Научная статья на тему 'Типология синдрома дефицита внимания у детей с эпилепсией'

Типология синдрома дефицита внимания у детей с эпилепсией Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
391
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / ЭПИЛЕПСИЯ / EPILEPSY / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / CHILDREN AND ADOLESCENTS / ТИПЫ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА / TYPES OF HYPERKINETIC DISORDER

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Гасанов Рауф Фаикович, Макаров Игорь Владимирович

В статье описаны современные представления гетерогенности группы пациентов с синдромом дефицита внимания, страдающих эпилепсией. Определены основные типы гиперкинетического расстройства (симптоматический и идиопатический), описана феноменология каждого из них. Отмечены основные клинические признаки, определяющие эти состояния, наиболее распространенные сопутствующие синдромы и их особенности при каждом выделенном типе гиперкинетического расстройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of attention deficit disorder in children with epilepsy

The present study examines the current perceptions of the heterogeneity of a group of patients with attention deficit disorder and epilepsy. The basic types of hyperkinetic movement disorder, symptomatic and idiopathic, are identified and the phenomenology of each of them is described. The principal clinical features defining these conditions are highlighted, as well as the most common associated syndromes and their peculiarities for each particular type of hyperkinetic disorder.

Текст научной работы на тему «Типология синдрома дефицита внимания у детей с эпилепсией»

ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

© Р.Ф. Гасанов, И.В. Макаров, 2011 УДК 616.853-008.6-053.2(045)

Для корреспонденции

Гасанов Рауф Фаикович - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения детской психиатрии ГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» Адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 3 Телефон: (812) 412-90-34 E-mail: [email protected]

Р.Ф. Гасанов, И.В. Макаров

Типология синдрома дефицита внимания у детей с эпилепсией

ГУ «Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева», Санкт-Петербург

The Bekhterev Psychoneurogical Research Institute, St. Petersburg

#

Typology of attention deficit disorder in children with epilepsy

R.F. Gasanov, I.V. Makarov

The present study examines the current perceptions of the heterogeneity of a group of patients with attention deficit disorder and epilepsy. The basic types of hyperkinetic movement disorder, symptomatic and idiopathic, are identified and the phenomenology of each of them is described. The principal clinical features defining these conditions are highlighted, as well as the most common associated syndromes and their peculiarities for each particular type of hyperkinetic disorder. Key words: attention deficit hyperactivity disorder, epilepsy, children and adolescents, types of hyperkinetic disorder

В статье описаны современные представления гетерогенности группы пациентов с синдромом дефицита внимания, страдающих эпилепсией. Определены основные типы гиперкинетического расстройства (симптоматический и идиопатический), описана феноменология каждого из них. Отмечены основные клинические признаки, определяющие эти состояния, наиболее распространенные сопутствующие синдромы и их особенности при каждом выделенном типе гиперкинетического расстройства.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, эпилепсия, дети и подростки, типы гиперкинетического расстройства

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), иначе называемый гиперкинетическим расстройством (МКБ-10), определяется как хроническое непроцессуальное расстройство, начинающееся в раннем детстве и имеющее среди основных симптомов дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность (основные признаки по DSM-IV) в сочетании с интеллектуальным развитием, соответствующим возрастным нормам (дополнительные признаки по DSM-IV).

Одни авторы склонны рассматривать симптомокомплекс СДВГ у больных с эпилепсией как часть феноменологии изменения личности [8], другие - призывают дифференцировать СДВГ от расстройств, объединенных понятием минимальной мозговой дисфункции [5, 9]. Однако во всех случаях ученые сходятся во мнении относительно трудности диагностики СДВГ из-за обилия коморбидных расстройств и разнообразия патологических состояний.

Популяция детей и подростков с синдромом дефицита внимания, страдающих эпилепсией, представляют собой гетерогенную группу. На основании результатов клинических наблюдений [3] можно выделить типы гиперкинетического расстройства, которые включают различные варианты СДВГ, учитывают форму эпилепсии, а также

30

#

Р.Ф. Гасанов, И.В. Макаров

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью при эпилепсии

Тип гиперкинетического расстройства Вариант СДВГ Форма эпилепсии Сопутствующие психические расстройства

Идиопатический • С преобладанием дефицита внимания • С преобладанием импульсивности/гиперактивности • Смешанный вариант • Локально-обусловленная • Идиопатическая генерализованная • Церебрастенические синдромы • Неврозоподобные расстройства • Специфические расстройства школьных навыков

Симптоматический Смешанный вариант

преобладающие психопатологические синдромы (см. таблицу).

В зависимости от типа гиперкинетического расстройства СДВГ при эпилепсии можно подразделить на симптоматический и идиопатический.

Симптоматический тип гиперкинетического расстройства. В данном случае СДВГ действительно представляется синдромом (не расстройством).

В клинической практике встречаются дети, у которых на первый план выступает гипердинамический синдром, представленный преимущественно смешанным вариантом синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Акушерский анамнез данной группы пациентов отягощен, но наследственность психическими заболеваниями таких детей не отягощена. Инструментальные исследования обнаруживают с высокой частотой вероятности признаки резидуально-органического поражения головного мозга в виде участков глиоза, локального коркового атрофического процесса, асимметрии и увеличения желудочковых систем, нарушения мозгового кровотока как функционального, так и органического характеров. В ЭЭГ отмечаются высокий индекс медленных волн, сглаженность зональных различий и умеренное повышение индекса быстрой активности в передних отведениях. И хотя клиническая картина пациентов данной группы укладывается в рамки СДВГ, т.е. налицо признаки нарушения внимания, гиперактивность, импульсивность на фоне нормального для данной возрастной группы интеллекта, но на первый план выступают поведенческие нарушения. В первые годы жизни у детей чаще встречается энурез. По мере взросления эмоциональная лабильность трансформируется в дистимии, которые в отдельных случаях приобретают форму дисфорий. Нередко наблюдаются пропуски школы, побеги из дома, общения с детьми более старшего возраста, попытки употребления психоактивных веществ. Среди сверстников такие дети поначалу играют роль шутов, воруют деньги у родителей, чтобы расположить к себе сверстников, одноклассников. Речь и темпы мышления замедляются. Круг общения сужается. Такая картина напоминает психоорганический синдром, выражающийся в психопатоподобном расстройстве. На всех возрастных и клинических этапах терапия данной группы детей затруднена тем, что использование корректоров поведения

часто сопровождается парадоксальным эффектом, нередко неадекватна в терапевтических дозировках или приводит к выраженным побочным эффектам даже в минимальных дозах. Нейрометаболическая терапия, витаминотерапия не обеспечивают выраженной положительной клинической динамики или вовсе не эффективны.

Идиопатический тип гиперкинетического расстройства. В этом случае СДВГ представляется самостоятельным расстройством (не синдромом). Клиническая картина этой группы детей больше соответствует классическому определению СДВГ. При беседе с родителями часто выясняется, что мать или отец в детстве страдали подобным расстройством. В подавляющем большинстве случаев хотя бы у одного из родителей обнаруживается эмоциональная лабильность, актуальная и на момент обследования ребенка. Инст.рументальные исследования также могут обнаруживать признаки резидуально-органического поражения, но уровень, локализация повреждений не определяют клинику [1]. Нарушения кровотока в большинстве случаев носят функциональный характер и легко купируются сосудистыми препаратами. В ЭЭГ часто отмечается повышение индекса быстрой активности, медленноволновая активность не выражена. Но, в отличие от предыдущей группы пациентов, намного чаще регистрируется неспецифическая пароксизмальная активность, выражающаяся в виде генерализованных разрядов высокоамплитудных медленных волн на фоне гипервентиляции. Клиническая картина яркая. Среди сопутствующих расстройств наиболее часто встречаются расстройства обсессивно-компульсивного и невротического спектров. По мере взросления уровень гиперактивности снижается, но невнимательность и импульсивность сохраняются. На этом фоне снижаются самооценка, мотивация к достижению целей. Все это может привести к нарушению социальной адаптации. Дистимические и дисфорические проявления для данной подгруппы нехарактерны. Более характерны в данном случае поведенческие нарушения, которые являются вторичными и служат результатом той меры социальной адаптации, которую могут обеспечить собственные возможности. Корректоры поведения в данном случае эффективны, но действие их не является патогенетическим и ограничено периодом приема препаратов данной

Российский психиатрический журнал № 1, 2011

31

ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

#

группы. Ноотропная терапия (особенно холинотроп-ная) приносит быстрый и ожидаемый успех. Она также эффективна только в период использования, однако по окончании каждого курса остаются хоть и небольшие, но стойкие положительные изменения.

Трудности диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью связаны с обилием сопутствующих психических расстройств детского возраста. В каждом случае, однако, на первый план выступают признаки СДВГ как при симптоматическом, так и при идиопатическом типе гиперкинетического расстройства. При идиопатическом типе клинические признаки СДВГ по мере взросления ребенка остаются наиболее яркими симптомами, в отличие от симптоматического типа. Симптоматический тип гиперкинетического расстройства характеризуется стертой феноменологией с большим влиянием сопутствующих расстройств, относящихся к резидуально-органическим поражениям головного мозга, но на момент диагностики СДВГ, в большинстве случаев осуществляемой в 5-7-летнем возрасте пациентов, клиника формально соответствует диагностическим критериям. По мере взросления у детей, имеющих данный тип расстройства, основные симптомы СДВГ отодвигаются, уступая место сопутствующим психическим расстройствам, настолько, что диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» к подростковому возрасту пациентов становится неправомочным.

В соответствии с DSM-IV рассматриваются 3 варианта течения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: с преобладанием нарушения внимания, с преобладанием гиперактивности/ импульсивности, а также смешанный. В зависимости от преобладания той или иной группы критериев определяется вариант синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Если диагностические критерии в обеих группах измерений выражены ярко, то ставится смешанный вариант синдрома.

При идиопатическом типе гиперкинетического расстройства наблюдаются все 3 варианта СДВГ, при симптоматическом - только смешанный вариант. Это связано с тем, что феноменология симптоматического типа гиперкинетического расстройства определяется множеством нечетко выраженных симптомов, и только яркие проявления нарушения внимания, гиперактивности и импульсивности позволяют в данном случае выделить синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

У детей с СДВГ, страдающих эпилепсией, показатели импульсивности по шкале SNAP-IV обычно ниже, чем показатели нарушения внимания и гиперактивности. Симптоматический тип гиперкинетического расстройства у детей с эпилепсией часто преобладает вне зависимости от формы эпилепсии (локально-обусловленной и идиопатической генерализованной) и составляет 65%.

Для детей дошкольного возраста с идиопатической генерализованной формой эпилепсии характер-

ны варианты СДВГ с преобладанием нарушения внимания и гиперактивности/импульсивности, для детей раннего подросткового периода с идиопа-тической генерализованной формой эпилепсии -смешанный вариант СДВГ.

Длительность заболевания эпилепсией во многом определяет характер развития СДВГ, и отражая влияние эпилептогенеза на психическое развитие ребенка. В этих условиях форма эпилепсии играет большую роль. Так, у детей с длительностью заболевания эпилепсией от 1 года до 4 лет, страдающих идиопатической генерализованной формой эпилепсии, наиболее часто встречается вариант СДВГ с преобладанием нарушения внимания; с длительностью заболевания данной формой эпилепсией от 5 до 8 лет - вариант СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности. У детей с длительностью заболевания 1 год и более с локально-обусловленной формой эпилепсии характерно сочетание с вариантом СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности и смешанным вариантом.

При постановке диагноза «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» необходимо учитывать, что симптомы данного расстройства должны появляться до 8 лет, наблюдаться не менее полугода и не должны проявляться на фоне эпилепсии. Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» у детей с эпилепсией правомочен лишь в том случае, когда симптомы эпилептической болезни наблюдаются после появления симптомов СДВГ.

Развитие основных симптомов синдрома дефицита внимания у детей с эпилепсией определяется органическим поражением головного мозга, что подтверждается многими исследованиями [7, 11, 12]. В этих исследованиях подчеркивается, что рассматриваемые факторы не являются специфическими для СДВГ. Сравнительный анализ уровня участия этих факторов у детей трех групп (с СДВГ, с эпилепсией и с СДВГ в сочетании с эпилепсией) показал, что отсутствует принципиальная разница в превалировании какого-либо из рассматриваемых факторов. Однако интересен тот факт, что при прочих равных условиях у детей с перинатальной энцефалопатией СДВГ в сочетании с эпилепсией встречается достоверно чаще, чем у пациентов с эпилепсией без СДВГ. Это может объясняться врожденной слабостью компенсаторных процессов головного мозга у детей рассматриваемой группы.

Результаты нейрорадиологического исследования обнаруживают, что самой частой находкой среди структурно-морфологических изменений головного мозга у детей с СДВГ, страдающих эпилепсией, явились подкорковая (23%) и смешанная (22%) атрофии. Подобные изменения у детей данной группы выявлялись практически вдвое чаще, чем у детей с СДВГ без эпилепсии. Если рассматривать локализацию атрофического процесса

32

#

Р.Ф. Гасанов, И.В. Макаров

у детей с СДВГ, страдающих эпилепсией, то признаки подкорковой и смешанной атрофии встречаются намного чаще корковой (11%). Особый интерес представляет изменение удельного веса атро-фического процесса у детей с СДВГ, страдающих эпилепсией, по мере возрастания длительности заболевания эпилепсией. Уровни импульсивности, гиперактивности и нарушения внимания косвенно связаны с локализацией атрофического процесса у детей с СДВГ, страдающих эпилепсией: подкорковая атрофия связана с импульсивностью, а смешанная - с гиперактивностью и нарушением внимания. Такая картина наблюдается только при симптоматическом типе гиперкинетического расстройства. Во всех указанных случаях отмечалась прямая корреляция, свидетельствующая о прямо пропорциональной зависимости уровня выраженности основных симптомов от локализации атро-фического процесса, где наиболее достоверная связь обнаружена между смешанной атрофией и гиперактивностью (р<0,001).

У детей с СДВГ часто встречаются сопутствующие психические расстройства. Среди таких расстройств преобладают так называемые резидуально-органические нервно-психические расстройства [6], включая церебрастенические, неврозоподобные синдромы и специфические расстройства школьных навыков.

Церебрастенический синдром характеризуется «раздражительной слабостью», или низкой устойчивостью нервной системы к умственной и физической нагрузкам. Расстройства данного спектра могут возникать при различных нарушениях мозговой деятельности, чаще - при гипертензионно-гидроцефальном синдроме (повышении внутричерепного давления). Визуально у таких детей увеличены размеры головы, выпуклый высокий лоб, на лбу и висках выражен сосудистый рисунок (венозная сеть).

В неврологическом статусе этих детей наблюдаются моторная неловкость, нарушения мелкой моторики, неустойчивый эмоциональный тонус, для них характерна резкая смена настроения и плаксивость.

В некоторых случаях родители такого ребенка считают его не по годам развитым, ошибочно ориентируясь на хорошую механическую память, многоречивость, склонность к рассуждениям. Однако при более пристальном внимании выясняется, что развита формальная сторона речи при недостатках ее смысловой стороны, ослаблена логическая память.

Наиболее характерны для этих детей повышенная утомляемость и истощаемость, что проявляется в расстройствах внимания, слабости произвольной деятельности. И если, не учитывая возможностей ребенка, увеличивать учебную нагрузку, предъявлять непосильные требования, то увеличивается риск нервно-психического срыва, расстройств сна и нарушения регуляции вегетативных процессов.

Церебрастенические синдромы относятся к группе расстройств, наиболее часто встречающихся как у детей с СДВГ (36%), эпилепсией (33%), так и при сочетании перечисленных расстройств (40%). Среди клинических проявлений отмечаются явления повышенной истощаемости интеллек-туально-мнестических процессов, головные боли, головокружения, ослабление памяти, снижение устойчивости и объема внимания. У детей с СДВГ церебрастенические проявления растворяются среди основных симптомов и маскируются нарушением внимания и импульсивностью. Головные боли и головокружения объясняются окружающими гиперактивностью пациентов, которые «устали от постоянного движения». Аффективные нарушения в виде раздражительности, вспышек агрессии и других проявлений, сопровождающих церебрастении, у детей дошкольного возраста выражаются в виде эмоциональной лабильности и встречаются при СДВГ в 95% случаев, а при сочетании с эпилепсией -в 85%. Такой высокий процент аффективных нарушений при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью связан с тем, что эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам. Нарушены отношения и со сверстниками, и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей. Причина одиночества в этом случае другая, чем при тревожных расстройствах и шизоидном складе личности, когда дети боятся общения. Напротив, дети с СДВГ - экстраверты: они ищут друзей, но быстро теряют их. Из-за неприязни со стороны сверстников, из-за стремления верховодить они вынуждены общаться с самыми покладистыми или с младшими детьми. Трудно складываются отношения и со взрослыми. На детей, страдающих СДВГ, обычные наказания и поощрения не действуют. И родители, и учителя жалуются, что, несмотря на все наказания, ребенок продолжает вести себя плохо. Вместе с тем ни ласка, ни похвала не стимулируют хорошее поведение. Более того, поощрения должны быть очень весомыми, иначе ребенок будет вести себя хуже. Именно «невоспитуемость» в сочетании с импульсивностью - основной повод обращения родителей к психиатру.

При симптоматическом типе гиперкинетического расстройства в школьном возрасте аффективные нарушения могут приобрести вид аффективной взрывчатости или дистимических изменений настроения, чаще наблюдаемые у детей 10-11 лет с локально-обусловленной формой эпилепсии и смешанным вариантом течения СДВГ. В подростковом возрасте (11-12 лет) церебрастенические синдромы выходят на первый план, их феноменология обогащается, отодвигая клинику СДВГ.

Российский психиатрический журнал № 1, 2011

33

ДЕТСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

#

При идиопатическом типе гиперкинетического расстройства по мере взросления эмоциональный фон ребенка стабилизируется начиная с 7-8-летнего возраста, а явления аффективной взрывчатости и дистимии нехарактерны. В целом церебрастении при данном типе гиперкинетического расстройства к подростковому возрасту ослабляются, уступая место клинике СДВГ.

Неврозоподобные расстройства. В основе неврозоподобных состояний лежит легкая резиду-альная церебральная патология вследствие дородового дизонтогенеза или перенесенных после рождения (чаще в раннем возрасте) заболеваний нервной системы травматической, инфекционной и другой этиологии. При клинических исследованиях у таких больных нередко обнаруживают неврологические микроорганические нарушения и легкую дисфункцию глубинных структур мозга - гипо-таламической области, ретикулярной формации, лимбической системы. Придается также значение врожденной (в том числе наследственной) неполноценности определенных функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма.

В клинике неврозоподобных расстройств у детей с СДВГ часто встречаются неврозоподобные тики, энурез, энкопрез, повышенный уровень тревоги и различного рода расстройства сна. Данный спектр сопутствующих расстройств одинаково часто наблюдается как при симптоматическом, так и при идиопатическом типе гиперкинетического расстройства.

Неврозоподобные тики отличаются тем, что не имеют характера насильственных гиперкинезов, как большинство тикозных расстройств. У детей с СДВГ они встречаются в 27% случаев, хотя при сочетании с эпилепсией данного рода расстройства не встречаются вовсе.

У детей с СДВГ часто наблюдается неврозопо-добный энурез. В отличие от невротического, этот вариант энуреза не связан со стрессом и переживаниями ребенка. Дети с неврозоподобным энурезом не волнуются по поводу своих «мокрых» ночей, только уже в подростковом возрасте они начинают осознавать необходимость избавления от заболевания. При неврозоподобном энурезе у ребенка отмечается очень глубокий сон. Многочисленные исследования показали, что у детей с неврозоподобным энурезом нарушена условно-рефлекторная связь между позывом к мочеиспусканию и пробуждением. Кроме того, характерно нарушение цикла секреции антидиуретического гормона, поэтому моча ночью у больных образуется в значительно большем количестве, чем у здоровых детей.

Ночной энурез у детей с СДВГ вне зависимости от типа гиперкинетического расстройства, встречается в 11% случаев, а при сочетании с эпилепсией -

в 13%. Частота встречаемости энуреза у детей с СДВГ зависит только от возраста больных, постепенно снижаясь и практически полностью исчезая к подростковому возрасту, и не зависит от формы эпилепсии и ее длительности.

Повышенный уровень тревоги у детей с СДВГ обнаруживается в 43% случаев, а при сочетании с эпилепсией еще чаще - в 72%. По данным R.S. Jensen (1995), 25% детей с СДВГ имеют высокий уровень тревожности [10]. Состояние ребенка с повышенным уровнем тревожности может быть обусловлено неуверенностью и сомнениями в своих силах и неумением эффективно строить отношения с другими людьми, особенно со сверстниками. Дети с СДВГ хуже адаптируются в новой обстановке и более подвержены воздействию негативных стрессовых факторов, что также увеличивает тревожный фон настроения ребенка. На этой почве нередко развиваются различные страхи (темноты, одиночества и др.). Чрезмерный страх делает ребенка пугливым и ранимым. У большинства пациентов с идиопатической генерализованной формой эпилепсии, страдающих СДВГ, наиболее часто высокий уровень тревоги и нарушения сна встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте, тогда как у детей с локально-обусловленной формой такие симптомы преобладают в подростковом возрасте.

Нарушение сна в виде сноговорения, затруднения засыпания, изменение соотношения фаз сна с преобладанием фазы медленного сна, нарушения режима сна у детей с СДВГ встречаются в 32% случаев, а в условиях сочетания с эпилепсией - в 43%. Связь симптомов СДВГ с расстройствами сна, по мнению И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой (2002), заключается в том, что, с одной стороны, нарушения сна служат причиной плохого поведения и повышенной невнимательности детей в школе [2], с другой стороны, гиперактивность и импульсивность таких детей затрудняют процесс засыпания. Нарушения сна у детей с СДВГ приводят к раздражительности, сонливости, приступам гнева и капризности в дневное время.

Специфические расстройства школьных навыков у детей с СДВГ наиболее часто выражаются в виде дислексии и дисграфии. Данные расстройства связаны с нарушением высших корковых функций с элементами агнозии, когда возникает сложность в процессе различения фигуры и фона, и недостаточности фонематического слуха, выражающийся в дифференциации сходных фонем на слух. Среди клинических признаков дислексии определяются замены близких по звучанию звуков и по оптическому сходству букв, изменение звукослого-вой структуры слова в виде пропуска согласных и гласных, добавление и перестановка звуков, пропуск слогов, недостаточность понимания прочитанного, аграмматизмы. Феноменология дисграфии выражается в виде оптических (трудность разли-

34

■■■

чения графически сходных букв), фонематических (трудность дифференциации акустико-артикуляци-онно сходных фонем) ошибок и дисорфография (грамматические ошибки) [4].

В общей популяции специфические нарушения чтения и письма у детей встречаются в 5-10% (так же как у детей с эпилепсией), тогда как у детей с СДВГ частота встречаемости подобных расстройств доходит до 42%. В тех случаях, когда СДВГ сочетается с эпилепсией, подобного рода нарушения наблюдаются в 26% случаев в равной степени как у детей с локально-обусловленной и идиопатической генерализованной формами эпилепсии.

Возрастная динамика психических нарушений у детей с идиопатической генерализованной формой эпилепсии отличается от таковой у детей с локально-обусловленной. Если повышенный уровень тревоги у детей с локально-обусловленной формой эпилепсии наблюдается в дошкольном и младшем возрасте, то при идиопатической генерализованной форме данный фактор чаще обнаруживается в подростковом возрасте. Если эмоциональная лабильность и церебрастенические симптомы

# гшгш тп

Р.Ф. Гасанов, И.В. Макаров

сопровождают детей с идиопатической генерализованной формой эпилепсии на всем протяжении от дошкольного до подросткового возраста, то у детей с локально-обусловленной формой эпилепсии эмоциональная лабильность и церебрастении чаще наблюдаются в подростковом возрасте.

Конечно, деление течения гиперкинетического расстройства на 2 типа во многом условны. Они удобны для ведения больного и применимы у впервые заболевших эпилепсией детей, наблюдавшихся ранее с СДВГ, а также в том случае, когда эпилептический процесс сразу и с успехом удается контролировать, сначала клинически, затем - клинико-электроэнцефалографически. В других случаях (резистентные, труднокура-бельные формы эпилепсии, сопровождающиеся частыми приступами) идиопатический тип гиперкинетического расстройства будет неизбежно приобретать черты симптоматического. А далее, при развитии типичных для эпилепсии психических феноменов, рассматривать синдром дефицита внимания в данном контексте будет неправомочно.

Сведения об авторах

Гасанов Рауф Фаикович - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения детской психиатрии ГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» E-mail: [email protected]

Макаров Игорь Владимирович - доктор медицинских наук, главный научный сотрудник, руководитель отделения детской психиатрии ГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева» E-mail: [email protected]

Литература

1. Алиханов А.А, Петрухин А.С. Нейровизуализация при эпилепсии: Пособие. - М.: ЛЕНОМ, 2001. - 240 с.

2. Брязгунов И.П, Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика, 2002. - 128 с.

3. Гасанов Р.Ф. Клинико-возрастные особенности синдрома нарушения внимания с гиперактивностью у детей с эпилепсией: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. -СПб., 2005. - 22 с.

4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Школа-пресс, 2001. - 128 с.

5. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. - 2002. - № 3. - С. 196-208.

6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.

7. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая гипоксия новорожденных: руководство для врачей. -СПб.: Питер, 2001. -224 с.

8. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрии. -М., 2001. - 624 с.

9. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные мозговые дисфункции в детском возрасте. - Н. Новгород, 1995. - 110 с.

10. Jensen P.S., Shervette R.E. Anxiety and depressive disorders in ADHD: new findings // Am. J. Psychiatry. - 1993. - Vol. 150. -P. 1203-1209.

11. Hill A, Volpe J.J. Ischemic and haemorrhagic lesions of newborn // Cerebrovascular Diseases in Children / Eds A.J. Reimondi, M. Choux, C. Di Rocco. - Stuttgart; N.Y.: Springer-Verlag, 1992. - P. 206-215.

12. Nelson K.B., Levinton A. Brain abnormality linked to ADHD // Am. J. Dis. Child. - 1991. -Vol. 145, N 11. - P. 1325-1331.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.