно растущих потребностей общества при минимуме совокупных затрат. Конечно имеется в виду не только, и не столько минимизация затрат на товародвижение, сколько общих затрат в процессе производства, распределения, обмена и потребления товарно-материальных ценностей и услуг. Если рассматривать сокращение затрат товародвижения, как одну из форм субоптимизации в рамках общей (глобальной) оптимизации общественного производства, то вполне правомерно говорить о необходимости разработки и реализации комплексной системы товародвижения в народном хозяйстве.

Список литературы

1.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер с англ., 4-е издание.- М.: "Дело ЛТД", 1994. - 720 с.

2.Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать р ынок / Ф. Котлер - М.: Издательство АСТ, 2009.-230 с.

3. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учебник

/ Под общ. научной ред. проф. А.В.Зырянова. - Екатеринбург: Солярис. 2005.- 178 с.

4. Об итогах социально-экономического развития российской федерации в 2015 году. Министерство экономического развития российской федерации (Минэкономразвития России). Москва: февраль, 2016.- 206 с.

5. Стаханов Д. В. Теоретико-методологические основы логистизации региональных систем товародвижения. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук/ Ростов-на-Дону, 2002.

6. Стаханов Д.В., Мамонтова К. А. Использование логистического менеджмента в региональных системах товародвижения. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2013. № 1 . С. 201-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.